Учитель года, 2017 Методический семинар

Бращунова Ирина Михайловна

Материалы  методического семинара. Учитель года, 2017

Презентация . Методический семинар. Учитель года, 2017

Эссе " Я - учитель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса « Учитель года 2017»

Конкурсное задание « Я – учитель »

                                                                        Бращунова Ирина Михайловна

                                                                       МКОУ «СОШ № 12 г. Нижнеудинск»

                               

В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. Несмотря на то, что многие выпускники вузов, колледжей находят себя в областях, не связанных с профессиональной направленностью, я всегда хотела  работать по своей специальности - «учитель». И мне это удалось.

Такую специальность выбрала неспроста - для меня образцом настоящего учителя стали мои учителя: Романчугова Надежда Михайловна ( классный руководитель, учитель математики) и учитель русского языка и литературы Синельникова Тамара Ивановна ( к , сожалению, ее уже нет). А вот Надежда Михайловна по сей день, находясь на заслуженном отдыхе, остается верна своему делу. Это, поистине люди, которые « душой болели за своих подопечных», волновались, как за родных детей, давали не только хорошие  знания, а готовили нас к самостоятельной жизни, выбору профессии. Я сделала свой выбор - стала учителем. Поэтому для меня особенно важно с огромной ответственностью подходить к своему делу - учить, развивать, воспитывать подрастающее поколение.

Каких педагогических  принципов я  придерживаюсь в работе? В первую очередь, главного - знание своего предмета на высоком уровне, владение методическими техниками и приемами для того, чтобы донести содержание до каждого ученика. Ведь , чтобы учить, развивать, воспитывать  детей, учителю  необходимо самому в совершенстве владеть знаниями, которые он преподает, быть развитым, коммуникабельным ,разбираться в самом , казалось бы, простом, быть готовым ответить на любой вопрос.

Во-вторых, «не навреди».  Учителю необходимо обладать такими качествами, как терпение, внимание, дружелюбие, выдержка. Последнее просто необходимо современному учителю.  Очень важно продумывать заранее свои мысли, речь, действия перед учениками, их родителями. Держать себя в руках, как бы сложно не приходилось, ни в коем случае не унижать ребенка .Случается, что  порой одно неосторожно  сказанное слово  может перечеркнуть понимание между учителем и учениками. И, как следствие- конфликт. И сколько бы потом мы не говорили о том, что этот учитель хорош , факт остается фактом :  не сумел найти подхода к ребенку, не смог заинтересовать, понять, убедить. Думаю, лучше конфликт предупредить, чем  его разрешить.  

В- третьих, помнить, что ребенок – это  личность. Все дети разные, каждый ребенок     « ... прежде всего стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации», - говорит И.С.Якиманская, а значит, учителю просто необходимо помочь раскрыть эти способности, самоутвердиться в коллективе, научиться давать оценку своим знаниям, умениям, поступкам.  Иначе говоря, «признать  ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, который и составляет суть личностно-ориентированной  педагогики»

( И.С.Якиманская)

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. Каким должен быть современный учитель? Какова его роль в обществе? В чём же заключается миссия учителя? На мой взгляд, ответить кратко на эти вопросы не представляется возможным. А потому… считаю, что миссия учителя – воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей.  Сегодня, как никогда, школе необходимы компетентные, увлеченные, талантливые педагоги, которые идут в ногу со временем, используют  в своей работе инновации, различные методики,  владеют формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, исследовательская, лабораторные эксперименты, учат каждого ребенка самостоятельно мыслить. «Ученик учится сам, учитель создает условия для этого», - говорит Н.В. Галеева.

Поэтому, учителю надо определить цели и задачи ученика, выбрать здания, которые помогут их реализовать, и только потом - планировать собственные цели и задачи, которые теперь будут определять профессиональный успех учителя через успех ученика. Конечно же, нельзя забывать о том, что педагог должен повышать свою профессиональную компетентность, посещать семинары, выступать на лекториях, конференциях, делиться опытом с коллегами.

Помимо урочной деятельности  современному учителю «…необходимо уметь организовать и внеурочную деятельность: игровую, художественно-продуктивную, культурно – досуговую, развивать самостоятельность, познавательную активность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, культуру здорового образа жизни.» (статья 3.1.1. Проф.стандарт « Педагог»).  Помнить о том, что рядом живут люди и учить добру, милосердию, честности.  Быть нравственным примером для детей, соблюдать моральные  и этические нормы, которые являются главными в педагогической деятельности, одним словом,  во всем учитель должен стать  образцом  для ученика, для его духовно-нравственного развития и самосовершенствования.

Пожалуй, говорить о миссии педагога в современном мире  невозможно, не понимая смысла педагогической деятельности, который направлен на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Конечно, отчасти эту деятельность осуществляют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, различные производственные группы, а также средства массовой информации. Но основная роль отводится педагогу. Ведь еще древние мыслители - педагоги говорили о смысле и сущности педагогической деятельности, как необходимом условии  воспитания будущего поколения. Древнегреческий ученый и философ Платон привел очень точное сравнение, которое отображает всю важность профессии педагога: " Если башмачник будет плохо делать обувь, жители города будут немного хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, то в стране вырастет поколение дурных и невежественных людей". Действительно, если педагог будет пренебрегать своими обязанностями, то его воспитанники, которые являются будущим государства ,не имея должных знаний, навыков, умений и культурного воспитания, будут просто деградировать, а значит, погибнут.

Лично для себя я определила понятие смысла педагогической деятельности как создание каждому обучающемуся ситуации  успеха. Хочу сказать, что даже единичный случай успеха ученика может изменить отношение к стилю его деятельности, повысить самооценку, изменить отношения с окружающими, повысить мотивацию в обучении.

Успех в учении – это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Предполагая создавать ситуации успеха для обучающихся своих классов (а их у меня 4), задалась вопросом: успешна ли я сама? Не задумываясь, ответила: ДА! Я с радостью иду на работу. Позитивно отношусь к жизни, стараюсь находить в себе лучшие, благородные чувства и передавать их своим обучающимся, побуждать их к самосовершенствованию.

Известен афоризм: “Счастливого человека может воспитать только счастливый”. Если продолжить мысль, можно сказать и так: “Успех обучающемуся может создать тот педагог, который сам переживает радость успеха”.

Уверена, что мне удается  увлечь детей в процесс обучения и пережить ситуацию успеха, потому что  мои ученики рады меня видеть, общаться, раскрывать свои тайны и секреты, вместе переживать неудачи, быть довольными успехами, гордиться победами в школьных, муниципальных, региональных олимпиадах, конкурсах.  Одним словом, успешны мои ученики - успешна я.

Хотелось такими словами закончить свое эссе, однако стоит помнить, что среди положительного и хорошего в современном образовании есть немало проблем. На мой взгляд, самая главная проблема кроется в том, что современные дети привыкли

«требовать» от учителя того, что им хочется, получать знания в готовом виде, а не думать, стараться, добывать знания своим трудом, быть ответственными, выполнять свои обязанности.  Они с легкостью разбираются в современных информационных технологиях (отчасти это приносит свои плюсы), но  не прикладывают никаких усилий для самостоятельного выполнения домашних, творческих заданий, думая, что в будущем будут успешными. И пока у общества будет существовать мнение, что «учитель должен…», проблема решена не будет. Поэтому, сначала необходимо, чтобы  изменилось у детей и родителей отношение к учителю и образованию, чтобы те и другие ясно могли представить, кого они хотят видеть в будущем: образованного успешного творческого гражданина или выпускника, бесполезно проучившегося 11 лет, который в вряд ли сможет найти себя в нашей нелегкой жизни. Еще одна из проблем, по-моему, это пятибалльная система оценок. Установлены критерии, оцениваемые пятерками и за не достижение их следует оценка ниже(«4», «3»). Но ведь бывает, что ребенок выполняет задание сверх нормы, тогда как его оценить? Скорее всего, необходимы критерии оценивания успешных, «одаренных детей». Опять же, говоря о таких учениках, невольно задаешься вопросом, а сколько еще эти дети смогут сделать? Ведь, как правило, «одаренные дети» участвуют в мероприятиях класса и школы, в муниципальных, региональных конкурсах, олимпиадах, в различных проектах, не говоря уже об успеваемости в школе.  А другие ученики? Последние не хотят учиться. Почему? Основная причина - отсутствие интереса и мотивации. Большинство ходят в школу не по своему желанию, а потому что «так надо». Поэтому, в современном образовании на первом месте должны быть не своды правил и установки, а обучаемые. Система образования должна заинтересовывать, а не заставлять.

Образовательные учреждения должны побуждать к самостоятельному и командному поиску ответов, по достоинству оценивать неординарные подходы к решению задач и мотивировать к дальнейшим результатам. А для это многим педагогам стоит пересмотреть свои взгляды на современное образование, творчески подходить к подготовке к урокам, применять инновации, пополнять свой профессиональный опыт, БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ . Хотелось снова закончить свое письменное выступление, НО… Как можно не сказать о тех детях, которые находятся на индивидуальном обучении по состоянию здоровья. Круг их общения невелик: учитель, родители, СМИ, ИКТ. А основное общение с друзьями, где их найти? Ребенок хочет учиться в школе со своими одноклассниками. Но не может. Почему? Причин несколько: школы нуждаются в создании доступной среды для всех обучающихся, которая немыслима без удобного подъезда к зданию, пандусов, специально оборудованных туалетов, приспособленных  мест в столовой. Кроме того, в школах недостаточная материальная  база и дефицит узких специалистов:  психологов, дефектологов, логопедов. Для первой части вопроса решение считаю следующим: разработка и внедрение госпрограммы (например, под таким названием «Школа для всех и каждого»), в которой будут отражены возможности решения данных проблем (поиск спонсоров, инвестиции государства, помощь родителей таких детей). А по второй части вопроса отмечаю: к выбору профессии необходимо  подходить осознанно, а не ради получения документа о высшем образовании.

И  в заключении еще несколько слов о тех, за кого попросту «болит душа». Это дети с девиантным поведением.  Причины такого поведения разные: социально – педагогическая  запущенность, когда ребенок, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, глубокий  психический дискомфорт, вызванный  неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды. Свою долю вносят и средства массовой информации, кино - и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. Как помочь таким детям?

Пути решения этих проблем вижу в следующем: формировать интерес ребенка к общению со сверстниками и взрослыми и желание их понять, обычные беседы педагогов, родителей  о правилах общественного    поведения, повышение самооценки ребенка, организация деятельности , интересной ученику (исполнение роли в театральном кружке, участие в спортивной секции, походы, общественно полезный труд (уборка территории), ритмика), т.е. умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного ученика. Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, уважали, чтобы он был нужен, успешен в учебе, делах, мог реализовать себя, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя. Мудрая  китайская пословица  гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходных положений». В воспитании нет безвыходных положений, а, значит, нет и неисправных людей.

          Учителям посвящается…

 Учитель! Как много значит это слово!..

Ты мудрый наставник, творец, чародей!

Ты жизней и судеб великий спаситель!

Ты главный, родной на Земле для детей!

Здоровья, терпенья, успехов, вниманья,

Да, много, чего я хочу  пожелать,

Но самое главное  для вас в мире признанье,

Чтоб каждый ученик человеком смог стать!!!  ( автор: Бращунова И.М.)



Предварительный просмотр:

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года 2017»

Конкурсное задание «Методический семинар»

                                                                      Бращунова Ирина Михайловна

                                                                   МКОУ «СОШ № 12 г. Нижнеудинск»

Представление педагогической деятельности  в соответствии с требованиями ФГОС и стандартом «Педагог»

В современном мире все меняется с огромной скоростью. Меняется жизнь, люди, их взгляды на происходящее в науке и обществе, меняются и   подходы в обучении и воспитании детей. Какова же роль педагога в современном образовательном  процессе? Вспомним традиционный подход в образовании. Он  был построен на обучении всех без учета индивидуальных способностей, возможностей, потребностей учащихся, отсюда, как результат - отсутствие интереса, мотивации, отторжение процесса обучения в целом. В основе современного  урока постулат- учить каждого, с целью пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить навыки самообразования. Реализация данного постулата осуществляется через внедрение в образование  системно -деятельностного,  компетентностного подходов и как результат- повышение интереса к предметам и процессу обучения, повышение мотивации, а главное, сформированное умение учиться (я могу)  (СЛАЙД 2).

Исходя из целей образования, формулирую и задачи своей педагогической деятельности:

1.Использовать  новые подходы в образовании - компетентностный (обладание знаниями, помогающими судить о чём-либо), системно – деятельностный (возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях).

Как осуществить задуманное? (вторая задача)

2.Для этого необходимо применять новые технологии, позволяющие  работать с каждым учеником. (СЛАЙД 3)

Что представляет собой технология? Это составная процессуальная часть дидактической системы, которая имеет следующие характеристики: концептуальность      (опирается на определенную научную концепцию), системность (логика процесса, взаимосвязь частей), управляемость (целеполагание), эффективность (гарантировать достижения определенного стандарта обучения)

Моя педагогическая деятельность основана на технологиях: «Технологии развития критического мышления, Исследовательского  обучения,  Кейс-технологии»

О  каждой из них по порядку…

Технология развития критического мышления (ТРКМ)    направлена на формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость рефлективность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Структура  урока по технологии развития критического мышления:

первая стадия - «вызова»: у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала;

вторая стадия – «осмысление»,  происходит осмысленная работа ученика с текстом. Главные задачи данной фазы:  получение информации, соотнесение нового материала с известным, систематизация,  отслеживание собственного понимания;

третья стадия - стадия «рефлексии». Ученик формирует собственное отношение к изучаемому материалу, формулирует вопросы для дальнейшего продвижения в обучении. Происходит выведение знания на уровень понимания и применения, рефлексия своего процесса учения.

На уроках применяю следующие приемы ТРКМ:

- чтение с остановками 

Этот прием помогает выражать свои мысли ученику, понимать и осмысливать прочитанное, видеть проблему, обозначенную автором,  но учителю важно найти оптимальный момент для остановки при чтении;

-чтение с пометками (СЛАЙД 4)

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную. Можно использовать цвета. Данный приём снимает проблему неосмысленного чтения и конспектирования

-лови ошибку

Предлагаю заведомо текст с ошибками, который необходимо исправить, часть ошибок исправляют сразу (опора на знания), остальные – в конце урока после изучения новой темы.

-синквейн (СЛАЙД 5)

           -верные, неверные утверждения

Показанные примеры доказывают, что технология развития критического мышления – это целостная  система, формирующая  умения и навыки работы с информацией на уроках русского и литературы, а именно: умение ориентироваться в источниках информации, понимать прочитанное,  оценивать информацию с точки зрения её важности, выделять главное, критически оценивать новые знания, делать выводы, а это и есть формирование у учащихся  личностных и метапредметных умений (СЛАЙД 6)

Исследовательское обучение - технология, которая выстраивается по следующим последовательным этапам:

Формулировка целей, работа с источниками, анализ материалов, выводы, обобщение и систематизация собранного материала, выводов, оформление работ в соответствии с требованиями, подготовка защиты, отработка устного выступления, защита, анализ проделанной работы. На уроках русского языка и литературы в системе использую данную технологию: начинаю урок с того, что  на основе ранее полученных знаний предлагаю учащимся выполнить задание на повторение  с заранее предложенным вопросом - проблемой, на основе которого учащиеся формулируют  тему урока. (СЛАЙД 7)

 В последние годы  работа с одаренными учащимися для меня приобрела следующий смысл: принимаем  участие в школьных, региональных   научно-практических конференциях, где представляем на защиту исследовательские работы и учебно-исследовательские проекты (СЛАЙД 8).

Такой вид  деятельности позволяет школьникам  на практике использовать приобретенные  на уроках умения, у учащихся вырабатываются навыки публичных выступлений, умение слушать собеседника и задавать вопросы, критически осмысливать услышанное. Дети становятся уверенными в себе, учатся быть толерантными. А это и есть черты портрета  выпускника современной школы. (СЛАЙД 9)

Кейс-технология  - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

1 вариант - обучаемые изучают материалы кейса заранее, знакомятся с рекомендованной преподавателем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

2 вариант - обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.

3 вариант - обучаемые получают кейс на занятии и работают с ним. Этот вариант подходит для небольших по объему кейсов, их можно использовать в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике ( работа проходит в группах)

             Кейс

Урок литературы в 8 классе по творчеству И.С.Тургенева. Повесть «Ася»

Если бы вам было необходимо написать продолжение повести, то, что бы там оказалось? Напишите заключительную часть повести (СЛАЙД 10)

На основе кейс - технологии у учащихся формирую умение  работать с текстом, создавать  авторский  продукт, принимать решения, действовать в новой ситуации, решать  проблемы, осваивать способы  сбора данных ( СЛАЙД 11)

Итак, какие же результаты использования названных технологий мной получены?  Они приведены ниже.

1.Повышение мотивации к обучению: на начало учебного  года по данным психологического исследования в  5 «А» классе (28 человек)  повышенная мотивация у 11 учащихся - это 39%,  на конец учебного года у 18 учащихся  – это 64%

2. Сформированность  информационных  умений на начало   года:

повышенный уровень - 2 /7 %

базовый уровень -  21 /75%

низкий уровень  - 5 /18 %

3. Сформированность  информационных  умений на конец  года:

повышенный уровень - 4/14%

базовый уровень -  20 /71%

низкий уровень  - 4 /14%

4. Качество обученности стартовая работа:

повышенный уровень - 9/32%

базовый уровень -  16/57%

низкий уровень  - 3 /11%

5. Качество обученности комплексная работа:

повышенный уровень - 9/32%

базовый уровень -  18/64%

низкий уровень  - 1/4%

 Обобщая сказанное выше, отмечаю, что использование инновационных технологий, их приемов позволяет ребенку раскрыться, повышает мотивацию, интерес к обучению, формирует умение работать в группе, самостоятельно определять цели обучения, планировать пути их достижения, а главное - результат виден у каждого. Результаты диагностик в классах, где они используются, выше, чем у других классов, а ряд учащихся улучшили свой уровень обучения с базового до повышенного, с низкого до базового. (СЛАЙД12)

Любые достижения в процессе обучения  требуют оценивания деятельности  ребят. В своей практике использую формирующее оценивание, а именно: «Оценочные рубрики» ( описание оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные  результаты и достижения учеников) для проверки домашнего задания, написания письменных работ, выполнения презентаций, оценивания убедительной речи. В рубриках описываются различные уровни достижения желаемого результата или сформированности умения: от начального до образцового.  Это помогает мне и ученикам определить, на каком уровне он  находится, чего ему не хватает, чтобы достичь образцового уровня, что дальше предстоит сделать. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих баллов. При оценивании в классе рубрики показывают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются достижения разных учеников. В качестве примера предлагаю рубрику оценивания домашнего задания, в которой показаны уровни от неспособности справиться до образцового результата. Это и есть   умения моих  учеников (СЛАЙД13).

При написании исследовательских работ, выполнении проектов, творческих групповых работ  применяю листы самооценки учащихся, где дети самостоятельно оценивают себя, одновременно такой лист у меня, фиксирую работу каждого в группе (СЛАЙД14).

Интерес представляет для учащихся ТЕТРАДЬ-ПАСПОРТ, в которой ученик с 5-6  класса записывает свои желания, возможности оценивать умения по русскому языку и литературе. В тетради 6 разделов, в разделе «ЕСТЬ» делаю записи сама, остальные заполняют учащиеся. По записям учащихся отмечаю сферу их  интересов, возможность оценить свои умения и навыки, а для себя - вношу коррективы и изменения в учебные планы, программы, отмечаю работу каждого ученика, успехи и неудачи в усвоении каждым ребенком учебного материала(СЛАЙД 15)

Исходя из интересов учащихся в тетради - паспорте, продолжаю работу во внеурочной деятельности, т.к. на уроке просто невозможно все успеть из-за недостаточности времени, да и желания учащихся здесь не всегда исполнишь.

Согласно  профессионального стандарта « Педагог» (где прописаны трудовые функции педагога) учитель в современной школе является не только учителем-предметником, но и организатором внеурочной деятельности. Согласно  ФГОС ООО п.13 внеурочная деятельность ООП ООО направлена на формирование общей культуры духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития учащихся, их саморазвитие и самовоспитание, обеспечивающих социальную успешность развития творческих, физических способностей, сохранения и укрепления здоровья . ООП ООО реализуется через урочную и внеурочную деятельности.  

Всю свою педагогическую деятельность я являюсь классным руководителем.  На  практике использую такие формы внеурочной деятельности, как экскурсии               (последняя – в Локомотивное депо ст. Нижнеудинск с целью - получить информацию о выборе профессии в будущем), походы (на основе впечатлений дети создают  свои творческие работы), провожу тематические классные часы (ребята сами определяют тему по желанию в группе, готовят классный час), а также классные часы с выпускниками школ (цель-профориентация  учащихся), еженедельные  пятиминутные беседы-сообщения « Это интересно» (о любых предметах, явлениях дети  сообщают самые интересные факты). Стали любимыми для ребят « Дни имени», где поздравляем именинников с днем рождения. Являемся  активными читателями детской городской библиотеки, где знакомимся с новыми авторами, их книгами, здесь же на тематических классных часах узнаем  сведения из истории России,  празднуем  Рождество. Ежегодно становимся победителями в   предметных неделях, проводимых в школе. (СЛАЙД 16,17)

С 2016 года являюсь руководителем школьного театрального кружка « Юность». Совместно с ребятами выбираем сценарии для постановок, учим роли, готовим костюмы. Последняя постановка (« Спор овощей») была показана учащимися ребятам начальной школы. Организуя внеурочную деятельность, привлекаю родителей учеников  (провожу опрос-анкету на собрании об их возможностях и желаниях в проведении мероприятий школы и класса).  Это сопровождение на отдых в лес, совместная подготовка к выступлениям (шьют костюмы), помогают оформить выставки, провести школьные и классные  мероприятия, праздники, акции. Участвуют в оформлении школьного двора как летом, так и зимой. Присутствуют  на промежуточной аттестации учеников (экзамены, зачеты), выступая после на родительских собраниях с вопросом о подготовке ребят к итоговой аттестации.

Современное образование отводит важную роль профессиональному мастерству педагога. Ведь еще Сенека говорил: «Сколько бы ты ни жил, всю жизнь следует учиться». А потому, чтобы быть в курсе всех событий, изменений в образовании, повышаю уровень профессионального мастерства: участвую в вебинарах, конференциях, прохожу курсы повышения квалификации, изучаю программы, учебники, методические пособия,  участвую в инновационной деятельности в составе рабочей группы, в МО, в профессиональных конкурсах мастерства, посещаю уроки коллег.(СЛАЙД 18)

Однако до сих пор остаются трудности, с которыми сталкиваюсь в своей профессиональной деятельности: повышение качества образования, работа с детьми            «группы риска» и девиантным поведением. А, значит, еще предстоит работать…(СЛАЙД 19)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и проф ессиональным стан дартом « Педагог» Учитель русского языка и литературы, ВКК Бращунова Ирина Михайловна МКОУ «СОШ № 12 г.Нижнеудинск»

Слайд 2

Современный урок. Каким ему быть… Современный урок учить каждого, с целью пробудить у ученика интерес к предмету и процессу обучения, а также развить навыки самообразования (я могу) Традиционный подход Поиск продуктивных подходов в образовании построен на обучении всех без учета индивидуальных особенностей , возможностей, потребностей учащихся, отсюда, как результат- отсутствие интереса, мотивации, отторжение процесса обучения в целом задачи педагогики

Слайд 3

Задачи моей профессиональной деятельности 1. Использовать новые подходы в образовании- компетентностный (обладание знаниями, помогающими судить о чём-либо), системно-деятельностный ( возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия –готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях). 2. Как осуществить задуманное? (вторая задача) Для этого необходимо применять образовательные технологии , позволяющие работать с каждым учеником.

Слайд 4

Технологии, применяемые мною на уроках ТРКМ (технология развития критического мышления) Критическое мышление - это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата Д. Халперн Чтение с остановками Рассказ Л.Н.Толстого « После бала»… С бала я уехал в пятом часу … Когда я вышел на поле, я увидел что-то большое, черное и услыхал звуки флейты и барабана. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. «Что это такое?»- подумал я. -Как вы думаете, ребята, а что за музыка это была? Выскажите свои предположения. Учащиеся анализируют, предполагают , что ожидает их в конце произведения, а после прочтения сравнивают предполагаемое с очевидным Чтение с пометками - Отметьте слова, которые были новыми, непонятными в тексте

Слайд 5

Лови ошибку Урок русского языка в 5 классе « Правописание -ТСЯ и - ТЬСЯ в глаголах» - Прочитайте текст , исправьте ошибки. Какие слова остались неисправленными? Почему? Взоопарке проживает много звирей . Крошечные медвежата ризвяться в своей клетке. Львенок пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них. Синквейн Тема урока : «Суффикс» Значимый новый находится служит образует еньк , ейш , айш морфема

Слайд 6

Верные-неверные утверждения Тема: « Имя прилагательное ». Задаю вопросы- утверждения: 1 Прилагательное- служебная часть речи 2. Изменяется по падежам, родам, временам и т.д Если согласны, ставят « +», нет «-» Показанные примеры доказывают , что технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую умения и навыки работы с информацией на уроках русского и литературы, а именно: 1.умение ориентироваться в источниках информации, 2.понимать прочитанное, оценивать информацию с точки зрения её важности, 3.выделять главное в информации, убирать второстепенную информацию, 4.критически оценивать новые знания ,делать выводы, а это и есть формирование у учащихся личностных и метапредметных умений

Слайд 7

Технология исследовательского обучения ЭТАПЫ: цели; работа с источниками; анализ материалов, выводов; обобщение и систематизация собранного материала; оформление работ в соответствии с требованиями; подготовка защиты; отработка устного выступления; защита; анализ проделанной работы Урок по теме « Правописание О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ» -Запишите число, а тему определим позже. Приготовьте оценочные листы 1 задание «Терминологический диктант» (по очереди называют утверждение, все отвечают словом) 1.Значимая часть слова, в служит для образования новых слов и т.д.10 вопросов А теперь последний вопрос мой: морфема, значимая, главная по отношению ко всем однокоренным словам .Итак, о какой морфеме идет речь в последнем вопросе? Какова тема нашего урока? Какие цели перед собой поставим? Прочитайте слова Приложить - прилагать, предложение- слагаемое . В чем разница в этих словах? От чего зависит выбор О и А в корнях? Сделайте вывод о буквах О и А в корнях слов. – От чего зависит их написание? Составьте памятку-алгоритм о правописании О и А в корнях. Итак, прочитайте свою памятку. Сформулируйте правило о правописании гласных О и А в корнях ЛАГ-ЛОЖ в словах. Прочитайте правило в учебнике на стр.33 и сравните с нашей памяткой. Здесь показано исследование и в начале урока , и при изучении темы

Слайд 8

Презентация учебно-исследовательских проектов учащихся 5 класса

Слайд 9

Результаты технологии исследовательского обучения

Слайд 10

Кейс-технология – это… создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни Этапы работы ученика с кейсом 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; 2этап — выделение основной проблемы (проблем), 3этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий Пример кейса Урок русского языка в 6 классе по картине А.М.Герасимова « После дождя» ( заранее собирают материал об авторе картины и о картине) Представьте, что вы посетили Иркутский художественный музей, где проходит выставка картин А.М.Герасимова . Что вы расскажете о картине « После дождя»? Напишите часть текста экскурсии

Слайд 11

Результаты « Кейс-технологии »

Слайд 12

Диагностика 5 «А»

Слайд 13

Формирующее оценивание, прием «Рубрика» Уровень достижений Общий подход Понимание Образцовый (5 баллов) Отвечает на вопрос Дает адекватный, убедительный ответ Логично и последовательно аргументирует ответ Использует приемлемый стиль и грамматику (ошибок нет) Демонстрирует точное и полное понимание вопроса Подкрепляет выводы данными и доказательствами Использует не менее двух идей, примеров и/или аргументов, поддерживающих ответ Адекватный (4 балла) Не отвечает на вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится Дает адекватный и убедительный ответ Логично и последовательно аргументирует ответ Использует приемлемый стиль и грамматику (ошибок нет) Демонстрирует точное, но всего лишь адекватное понимание вопроса, поскольку не подкрепляет выводы доказательствами или данными Использует только одну идею поддерживающую ответ Менее подробно Нуждается в улучшении (3 балла) Не отвечает на вопрос Не дает адекватных ответов Обнаруживает недопонимание, неправильные представления Не находит приемлемого стиля и грамматики (2 и более ошибок) Не демонстрирует точного понимания вопроса Не предоставляет доказательств в пользу своего ответа Не отвечает (0 баллов )

Слайд 14

Критерий самооценки Могу «+» Не могу «-» Сомневаюсь «+ -» Узнал много нового Работал в течение всего проекта Иногда помогал в работе Участвовал при исследовании категории состояния Делал выводы Проверял работу других Участвовал в защите проекта Не участвовал в работе Ожидал своей очереди Прием «Лист самооценки работы в группе

Слайд 15

Прием «Тетрадь- паспорт» - Предмет «Хочу» «Могу» «Есть» «Не могу» «Должно быть» Русский язык Научиться грамотно писать Грамотно и ясно писать сочинения. Выполнять творческие работы, фонетический разбор, пользоваться словарем Хотя знает теорию, не уверена у доски, иногда испытывает боязнь Диктанты пишу грамотно, но за разборы всегда получаю «4» Урок должен проходить в виде игры, чтобы было интересно. В кабинете должно бать больше репродукций

Слайд 16

Внеурочная деятельность В походе День Знаний Всегда первые !

Слайд 17

Внеурочная деятельность - В библиотеке Региональный конкурс чтецов С выпускниками школ Неделя филологии Музей одного писателя Работа над проектами

Слайд 18

открытые уроки, курсы повышения квалификации мастер-классы самообразование методические семинары, вебинары профессиональные конкурсы участие в инновационной деятельности Повышение профессионального мастерства

Слайд 19

И в заключении… Трудности в профессиональной деятельности: повышение качества образования, работа с детьми « группы риска» и девиантным поведением. Значит, еще предстоит работать… А потому… Учителям посвящается… Учитель! Как много значит это слово! Ты мудрый наставник, творец, чародей Ты жизней и судеб великий спаситель! Ты главный, родной на Земле для детей! Здоровья, терпенья, успехов, вниманья, Да, много, чего я хочу пожелать. Но самое главное для вас в мире признанье, Чтоб каждый ученик ЧЕЛОВЕКОМ мог стать!!! Автор : Бращунова И.М

Слайд 20

Спасибо за внимание