Группа 751

Яковлев Андрей Александрович

На данной странице студенты могут получить информацию по изучаемым предметам, задания для выполнения.

Все выполненные задания присылать на адрес электронной почты: andr.yakovleff2015@yandex.ru

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкционно–технологическая карта на выполнение практической работы № 7

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Статистика        

Тема: Ряды динамики

Наименование работы: Анализ основной тенденции ряда динамики

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а так же путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий;

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

Формируемые умения:

У 1. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач;

У 4. Выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы.

Приобретаемые знания:

З 4. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

З 6. Статистические наблюдения, сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных.

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Понятие динамического ряда 2. Понятие основной тенденции динамического ряда

Теоретическая справка

Ряд динамики - это числовые значения статистических показателей, изменяющихся во времени и расположенных в хронологической последовательности.

Основной тенденцией развития называется плавное и устойчивое изменение уровня во времени, свободное от случайных колебаний. Изучение тренда включает в себя проверку на наличие тренда, выравнивание временного ряда и непосредственно выделение тренда с экстраполяцией полученных результатов.

С этой целью ряды динамики подвергаются обработке следующими методами: а) сглаживания путем укрупнения интервалов во времени; б) выравнивания рядов динамики методом скользящей средней; в) аналитического выравнивания.

I метод. Первоначальный ряд динамики преобразуется и заменяется другим рядом, в котором показатели относятся к большим по продолжительности периодам времени, т.е. интервал укрупнен. Этот прием используется только для интервальных рядов динамики. Укрупнение производится до тех пор, пока не будет выявлена четкая тенденция развития явления, а уровни ряда охватывать большие периоды времени. Пример: имеются данные о производстве обуви за ряд лет (таблица 7.1), выявить тенденцию роста или снижения производства обуви методом укрепнения интервалов.

Таблица 7.1 – Данные о производстве обуви

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Производство обуви, млн. пар

680,0

683,0

550,0

670,0

685,0

690,0

В данном РД нечетко обозначена тенденция выпуска обуви.

Для выявления тенденции укрупним интервалы до 3-х лет и рассчитаем общий и средний выпуск обуви, используя среднюю арифметическую  (таблица 7.2)

Таблица 7.2 – Укрупненный ряд динамики

Годы

2012-2014

2015-2017

Всего

1913,0

2045

Среднегодовое

637,6

681,6

В этом ряду четко прослеживается тенденция роста выпуска обуви. Однако, не прослеживается процесс изменения явления внутри укрупненных интервалов.

II метод. Метод скользящей средней заключается в следующем: формируются укрупненные интервалы, состоящие из одинакового числа уровней. Каждый последующий интервал получаем, постепенно сдвигаясь от начального уровня ряда на один уровень. По укрупненным интервалам определяем среднюю из уровней, входящих в каждый интервал.

Пример: Известны следующие данные о рабочих днях и производстве продукции (таблица 7.3).

Для четкого проявления тенденции производства продукции необходимо укрупнить ряды динамики с интервалом в пять дней. Рассчитаем скользящую среднюю с интервалом в пять дней. Решение в таблице.

Таблица 7.3 – Ряд динамики

Рабочие дни

Продукция, тыс. руб.

Производство продукции за 5 дней, тыс. руб.

Скользящая средняя из 5 уровней, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

28

34

42

31

23

27

35

46

51

44

28+34+42+31+23=158

34+42+31+23+27=157

42+31+23+27+35=158

31+23+27+35+46=162

23+27+35+46+51=182

27+35+46+51+44=203

158:5=31,6

157:5=31,4

158:5=31,6

162/5=32,4

182/5=36,4

203/5=40,6

Получили новый РД, где четко прослеживается тенденция роста производства продукции.

Недостатки:

1. Невозможность получения всех уровней для сглаженного ряда. Число уровней в сглаженном РД меньше, чем в исходном, на (к – 1), где к – число периодов в укрупненном интервале (5 – 1) = 4, т. е. на 4.

2. Произвольность выбора интервала для определения скользящей средней.

Задание для выполнения

Торговое предприятие имеет следующие данные по товарообороту по годам:

Годы

Товарооборот, млн. руб.

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

726,0

759,0

623,0

840,0

701,0

684,0

657,0

741,0

783,0

Показать наличие тренда, проанализировать основную тенденцию имеющегося ряда методом укрупнения ряда и методом скользящей средней. Показать таблицей и графически.



Предварительный просмотр:

Тема 3.3. Индексы в статистике

  1. Понятие и виды индексов

Индекс – это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики), в пространстве (территориальные индексы), в выборе в качестве базы сравнения какого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств и т.п. Соответственно вводят индекс выполнения обязательств или, если плановый уровень сравнивается с уровнем предыдущего периода, – индекс планового задания.

В экономическом анализе индексы используются не только для сопоставления уровней изучаемого явления, но главным образом для определения экономической значимости причин, объясняющих абсолютное различие сравниваемых уровней.

Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если исследователь не интересуется структурой изучаемого явления и количественную оценку уровня в данных условиях сравнивает с такой же конкретной величиной уровня этого явления в других условиях.

Так, уровень товарооборота в виде суммы выручки от продажи товара в условиях отчетного года V1 сравнивается с аналогичной суммой выручки базисного года V0. В итоге получаем индивидуальный индекс товарооборота=V1 /V0.

Аналогичные индивидуальные индексы можно рассчитать и для любого интересующего нас показателя. В частности, поскольку сумма выручки определяется ценой товара (Ц) и объемом продаж в натуральном измерении (V), можно определить индивидуальные индексы цены  и количества проданных товаров – :  ;  .

С аналитической точки зрения  показывает, во сколько раз увеличилась (или уменьшилась) общая сумма выручки под влиянием изменения объема продажи в натуральных единицах.

Аналогично  показывает, во сколько раз изменилась общая сумма выручки под влиянием изменения цены товара. Очевидно, что  или  .

Вторая формула представляет двухфакторную индексную мультипликативную модель итогового показателя, в данном случае – объема товарооборота. Посредством такой модели находят прирост итога под влиянием каждого фактора в отдельности.

Так, если выручка от продажи некоторого товара возросла с 8 млн. руб. в предыдущем периоде до 12,18 млн. руб. в последующем и известно, что это объясняется увеличением количества проданного товара на 5 % при цене на 45 % большей, чем в предыдущем периоде, то можно записать следующее соотношение:

12,18 = 8 × 1,05 × 1,45 (млн. руб.).

Очевидно, что общий прирост выручки в сумме 12,180-8 = 4,180 млн. руб. объясняется изменением объема продажи и цены. Прирост выручки за счет изменения объема продажи (в натуральном выражении) составит  или в нашем примере  млн. руб.

Тогда за счет изменения цены данного товара сумма выручки изменилась на  -1) или  млн. руб.

Очевидно, что общий прирост товарооборота складывается из приростов, объясняемых каждым фактором в отдельности, т.е.  или  млн. руб.

Можно заметить, что существует и другой способ распределения общего прироста по факторам в двухфакторной индексной мультипликативной модели, а именно:  и

В нашем примере общий прирост выручки (4,18 млн. руб.) объясняется теперь:

изменением цены  млн. руб.;

изменением объема продажи  млн. руб.

Выбор конкретной формы разложения общего прироста итога должен определяться конкретными условиями развития изучаемого показателя, в данном случае – конъюнктурой спроса-предложения. В экономической практике и большинстве научных рекомендаций в настоящее время преобладает первое направление, когда сначала выясняют вклад в общий прирост количественного фактора при базисном уровне качественного признака (цен), а затем – вклад качественного фактора (цены) в расчете на отчетный уровень количественного показателя (объема – v).

Агрегатными называются индексы, которые строятся непосредственно по данным об индексируемых величинах и весах. Наиболее часто используются агрегатные индексы физического объема продукции, цен, товарооборота, себестоимости.

Общий индекс товарооборота от реализации  , где,- цена продукции в отчетном и базисном периодах соответственно; , - количество продукции в отчетном и базисном периодах соответственно.

Агрегатные индексы: физического объема продукции -  , цен -  . Связь индексов:  .

Абсолютное увеличение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным . За счет изменения физического объема продаж  , в том числе за счет изменения цен . Взаимосвязь абсолютных показателей:  

Пример: Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынке города за два периода:

Продукты

Продано (т)

Модальная цена, (руб. за 1 кг)

сентябрь

январь

сентябрь

январь

А

180

142

64,40

73,87

Б

375

390

87,18

88,20

В

245

308

38,28

40,15

Определите: 1. Общий индекс цен. 2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах. 3. Как повлияло изменение цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов. 4. Покажите взаимосвязь исчисленных индивидуальных и общих индексов.

Решение:

1. Общий индекс цен.  .

За счет изменения цен товарооборот вырос на 4,2%

2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах.

В фактических ценах .

В январе по сравнению с сентябрем товарооборот вырос на 6,7%.

В неизменных ценах  ,

За счет изменения объемов продаж товарооборот в январе по сравнению с сентябрем вырос на 2,4%.

3. Влияние цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов: ;  тыс. руб.

За счет изменения цен товарооборот в январе вырос по сравнению с сентябрем на 2318,5 тыс. руб.

4.Связь общих индексов:  . 1,067=1,042*1,023=1,067



Предварительный просмотр:

Инструкционно–технологическая карта на выполнение практической работы № 8

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Статистика        

Тема: Индексы в статистике

Наименование работы: Расчет индивидуальных и агрегатных индексов

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а так же путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 3.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий;

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

Формируемые умения:

У 1. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач;

У 4. Выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы.

Приобретаемые знания:

З 4. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

З 6. Статистические наблюдения, сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных.

Норма времени: 4 часа

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Понятие индекса; 2. Виды индексов; 3. Взаимосвязь индексов

Теоретическая справка

Индекс – это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях.

  1. Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если исследователь количественную оценку уровня в данных условиях сравнивает с такой же конкретной величиной уровня этого явления в других условиях.

Так, уровень товарооборота в виде суммы выручки от продажи товара в условиях отчетного года V1 сравнивается с аналогичной суммой выручки базисного года V0. В итоге получаем индивидуальный индекс товарооборота=V1 /V0.

Поскольку сумма выручки определяется ценой товара (Ц) и объемом продаж в натуральном измерении (V), можно определить индивидуальные индексы цены  и количества проданных товаров – :  ;  .

С аналитической точки зрения  показывает, во сколько раз увеличилась (или уменьшилась) общая сумма выручки под влиянием изменения объема продажи в натуральных единицах.

Аналогично  показывает, во сколько раз изменилась общая сумма выручки под влиянием изменения цены товара. Очевидно, что  или  .

Вторая формула представляет двухфакторную индексную мультипликативную модель итогового показателя, в данном случае – объема товарооборота. Посредством такой модели находят прирост итога под влиянием каждого фактора в отдельности.

Так, если выручка от продажи некоторого товара возросла с 8 млн. руб. в предыдущем периоде до 12,18 млн. руб. в последующем и известно, что это объясняется увеличением количества проданного товара на 5 % при цене на 45 % большей, чем в предыдущем периоде, то можно записать следующее соотношение:

12,18 = 8 × 1,05 × 1,45 (млн. руб.).

Очевидно, что общий прирост выручки в сумме 12,180-8 = 4,180 млн. руб. объясняется изменением объема продажи и цены. Прирост выручки за счет изменения объема продажи (в натуральном выражении) составит  или в нашем примере  млн. руб.

Тогда за счет изменения цены данного товара сумма выручки изменилась на  -1) или  млн. руб.

Существует и другой способ распределения общего прироста по факторам в двухфакторной индексной мультипликативной модели, а именно:  и

В нашем примере общий прирост выручки (4,18 млн. руб.) объясняется теперь:

изменением цены  млн. руб.;

изменением объема продажи  млн. руб.

Выбор конкретной формы разложения общего прироста итога должен определяться конкретными условиями развития изучаемого показателя, в данном случае – конъюнктурой спроса-предложения. В экономической практике и большинстве научных рекомендаций в настоящее время преобладает первое направление, когда сначала выясняют вклад в общий прирост количественного фактора при базисном уровне качественного признака (цен), а затем – вклад качественного фактора (цены) в расчете на отчетный уровень количественного показателя (объема – v).

  1. Агрегатными называются индексы, которые строятся непосредственно по данным об индексируемых величинах и весах. Наиболее часто используются агрегатные индексы физического объема продукции, цен, товарооборота, себестоимости.

Общий индекс товарооборота от реализации  , где,- цена продукции в отчетном и базисном периодах соответственно; , - количество продукции в отчетном и базисном периодах соответственно.

Агрегатные индексы: физического объема продукции -  , цен -  . Связь индексов:  .

Абсолютное увеличение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным . За счет изменения физического объема продаж  , в том числе за счет изменения цен . Взаимосвязь абсолютных показателей:  

Пример: Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынке города за два периода:

Продукты

Продано (т)

Модальная цена, (руб. за 1 кг)

сентябрь

январь

сентябрь

январь

А

180

142

64,40

73,87

Б

375

390

87,18

88,20

В

245

308

38,28

40,15

Определите: 1. Общий индекс цен. 2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах. 3. Как повлияло изменение цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов. 4. Покажите взаимосвязь исчисленных индивидуальных и общих индексов.

Решение:

1. Общий индекс цен.  .

За счет изменения цен товарооборот вырос на 4,2%

2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах.

В фактических ценах .

В январе по сравнению с сентябрем товарооборот вырос на 6,7%.

В неизменных ценах  ,

За счет изменения объемов продаж товарооборот в январе по сравнению с сентябрем вырос на 2,4%.

3. Влияние цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов: ;  тыс. руб.

За счет изменения цен товарооборот в январе вырос по сравнению с сентябрем на 2318,5 тыс. руб.

4.Связь общих индексов:  . 1,067=1,042*1,023=1,067

Задание для выполнения

  1. Объем товарооборота торгового центра вырос с 15,2 млн. руб. в 2016 году до 18,5 млн. руб. в 2017 году. При этом рост цен составил 22 %, а количество проданного товара в натуральном выражении увеличилось на 10 %. Определить, насколько увеличился товарооборот по причине роста цен, и насколько по причине роста количества проданного товара.

Задачу решить двумя способами. Сравнить результаты и сделать выводы.



Предварительный просмотр:

Инструкционно–технологическая карта на выполнение практической работы № 8

____________20  __ г.         

Группа _____

Дисциплина: Статистика        

Тема: Индексы в статистике

Наименование работы: Расчет индивидуальных и агрегатных индексов

Цели работы:

Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а так же путем самостоятельного поиска из источников

Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности

Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы

Формируемые компетенции:

ОК 3.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий;

ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.

Формируемые умения:

У 1. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач;

У 4. Выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы.

Приобретаемые знания:

З 4. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;

З 6. Статистические наблюдения, сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных.

Норма времени: 4 часа

Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов

Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet

Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены

Ход работы

Содержание работы и последовательность выполнения операции

Оборудование

Инструктивные указания

1

Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку

Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты

2

После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала

Выполненные работы

Контрольные вопросы: 1. Понятие индекса; 2. Виды индексов; 3. Взаимосвязь индексов

Теоретическая справка

Индекс – это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях.

  1. Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если исследователь количественную оценку уровня в данных условиях сравнивает с такой же конкретной величиной уровня этого явления в других условиях.

Так, уровень товарооборота в виде суммы выручки от продажи товара в условиях отчетного года V1 сравнивается с аналогичной суммой выручки базисного года V0. В итоге получаем индивидуальный индекс товарооборота=V1 /V0.

Поскольку сумма выручки определяется ценой товара (Ц) и объемом продаж в натуральном измерении (V), можно определить индивидуальные индексы цены  и количества проданных товаров – :  ;  .

С аналитической точки зрения  показывает, во сколько раз увеличилась (или уменьшилась) общая сумма выручки под влиянием изменения объема продажи в натуральных единицах.

Аналогично  показывает, во сколько раз изменилась общая сумма выручки под влиянием изменения цены товара. Очевидно, что  или  .

Вторая формула представляет двухфакторную индексную мультипликативную модель итогового показателя, в данном случае – объема товарооборота. Посредством такой модели находят прирост итога под влиянием каждого фактора в отдельности.

Так, если выручка от продажи некоторого товара возросла с 8 млн. руб. в предыдущем периоде до 12,18 млн. руб. в последующем и известно, что это объясняется увеличением количества проданного товара на 5 % при цене на 45 % большей, чем в предыдущем периоде, то можно записать следующее соотношение:

12,18 = 8 × 1,05 × 1,45 (млн. руб.).

Очевидно, что общий прирост выручки в сумме 12,180-8 = 4,180 млн. руб. объясняется изменением объема продажи и цены. Прирост выручки за счет изменения объема продажи (в натуральном выражении) составит  или в нашем примере  млн. руб.

Тогда за счет изменения цены данного товара сумма выручки изменилась на  -1) или  млн. руб.

Существует и другой способ распределения общего прироста по факторам в двухфакторной индексной мультипликативной модели, а именно:  и

В нашем примере общий прирост выручки (4,18 млн. руб.) объясняется теперь:

изменением цены  млн. руб.;

изменением объема продажи  млн. руб.

Выбор конкретной формы разложения общего прироста итога должен определяться конкретными условиями развития изучаемого показателя, в данном случае – конъюнктурой спроса-предложения. В экономической практике и большинстве научных рекомендаций в настоящее время преобладает первое направление, когда сначала выясняют вклад в общий прирост количественного фактора при базисном уровне качественного признака (цен), а затем – вклад качественного фактора (цены) в расчете на отчетный уровень количественного показателя (объема – v).

  1. Агрегатными называются индексы, которые строятся непосредственно по данным об индексируемых величинах и весах. Наиболее часто используются агрегатные индексы физического объема продукции, цен, товарооборота, себестоимости.

Общий индекс товарооборота от реализации  , где,- цена продукции в отчетном и базисном периодах соответственно; , - количество продукции в отчетном и базисном периодах соответственно.

Агрегатные индексы: физического объема продукции -  , цен -  . Связь индексов:  .

Абсолютное увеличение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным . За счет изменения физического объема продаж  , в том числе за счет изменения цен . Взаимосвязь абсолютных показателей:  

Пример: Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынке города за два периода:

Продукты

Продано (т)

Модальная цена, (руб. за 1 кг)

сентябрь

январь

сентябрь

январь

А

180

142

64,40

73,87

Б

375

390

87,18

88,20

В

245

308

38,28

40,15

Определите: 1. Общий индекс цен. 2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах. 3. Как повлияло изменение цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов. 4. Покажите взаимосвязь исчисленных индивидуальных и общих индексов.

Решение:

1. Общий индекс цен.  .

За счет изменения цен товарооборот вырос на 4,2%

2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах.

В фактических ценах .

В январе по сравнению с сентябрем товарооборот вырос на 6,7%.

В неизменных ценах  ,

За счет изменения объемов продаж товарооборот в январе по сравнению с сентябрем вырос на 2,4%.

3. Влияние цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов: ;  тыс. руб.

За счет изменения цен товарооборот в январе вырос по сравнению с сентябрем на 2318,5 тыс. руб.

4.Связь общих индексов:  . 1,067=1,042*1,023=1,067

Задание для выполнения

  1. Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынке города за два периода:

Продукты

Продано (т)

Модальная цена, (руб. за 1 кг)

сентябрь

январь

сентябрь

январь

А

340

380

72,2

74,1

Б

260

255

64,2

66,8

Определите: 1.Общий индекс цен. 2.Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах. 3. Как повлияло изменение цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов. 4. Покажите взаимосвязь исчисленных индивидуальных и общих индексов.



Предварительный просмотр:

У каждого студента свой вариант:

1. АБРАМОВИЧ

Билет 1

Вопрос: Рассказать об основных этапах статистического исследования и задачах статистического наблюдения

Задача. Кредиторская задолженность предприятий района за отчетный период характеризуется данными, тыс. руб.: 40, 60, 80, 50, 74, 90, 119, 45, 70, 92,100, 52, 67, 83, 70, 74, 63, 75, 85, 110.

1. Постройте ряд распределения предприятий по размеру кредиторской задолженности, образовав 4 группы с разными интервалами.

2. По данным ряда распределения определите

а) структуру предприятий по размеру кредиторской задолженности;

б) средний размер кредиторской задолженности;

2. ВАСЮХИН

Билет 2

Вопрос: Пояснить задачи и значение сводки. Простая и групповая сводка. Программа сводки

Задача. Эффективность работы предприятий в 1 полугодии характеризуется показателями:

Предприятия

Получено прибыли, млн. руб.

Рентабельность акционерного капитала, %

1

612

30

2

288

40

3

300

20

Определить средний процент рентабельности капитала предприятий акционерного общества

3. ГЛЕБОВА

Билет 3

Вопрос: Поясните, какие задачи решаются с помощью группировок. Виды группировок

Задача. Имеются следующие данные, млн. руб.:

Квартал

Остатки задолженности по ссудам на конец квартала

2001 г.

2002 г.

2003 г.

1

24

26

28

2

16

14

15

3

22

21

23

4

28

30

32

Исчислите индексы сезонности методом простой средней. Постройте график сезонности

4. ГРАФЧИКОВ

Билет 4

Вопрос: Расскажите о статистических таблицах, их видах; требованиях, предъявляемых к оформлению таблиц

Задача. Просроченная задолженность по оплате труда за январь-май характеризуется следующими данными:

Месяцы

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Задолженность, млн. руб.

42,0

52,2

64,3

51,4

54,6

Определить: 1. Среднемесячную задолженность; 2. Базисные и цепные темпы роста задолженности; 3. Среднемесячный темп задолженности

5. ГУМЕРОВ

Билет 5

Вопрос: Рассказать о графическом отображении статистических данных. Видах графиков и способах их построения

Задача. За отчетный период имеются следующие данные по предприятиям:

Предприятия

Размер ссуды, млн. руб.

Срок ссуды, месяцев

1

30

4

2

50

2

3

20

3

Исчислить средний размер ссуды АО; средний срок ссуды.

6. ДЕНИСОВ

Билет 6

Вопрос: Рассказать о видах статистических показателей и их основных функциях

Задача. Данные по предприятию (млн. руб.)

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Объем продукции в сопоставимых ценах

300

326

Средняя годовая стоимость основных производственных фондов

200

210

Определить: показатели фондоотдачи за каждый период, абсолютный прирост продукции за счет изменения: а) объема основных фондов б) фондоотдачи.

7. ЕРЕМЕЕВ

Билет 7

Вопрос: Рассказать о статистических показателях, выраженных абсолютными величинами

Задача. Динамика рыночных цен акции за 6 месяцев характеризуется следующими данными:

Месяцы

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Темпы роста к предыдущему месяцу, %

103

106

105

104

107

109

Исчислить базисные темпы роста рыночной цены акции и среднемесячный темп динамики за полугодие

8. ЖИВАЕВ

Билет 8

Вопрос: Рассказать о статистических показателях, выраженных относительными величинами

Задача. Имеются данные по предприятию за отчетный период, млн. руб.

Показатель

Млн. руб.

1. Выручка от реализации без НДС

80

2. Затраты на производство и реализации продукции

60

3. Доходы от внереализационных операций

4

4. Среднегодовая стоимость основного капитала

150

Определить: Прибыль от реализации продукции; Балансовую прибыль; Показатели рентабельности: а) продукции; б) основного капитала

9. ЗРЕЛКИН

Билет 9

Вопрос: Расскажите о статистических показателях, выраженных средними величинами

Задача. Имеются данные о производстве одноименной продукции двумя предприятиями фирмы:

Предприятия

Затраты на производство, млн. руб.

Выпуск продукции, тыс. т.

1 полугодие

2 полугодие

1 полугодие

2 полугодие

1

240

240

30

24

2

300

375

25

26

Определить: Уровень и динамику себестоимости единицы по каждому предприятию и в целом

10. ИСАЕВ

Билет 10

Вопрос: Рассказать о динамических рядах, их видах.

Задача. Выпуск продукции и удельный расход стали на ее производство характеризует таблица:

Вид продукции

Фактический выпуск продукции, шт.

Расход стали на единицу продукции, кг

По норме

Фактически

1

200

120

126

2

160

150

135

Определить: 1. Индивидуальные и общий индексы выполнения норм расхода стали;

11. КАРТАШЕВ

Билет 11

Вопрос: Пояснить устройство государственной статистики.

Задача. Имеются следующие данные по организации:

Вид продукции

Базисный год

Отчетный год

Выпуск продукции, тыс. шт.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Отпускная цена за единицу продукции, руб.

Выпуск продукции, тыс. шт.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Отпускная цена за единицу продукции, руб.

А

40

210

262,5

48

180,0

255,0

Б

28

350

425,0

25

340,0

414,0

В

15

280

372,0

16

300,0

365,0

        Определить: 1. Уровень затрат на рубль товарной продукции по каждому виду и в целом по трем видам продукции за каждый период

12. КОРЧАГИН

Билет 12

Вопрос: Рассказать о видах и значении показателей динамики

Задача. Имеются данные о темпах прироста продукции на предприятии:

Год

1999

2000

2001

2002

2003

Темпы прироста в % к 1998

+5

+3

+1

-2

-4

Определить: 1. Цепные темпы роста и прироста; 2. Среднегодовой темп роста и прироста

13. КРАЛЬКИН

Билет 13

Вопрос: Пояснить сущность статистики, охарактеризовать ее задачи и функции

Задача. Имеются следующие данные по цеху:

Среднесписочное число работающих

1 полугодие

3 квартал

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1800

1790

1760

1755

1720

Определить среднесписочную численность работающих за год

14. ЛЕБЕДЕВ

Билет 14

Вопрос: Рассказать об индексах как о методе анализа статистической информации

Задача. По двум фабрикам, выпускающим одноименную продукцию, имеются следующие данные:

Фабрики

Фактический выпуск продукции в отчетном периоде, тыс. руб.

Процент брака в стоимости продукции

1

700

10

2

900

5

Вычислить средний процент бракованной продукции по двум фабрикам

15. ЛЫСЯКОВ

Билет 15

Вопрос: Показать классификацию индексов

Задача. Затраты на производство продукции на предприятии характеризуется данными:

Вид продукции

Затраты на производство продукции в отчетном месяце, тыс. руб.

Индексы себестоимости единицы продукции, %

А

770

110

Б

490

98

Определить по двум видам продукции общий индекс себестоимости продукции и абсолютный прирост (снижение) затрат в связи с изменением себестоимости единицы продукции

16. ПОГОРЕЛОВА

Билет 16

Вопрос: Описать характеристики интервалов

Задача. Затраты на производство продукции на предприятии характеризуется данными:

Вид продукции

Затраты на производство продукции в отчетном месяце, тыс. руб.

Индексы себестоимости единицы продукции, %

А

770

110

Б

490

98

Определить по двум видам продукции общий индекс себестоимости продукции и абсолютный прирост (снижение) затрат в связи с изменением себестоимости единицы продукции

17. ПОЗДНЯКОВА

Билет 17

Вопрос: Дать характеристику основной тенденции развития (тренда)

Задача. По двум фабрикам, выпускающим одноименную продукцию, имеются следующие данные:

Фабрики

Фактический выпуск продукции в отчетном периоде, тыс. руб.

Процент брака в стоимости продукции

1

700

10

2

900

5

Вычислить средний процент бракованной продукции по двум фабрикам

18. ПОПОВА

Билет 18

Вопрос: Показать порядок определения числа групп

Задача. Имеются данные о темпах прироста продукции на предприятии:

Год

1999

2000

2001

2002

2003

Темпы прироста в % к 1998

+6

+4

+3

-2

-5

Определить: 1. Цепные темпы роста и прироста; 2. Среднегодовой темп роста и прироста

19. РЫБАЧУК

Билет 19

Вопрос: Расскажите о динамических рядах, их видах.

Задача. Имеются следующие данные по организации:

Вид продукции

Базисный год

Отчетный год

Выпуск продукции, тыс. шт.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Отпускная цена за единицу продукции, руб.

Выпуск продукции, тыс. шт.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Отпускная цена за единицу продукции, руб.

А

40

210

262,5

48

180,0

255,0

Б

28

350

425,0

25

340,0

414,0

В

15

280

372,0

16

300,0

365,0

        Определить: 1. Уровень затрат на рубль товарной продукции по каждому виду и в целом по трем видам продукции за каждый период

20. СОЛДАТЕНКОВА

Билет 20

Вопрос: Рассказать о видах и значении показателей динамики

Задача. Имеются данные о темпах прироста продукции на предприятии:

Год

1999

2000

2001

2002

2003

Темпы прироста в % к 1998

+5

+3

+1

-2

-4

Определить: 1. Цепные темпы роста и прироста; 2. Среднегодовой темп роста и прироста

21. СТЕНЮШИН

Билет 21

Вопрос: Охарактеризовать табличное подлежащее

Задача: Просроченная задолженность по оплате труда за январь-май характеризуется следующими данными:

Месяцы

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Задолженность, млн. руб.

42,0

52,2

64,3

51,4

54,6

Определить: 1. Среднемесячную задолженность; 2. Базисные и цепные темпы роста задолженности; 3. Среднемесячный темп задолженности

22. ФРОЛОВА

Билет 22

Вопрос: Охарактеризовать табличное сказуемое

Задача. Имеются следующие данные по цеху:

Среднесписочное число работающих

1 полугодие

3 квартал

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1800

1790

1760

1755

1720

Определить среднесписочную численность работающих за год