Группа 753
На данной странице студенты могут получить информацию по изучаемым предметам, задания для выполнения.
Все выполненные задания присылать на адрес электронной почты: andr.yakovleff2015@yandex.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statistika_gr.753_na_23.03.20.docx | 18.71 КБ |
statistika_gr.753_na_26.03.20.docx | 17.65 КБ |
statistika_gr.753_na_09.04.20.docx | 20.41 КБ |
statistika_1-ya_para_gr.753_na_11.04.20.docx | 24.59 КБ |
statistika_2-ya_para_diff._zachet_gr.753_11.04.20.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 3.2. Ряды динамики
- Понятие динамических рядов и их виды;
- Основные показатели, используемые при анализе динамических рядов
- Понятие динамических рядов и их виды
Процессы и явления общественной жизни, которые изучаются статистикой, находятся в постоянном движении и изменении. В процессе развития меняются размеры, состав, объем, структура конкретных общественных явлений. Эти изменения статистика выражает при помощи различных статистических показателей.
Статистические данные, характеризующие изменения явлений во времени, называются динамическими (хронологическими или временными) рядами. Такие ряды имеют огромное значение для выявления и изучения складывающихся закономерностей в явлениях общественной жизни.
Довольно часто имеющиеся динамические ряды несопоставимы в силу изменения круга объектов учета, территориальных границ, изменения масштаба единиц измерения и т. д. В этом случае для преобразования несопоставимых динамических рядов в сопоставимые используют различные приемы, основные из которых следующие: прямой пересчет данных, пересчеты при помощи ключей и смыкание рядов.
В зависимости от характера изучаемых величин различают три вида динамических рядов: моментные, интервальные и ряды средних.
Моментными рядами называются ряды статистических величин, характеризующие размеры изучаемого явления на определенные даты или моменты времени. Примером могут служить данные о среднесписочной численности работающих по состоянию на первое число каждого месяца.
Отличительной особенностью моментных рядов является то, что они не подлежат суммированию.
Интервальными рядами называются ряды статистических показателей, характеризующих размеры изучаемого явления за определенные промежутки (периоды, интервалы) времени. Интервальные ряды можно суммировать.
Ряды средних величин - это ряды, характеризующие изменения средних уровней изучаемого явления во времени. Как и моментные, ряды средних величин не подлежат суммированию.
Вычисление средней динамического ряда
Средняя, вычисленная из уровней динамического ряда, называется хронологической средней. Способы ее расчета зависят от вида динамического ряда.
a) для интервальных рядов средняя исчисляется по формуле средней арифметической, причем при равных интервалах применяется средняя арифметическая простая, а при неравных - средняя арифметическая взвешенная.
б) для моментных рядов средняя рассчитывается по формуле , т. е. средняя хронологическая моментного ряда равна сумме всех уровней ряда, поделенной на число членов ряда без одного, причем первый и последний члены ряда берутся в половинном размере.
Если интервалы между периодами неравные, то применяется средняя арифметическая взвешенная, а в качестве весов берутся отрезки времени между датами, к которым относятся парные средние смежных значений уровня.
- Основные показатели, используемые при анализе динамических рядов
Динамические ряды анализируются при помощи ряда показателей, определяющих характер, направление, интенсивность количественных изменений во времени. К ним относятся: уровень ряда, средний уровень, абсолютный прирост, темп роста, коэффициент роста, темп прироста, коэффициент опережения, абсолютное значение одного процента прироста.
Уровнем ряда называется абсолютная величина каждого члена динамического ряда. Различают начальный (величина первого члена ряда), конечный (последнего), средний уровень ряда.
Абсолютный прирост характеризует размер увеличения или уменьшения изучаемого явления за определенный период времени. Он определяется как разность между данным уровнем и предыдущим или начальным. Уровень, который сравнивается, называется текущим, а уровень с которым производится сравнение, называется базисным. Если каждый уровень ряда сравнивается с предыдущим, то получаются цепные показатели. Если же все уровни ряда сравниваются с одним и тем же, первоначальным уровнем, то полученные показатели называются базисными.
Абсолютный прирост определяется по формулам: цепной – ; базисный – , где - текущий уровень ряда; - уровень предшествующий;- начальный уровень ряда.
Темпом роста называется отношение данного уровня к предыдущему или начальному, выраженному в процентах. Темпы роста бывают цепными и базисными и вычисляются по формулам: – цепной; – базисный.
Если темпы роста выражены в виде простых отношений (база-1), то полученные показатели называются коэффициентами роста.
Взаимосвязь: Трпб = ∏ Трпц
Темпом прироста называется отношение абсолютного прироста к предыдущему или начальному членам ряда, выраженным в процентах: – цепной; – базисный.
Темп прироста также может быть рассчитан как: цепной – ; базисный – ;
Отношение абсолютного прироста к темпу прироста представляет собой абсолютное значение одного процента прироста и определяется по формуле
где A % - абсолютный прирост; - цепной темп прироста; - уровень, предшествующий .
Из формулы видно, что абсолютное значение одного процента прироста равно одной сотой части предшествующего уровня.
3. Средние показатели рядов динамики.
Средний уровень ряда – это показатель, обобщающий итоги развития явления за единичный интервал или момент из имеющейся временной последовательности. Расчет среднего уровня ряда динамики определяется видом этого ряда и величиной интервала, соответствующего каждому уровню.
Для интервальных рядов с равными периодами времени средний уровень Y рассчитывается следующим образом: или ,
где n или (n +1) – общая длина временного ряда или общее число равных временных отрезков, каждому из которых соответствует свой уровень Yi (1 = 1, 2, ..., n или 1 = 0, 1, 2, ..., n).
Средний абсолютный прирост рассчитывается по формулам в зависимости от способа нумерации интервалов (моментов): .
Средний темп роста: , где – средний коэффициент роста, рассчитанный как = Здесь Кцеп – цепные коэффициенты роста;
Средний темп прироста (%) определяется по единственной методологии:
Предварительный просмотр:
Инструкционно–технологическая карта на выполнение практической работы № 7
____________20 __ г. | Группа _____ |
Дисциплина: Статистика
Тема: Ряды динамики
Наименование работы: Анализ основной тенденции ряда динамики
Цели работы:
Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а так же путем самостоятельного поиска из источников
Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности
Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы
Формируемые компетенции:
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий;
ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
Формируемые умения:
У 1. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач;
У 4. Выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы.
Приобретаемые знания:
З 4. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
З 6. Статистические наблюдения, сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов
Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet
Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены
Ход работы
№ | Содержание работы и последовательность выполнения операции | Оборудование | Инструктивные указания |
1 | Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку | Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты | |
2 | После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала | Выполненные работы |
Контрольные вопросы: 1. Понятие динамического ряда 2. Понятие основной тенденции динамического ряда
Теоретическая справка
Ряд динамики - это числовые значения статистических показателей, изменяющихся во времени и расположенных в хронологической последовательности.
Основной тенденцией развития называется плавное и устойчивое изменение уровня во времени, свободное от случайных колебаний. Изучение тренда включает в себя проверку на наличие тренда, выравнивание временного ряда и непосредственно выделение тренда с экстраполяцией полученных результатов.
С этой целью ряды динамики подвергаются обработке следующими методами: а) сглаживания путем укрупнения интервалов во времени; б) выравнивания рядов динамики методом скользящей средней; в) аналитического выравнивания.
I метод. Первоначальный ряд динамики преобразуется и заменяется другим рядом, в котором показатели относятся к большим по продолжительности периодам времени, т.е. интервал укрупнен. Этот прием используется только для интервальных рядов динамики. Укрупнение производится до тех пор, пока не будет выявлена четкая тенденция развития явления, а уровни ряда охватывать большие периоды времени. Пример: имеются данные о производстве обуви за ряд лет (таблица 7.1), выявить тенденцию роста или снижения производства обуви методом укрепнения интервалов.
Таблица 7.1 – Данные о производстве обуви
Годы | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Производство обуви, млн. пар | 680,0 | 683,0 | 550,0 | 670,0 | 685,0 | 690,0 |
В данном РД нечетко обозначена тенденция выпуска обуви.
Для выявления тенденции укрупним интервалы до 3-х лет и рассчитаем общий и средний выпуск обуви, используя среднюю арифметическую (таблица 7.2)
Таблица 7.2 – Укрупненный ряд динамики
Годы | 2012-2014 | 2015-2017 |
Всего | 1913,0 | 2045 |
Среднегодовое | 637,6 | 681,6 |
В этом ряду четко прослеживается тенденция роста выпуска обуви. Однако, не прослеживается процесс изменения явления внутри укрупненных интервалов.
II метод. Метод скользящей средней заключается в следующем: формируются укрупненные интервалы, состоящие из одинакового числа уровней. Каждый последующий интервал получаем, постепенно сдвигаясь от начального уровня ряда на один уровень. По укрупненным интервалам определяем среднюю из уровней, входящих в каждый интервал.
Пример: Известны следующие данные о рабочих днях и производстве продукции (таблица 7.3).
Для четкого проявления тенденции производства продукции необходимо укрупнить ряды динамики с интервалом в пять дней. Рассчитаем скользящую среднюю с интервалом в пять дней. Решение в таблице.
Таблица 7.3 – Ряд динамики
Рабочие дни | Продукция, тыс. руб. | Производство продукции за 5 дней, тыс. руб. | Скользящая средняя из 5 уровней, тыс. руб. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 28 34 42 31 23 27 35 46 51 44 | 28+34+42+31+23=158 34+42+31+23+27=157 42+31+23+27+35=158 31+23+27+35+46=162 23+27+35+46+51=182 27+35+46+51+44=203 | 158:5=31,6 157:5=31,4 158:5=31,6 162/5=32,4 182/5=36,4 203/5=40,6 |
Получили новый РД, где четко прослеживается тенденция роста производства продукции.
Недостатки:
1. Невозможность получения всех уровней для сглаженного ряда. Число уровней в сглаженном РД меньше, чем в исходном, на (к – 1), где к – число периодов в укрупненном интервале (5 – 1) = 4, т. е. на 4.
2. Произвольность выбора интервала для определения скользящей средней.
Задание для выполнения
Торговое предприятие имеет следующие данные по товарообороту по годам:
Годы | Товарооборот, млн. руб. |
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 | 726,0 759,0 623,0 840,0 701,0 684,0 657,0 741,0 783,0 |
Показать наличие тренда, проанализировать основную тенденцию имеющегося ряда методом укрупнения ряда и методом скользящей средней. Показать таблицей и графически.
Предварительный просмотр:
Тема 3.3. Индексы в статистике
- Понятие и виды индексов
Индекс – это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики), в пространстве (территориальные индексы), в выборе в качестве базы сравнения какого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств и т.п. Соответственно вводят индекс выполнения обязательств или, если плановый уровень сравнивается с уровнем предыдущего периода, – индекс планового задания.
В экономическом анализе индексы используются не только для сопоставления уровней изучаемого явления, но главным образом для определения экономической значимости причин, объясняющих абсолютное различие сравниваемых уровней.
Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если исследователь не интересуется структурой изучаемого явления и количественную оценку уровня в данных условиях сравнивает с такой же конкретной величиной уровня этого явления в других условиях.
Так, уровень товарооборота в виде суммы выручки от продажи товара в условиях отчетного года V1 сравнивается с аналогичной суммой выручки базисного года V0. В итоге получаем индивидуальный индекс товарооборота=V1 /V0.
Аналогичные индивидуальные индексы можно рассчитать и для любого интересующего нас показателя. В частности, поскольку сумма выручки определяется ценой товара (Ц) и объемом продаж в натуральном измерении (V), можно определить индивидуальные индексы цены и количества проданных товаров – : ; .
С аналитической точки зрения показывает, во сколько раз увеличилась (или уменьшилась) общая сумма выручки под влиянием изменения объема продажи в натуральных единицах.
Аналогично показывает, во сколько раз изменилась общая сумма выручки под влиянием изменения цены товара. Очевидно, что или .
Вторая формула представляет двухфакторную индексную мультипликативную модель итогового показателя, в данном случае – объема товарооборота. Посредством такой модели находят прирост итога под влиянием каждого фактора в отдельности.
Так, если выручка от продажи некоторого товара возросла с 8 млн. руб. в предыдущем периоде до 12,18 млн. руб. в последующем и известно, что это объясняется увеличением количества проданного товара на 5 % при цене на 45 % большей, чем в предыдущем периоде, то можно записать следующее соотношение:
12,18 = 8 × 1,05 × 1,45 (млн. руб.).
Очевидно, что общий прирост выручки в сумме 12,180-8 = 4,180 млн. руб. объясняется изменением объема продажи и цены. Прирост выручки за счет изменения объема продажи (в натуральном выражении) составит или в нашем примере млн. руб.
Тогда за счет изменения цены данного товара сумма выручки изменилась на -1) или млн. руб.
Очевидно, что общий прирост товарооборота складывается из приростов, объясняемых каждым фактором в отдельности, т.е. или млн. руб.
Можно заметить, что существует и другой способ распределения общего прироста по факторам в двухфакторной индексной мультипликативной модели, а именно: и
В нашем примере общий прирост выручки (4,18 млн. руб.) объясняется теперь:
изменением цены млн. руб.;
изменением объема продажи млн. руб.
Выбор конкретной формы разложения общего прироста итога должен определяться конкретными условиями развития изучаемого показателя, в данном случае – конъюнктурой спроса-предложения. В экономической практике и большинстве научных рекомендаций в настоящее время преобладает первое направление, когда сначала выясняют вклад в общий прирост количественного фактора при базисном уровне качественного признака (цен), а затем – вклад качественного фактора (цены) в расчете на отчетный уровень количественного показателя (объема – v).
Агрегатными называются индексы, которые строятся непосредственно по данным об индексируемых величинах и весах. Наиболее часто используются агрегатные индексы физического объема продукции, цен, товарооборота, себестоимости.
Общий индекс товарооборота от реализации , где,- цена продукции в отчетном и базисном периодах соответственно; , - количество продукции в отчетном и базисном периодах соответственно.
Агрегатные индексы: физического объема продукции - , цен - . Связь индексов: .
Абсолютное увеличение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным . За счет изменения физического объема продаж , в том числе за счет изменения цен . Взаимосвязь абсолютных показателей:
Пример: Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынке города за два периода:
Продукты | Продано (т) | Модальная цена, (руб. за 1 кг) | ||
сентябрь | январь | сентябрь | январь | |
А | 180 | 142 | 64,40 | 73,87 |
Б | 375 | 390 | 87,18 | 88,20 |
В | 245 | 308 | 38,28 | 40,15 |
Определите: 1. Общий индекс цен. 2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах. 3. Как повлияло изменение цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов. 4. Покажите взаимосвязь исчисленных индивидуальных и общих индексов.
Решение:
1. Общий индекс цен. .
За счет изменения цен товарооборот вырос на 4,2%
2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах.
В фактических ценах .
В январе по сравнению с сентябрем товарооборот вырос на 6,7%.
В неизменных ценах ,
За счет изменения объемов продаж товарооборот в январе по сравнению с сентябрем вырос на 2,4%.
3. Влияние цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов: ; тыс. руб.
За счет изменения цен товарооборот в январе вырос по сравнению с сентябрем на 2318,5 тыс. руб.
4.Связь общих индексов: . 1,067=1,042*1,023=1,067
Предварительный просмотр:
Инструкционно–технологическая карта на выполнение практической работы № 8
____________20 __ г. | Группа _____ |
Дисциплина: Статистика
Тема: Индексы в статистике
Наименование работы: Расчет индивидуальных и агрегатных индексов
Цели работы:
Образовательная: закрепить знания, полученные на теоретических занятиях, а так же путем самостоятельного поиска из источников
Воспитательная: постараться возбудить интерес студента к будущей практической деятельности
Развивающая: подготовка студента к работе в коллективе, выработка чувства ответственности за порученный участок работы
Формируемые компетенции:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий;
ПК 1.8. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.
Формируемые умения:
У 1. Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач;
У 4. Выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы.
Приобретаемые знания:
З 4. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
З 6. Статистические наблюдения, сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных.
Оснащение рабочего места: учебный кабинет, оборудованный рабочими местами по количеству студентов
Средства обучения: персональные компьютеры с доступом к сети Internet
Техника безопасности: с правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены
Ход работы
№ | Содержание работы и последовательность выполнения операции | Оборудование | Инструктивные указания |
1 | Студент самостоятельно определяет источники поиска необходимой информации для выполнения практической работы, добывает информацию, осмысливает ее и оформляет в виде конспекта или реферата, затем представляет на проверку | Персональные компьютеры с доступом в сеть Internet, конспекты | |
2 | После выполнения работы студенты отвечают на контрольные вопросы с целью выяснения степени понимания усвоенного материала | Выполненные работы |
Контрольные вопросы: 1. Понятие индекса; 2. Виды индексов; 3. Взаимосвязь индексов
Теоретическая справка
Индекс – это относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях.
- Относительная величина, получаемая при сравнении уровней, называется индивидуальным индексом, если исследователь количественную оценку уровня в данных условиях сравнивает с такой же конкретной величиной уровня этого явления в других условиях.
Так, уровень товарооборота в виде суммы выручки от продажи товара в условиях отчетного года V1 сравнивается с аналогичной суммой выручки базисного года V0. В итоге получаем индивидуальный индекс товарооборота=V1 /V0.
Поскольку сумма выручки определяется ценой товара (Ц) и объемом продаж в натуральном измерении (V), можно определить индивидуальные индексы цены и количества проданных товаров – : ; .
С аналитической точки зрения показывает, во сколько раз увеличилась (или уменьшилась) общая сумма выручки под влиянием изменения объема продажи в натуральных единицах.
Аналогично показывает, во сколько раз изменилась общая сумма выручки под влиянием изменения цены товара. Очевидно, что или .
Вторая формула представляет двухфакторную индексную мультипликативную модель итогового показателя, в данном случае – объема товарооборота. Посредством такой модели находят прирост итога под влиянием каждого фактора в отдельности.
Так, если выручка от продажи некоторого товара возросла с 8 млн. руб. в предыдущем периоде до 12,18 млн. руб. в последующем и известно, что это объясняется увеличением количества проданного товара на 5 % при цене на 45 % большей, чем в предыдущем периоде, то можно записать следующее соотношение:
12,18 = 8 × 1,05 × 1,45 (млн. руб.).
Очевидно, что общий прирост выручки в сумме 12,180-8 = 4,180 млн. руб. объясняется изменением объема продажи и цены. Прирост выручки за счет изменения объема продажи (в натуральном выражении) составит или в нашем примере млн. руб.
Тогда за счет изменения цены данного товара сумма выручки изменилась на -1) или млн. руб.
Существует и другой способ распределения общего прироста по факторам в двухфакторной индексной мультипликативной модели, а именно: и
В нашем примере общий прирост выручки (4,18 млн. руб.) объясняется теперь:
изменением цены млн. руб.;
изменением объема продажи млн. руб.
Выбор конкретной формы разложения общего прироста итога должен определяться конкретными условиями развития изучаемого показателя, в данном случае – конъюнктурой спроса-предложения. В экономической практике и большинстве научных рекомендаций в настоящее время преобладает первое направление, когда сначала выясняют вклад в общий прирост количественного фактора при базисном уровне качественного признака (цен), а затем – вклад качественного фактора (цены) в расчете на отчетный уровень количественного показателя (объема – v).
- Агрегатными называются индексы, которые строятся непосредственно по данным об индексируемых величинах и весах. Наиболее часто используются агрегатные индексы физического объема продукции, цен, товарооборота, себестоимости.
Общий индекс товарооборота от реализации , где,- цена продукции в отчетном и базисном периодах соответственно; , - количество продукции в отчетном и базисном периодах соответственно.
Агрегатные индексы: физического объема продукции - , цен - . Связь индексов: .
Абсолютное увеличение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным . За счет изменения физического объема продаж , в том числе за счет изменения цен . Взаимосвязь абсолютных показателей:
Пример: Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынке города за два периода:
Продукты | Продано (т) | Модальная цена, (руб. за 1 кг) | ||
сентябрь | январь | сентябрь | январь | |
А | 180 | 142 | 64,40 | 73,87 |
Б | 375 | 390 | 87,18 | 88,20 |
В | 245 | 308 | 38,28 | 40,15 |
Определите: 1. Общий индекс цен. 2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах. 3. Как повлияло изменение цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов. 4. Покажите взаимосвязь исчисленных индивидуальных и общих индексов.
Решение:
1. Общий индекс цен. .
За счет изменения цен товарооборот вырос на 4,2%
2. Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах.
В фактических ценах .
В январе по сравнению с сентябрем товарооборот вырос на 6,7%.
В неизменных ценах ,
За счет изменения объемов продаж товарооборот в январе по сравнению с сентябрем вырос на 2,4%.
3. Влияние цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов: ; тыс. руб.
За счет изменения цен товарооборот в январе вырос по сравнению с сентябрем на 2318,5 тыс. руб.
4.Связь общих индексов: . 1,067=1,042*1,023=1,067
Задания для выполнения
- Объем товарооборота торгового центра вырос с 15,2 млн. руб. в 2016 году до 18,5 млн. руб. в 2017 году. При этом рост цен составил 22 %, а количество проданного товара в натуральном выражении увеличилось на 10 %. Определить, насколько увеличился товарооборот по причине роста цен, и насколько по причине роста количества проданного товара.
Задачу решить двумя способами. Сравнить результаты и сделать выводы.
- Имеются следующие данные о реализации продуктов на рынке города за два периода:
Продукты | Продано (т) | Модальная цена, (руб. за 1 кг) | ||
сентябрь | январь | сентябрь | январь | |
А | 340 | 380 | 72,2 | 74,1 |
Б | 260 | 255 | 64,2 | 66,8 |
Определите: 1.Общий индекс цен. 2.Общие индексы товарооборота: в фактических и неизменных ценах. 3. Как повлияло изменение цен в январе, по сравнению с сентябрем, на общий объем выручки от реализации данных продуктов. 4. Покажите взаимосвязь исчисленных индивидуальных и общих индексов.
Предварительный просмотр:
У каждого студента свой вариант:
1. БЕЛЯЕВА
Билет 1
Вопрос: Рассказать об основных этапах статистического исследования и задачах статистического наблюдения
Задача. Кредиторская задолженность предприятий района за отчетный период характеризуется данными, тыс. руб.: 40, 60, 80, 50, 74, 90, 119, 45, 70, 92,100, 52, 67, 83, 70, 74, 63, 75, 85, 110.
1. Постройте ряд распределения предприятий по размеру кредиторской задолженности, образовав 4 группы с разными интервалами.
2. По данным ряда распределения определите
а) структуру предприятий по размеру кредиторской задолженности;
б) средний размер кредиторской задолженности;
2. ВАГАНОВ
Билет 2
Вопрос: Пояснить задачи и значение сводки. Простая и групповая сводка. Программа сводки
Задача. Эффективность работы предприятий в 1 полугодии характеризуется показателями:
Предприятия | Получено прибыли, млн. руб. | Рентабельность акционерного капитала, % |
1 | 612 | 30 |
2 | 288 | 40 |
3 | 300 | 20 |
Определить средний процент рентабельности капитала предприятий акционерного общества
3. ВАРНАЧЕВА
Билет 3
Вопрос: Поясните, какие задачи решаются с помощью группировок. Виды группировок
Задача. Имеются следующие данные, млн. руб.:
Квартал | Остатки задолженности по ссудам на конец квартала | ||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |
1 | 24 | 26 | 28 |
2 | 16 | 14 | 15 |
3 | 22 | 21 | 23 |
4 | 28 | 30 | 32 |
Исчислите индексы сезонности методом простой средней. Постройте график сезонности
4. ГОЛДОБИН
Билет 4
Вопрос: Расскажите о статистических таблицах, их видах; требованиях, предъявляемых к оформлению таблиц
Задача. Просроченная задолженность по оплате труда за январь-май характеризуется следующими данными:
Месяцы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Задолженность, млн. руб. | 42,0 | 52,2 | 64,3 | 51,4 | 54,6 |
Определить: 1. Среднемесячную задолженность; 2. Базисные и цепные темпы роста задолженности; 3. Среднемесячный темп задолженности
5. ДАВЫДОВ
Билет 5
Вопрос: Рассказать о графическом отображении статистических данных. Видах графиков и способах их построения
Задача. За отчетный период имеются следующие данные по предприятиям:
Предприятия | Размер ссуды, млн. руб. | Срок ссуды, месяцев |
1 | 30 | 4 |
2 | 50 | 2 |
3 | 20 | 3 |
Исчислить средний размер ссуды АО; средний срок ссуды.
6. ДУДЕНКОВ
Билет 6
Вопрос: Рассказать о видах статистических показателей и их основных функциях
Задача. Данные по предприятию (млн. руб.)
Показатели | Базисный период | Отчетный период |
Объем продукции в сопоставимых ценах | 300 | 326 |
Средняя годовая стоимость основных производственных фондов | 200 | 210 |
Определить: показатели фондоотдачи за каждый период, абсолютный прирост продукции за счет изменения: а) объема основных фондов б) фондоотдачи.
7. ЖИГУНОВ
Билет 7
Вопрос: Рассказать о статистических показателях, выраженных абсолютными величинами
Задача. Динамика рыночных цен акции за 6 месяцев характеризуется следующими данными:
Месяцы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Темпы роста к предыдущему месяцу, % | 103 | 106 | 105 | 104 | 107 | 109 |
Исчислить базисные темпы роста рыночной цены акции и среднемесячный темп динамики за полугодие
8. КАЕКИНА
Билет 8
Вопрос: Рассказать о статистических показателях, выраженных относительными величинами
Задача. Имеются данные по предприятию за отчетный период, млн. руб.
Показатель | Млн. руб. |
1. Выручка от реализации без НДС | 80 |
2. Затраты на производство и реализации продукции | 60 |
3. Доходы от внереализационных операций | 4 |
4. Среднегодовая стоимость основного капитала | 150 |
Определить: Прибыль от реализации продукции; Балансовую прибыль; Показатели рентабельности: а) продукции; б) основного капитала
9. КАЗАКОВА
Билет 9
Вопрос: Расскажите о статистических показателях, выраженных средними величинами
Задача. Имеются данные о производстве одноименной продукции двумя предприятиями фирмы:
Предприятия | Затраты на производство, млн. руб. | Выпуск продукции, тыс. т. | ||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | |
1 | 240 | 240 | 30 | 24 |
2 | 300 | 375 | 25 | 26 |
Определить: Уровень и динамику себестоимости единицы по каждому предприятию и в целом
10. КАСАТКИН
Билет 10
Вопрос: Рассказать о динамических рядах, их видах.
Задача. Выпуск продукции и удельный расход стали на ее производство характеризует таблица:
Вид продукции | Фактический выпуск продукции, шт. | Расход стали на единицу продукции, кг | |
По норме | Фактически | ||
1 | 200 | 120 | 126 |
2 | 160 | 150 | 135 |
Определить: 1. Индивидуальные и общий индексы выполнения норм расхода стали;
11. КАТЕШОВА
Билет 11
Вопрос: Пояснить устройство государственной статистики.
Задача. Имеются следующие данные по организации:
Вид продукции | Базисный год | Отчетный год | ||||
Выпуск продукции, тыс. шт. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отпускная цена за единицу продукции, руб. | Выпуск продукции, тыс. шт. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отпускная цена за единицу продукции, руб. | |
А | 40 | 210 | 262,5 | 48 | 180,0 | 255,0 |
Б | 28 | 350 | 425,0 | 25 | 340,0 | 414,0 |
В | 15 | 280 | 372,0 | 16 | 300,0 | 365,0 |
Определить: 1. Уровень затрат на рубль товарной продукции по каждому виду и в целом по трем видам продукции за каждый период
12. КИСЕЛЬ
Билет 12
Вопрос: Рассказать о видах и значении показателей динамики
Задача. Имеются данные о темпах прироста продукции на предприятии:
Год | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Темпы прироста в % к 1998 | +5 | +3 | +1 | -2 | -4 |
Определить: 1. Цепные темпы роста и прироста; 2. Среднегодовой темп роста и прироста
13. КОННОВ
Билет 13
Вопрос: Пояснить сущность статистики, охарактеризовать ее задачи и функции
Задача. Имеются следующие данные по цеху:
Среднесписочное число работающих | 1 полугодие | 3 квартал | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
1800 | 1790 | 1760 | 1755 | 1720 |
Определить среднесписочную численность работающих за год
14. КОРОБКОВА
Билет 14
Вопрос: Рассказать об индексах как о методе анализа статистической информации
Задача. По двум фабрикам, выпускающим одноименную продукцию, имеются следующие данные:
Фабрики | Фактический выпуск продукции в отчетном периоде, тыс. руб. | Процент брака в стоимости продукции |
1 | 700 | 10 |
2 | 900 | 5 |
Вычислить средний процент бракованной продукции по двум фабрикам
15. КРАВЧЕНКО
Билет 15
Вопрос: Показать классификацию индексов
Задача. Затраты на производство продукции на предприятии характеризуется данными:
Вид продукции | Затраты на производство продукции в отчетном месяце, тыс. руб. | Индексы себестоимости единицы продукции, % |
А | 770 | 110 |
Б | 490 | 98 |
Определить по двум видам продукции общий индекс себестоимости продукции и абсолютный прирост (снижение) затрат в связи с изменением себестоимости единицы продукции
16. МУХИН
Билет 16
Вопрос: Описать характеристики интервалов
Задача. Затраты на производство продукции на предприятии характеризуется данными:
Вид продукции | Затраты на производство продукции в отчетном месяце, тыс. руб. | Индексы себестоимости единицы продукции, % |
А | 770 | 110 |
Б | 490 | 98 |
Определить по двум видам продукции общий индекс себестоимости продукции и абсолютный прирост (снижение) затрат в связи с изменением себестоимости единицы продукции
17. НИКУЛУШКИН
Билет 17
Вопрос: Дать характеристику основной тенденции развития (тренда)
Задача. По двум фабрикам, выпускающим одноименную продукцию, имеются следующие данные:
Фабрики | Фактический выпуск продукции в отчетном периоде, тыс. руб. | Процент брака в стоимости продукции |
1 | 700 | 10 |
2 | 900 | 5 |
Вычислить средний процент бракованной продукции по двум фабрикам
18. ПОПОВ
Билет 18
Вопрос: Показать порядок определения числа групп
Задача. Имеются данные о темпах прироста продукции на предприятии:
Год | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Темпы прироста в % к 1998 | +6 | +4 | +3 | -2 | -5 |
Определить: 1. Цепные темпы роста и прироста; 2. Среднегодовой темп роста и прироста
19. САВЧЕНКО
Билет 19
Вопрос: Расскажите о динамических рядах, их видах.
Задача. Имеются следующие данные по организации:
Вид продукции | Базисный год | Отчетный год | ||||
Выпуск продукции, тыс. шт. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отпускная цена за единицу продукции, руб. | Выпуск продукции, тыс. шт. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отпускная цена за единицу продукции, руб. | |
А | 40 | 210 | 262,5 | 48 | 180,0 | 255,0 |
Б | 28 | 350 | 425,0 | 25 | 340,0 | 414,0 |
В | 15 | 280 | 372,0 | 16 | 300,0 | 365,0 |
Определить: 1. Уровень затрат на рубль товарной продукции по каждому виду и в целом по трем видам продукции за каждый период
20. СОМОВ
Билет 20
Вопрос: Рассказать о видах и значении показателей динамики
Задача. Имеются данные о темпах прироста продукции на предприятии:
Год | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Темпы прироста в % к 1998 | +5 | +3 | +1 | -2 | -4 |
Определить: 1. Цепные темпы роста и прироста; 2. Среднегодовой темп роста и прироста
21. СПИЦЫН
Билет 21
Вопрос: Охарактеризовать табличное подлежащее
Задача: Просроченная задолженность по оплате труда за январь-май характеризуется следующими данными:
Месяцы | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Задолженность, млн. руб. | 42,0 | 52,2 | 64,3 | 51,4 | 54,6 |
Определить: 1. Среднемесячную задолженность; 2. Базисные и цепные темпы роста задолженности; 3. Среднемесячный темп задолженности
22. СТРЕКНЕВ
Билет 22
Вопрос: Охарактеризовать табличное сказуемое
Задача. Имеются следующие данные по цеху:
Среднесписочное число работающих | 1 полугодие | 3 квартал | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
1800 | 1790 | 1760 | 1755 | 1720 |
Определить среднесписочную численность работающих за год
23. ТЕПЛЯКОВ
Билет 23
Вопрос: Пояснить значение группировки
Задача. По двум фабрикам, выпускающим одноименную продукцию, имеются следующие данные:
Фабрики | Фактический выпуск продукции в отчетном периоде, тыс. руб. | Процент брака в стоимости продукции |
1 | 800 | 10 |
2 | 1 100 | 5 |
Вычислить средний процент бракованной продукции по двум фабрикам.
24. УШКОВ
Билет 24
Вопрос: Охарактеризовать формы и виды статистического наблюдения
Задача. Имеются данные о темпах прироста продукции на предприятии:
Год | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Темпы прироста в % к 1998 | +6 | +4 | +3 | -2 | -5 |
Определить: 1. Цепные темпы роста и прироста; 2. Среднегодовой темп роста и прироста
25. ФАДЕЕВА
Билет 25
Вопрос: Дать характеристику основной тенденции развития (тренда)
Задача. По двум фабрикам, выпускающим одноименную продукцию, имеются следующие данные:
Фабрики | Фактический выпуск продукции в отчетном периоде, тыс. руб. | Процент брака в стоимости продукции |
1 | 700 | 10 |
2 | 900 | 5 |
Вычислить средний процент бракованной продукции по двум фабрикам
26. ЧУМАКОВА
Билет 26
Вопрос: Расскажите о динамических рядах, их видах.
Задача. Имеются следующие данные по организации:
Вид продукции | Базисный год | Отчетный год | ||||
Выпуск продукции, тыс. шт. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отпускная цена за единицу продукции, руб. | Выпуск продукции, тыс. шт. | Себестоимость единицы продукции, руб. | Отпускная цена за единицу продукции, руб. | |
А | 40 | 210 | 262,5 | 48 | 180,0 | 255,0 |
Б | 28 | 350 | 425,0 | 25 | 340,0 | 414,0 |
В | 15 | 280 | 372,0 | 16 | 300,0 | 365,0 |
Определить: 1. Уровень затрат на рубль товарной продукции по каждому виду и в целом по трем видам продукции за каждый период
27. ШЕРЕГЕДА
Билет 27
Вопрос: Показать классификацию индексов
Задача. Затраты на производство продукции на предприятии характеризуется данными:
Вид продукции | Затраты на производство продукции в отчетном месяце, тыс. руб. | Индексы себестоимости единицы продукции, % |
А | 770 | 110 |
Б | 490 | 98 |
Определить по двум видам продукции общий индекс себестоимости продукции и абсолютный прирост (снижение) затрат в связи с изменением себестоимости единицы продукции