Методические разработки

Сорокина Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» комбинированного вида

Организованная образовательная деятельность   по  социально-эмоциональному развитию с использованием метода «Send-Art»   рисование на световых столах:

«Путешествие в подводное царство»

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 36»

Сорокина Н.М.

Дзержинск, 2017 год

Задачи:

1.Закреплять представления детей о подводной флоре  и фауне;

2.Развивать социально-коммуникативные навыки (вступать в контакт и договариваться со сверстниками, взаимодействовать в парах, умение представить себя, слушать другого), способностей к самовыражению, преодоление  эмоциональной скованности;

3.Побуждать детей отражать в деятельности  эмоциональное состояние, вызванное нахождением в  созданной предметной среде;

4.Развивать гибкость и пластичность кистей рук и тела;

5.Развитвать творческое  воображение и  образное мышление, побуждать к оригинальному выражению творческой мысли через создание песочных картин.

Способы: художественное слово, установление контакта с детьми, эмоциональное погружение в сюжет, беседа, вопросы к детям, поощрение, создание и решение проблемной ситуации, игровая ситуация, рисование на песочных словах, самоанализ, рефлексия.

Средства:

Оборудование комнаты: ширма с декорациями подводного царства, кукла Нептун, фигуры рыб, световые столы, сундук с украшениями для песочных картин,  магнитофон, подарочный конверт с шаблонами рыб.

Ход:

Психолог знакомится с детьми, приглашает войти:

Дверь тихонько открывайте и сюда все заплывайте,

Это царство под водой

Здесь царит Нептун седой.

Ну, садитесь, поскорей

Что нам скажет царь морей?

Вызываем Нептуна:

Поднимайся, Царь, со дна!

Психолог побуждает детей вместе позвать Нептуна.

Появляется  Кукла- Нептун. приветствует детей.

Нептун:

-Здравствуйте,  мои  друзья!

Как  я рад, что Вы приплыли, про меня вы не забыли!

А моих обитателей морских вспомните и назовите, никого не пропустите.

Психолог:  Ребята, вспомните, кто живет в воде: океане, море, реке, называйте Нептуну. (Ответы детей).

Нептун: Молодцы, вы всех назвали. Ваша помощь мне нужна

               Для царя- Нептуна.

                Нарисовал  я картины необычные  из песка и пригласил рыбок посмотреть выставку моих песочных картин. Рыбки посмотрели картины и стали спорить и ссориться, какая из них лучше всех на картине получилась.

Рассорились все рыбы в подводном царстве. Весь песок со дна подняли и картины все пропали.

Что мне делать? Как же быть, как мне рыбок помирить и картины песочные восстановить?

Психолог: Как вы думаете, ребята,  почему пропали песочные картины? Как мы можем помочь Царю – Нептуну? (Рассуждения детей)

Психолог обобщает ответы детей.

Психолог: Надо рыбок помирить, показать им как  дружить и картины сотворить.

Нептун: Вы,  друзья,  мне помогите, рыб моих вы подружите и картины сотворите, обо всём я рассказал и немного я устал, пойду отдохну.

Психолог убирает куклу Нептуна за ширму, 

 проводится игра «Рыбка».

Психолог: Ребята, посмотрите на наши ладошки. Кончик самого длинного пальца похож на носик, согнутый большой палец похож на плавник, а место где заканчивается кисть, очень похоже на  подвижный хвостик. Значит,  у нас у каждого есть своя маленькая рыбка. Покажите  какая у вас рыбка. У каждого рыбки разные и настроение у них бывает разное. Посмотрите,  как плавает радостная рыбка. Психолог показывает как плавает радостная рыбка.(бодрое, ритмичное движение рукой). Дети показывают своих радостных рыбок. А теперь посмотрите,  как плавает грустная рыбка. Движения медленные, плавные, опустилась ко дну. Покажите, как плавает ваша грустная рыбка. Ребята,  а если рыбка рассердилась, как вы думаете, как она будет плавать? Придумайте и покажите вашу сердитую рыбку.

Психолог хвалит, поддерживая инициативу детей.

А что просил нас Нептун? ( ответы детей). Звучит музыка, рыбки поплыли по подводному царству, подплывают, знакомятся  друг с другом и предлагают: Давай дружить!  (Ответы детей).

Психолог: Подружились рыбки  и в подводном царстве установился мир.

Детям предлагается игра «Прятки от Нептуна»

Психолог: Ребята, Нептун любит играть с рыбками в необычные прятки, он показывает куда плывет рыбка, рыбке нужно успеть  повторить за ним. (Взрослый показывает куда приплыла рыбка :на голову, на плечи, на нос …, игра усложняется, психолог предлагает показывать одно действие, а говорит другое, задача детей показывать то, что назвали.

Игра «Рыбки и водоросли»

Психолог предлагает детям разделиться на пары и договориться, кто будет водоросль, а кто рыбка. Водоросль растет в камнях и поэтому неподвижна, двигаться будут только руки .Пока звучит музыка, рыбки плавают не задевая водороли, водоросли качаются, выполняя движения руками, как только музыка заканчивается, рыбки подплывают к своим водорослям и обнимают рыбку в кольцо. Затем дети меняются ролями.

Психолог: В подводном царстве  все дружны и готовы удивить Нептуна  созданием песочных картин. Подплывайте к песочным столам, найдите себе друга, с кем вы будете создавать картину в паре.  Ребята, а вы рисовали песком? Психолог показывает детям как можно нарисовать рыб, камни, водоросли (кулачком ,ладошкой, щепоткой, пальчиками) .Детям предлагается создать свою картину, дать ей название. Во время рисования звучит  спокойная музыка. После создания картин, предлагаются детям  дополнительные детали: ракушки, цветные камни.

Психолог: Ребята, пришло время вызывать Нептуна и показать ему ваши картины. «Вызываем Нептуна, Поднимайся царь со дна». Ты  вставай и погляди и картины оцени.

Нептун хвалит детей: Вы ребята молодцы. Настоящие творцы Вот Вам( дарит детям фигуры рыб)  с собой рыбок забирайте, с ними в группе поиграйте и Подводное царство не забывайте.

Рефлексия: Психолог предлагает обсудить, что понравилось в подводном царстве и продолжить игру в группе. Благодарит детей.



Предварительный просмотр:

Любимый  Образ  МАМЫ

( подготовительная группа )

Занятие с родителями « Птица  Счастья»

Мама – самое прекрасное слово на земле. Это первое  слово, которое произносит  человек и звучит оно на всех языках удивительно красиво и нежно.

Дети очень любят Вас ,и это прекрасно ,ибо все воспитание строится на любви. О чем мечтает каждая мама? О счастье своих детей. В мыслях матери-дети, в сердце - забота  не только об их здоровье ,но и  том, как воспитать, что делать для того, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой.

Мама у детей всегда одна,

Неповторимая она.

В ней солнца свет и высь  небес

Она как мир огромный весь.

*************

Она спасает нас от зла ,Она святилище тепла,

В ней дух любви волшебный скрыт.

Он бережет нас и хранит.

Дорогие мамы  мы с ребятами поздравляем вас  с днем МАТЕРИ  и желаем( поздравления детей, вручение подарков.)                  

Сегодня я предлагаю каждой маме на время позабыть все дела, проблемные мысли убрать в сторону ,настроиться на счастливый час и с детьми отправиться в необычное путешествие. Вы согласны? Тогда повернитесь друг к другу ( Упражнение Дрозд) настраиваемся на полет.

Мы с вами попадаем в сказку: В одной прекрасной сказочной стране, жила добрая волшебница, у  которой в замке  жила птица счастья.  Волшебницу очень любили  все жители этой страны, потому, что она всем помогала, со всеми была очень приветлива. Птица счастья тоже была волшебная, махнет крылом – все вокруг становится разноцветным, махнет другим - и у всех жителей появляется  хорошее настроение.  По соседству с волшебницей жил злой и ворчливый король , он все вокруг видел только в черном и белом свете и у жителей того королевства было хмурое настроение.

Игра « Тух- тиби-дух» ( дети с родителями двигаются  в любом направлении, как только захочется с кем то поговорить, нужно остановиться и  глядя в глаза сердито произнести волшебные слова .)Узнал король про волшебную птицу счастья  и захотелось ему ,чтобы в сказочной красивой стране не было этой птицы и доброй волшебницы. Развел он много черной краски и  залил всю волшебную страну и птицу счастья. Загрустили все вокруг, только волшебница знала ,что вернуть радость и красоту смогут дети и их мамы, потому .что их любовь нельзя залить никакой черной краской. Это правда ребята? ( Ответы детей).Волшебница передала  нам рецепт создания волшебных красок вы готовы?  А мамы готовы? Тогда за работу.

1.нужно каждый горшочек наполнить любовью и добротой (каждый ребенок и мама говорят друг другу ласковые слова).

2.Насыпаем муку ,как  основу сытости, достатка. Кладем  горсть муки ,помешаем прикладывая силу ,чтобы приручить её.

3.Соль-суть ( истина чего-то) Знакомим муку и соль. Важно не просыпать из горшочка.

4.Добавим воды как символ жизни. Все размешаем, чтобы не было комочков. Мука превращается в  озеро.

5.Добавляем каплю клея, чтобы все склеить.

У нас была мука ,соль ,вода и клей ,а стала- волшебная краска ,какую не купить в магазине .Посмотрите ,какая красота у нас получилась .(дети и родители выбирают цвет краски).

Нам предстоит создать птицу счастья с помощью волшебных красок. Представьте ,какая будет ваша птица? ( маленькая или большая).закройте глаза  и представляем птицу ( какое туловище ,голова ,куда птица смотрит, что она любит есть? Почему она у вас волшебная?) Дети вместе с родителями создают свою птицу счастья. Совместное обсуждение .Наше путешествие в сказочную страну продолжится, как только птицы будут готовы ,а  мы говорим  спасибо детям и мамам за помощь.



Предварительный просмотр:

     

Семинар – практикум для родителей

Как преодолеть кризис 3-летнего возраста.

Цель: Актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения, повысить педагогическую культуру родителей.

Задачи:

1. Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-летним ребёнком.

2. Наметить пути и способы преодоления острых кризисных проявлений у ребёнка.

3. Сплотить родительский коллектив.

4.Пополнить знания родителей по конкретному вопросу.        

                         План

  1. Вступление
  2. Дискуссия « Симптомы кризиса 3-х лет у ребёнка».
  3. Решение педагогических ситуаций.
  4. Практические советы «Как вести себя родителям в период кризиса».
  5. Рисование «Мир детства и мир взрослых». Обсуждение рисунков.

      6.  Обратная связь.

7. Прощание.

                    Подготовка.

За 2 недели до начала собрания родителям раздаются письменные приглашения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать своё участие в собрании.

                   

                              Приглашение.

Если вы стали замечать, что с ребёнком сладу нет,

То скорей к нам поспешите - мы найдём на всё ответ.

Мы научим, мы расскажем, как капризы побеждать,

Как с ребёнком подружиться, как хвалить и как ругать!

Уважаемые………………………….!

Если Вас заинтересовали вышеперечисленные проблемы и Вы хотите поделиться опытом семейного воспитания – Мы приглашаем Вас на занятие на тему «Как преодолеть кризис 3-летнего возраста», которое состоится

С собой иметь акварельные краски и кисточки для рисования, сменную обувь.

                С нетерпением ждём Вас.

Оборудование, оформление.  Стулья по количеству участников стоят так, чтобы было удобно видеть и слышать друг друга. На столах полоски цветной бумаги, булавки, ручки, карандаши, чистые листы бумаги, стаканчики с водой, краски. На плакате  семиконечная  звезда на фоне неба.

1.Вступление.

Ведущий предлагает родителям изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет избирается каждым родителем по желанию (цвет символизирует сиюминутное настроение).

Красный       – восторженное настроение.

Желтый        – Светлое, приятное.

Оранжевый  – радостное.

Зелёный        – спокойное.

Фиолетовый – тревожное, напряженное.

Чёрный          -  уныние, разочарование.

Вступительное слово. Третий год жизни ребёнка… Ребёнок повзрослел, стал более самостоятельным. Однако конец раннего возраста – один из труднейших периодов в жизни ребёнка и взрослого. Ребёнок всё чаще говорит: «Я сам», «Я хочу», закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит, ставит в тупик родителей.

Родители знают о кризисе 3-х лет, но не каждый родитель знает, что кризис 3-х лет – этап в жизни ребёнка, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребёнка. И от того, насколько безболезненно он пройдёт, зависит дальнейшее эмоционально – личностное развитие малыша.

Поэтому проблема развития и воспитания детей 3-летнего возраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания. И требует её совместного решения, как со стороны педагога, так и со стороны родителя.

2.Дискуссия « Симптомы кризиса 3-х лет у ребёнка».

Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители замечают серьёзные изменения в своём ребёнке.

?  Давайте обсудим какие? ……………………………………………….

       Кризис 3-х лет называют семизвездием симптомов.                      

(Семиконечная  звезда у концов которой наименования симптомов.)

                           

                                  Симптомы кризиса 3-х лет

1. Ярко выраженный негативизм (стремление делать всё наоборот, только потому, что его об этом попросили). Негативизм – это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.

2.Упрямство (Ребёнок добивается своего только потому, что он этого захотел).

3. Строптивость. (Капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).

4.Своеволие (ребёнок всё хочет делать сам).

Остальные 3 симптома встречаются реже.

5.Бунт против окружающих (ребёнок ссорится со всеми, ведёт себя агрессивно).

6.Обесценивание ребёнком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, говорит бранные слова.)

7.В семьях с 1 ребёнком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. (Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае её ждут истерики. Если в семье  несколько  детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе).

? Проявление перечисленных симптомов – это хорошо или плохо?

(Негативизм. Стремление делать всё наоборот  показывает, что ребёнок начинает мыслить не так, как взрослый. Проявляется самостоятельность в мышлении.

Упрямство способствует развитию такого качества характера,  как умение доводить начатое до конца.

Строптивость.  Если ребёнок не доволен тем, что предлагает взрослый,  значит он хочет сделать что-то по-своему. Т.е. ребёнок пробует брать на себя инициативу. Начинает развиваться инициативность.

Своеволие. Если он хочет всё делать сам, значит начинает развиваться самостоятельность.)

В 3 года происходит очень важный для ребёнка психический процесс – это первое яркое выражение своего «Я». Это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Специалисты по детской психологии , описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребёнка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребёнка.  Появляется  «гордость за достижения, ребёнку требуются одобрение, похвала взрослого. Признание взрослого меняет чувства ребёнка – переживание успеха или неуспеха. Он начинает смотреть на себя глазами другого.  Внешняя   «бескризисность»,  создающая иллюзию благополучия, может быть обманной и  свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений)

Некоторые особенности проявления кризиса 3-х лет.

- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

- Как правило, фаза эта заканчивается к 2,5 – 3 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

-  Девочки капризничают чаще мальчиков.

-  В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день.  У  некоторых – до 19 раз.

- Если дети  по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться, то, вероятнее всего, речь идёт о фиксированном упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

          3. Решение педагогических ситуаций.

Участники делятся на 3 группы. Каждая группа получает карточки с проблемной ситуацией и вырабатывает 3 способа её решения  (стратегический, тактический и фантастический). Для  принятия решения  необходимо изучить рекомендации.

(См. ниже).

Каждая группа предлагает свой способ  решения  проблемной  ситуации.

Остальные участники дискутируют.

Проблемные ситуации.

  1. Вы с ребёнком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку. В это время ваш малыш начинает кричать и плакать.
  2. Вы моете посуду, ребёнок упорно настаивает: «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и разбить может…
  3.  Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребёнок, разбросаны на полу, уговоры собрать не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение…

     

            4.Практические советы.

            КАК ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ

                   В ПЕРИОД      КРИЗИСА

  1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности.        
  2. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
  3. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  4. Не пытайтесь в это время что- либо внушать своему ребенку -  это бесполезно. Ругань не имеет смысла. Шлепки ещё сильнее взбудоражат.
  5. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  6. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте.
  7. Чаще всего помогает одно – взять его за руку и увести.
  8.  Истеричность и капризность  требуют зрителей. Не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно. Постарайтесь отвлечь: «А что это там за окном ворона делает?». Он успокоится.

5.Рисование «Мир детства и мир взрослых». Обсуждение рисунков.

Родителям предлагается в течение 5-8 минут рисовать на тему «Мир детства и мир взрослых», а потом дать пояснение к своему рисунку.

 Обсуждение по вопросам.

  1. Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на Вашем рисунке?
  2.  Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?
  3. В каком мире Вам хочется быть сейчас?
  4. Как Вы думаете, что хотят сказать на этом рисунке взрослые детям? А что дети хотят сказать взрослым.
  5. Есть ли на рисунке место конфликту? Где?

                         6.Обратная связь.

Упражнение: продолжи предложение: «Работая с группой, я поняла….».

В качестве рекомендаций родителям выдаются памятки.

        Советы психолога

1.Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребёнка к самому себе.

2. Не следует сравнивать неудачи ребёнка с успехами других.

3. Там где возможно, дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности.

4. Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребёнок чувствовал вашу заинтересованность в делах.

5. Если вы позволите малышу  с помощью истерики добиться цели, это  станет устойчивой формой поведения.

6.Как только ребёнок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

7. Когда ребёнок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчало его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки , терпения, даже ценой некоторых компромиссов.

                             

 7.Прощание.Обозначьте цветом Ваше настроение перед уходом.  (Участники выбирают и сдают цветную карточку).