Капризы и упрямства детей раннего возраста

 Ижедерова Елена Вениаминовна

                                                                                               Капризы и упрямства детей раннего возраста

Капризность и упрямство – спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшей степени это  относится  к  детям  раннего  возраста. На самые обычные предложения – помыть руки, убрать игрушки – малыш может ответить молчаливым неповиновением или бурным протестом. Подобные реакции у некоторых ребят проявляются так часто, что родители начинают относиться к ним как к закономерным явлениям. Однако считать, что капризы и упрямство сопутствуют детскому возрасту, было бы неверным. Склонность к капризам связана, конечно, с психофизическими особенностями детей. Чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.  Раннее  детство – критическая  пора, его точно  называют  «периодом упрямства». В  этом плане  возраст  от 1 до 4 лет может конкурировать  только , пожалуй, с подростковым.  Обычно он длится до четырех, но у некоторых детей продолжается и в дошкольном  возрасте. 

Причины капризов и упрямства малыша не столько в особенности его возраста, сколько в неверном воспитательном подходе к нему.

•Первая причина  детского  упрямства   и  „вредности" —  личностные  особенности родителей.  Чрезмерная  требовательность  и  нетерпеливость,  а также властность  приводят  к  тому,   что    у  ребенка  подавляется,  „Как  это — уступить  крохе?  Что  же  дальше-то  будет?  А  потом  он  на  шею  сядет?" — рассуждают  такие  родители.  Им  надо  обязательно  показать  свою  силу  и твердость.  Они  пристают  к  малышу  по  любому   поводу,  пытаясь  контролировать  каждый  шаг.  Его  жизнь расписана  предписаниями  и  инструкциями.  Такие  родители  бурно реагируют,  если  их  просьбы   оказываются  без  внимания,  читают  нотации, угрожают,  наказывают. 
•Вторая причина — незнание  психологических  особенностей  развития ребенка.  В  раннем  возрасте  малыш  еще  не  способен  планировать  свою деятельность,  оценивать  ее,  быть  исполнительным.  Так  что  призывы  к аккуратности,  к  тому,  чтобы  все  вовремя  разложить  по  местам,  выполнять просьбы  по  первому  вашему  зову  для  него  не  под  силу.  Не  торопите время,  и  кроха  научится  собирать  игрушки,  одеваться  без  при­нуждения. Иначе  у  ребенка  разовьется  комплекс  вины,  а  его  самооценка  при  этом серьезно  пострадает.

Третья  причина —природный  темперамент  малыша.  Известно,  что  в чистом  виде  основных  типов   темперамента — холерики,  сангвиники, флегматики, меланхолики не  бывает.  Принципиальность  и  негибкость  сослужат  вам  плохую службу — просьбы останутся   безрезультатными.  

Четвертая причина – физиологическая, связанная с особенностями развития левого и правого полушария. Малыш  рождается  как  бы  „правополушарным",  и только  к  3 годам  (периоду  овладения  фразовой  речью)  левое  по­лушарие активно  развивается.

Это зна­чит,  что  развиваются  функции  контро­ля, появляется чувство «Я», осознание себя  как  личности.  Вот  тут-то родители  и начинают делать ошибки, подавляя развитие  этих  чувств. Ограничивают свободу, вводят неоправданные запреты, предупреждают каждоедействие крохи,  затормаживая  развитие  функций  левого  полушария.  И  в  то  же время  за­бывают  о  том,  что  ребенку  необходимо  выражать  свои  чувства, эмоции,  потреб­ность  в  признании.

         Упрямство - своеобразный  сигнал,  спо­соб  защиты.  Ребенок  ведет  себя  так не  потому,  что  он  плохой,  вредный,  а  потому,  что  он — РЕБЕНОК!   Для него  неестественно  сидеть  неподвижно  и  внимать   тому,  что  вещают  взрослые,  быстро  одеваться   и  собирать  иг­рушки,  выполнять  просьбы  по первому  требованию... Чтобы  поладить  с  упрямцем,  придет­ся  изменить  себя.  Постараемся  осоз­нать,  что  кроется  в  нас  самих,  какие  свои  качества  и  установки  необходимо  пересмотреть,  чтобы  не  наделать  оши­бок  и  не  навредить собственному  чаду.

Как  предотвратить  приступы  истерики  у  детей? 

Научитесь предупреждать  вспышки.

Дети  скорее  разражаются  плачем  и  криком, когда  они  устали,  проголодались  или  чувствуют,  что  их  торопят. Постарайтесь  предвидеть  такие  моменты:  не  отправляйтесь  в  магазин  за покупками,  когда  ваш  ребенок  проголодался.  Собираясь  в  сад,  не предлагайте  надеть  одежду,  которую  ребенок  не  может  терпеть.

Переключайте  детей  на  действия.  Маленькие  дети  более  склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. Конечно, для понимания того, что скрывается за дан­ным капризом, родителю необходима не только определенная психологическая культура, но подчас и интуиция. Самые  эффектные  способы  лечения капризов – те, которые   «разоружают» ребенка,  вынуждают  понять,  что  вы  никогда  не  отнесетесь  всерьез к  его  причудам.

Попробуйте отнестись к реакции вашего   ребенка «нестандартно». Не вступайте в «дебаты», не ругайте и не  наказывайте,  а, например, просто молча  проигнорируйте  каприз. Ждать, что это сразу возымеет действие,  не  стоит. Поначалу будут те же бурные  реакции. Но со временем, если это станет привычным, ребенок начнет эмоционально оценивать ситуацию более адекватно.

Маленьким   деткам  тоже  хочется  немного  самосто­ятельности.  Потому они  часто  не  желают  надевать  предложенное  мамой.  Вы­ход  из  этой ситуации  прост.  Выложите  на  видное  место  несколько  свитеров,  колго­ток,  маек.  Пусть  ребенок  сам  выберет,  что  именно  на­деть.  Уборка  вещей  обратно  в  шкаф  не  займет   много  вре­мени,  гораздо  дольше  вы бу­дете  его  упрашивать  сделать  по-вашему. 

А еще очень важно, чтобы все члены семьи в ситуации каприза вели себя одинаково. В противном случае, ваш малыш очень скоро начнет искусно манипулировать папой, мамой, бабушкой и дедушкой, быстро сориентировавшись, какой стиль поведения применять с каждым из них.

Анализ  каждого  определенного  случая  капризов  и  упрямства  требует  индивидуального  подхода.  За  любым  капризом  или  упрямством  стоит  мотив самореализации,  самоутверждения,  признание  собственной  значимости.  И  чтобы они  в  ребенке  закрепились   как  положительные  качества,  а  не  как  отрицательные (избалованность), нам, взрослым, следует приложить немало усилий, и прежде всего  над  самими  собой.

Ограждать  детей,  от  какого- либо  напряжения,  не  проявлять  должной  твердости – это  значит  не  заглядывать  в  их  будущее. Только благодаря правильному воспитанию  происходит  закладка  положительных  качеств  личности   ребенка,  только  при  этом  условии   можно  говорить  о  формировании  готовности  его  к  активному,  осознанному  послушанию.

Ребенок, живущий в мире, который не уважают самые дорогие для него люди,  надолго   остается  в  нем, чтобы  самостоятельно  решить  волнующие его  вопросы. Ребенок, у  которого  было  детство,  смело  вступает  во взрослую  жизнь, унося  с  собой  из  детства  самое  главное  для  каждого человека - веру в себя, надежду на понимание  и  любовь  к  окружающему миру.