Инновационная площадка "Картинная галерея": теоретическая база в помощь педагогам.

Тукиш Татьяна Федоровна

«Картинная галерея в детском саду» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду нашего детского сада с целью обогащения развития детей дошкольного возраста.

Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего возраста. Согласно Федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из структурных единиц содержания программ дошкольного образования является область художественно-эстетического развития, которая «предполагает развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе и изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.

В связи с этим, детским садам необходимо использовать новые формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.

Деятельность инновационной площадки предполагает 3 этапа в том числе  

I. Подготовительный (анализ условий, подготовка кадров, определение предприятий региона для создания проектов и сценариев в ДОО).

1. Обучение на семинарах, мастер-классах, совещаниях.

2. Определение организационных условий и разработка программы инновационной деятельности, выбор групп и составление плана мероприятий, сопровождающих работу с материалами. 

3. Рабочие встречи по анализу выполнения задач подготовительного этапа инновационной деятельности.

4. Выявление региональных особенностей и обоснование их учета в содержании образовательной деятельности.

5. Формирование плана работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика

ознакомления дошкольников с пейзажной картиной 

      Пейзаж (от фр. paysage — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид, панорама какой-либо местности.    

Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю.    

В   становление   пейзажного   жанра   внесли   вклад многие поколения художников разных стран и эпох. Каждый век приобретает новое видение, вдохновляется  новыми идеями. Художники изображали те проявления природы, которые отвечали их переживаниям и взглядам.  На картинах XVII в. лежит печать гуманизма, рационализма, благоговейного отношения к природе. В искусстве Ренессанса чаще всего встречаются образы весенней расцветающей природы, в барокко — мотивы осеннего увядания. На полотнах художников XIX в. мы видим романтическую, бурную природу

В России пейзаж как самостоятельный жанр живописи утвердился в XVIII в. До этого художники изображали только элементы пейзажей в иконописных композициях и книжных иллюстрациях. На рубеже XVIII—XIX вв. появились произведения, в которых правдиво передавалась натура. Большим мастерством отличаются пейзажи М.Н.Михеева, Ф.Я.Алексеева, изображающие выдающиеся памятники архитектуры Москвы, Петербурга, Гатчины и Павловска. Новатором в области пейзажа стал А. А. Иванов. Он первый передал в своих картинах великолепную воздушную перспективу средствами тона и цвета при различном состоянии дня. Национальный русский пейзаж утверждался в жанровых работах А. Г. Венецианова и его учеников, которые изображали крестьянскую жизнь на фоне  поэтических картин средней полосы России с ее лугами и полями спелой ржи. В творчестве А. К. Саврасова появляется новый мотив — камерный лирический пейзаж, любовно и детально повествующий о красоте скромных уголков родной природы, утверждающий русскую национальную тему. Современники увидели в пейзажах А. К. Саврасова настоящую Россию с её проникающей в сердце красотой. Поиски средств передачи национального пейзажа определили пути художников — певца средней полосы России Ф. А. Васильева, морских просторов — И. К.Айвазовского, создателя эпических полотен, посвященных русскому лесу — И.И. Шишкина. Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И. И. Левитана, И. С. Остроухова, В. Д. Поленова, В. А. Серова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина, М. В. Нестерова, В. Э. Борисова-Мусатова, П. В. Кузнецова, Н. Н. Рериха, утверждавших в    русском    искусстве   «пейзаж    настроения»,    проникновенный    лиризм мировосприятия и острое чувство современности. Конец XIX — начало XX в. считают золотым веком русского пейзажа.

Творчество художников XX в. очень разнообразно. Вспомним поэтические северные пейзажи А. А. Борисова, пейзажи Урала, Сибири Н. М. Ромадина, Б. Я. Ряузова; монументально-эпические пейзажи В. В. Мешкова, Б. В. Щербакова; индустриальные пейзажи А.А.Дейнеки, В.Н.Яковлева, Г.Г.Нисского. Полны света, лирики, чистоты и ясности пейзажи средней полосы России художников Н. Э. Грабаря, К. Ф. Юона, С. В. Герасимова, мастера элегического настроения В. К. Бялыницкого-Бируля и др.

 Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален. В зависимости от того, что является объектом изображения, различают следующие виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж, сельский пейзаж, городской пейзаж, парковый пейзаж, архитектурный пейзаж, индустриальный пейзаж, космический или фантастический, исторический пейзаж.  

По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанрам литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.

По манере и технике выполнения можно отметить пейзажи обобщенные — лаконичные; детализированные — подробные и декоративные .

.  Один и тот же пейзаж может быть охарактеризован разносторонне. Например, картина «Московский дворик» В. Поленова — это городской пейзаж, проникнутый тонким лиризмом, выписан очень подробно, детально.

 

Основным средством выразительности живописного пейзажа является цвет, точнее — колорит (от лат. color) — гармоничная живописная согласованность в картине, ее цветовой строй. Колорит помогает художнику передать перспективу, пространство, состояние погоды, сезон, время дня, настроение автора, его чувства, отношение к изображаемому. Каждый предмет обладает основным, локальным цветом (без учета внешних влияний). Но в жизни цвет предмета: травы, дерева, неба, озера — постоянно меняется в зависимости от освещения. Поэтому художник пишет не основным, а постоянно меняющимся цветом. Он видит, как воздействует цвет одного предмета на другой, как взаимосвязаны цвета в природе. Видеть и писать в «цветовых отношениях» — основной способ живописного изображения.

При написании пейзажей художники учитывают цветовую палитру каждого времени года. Так, палитру начала и середины осени составляют краски с теплым основным тоном. Очень нарядны картины, построенные на контрастах синего и оранжевого, красного, желтого; темные красно-коричневые, бордовые и фиолетовые цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами. Основную цветовую гамму дополняют различные буро-зеленые оттенки. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, синевато-холодные, сверкающие тона льда, контрасты белого и черного. Розовато-лимонно-желтые холодные нежные цвета сочетаются с нейтральными серыми оттенками. Весной природа одевается в нежные и не слишком яркие наряды. Поэтому весенняя палитра состоит из мягких пастельных тонов: розового, абрикосового, кремового, голубого, светло-желтого, охристого. Краски лета - сочные, яркие и радостные. В палитру лета входят травянисто-зеленые, алые, малиновые, синие, темно-желтые и оранжевые цвета с разнообразными сложными оттенками.

Кроме сезонных особенностей палитры, художники знают закономерности цветосочетаний времени суток: в утреннем пейзаже много светлых холодных и голубоватых оттенков, в полуденном -  контрастных, насыщенных светлых теплых и темных холодных, в вечернем — темных теплых, в ночном — очень темных холодных синеватых и зеленоватых тонов. В пасмурную погоду господствуют серые, малонасыщенные цветосочетания. Владея цветовой культурой, художники учитывают воздействие цвета на человека. Цвет может радовать, вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски, грусти, т. е. оказывать на нас эмоциональное воздействие. Успокаивают голубые, синие, зеленые тона, возбуждают — красные, пурпурные, оранжевые, желтые. Но воздействие цвета обуславливается и теми ассоциациями, которые он приобрел в практической жизни. В живописи колорит играет существенную роль.

Композиция (лат. compositio — составление, сочетание, соединение) — искусство сочинения, составления различных частей в единое целое, выделение главного.

В композиции весьма существенным элементом является определение границ изобразительной плоскости форматом холста. Формат холста, который выбирает художник, — не случайность, а результат композиционных поисков. Прямоугольный горизонтальный формат создает ощущение протяженности, пространственности, иногда покоя и тишины. Вертикальная выстроенность прямоугольного холста создает ощущение движения вверх или торжественности, величия, возвышенности, приподнятости, стройности. Квадратный формат полотна  (квадрат — самая устойчивая форма) создает ощущение стабильности, спокойствия, умиротворения.

 В композиции пейзажа большое значение имеет изображение перспективы (франц. perspective — вид, от лат.регspicere — «ясно вижу»), которая подразделяется на воздушную и линейную.

Линейную перспективу характеризуют три основные составляющие: горизонт, точка наблюдения и точка схода линий к горизонту. Линия горизонта — это линия, «отделяющая небо от земли», находящаяся на уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая горизонтальная линия. Линия горизонта, расположенная низко, сильно сокращает изображенную земную поверхность. Она помогает художнику выстроить планы — передний, средний, дальний — на двухмерном холсте создать иллюзию пространства. Элементы первого плана при низкой линии горизонта выглядят особенно монументально и величаво. Все предметы, находящиеся ниже линии горизонта, мы видим как бы сверху. При высокой линии горизонта земная поверхность широко развертывается перед зрителем. Он видит, как элементы пейзажа, постепенно уменьшаясь, последовательно уходят вдаль. Все предметы выше линии горизонта зритель видит как бы снизу. Композиция с высоким горизонтом строится как многоплановая, поэтому в ней для передачи глубины пространства используется не резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану. В пейзажах передний план часто дается направленным вглубь в виде открытой местности, как «ввод в композицию». Это помогает направить внимание зрителя на главный объект — композиционный центр пейзажа. Обычно его «сдвигают» несколько в сторону. Простор в панорамном, открытом пейзаже, развернутом по горизонтали, будет казаться неизмеримо большим, чем при наличии боковых преград в виде деревьев, зданий и других предметов.    

Одним из средств выразительности в живописи является и то, как художник накладывает цветовое пятно на полотно, т. е. техника живописи. Наибольшее распространение получила живопись масляными красками. Она отличается богатством цветовых и технических возможностей, позволяет наносить и прозрачные, просвечивающие слои красок, и густые корпусные наслоения. У каждого мастера вырабатывается присущий только ему почерк, особая манера письма, о которой мы говорим «левитановская», «врубелевская». Художник Малявин наносил краски даже не кистью, а специальным ножиком-мастихином. И.Грабарь писал разноцветными мазочками, «червячками», иногда точками. Художники пишут свои картины большими и мелкими, жесткими и мягкими кистями. Эти разные способы и приемы живописной техники присущи тому или другому мастеру, а иногда характерны и для целой эпохи.  

Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они передают чувства и переживания языком искусства

 

На примере программы «Дети и пейзажная живопись. Времена года.Учимся видеть, ценить, создавать красоту» (автор – Курочкина Н.А) рассмотрим методику ознакомления с пейзажной живописью.  

 Знакомство детей с пейзажной живописью, по мнению автора, можно начинать с четвёртого года жизни, но для полноценного восприятия художественного образа малышам необходим запас наблюдений, опыт положительного  активного  отношения  к  окружающей   природе.

Работа по обучению детей восприятию пейзажной живописи следует предварять их собственной изобразительной деятельностью. Сначала дети знакомятся с эстетическими качествами и характерными особенностями отдельных объектов природного окружения: овощей, фруктов, грибов, ягод, цветов, деревьев. Это период подготовки сенсорного и перцептивного аппарата.

В средней группе дети впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи.

Задачи:

1. Развивать у ребят интерес к пейзажной живописи, желание её внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение картины, её красоту, получать радость от встречи с ней, осмысливать своё отношение к воспринимаемому пейзажу.

2. Подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение  реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания.

3. Познаклмить с цветом (колоритом) как средством передачи времени года, состояния природы,погоды, настроения; рисунком, передающим характерные особенности формы, композицией – построение картины.

4. Дать представление о пейзаже как жанре живописи и некоторых его видах.

5. Обогатить словарь сенсорными, эмоционально-эстетическими и искусствоведческими терминами, которые дети смогут использовать в своих оценках и суждениях о произведении.

В   дошкольном   учреждении   учебный   год   начинается   с осени, поэтому вся педагогическая работа может быть распределена по кварталам, начиная с сентября. При знакомстве ребят с пейзажной живописью педагог опирается на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно её сезонам.

Детей старшего дошкольного возраста продолжают знакомить с живописным пейзажем и его видами, формируя эмоционально-целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.      

Педагог продолжает учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают художники, поэты, писатели и композиторы; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи, формы.   

Предстоит и дальнейшее развивать воображение и ассоциативное мышление ребёнка, эмоциональную, чувственную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и её изображения в произведениях искусства, способствовать к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.        

Также у детей развивается потребность в общении с прекрасным, способность испытывать от этого радость, удовольствие, восхищение мастерством художника, создавшего великолепный пейзаж.

Учить не только пониманию замысла произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, позволяющей передать время года, суток, состояние природы, настроение и отношение к увиденному; особенности рисунка как средства изображения характера образа, его типичных и индивидуальных черт; особенности композиции: расположение произведения на том или ином формате полотна, использование  линейной  перспективы  для  построения  планов, линии горизонта и выделения главного в картине; техника наложения цветового пятна для создания более выразительного образа).     

 Педагог также способствует полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки, литературы.    

В дальнейшей работе расширяется представление детей о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными её состояниями (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, туман, гроза и т.д.).Закрепляются представления детей таких видов пейзажей, как сельский, городской, морской, горный, исторический, индустриальный.

 Дети узнают о художниках - пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведения, получат представление о значении произведений искусства в жизни общества, каждого человека.

Уделяется внимание расширению и активизации словаря детей, наличию в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые они смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах. Способствуют тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном искусстве.

 Типы занятий: 

первично-ознакомительных,

углублённо-познавательных,

обобщающих,

смешанного типа,

занятий-экскурсий,

занятий - путешествий.

занятие – путешествие («Путешествие в зимний лес»,  «На поляне осенью», «В гости к грачам»и др.);  

занятие – драматизация (лесные животные рассказывают о своих впечатлениях о лесе, используются костюмы или «шапочки» для подвижных игр);

✔▪занятие – сказка («Путешествие на ковре – самолёте», где дети любуются красотой неба и знакомятся с его колоритом; «В гости к Старичку – Лесовичку», где дети получают знания о колорите осеннего леса, о разнообразии деревьев);  

занятие – открытие (проблемное занятие);  

занятие – эксперимент (исследование разных способов изображения).   

При проведении занятий,Н.А.Курочкина предлагает использовать следующие приёмы для ознакомления детей с пейзажной живописью:

рассматривание репродукций картинхудожников-пейзажистов,

приём «вхождения» в картину,

воссозданияпредшествующих и последующих содержанию картины событий,

беседа покартине,

искусствоведческий рассказ     педагога,

использование  художественного слова,

игровые задания,

показ приёмов изображения объектов природы, способов работы с различными изобразительными материалами,

анализ рисунков, выявляющий степень творчества ребёнка при передаче картины природы и другие.

Планирование тематики занятий зависит от времени года, а так же от перспективного тематического плана работы ДОУ.     

Осенью предлагаю знакомить детей с картинами: И. Левитан «Золотая осень»,  Ф.А.Васнецова «Перед дождём»,  И.Э.Грабаря «Рябинка»,  И.С.Остроухова «Золотая осень», И.Грабаря «Сентябрьский снег».     

Зимняя природа: «Февральская лазурь» И. Грабаря, «Волшебница- Зима», И.Шишкина «Зима», «Зима. Подмосковье», «Городские крыши зимой», «Ель стоит одиноко…», А. Саврасова «Зимний пейзаж».  

Весной взгляду детей откроются картины  И.Левитана «Март», «Весна. Большая вода», А. Грицая «Подснежники», «Половодье», А.Саврасова «Грачи прилетели», «Весенний день», Б.Кустодиева «Масленица», К.Юона «Маленница», И.Грабаря «Весна», И.Остроухов «Первая зелень».  

Рассматривание картин с изображением лета можно рекомендовать воспитателям группы. Это: «Березовая роща», «Сумерки. Стога» И.Левитана, «Среди долины ровныя…», «Сосны, освещённые солнцем», «Рожь» И.Шишкина, «Пейзаж с рекой» А.А.Рылова, И.Грабаря «Рябина».

 

Основные требования к отбору художественных произведений

∙€Произведения должны быть реалистичными и высокохудожественными;

∙€ По тематике оно должно быть близко и понятно детям; дети должны иметь запас представлений и знаний о явлениях и предметах, художественно отраженных в картине;

∙€Картины должны оказывать эмоциональные воздействия на детей, вызывать у них живой интерес.

Этапы ознакомления дошкольников с пейзажной картиной.

Первый этап

1.Основной прием -искусствоведческий рассказ педагога.

Примерная структура искусствоведческого рассказа:

✔▪сообщение названия картины,

✔▪сообщение фамилии художника,

✔▪о чём написана картина,

✔▪что самое главное в картине (выделить композиционный центр),

✔▪как оно изображено (цвет, построение, расположение),

✔▪что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали,

✔▪что красивого показал своим произведение художник,

✔▪о чём думается, что вспоминается.

  Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.  

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение.

2. Постановка конкретных вопросов, направленных на переживание увиденного в картине,  детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например: – Что изображено на картине?– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?– Как вы думаете, что самое главное в картине?– Как это изобразил художник?– Что в картине самое яркое?– Что этим хотел сказать художник?– Какое настроение передал художник?– Как вы догадались.что именно такое настроение отражено?– Как это удалось сделать художнику?– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

3. Приём «вхождения в картину»( связь с игрой, творческая фантазия),

4Приём « воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

5.  Рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

Примерная структура рассказа-образца:

∙€название картины,

∙€кто написал,

∙€о чём произведение,

∙€какими красками написано,

∙€какое в нём передано настроение

∙€что особенно понравилось,

∙€какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.

После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

 

Второй этап

Задачи:  развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,  выделять выразительные средства,  формировать умения «читать» картины,  мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению.

Исключается искусствоведческий рассказ педагога.

1. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:  О чём картина?  Почему думаете так, расскажите?  Как бы вы назвали картину?  Почему именно так?  Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?  Как он изобразил это в картине?  Какое настроение вызывает картина?  Отчего возникает такое настроение?  Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

2. Приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

 Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

3. Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например: а) «Что изменилось на картине?» (педагог закрывает часть картины листом) б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?» в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

4. Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:– Что изменилось бы в настроении картины, если  бы художник написал картину в холодных тонах?

5. На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения Структура постановки вопросов:  Что понравилось на картине?  Почему она понравилась?  Чем она понравилась?

 

Третий этап

 Задачи:  Формирование  творческого восприятия картины.  Сравнение изображенного с личным опытом  Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств

1. Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника.но разного колористического решения.Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

2. Приём мысленного создания картины по названию, данномухудожником. В начале, дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?– Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?– Что будет особенно красивым?– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

3. Прием точных установок (усложнение вопросов)

4. Составление мини-рассказов по картине

5. Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

6. Постановка вопросов детьми о просмотренном произведении.

 

Целенаправленная работа по ознакомлению детей с пейзажем, как одним из жанров живописи, более полно  проводиться со старшей группы (это зависит от выбранной педагогом образовательной программы).

 Но уже в младшем возрасте (2 мл.и ср. группы), в предметном рисовании, дети знакомятся с изображением элементов пейзажа, такими как земля, растительный покров земли, деревья и кустарники, вода, небо, дома и т.п. При рассматривании пейзажных иллюстраций и репродукций большое внимание уделяется тому, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на изображенное художником, заинтересовать их, не ставя перед ребенком цель, запомнить само понятие «пейзаж».

При работе с дошкольниками в данном направлении было отмечено, что они испытывают затруднения в осознанном восприятии произведений искусства.    Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.      С технической стороны детям сложно видеть линию перспективы и правильно ее использовать при изображении объектов в собственном рисунке.     При составлении рассказов по картинам пейзажной живописи дети дошкольного возраста испытывают сложности в использовании эмоционально окрашенной лексики; в изложении последовательности своих мыслей, чувств.   

  Работа по ознакомлению с пейзажем присутствует во всех видах деятельности детей. Это и специально организованная деятельность по рисованию, аппликации, так и на занятиях по развитию речи, музыкальном.

   Прежде, чем решать задачи ознакомления дошкольников с пейзажным искусством, воспитатели сами должны иметь хотя бы минимум искусствоведческих знаний.

Работа руководителя по изобразительной деятельности с воспитателями имеет несколько направлений:  

-Получение искусствоведческой информации (знакомство с творчеством художников, знакомство с жанрами живописи).

-Цикл консультаций по ознакомлению дошкольников с живописью (этапы ознакомления дошкольников с живописью, отбор произведений живописи, дидактические игры для закрепления материала, подбор изобразительного материала и др.).

-Мастер - классы (приёмы изображения объектов природы).  

-Совместное составление перспективно-календарного плана работы (тематика, литература, индивидуальные особенности детей группы).  -Предварительная работа с детьми (наблюдения за природными явлениями, чтение художественной литературы, слушание музыки, дидактические игры, пальчиковые гимнастики, проведение индивидуальной работы с детьми).    

 

 Работа с родителями.     

Как показала практика работы детских садов с семьёй, многие родители правильно понимают роль изобразительного искусства в воспитании дошкольников, но в основном видят её в развитии речи, мышления, оценочного отношения к жизни, в формировании нравственного сознания. Они недооценивают того, что восприятие ребёнком искусства оказывает сильное воздействие на формирование его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности.     В условиях семьи детей знакомят с произведениями изобразительного искусства, но это бывает эпизодически. В основном тогда, когда ребёнок сам обращается к взрослому с вопросом. При этом родители зачастую не учитывают особенностей жанра, психологических особенностей ребёнка, не знают методики ознакомления дошкольника с живописью.     Родителей необходимо познакомить с информацией о том, как  составлять с детьми описательные рассказы по пейзажным картинам,   рисовать отдельные элементы картины вне занятий,   рассматривать наглядно – методические пособия, энциклопедии,   посещать выставки,  картинные галереи (по возможности)

Познакомить родителей с искусством можно  с помощью:  информации на стендах в коридорах детского сада и в группах (приложение), печатных консультаций, которые родители при желании могут взять домой и познакомиться с информацией в свободное время,  консультациях на родительских собраниях в группах, «Мастер-классах», открытых занятиях с детьми, фотоматериалах.

Используемая литература

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1998.

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., 2010.

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников.-М., 2014.

Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить и создавать красоту. – СПб.:  Детство-Пресс,  2013.   

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи.-М., 2009.

 



Предварительный просмотр:

«Пейзаж» в переводе с французского означает «местность».

Пейзаж – это не механическое воспроизведение окружающей человека среды. Это художественный образ, пропущенный через личное восприятие художника, через его настроение. Поэтому так разнообразны пейзажи по своему содержанию, такие разные чувства они вызывают у зрителя.

По месту: морской, природный, сельский, городской, космический, промышленный;

  по времени года: зимний, весенний и т.д.)

 

 ЭТАПЫ

1. Первым этапом работы с пейзажной картиной является – определение жанровой принадлежности. 

Соответственно жанр картины – пейзаж.

КАКАЯ работа ведется по ознакомлению с жанрами живописи.

Игры, беседы,

«Раз, два, три к пейзажу, портрету, натюрморту… беги», «Четвертый лишний», «Объедини в группы»… «Раз, два, три, натюрморт покажи»

2 этапом работы является определение места пейзажа. Основной целью данного этапа является: научить определять описываемое место в пейзаже

- Как вы думаете, какое место изображено на выбранной вами картине? Какой это пейзаж по месту? (природный, городской, сельский и т.д.). На пособии выставляется значок, изображающий этап работы.

 Целью 3 этапа является выделение объектов на картине и подбор как можно больше признаков к каждому объекту.

Нужно выделить не только объекты, изображенные на картине, но и назвать их признаки. На этом этапе работы с картиной педагог не только обращается к чувственному опыту детей, но и активизирует и расширяет словарь прилагательных.

Задание: Выделите объекты на картине и подберите как можно больше признаков к каждому объекту. На этом этапе работы с картиной можно  предложить дошкольникам следующие игры:

1.     «Подзорная труба». Предложить рассмотреть картину через «подзорную трубу» и назвать увиденный объект (яркое солнце, хмурая туча, серый снег).

2.     Предложить  сосчитать объекты на выбранной картине.

3.     Игра «Раз, два, три к дереву беги», повторить несколько раз меняя объект (вода, солнце и т.д.).

4.     Игра «Найди сходства и различия».

5.     Игра «Найди самый большой и самый маленький объект».

- Давайте попробуем посмотреть в подзорную трубу и определить объекты, изображенные на картине и подобрать к ним признаки, определения.

4 этап можно назвать ДЕЙСТВИЕ.  Картина – это застывший пейзаж. Но, когда художник писал картину, на этом месте происходили какие-то действия. Только самый внимательный может их отыскать. Проигрывая эту игру, ребенок обращается к своему опыту, к тем знаниям и представлениям, которые он приобрел на прогулках, в наблюдениях, в беседах, включает в работу свое воображение. 

Задание: Найдите спрятанные действия на вашей картине. Значок предлагает определить время года и часть суток. Не просто определить, но и доказать, почему вы так думаете. Например, на  картине изображена ранняя весна, потому что… На картине изображен  день, потому что….

Работая с этим значком, можно предложить дошкольникам игру «Что сначала, что потом».

Давайте попробуем назвать действия , спрятанные в картине.

5 этап «Что на что похоже?» О1=О2 Следующий значок предлагает поиграть в одну из любимых у детей игр «Что на что похоже?»
Задание: Найдите, что на что похоже в ваших картинах? Дошкольники сравнивают объекты картины с другими объектами.

На этом этапе идет составление метафор.

Метафоры – употребление слова в переносном значении, на основе сходства каких-либо отношений или явлений.

Дети выделяют объект на картине и сравнивают его по какому-либо характерному признаку с другим объектом. Например, эти белоствольные березы похожи на стройных девушек. У данного объекта обозначить место – лес. Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место этого объекта в речевой фразе: «Белоствольные девушки леса». Построить предложение: «Белоствольные девушки леса отражаются в воде».

6.  На следующем этапе работы с пейзажем в гости приходят Волшебная Рука, Волшебное Ухо и Волшебный Нос, которые помогут услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить рукой и т.д. Для формирования умения характеризовать объекты на основе восприятия органами чувств используется прием «вхождения в картину».

     Этот этап предполагает большую предварительную работу по обогащению эмпирического опыта дошкольников. Дети должны потрогать и почувствовать  температуру талой воды, пропитанный влагой снег, шершавость коры сосны, мягкость и шелковистость майской травы. Они должны ощутить запах мартовского снега, молодой травы; послушать журчание ручья, крики птиц и т.д.

На этом этапе работы с картиной дети составляют  речевые зарисовки. Педагог побуждает детей к передаче собственного отношения к объектам, используя фразы: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…», «Когда я трогаю руками…». Речевые зарисовки составляются как от лица ребенка (гостя картины), так и от лица одного из объекта картины.

Педагог  должен побуждать детей к использованию в речи слов и выражений, передающих различное ощущение.

Задание: К вам в гости пришла Волшебная Рука. Представьте, что вы находитесь в картине, какие тактильные ощущения вы испытываете?К вам в гости пришел Волшебный Нос, какие запахи вы улавливаете? К вам в гости пришло Волшебное Ухо, какие звуки можно услышать в вашей картине?

 7.На следующем этапе учим детей определять цвет картины. Цвет На этом этапе работы дошкольники узнают большой секрет: оказывается, у каждой картины есть основной, преобладающий цвет (может быть 2 и более). Чтобы определить основной цвет, нужно отойти от картины, прикрыть глаза и посмотреть на нее сквозь ресницы.

Задание: Определите основной цвет вашей картины. Как вы думаете, почему художник использовал именно этот цвет?

При описании цветовой гаммы пейзажной картины нельзя использовать прилагательные, обозначающие чистые основные цвета (зеленый, синий, красный…). Зеленый цвет бывает разный: светло-зеленый, темно-зеленый, цвет молодой травки, ярко-зеленый, огуречный цвет, изумрудный цвет и т.д.

8. Настроение . Картины вызывают у каждого человека определенные эмоции: грусть, восхищение, удивление, радость, спокойное настроение, задумчивое, лучистое или тревожное настроение.

Детям предлагается выбрать модель настроения и прикрепить к выбранной картине. Можно предложить 2-3 детям аргументировать свой выбор: «Когда я смотрю на картину, мне становится немного грустно, потому что…»

9.Сказка.   В каждом пейзаже зашифрована какая-то история. Золотой ключик спрашивает, какая история  может здесь жить?

Задание: Выберите сказочных героев и поместите их на картине.

 10.   Последний значок предлагает составить рассказ и дать название своему рассказу и картине.   

Уже с пятилетнего возраста рекомендуется вводить детей в неповторимый мир пейзажной живописи. Восприятие пейзажной живописи будет развивающим, если оно происходит параллельно с любованием характерными состояниями природы.

     Первоначальное знакомство с одной из пейзажных картин, выполненной в реалистической манере, может чередоваться с наблюдениями природы (золотая осень, ранняя весна, зимний иней, цветущий луг). Любование природой на прогулке только тогда подготовит ребенка к восприятию живописи, если оно вызовет чувства, созвучные состоянию природы, желание поделиться этими чувствами.

     Вначале работы с пейзажем берется одна картина. Дети осваивают предлагаемые игры, учатся понимать и расшифровывать значки алгоритма. На этом этапе нежелательно требовать от ребенка составления рассказа.

         Лучше всего попросить детей выбрать подходящее по смыслу стихотворение или зачитать свой рассказ, послушать музыкальное произведение. В дальнейшем можно использовать 2 и более картины с предложением: составить рассказ. Или вначале берем 2-3 пейзажные картины, но расшифровываем 1-3 значка алгоритма, в зависимости от того, как дошкольники усваивают материал. На такой образовательной деятельности помимо логопеда и воспитателя должны присутствовать другие взрослые люди, которые помогут записать детские рассказы. После того, как ребенок составил рассказ, он должен дать ему название.

Для формирования умения составлять рассказы по пейзажным картинам должно быть соответствующее пособие – это круг разделенный на несколько секторов с кармашками, в середине – стрелочка. В кармашки выкладываются значки-символы этапа работы над картиной, стрелка указывает на соответствующий значок этапа работы.

      В дальнейшем желательно организовать выставку пейзажей с детскими рассказами. Дошкольники с большим удовольствием повторно рассматривают пейзажные картины, слушают рассказы своих сверстников, свой рассказ. Педагог обращает внимание на красивые сравнения, предложения, на содержание рассказа. Также отмечает ошибки и пути их исправления.

 

 



Предварительный просмотр:

В работах Н.Ф. Виноградовой, Н.В. Любимовой обучение детей описанию пейзажных картин строится при помощи следующих приемов:

-беседа по картине, оживляющая личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, и беседа, содействующая ее восприятию;

-приемы активизации слов и образных выражений, необходимых для описания; образцы описания картины и ее отдельных фрагментов;

-чтение подходящих стихотворений, красочно описывающих сходные картины природы и т.п (6).

 Вопросами формирования связной монологической речи, и в частности составлением рассказов-описаний по пейзажной картине детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи подробно рассматриваются в работах В.П. Глухова, Т.А. Ткаченко, Н.М. Зубаревой, Е.Г. Корицкой, Т.А. Шимковичи др. Т. А. Ткаченко при работе над формированием связной речи у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие, как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания (37).

По мнению Т.А. Ткаченко, необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Использование в коррекции наглядных опорных схем значительно облегчают детям с ОНР овладение описательной речью. Наглядность позволяет построить план ответа, рассказ становится четким, полным, последовательным (37).

В своей работе Т.А. Ткаченко предлагает педагогам использовать ряд приёмов на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. На разных возрастных этапах, в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, таблицы с элементами мнемотехники (37). В обучении детей с ОНР описательной речи важна поэтапность. По мере приобретения навыка мера помощи, представляемая педагогом, убывает, и, соответственно, увеличивается доля самостоятельного участия ребенка.

Разрабатывая вопросы формирования описательно-повествовательной речи у детей с ОНР, Е.Г. Корицкая и Т.А. Шимкович так же предлагают поэтапную организацию такой работы. В основу организации каждого этапа положен принцип перехода от максимально развернутой речи к речи свернутой, краткой, что способствует, по мнению авторов, формированию внутренней речи. В качестве основных приемов обучения предлагается применение анализа предложенного логопедом содержание картины по вопросам; подражание готовым образцам; рассказывание по заранее задуманному плану в виде инструкции, объясняющей, в какой последовательности излагать материал (20).

Некоторые методические рекомендации к проведению логопедических занятий по обучению описания картин изложены В.П. Глуховым в его научных публикациях. Так же автор приводит и общие особенности построения этих занятий для детей с ОНР: - проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета, с выделением важных смысловых звеньев и др.);

- специальный языковой разбор текстового материала; - включение в занятия лексических и грамматических упражнений, игровых приемов, активизирующих внимание, зрительное и вербальное восприятие; -использование вспомогательных методических приемов, облегчающих детям овладение навыками связных высказываний (10). В. К. Воробьева предлагает использовать для составления описательных рассказов сенсорно-графическую схему, которая включает три части: 1.В первой представлен перечень символов, которые обозначают способ выделения того или иного свойства предмета 2. Объединяет корпус выделенных признаков. 3. Представляет изображение самого предмета (7).

Сначала ребенку предлагали внимательно рассмотреть картину. Затем задавались вопросы в следующей последовательности: 1. Как называется эта картина? Кто художник? 2. О каком времени года нам хотел рассказать художник? Почему ты так думаешь? 3. Что художник изобразил на этой картине? Что он нам хотел рассказать? (Эти вопросы выявляют представление ребенка о содержании, о теме картины, о настроении художника.) 4. Что ты можешь рассказать об этой картине? (Этот вопрос выявляет желание ребенка высказываться как о содержании картины, так и о своих впечатлениях о ней.) 5. Расскажи о грачах, что они делают? 6. Расскажи о деревьях, какие они? Что можно сказать о небе? Какое оно? 7. Что еще ты видишь на картине? 8. Как бы ты назвал эту картину? 9. Какие чувства вызывает у тебя эта картина?

Символы — это знаки, предметы, явления, образы, которые имеют какой-то скрытый смысл. И чтобы понять, что говорит нам символ, нередко нужно знать, где, когда, зачем и кем он был создан. Например, художник рисует натюрморт. Но перед нами не просто набор предметов. Перед нами набор смыслов.

ADME взглянул на шедевры изобразительного искусства и изучил историю создания картин, чтобы понять их смысл, спрятанный в символах.

Работа над картиной «Аленушка» была закончена Виктором Васнецовым зимой 1881 года. Одна из лучших картин русской школы первоначально была названа живописцем «Аленушка (Дурочка)». В то время дурочками называли сироток. Лохматая кроткая девочка в изодранном платье одинока. Она ушла в лес далеко от деревни и, сидя, горько задумалась: то ли испуганно, то ли отчаянно. Если вглядеться в глаза Аленушки, то можно увидеть терзающую боль. Так что сюжет картины Васнецова никак не связан со сказкой про сестрицу Аленушку и братца Иванушку.

Какие символы есть на этой картине?

  • Опавшие листья. Они ассоциируются с осенью, грустью и тоской.
  • Осины. Символ горькой доли. По преданию, на этом дереве повесился Иуда.

Но главный символ на шедевре живописца замечают не все.

  • Ласточки. Они сидят на ветке над головой героини. Словно оберегая юную девушку от фатального неверного шага. Этих птиц в славянском фольклоре считали покровительницами женщин и девушек, символом надежды, весны, и они были добрыми вестницами. Этот символ словно намекает о добром исходе этой истории.



Предварительный просмотр:

Примерные планы описания картины А.Саврасова «Грачи прилетели»

 

  1. Вступительная часть. Здесь можно указать, когда именно была написана работа, ее размеры, где сейчас находится. Несколько слов упомянуть об авторе, о том, что он часто рисовал пейзажи.
  2. Указать жанр и тему картины, чему она посвящена. Описать, что это типичный весенний пейзаж. стиль изображения - реализм.
  3. Какое время года изобразил художник, по каким признакам это можно определить.
  4. Подробное описание переднего плана: снега, черных птиц на снегу, берез, на которых поселились грачи. Можно описывать стволы, ветви, остатки сережек на снегу, гнезда, птиц.
  5. Средний план картины и церковь, расположенная ниже холма с деревьями.
  6. Описать дальний план репродукции - поля, снег, что там лежит.
  7. Уделить внимание небу. Какие краски для него использовал художник.
  8. Отметить в общем цветовую гамму полотна.
  9. Заключительная часть: эмоции и впечатление, которое вызывает рассмотрение данной репродукции, понравилась она и чем. Может что-то и не понравилось. Чисто субъективное восприятие должно быть описано, свои ощущения.

Краткий план

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» — это великолепный весенний пейзаж, демонстрирующий окончательную победу тепла и жизни над зимним застоем и безмолвием. Ведь если возвратились грачи в родные края – это значит, что зима ретировалась, а весна вступила в свои права.

 1). Алексей Саврасов и его полотно.

2). Весеннее пробуждение природы.

3). Главные персонажи картины – неугомонные грачи.

4). Цветовая гамма полотна.

5). Мое отношение к картине.


Подробный план может выглядеть таким образом:

1). Алексей Саврасов – певец весны.

2). Картина «Грачи прилетели», её тема и идейная наполненность.

3). Сюжет картины и основные объекты.

4). Обзор объектов ближнего плана: березы, снег, грачи, гнезда, пруд.

5). Обзор объектов дальнего плана: поля, церквушка, дома.

6). Мелкие детали на полотне и их роль в пейзаже.

7). Колористика и основные приемы, использованные художником.

8). Настроение картины и основной смысл работы художника.

9). Мои мысли о пейзаже.

1) Вступление. Представление художника, написавшего картину, и время ее написания.

2) Жанр написания картины - пейзаж.

3) Обсуждение времени года, которое изображено на картине. Это ранняя весна.

4) Передний план картины - просевший сырой снег, искривленные стволы берез, стая грачей на вершинах берез, гнезда.

5) Средний план - старая церковь, которая видна частично, крыши домов в деревне, покрытые еще снегом.

6) Дальний план картины - черные поля с остатками пятен снега, виднеющийся лес вдали.

7) Какие краски преобладают на картине? Темные или светлые? Какое освещение?

8) Выразить свое отношение к картине в заключительной части сочинения.

Картина художника А.К.Саврасова написана в 1871 году и на данный момент находится в Третьяковской галерее.  

  1. Автор картины, небольшие сведения о его творчестве;
  2. Информация о картине, год написания, жанр, в котором написана картина;
  3. Что изображено на картине, сюжет, время года;
  4. Передний план: описание земли, снега, деревьев, ветвей, птиц на них;
  5. Описание ближнего заднего плана: церковь, дома;
  6. Описание дальнего заднего плана, линии горизонта;
  7. Атмосфера картины;
  8. Краски, цвета, тона, в которых написана картина;
  9. Мое впечатление;
  10. Мое отношение.

Примерные планы описания картины И.Шишкина «Рожь»

 1). Общие сведения о художнике, авторе картины, название и дата написания картины.

2). Собственно описание картины, обычно начиная с центрального плана.

3). Отношение к картине или чувства, которые она вызывает у ее зрителя.

 

 

1). И. Шишкин - автор картины "Рожь".

2). Описание картины:

а). желтеющая рожь,

б). дорога через поле,

в). сосны среди ржи,

г). небо.

3). Чувства и мысли, которые вызывает у меня картина "Рожь".

 

1) Название картины, кто художник.

2) Что изображено на картине. Что на первом плане, что изображено на дальнем плане.

3) Какое время года изображено.

4) Какое небо (спокойное, голубое).

5) Как изображено поле.

6) Какие оттенки преобладают. Как они сочетаются между собой.

7) Что испытываете при виде картины, какие чувства.

 

  1. История создания данной картины, общая информация о картине.
  2. Описание сюжета картины, что изображено на картине, какая природа представлена на картине.
  3. Моменты на картине, которые бросаются в глаза.
  4. Какие чувства вызывает данная картина, мое отношение к данной картине.
  5. Значение данной картины в мировой и российской культуре.

 

  Рассматривая полотно, нужно обратить внимание на особенности, которые отличают его от других картин. При этом нужно отметить самые яркие детали, создающие цельный законченный пейзаж.

План по картине "Рожь" Шишкина может быть таким:

1). Информация о картине, истории её создания и об ее авторе.

2). Детали, создающие пейзаж: колосья, дорога и обочина, сосны и хмурое небо.

3). Цветовая гамма картины и для чего художник выбрал именно такие оттенки.

4). Чувства, которые вызывает полотно.

5). Что хотел сказать своим пейзажем Шишкин?

 

1.) Автор картины "Рожь" И.И. Шишкин. Особенности творчества замечательного русского пейзажиста.

2.) Время создания картины "Рожь", подробности истории ее создания.

3.) Основные особенности изображенного пейзажа: время года, что изображено в целом.

4.) Какое время суток, как падает свет, цветовая гамма.

5.) Что изображено в центральной части картины.

6.) Детали пейзажа.

7.) Атмосфера, переданная в картине, какие картина вызывает чувства.

8.) Заключение. Отношение автора описания к картине "Рожь".

Пан к картине Шишкина "Рожь"можно составить в виде вопросов:

  1. Что изображено на картине (пейзаж), какой пейзаж (красивый)?
  2. Какое время года? Какая часть дня? (погожий летний день)
  3. Что видим в центре? Описание дороги - какая она (светлая, коричневая, извивается, убегает).
  4. Что расположено по обе стороны дороги? (поле пшеницы). Какие колосья? (золотые, спелые, густые)
  5. Какие деревья растут на поле? (сосны, большие, высокие, темно-зеленые, могучие, одиноко стоят)
  6. Описание неба - какое оно? (цвет, облака)
  7. Какие цвета использовал художник? (теплые, яркие, насыщенные)
  8. Какое впечатление создает картина?

Прежде, чем написать план к картине "Рожь" необходимо познакомиться с ней, найти особенно картины.

План к картине Шишкина "Рожь":

  • Информация о авторе картины. Дата и история написания картины.
  • Описание пейзажа, что изображено на картине.
  • На что автор обратил наше внимание, что изображено в центре.
  • Какие цвета использовал автор для написания картины.
  • Какое впечатление производит картина на вас?
  • Что именно хотел донести Шишкин до зрителей?

 

  1. Название картины, автор.
  2. Дата , когда автор нарисовал картину, место.
  3. Время дня, года, изображённое на картине.
  4. Описание пейзажа, его особенности и главные черты.

Данный пункт также можно разделить на подпункты: описание переднего плана и дальнего.

5.Основное настроение, которое хотел передать художник.

6.Моё восприятие картины художника Шишкина.

  "Рожь":

  1. Как называется картина? Почему такое название картине дал художник?
  2. Кто написал картину "Рожь"?
  3. Что изображено на картине "Рожь"?
  4. Какое время года изображено на холсте?
  5. Какие цвета использовал художник?
  6. Как можно описать небо?
  7. Как можно описать поле?
  8. Какие впечатления от картины?
  9. Понравилась ли картина?

  1. Навание картины, автор, дата написания.
  2. Сюжет картины.
  3. Описание пейзажа.
  4. Значение картины в творчестве художника.
  5. Какие чувства вызывает у меня картина.
  6. Мое личное отношение к творчеству Шишкина и к картине "Рожь".



Предварительный просмотр:

Передний план

Передний план важен для общего впечатления, производимого композицией; его детали служат для того, чтобы уводить взгляд зрителя вглубь изображения, а также для демонстрации наиболее важных особенностей объектов среднего плана. Часто несколько объектов изображаются тщательно, с особым вниманием к текстурам, но не так, чтобы позволить им доминировать в рисунке.

Задний план

Задний план - самая дальняя часть; обычно он менее конкретен, менее фактурен мягче изображён.

Средний план

Средний план формирует основную часть пейзажа и придаёт ему индивидуальность. Структура этого плана важна, потому что более крупные формы представляют наибольший интерес. Тем не менее, чёткость разных деталей может быть различной.