разработка урока

Бычкова Мария Эдуардовна

Биология, 5 класс. ТемаБактерии, их роль в природе и жизни человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Бычкова  Мария Эдуардовна  учитель биологии

  –  

Биология, 5 класс. ТемаБактерии, их роль в природе и жизни человека. Тип урока «открытие» новых знаний.Форма: проблемное изучение.

Технологии обучения: Этап 1 – техника развития учебной мотивации (познавательная). Этап 2 – репродуктивная деятельность, взаимооценивание деятельности. Этап 3  – групповая технология, частично-поисковая деятельность, взаимооценивание деятельности. Этап 4 – моделирование. Этап 5-6 – технология креативного мышления (в т.ч. рефлексия и самооценка).

Общая часть

Цель урока:

Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Предметные

Метапредметные

Развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.

Знакомство с многообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека.

Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.

Задачи:

Воспитывающая

Развивающая

Обучающая

-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

-формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.

-развивать у учащихся умение анализировать и делать  выводы.

-формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы.

-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

-углубление знаний школьников о значении бактерий  в природе и жизни человека.

-формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Электронное приложение к учебнику «Биология. 5-6 классы» под редакцией В.В. Пасечника (УМК «Линия жизни»)

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся.

Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски)

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок биологии мы начнем с решения задачи (условия задачи заранее записываются на доске). Кто хочет решить ее у доски?

Задача:

В 1 литре лесного воздуха содержится 100 бактерий, в 1 литре воды, набранной из озера в том же лесу – в 3 000 раз больше чем в 1 литре воздуха, а в 1 литре почвы из этого же леса – в 2 500 000 раз больше бактерий, чем в 1 литре воды. Сколько бактерий в 1 литре почвы?

Решение:

  1. 100 х 3 000 = 300 000 бактерий в 1 литре воды
  2. 300 000 х 2 500 000 = 750 000 000 000 бактерий в 1 литре почвы.

Ответ: в 1 литре почвы содержится 750 000 000 000 бактерий.

Ребята, как вы думаете, почему урок биологии сегодня мы начали с решения данной задачи?

Дети: мы продолжим изучать бактерии.

Совершенно верно. Тема нашего урока «Бактерии». И сегодня мы будем говорить о роли бактерий в природе и жизни человека.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задачу для решения (нестандартный подход, являющийся мотивирующим к учебной деятельности). При помощи вопросов подводит к формулировке темы.

Решают задачу самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя.

- развитие навыка решения простейших задач.

- формирование способности к сопоставлению и выделению главного.

- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.

Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности учащихся. Формулировка цели урока.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

На прошлом уроке мы говорили об общей характеристике и строение бактерий. Давайте напишем диктант и вспомним, то, что мы уже знаем (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом).

Диктант

  1. Бактерии состоят из одной клетки
  2. Бактерии имеют ядро
  3. Бактерии размножаются спорами
  4. Бактерии имеют разнообразную форму
  5. Бактерии имеют оболочку
  6. Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами
  7. Бактерии не имеют хлорофилла
  8. Округлые бактерии называют стрептококками
  9. Бактерии имеют цитоплазму
  10. Бактерии относятся к Царству Растений

Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно. Если их количество 10-9, поставьте отметку 5, 8-7 – отметку 4, 6-5 – отметку 3, менее 5 – 2. Сдайте листы мне.

Еще на прошлом уроке мы выяснили, что бактерии распространенны практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве. Это же подтверждает и задача, которую мы решили. Что же у нас получается? Даже когда мы выходим в лес, нас окружают миллионы бактерий. Посмотрите на эти цифры – они огромны. Да бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве. При этом они настолько малы, что мы их не видим. Не понятно… Зачем вообще нужны эти бактерии? Пользу или вред они приносят? А главный вопрос: заметим ли мы вообще, если они исчезнут с лица Земли?

Ребята, как вы считаете, вредны бактерии или полезны? (ответы детей, в случае однозначного ответа следует вопрос «Почему?»)

А что вы скажите по поводу их размеров? Они же состоят всего из одной малюсенькой клетки, заметим ли мы, если бактерии исчезнут? (если учащиеся однозначно говорят, что заметили бы, то задается еще один вопрос «Почему?»)

Чтобы ответить на этот вопрос аргументировано и точно, нам необходимо проделать большую работу. Скажите, какую цель нам нужно поставить перед собой, чтобы преодолеть наше затруднение? (узнать о бактериях и их роли в природе и для человека).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Диктует утверждения. Называет верные ответы и объясняет критерии оценивания.

Задает вопрос. При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели.

Отмечают какие утверждения верны, а какие нет.

Проверяют и оценивают работу друг друга.

Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока.

- развитие способности оценивать достоверность устной информации на основе имеющихся данных.

- развитие способности к оцениванию.

- формирование рефлексивных умении: умение определять границы между знанием и незнанием.

- формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.

Этап 3. Открытие новых знаний

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: групповая

Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, будем работать в группах. А как нам справедливо поделиться на четыре группы? (учащиеся могут предложить интересные варианты деления, для данного урока наиболее эффективными будут группы, сформированные из учеников имеющих разные подструктуры мышления). Давайте сдвинем столы и пересядем, чтобы работать было удобнее.

В каждой группе оказалось по шесть человек и у каждого будет своя должность и свои обязанности. Каждая группа будет состоять из: посыльного (обязанности – понять инструкцию, запомнить ее и объяснить другим), организатора (обязанности – поддерживать порядок, организовать работу в группе, следить за временем, собирать идеи), докладчика (обязанности – презентовать результат работы группы, ответить на дополнительные вопросы аудитории), оформитель (обязанности – выполнить эскиз), референт (обязанности – выбрать в тексте информацию), наблюдатель (обязанности – изучить критерии оценки, оценить работу других команд). За 1 минуту распределите обязанности в своей команде.

Посыльные, подойдите ко мне для получения задания.

Информация для посыльного

Каждой из групп я предлагаю изучить информацию только по одному из существующих видов бактерий. Группа 1 изучает бактерии гниения. Группа 2 – почвенные бактерии. Группа 3 – болезнетворные бактерии. Группа 4 – молочнокислые бактерии.

На ваших столах лежат листы с одинаковой информацией (Приложение 1), референт выбирает и озвучивает команде информацию, которая касается вашей группы бактерий.

В это же время наблюдатель изучает критерии (Приложение 2), согласно которым будет оцениваться ваш результат и тоже озвучивает их команде, обратите внимание, что каждый из пунктов может быть оценен от 2 до 5 баллов.

Полученную от референта информацию вам необходимо представить в виде информационного плаката. Эскиз на ватмане выполняется оформителем. Информация может быть представлена в любой удобной для вас форме: рисунок, таблица, схема и т.д. Обязательным условием является отражение пользы или вреда, которые приносят ваши бактерии, возможно, это будет и то и другое. После создания эскиза вы работаете сообща, выполняя обязанности художников (раскрашиваете и подправляете эскиз).

Работу вы должны закончить в течение 10 минут. За временем будет следить капитан, он же координирует работу группы и поддерживает порядок. По истечении времени докладчик презентует готовую работу.

Вы узнали новую информацию о бактериях и даже оформили информационный плакат. Однако, на данный момент, каждый из вас владеет только частью всего материала. Пришло время рассказать о том, что вы узнали остальным ребятам. Докладчики из каждой команды по очереди будут выходить к доске, демонстрировать свой плакат и рассказывать информацию о своей группе бактерий. Наблюдатели в это время должны оценить проделанную командой работу в бланках с критериями, напоминаю, что каждый критерий может быть оценен от 2 до 5 баллов. Своя команда не оценивается.

Каждая команда представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.

Проделанную вами работу я оформила в виде таблицы (Приложение 3). Посмотрите на нее. Первые четыре строки полностью соответствуют полученному вами результату. Однако, я хотела бы обратить ваше внимание на еще две группы организмов, относящихся к бактериям – это кишечная палочка, обитающая в кишечнике и бесспорно имеющая положительное значения, т.к. данный вид бактерий способствует перевариванию пищи в организме и азотофиксирующие бактерии, обитающие в почве на корнях некоторых растений и повышающие плодородие почвы за счет способности переводить атмосферный азот в доступную для растений форму.

Пожалуй, теперь информации о значении бактерий в природе и жизни человека достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. Как вы думаете теперь, заметили ли бы мы исчезновение бактерий с Земли? (да)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные в таблице и обращает внимание на неизученные группы бактерий. Возвращает к первоначальному вопросу.

Распределяют роли в группе. Изучают информацию о своей группе бактерий, оформляют ее в виде красочного информационного плаката и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и плакаты по определенным критериям. Слушают учителя.

- развитие способности к организации и распределению ролей.

- формирование навыка расширенного поиска информации.

- формирование навыка изучающего и поискового чтения.

- формирование умения выделять главное и второстепенное.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

- формирование позитивной моральной самооценки.

Деятельность учащихся

УУД

Моделируют ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняют электронную схему.

- формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных.

- формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.

- развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

Деятельность учащихся

УУД

Включают полученные знания в единую систему знаний.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Деятельность учащихся

УУД

Ставят метки на мишени, в зависимости от удовлетворенности собственной деятельностью на уроке

- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.

- формирование позитивной моральной самооценки.

- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.

- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.

- формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.

- формирование творческого подхода в решении поставленных задач.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет домашнее задание.

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы.

- развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.

- формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


 

Приложение 1

Роль бактерий в природе

Круговорот

Бактерии – важнейшее звено общего круговорота веществ в природе. Растения создают сложные органические вещества из углекислого газа, воды и минеральных солей почвы. Эти вещества возвращаются в почву с отмершими грибами, растениями и трупами животных. Бактерии разлагают сложные вещества на простые, которые снова используют растения.

Бактерии разрушают сложные органические вещества отмерших растений и трупов животных, выделения живых организмов и разные отбросы. Питаясь этими органическими веществами, сапрофитные бактерии гниения превращают их в перегной. Это своеобразные санитары нашей планеты. Таким образом, бактерии активно участвуют в круговороте веществ в природе. Вместе с тем можно определить и вред, который они приносят. Дело в том, что бактериям гниения все равно какой продукт использовать для собственного питания, вследствие этого они способны разлагать не только отмершие растения и трупы животных, но и хорошие продукты, которые могли бы использовать в пищу животные или человек. Они поселяются на продуктах питания и портят их. Чтобы продукты не портились, их сушат и солят, маринуют, засахаривают, консервируют. При консервировании продукты, помещенные в плотно закрытые банки, нагревают. При этом погибают не только бактерии, попавшие в продукты, но и их споры. Поэтому консервы сохраняются долгое время.

Есть бактерии, которые портят рыболовные сети, редчайшие рукописи и книги в книгохранилищах. Для предохранения книг от порчи их окуривают сернистым газом. Бактерии портят сено в стогах, если оно недостаточно хорошо высушено.

Почвообразование

Поскольку бактерии распространены практически повсеместно и встречаются в огромном количестве, они во многом определяют различные процессы, происходящие в природе. Осенью опадают листья деревьев и кустарников, отмирают надземные побеги трав, опадают старые ветки, время от времени падают стволы старых деревьев. Всё это постепенно превращается в перегной. В 1 см3. поверхностного слоя лесной почвы содержатся сотни миллионов сапрофитных почвенных бактерий нескольких видов. Эти бактерии превращают перегной в различные минеральные вещества, которые могут быть поглощены из почвы корнями растений.

Некоторые бактерии являются азотофиксирующими и способны поглощать азот из воздуха, используя его в процессах жизнедеятельности. Эти азотофиксирующие бактерии живут самостоятельно или поселяются в корнях бобовых растений. Проникнув в корни бобовых, эти бактерии вызывают разрастание клеток корней и образование на них клубеньков.

Эти бактерии выделяют азотные соединения, которые используют растения. От растений бактерии получают углеводы и минеральные соли. Таким образом, между бобовым растением и клубеньковыми бактериями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление носит название симбиоза.

Благодаря симбиозу с клубеньковыми бактериями бобовые растения обогащают почву азотом, способствуя повышению урожая.

Бактерии в пищевой промышленности.

Молочнокислые бактерии, питаясь сахаром, содержащимся в молоке, образуют молочную кислоту. Под ее действием молоко превращается в простоквашу, а сливки – в сметану. Именно при помощи этих бактерий человек научился готовить различные кисломолочные продукты, в т.ч. йогурт, кефир, сыры и др. Квашение овощей, силосование кормов тоже происходит с помощью молочнокислых бактерий. Образовавшаяся молочная кислота предохраняет овощи и корма от разложения.

Бактерии в организме человека и животных

Одной из сред жизни бактерий являются другие живые организмы, в том числе человек. Отношения, которые возникают при этом могут быть разными. Есть бактерии, которые приносят пользу. Так, в кишечнике человека живут бактерии (к примеру, кишечная палочка), которые способствуют процессам пищеварения, синтезируют некоторые витамины и препятствуют деятельности болезнетворных бактерий. В случае чрезмерного приема антибактериальных препаратов эти полезные бактерии погибают, что негативно отражается на здоровье. Сама же кишечная палочка, благодаря поселению в кишечнике человека, постоянно обеспечена питательными веществами.

В кишечнике домашних жвачных животных, которые составляют основу животноводства, (коров, коз, овец) также живут бактерии. Жвачные животные употребляют растительную пищу, богатую на клетчатку, но самостоятельно переваривать клетчатку не способны. Эту функцию выполняют бактерии.

Среди бактерий есть также немало паразитических видов, которые поселяясь в организме человека, растений и животных, провоцируют развитие разнообразных заболеваний. От больного в другой организм бактерии могут проникать вместе с едой, водой, воздухом, через покровы тела. Самый распространенный путь проникновения бактерий в организм человека – воздушно-капельный.

Болезнетворные бактерии могут переносить и кровососущие насекомые. Так, возбудителя чумы переносят блохи, а сыпного тифа – вши.

У человека бактерии вызывают такие заболевания, как ангину, дифтерию, туберкулез, тиф, дизентерию, холеру, и много других, у животных – бруцеллез, сибирскую язву, т.д. Бактериальные заболевания лечат с помощью антибиотиков и других лекарственных средств.

Применяют определенные группы бактерий и в микробиологической промышленности для получения антибиотиков, витаминов и некоторых других веществ.


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Критерии оценки деятельности рабочих групп на уроке

Критерий

Кол-во балов

Группа __

Название плаката (яркое, выделяющееся среди остального текста и изображений)

2-5

Красочность оформления

2-5

Информация, находящаяся на плакате, представлена достаточно полно в понятной для остальных форме

2-5

На плакате прослеживается роль данной группы бактерий в природе и для человека (польза и/или вред)

2-5

Работа презентована качественно (громкая речь, понятная информация)

2-5

Итого:

Приложение 2

Критерии оценки деятельности рабочих групп на уроке

Критерий

Кол-во балов

Группа __

Название плаката (яркое, выделяющееся среди остального текста и изображений)

2-5

Красочность оформления

2-5

Информация, находящаяся на плакате, представлена достаточно полно в понятной для остальных форме

2-5

На плакате прослеживается роль данной группы бактерий в природе и для человека (польза и/или вред)

2-5

Работа презентована качественно (громкая речь, понятная информация)

2-5

Итого:


 



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (биология + литература) по теме :

"Цветы — восьмое чудо света".

Задачи:

Продолжить формирование у учащихся знаний о цветковых растениях;

Развивать ассоциативно-образное мышление, речь, творческие способности учащихся, обогащать словарь;

Воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, природе;

Развивать навыки и умения выразительного чтения;

Способствовать проявлению индивидуальности, умению работать в группах.

Ход урока:

1.Оргмомент. Презентация.

(Звучит “Вальс цветов” из балета П. И. Чайковского, на экране изображение различных цветов) . Слайд.

2.Актуализация новых знаний учащихся.

Учитель биологии.

- Вслушайтесь в музыку великого русского композитора.(Слайд) Постарайтесь представить тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения. (Слайд)

(Заканчивается вальс.)

Учитель литературы (Слайд)

- Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.

Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат как гимн природе, нежности, любви.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Учитель биологии. (Слайд)

- На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого свой характер, своя история, своя сказка. Нам с вами не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры.

Учитель литературы.

- И пусть на мгновение мы приоткроем двери в этот удивительный мир, но думаем, что знакомство с ним будет приятным.

3.Дюймовочка:(появляется с корзиной цветов) (Слайд)

- Я – Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка, скорлупа грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем, а лепестки розы – одеяльцем. Все это было так прелестно, так удивительно! Спасибо вам, милые цветы!

-Дорогие ребята, пусть сегодня эти цветы поднимут вам настроение и помогут, как помогли мне когда-то.

Учитель литературы: (Слайд)

- Цветы – удивительнейшее лекарство для души. Нельзя не согласиться с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

- А вот тему нашего урока мы определим вместе с вами, прослушав это стихотворение: (Слайд)

Нет благородней и нежнее красоты,

Чем та, что дарят нам цветы.

Ведь соразмерно все в строении цветка –

От кончиков корней до лепестка.

Нас радует нежнейший аромат,

И буйство красок нам ласкает взгляд.

В их красоте всегда найдут сюжет

Художник, музыкант, поэт.

Листочки – руки тянут к нам свои,

Нам говоря: любуйся, но не рви.

Не бойся, я тебя услышу,

И никогда, поверь мне, не обижу.

Ведь твердо я уверен в этом:

“Цветы – восьмое чудо света!”

Учитель литературы:

- Обратимся еще раз к последним строкам стихотворения. Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Работать мы будем на творческих листах, запишите число и тему урока (Слайд с темой урок)

- Ребята, а почему восьмое, а не шестое, седьмое? (Существует семь чудес света: Висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, Статуя Гелиоса, храм Артемиды, пирамида Хеопса Алесандрийский мая.) (Слайд)

Учитель биологии.

- У каждого из нас есть свой любимый цветок. Давайте вместе с вами посадим чудо – клумбу. Но каждому из вас для этого нужно рассказать о своем цветке легенду, стихотворение или загадку. (Слайд)

Учитель литературы:

- У каждого цветка своя история, свои легенды, свои символы. Но по мимо них существуют еще и народные приметы.

Учитель биологии:

- Если вы хотите порадовать любимого, открыть своё сердце - подарите ему….. розу! Это достойный цветок! (Слайд)

Учитель литературы:

- Хотите погадать "любит - не любит" - гадайте ….на ромашке! Но не рвите прекрасные лепестки! (Слайд)

Учитель биологии:

- Хотите найти своё счастье - обратитесь к …сирени! (Слайд)

4. Репродукция с картины Кончаловского

Сирень

. (Слайд)

(Читает ученик)

Открывая окно, увидал я сирень,

Это было весной -

В улетающий день:

А. Блок (Слайд)

- Есть разные виды сирени. Среди них бывают и кусты и деревья. Посаженная в Берлине в 1801 году сирень до того разрослась, что три её экземпляра занимали пространство в 100 шагов по окружности и более 30 м в диаметре. Они походили на большие деревья с толстыми стволами. Сиреневый сад есть и в Москве - на крохотном участке уместилось более 300 сортов сирени. Особенно популярен сорт "Красавица Москвы". Белизна этой сирени какая-то особенно чистая, первозданная. Этот и другие сорта за границей назвали "Русским чудом".

Учитель литературы:

- Ребята, обратимся к нашему творческому листу. Задание №1.

Продолжить предложение.

Когда я смотрю на картину, то…

Подберите эпитеты к слову сирень:

Гроздь –

Ветка –

Лепесток –

- Ребята, с помощью какого выразительного средства природа представляется нам живой?

- Подберите к слову сирень олицетворение.

В памяти человека навсегда остаётся прекрасным видением цветущая сирень. У русской поэтессы Екатерины Бекетовой есть стихи о сирени. Их положил на музыку Сергей Рахманинов. Романс этот обошел всю Россию. Сирень вдохновила и Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки "Спящая красавица"

- Запишите свои ответы в задании № 1.(звучит фрагмент из балета "фея Сирени").

Учитель биологии:

– Сирень - это замечательные цветы.

А можно ли назвать цветком тополь, березу, иву? (Слайд)

- А, тем не менее, у них тоже есть цветки –сережки.

-А как в биологии называют растения, цветущие хотя бы раз в жизни? (цветковые).

- Цветы могут быть разными : большие и маленькие, яркие и с неприметными цветками, но они все выполняют одну и ту же функцию: обеспечивают образование семян и способствуют продолжению рода, т. е. размножению.

-Каким же образом справляется цветок с такой нелегкой задачей? Для этого давайте вспомним типичное строение цветка. Мы работаем с вам с творческим листом (работа с творческими листами, задание №2, слайд модель цветка)

- Как называется тонкий стебель, на котором развиваются цветки очень многих растений? (цветоножка)

- Что образует расширенная часть цветоножки? (цветоложе)

- Как называются наружные листочки цветка? (чашелистики) .Они образуют чашечку (на доске модель)

- Как называются внутренние листочки цветка? (лепестки)

- Какие части цветка скрываются в самом центре? (пестик и тычинка)

-Почему у цветка именно такая форма?

-Чашелистики и лепестки защищают внутренние части цветка – пестик и тычинку. В пыльнике созревает пыльца, а в завязи пестика образуется плод.

- Так значит главными частями цветка является что( пестик, тычинки)

Культурные растения, дикорастущие растения, лекарственные растения входят в состав флоры (Слайд).

- Флора ( лат. flora) — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на определённой территории в настоящее время. Название термина произошло от имени римской богини цветов и весеннего цветения Флоры.

-Вот так говорят о цветах учёные - биологи, с научной точки зрения.

Учитель литературы:

-Как же говорят и говорили о цветах поэты?

Цветы, скажите мне, цветы

Где вы, собой являя чудо,

Берете столько красоты?

Для кого важна красота цветка?

- Говорят, красота в глазах того, кто смотрит.

- Вспомните, ребята, из какого цветка появилась Дюймовочка? ( из тульпана). (Слайд)

6. Рассказ ученика о тюльпанах.

-Европейцы впервые познакомились с тюльпаном в Византии. В 1554 году посланник австрийского императора в Турции отправил большую партию луковиц и семян в Вену. С этого времени началось триумфальное завоевание тюльпанами Европы. Первоначально тюльпаны были символом богатства и знатности.

-В Голландии первые экземпляры тюльпанов появились 16 веке. Это послужило началом безумного увлечения этими цветами целого народа. За редкие экземпляры платились большие деньги. Существует рассказ о том, что покупатель отдал весь свой бизнес за одну луковицу тюльпана. Цены на луковицы этих цветов устанавливались на бирже. Mнoгиe промышленники бросали свое производство и брались за их разведение. В результате происходили крахи, гибли состояния, и правительство вынуждено было принять меры против этой мании. И в обществе появились лица, не переносившие вида тюльпанов и истреблявшие их беспощадно. - На Руси дикие виды тюльпанов были известны ещё в XII веке, но луковицы садовых сортов впервые были завезены в Россию в эпоху царствования Петра I в 18 веке из Голландии.

Учитель литературы:

- Ребята, какими бы эпититами вы наградили этот цветок. Запишите в творческий лист свои высказывания.

Сценка о розе. (Слайд)

Роза и Кактус.

Вишневская Екатерина

Среди кустов роскошных роз

В саду колючий Кактус рос.

Был своенравный, горделивый,

В себя влюблённый, но красивый!

Колючки длинные, прямые,

Бока мясисто-наливные!

Свои достоинства любил

И перед розами хвалил.

Сначала розы расцветали

И в речи Кактуса вникали,

Но вскоре всё надоедало -

Тем для беседы было мало!

А Кактус злился и пыхтел -

К себе внимания хотел.

Бубнил стихи свои негромко...

И вдруг увидел незнакомку!

Весь воспылал, преобразился,

Росой прохладною умылся...

Такой неотразимый стал!

И незнакомке зашептал:

"Сударыня! Вы поглядите,

Какой я ладный, интересный!

Вы пообщаться не хотите?

А может стать моей невестой?

Мне вдохновенье изменило,



Предварительный просмотр:

«Генетика человека». Интегрированный урок биологии и литературы в 9 классе



Человек познал тайны Вселенной, покорил космос, глубины океана, создал «умные» машины, но до сих пор человек является для самого себя загадкой. Является ли наследственной глухонемота? Кто закладывает пол ребенка? Как и для чего составляют родословные? На все эти и другие вопросы ответим на обобщающем уроке о генетике человека. 

Интегрированный урок биологии и литературы в 9 классе 
Тема: Обобщающий урок по теме 
«Генетика человека» 

Цель: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжить учиться в группах 
Задачи: 
1.Образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройдённой теме, определить степень усвоения темы 
2.Развивающая: развивать умения сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомо зигот и гетеро зигот, моногибридного, дигибридного скрещивания) умение анализировать ( умение планировать экспериментальную, практическую деятельность выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента) умение обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем. 
3.Воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда. 
Оборудование: интерактивная доска, таблицы, портреты 

План урока 
1 Организационный момент. 
2 Проверка ЗУН, полученных в результате изучения темы: «Основы генетики» 
Ход урока 
1. Организационный момент (приветствие учащихся). 
2. Вступительное слово учителя: 
- В одной притче говорится, что боги, создав мир, стали думать: 
Где понадежнее спрятать от Человека его самую главную тайну? 
В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. 
На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. 
И, наконец, решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя-то Человек не догадается заглянуть (притча на доске). 
Во многом Боги оказались правы. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о земле. 
Вместе с тем Боги ошиблись, так как с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя в поисках самой главной тайны. 
В 21-й век мы вступили с новейшими технологиями, но все также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний, так, например, Предера-Вилли, при котором человека мучает постоянный голод и он стремительно набирает вес( 4-х летняя девочка весит 80 кг). 
Синдром вялой кожи – (Ирина Альпаева из Усть-Каменогорска и ее сын). 
Статистика приводит печальные факты :сейчас в роддомах практически исчезли абсолютно здоровые дети, на каждую тысячу родившихся 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты. 
Каким же будет положение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать –полноценного ребенка могут родить абсолютно здоровые молодые люди. Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей. 
- Какая наука изучает наследственность и изменчивость? (Генетика) 
Итак, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме: Генетика человека» 
Сегодняшний урок мы проведем в виде путешествия по станциям науки генетики. 

Станция № 1 Терминологическая 
1 Биологическая разминка по проверке терминов ( устно, фронтально) 
Продолжите мои мысли: 
1. Основоположник генетики –(Мендель) 
2. Гибридизация это- 
3. Признак, подавляющий развитие другого признака? 
4. Сколько законов генетики открыл Мендель? 
5. Каким по счету является закон Менделя о доминировании? 
6.3-й закон Менделя гласит? 
7.Какой организм называется гомозиготным? 
8.Что такое ген? 
9.Гетерозигота обозначается - 
10.Гомозигота обозначается- 
11.Генотип это- 
12.Что такое фенотип? 
13.Что такое аллельные гены? 
14.Ген, контролирующий, преобладающий признак- 
15.Ген, контролирующий подавляемый признак - 
16.Как называется место дислокации гена в хромосомах? 
17.Через какое органическое соединение передается информация в дочерний организм? 

Станция № 2 Применение знаний. 
1. Решение задач на моногибридное скрещивание. 
У человека ген, вызывающий одну их форм наследственной глухонемоты – рецессивный по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство можно ожидать от брака гетерозиготных родителей? Какая генетическая закономерность при этом проявляется? 
2. Решение задач на дигибридное скрещивание. 
Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первой аллели, вступила в брак со светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второй аллели. Определите генотип и фенотип детей. 
3. Решение задач на сцепленное с полом наследование. 
Станция 3 Генетика человека 
Мы предлагаем вам ситуации, а вам необходимо будет ответить на вопросы. 
Время от времени в газету приходят письма от женщин с жалобами на упреки, которые им приходится терпеть от своих мужей и родственников за то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. 
Учитель: У Аркадия Островского, чьи песни широко известны, есть и сказки. 
Герой одной из них - Лутоня, ждавший рождения сына, стал отцом 7 дочерей. 

Не поет Лутоня песен, 
На соседей не глядит. 
Он не ласков. Он невесел. 
Призадумавшись, сидит. 
На жену свою не взглянет, 
Почернел от маяты 
Ой, как ждал Лутоня сына! 
Да, видать, опять судьбина 
Подшутила в эту ночь! 
Не дала на счастье сына, 
А дала на горе дочь. 

Сколько отцов с надеждой смотрят на жену, умоляя подарить сына… 
И сколько разочарований. 
Справедливы ли такие упреки? Докажите 

Р х хх у 

Г х хх у 

F2 х 

х х : х у 
50% : 50 % 

Ситуация 2 
Женщина. Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он отец, моего ребенка. Ребеночек полностью не него похож, ну точная копия своего папочки, но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства. 
Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова? 
Женщина. Первая. 
Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка? 
Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка также 4 группа. 
Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу. 
Учитель. Какое же решение вынесет суд? 

Станция №4 
Литературно-генеалогическая. 
Беседа по вопросам: 
1. Зачем надо изучать наследственность и изменчивость человека? 
2. Почему для изучения наследственной изменчивости человека используют другие методы 
генетических исследований? 
3. Какие методы наследственной изменчивости человека вам известны? 
Ответы: 
А)цитохимический 
Б)близнецовый 
В)биохимический 
Г)генеалогический 
На основегенеалогического метода лежит анализ и составление родословных. 
Благодаря хорошо изученной родословной удается проследить наследование, 
какого-нибудь признака у человека. 
Знакомство с родословной А.С.Пушкина 
Сообщение учащихся о родословной А.С. Пушкина 
Притча. 
Когда Дов-Беру было 5 лет, пожар уничтожил за считанные минуты его дом и все, что было в нем. Мать осталась сидеть на пожарище, вытирая слезы. 
- Ты плачешь о доме, мама? –спросил Дов-Бер. 
- Нет, я плачу о том, что безвозвратно потеряно: в огне погибла наша родословная грамота, история нашего рода. Ты ведь знаешь, сынок, как глубоки и славны корни нашей семьи! 
- Не плачь, -ответил мальчик, - у нашей семьи будет новая славная родословная. Она начнется с моего имени. 
Беседа с учащимися. 
Вопрос: 
Как вы думаете для чего нам нужно знать свои родословные? 
Ответ: анализируя подобные родословные, можно установить характер наследования признака (доминантность или рецессивность, сцеплен с полом или нет), а также спрогнозировать, как будет проявляться изучаемый признак у будущих детей. 

А сейчас поднимите руки те, кто мог бы назвать по имени и отчеству своих прабабушек, прадедущек, чем они занимались? 
Есть такие? 
Слово учителю литературы. 
- Если в семье нет родословной, пусть она начнется сейчас, с вас. 

Задание: 
Обратите внимание на то, как составлена родословная королевы Виктории. 
Сколько поколений людей представлено в родословной? Как вы это определили? 
Кем приходится русский царь Алексей английской королеве Виктории? 
Сколько у него было братьев, сестер? 
Как обозначены люди, больные гемофилией? Люди - носители гена гемофилии? 
Кто чаще всего является больным, а кто носителем? Почему? 
От кого унаследовал русский царь гемофилию? 
Откуда ген гемофилии мог появиться у королевы Виктории, если известно, что никто из ее предков не страдал этой болезнью. 
Задание на дом: повторить раздел «Генетика и медицина».



Предварительный просмотр:

Конспект урока "Мышцы, их строение и функции". 
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Опубликовано 09.12.2019 -

С помощью данного урока учащиеся выяснят строение и функции мышц. Рассмотрят основные группы скелетных мышц. С помощью рисунков узнают расположение мышцы в теле человека. Урок содержит дополнительный познавательный материал про самые большие и самые маленькие мышцы организма. Также учащиеся узнают историю названия мышц

 

 

Тема урока

Мышцы, их строение и функции

Цели:

1.Создать условия для усвоения материала по теме.

2. Создать условия для развития внимания, мышления.

3. Создать условия для воспитания культуры общения и

стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.Изучить строение скелетных мышц, способ

прикрепления мышц к скелету; выявить основные

функции мышц, познакомить с классификацией

мышц, выяснить значение физических упражнений.

2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал.

3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

учебник, обучающие тесты, тетрадь,  

Методы

 Частично-поисковый, репродуктивный.

Средства

Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение.

Основные понятия

Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание. Повторение домашнего задания

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

7. Оценивание.

План урока

1.Строение мышц.

2.Функции мышц.

3.Основные группы мышц, значение физических упражнений.

4.Классификации мышц .

Рефлексия

1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?

2.На каком этапе урока испытали затруднение?

3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?

4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?

5.Вам понравился урок?

Домашнее задание

Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111    
* Выясните откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц.

ХОД УРОКА

 1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

3. Опрос домашнего задания «Кости скелета человека»

3. Изучение нового материала. Физминутка.

4. Закрепление материала.

5. Домашнее задание.

8. Рефлексия.

Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.

Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые  качаются на волнах.  Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются  соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.

 Выход на тему.

- Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)

- Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

       - Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?

 - Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функции».      (запись)

  Целеполагание

  1. Что вы уже знаете по этой теме?
  2. Что бы вы хотели узнать?    (составление плана на доске)
  3. А зачем нужно изучать этот материал?

План урока 1.Строение мышц. 2.Функции мышц.

Изучение нового материала

1. Беседа.

- А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете? (656 и почти все парные).

- Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная).

- Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?

- Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.

Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17—18 лет она достигает 35— 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25—30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.

Скелетные мышцы  выполняют следующие функции:

 I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;

 2) обеспечивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);

3) осуществляют дыхательные и глотательные движения;

4) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;

5) вырабатывают тепло;

6) преобразуют химическую энергию в механическую.

Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого   органа   в   него   поступает   больше   крови,   чем   во   время покоя.

Чем   большую   работу   совершают   мышечные   волокна,   тем больше    питательных    веществ    и    кислорода    приносит    кровь. При   регулярной   физической   работе,  занятиях   физкультурой   и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы   нуждаются   в   систематической   тренировке.   Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические   упражнения    оказывают   благоприятное    действие    на    весь    организм,    укрепляют    здоровье, делают человека   закаленным,   способным   выдерживать   самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

- Мы выяснили, какие функции выполняют мышцы. Давайте их разомнем.

  1. Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).
  2. Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.
  3. Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.

Строение мышцы: стр. 116 учебника (составить схему строения на доске и записать в тетрадь)

Мышечные волокна- видоизмененные мышечные клетки. Виды волокон. (составить схему и записать)

Закрепление материала – выполнение теста совместно с ребятами

Домашнее задание: стр. 116- 118 , сделать практическую работу «Измерение массы и роста своего тела»



Предварительный просмотр:

 

Урок биологии в  5  класс в рамках ФГОС «Химический состав клетки» 

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу класса.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, , семена  подсолнечника,  , клубень картофеля, салфетки,  мука, кусочек теста, марля, спиртовка, пробирка, держатель, р-р йода, фарфоровая  чашка, лист бумаги, стаканчик.

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Нуклеиновые кислоты. 

Ход урока

  1. Мотивация 

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение, спорить. Ведь в споре рождается истина.  

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас я хочу предложить вам послушать стихотворениекоторое поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

              На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. /

 

Учитель: Догадались о чём пойдёт речь? ( дети отвечают)

Действительно, в стихотворении говориться о веществах, которые входят в состав растений. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы!

Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель проговаривает тему урока – Слайд №1 ( Химический состав клетки.)

  1. Целеполагание - Слайд№2,

 Учитель:  Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/

А можем ли мы исследовать растение на предмет химического состава и поставить знак равенства. Если в растении мы докажем наличие веществ, то они присутствуют и в клетке.

                  Объектом исследования являются органы растений

Учитель: ребята как вы думаете какую  цель  мы можем поставить для нашего урока .

/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/

Цель: изучение химического состава растений.

Слайд 3.

IV. Мотивация (3 мин).

Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/

Задачи:  

1. экспериментально выяснить химический состав растений;

А зачем нам знать их химический состав?

2. выявить роль растительных веществ в организме;

Учитель: Откройте свои тетради и запишите тему урока.

 

Слайдд№4 -  Химический состав клетки

V. Актуализация нового материала.

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Химические элементы, из которых состоят организмы входят и в состав объектов неживой природы. Таким образом, живая и неживая природа взаимосвязаны.

Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.

Вопросы перед параграфом

        Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. Вы за весь урок будете оценивать сами себя и тех, кто будет выступать перед вами и даже меня по 3- бальной шкале.  Активность на уроке, высказывание своего мнения приветствуется.

Оценка.  На какую оценку вы знаете материал сейчас?

   5- знаю много           5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

   4- знаю,                      4 - Понял не всё, надо доработать

 3-знаю немного ,         3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия:

В начале урока

В конце урока

                                                       Молодцы!

 

План работы:

  1. Изучаем теоритический материал по учебнику
  2. Доказываем экспериментально – практически ( группа учеников, заранее подготовлена)
  3. Записываем схемой в тетрадь    ( Как оформляется схема)

  Группа исследователей пересаживается на первую парту и выполняет свой опыт.

Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?

                         учебник стр. 40. и ознакомьтесь с текстом  

Учитель: Что относиться к неорганическим веществам?

Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. 

Записываем в схему Слайд №5

( схема оформляется по ходу изучения)

       

                                 вещества клетки

неорганические вещества                       органические вещества

                                                    

вода           минер. Соли                   углеводы      жиры      белки     нуклеиновые соли

Роль в клетке

Опыт

( Итог – Приложение №1)

              1.Вода- Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

                       Роль воды в клетке:

  1. Придаёт клетке упругость
  2. Определяет форму
  3. Участвует в обмене веществ

(запись в тетрадь)        

Ученик – исследователь : Цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержится вода. Объектом  были  семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.

/ученик демонстрирует результат /

 ( записи в тетради- нагревание)

               2.Минеральные соли - составляют  около 1% массы  клетки, но их значение  очень велико. Чаще  всего в растительных  клетках встречаются  соединения азота, фосфора, натрия, калия и других  элементов. Некоторые  растения способны накапливать разные минеральные  вещества:

             Роль в клетке6

  1. Используются в синтезе органических веществ
  2. Участвуют в обмене веществ

  Ученик- исследователь : Цель моего эксперимента – доказать, что растения содержат минеральные соли. Объектом исследования были семена подсолнечника. После их сжигания осталась зола. Я доказала, что в состав растений входят минеральные вещества (соли).

/ученик демонстрирует результат учащимся других групп/

( записи в тетради- сгорание )

Вода и минеральные соли входят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство)

Органические вещества -  вещества,  состоящие  из  углерода,  водорода,  кислорода и азота. Эти вещества содержатся  или  производятся живыми организмами. К этим  веществам  относят  белки,  жиры,  углеводы. Их  насчитывается около 10 миллионов.

Как вы думаете,  каких веществ  в клетках  больше  органических или  неорганических?

А кто из  вас  прав, мы  сейчас  узнаем  .

Что образуется при сжигании сухих веток, дров? Как изменяется масса при сжигании?

После   горения останется  зола, ее образуется мало, она легкая (ответы детей).

Правильно, зола  состоит из  минеральных  веществ, которые содержались в клетках растений. При  горении сгорели  только  органические вещества.  Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал,  что  органических  веществ в клетках больше, чем неорганических.

3.Углеводы –(читаем и записываем)

                       Роль в клетке:

  1. Энергия для жизнедеятельности
  2. В составе оболочек придают прочность
  3. Запас веществ в клетке

Ученик - исследователь: : Цель моего эксперимента – доказать, что в растениях содержатся углеводы. Я исследовал клубень картофеля на присутствие в нём крахмала. А крахмал – это углевод. После проведенного опыта я доказал , что углевод в клубне картофеля есть, так как крахмал при действии йода синеет. Это качественная реакция.

/ученик  демонстрирует результат учащимся /

( записи в тетради-  р –р йода на срез клубня)

  В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое  тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем  сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)        

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

  1. Белки- (читаем и записываем)

Роль белка в клетках:

  1. Входят в состав клеточных структур
  2. Регулируют процессы жизнедеятельности в клетке
  3.  Запас

Ученик-исследователь : Я исследовала тесто из пшеничной муки . После проведенного эксперимента выяснил, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Наш вывод: в растениях есть белки.  

/ученик  демонстрирует результат учащимся /

( записи в тетради-  липкий комочек в марле)

Белки , это очень важные вещества в клетках. Они содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из  муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

  1. Жиры – ( читаем и записываем)

Роль жира в клетках:

  1. При расщеплении жиров освобождается энергия

Ученик – исследователь: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника. После того, как я их раздавил, на листе остались жирные пятна. Я сделал вывод: в семенах растений есть жиры.

/ученик  демонстрирует результат учащимся /

( записи в тетради- раздавить семена  )

  Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?

        6.Нуклеиновые кислоты (прочитать и записать)

 Главная их роль – это хранение и передача наследственной информации

VI. Закрепление

 Повторение получившейся схемы.( Приложение №1)

V. Рефлексия.

 Оцениваем свою работу после окончания урока. ( Оценочный лист)

Подтвердили ли свои знания, узнали новое – всё понял, не всё понял, доработать

  В?Зачем мы с вами изучаем химические вещества, входящие в растения?

 Человек может использовать их для восполнения своего организма веществами растительного происхождения      Слайд

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

VI1. Рефлексия. Слайд №

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

СЛАЙД №    Значение для человека

.

V11I.  Домашнее задание.  Слайд№

Всем:

Параграф   §8, вопросы на странице  42,

На выбор:

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
  2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

Слайд 21. Всем спасибо за работу. Урок окончен!