Дидактический материал

 Телегина Тамара Дормидонтовна

Предварительный просмотр:

Итоговый тест по теме «Сложное предложение» вариант № 1

Преподаватель:

Выполнил:

Оценка:

Подпись преподавателя:

Вопрос №1

Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Дверь комнаты приоткрылась (1) и все увидели (2) как сначала появилась густая шевелюра (3) и только потом на пороге возникла несуразная фигура посыльного.  

a)

1

b)

1,2  

c)

2,3,4  

d)

1,2,3  

Вопрос №2

Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В конце октября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, в Балаклаве становится по-домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошеных гостей.

(2)Кругом тишина, не нарушаемая ничем. (З)Вода так густа и тяжела, что звёзды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. (4)Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. (5)Вот он завернул куда-то в мощёный переулок, шаги его смолкли.

(По А. Куприну) 

[..................]

 

Вопрос №3

Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Утро такое раннее (1) что слышно только звонкое пение птиц (2) которые перелетают с ветки на ветку в старом саду. Проводник увидел (3) что погода портится (4) и (5) что завтра будет дождь.   

a)

2,3,4  

b)

1,2,3,4,5  

c)

1,4,5

d)

1,2,3  

Вопрос №4

Найдите предложение с разными видами связи. Напишите его номер.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В конце октября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, в Балаклаве становится по-домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошеных гостей.

(2)Кругом тишина, не нарушаемая ничем. (З)Вода так густа и тяжела, что звёзды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. (4)Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. (5)Вот он завернул куда-то в мощёный переулок, шаги его смолкли.

(По А. Куприну) 

[..................]

 

Вопрос №5

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Раннее утро в самом разгаре ( ) и дышится по-весеннему легко и радостно. 

a)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

b)

Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

c)

Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

d)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Вопрос №6

Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Главное (1) что сразу привлекло внимание путников (2) это огромная башня с часами (3) на которых двигались фигурки в средневековых костюмах.   

a)

1,2,3  

b)

2,3  

c)

1

d)

1,3  

Вопрос №7

Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении:

Зеленели, раскинув свои огромные ветви, дубы ( ) вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо. 

a)

Ставится точка с запятой, так как части предложения распространены внутри.

b)

Ставится запятая, так как перечисляются одновременно происходящие явления.

c)

Ставится тире, так как во второй части предложения содержится вывод.

d)

Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения указывает причину того, о чём говорится в первой.

Вопрос №8

Укажите предложение с параллельным (неоднородным) соподчинением придаточных.  

a)

После долгих лет разлуки я увидел этот большой сад, в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне.

b)

Когда солнце поднялось над горизонтом, мы быстро собрались и отправились туда, где нас уже давно ждали.

c)

Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом.

d)

Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-нибудь, зверь тревожно нюхал воздух.

Вопрос №9

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.  

a)

Метели, что ломятся в двери, с дороги меня не собьют.

b)

Было очень темно, потому что луна зашла за облака.

c)

Нельзя откладывать поездку, хотя погода испортилась.

d)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Вопрос №10

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для понимания смысла работы (1) необходимо иметь книгу (2) по поводу (3) которой были сделаны заметки.  

a)

2

b)

1  

c)

1,3  

d)

1,2,3  

Вопрос №11

Найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)В конце октября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, в Балаклаве становится по-домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошеных гостей.

(2)Кругом тишина, не нарушаемая ничем. (З)Вода так густа и тяжела, что звёзды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. (4)Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. (5)Вот он завернул куда-то в мощёный переулок, шаги его смолкли.

(По А. Куприну) 

[..................]

 

Вопрос №12

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Луна зашла за тучу ( ) и берега не стало видно. 

a)

Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

b)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

c)

Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

d)

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


Ответы на тест

[№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,...

Вариант №1
[1] (1)b
[2] (1)2
[3] (1)d
[4] (1)4
[5] (1)b
[6] (1)a
[7] (1)a
[8] (1)b
[9] (1)a
[10] (1)a
[11] (1)5
[12] (1)c



Предварительный просмотр:

Итоговыи тест по теме «Сложноподчинённое предложение» вариант № 1

Преподаватель:

Выполнил:

Оценка:

Подпись преподавателя:

Вопрос №1

Какой вид подчинения использован в предложении 4?

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. (2)Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. (З)Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залёг в лесу, который притих и замолк, глотая тёплые капли. (4)Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес и зеленели свежие покосы. (5)А дождь прибавлял прыти.

(По В. Астафьеву) 

[..................]

 

Вопрос №2

Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Наука и искусство так же тесно связаны между собой (1) как лёгкие и сердце (2) так что (З)если один орган извращён (4) то и другой не может правильно действовать. 

a)

2,3  

b)

1,2,3

c)

1,3  

d)

1,2,4  

Вопрос №3

Запишите номера предложений с одним придаточным.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. (2)Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. (З)Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залёг в лесу, который притих и замолк, глотая тёплые капли. (4)Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес и зеленели свежие покосы. (5)А дождь прибавлял прыти.

(По В. Астафьеву) 

[..................]

 

Вопрос №4

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным.  

a)

В степи под порывами ветра склонялись кусты, что обрамляли, как кружево, небольшой пруд.

b)

Когда песня, звонкая и смелая, была пропета, ей захотелось увидеть певца.

c)

Он говорил, что надо прощать и любить людей.

d)

Всякий знает, что ему нужно.

Вопрос №5

Укажите вариант ответа, в котором правильно обозначены цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении:

Я лишь хочу (1) чтобы взяла букет (2) та девушка (3) которую люблю. (Н. Рубцов)  

a)

1,2,3  

b)

3

c)

2,3  

d)

1,3  

Вопрос №6

Запишите номера предложений с несколькими придаточными.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. (2)Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. (З)Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залёг в лесу, который притих и замолк, глотая тёплые капли. (4)Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес и зеленели свежие покосы. (5)А дождь прибавлял прыти.

(По В. Астафьеву) 

[..................]

 

Вопрос №7

Укажите предложение, в котором главное связано с придаточным предложением с помощью союзного слова.  

a)

Если вечером солнце прячется в тучу, то на следующий день будет дождь.

b)

Завтра будет похолодание, так что надо одеться потеплее.

c)

Когда кот выскочил из квартиры, за ним бросилась его хозяйка.

d)

Девочку привели в сад, где ей очень понравились белые лилии.

Вопрос №8

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.  

a)

Серёжка вдруг вспомнил что-то и сказал, что им обоим нужно немедленно идти в военный госпиталь.

b)

Если нет облаков, то запах сена чувствуется сильнее.

c)

Деревья кругом, куда ни взглянешь, покрыты серебристым инеем.

d)

Когда он вернулся, к берегу уже пристала небольшая лодка.

Вопрос №9

Запишите номер простого предложения.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. (2)Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. (З)Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залёг в лесу, который притих и замолк, глотая тёплые капли. (4)Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес и зеленели свежие покосы. (5)А дождь прибавлял прыти.

(По В. Астафьеву) 

[..................]

 

Вопрос №10

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.  

a)

Едва рассвело, как мы уже тронулись в путь, чтобы добраться до места вовремя.

b)

Под солнцем ярко желтели купальницы, жёлтые лепестки которых были сами похожи на солнечные лучи.

c)

К вечеру пошёл дождь, и пока мы ехали по просёлочной дороге, лошади едва переступали ногами.

d)

Когда стемнело и появились первые звёзды, молодые люди решили пройтись по набережной.

Вопрос №11

Укажите сложноподчинённое предложение.  

a)

Поднялся сильный ветер, и порыв его донёс до нас запах сирени.

b)

Со стороны улицы у забора стоял пышный багряный клён и ронял свои листья в маленький садик.

c)

Слышно было, как на дворе громко чирикали воробьи и переговаривались синицы.

d)

Усадьба, стоящая у самой кромки холма, была окружена вековой дубравой.

Вопрос №12

Укажите предложение, в котором придаточное стоит внутри главного предложения.  

a)

Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновений!

b)

Эта мысль, которая неожиданно пришла ему в голову, перевернула все его планы.

c)

Обо всём можно сказать красиво, но лучше всего слово о хорошем человеке.

d)

Лес гудит на горе, низко гнутся берёзы ветвистые, меж стволами качается тень.

Вопрос №13

Укажите предложение с несколькими придаточными.  

a)

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его.

b)

По степи поплыли тени облаков, которые были пропитаны голубым сиянием луны.

c)

Он ушел за деревья, чтобы никто не побеспокоил его.

d)

Когда начнётся снегопад, надо будет искать другое место для содержания животных.

Вопрос №14

Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Снова (1) после долгих лет разлуки (2) я увидел этот огромный сад (3) в котором мелькнуло (4) несколько счастливых дней моего детства (5) и (6) который много раз потом снился мне.  

a)

1,2,4,6  

b)

2,3,6

c)

1,2,3  

d)

1,2,3,5  


Ответы на тест

[№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,...

Вариант №1
[1] (1)однородное
[2] (1)d
[3] (1)1,2
[4] (1)b
[5] (1)d
[6] (1)3,4
[7] (1)d
[8] (1)a
[9] (1)5
[10] (1)c
[11] (1)c
[12] (1)b
[13] (1)a
[14] (1)c



Предварительный просмотр:

Итоговый тест по теме «Сложносочинённое предложение» вариант № 2

Преподаватель:

Выполнил:

Оценка:

Подпись преподавателя:

Вопрос №1

Укажите предложение с составным союзом.  

a)

В синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял.

b)

Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя.

c)

Грибы редко попадались, зато мы вдоволь полакомились земляникой.

d)

Не только птицы замолчали перед дождём, но и всё в природе притихло.

Вопрос №2

Укажите противительный союз.  

a)

однако

b)

или  

c)

то...то  

d)

также  

Вопрос №3

Укажите сложносочинённое предложение.  

a)

Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озёр.

b)

За окном становилось тихо, и только море мыло берега с однообразным гулом.

c)

Солнце неслось за прозрачной листвой деревьев, зажигая в ней ослепительные пожары.

d)

Длинные дни ничем не отличались от ночей: весь этот лесной край терялся в сумерках.

Вопрос №4

Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.  

a)

Ростки травы появляются до начала спада воды и всё вокруг становится сиреневым.

b)

От лёгкого дыхания тёплого летнего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

c)

Пришёл жаркий июль, и мы стали ходить в лес за грибами и ягодами.

d)

В листве беззаботно зашумел ветер, а гибкие ветви склонились до самых колосьев.

Вопрос №5

В каком предложении надо поставить только одну запятую?  

a)

Всё кругом цвело и праздничное настроение охватывало душу.

b)

Ни звука ни шороха ни шевеления не было слышно в глухом овраге.

c)

Всю весну погода стояла пасмурная да дождливая.

d)

Солнце то выглядывало из-за туч то снова пряталось то тускло пробивалось в зените.

Вопрос №6

Какой вид союза связывает части сложного предложения 3?

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на небе возникает удивительно красивое явление — радуга. (2)Солнечные лучи освещают завесу падающего дождя, и тогда возникает радуга. (3)Её можно увидеть и ночью после дождя, но она менее яркая. (4)Очень редко появляется радуга зимой, зато так сияет!

(По А. Муранову) 

[..................]

Вопрос №7

Выпишите союз из предложения 4.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на небе возникает удивительно красивое явление — радуга. (2)Солнечные лучи освещают завесу падающего дождя, и тогда возникает радуга. (3)Её можно увидеть и ночью после дождя, но она менее яркая. (4)Очень редко появляется радуга зимой, зато так сияет!

(По А. Муранову) 

[..................]

 

Вопрос №8

Как надо расставить запятые в предложении?

Над домом (1) над полем в осенней сырости (2) поднялась кровавая луна (3) и свет её казался мне зловещим и мёртвым.  

a)

1,2,3  

b)

1,3

c)

1,2  

d)

3  

Вопрос №9

Укажите, каким является предложение 2 — сложным или простым; если сложным, то союзным или бессоюзным.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на небе возникает удивительно красивое явление — радуга. (2)Солнечные лучи освещают завесу падающего дождя, и тогда возникает радуга. (3)Её можно увидеть и ночью после дождя, но она менее яркая. (4)Очень редко появляется радуга зимой, зато так сияет!

(По А. Муранову) 

[..................]

Вопрос №10

Какой характеристике соответствует предложение из стихотворения Б. Пастернака?

В те места босоногою странницей Пробирается ночь вдоль забора, И за ней с подоконника тянется След подслушанного разговора. 

a)

сложноподчинённое предложение

b)

сложносочинённое предложение с соединительным союзом

c)

сложное бессоюзное предложение

d)

простое предложение с однородными членами

Вопрос №11

Укажите предложение с противительным союзом.  

a)

То падал туман, то припускал дождь.

b)

Сумерки, но от фонарей льётся свет.

c)

Прошла гроза, и небо посветлело.

d)

День и ночь.

Вопрос №12

Какое из утверждений неверно?  

a)

Части сложносочинённого предложения связаны между собой союзом и интонацией.

b)

Части сложносочинённого предложения всегда отделяются друг от друга запятой.

c)

Союзы однако и зато являются противительными.

d)

Запятая в сложносочинённом предложении не ставится, если есть общий второстепенный член.

Вопрос №13

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Мелкий дождь перестал стучать по тесовой тёмной крыше дачного домика () и неожиданно быстро потеплело. 

a)

сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна

b)

простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

c)

сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая

d)

простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

Вопрос №14

Запишите цифрой, сколько грамматических основ в предложении 1.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Какое-то радостное чувство испытываем мы, когда на небе возникает удивительно красивое явление — радуга. (2)Солнечные лучи освещают завесу падающего дождя, и тогда возникает радуга. (3)Её можно увидеть и ночью после дождя, но она менее яркая. (4)Очень редко появляется радуга зимой, зато так сияет!

(По А. Муранову) 

[..................]


Ответы на тест

[№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,...

Вариант №1
[1] (1)d
[2] (1)a
[3] (1)b
[4] (1)a
[5] (1)a
[6] (1)противительный
[7] (1)Зато
[8] (1)b
[9] (1)сложное союзное
[10] (1)b
[11] (1)b
[12] (1)b
[13] (1)c
[14] (1)2



Предварительный просмотр:

Суффиксы –ЕМ-  -  -ИМ-Обижа…мый всеми

Добыва…мый уголь

Ненавид…мый враг

Неотъемлемл…мая часть

Невид…мый взору

Хорошо различа…мый

Расследу…мое преступление

Занима…мая должность

Едва слыш…мый звук

Колебл…мый ветром

Прослушива…мый телефон

Застраива…мый микрорайон

Кле…мая поверхность

Муч…мые жаждой

Неопису…мый восторг

Движ…мый чувством справедливости

Незыбл…мая поверхность

Независ…мый эксперт

Суффиксы –ЕМ-  -  -ИМ-Обижа…мый всеми

Добыва…мый уголь

Ненавид…мый враг

Неотъемлемл…мая часть

Невид…мый взору

Хорошо различа…мый

Расследу…мое преступление

Занима…мая должность

Едва слыш…мый звук

Колебл…мый ветром

Прослушива…мый телефон

Застраива…мый микрорайон

Кле…мая поверхность

Муч…мые жаждой

Неопису…мый восторг

Движ…мый чувством справедливости

Незыбл…мая поверхность

Независ…мый эксперт

Суффиксы –ЕМ-  -  -ИМ-Обижа…мый всеми

Добыва…мый уголь

Ненавид…мый враг

Неотъемлемл…мая часть

Невид…мый взору

Хорошо различа…мый

Расследу…мое преступление

Занима…мая должность

Едва слыш…мый звук

Колебл…мый ветром

Прослушива…мый телефон

Застраива…мый микрорайон

Кле…мая поверхность

Муч…мые жаждой

Неопису…мый восторг

Движ…мый чувством справедливости

Незыбл…мая поверхность

Независ…мый эксперт

Суффиксы –ЕМ-  -  -ИМ-Обижа…мый всеми

Добыва…мый уголь

Ненавид…мый враг

Неотъемлемл…мая часть

Невид…мый взору

Хорошо различа…мый

Расследу…мое преступление

Занима…мая должность

Едва слыш…мый звук

Колебл…мый ветром

Прослушива…мый телефон

Застраива…мый микрорайон

Кле…мая поверхность

Муч…мые жаждой

Неопису…мый восторг

Движ…мый чувством справедливости

Незыбл…мая поверхность

Независ…мый эксперт

Суффиксы –ЕМ-  -  -ИМ-Обижа…мый всеми

Добыва…мый уголь

Ненавид…мый враг

Неотъемлемл…мая часть

Невид…мый взору

Хорошо различа…мый

Расследу…мое преступление

Занима…мая должность

Едва слыш…мый звук

Колебл…мый ветром

Прослушива…мый телефон

Застраива…мый микрорайон

Кле…мая поверхность

Муч…мые жаждой

Неопису…мый восторг

Движ…мый чувством справедливости

Незыбл…мая поверхность

Независ…мый эксперт

Суффиксы –ЕМ-  -  -ИМ-Обижа…мый всеми

Добыва…мый уголь

Ненавид…мый враг

Неотъемлемл…мая часть

Невид…мый взору

Хорошо различа…мый

Расследу…мое преступление

Занима…мая должность

Едва слыш…мый звук

Колебл…мый ветром

Прослушива…мый телефон

Застраива…мый микрорайон

Кле…мая поверхность

Муч…мые жаждой

Неопису…мый восторг

Движ…мый чувством справедливости

Незыбл…мая поверхность

Независ…мый эксперт



Предварительный просмотр:

БУКВЫ Е, И В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Вставьте пропущенные буквы. Над существительными укажите их склонение и падеж, выделите окончания.

Гулять на мороз.., написать в тетрад.., в начал..очеред.., хранится в тайник.., о мудрост..., в середин.. осен.., на верхушк.. берёзк.., от деревн.. к деревн.., с песней по жизн.., по дорог.. к подруг.., в конц..  песн.., по тропинк.. из рощ.., во взгляд.. матер.., в центр.. площадк.., на фон.. зелен..., в нашем музе.., на выставк.., на макушк.. яблон.. .

Пить чай в беседк.., на окраин.. деревн.., сидеть на скамейк.., играть на полян.., в окрестност.. озера, о Росси.., вышивка на скатерт.., от дорог.. к дорог.., о дом..,  с товарищ..м, по равнин.., в увлечени.., о речк.., на постельк.., изображение на фотографи.., около постел.., бродить по алле.., быть в середин.. пут.., находиться в основани.., спать в рубашк.., гулять в рощ.., кусты акаци.. .

Без грамматик.., по математик.., в тихой гаван.., по поверхност.., от почк.. к почк.., на жёлтом листик.., гулять по площад.., на вершин.. славы, до пристан.., в этой книг.., у брусник.., от бабушк.. к дедушк.., по совест.., плыть на пароход.., во время прогулк.., по ошибк.., в блеск.. ночи, от няньк.. к мамк.., на нашей улиц.., до дрож.. .

По дорожк.., для пышност.., во время метел.., жил в Бразили.., аромат в воздух.., по Коре.., отдыхать в тен.., о художник.., гулять в чащ.., из Коре.., о поездк.., сидеть в полумрак.., по всей полян.., от сетк.., по Португали.., быть на мест.., в распорядк.. дня, из Инди..,  на верхушк.. молодой ел.., стоял на якор.., рассказы о Кита.., у берегов Африк.., о парус.., в открытом море.. .

На кустик.. черник.., ремонт в здани.., сидеть в транше.., о революци.., на галере.., о солдат.., лежать в госпитал.., скрыться в ущель.., спать в сара.., идти по тропинк.., присутствовать на собрани.., прийти на собрани.., ошибка в делени.., о селени.., на пол.. битвы, по площадк..,  у площадк.., торговать на площад.., по площад.. .

О здоровь.., из Ази.., записать в тетрад.., о шинел.., из часовн.., оживает в воспоминани.., жить в избушк.., лежать на диван.., был в волнени.., растёт на болот.., работать в столиц.., к луж.., из луж.., к юнош.., по местност.., о характер.., ожидать на станци.., проживать в дом.., к барж.., с барж.., нести воду в кадушк.., у батаре..,  все деревья в ине.., по пустын.., о пшениц.. .

От опушк.., на территори.., лечиться в санатори..,  при покупк.. земли, дом на утёс.., расположиться в вестибюл.., бой на застав.., найти место в жизн.., к бабушк.., у бабушк.., из шерст.., жить на околиц.., о великан.., живут в скворечник.., сидят на кормушк.., в порыв.. любви, о нашей стран.., о смелост.. и энерги.., на юг.. Балтик.., о мобилизаци.., жить на восток.. .

От деревн.. к деревн.., у осинк.., испачкаться в краск.., из проруб.., о яблон.., рыбалка в Карели.., из норк.., у речк.., в красивой одежд.., в тёплой шуб.., около деревн.., по Сибир.., побывать на Урал.., на ножк.. стула, обстановка в республик.., к дочер.., по палуб.., на конференци.., бывать в зоопарк.., как на ладон.., в промежутк.. .

О чтени.., загорать на припёк.., отражается в капл..воды, на экскурси.., удивлялись ловкост.. и смелост.., о подвиг.., изображение на обложк.., на площадк.., на сопк.., мимо деревн.., по площад.., лежит в кроватк.., стоит на пригорк.., к кроват.., от пристан.., о ладошк.., к лили.., плыть на теплоход.., ехать на лошад.., по Волг.. .

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Вставьте пропущенные окончания прилагательных и выделите их. От главного слова к зависимому в словосочетании задайте вопрос, по которому вы проверите окончание прилагательного.

Длинн.. чёлка, о спел.. крыжовнике, тёмн.. ночью, душист.. розу, зимн.. утро, чётк.. изображением, за дальн.. гаражом, перед интересн.. репортажем, огромн.. тиражом, на торжественн.. собрании, к поздн.. вечеру,  лёгк.. шагами, на трескуч.. морозе, застенчив.. голосом, с громк.. плачем, вкусн.. лещом, со спел.. овощем, с могуч.. размахом, по широк.. лугу, летн.. дождями, под горяч.. песком.

До последн.. капли, с маленьк.. ершом, высок.. роста, ранн.. утром, в тёмн.. дубраву, развесист.. берёзу, в надёжн.. место, с опытн.. врачом, за известн.. скрипачом, около душист.. цветка, о далёк.. странах, за высок.. камышом, в зимн.. саду, над жёлт.. полями, в мягк.. воздухе, в осинов.. рощу, замечательн.. настроение, под пушист.. ёлкой, литературн.. кружка, в чёрно-син.. небе, на высок.. скале.

На верхн.. мысу, о велик.. художнике, кажд.. мелочь, обыкновенн.. вещь, мёртв.. сном, перв.. осенн.. заморозки, с низкоросл.. кустов, багрян.. листва, бесконечн.. дождём, тонк.. струйками, на высок.. ветках, сладк.. голосок, музыкальн.. оформление, толст.. деревьев, в тёмн.. лесу, в зимн.. стужу, на лесн.. снежн.. полянках, поздн.. осенью.

Осенн.. дождю, до поздн.. ужина, ловк.. обезьяну, с лись.. хитростью, в тих.. лесу, из зимн.. сада, о высок.. зданиях, к праздничн.. столу, одинок.. рябина, с ярк.. оперением, перв.. следы, от железн.. дороги, чист.. дача, в берёзов.. роще, пушист.. бел.. облаками, в золотист.. свете, передн.. лапка, из заснеженн.. кустов, по ледян.. дорожке.

В осенн.. лесу, грибн.. запах, зелён.. деревья, багров.. облако, стройн.. берёзка, с перв.. грачом, к известн.. художнику, юн.. друзья, ранн.. весна, син.. лентой, в далёк.. Сибири, грозов.. туча, о далёк.. странах, от хорош.. дождя, крут.. лестница, у развесист.. дуба, в зелён.. чащу, красочн.. объяснению, глубок.. раздумье, около душист.. ландыша.

Вкусн.. земляника, скользк.. тропинки, сентябрьск.. сумерки, грязн.. дороги, с больш.. осторожностью, из последн.. новостей, удивительн.. утро, в маскарадн.. костюмах, срочн.. телеграмма, серьёзн.. объяснение, радостн.. вечер, вечерн.. часы, хорош.. погодой, возле больш.. аллеи, весенн.. утром, лёгк.. морозцем, от хрустящ.. инея, поздн.. рейсом.

На дальн.. севере, в син.. платье, свеж.. дыхание, в праздничн.. воскресенье, с мелк.. ягодами, певч.. птицами, в част.. осиннике, летн.. вечерами, отчётлив.. гудение, крапивн.. зарослями, у незнаком.. посёлка, при радостн.. встрече, ласков.. осень, под холдн.. осенн.. дождём, по школьн.. двору, красн.. осенн.. листья, среди зелён.. кедров, последн.. тысячелетие.

Зарубежн.. гостей, на солнечн.. стороне, по скользк.. палубе, сам.. сильн.. человека, советск.. олимпийцев, зимн.. утром, сам.. старательн.. ребятам, поздн.. ночью, множество больш.. красив.. зданий, сух.. осенн.. листьев, хорош.. погодой, свеж.. воздухом, маленьк.. жёлт.. одуванчики, в незнаком.. местности, до глубок.. старости, к скор.. утренн.. поезду.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих и ц»

Вставь пропущенные буквы:

Ж…ри, деж…рный, ш…повник, ощ…щение, ч…вствовать, брош…ра, ж…равль, параш…т, ч…деса, ж…ри.  Прец…дент, инц…дент, акц…онер, синиц…, по-ц…гански, ц…плячий пух, ц…нтральный, панц…рь, нарц…сс, рец…див, куниц…н хвост, ц…линдр, под уздц…, иниц…атива, классиц…зм, канц…лярия, проц…дура, грац…озный, коэффиц…ент, медиц…на, вакц…на, мотоц…кл, антиц…клон, щипц…, энц…клопедия.

Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих и ц»

Вставь пропущенные буквы:

Ц…плята, оц…пенеть, аудиенц…я, модернизац…я, ц…ремония, лисиц…н мех, бледнолиц…й,  иниц…алы, голубц…, дисц…плина, делегац…я, ц…низм, энц…клопедия, ц…ганочка, вакц…на, инц…дент, ц…ркуль, ц…новка, пац…ент, ц…нтральный, коллекц…онный, акац…я, прец…дент, ц…низм, рец…див.  Ж…рнал, ж…ри, ш…руп, параш…тный, брош…ра, праздничная миш…ра, ж…равль, ч…десный,  ощ…щать, ш…номонтаж.  

Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих и ц»

Вставь пропущенные буквы:

Ж…ри, деж…рный, ш…повник, ощ…щение, ч…вствовать, брош…ра, ж…равль, параш…т, ч…деса, ж…ри.  Прец…дент, инц…дент, акц…онер, синиц…, по-ц…гански, ц…плячий пух, ц…нтральный, панц…рь, нарц…сс, рец…див, куниц…н хвост, ц…линдр, под уздц…, иниц…атива, классиц…зм, канц…лярия, проц…дура, грац…озный, коэффиц…ент, медиц…на, вакц…на, мотоц…кл, антиц…клон, щипц…, энц…клопедия.

Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих и ц»

Вставь пропущенные буквы:

Ц…плята, оц…пенеть, аудиенц…я, модернизац…я, ц…ремония, лисиц…н мех, бледнолиц…й,  иниц…алы, голубц…, дисц…плина, делегац…я, ц…низм, энц…клопедия, ц…ганочка, вакц…на, инц…дент, ц…ркуль, ц…новка, пац…ент, ц…нтральный, коллекц…онный, акац…я, прец…дент, ц…низм, рец…див.  Ж…рнал, ж…ри, ш…руп, параш…тный, брош…ра, праздничная миш…ра, ж…равль, ч…десный,  ощ…щать, ш…номонтаж.  

Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих и ц»

Вставь пропущенные буквы:

Ж…ри, деж…рный, ш…повник, ощ…щение, ч…вствовать, брош…ра, ж…равль, параш…т, ч…деса, ж…ри.  Прец…дент, инц…дент, акц…онер, синиц…, по-ц…гански, ц…плячий пух, ц…нтральный, панц…рь, нарц…сс, рец…див, куниц…н хвост, ц…линдр, под уздц…, иниц…атива, классиц…зм, канц…лярия, проц…дура, грац…озный, коэффиц…ент, медиц…на, вакц…на, мотоц…кл, антиц…клон, щипц…, энц…клопедия.

Проверочная работа по теме «Гласные после шипящих и ц»

Вставь пропущенные буквы:

Ц…плята, оц…пенеть, аудиенц…я, модернизац…я, ц…ремония, лисиц…н мех, бледнолиц…й,  иниц…алы, голубц…, дисц…плина, делегац…я, ц…низм, энц…клопедия, ц…ганочка, вакц…на, инц…дент, ц…ркуль, ц…новка, пац…ент, ц…нтральный, коллекц…онный, акац…я, прец…дент, ц…низм, рец…див.  Ж…рнал, ж…ри, ш…руп, параш…тный, брош…ра, праздничная миш…ра, ж…равль, ч…десный,  ощ…щать, ш…номонтаж.  



Предварительный просмотр:

Разноуровневые задания контроля знаний школьников по русскому языку в 9 классе

Самостоятельная работа по теме: «Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».

1 уровень. Работа с текстом.

Задание: вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, объясните их постановку, пользуясь таблицей «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении». Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях.

На окне, серебря..ом от инея,

За ноч.. хризантемы ра..цвели

В верхних стеклах – небо ярко (синее)

И застреха в снеговой пыли.

Всход..т солнце, бодрое от холода,

Зол..тит.. ся отблеском окно

Утро тихо радо..но и мол..до

Белым снегом все запущено.

                        (И. Бунин)

2 уровень.

Задание: из данных простых предложений построить сложные предложения разных видов (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение со значением последовательности явлений).

Солнце взошло. Туман рассеялся. Мы тронулись в путь.

Время вышло. Работа была закончена. Я отправился домой.

Голова моя закружилась. В глазах замелькали звезды. Я потерял сознание.

Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. Колеса начали задевать за сучки.

3 уровень.

Творческое задание: опишите вид из окна, используя бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Самостоятельная работа по теме: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

1 уровень.

Задание: соотнесите схемы и соответствующие предложения.

  1. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
  2. Он поднял голову: по небу плыли густые облака, напоминающие фигуры былинных героев.
  3. Мы молчали: разговаривать ни о чем не хотелось.
  4. Мы прослушали прогноз погоды, и нам стало ясно: спуск с горы может быть небезопасным.

а) [ ]   :   [ ] .  

б) [ ]   :   [ ] , [ ] .    

в) [ ]    :  [ … , /        /] .  

г) [ ] , и [ ]   :  [ ] .  

2 уровень.

Задание: расставьте знаки препинания и определите значение частей бессоюзных сложных предложений. Замените данные предложения синонимичными им союзными.

  1. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
  2. Я понимал выручить нас может только случайность.
  3. Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.
  4. Собака была славная уши торчком  хвост колечком глаза умные-умные.
  5. Странный случай произошел в дороге я совершенно поиздержался.
  6. Печален я со мною друга нет.
  7. Опомнилась глядит Татьяна медведя нет она в сенях.

3 уровень.

Задание с элементами лингвистического анализа:  прочитайте текст, определите его тему и идею. Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы к бессоюзным сложным предложениям.

Смелость.

Осень. С вершины тополей валятся на землю последние листья. По лесу нельзя ступить сухие листья и трава хрустят под ногами и далеко предупреждают всех лесных обитателей об опасности.

Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум две крупные птицы стремительно спикировали к земле. У подножья дерева упала ворона с раскрытым клювом. А вторая птица взмыла вверх. Это был крупный ястреб.

На другое утро новое происшествие за окном вокруг стога сена пролетело несколько сорок. На одну из них кинулся маленький ястребок, который оказался неподалеку. Сорока сразу упала на землю, угрожающе раскрыв клюв, алчный же разбойник сел на ветку и ждал, когда сорока опять полетит. Какая смелость! Ястребок меньше сороки, а нападает. Видишь такое и удивляешься оказывается и в природе есть такие смельчаки.

Самостоятельная работа по теме: «Тире в бессоюзном сложном предложении».

1 уровень.

Задание: вспомните и допишите пословицы, образуя бессоюзные сложные предложения. Расставьте недостающие знаки препинания, сверяясь с таблицей «Тире в бессоюзном сложном предложении».

  1. Сделал дело …
  2. Делу время, потехе …
  3. Век живи, век  …
  4. Волков бояться …
  5. Труд человека кормит …
  6. Назвался груздем …
  7. Будешь книги читать …

Слова для справок: учись, час, полезай в кузов, гуляй смело, лень портит, в лес не ходить, будешь много знать.

2 уровень.

Задание: замените бессоюзные сложные предложения синонимичными сложносочиненными или сложноподчиненными.

  1. Несколько раз оглянулся – никого не было.
  2. Занавес поднялся – зрители успокоились.
  3. Будет солнце – пойдем гулять.
  4. У зайцев шерсть побелела – зима близко.
  5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

3 уровень.

Задание: напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса пословицу: «Век живи – век учись». В работе должны быть представлены сложные бессоюзные предложения, части которых имеют значения условия, времени, следствия, противопоставления, сравнения.

Контрольная работа по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

1 уровень.

Задание: перепишите, преобразуя предложения в бессоюзные сложные, расставляя необходимые знаки препинания, используя таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Объясните выбор знаков препинания.

  1. Я посмотрела в небо и увидела, что в небе пролетали журавли.
  2. Учитель попросил у ученика дневник, но дневника у него не оказалось.
  3. Дождь шел очень долго, поэтому в огород никто не заглядывал.
  4. Стоит сильная духота, так что  к ночи возможна гроза.
  5. Пробираться сквозь чащу было трудно, так как колючие кусты разрослись очень густо.
  6. Я посмотрел назад и увидел, что за мной по-прежнему плелся обоз.
  7. Когда занавес поднялся, зрители успокоились.

2 уровень.

Тест:

  1. Накйдите бессоюзное сложное предложение, в котором одна часть противопоставлена другой:

а) Собака поджала хвост – охотник насторожился.

б) Лето припасает – зима поедает.

в) Посмотрит – рублем подарит.

г) Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть имеет значение причины:

а) Я понимал: выручить нас может только случайность.

     б) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

      в) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

      г) Большинство было согласно в одном: так больше продолжаться не может.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой. (Знаки препинания не расставлены):

а) Я оглянулся на шорох сзади никого не было.

б) Боялись не голода боялись холода.

в) Поезд ушел быстро огни скоро исчезли стук колес затих наступила тишина.

г) Лес расступился неожиданно пройдя дубовый кустарник росший в этом месте сплошной стеной мы вышли к водопаду.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие. (Знаки не расставлены):

а) Пока мы шли по полевой дороге все говорили о долгом привале.

б) Светила луна сверкали звезды вокруг стояла тишина.

в) Было ясно урок сорван.

г) Дождь прошел соревнования продолжились.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять тире. (Знаки препинания не расставлены).

а) Иду и думаю давно в театре не был.

б) Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших.

в) Метель разыгралась кибитка остановилась.

г) Он приехал к сентябрю как раз когда должны были начаться задания.

  1. Какое предложение соответствует схеме  [ ] – [ следствие ]

а) Воды бояться – в море не бывать.

б) Солнце дымное встает – будет день горячий.

в) Будет ясная погода – экскурсия состоится.

г) Придет пора – напишешь книгу.

  1. Какое предложение соответствует схеме [ ] : [ пояснение ]

а) Печален я: со мною друга нет.

б) К вечеру погода испортилась: подул ветер, пошел холодный дождь.

в) Туристы разложили на траве своё имущество: палатки, рюкзаки, спальные мешки.

г) В лесу я увидел неожиданную картину: на опушке стоял лось.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

а) Нас предупредили заранее, остановок в пути не предвидится.

б) Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось совсем немного.

в) Кончится дождь – небо вновь наполнится голубизной и светом.

г) В тихие июльские дни краски все светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательности и нежности.

  1. Найдите соответствие. (Знаки препинания в предложениях не расставлены):

а) [ ] : [ изъяснение ] .

б) [ условие ] – [ ] .

в) [ ] , [ ] .

г) [ ] ; [  ] .

1) Дубровский между тем лежал в постели уездный лекарь не совершенный невежда успел пустить ему кровь.

2) На клумбе белели ромашки синели незабудки.

3) Глубже пахать больше хлеба видать.

4) Павел мгновенно почувствовал наконец-то подул долгожданный южный ветерок.

3 уровень.

Задание: составьте рассказ на тему «Книга открывает мир», используя в нем предложения, соответствующие схемам:

  1. Предложения – перечисления:

а) [ ] , [ ] , [ ] , [ ] .

б) [ ] , [ ] ;  [ ] .

  1. Предложение – причина, предложение – дополнение:

а) [ ] , [ ] : [ ] .

б) [ ] : [ ] ;  [ ] .

  1. Предложение – противопоставление, предложение – вывод:

а) [ ] – [ ] , [ ] .

б) [ ] ; [ ] – [ ] .



Предварительный просмотр:

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ 1

1. Допишите предложения:

Сложносочиненные предложения — это такие предложения, в которых...

По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на... группы: …

2. Запишите предложения. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Солнце еще не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увидишь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В. Солоухин) 3. Уже рассвело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревянной чашечки. (А. Чехов)

3. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.

2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумачом затянут горизонт из-за него показывается красный солнечный диск. (Архангельский) 4. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. (К. Паустовский)

4. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та.

З. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг — это то(же) что и овраг. б. «Ты то(же) ошибался», — ответил друг.

5. Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания.*

1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид.

2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.

З. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.

                                               

Сложносочиненные предложения

ВАРИАНТ II

1. Допишите следующие определения:

Сложные предложения — это предложения...

Сочинительные союзы служат для...

2. Выпишите из текста сложносочиненные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания.

                                             НЕМНОГО ИСТОРИИ

  Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, что без него не могут обходиться. А между тем картофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали картофель испанские моряки, а потом он попал в Италию.

  Во Франции еще в 18 веке своеобразно использовали картофель. Модницы украшали его цветами волосы некоторые же делали из его цветов букеты. На картофельные цветы установилась такая мода, что пришлось делать искусственные, так как живых не стало хватать.
 Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки».

(По Н.Верзилину)

3. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Гоголь бывал в парижских музеях и картинных галереях и больше всего его поразил Лувр. 2. Поезд пришел точно по расписанию но Вари на перроне не было. 3. Еще не светится ни одно окно ни из одной трубы еще не тянется вверх вялый огонек. (В. Тендряков) 4. Не то калитка стукнула не то мне показалось.

4. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Ночью печально и широко пело море и было холодно. (К.Паустовский) 2. Я пошел глухой лесной тропинкой и все вокруг показалось мне таинственным. 3. На следующий день пошел снег и замела пурга. 4. В начале мая зацветает черемуха и весь участок пути наряжается в белое кружево. 5. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В.Песков) 6. Заболело однажды у Васьки горло и не позволили ему на улицу выходить. (А.Гайдар)

5.Превратите сложносочиненное предложение в простое с однородными членами и наоборот.*

1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений. 2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 года и провел в нем около двух недель. З. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

Первый уровень

1. Выберите правильный ответ:

1. Сложноподчиненные предложения — это предложения, в которых:

а) простые предложения равноправны по смыслу; б) предложения связаны между собой интонационно;

в) одно из предложений по смыслу подчиняется другому.

2. Сложноподчиненное предложение состоит:

а) только из придаточных предложений;

б) из двух независимых предложений;

в) из главного и одного или нескольких придаточных предложений.

3. Указательные слова могут стоять:

а) только в главном предложении;

б) только в придаточном предложении;

в) и в главном, и в придаточном предложениях.

4. Придаточное предложение может стоять:

а) только перед главным предложением;

б) перед главным, в середине главного, после главного предложения;

в) только после главного предложения.

2. Спишите текст, вставив пропущенные буквьг, расставив знаки препинания. Составьте схемы первого и последнего предложений.

                                                              ПО ЛЕСУ

  Чтобы скоротать время я отправился побр_дить по лесу.

  Была та мягкая оттепельная погода какая иногда устанавлива_тся в конце декабря после первых лютых стуж зимы. В такие дни зима как будто отдыха_т огляд_вается обдумывая что бы ей такое еще сделать.

  В воздух_ медленно кружились ре_кие снежинки. На дорогу они л_жились прозрачными звездочками. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпр_млялись сбрасывая с себя груз который нав_ючила недавняя метель.

  У меня было такое ощущение что я тоже сбросил какую-то тяжесть.

                                                                                                       (Н.Рыленков)

3. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными изъяснительными:

а) То что я увидел сверху сразу рассеяло мои сомнения.

б) Я видел перед собой охотника, который всю жизнь провел в тайге.

в) Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать.

2. С придаточными определительными:

а) Больше той любви не бывает когда друг за друга умирают.

б) На каждом корабле имеется своя достопримечательность которой гордятся.

в) Нужное слово если оно вовремя сказано всегда дорогу к сердцу найдет.

г) Как мудро ни шей а все шов виден.

3. С придаточнымн времени:

а) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.

б) Травы скашивают рано утром пока они еще не уронили росы.

в) Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», — и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места...

                                                                                                             (А.Пушкин)

г) В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал.

4. С придаточными уступительными:

а) Мы пошли к реке напрямик чтобы сократить путь.

б) Хоть судьба и нелегка солдат не ищет легкого.

в) Снег становился белее и ярче так что слепило глаза.

г) Сколько ни грозили ему револьвером Метелица не произнес ни слова.

5. С придаточными причины:

а) Куда сердце летит туда и око глядит.

б) Водой холодной обливайся если хочешь быть здоров!

в) Утром я проснулся отгого что в иллюминатор свободно лилось солнце.

6. С придаточными сравнительными:

а) Чем глубже дети забирались в сад тем больше встречали разных чудес.

б) Все вокруг потускнело словно солнце зашло за облака.

в) Каково деревце таковы и яблочки. г) Откуда ветер оттуда и дождь.

                                       Второй уровень

1. Укажите номер СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзным словом.

1. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

2. Мы знали, что трудно будет выполнить эту работу

3. Когда включили свет; комната оказалась большой и нарядной.

4. Наконец он признался мне, что пишет большую поэму.

2. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (КПаустовский)

2. Когда творишь добро сам испытываешь некоторое радостное удовлетворение, и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (ММонтень)

3. Беда, ежели львами командует баран. (В.Шишков)

3. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:

1. Придаточное сравнительное.

2. Сравнительный оборот.

3. Придаточное условное.

4. Другие придаточные.

Не раскрой я ворота он так и остался бы в поле.(________)

Снова стало слышно как ручей гремит на дне пропасти. (______)

Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака. (______

Большая душа как большой костер издалека видна. (______)

                                     

                                              Третий уровень

Составьте по данным схемам СПП, определите значения придаточных:

1.[...туда],(где...).

2. [...глаг. + указ. сл. так), (союзн. сл. как...).

3. (Если...), [то...).

                                      Четвертый уровень

Напишите, используя СПП, свое мнение о любимом литературном герое.

                                                 ВАРИАНТ II

Первый уровень

1. Выберите правильный ответ:

1. В сложноподчиненном предложении может быть:

а) только две основы;

б) любое количество основ;

в) две и более основы.

2. Укажите неверное утверждение:

а) в сложноподчиненном предложении одна часть подчиняется другой;

б) по значению сложноподчиненные предложения делятся на три группы;

в) сложноподчиненное предложение состоит из двух независимых предложений.

3. В сложноподчиненном предложении для связи используются:

а) сочинительньие союзы;

б) только интонация;

в) подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица.

4. Придаточное предложение отделяется от главного с помощью:

а) интонации;

б) одной или нескольких запятых;

в) тире и двоеточия.

2. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте, где надо, знаки препинания. Составьте схемы второго и предпоследнего предложений.

                                                              ЛИВЕНЬ

  В полдень с запада донеслись глухие раскаты грома. Стало сумр_чно точно сверху на землю опустился темный саван. Вслед за тем пошел крупный дождь.

К дождю присоед_нился вихрь который ломал мелкие суч_я срывал листья с деревьев. Хлынул сильный ливень. Он прод_лжался до вечера. Вечером ливень перешел в мелкий дождь. К утру дождь перестал и небо очистилось. Хотя солнце взошло во всей своей луч_зарной красоте земля еще хр_нила следы непогоды. Отовсюду бежала вода так что мелкие ручейки пр_вратились в бурные потоки.

                                                                                            (По В.Арсеньеву)

3. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными определительными:

а) Весело грузились красноармейцы на баржи чтобы плыть обратно.

б) Ущелье по которому мы шли было длинное и извилистое.

в) Холодные осенние тени бродили по лесу где все точно замерло.

г) Как ни старался отец казаться спокойным я заметил его волнение.

2. С придаточными места:

а) Чуть - чуть светлела красноватая полоска там где село солнышко.

б) Дождик застал нас когда мы уже повернули в березовую рощу.

в) Куда сердце летит туда и око глядит.

г) Осел останется ослом даже если нагрузить его золотом.

3. С придаточными условия:

а) Корчагин так ударил коня что тот сразу перешел в галоп.

б) Пусть каждый станет солдатом мира если не хочет стать жертвою новой войны.

в) Не стыдись говорить коли правду хочешь объявить.

4. С придаточными цели:

а) Чтобы на войне везло надо знать военное ремесло.

б) Откуда ветер оттуда и дождь.

в) Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака.

5. С придаточными образа действия и степени:

а) Воздух становился так редок что было больно дышать.

б) Незнакомец не рассматривал нас так пристально как рассматривали мы его.

в) Я решил подняться на гору чтобы оттуда осмотреть окрестности.

г) Когда подъехали к опушке леса в поле уже заметно стало темнеть.

6. С придаточными изъяснительными:

а) Чтобы тело и душа были молоды ты не бойся ни жары и ни холода.

б) Алексей чувствовал что слабеет от напряжения и боли.

в) Командир первой роты спросил где кормить солдат.

                                               Второй уровень

1. Укажите номера СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзом.

1. Он знал, что успех его дела в значительной степени будет зависеть от удачи завтрашней охоты.

2. Там, где еще недавно весело звенела степь, шуршали теперь желтые стебли.

3. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.

2. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Левитан подолгу гостил в семье Чеховых, которая привлекала его, не имевшего семьи, дружбой, весельем, трогательной заботой друг о друге.

2. Единственный путь, который связывал Ленинград с Большой землей проходил по Ладожскому озеру.

З. А там, куда двинулись танки, гремела канонада, не затихавшая до рассвета.

3. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:

1. Придаточное условное.

2. Придаточное сравнительное.

3. Другое придаточное.

4. Сравнительный оборот.

Старость начинается в тот день когда умирает отвага. (_______)

Молодой полумесяц как прозрачное облачко виднелся на горизонте. (_______ )

Из воды в глаза ударило солнце словно под лодку вдруг подставили зеркало. (_______ )

Скажи он правду ему бы все равно не поверили.(_______)

Третий уровень

Составьте сложные предложения, в которых слова где, куда присоединяли бы следующие придаточные предложения:

1) места;

2) определительное;

З) изъяснительное.

                                Четвертый уровень

Напишите небольшой отзыв о прочитанной книге, включив в свой текст СПП.



Предварительный просмотр:

Тест. Обобщение темы Причастие. Правописание причастий

Вариант:

1

Преподаватель:

Выполнил:

Оценка:

Подпись преподавателя:

Вопрос №1

Выберите ряды, в которых нет ни одной ошибки.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 

a)

утомленный путешественник, нерешенная задача, незваный гость.

b)

успокоенный мамой ребенок; видемый в тумане парус; хорошо организованная встреча

c)

прожданые напрасно годы, построенный дом, кованый ларец,  

d)

свежемороженые овощи, неслыханное происшествие, навешанное повсюду белье

Вопрос №2

Выберите предложение, в котором нет ни одной ошибки.

Выберите один из 4 вариантов ответа: 

a)

Туристы подошли к избушке расположенной на опушке леса.  

b)

К трем часам дня они увидели холм, почти незаросший папоротником.  

c)

Ученик думал, о еще не прочитанном художественном произведении.

d)

Броски баскетболистов, впервые вышедших на поле, были точны и уверенны.  

Вопрос №3

Выберите ряды, в которых все причастия пишутся с НЕ раздельно.

Выберите один из 4 вариантов ответа: 

a)

почти не...поврежденное стекло, не...разогретый ужин, не...зажжённый фонарь.  

b)

не...освоенная территория, не...обустроенное жилье, не...принятый закон

c)

не...растворившийся в стакане сахар; не...сосредоточенный, а мечтающий о каникулах ученик,  

d)

не...занятое место, никем не...любимый ребенок, вещи не...собраны  

Вопрос №4

Выберите отглагольные прилагательные

Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 

a)

изпачканные руки

b)

стираная рубашка

c)

взвешенное и продуманное решение решение

d)

стреляный воробей

e)

взвешенные продавцом конфеты

Вопрос №5

Ученица  в одном из форумов написала: "На этот спектакль было интересно смотреть. Манеры актеров там были очень изысканы". В ответ ее подняли на смех: "И кто же изыскал для актеров такие манеры?". В чем ошиблась ученица? Правильно запишите слово, в котором она сделала ошибку.

Запишите ответ: 

[..................]

Вопрос №6

Ученик  получил задание составить предложение с причастными оборотами. Но позабыл правило и наделал ошибок. Выступите в роли учителя и отметьте предложения с ошибками.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 

a)

Обычным кормом птиц являются полярные мыши живущие, зимою под снегом.  

b)

Тишина комнат, нарушаемая пением доносившимся с нижнего этажа, нагоняла зевоту.

c)

Вышедший утром, отряд прошел уже четыре версты.  

d)

Я закрыл глаза и заснул, утомлённый длинной речью.

Вопрос №7

Верно ли все следующие утверждения?

1. Правописание суффиксов причастий -ащ (-ящ), -ущ (-ющ) определяется спряжением глагола, от которого образованы причастия.

2. Правописание -а или -е перед н в суффиксах страдательных причастий определяется окончанием основы глагола.

3. В том случае, если основа глагола заканчивается на -и, в суффиксе страдательного причатия перед -н мы пишем -е.

Выберите один из 2 вариантов ответа: 

a)

Нет

b)

Да

Вопрос №8

В каком количестве случаев в суффиксах причастий должно писаться е? Ответ указать числом.

взвеш...нный товар, оберега...мый от невзгод сын, завис...мый от похвалы человек, вылеч...нный больной, кача...мые ветром лепестки цветов, истрач...нные понапрасну годы, смеш...нные с изюмом орехи.

Запишите число: 

[..................]

Вопрос №9

Сопоставьте правильно

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) одна запятая

2) две запятые

3) запятые не нужны  

[..................]

Утомленные хлопотами последних дней мы очень скоро уснули.

[..................]

Медведь уходит яростно преследуемый собакой

[..................]

Лейтенант вдохновленный успехом обдумывал положение спокойно и деловито.

[..................]

Дувший со всех сторон ветер иногда усиливался

(возможные ответы: | 2 | 3 | 1 |)

Вопрос №10

В каких примерах е и ё после шипящих написаны верно?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа: 

a)

обречённый

b)

оглушенный

c)

обозначённый

d)

окрашенный


Ответы на тест

[№ вопроса] (к-во баллов) правильный ответ,...

Вариант №1
[1] (2)a,d
[2] (1)d
[3] (1)c
[4] (3)b,c,d
[5] (1)изысканные
[6] (3)a,b,c
[7] (1)b
[8] (1)5
[9] (4)1,1,2,3
[10] (2)a,d



Предварительный просмотр:

Разноуровневые задания контроля знаний школьников по русскому языку в 9 классе

Самостоятельная работа по теме: «Запятая, точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».

1 уровень. Работа с текстом.

Задание: вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, объясните их постановку, пользуясь таблицей «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении». Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях.

На окне, серебря..ом от инея,

За ноч.. хризантемы ра..цвели

В верхних стеклах – небо ярко (синее)

И застреха в снеговой пыли.

Всход..т солнце, бодрое от холода,

Зол..тит.. ся отблеском окно

Утро тихо радо..но и мол..до

Белым снегом все запущено.

                        (И. Бунин)

2 уровень.

Задание: из данных простых предложений построить сложные предложения разных видов (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение со значением последовательности явлений).

Солнце взошло. Туман рассеялся. Мы тронулись в путь.

Время вышло. Работа была закончена. Я отправился домой.

Голова моя закружилась. В глазах замелькали звезды. Я потерял сознание.

Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. Колеса начали задевать за сучки.

3 уровень.

Творческое задание: опишите вид из окна, используя бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Самостоятельная работа по теме: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

1 уровень.

Задание: соотнесите схемы и соответствующие предложения.

  1. Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.
  2. Он поднял голову: по небу плыли густые облака, напоминающие фигуры былинных героев.
  3. Мы молчали: разговаривать ни о чем не хотелось.
  4. Мы прослушали прогноз погоды, и нам стало ясно: спуск с горы может быть небезопасным.

а) [ ]   :   [ ] .  

б) [ ]   :   [ ] , [ ] .    

в) [ ]    :  [ … , /        /] .  

г) [ ] , и [ ]   :  [ ] .  

2 уровень.

Задание: расставьте знаки препинания и определите значение частей бессоюзных сложных предложений. Замените данные предложения синонимичными им союзными.

  1. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
  2. Я понимал выручить нас может только случайность.
  3. Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.
  4. Собака была славная уши торчком  хвост колечком глаза умные-умные.
  5. Странный случай произошел в дороге я совершенно поиздержался.
  6. Печален я со мною друга нет.
  7. Опомнилась глядит Татьяна медведя нет она в сенях.

3 уровень.

Задание с элементами лингвистического анализа:  прочитайте текст, определите его тему и идею. Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы к бессоюзным сложным предложениям.

Смелость.

Осень. С вершины тополей валятся на землю последние листья. По лесу нельзя ступить сухие листья и трава хрустят под ногами и далеко предупреждают всех лесных обитателей об опасности.

Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум две крупные птицы стремительно спикировали к земле. У подножья дерева упала ворона с раскрытым клювом. А вторая птица взмыла вверх. Это был крупный ястреб.

На другое утро новое происшествие за окном вокруг стога сена пролетело несколько сорок. На одну из них кинулся маленький ястребок, который оказался неподалеку. Сорока сразу упала на землю, угрожающе раскрыв клюв, алчный же разбойник сел на ветку и ждал, когда сорока опять полетит. Какая смелость! Ястребок меньше сороки, а нападает. Видишь такое и удивляешься оказывается и в природе есть такие смельчаки.

Самостоятельная работа по теме: «Тире в бессоюзном сложном предложении».

1 уровень.

Задание: вспомните и допишите пословицы, образуя бессоюзные сложные предложения. Расставьте недостающие знаки препинания, сверяясь с таблицей «Тире в бессоюзном сложном предложении».

  1. Сделал дело …
  2. Делу время, потехе …
  3. Век живи, век  …
  4. Волков бояться …
  5. Труд человека кормит …
  6. Назвался груздем …
  7. Будешь книги читать …

Слова для справок: учись, час, полезай в кузов, гуляй смело, лень портит, в лес не ходить, будешь много знать.

2 уровень.

Задание: замените бессоюзные сложные предложения синонимичными сложносочиненными или сложноподчиненными.

  1. Несколько раз оглянулся – никого не было.
  2. Занавес поднялся – зрители успокоились.
  3. Будет солнце – пойдем гулять.
  4. У зайцев шерсть побелела – зима близко.
  5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

3 уровень.

Задание: напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса пословицу: «Век живи – век учись». В работе должны быть представлены сложные бессоюзные предложения, части которых имеют значения условия, времени, следствия, противопоставления, сравнения.

Контрольная работа по теме: «Бессоюзное сложное предложение».

1 уровень.

Задание: перепишите, преобразуя предложения в бессоюзные сложные, расставляя необходимые знаки препинания, используя таблицу «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». Объясните выбор знаков препинания.

  1. Я посмотрела в небо и увидела, что в небе пролетали журавли.
  2. Учитель попросил у ученика дневник, но дневника у него не оказалось.
  3. Дождь шел очень долго, поэтому в огород никто не заглядывал.
  4. Стоит сильная духота, так что  к ночи возможна гроза.
  5. Пробираться сквозь чащу было трудно, так как колючие кусты разрослись очень густо.
  6. Я посмотрел назад и увидел, что за мной по-прежнему плелся обоз.
  7. Когда занавес поднялся, зрители успокоились.

2 уровень.

Тест:

  1. Накйдите бессоюзное сложное предложение, в котором одна часть противопоставлена другой:

а) Собака поджала хвост – охотник насторожился.

б) Лето припасает – зима поедает.

в) Посмотрит – рублем подарит.

г) Вспыхнул свет – я зажмурил глаза.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть имеет значение причины:

а) Я понимал: выручить нас может только случайность.

     б) Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

      в) Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.

      г) Большинство было согласно в одном: так больше продолжаться не может.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должна стоять точка с запятой. (Знаки препинания не расставлены):

а) Я оглянулся на шорох сзади никого не было.

б) Боялись не голода боялись холода.

в) Поезд ушел быстро огни скоро исчезли стук колес затих наступила тишина.

г) Лес расступился неожиданно пройдя дубовый кустарник росший в этом месте сплошной стеной мы вышли к водопаду.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять двоеточие. (Знаки не расставлены):

а) Пока мы шли по полевой дороге все говорили о долгом привале.

б) Светила луна сверкали звезды вокруг стояла тишина.

в) Было ясно урок сорван.

г) Дождь прошел соревнования продолжились.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого должно стоять тире. (Знаки препинания не расставлены).

а) Иду и думаю давно в театре не был.

б) Зазвучала песня разом смолкли голоса разговаривавших.

в) Метель разыгралась кибитка остановилась.

г) Он приехал к сентябрю как раз когда должны были начаться задания.

  1. Какое предложение соответствует схеме  [ ] – [ следствие ]

а) Воды бояться – в море не бывать.

б) Солнце дымное встает – будет день горячий.

в) Будет ясная погода – экскурсия состоится.

г) Придет пора – напишешь книгу.

  1. Какое предложение соответствует схеме [ ] : [ пояснение ]

а) Печален я: со мною друга нет.

б) К вечеру погода испортилась: подул ветер, пошел холодный дождь.

в) Туристы разложили на траве своё имущество: палатки, рюкзаки, спальные мешки.

г) В лесу я увидел неожиданную картину: на опушке стоял лось.

  1. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

а) Нас предупредили заранее, остановок в пути не предвидится.

б) Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось совсем немного.

в) Кончится дождь – небо вновь наполнится голубизной и светом.

г) В тихие июльские дни краски все светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательности и нежности.

  1. Найдите соответствие. (Знаки препинания в предложениях не расставлены):

а) [ ] : [ изъяснение ] .

б) [ условие ] – [ ] .

в) [ ] , [ ] .

г) [ ] ; [  ] .

1) Дубровский между тем лежал в постели уездный лекарь не совершенный невежда успел пустить ему кровь.

2) На клумбе белели ромашки синели незабудки.

3) Глубже пахать больше хлеба видать.

4) Павел мгновенно почувствовал наконец-то подул долгожданный южный ветерок.

3 уровень.

Задание: составьте рассказ на тему «Книга открывает мир», используя в нем предложения, соответствующие схемам:

  1. Предложения – перечисления:

а) [ ] , [ ] , [ ] , [ ] .

б) [ ] , [ ] ;  [ ] .

  1. Предложение – причина, предложение – дополнение:

а) [ ] , [ ] : [ ] .

б) [ ] : [ ] ;  [ ] .

  1. Предложение – противопоставление, предложение – вывод:

а) [ ] – [ ] , [ ] .

б) [ ] ; [ ] – [ ] .



Предварительный просмотр:

http://festival.1september.ru/articles/605853/f_clip_image002.jpgТест по теме «Лексика» 6 класс

                                   Ф.И. уч-ся___________________________

1.Вставьте нужное слово (несколько слов).

  1. Все слова языка образуют его …….
  2. Слова, которые известны и понятны всему народу, называются ………..
  3. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются ………
  4. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются ……
  5. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются …….
  6. Слова, ограниченные в своем употреблении той или иной социальной или возрастной средой, называются …….
  7. Новые слова, возникающие в языке, называются ……..
  8. Устойчивые сочетания слов называются ………

 2.Выберите правильный вариант ответа.

Общеупотребительные слова – это

а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;

б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

г) все слова языка;                                 

д) многие слова языка, известные всему народу.

 

3.Диалектные слова – это

а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;

б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

г) все слова языка;                                 

д) многие слова языка, известные всему народу.

 

4.Профессионализмы – это

а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;

б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;

г) все слова языка;                                 

д) многие слова языка, известные всему народу.

5.Какие устаревшие слова являются  синонимами  к слову « лицо»?

а) ланиты                      б) перст                                  в) чело                             г) баталия

6.Какое слово является устаревшим?

а) плащ                            б) пальто                                 в) кафтан                    г) шуба

7.В каком случае выделенное слово является диалектным?

а) Соседка угостила меня конфетами.

б) Петя добросовестно работал на уборке территории.

в)  Стёжка заросла лебедой.

г) Оркестром руководит новый дирижер.

 

8.В каком случае выделенное слово является заимствованным?

а) Друг угостил меня бутербродом.

б) Вадик хорошо работал на уборке территории.

в) Старик был в тёплых унтах выше колен.

г)  Я люблю осень.

 

9.Какое слово в предложении употреблено в переносном значении?

В саду горит костер рябины красной.

а) в саду                                  б) костер                             в) рябины                          г) красный

10.Укажи строку, в которой все слова - неологизмы:

1. видеоигра, амбар, луноход

2. дискета, дисковод, гамбургер

3. Интернет, горничная, радиотелефон

11. Найдите фразеологизм, выпишите его, объясните значение.

 Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол».

12. Замените заимствованные слова русскими:

Резюме-

 Турне-

 Шарм-

 Триумф-

 Мемуары-

 Антракт-

13. Запишите слова, в составе которых есть корень «аква»