Для учеников

 Телегина Тамара Дормидонтовна

Предварительный просмотр:

Сочинение-описание

Принцип написания творческой работы в виде описания та же, что и в сочинении по картине. Если нужно изобразить какую-то личность, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза — мечтательный и милый, строгий взгляд — строгий и серьезный, добрая улыбка — отзывчивый и добрый.

Сочинение-описание имеет также три основных части. Их при написании желательно выделять абзацами: так вы покажете свою грамотность и знания.

  1. Напишите введение. Если объект описания – это единичный предмет, назовите его основную функцию или роль в среде его существования. Если объект – явление или ситуация, во введении можно написать, с чем оно ассоциируется или чем привлекает внимание в первую очередь.
  2. Подумайте, что именно делает этот объект узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия, которые в нем циклически происходят.
  3. В соответствии с выявлением этой характеристики используйте в основной части сочинения для описания объекта оценочные прилагательные, наречия, образные выражения,  глаголы вневременного значения, которые характеризуют состояния объекта в разные периоды времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
  4. Сначала опишите самые существенные признаки объекта, а затем приступайте к подробностям и мелочам, дополняющим образ. Опишите основные характеристики, чтобы объект стал узнаваемым, а затем используйте оригинальные определения и сравнения, а не те штампы, которые первыми приходят на ум. Для описания движения мысли наблюдателя используйте глаголы с нейтральным значением (видеть, понимать, замечать и т.д.)
  5. В завершение опишите объект краткой емкой фразой – обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.



Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Литература — вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка.

Миф — древнее народное сказание о богах и героях, объясняющее  происхождение жизни на земле.

Мифология — совокупность мифов.

Мотив - часть темы или устойчивый элемент сюжета.

Предание — произведение, рассказывающее о происхождении чего-либо.

Легенда -  рассказ о каком-либо замечательном событии или выдающихся поступках отдельных людей, в легенде всегда присутствует чудо.

Сказание — фольклорное произведение в литературной обработке, произведение, обращённое в прошлое.

Фольклор — устное народное творчество.

Загадка- иносказательное описание предмета, предназначенное для отгадки.

Пословица — законченное высказывание с назидательным смыслом.

Поговорка — меткое народное изречение, которое можно продолжить.

Сказка — занимательный рассказ о фантастических вымышленных событиях и героях.

Тема — это то, о чём рассказывается в произведении.

Идея — то, в чём убеждает автор.

Сюжет-  ход всех событий, описанных в  художественном произведении.

Фабула — совокупность основных событий произведения.

Конфликт — столкновение идей, взглядов, противоборство характеров.  

Композиция — построение художественного произведения.

Виды композиции:

  1. линейная
  2. инверсионная
  3. кольцевая

Элементы  сюжета (фабулы):

  1. экспозиция -предыстория событий (пролог)
  2. завязка
  3. кульминация — самый напряжённый момент в развитии действия
  4. развязка
  5. эпилог — послесловие.

Юмор - изображение чего-либо в смешном виде (добрый смех).

Сатира — злой, обличительный смех.

Сарказм -  едкая насмешка, злая ирония.

Контраст — противопоставление характеров,героев, событий. В отличие от антитезы   контраст может быть скрытым, не обозначенным словами -антонимами.

Деталь- выразительная подробность в произведении,  помогающая понять авторское отношение к изображаемому.

Монолог-речь одного лица.

Диалог -разговор двух лиц.

Портрет — изображение внешности  героя.

Троп — слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении.

Виды тропов

Эпитет — выразительное определение, употреблённое в переносном значении (свинцовая туча, мёртвая тишина).

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение выражается:

  1. творительным падежом (Снежная пыль столбом стоит в воздухе.);
  2. формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Ты милее всех на свете.)
  3. оборотами со сравнительными союзами как, будто, словно, как будто, что (Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.)
  4. лексически,  с помощью слов подобный, похожий. (Её любовь к сыну была подобна безумию)

Метафора - скрытое сравнение (серп месяца, ножка стула).

Виды метафор:

  1. олицетворение - перенос качеств, действий человека на неодушевлённые предметы.
  2. метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (зал рукоплещет)
  3. синекдоха – перенос названия с части на целое и наоборот. (Эй, ты, шляпа! Куда идёшь?)

Аллегория — мысль, запечатлённая в образе.

Гипербола — преувеличение.

Литота – преуменьшение (уничтожился в песчинку)

Ирония – насмешка.

Перифраз – замена лица, предмета или явления описательным оборотом. (Царь зверей вместо лев)

Эвфемизм – замена грубого выражения  вежливым (Она в интересном положении вместо Она беременна.)

Стилистические фигуры — обороты речи, употреблённые для создания выразительности текста.

Риторическое обращение — высказывание, адресованное какому-то лицу или неодушевлённому предмету.

Риторическое восклицание — восклицательное предложение.

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа.

Лексический повтор — повтор какого-либо слова для придания выразительности тексту.

Инверсия — необычный порядок слов.

Градация- расположение слов по степени усиления или ослабления признака (большой, огромный, грандиозный).

Антитеза — противопоставление

Умолчание – Но слушай: если я должна тебе …кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

Оксюморон – сочетание несочетаемого (живой труп)

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. (Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.)

Анафора – единоначатие.

Эпифора – повтор окончания строк (Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)

Бессоюзие – наличие бессоюзной связи.

Многосоюзие – намеренное повторение союзов.

Парцелляция – «рубленые» фразы, членение предложения на два или несколько предложений. (У Елены беда тут стряслась. Большая.)

Основы стиховедения

Ритм- повтор однородных явлений через равные промежутки времени.

Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

 Способы рифмовки:

  1. смежная (парная)
  2. кольцевая (опоясывающая)
  3. перекрёстная

 Виды рифм:

  1. мужская (ударение на последнем слоге)
  2. женская (ударение на предпоследнем слоге)

Строфа — несколько строк в стихотворении, объединённых  рифмой и ритмом.

Стих — одна строка в стихотворении.

Стопа — повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов.

 Размеры силлабо-тонического стихосложения

Двусложные размеры стиха

Хорей (ударение на первом слоге)

Ямб (ударение на тором слоге)

Трёхсложные размеры стиха

Дактиль (трёхсложный размер с ударением на первом слоге)

Амфибрахий (трёхсложный размер с ударением на втором слоге)

Анапест (трёхсложный размер с ударением на третьем слоге)

Пиррихий — пропуск ударения в ямбе или хорее.

Спондей — лишнее ударение в ямбе или хорее.

 

Звукопись — создание выразительности с помощью звуков.

Аллитерация — повтор согласных звуков.

Ассонанс — повтор гласных звуков.

Роды литературы

  1. эпический (эпос) — повествование о событиях.
  2. лирический — передача чувств.
  3. драматический — произведения, предназначенные для постановки на сцене.
  4. лиро-эпический — лирика +эпос; чувства +события

Эпические жанры

Рассказ — одно событие, один герой.

Повесть — несколько героев, цепь событий.

Роман — крупное эпическое произведение с разветвлённым сюжетом.

Сказ- повествование, которое ведётся от лица рассказчика и ориентируется на живую разговорную речь.

Жанры стихотворений

Лирическое стихотворение

Элегия — стихотворение грустного содержания.

Эпиграмма — небольшое стихотворение, в котором кто-то высмеивается.

Послание — стихотворение, адресованное кому-то.

Сонет — стихотворение из 14 строк.

Драматические жанры

Комедия — драматическое произведение комического содержания.

Трагедия- драматическое произведение, которое заканчивается смертью главного героя.

Драма- произведение с напряжёнными событиями, заставляющими читателя сопереживать.

Лиро-эпические жанры

Баллада — лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим  сюжетом, имеющее трагическую развязку.

Поэма- повествование о каких-то событиях в стихах.

Литературные направления

 Классицизм

  1. Культ разума.
  2. Строгая композиция, деление жанров.
  3. Правило «трёх единств».
  4. Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
  5. Абсолютизм.
  6. Объективность повествования.
  7. Общественная проблематика.

Особенности русского классицизма

  1. Сатирическая направленность.
  2. Преобладание национально-исторической тематики.
  3. Развитие оды.

Сентиментализм

  1. Культ чувств.
  2. Культ природы.
  3. Культ врождённой нравственной чистоты.
  4. Уход от прямолинейности в изображении характеров.
  5. Субъективность.
  6. Утверждение богатства духовного мира представителей низшего сословия.

Особенности русского сентиментализма

  1. Сильная дидактическая установка.
  2. Выраженный просветительский характер.
  3. Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

Романтизм

  1. Культ свободы.
  2. Необычные характеры (герои-бунтари).
  3. Исключительные обстоятельства.
  4. Неудовлетворённость окружающим.
  5. Интерес к возвышенному, экзотическому.
  6. Трагический финал.

Особенности русского романтизма

  1. Пафос вольнолюбия и борьбы.
  2. Синтез элементов предшествующих течений.
  3. Активное развитие лирики.
  4. Социальное звучание романтических мотивов.


Предварительный просмотр:

Характеристика литературного героя

Примерный план характеристики героя:

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.



Предварительный просмотр:

Интернет-сайт для школьников "Подросток и закон"

http://podrostok.edu.yar.ru

На сайте ты сможешь узнать о своих правах и обязанностях, о различных законах и их применении в твоей жизни, в привычных и непривычных ситуациях.
Зная о своих правах и обязанностях, человек сам может выбрать, быть ли законопослушным гражданином или понести наказание за противозаконные действия.

На сайте «Подросток и закон»:

  • информация о законах, которые определяют не только жизнь и поведение взрослых, но и очень важны для ребят    http://podrostok.edu.yar.ru/law/index.html
  • полезная информация о  безопасном поведении в сети Интернет: игры, кроссворды, тренажеры, полезные ресурсы  http://podrostok.edu.yar.ru/safety/index.html

Дистанционный урок "Безопасный Интернет" http://podrostok.edu.yar.ru/safety/urok/index.html

Если ты оказался в сложной ситуации: твои права кем-либо нарушаются, на твои законные интересы посягают, или у тебя назревает конфликт с законом, но ты не знаешь, как этого избежать.

Не отчаивайся! Не принимай скорых опрометчивых решений!

Задай вопрос «виртуальному юридическому консультанту» на сайте «Подросток и закон»!
http://podrostok.edu.yar.ru/consul/questioner.html



Предварительный просмотр:

Список книг для самостоятельного чтения

                                                                  6-7 классы

И. Андрианова "Мой сумасшедший папа"
Г.  Гордиенко "Соперница из 8 "А""
Е.  Долгопят "Бедная Лиза", "Литература", "Глазами волка"
Б.  Екимов "Пасхальный рассказ-2", "Фетисыч"и др.
В.  Железников "Чучело-2, или Игра мотыльков"
С.  Залыгин "Уроки правнука Вовки", "Ирунчик"
Ю.  Клепников "Незнакомка"
Ю.  Коротков "Попса", "Дикая любовь", "Виллиса", "Седой"
В.  Крапивин "Тридцать три - нос утри", "Бабушкин внук и его братья", "Я больше не буду", или Пистолет капитана Сундуккера"
А.  Лиханов  "Никто", "Сломанная кукла", "Свечушка" и др.
Е.  Матвеева "Прогульщик"
Е.  Мурашова "Барабашка - это я", "Обратно он не придет"
О.  Павлов "Вниз по лестнице в небеса", "Школьники"
Р.  Погодин "Ожидание"
А.  Потемкин "Обыкновенный сюжет"
В.  Распутин "Женский разговор", "Нежданно-негаданно"
Е.  Сазонович  "Предпоследний день грусти"
Л.  Симонова "Круг", "Лабиринт"
А.  Солженицын "Крохотки"
Н. Соломко "Горбунок"
А.  Трапезников "Мне ли боятся?"
Г.  Щербакова "Отчаянная осень", "Мальчик и девочка"

А.  Жванецкий, Е.  Пастернак «Время всегда хорошее», «Как кошка с собакой»

А. Костюнин «Рукавичка», «Совёнок», «Вальс под гитару»

А. Ехалов «На волшебном плоту»

М.Самарский «Радуга для друга», «Формула добра»

Э. Портер «Полианна»

К. Шведова «Небо в ромашках»

Ю. Рихтер «Щучье лето»

Ш. Петкевич «Мы с Костиком»

Н. Элиза «Успеть до темноты»

А. Неклюдов «Звезда по имени «Алголь»

Е. Болдинова «По-настоящему»

М. Дружинина «Что случилось в нашем классе»

С. Андерс «Мороженое времени, или Мечты сбываются»

М. Шойбе, Б. Циолковски «Джихад: террористами не рождаются»

Т. Крюкова «Хрустальный ключ»

С. Александрович «Плыви, кораблик»

В. Арро «Бананы и лимоны»

М.Демиденко «Волшебный мяч»

А. Котовщикова «Девочка Стёпа»

Е. Кршжановская «Человек решает сам»

А. Кудрявцева «Сто имён Тани Филимоновой»

А. Перфильева « Десять дней с папой»

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

Д. Кервуд Бродяги Севера

Р.Л.Стивенсон. «Остров сокровищ».

А.Н.Рыбаков. Трилогия «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел».

В.А.Каверин «Два капитана».

 В.Осеева «Динка», «Динка прощается с детством».

Клайв Стэплз Льюис «Хроники Нарнии».

А. Линдгрен «Ронья, дочь разбойника»

 

Список книг для самостоятельного чтения 7-8 классы

А. Дюма. Граф Монте-Кристо
Р. Льюис Стивенсон. Остров сокровищ
А. Рыбаков. Кортик
Дж. Лондон. Белый Клык, рассказы
Ж. Верн. Дети капитана Гранта и др.
В. Каверин. Два капитана
Т. Майн Рид. Всадник без головы
О. Генри. Короли и капуста, рассказы
А. Толстой. Гиперболоид инженера Гарина
Дж. Фенимор Купер. Последний из могикан
Л. Кассиль. Кондуит и Швамбрания
М. Твен. Янки при дворе короля Артура
А. Гайдар. Повести, рассказы
Б. Васильев. А зори здесь тихие
У. Шекспир. Ромео и Джульетта, пьесы
А.Грин. Алые паруса
А. Куприн. Олеся
А. Беляев. Человек-Амфибия и др.
Н. Гоголь. Вий, повести
Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке
Н. Островский. Как закалялась сталь
Борис Стругацкий. Понедельник начинается в Субботу
Герберт Уэллс. Война Миров, Человек-невидимка
Эрнст Хемингуэй. Старик и море
Рафаэль Саббатини. Одиссея капитана Блада
Станислав. Лем Солярис.
Эрих Мария Ремарк. Три товарища
Чарльз Диккенс. Оливер Твист
Ярослав Гашек. Бравый солдат Швейк
Рафаэло Джованьоли. Спартак
Мигель де Сервантес. Дон Кихот
Герман Мелвилл. Моби Дик
Хаггард. Копи царя Соломона
Владимир Гиляровский. Москва и москвичи
Эдгар По. Золотой жук

Г.Матвеев. Зеленые цепочки, Тарантул.
П.Яковлев. Первый ученик
Л.Чарская. Записки гимназистки и др. романы!
Э.Портер. Поллианна.

Тендряков В. : «Весенние перевертыши».

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» (на выбор)

ДА.Р.Беляев «Старая крепость»

Дж. Лондон «Сердца трех», «Поселок Труляля», «Мексиканец»

 Крапивин «Бабочка на штанге».  «Бриг „Артемида“», «Гваделорка»

Михаил Логинов

В повести «Ключ от города Антоновска»

Тамара Крюкова

В книгу «Невыученные уроки» вошли веселые рассказы о современной школе.



Предварительный просмотр:

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ

  1. Сколько букв и звуков в слове листья?
  1. 6 б., 7 зв.
  2. 7 б., 6 зв.
  3. 6 б., 5 зв.
  4. 6 б., 6 зв.

  1. В каком слове все согласные звуки твёрдые?
  1. Юла;
  2. цемент;
  3. пороша;
  4. жадность.

  1. В каком слове все согласные звуки мягкие?
  1. Цапля;
  2. деревья;
  3. ветка;
  4. жили.

  1. В каком ряду во всех словах все согласные звуки звонкие?
  1. Небо, облака, сирень;
  2. голубизна, дубрава, мир;
  3. огород, журавлиный, чиж;
  4. пейзаж, огонь, щенок.

  1. В каком слове букв больше, чем звуков?
  1. Сельдь;
  2. съёмка;
  3. скучно;
  4. боец.

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?
  1. Ёлочный;
  2. пропадёшь;
  3. далеко;
  4. вьюн.

  1. В каком слове число  звуков  и букв совпадает?
  1. Изморозь;
  2. детские;
  3. ночь;
  4. коньки.

  1. Сколько звуков в слове поссорили?
  1. 9;
  2. 8;
  3. 7;
  4. 6.

  1. Сколько согласных звуков в  слове  южный?
  1. 2;
  2. 3;
  3. 4;
  4. 5.

  1.  В каком ряду все слова состоят из 5 звуков?
  1. Пламя, конец, рубль;
  2. домой, форель, вьюга;
  3. доска, размах, устно;
  4. сброс, фольга, объезд.

  1.  В каком слове в корне есть звук [п]?
  1. Робкий;
  2. грибы;
  3. пирог;
  4. бутерброд.

  1.  В каком  ряду во всех словах есть звук [j’]?
  1. Яр, прекрасный, познакомьтесь;
  2. переехал, простоял, пятьдесят;
  3. йод, пояснительного, съёмки;
  4. почтальон, моё, примять.

  1.  В каком слове есть твёрдые согласные, не имеющие парных звуков?
  1.  Счастье;
  2.  щётка;
  3.  йод;
  4.  мышцы.

  1.  В  каком ряду  все согласные  имеют пары по глухости-звонкости?
  1.  [б],  [ф],  [ш],  [м];
  2.  [п],  [к],  [д],  [г];
  3.  [в],  [н],  [з],  [л];
  4.  [ж], [р], [с], [т].

  1.  В каком  слове есть  непарный  мягкий согласный?
  1. Можем;
  2. цветы;
  3. шоссе;
  4. щепка.

  1.  В каком слове есть непарный звонкий согласный?
  1. Собака;
  2. ход;
  3. цвет;
  4. дымом.

  1.  В каком   слове наблюдается озвончение согласного в корне?
  1. Ложка;
  2. берёзка;
  3. просьба;
  4. ловкий.

  1.  В каком  слове  произошло оглушение звонкого согласного  в корне?
  1. Крик;
  2. рожь;
  3. стих;
  4. колхозники.

  1.  Какая транскрипция слова пьёшь является верной?
  1. [п’ j’ о ш];
  2. [п’ и о ш];
  3. [п’  j’  о ш ь];
  4. [п’ j о ш’].

  1.  Какая характеристика  звука [р]  в слове мудрость  является верной?
  1. Согласный, звонкий, твёрдый;
  2. согласный, глухой, твёрдый;
  3. согласный, звонкий, мягкий;
  4. согласный, глухой, мягкий.

  1.  В каком ряду во всех словах  буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
  1.  Пять, юбка, моё, съел;
  2.  яма, вьюга, ёлка, подъезд;
  3. баян, жюри, ёж, въезд;
  4. ель, жёлтый, яблоко,  насобираю.

  1.  В  каком слове  все согласные звонкие, твёрдые?
  1. Каша;
  2. шар;
  3. жир;
  4. цирк.

  1.  В каком ряду во всех словах есть звук [т]?
  1. Ненастный, тропа, тема;
  2. честный, шутка, труд;
  3. завистливый, топор, течение;
  4. почта, лодка, букет, потолок.

  1.  В каком ряду во всех словах буква ч обозначает звук [ш]?
  1. Яичница, скучно, конечно;
  2. тучный, скворечник, почтальон;
  3. ничто, чтение, чемпион;
  4. пустячный, ночной, чтобы.

  1.  В каком ряду во всех словах есть звук  [з]?
  1. Разнести, избежать, Кавказ;
  2. звонок, возрадоваться, повозка;
  3. здание, сдавать, сберечь;
  4. сбивающий, глаз, рассказ.

  1.  Какое разделение слова для переноса является верным?
  1. Объя-вля-ть;
  2. объяв-ля-ть;
  3. объ-яв-лять;
  4. объ-яв-ля-ть.

 

  1.  Какое слово имеет только два слога?
  1. Одежда;
  2. русская;
  3. лето;
  4. ров.
  1.  Какое слово состоит только из одного слога?
  1. Точно;
  2. удар;
  3. вдруг;
  4. друзья.

  1.  В каком ряду во всех  словах правильно поставлено ударение?
  1. Случай, алфавит, арбуз;
  2. магазин, гусеница, добыча;
  3. договор, досуг, дремота;
  4. звонят, километр, крапива.

  1.  В каком  слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный?
  1. Ворота;
  2. цепочка;
  3. щавель;
  4. жалюзи.

  1.  В каком слове ударение  падает на первый слог?
  1. Договор;
  2. черпать;
  3. партер;
  4. баловать.

  1.  В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительную роль?
  1. Замок - замок;
  2. мука - мука;
  3. балуюсь - балуюсь;
  4. клубы - клубы.

  1.  Что  изучает орфоэпия?
  1. Звуки речи;
  2. правила написания слов;
  3. правила постановки ударения в словах и произношения звуков и

    звукосочетаний;

  1. правила обозначения звуков речи буквами.

 



Предварительный просмотр:

Литературные произведения.

 Литературные произведения русских  авторов 18-19вв.

для школьников .

 

Древнерусская литература

Памятники XI-XIV веков

Памятники XV-XVII веков

        Литература XVIII века

Державин Гавриил Романович

Кантемир Антиох Дмитриевич

Карамзин Николай Михайлович

Крылов Иван Андреевич

Ломоносов Михаил Васильевич

Радищев Александр Николаевич

Сумароков Александр Петрович

Тредиаковский Василий Кириллович

Фонвизин Денис Иванович

      Литература XIX века

Баратынский Евгений Абрамович

Батюшков Константин Николаевич

Гоголь Николай Васильевич

Гончаров Иван Александрович

Грибоедов Александр Cергеевич

Достоевский Федор Михайлович

Лермонтов Михаил Юрьевич

Лесков Николай Семенович

Островский Александр Николаевич

Пушкин Александр Сергеевич

Тургенев Иван Сергеевич

Тютчев Федор Иванович

Чернышевский Николай Гаврилович

Чехов Антон Павлович



Предварительный просмотр:

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской  литературы.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рецензия

Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.

Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия — развернутая аннотация.

Примерный план рецензии на литературное произведение.

  1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
  2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
  3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
    — смысл названия

— анализ его формы и содержания
—особенности композиции
— мастерство автора в изображении героев
— индивидуальный стиль писателя

  1. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
    — основная мысль рецензии
    — актуальность тематики произведения

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Принципы рецензирования.

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон.

Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Критика не изучает литературу, а судит её — с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.

Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает «как сделан» текст.

Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.



Предварительный просмотр:

Эссе

   Эссе как жанр сочинения активно вторгается в школьную жизнь. И во многих вузах эссе предлагается в качестве выпускного или вступительного экзамена, причем не только там, где предметная область — литература и русский язык, но и история, иностранные языки. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций, с которыми вас познакомит эта памятка.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе — это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе — личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

  Что же такое эссе как жанр литературного произведения?

Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Стиль эссе отличается:

  • образностью
  • афористичностью
  • парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

  • привлекает многочисленные примеры
  • проводит параллели
  • подбирает аналогии
  • использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

  • метафоры
  • аллегорические и притчевые образы
  • символы
  • сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы
  • неожиданные повороты
  • интересные сцепления

По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Специфика жанра эссе.

  1. Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
  2. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
  3. Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе — ярко выражена авторская позиция.
  4. Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль — требование жанра.

Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе — это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.



Предварительный просмотр:

     Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Класс   6

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
    А) Мать
    Б) беречь
    В) вернешься
    Г) ясли
    Д) боюсь 
  2. Выберите варианты слов, в которых ударение падает на последний слог. 

          а) стройна       б) правдивее        в) суровее        г) далека        д) ленивее  

  1. В какой паре слов нет рифмы?
    А) документ-инструмент
    Б) обидно-завидно
    В) алфавит-позвонит
    Г) торты-мосты
  2.  Укажите пример с нарушением речевой нормы.
    А) прилягте
    Б) ехайте
    В) повтори́м
    Г) хотите

  1. Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.

            а) Как постел…шься, так и высп…шься.

б) Где стро…шь, там и ро…шь.

в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.

г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.

д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 

6.  К каждому слову найти свой синоним.

1. невежда

а. странно, несуразно

2. невежа

б. буйство

3. неистовство

в. грубиян

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. неуч

 

  1. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:

ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА

  1. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
    Стих, печь, жаркое
  2. Выполните морфемный разбор слов:

           Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка,  приморский.

  1. Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.

  1. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
    не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

  1. Завершите сказку.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.



Предварительный просмотр:

Справочные материалы

 Образовательные ресурсы

 Литература

Классицизм, сентиментализм, романтизм

Отзыв о прочитанном произведении

План характеристики героя

Роды литературы

План рецензии

 Библиотека Гумер - гуманитарные науки

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия

Мифологический словарь

Пословицы и поговорки

Русская литература XIX века

Средства выразительности речи

 

Русский язык

Русские словари

Словарь русских синонимов

Справочно-информационный портал "Грамота.ру"

Толковые словари

Толковый словарь Даля, Ожегова, Ушакова

Фразеологический калейдоскоп

Школьный помощник

Этимологический словарь

Практикумы

 

Морфемика. Орфография. 5 класс.

Практические задания к зачёту по теме "Причастие". 6 класс.

Практические задания к зачёту по теме "Местоимение". 6 класс.

Правописание наречий. 7 класс.

Односоставные предложения. 8 класс.



Предварительный просмотр:

Экзаменационное задание:

Выразительно прочитайте текст о…(ФИО) вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

План работы над выразительным чтением и пересказом:

рациональное использование времени на подготовку заданий 1 и 2

(2 минуты + 1 минута)

Важнопри подготовке к выразительному чтению и пересказу наиболее рационально использовать время (в общей сложности 3 минуты):

чтение цитаты

первое чтение текста (лучше шёпотом, четко проговаривая слова)(определение своёго отношения  к прочитанному)

второе чтение текста с концентрацией внимания на паузах, интонации, ударениях

(деление текста на смысловые фрагменты и выделение голосом ключевых слов, постановкапартитурных знаков, логического и психологического (если есть) ударений)

обозначение (записывание на черновик) абзацев (составление плана), имен, дат, ключевых слов

Ключевые слова

в тексте-повествовании: глаголы, деепричастия и наречия;

в тексте-описании:  существительные, прилагательные и причастия;

в тексте-рассуждении: слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли

микротемы (простой или вопросный план)

ключевые слова (словосочетания), даты, цифры, фамилии и т.п.

1.

2.

3.

выполнение задания 1 (выразительное чтение текста)

повторное чтение цитаты    

чтение текста и определение места  и способа включение в пересказ предложенной цитаты

   выделение в тексте главной и второстепенной информации, использование приёмов свёртывания текста (исключение второстепенных деталей, обобщение единичных явлений и фактов)

последнее чтение текста    

сверка с записями (микротемы, ключевые слова и т.п.)

выполнение задания 2 (пересказ текста)

Интонационная функция знаков препинания

Точка:  закончена мысль – понижение голоса;

запятая: мысль развивается, но высказана не до конца – движение голоса вверх;

точка с запятой: знак средний между точкой и запятой - понижение голоса меньше  и пауза  более короткая, чем на точке,

многоточие:  интонация незавершённости высказывания, понижение голоса;

восклицательный знак: логическое ударение на ключевом слове с помощью повышения голоса;

вопросительный знак: логическое ударение на вопросительном слове; к концу предложения голос понижается;

тире: перед тире голос повышается, после тире – понижается. Обозначает пропуск мысли, поэтому читать надо так, чтобы голос как бы заполнял пропуск при обязательном соблюдении паузы на этом знаке;

двоеточие: перед ним голос повышается и звучит так, чтобы слушатель ждал  продолжения;

скобки: взятое в скобки предложение или словосочетание произносится тоном ниже, а после скобок голос повышается;

кавычки (при цитате): цитата произносится с замедлением темпа речи, чтобы выделить цитируемые слова.

Экзаменационное задание:

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова ФИО о ФИО.

Время на подготовку – 1 минута

Советы для подготовки пересказа

  • еще раз  прочитайте текст и устно сформулируйте  его основную мысль;
  • пронумеруйте  количество абзацев (Запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
  • пользуйтесьзаписями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению,
  • перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
  • заучивать или записыватьцитату, которую нужно вставить в текст, не надо;
  • нельзя просто «прилепить»цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.

Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише

(уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа)

Пересказ+ речевое клише:

  • удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
  • говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
  • всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
  • оценивая вклад  ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
  •  как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание»
  • ФИО (автор цитаты) считал, что  «высказывание» и т.п.

Экзаменационное задание:

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Время на подготовку – 1 минута

Время на монологическое высказывание – не более 3 минут

Задание на выбор:

1. Описание фотографии.

2. Повествование на основе жизненного опыта.

3. Рассуждение по поставленному вопросу.

Композиция текста-описания

1. Общее представление о предмете.

2. Отдельные признаки предмета.

3. Авторская оценка, вывод, заключение.

Композиция текста-повествования

1. Завязка (начало событий).

2. Развитие действия.

3. Кульминация(момент наивысшего напряжения в развитии действия).

4. Развязка (итог событий).

Композиция текста-рассуждения

1. Тезис (мысль, требующая доказательства или опровержения).

2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры).

3. Вывод.

1. Начните с:

  • замысла, который фотограф воплотил (какова его цель: зачем он сделал этот снимок?);
  • поиска смыслового центра фотоснимка;
  • описания того, кто  (или что) изображен;

2. Используйте существительные (синонимы), числительные и слова, называющие количество (группа, класс, семья, команда).

3. Не говорите того, чего нет на фотографии.

4. При подготовке запишите в столбик ключевые слова, которые лягут в основу Вашего монологического высказывания, например:

экскурсия в прошлое,

интересная история,

фотография на память,

смысловой центр,

передний и задний план,

цветовой ряд (краски, оттенки, настроение),

персонажи и предметный ряд,

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

5. Обратите внимание, как изображены предметы:

  • опишите фон, позы, цветовые эффекты;
  • ответьте на вопросы, где и когда сделан снимок (внутри помещения сделан кадр (какого?) или на свежем воздухе),
  • укажите, если это возможно, время, зафиксированное на фотографии.

6. Расскажите, что происходит на фотографии, не избегайте глаголов:

  • если на снимке заснят человек, то расскажите о  его действиях (стоит, лежит, бежит, смотрит (на что? куда?), плачет или смеётся, восторгается и т.п.)
  • опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону и т.д.)
  • если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные.

7. Укажите, какова тема фотографии (чему посвящена фотография?).

8. Дайте оценку фотокадру, используя имена прилагательные.

9. Проверьте, на все ли вопросы, которые вам предложены в карточке, вы ответили.

10. Завершите свое монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография.

Речевые клише

Вступление

Фотография – это запечатлённый на бумаге яркий момент жизни. Перед нами один из таких моментов, отраженный на фотоснимке, который сделан … (где?)

Человек научился запечатлевать с помощью фотоаппарата интересные моменты жизни. И на данной фотографии мы видим…

Фотография – это жанровая зарисовка, передающая один из …(ярких // праздничных // обыденных // повседневных) моментов жизни. Посмотрите на этот фотоснимок. На нем мы видим…

Передо мной фотография, на которой запечатлены…

Основная часть

  • глаголы для изображения сфотографированных людей: увидеть, изобразить, как бы подсмотреть, представить, наблюдать, позировать…
  • глаголы, позволяющие описать интерьер: помещается, находится, располагается, бросается в глаза, нельзя не заметить, занимает много пространства…
  • прилагательные для описания лица человека,  запечатлённого на снимке: открытое,взволнованное, доброжелательное, красивое…
  • прилагательные для описания одежды  людей: яркая, праздничная, летняя, неброская, будничная…
  • прилагательные и причастия, характеризующие фотографию: большая, маленькая,выполненная профессиональным фотографом, любительская, снимок чёткий, фотография старая, свежая, любимая, памятная, детская…  

Глядя на фотографию, я мысленно переношусь…

Глядя на фотографию, можно предположить, что…

В центре фотографии – (кто? что?). Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу (чего?)

Фотограф воплотил свою главную задачу – привлек внимание зрителя к (чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

Этот снимок был сделан в тот момент, когда…

Фотокадр, яркий снимок…

Смысловой центр расположен с правой стороны. Он позволяет нам понять замысел фотографа.

Смысловой центр – это зрительный центр, который сразу же привлёк наше внимание.

Внимание зрителя приковано к… (кому? чему?)

Фотограф выделил (кого? что?) (чем: цветом? композиционно?..)

На переднем (заднем) плане фотографии…

На данной фотографии мы видим (что?)

Кадр сделан с левой (правой) стороны…

На левой (правой) стороне кадра

В глубине фотографии (фотоснимка)…

На фотографии изображено …

В верхнем (нижнем) левом (правом) углу снимка изображено…

Цветовой ряд как композиционный элемент: краски, оттенки…

Чувства, вызванные фотографией…

Увлекательное путешествие в мир фотографии…

Зафиксированные на фотографии эмоции…

Заключение

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое?Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

Фотоизображение не может оставить зрителя равнодушным: оно захватывает его правдой жизни, неповторимостью запечатлённых мгновений и заставляет его  почувствовать //понять…

Удел фотографа - прекрасные мгновения,

Затвором отсечённые от времени реки…

Судьба фотографа - отбросив все сомнения,

С течением бежать, играя, наперегонки.

                   Сергей Дудник

Изучив фотоснимок, мы понимаем, что получили положительные эмоции от этой фотографии, потому что  фотограф смог передать всю гамму чувств…

        Фотограф смотрит в объектив,

        В единый кадр мир вместив.

       Момент истории для нас

       Он в кадре сохранит сейчас.

Повещенко О.

Фотоснимок, на котором изображена … (что?), заставит и нас, зрителей,  насладиться красотой (чего?) и необычностью (чего?).

На плёнке чувствительной след остаётся

От вспышки мгновенной и яркой.

Фотограф – волшебник –

Ему удается сберечь без единой помарки

Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,

Короткое жизни мгновенье.

В окно объектива секунду поймав,

Её сделать чудотвореньем.

       Владимир Луговской.

Завершая своё описание, хочу сказать: эмоции, которые запечатлены фотографом на снимке, настолько яркие, что фотокадр никого не оставляет равнодушным.

«Фотография – это искусство застывшего времени… возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра», - сказал Мешак Отиено, кенийский фотограф. И фотография, о которой мы только что говорили, хранит эмоции автора, наполняя нас такими же чувствами.

Передо мной фотография, которая, как сказал ИрвингПенн, знаменитый  американский фотограф XX века, «сообщает о факте, касается сердца и оставляет зрителя изменившимся человеком после того, что он увидел».

1. При подготовке к этому варианту монологического высказывания задайте себе вопросы:

  • Какова тема монологического высказывания?
  • О каком событии из своей жизни будете рассказывать?
  • Что случилось? Когда произошло? Где? Кто его участники?
  • Как событие готовилось? Что было с самого начала? Что происходило потом?
  • Какой момент был кульминационным в развитии событий?
  • Чем закончилась эта история (путешествие, мероприятие и т.п.)?

2. Сформулируйте основную мысль своего монологического высказывания (зачем?).

3. Подумайте, с чего можно начать рассказ (вступление).

4. Определите, о чём будете говорить в основной части (где, когда, как развивалось действие и какое событие было  самым напряжённым?Чем всё завершилось?)

5. Подумайте, как можно закончить рассказ (концовка).

6. При составлении рассказа представьте, что вы рисуете мультфильм. Подумайте, в каком порядке события будут сменять друг друга. Используя такой приём, как словесное рисование, подумайте, сколько кадров у вас будет и чем эти кадры будут заполнены.

Чтобы легче было рассказывать, можно нарисовать кадры-квадраты, заполнив их ключевыми словами или словосочетаниями.Расскажите о том, что видели, участником или зрителем чего были, что запомнилось, что делали вы.

Например, рассказ о поездке на море (последовательность событий):

Речевые клише

Вступление

Основная часть

Заключение

Тема: Выходной день, который запомнился больше всего (вариант 1)

Я люблю выходные дни. Это время, когда можно отдохнуть от трудовой недели, побыть с родными, пообщаться с друзьями. Но особенно я люблю выходные, которые совпадают с праздниками. И, представляете, в этом году мой день рождения был в воскресенье. Такого дня рождения у меня ещё не было. Он запомнился мне навсегда!

Было обычное утро выходного дня.. Сначала я….    Потом… Но вдруг…

Неожиданно для меня ….

Когда мы приехали, то я…

Затем…

Через несколько минут я…

Пролетело мгновение, и снова…

Чудеса продолжались весь день: …

И, наконец,…

Уже вечером, когда погас свет, я ….

Весь день у меня было… настроение, которое создали мне …. Этот выходной день был самым лучшим!

Тема: Интересный урок в школе (вариант 2)

Я люблю учиться. Люблю узнавать что-то неизведанное, знакомиться с новыми литературными героями, заглядывать в мир неопознанного… И это происходит на уроке (каком?)… Однажды нас сказали, что урок будет проходить не в классе, а на улице: выпал первый снег, и мы пойдём наблюдать за тем, как меняется природа, а потом все эти изменения нарисуем.

И вот начался наш урок в сказочном зимнем парке… Падал снег, медленно покрывая всё вокруг. Мы, ученики … класса, и учитель ИЗО тоже стали похожи на волшебные фигуры.

Любовь Николаевна предложила… Мы с радостью…

Затем, когда …., весь класс начал изучать снежинки… Они летели с неба и …Потом мы увидели … и стали…Через несколько минут деревья и кустарники…45 минут пролетело незаметно, и мы…

Особенно мне понравилось, что… Побольше бы таких уроков!

Тема: Встреча с интересным человеком (вариант 3)

Мне почему-то всегда казалось, что удивить меня очень трудно. Но однажды произошло то, что потрясло меня: к нам на классный час пришёл человек, который воевал в Афганистане…

Была перемена, мы «летали» по классу. И вдруг, неожиданно для всех нас, в кабинет вошёл…Сначала он… Затем…И наши непослушные мальчишки замерли от…Он рассказывал нам о… Когда он стал вспоминать о…, то…

Мы сидели…Потом произошло то, чего…Лётчик включил видеофильм, и класс… А затем…

Прозвенел звонок с урока, но мы …

Через несколько минут…

Время пролетело незаметно.

Мы поблагодарили его… поняли, что интересным человеком можно назвать того, кто… Встреча, которая произошла в школе, потрясла нас: мы…

Тема: Интересная профессия (вариант4)

Помните стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Действительно, кем быть? Как выбрать профессию? Какая из множества других самая интересная?

Думаю, самая интересная та, которая тебе по душе. Моя мама работает врачом. Она говорит: не «работает», а «служит» людям.

Однажды я решила, что надо познакомиться с её профессией поближе, и пошла на работу к маме.

Я присела в уголке её кабинета и…

Быстро, стремительно в кабинет влетела… Она… Мама…После неё в кабинет медленно, тяжело ступая, вошёл старый человек. Он… Мама снова…Через несколько минут следом за ним, жалуясь на…, появилась…

Я сидела в своём потайном уголке и наблюдала за людьми.

Мама сначала…, потом…, дальше … и уже в конце приёма …

Мама не раз говорила, что, чтобы быть хорошим врачом, надо обладать знаниями … и умениями… Только тогда человек станет … врачом.Наблюдая за мамой, за тем, как она…, я поняла, что… Конечно, её профессия самая … Я тоже хочу стать…

Тема: Интересная поездка (вариант 19)

Сколько себя помню, я мечтала о поездке на море. Мне представлялось, как мы всей семьёй отправимся на поезде или машине к Чёрному морю.

И вот однажды… Этим летом…

Сначала мы… Потом…  Затем…

Но вскоре мы…

Интересное путешествие…

Самое яркое событие …

В конце концов…Дома мы…

Лето прошло, но мы вспоминаем эту поездку к морю, его ласковый шёпот, шёлковый песок и людей, с которыми…

1. Внимательно прочитайте главный вопрос задания и вопросы, которые даны на карточке участника экзамена.

2. Определите тему монологического высказывания (о чём?) и основную мысль (зачем?).

3. Вспомните структуру текста-рассуждения.

4. Постройте схему, которая поможет вам раскрыть тему и идею вашего монологического высказывания.

5. Используйте слова и словосочетания, которые «скрепят» ваше высказывание: думаю, мне кажется, на мой взгляд, возможно, вероятно, по-видимому, уверен (уверена) и т.п.

6. Постарайтесь все вопросы, предложенные в карточке участника собеседования, использовать в качестве плана.

Образец работы над текстом-рассуждением

«Нужно ли бережно относиться к родному языку?»

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Какова роль родного языка и в чём, по-вашему, заключено его богатство?

2. Что такое словесный мусор?

3. Почему меняется отношение к языку в наши дни?

4. Что значит беречь родной язык и чем опасна утрата родного языка для народа?

Образец работы над текстом-рассуждением

«Всегда ли в семье неизбежны конфликты между подростками и родителями?»

(вариант 1)

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Почему возникают конфликты между подростками и родителями?

2. Как можно избежать конфликтов?

3. Как «работать» над взаимоотношениями в семье?

4. На каких принципах должны строиться отношения между членами семьи?

В помощь ученикам

Опорный конспект «Что делает человека известным?»

(вариант 2)

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Что значит быть известным?

2. Какой бывает известность?

3. Какие поступки или качества характера Вы цените в известных людях?

4. Нужно ли стремиться к известности?

В помощь ученикам

Опорный конспект «Возможна ли дружба в Интернете?»

(вариант 3)

Вопросы, предложенные на карточке участника собеседования

1. Что такое дружба?

2. Почему в последнее время люди часто завязывают дружеские отношения в Интернете?

3. Могут ли люди, познакомившись в Интернете, сохранить свои отношения в реальной жизни?

4. Какие качества Вы цените в друге больше всего?

Экзаменационное задание:

Во время беседы Вам будут заданы три вопроса по выбранной Вами темебеседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданныесобеседником-экзаменатором.

1. Внимательно прочитайте три вопроса, предложенные Вам собеседником-экзаменатором, и подчеркните в них ключевые слова.

2. Отвечайте полными предложениями, включая в них часть вопроса.

3. При ответе используйте сложноподчиненные предложения с союзами потому что, так как, если, вследствие того что, несмотря на то что  и т.п.

4.Вводите в свои ответы вводные слова и словосочетания:во-первых, во-вторых,  наконец, таким образом, я думаю, по-видимому, мне кажется, уверен и т.п.

5. Последний вопрос требует обстоятельного, развёрнутого  ответа по схеме:

тезис       (вопрос переделать в повествовательное предложение)

причины (почему истинен тезис?)        

следствие (что следует из основного тезиса, справедливость которого доказана?)

6. При ответе на последний вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец….

7. Темп речи при ответе должен быть средним: не тараторьте, не «мямлите», не делайте длинных пауз, избегайте слов-паразитов.

Образец диалога

вопрос

ответ

1)Нужна ли в школе обязательная форма одежды?

Да, обязательная форма одежды в школе нужна,

потому чтострогий стиль создает деловую атмосферу, необходимую для занятий.

2) Есть ли у вас в школе форма?

Конечно, у нас в школе есть форма, но не все ученики любят ее носить.

3)Есть ли необходимость требовать ношение школьной формы?

Да, я считаю,есть необходимость требовать ношение школьной формы, так как,во-первых, она помогает ученику почувствовать себя членом определенного коллектива, во-вторых, убирает социальные различия между бедными и богатыми.

Следовательно,неплохо было бы ввести её в школе как обязательную форму одежды.

Критерии оценивания выполнения заданий

контрольных измерительных материалов для проведения

итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Задание 1

Критерии оценивания чтения вслух

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста

0

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче

0

Максимальное количество баллов

2

Задание 2

Критерии оценивания пересказа текста

с включением приведённого выказывания вслух

Сохранение при пересказе микротем текста

П1

Все основные микротемы исходного текста сохранены

2

Упущена или добавлена одна или более микротем

0

Соблюдение фактологической точности при пересказе

П2

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

1

Допущены фактические ошибки (одна и более).

0

ПЗ

Работа с высказыванием

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично

1

Приведённое высказывание включено в текст во время

пересказа неуместно и/или нелогично,

или

приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа

0

П4

Способы цитирования

Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и более)

0

Максимальное количество баллов

5

Критерии оценивания правильности речи (соблюдение грамматических, орфоэпических норм) за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

1

Допущены орфоэпические ошибки (две и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или

допущено не более трёх речевых ошибок

1

Допущены речевые ошибки (четыре и более)

0

Иск.

Искажения слов

Искажений слов нет

1

Допущены искажения слов (одно и более)

0

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 11

Задание 3

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Баллы

Выполнение коммуникативной задачи

M1

Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют

1

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но

допустил фактические ошибки, и/или

привёл менее 10 фраз по теме высказывания

0

М2

Учёт условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации

1

Условия речевой ситуации не учтены

0

М3

Речевое оформление монологического высказывания (МР)

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более)

0

Максимальное количество баллов

3

Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.

Задание 4

Критерии оценивания диалога (Д)

Баллы

Д1

Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге

1

Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы

0

Д2

Учёт условий речевой ситуации

1

Учтены условия речевой ситуации

0

Условия речевой ситуации не учтены

Максимальное количество баллов

2

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

1

Допущены грамматические ошибки (одна и более)

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет, или

допущено не более двух орфоэпических ошибок

1

Допущены орфоэпические ошибки (три и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или

допущено не более трёх речевых ошибок

1

Допущены речевые ошибки (четыре и более)

0

РО

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

1

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.

Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов



Предварительный просмотр:

Языковые средства выразительности

  1. Фонетические (звукопись)

Средство

выразительности

Определение

Пример

АЛЛИТЕРАЦИЯ

Повтор согласных,

создающий образ (в стихотворении).

Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши стечение шипящих

согласных помогает передать

шелест камышей.

АССОНАНС

Повтор гласных, создающий образ (в стихотворении).

Люблю берёзу русскую

То светлую, то грустную передаёт лёгкую грусть, нежность.

  1. Лексические (тропы)

ЭПИТЕТ

Красочное, образное

определение в переносном значении. Подчёркивает

наиболее существенные признаки. Содержит

элемент сравнения.

И вы не смоете всей вашей чёрной

кровью/ Поэта праведную кровь.

Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.

СРАВНЕНИЕ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ

Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется

посредством сопоставления его с другим.

Чаще всего сравнение оформляется в виде

сравнительного оборота, начинающегося с союзов: КАК, ТОЧНО, СЛОВНО,

БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО.

Как море бесшумное, волнуется всё войско.

Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.

МЕТАФОРА

Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют

скрытым сравнением, так как в её основе лежит

сравнение, но оно не

 оформлено с помощью

 сравнительных союзов.

Летят алмазные фонтаны/

С весёлым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз);

Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, тёплый приём, цепь гор, хвост поезда.

РАЗВЁРНУТАЯ МЕТАФОРА

Одна метафора влечёт за собой новые, связанные с

неё по смыслу.

Отговорила роща золотая берёзовым

весёлым языком.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Неодушевлённому

предмету приписываются свойства живого существа.

Деревца, нагнувшись ко мне,

протянули тонкие руки.

О ком ты воешь, ветер ночной, о чём

сетуешь безумно?

МЕТОНИМИЯ

Замена одного слова другим, смежным по значению.

Эй ты, шляпа! (человек в шляпе). Читая Булгакова(его книги).

Весь пансион признавал

превосходство Д.И. Писарева.

СИНЕКДОХА

Разновидность метонимии: целое выявляется через

свою часть или наоборот.

Каждую копейку в дом несёт (деньги). И слышно было до рассвета, как

ликовал француз (французская армия).

АЛЛЕГОРИЯ

Изображение абстрактного понятия или явления через

конкретный образ.

Лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости.

ИРОНИЯ

Слово или выражение, употреблённое в смысле,

противоположном прямому.

Такой ты умный (=глупый)!

ГИПЕРБОЛА

Преувеличение.

В сто сорок солнц закат пылал.

ЛИТОТА

Преуменьшение.

Ваш шпиц, прелестный шпиц, – Не более напёрстка;

Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете

сиротиночке Беспечально век прожить.

ПЕРИФРАЗ(А)

Слово или выражение

заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора.

Царь зверей (=лев).

Чёрное золото (=нефть).

Утро года (=весна).

СИНОНИМЫ

  1. Слова, различные по

написанию, но близкие по значению.

  1.  Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по

значению в условиях одного контекста.

  1. Победить – одолеть; бежать – мчаться.

  1. Останкинская игла (башня); говор

(ропот) волн; шум (шелест) листвы.

АНТОНИМЫ

Слова, имеющие

противоположные значения.

Коварство и любовь;

Белей лишь блеск, чернее тень.

АРХАИЗМ/ УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО

Вышедшее из общего употребления слово или

оборот речи.

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый

серафим На перепутье мне явился...

ДИАЛЕКТИЗМ

Слово или оборот,

бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный

диалектизм) или профессии (профессиональный

диалектизм).

Кочет (петух), корчик (ковшик),

скородить (разравнивать граблями).

ЖАРГОНИЗМ

Слово или выражение из условного, искусственного языка какой-либо

социальной группы.

«Чуять» – из жаргона охотников,

«амба» – из морского,

«комп» – из молодёжного.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА

Лексика, представленная в научной, художественной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Этот разряд

слов, как правило,

используется в письменной

речи и неуместен в устной.

Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна.

Прочти сей манускрипт, — посоветовал мне Гошка.

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА /

ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА

Лексика, представленная

преимущественно в устной речи, ориентированная на неформальное,

непринуждённое общение.

Её использование

совершенно недопустимо в информационных текстах и текстах официального характера.

Купить картошку (=картофель), многовато ошибок (=много), ерунда (что-либо маловажное), работать помаленьку (=постепенно), шоколадка (=плитка шоколада).

ЗАИМСТВОВАННЫЕ

СЛОВА

Слова, пришедшие из других

языков.

Сэндвич, футбол, дисплей.

НЕОЛОГИЗМ

Слово, вновь образованное, появившееся в связи с

возникновением в жизни

новых понятий.

«Бездарь» (вместо «бездарность»).

АФОРИЗМ

Обобщённая, глубокая мысль автора,

отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор.

«У сильного всегда бессильный виноват».

ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ

Лексически неделимое, устойчивое, целостное по

значению словосочетание, воспроизводимое в виде

готовой речевой единицы.

Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое

положение

  1. Стилистические фигуры

АНАФОРА

(ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР)

Повтор частей в начале строк (единоначатие).

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы…

ЭПИФОРА

(ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР)

Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение

 конца предложений.

Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР)

Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего

предложения, обычно заканчивающих его.

Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путёвку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

ЭКСПРЕССИВНЫЙ ПОВТОР

Повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или

передачи эмоционального

состояния автора или героя.

Небо над Волгой синее-синее.

Ошибки-то надо исправлять, исправлять надо!

Скорей, скорей, – кричали мальчики, подгоняя друг друга…

АНТИТЕЗА /

ПРОТИВОПОСТАВЛЕ- НИЕ

Выразительное средство, позволяющее произвести

особо сильное впечатление на читателя, передать ему

сильное волнение автора за счета быстрой смены

противоположных по смыслу понятий.

Волос длинный – ум короткий;

Я вчера задыхался от счастья, а сегодня

кричу от боли.

ГРАДАЦИЯ

Расположение синонимов по степени нарастания или

ослабления признака.

На лице светились, горели, сияли

огромные синие глаза.

Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть...

ОКСЮМОРОН

Соединение слов,

противоречащих друг другу, логически исключающих

друг друга.

Смотри, ей весело грустить такой

нарядно обнажённой.

Мёртвые души, живой труп, горячий

снег.

ИНВЕРСИЯ

Изменение обычного порядка слов.

Обычно: определение + подлежащее +

обстоятельство + глагол- сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь

громко стучал по крыше).

Пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням – (вместо «он

стрелой взлетел мимо швейцара»).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Повторяющаяся

последовательность членов предложений.

 Травой зарастают могилы – давностью

 зарастает боль.

 Летал сокол по небу, Гулял молодец по

 свету.

ЭЛЛИПСИС

Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко

восстанавливается из

контекста.

Мужики за топоры! (пропущено слово

«взялись»)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

Членение единого по

смыслу высказывания на самостоятельные

предложения.

И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН)

Однородные члены или

предложения, соединённые повторяющимися союзами.

Какое странное, и манящее, и несущее, и

чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.

БЕССОЮЗИЕ

Однородные члены

предложения соединяются без помощи союзов.

Швед, русский колет, рубит, режет

РИТОРИЧЕСКОЕ

ВОСКЛИЦАНИЕ

Восклицание, усиливающее

в тексте выражение чувств.

Кто не бранивал станционных

смотрителей!

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить

на него ответ, а с целью эмоционального

воздействия на читателя.

Какой русский не любит быстрой езды? (= «все русские любят»).

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Обращение, направленное

не к реальному собеседнику, а к предмету

художественного

изображения.

Прощай, немытая Россия!

Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?

УМОЛЧАНИЕ

Намеренное прерывание речи в расчёте на догадку читателя, который должен

мысленно докончить фразу.

Но слушай: если я должна

тебе…кинжалом я владею, /Я близ Кавказа рождена.

ПАРАДОКС

Суждение, резко

противоречащее здравому смыслу, но глубокое по

значению.

Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше.

ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА

Прямая авторская оценка событий, явлений,

предметов.

Пушкин – это чудо.

ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА

Слова, выражающие ласку, шутку, иронию,

неодобрение,

пренебрежение, фамильярность и т.д.

Дурочка, сыночек, глупышка,

рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.

  1. Синтаксические средства

ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Слова и конструкции,

грамматически не связанные с членами предложения (их можно опустить, и

предложение не исказится).

Обособляются запятыми!

Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша.

Он, стало быть, бережёт себя.

Не правда ль, он хорош?

Наконец, он пришёл.

ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ

Изложение в виде

последовательности «вопрос- ответ».

И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все

подвержено тлену и разрушению.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения, которые

передают сильные чувства и эмоции говорящего. На конце ставится восклицательный

знак.

Пожар! Горим!

Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения, в которых выражается стремление

говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём- либо. На конце ставится вопросительный знак.

И тогда я сам себе задал вопрос: а

почему она дожила до наших дней?

Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто

одним из множества московских храмов? И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что – а

зачем рушить?

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

Члены предложения,

связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос.

За всё я отвечаю в этом мире — за

вздохи, слёзы, горе и потери.

Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своё

творчество с тем временем, в котором живёшь.

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

ЦИТИРОВАНИЕ

Точное копирование чьих-то слов.

Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным

– это несерьёзно!»

ЭКСПРЕССИВНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА

Слова, которые выражают эмоции говорящего, его

отношение к предмету речи.

Разиня, гадость, безобразие, кошмар, ерунда.

ЭМОЦИОНАЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА

Слова, на лексическое

значение которых наложена эмоциональная окраска. Они содержат отношение самого

 говорящего к называемому явлению.

Подкаблучник, надувательство, дружочек, проморгать автобус.

ЭКСПРЕССИВНО- ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА

Слова, усиливающие выразительность речи

Буйный, бешеный, кипучий, лучезарный, лазурный.

ИНДИВИДУАЛЬНО- АВТОРСКИЕ СЛОВА

Выдуманные автором слова.

Ослепительной рыжины ходит лисонька у ручья. Удивительна эта рыжь.

Я свирел в свою свирель.

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Показывает, что предмет превосходит остальные

предметы по какому-либо

признаку.

Крепчайший, самый сильный, лучший, умнее всех.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ТЕРМИНЫ

Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки,

искусства и т.д.

«Корень», «форма слова»,

«разговорная речь».

ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

Слова из политической,

социально-экономической, мировоззренчески

философской областей.

Общество, свобода, парламент, гражданин, легитимный.

ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ

Непосредственное

обращение к читателю.

Но неужели всё так безнадёжно? Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет.