Школа будущих первоклассников "Капельки солнца"

Палченкова Виктория Вениаминовна

Анкеты для родителей будущих первоклассников, советы психолога, рекомендации, УМК и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей, будущих первоклассников № 1

 1. Фамилия, имя, отчество ребёнка.______________________________________

2. Дата рождения._________________________________________________________

3. Домашний адрес. Домашний телефон.__________________________________

4. Сведения о родителях: мать

    а) Фамилия, имя, отчество___________________________________________

    б) год рождения____________________________________________________

    в) образование_____________________________________________________

    г) место работы_____________________________________________________

    д) должность______________________________________________________

    е) рабочий телефон__________________________________________________

ж) мобильный телефон_________________________________________________

4. Сведения о родителях: отец

    а) Фамилия, имя, отчество___________________________________________

    б) год рождения___________________________________________________

    в) образование_____________________________________________________

    г) место работы____________________________________________________

    д) должность______________________________________________________

    е) рабочий телефон_________________________________________________

ж) мобильный телефон________________________________________________

5. Семья живет в квартире, в доме. Подчеркните

6. Есть ли другие дети в семье? Укажите возраст._________________________

____________________________________________________________________

7. Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка? (мать, отец, оба родителя, бабушка, дедушка, другие лица). Подчеркните.

8. Какой «Детский сад» посещал ребёнок? (укажите номер или название)_____

9. С какого возраста и по какой возраст посещал детский сад? _____________

10. Постарайтесь назвать три любимых занятия ребенка____________________________________________________________

11. Какие игры предпочитает ребёнок: подвижные, настольные, индивидуальные, коллективные или другие? Подчеркните

12. С желанием ли ваш ребёнок собирается в первый класс?________________

13. Заполните таблицы

Не знает буквы

Знает не все буквы

Знает все буквы

Читает слоги

Читает слова по слогам

Читает слова свободно

Читает предложения, тексты

Не знает цифры

Знает цифры

Считает до десяти

Считает до десяти и обратно

Считает до двадцати

Считает до ста

Есть компьютер

Есть выход в Интернет дома или на работе

да

нет

да

нет

14. Особенности здоровья, о которых необходимо знать учителям школы. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

15. Получаете ли вы детское пособие?___________________________

Анкета для родителей, будущих первоклассников № 2

  1. Знаете ли Вы о введении ФГОС начального общего образования с 1 сентября 2011 года?                    А) да            Б) нет

      2. Из каких источников Вы получили информацию о введении ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта)?

            А) от знакомых

            Б) из средств массовой информации

            В) на школьном родительском собрании

            Г) из Интернета

            Д) из других источников - _____________________________

       3. Считаете ли Вы, что в школах необходимо создать условия для организации внеурочной деятельности детей?

           А) да                 Б) нет

           В) затрудняюсь ответить

       4. Если школа возьмётся за организацию ежедневного досуга детей во второй половине дня, будет ли Ваш ребёнок посещать эти  занятия?

          А) да                 Б) нет

           В) затрудняюсь ответить

       5. Какие направления внеурочной деятельности Вы считаете наиболее значимыми для Вашего ребёнка? (отметьте 2-3 позиции)

            А) художественно-эстетическое            Е) духовно-нравственное

            Б) научно-познавательное                      Ж) спортивно-оздоровительное

            В) военно-патриотическое                      3) общеинтеллектуальное

            Г) общественно полезное                        И) общекультурное

            Д) проектная деятельность          К) ______________(допишите свое)

       6. Оцените, насколько для Вас важно, чтобы Ваш ребёнок получил в результате обучения в начальной школе (отметьте 2-3 позиции):

            А) хорошее здоровье            Е) базовый уровень иностранного языка

            Б) художественно-эстетическое воспитание     Ж) хорошее воспитание

            В) хороших друзей                            З) высокие оценки

            Г) желание и умение учиться            И) хороший уровень знании

            Д) общие знания об окружающем мире   К) _____________(допишите свое)



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Брединская средняя общеобразовательная школа № 97

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Школа будущего первоклассника

Капельки солнца»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1

Наименование программы

Школа будущего первоклассника «Капельки солнца»

2

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3

Разработчики программы

Учитель начальных классов, Палченкова Виктория Вениаминовна, высшей квалификационной категории.

4

Основная цель программы

Создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.

5

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

6

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7

Основные направления программы

1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;

2. Снятие психологического стресса перед школой;

3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;

4. Развитие речи и мелкой моторики руки.

5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.

6. Развитие элементарных математических представлении.

8

Сроки реализации

Март – июнь.

9

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к систематическому обучению

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.

   Что же является наиболее сложным для первоклассников?

1.      Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них.

2.      Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках.

3.      Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.

Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Программа «Школа будущего первоклассника Капельки солнца» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий.

Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем, одноклассниками)

Основные формы развивающей работы: психологические уроки (т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания, выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится задача обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятному).

Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Программа  предназначена для развития и обучения детей шестого года жизни в условиях подготовительных групп (классов) образовательных учреждений (детских садов, школ). Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.

И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа- это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив.

Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

Проект ориентирован на удовлетворение:

  • Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников
  • Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника

  • Методы:
  • Стимулирование и мотивация
  • Коррекция и самокоррекция
  • Социальные пробы и ситуации
  • Убеждение и самоубеждение.

Цель программы:

• социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников,

• педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Задачи программы:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Основные направления программы:

1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.

2. Снятие психологического стресса перед школой.

3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.

4. Развитие речи и мелкой моторики руки.

5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.

6. Развитие элементарных математических представлении.

Принципы программы:

Программа обучения и развития детей шестого года жизни  построена на основе следующих принципов:

  • реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  • обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  • обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.).

       Порядок организации работы «Школы будущего первоклассника Капельки солнца»:

  • группы формируются из детей 6-летнего возраста;
  • продолжительность обучения составляет 60 занятий (март – июнь);
  • режим занятий:  1 раз в неделю (суббота) 20 дней – 3 занятия по 25-30 минут, с 10 часов до 12 часов.

 

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие блоки:

Курс «Введение в школьную жизнь»

Цель:

  • Помочь будущему первокласснику сделать его представление об образе настоящего школьника более содержательным. Обучать навыкам учебного сотрудничества. Освоить отношения: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники». Ввести ребенка в «атрибутику школьной жизни». Обеспечить знакомство ребенка со школьным пространством, новой организацией времени, правилами поведения вне урока.
  • Обучать общению и сотрудничеству через материал дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание.
  • Выявить стартовые возможности ребенка.
  • В области знаний – наличный уровень знаний и умений (как ребенок уже может читать, писать, считать);
  • В области развития детей – уровень предпосылок учебной деятельности: умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи: уровень развития памяти, воображения, наглядно – образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления, овладения учебным материалом.
  • В области структурных компонентов развития личности –  уровень сформированности взаимоотношений со взрослыми, произвольность, сформированность взаимоотношений со сверстниками, адекватность самооценки, на основании которых определяется степень готовности учащихся класса к школе (игровой, предучебный, учебный, коммуникативный тип), уровень мотивации.

Курс «Математические ступеньки»

Цель:

  • Формирование основ логического мышления, освоение и развитие логических способностей: сравнение, обобщение, абстрагирование, делать умозаключения, выносить суждения.
  • Развитие речи и коммуникативных навыков.

На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

Курс «Грамотейка»

Цель:

  • Формирование и развитие фонематического слуха, расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
  • Формировать и закреплять у ребенка правильный захват карандаша; упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка; развивать мелкую моторику руки; упражнять в ориентировке на плоскости листа.

Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

Курс «Волшебные пальчики»

Цели и задачи курса:

  • Развитие мелкой моторики движений
  • мышц двигательного аппарата руки
  • двигательных  и зрительных факторов как единого целого действия

Направления работы

подготовка к обучению письму

Содержание курса

Подготовка к обучению письму

  • Знакомство с тетрадью и ее разлиновкой и положением при письме
  • Работа в ограниченном пространстве (рабочей строке)
  • Знакомство с контуром и его особенностями
  • Графические упражнения
  • Штриховка
  • Пальчиковые игры
  • Росчерки
  • Правила посадки при письме

Курс «Радуга развлечений»

Цель:

  • развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников.
  • Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага).
  • Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Помочь выявить творческие способности ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.
  • Создание условий для выявления творческих способностей ребенка: внимание, фантазию, воображение; создать условия для выявления творческих способностей каждого ребенка.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

План занятий

  1.  «Введение в школьную жизнь» - 4 часа
  2. «Математические ступеньки» -19 часов
  3. «Грамотейка» - 19 часов
  4. «Волшебные пальчики» - 10 часов
  5. «Радуга развлечений»- 8 часов

Тематический план занятий курса   «Введение в школьную жизнь»

Тема занятия

Цель занятия

Количество часов

Дата

1

Знакомство.

Создание условий для знакомства будущих первоклассников педагогом, психологом, и друг с другом

1

2

Школьник и дошкольник

Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника. Выработать школьное правило “Приветствие учителя”

Познакомить с правилом “Готов к уроку”, “Урок окончен”. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.

Помочь детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом “ Поднятая рука”.

1

3

Для чего ходят в школу

Создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.

1

4

Учимся работать дружно

создание условий для осознания детьми своего будущего нового статуса.

1

всего

4

Тематический план занятий  курса «Математические ступеньки»

№ п/п

Название и тема занятия

Количество часов

Дата

1.

Признаки предметов. Счёт предметов ( устная нумерация). Взаимное расположение предметов (Слева, справа, вверху, внизу).

1

2

Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов

( устная нумерация). Сравнение.

1

3

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

1

4

 Счёт предметов.

1

5

 Счёт предметов. Составление и решение простых арифметических задач.

1

6

Представления о паре предметов.

1

7

Геометрические фигуры.

2

8

Пространственные отношения: между, перед.

1

9

Отношение: столько же. Счёт предметов.

1

10

Отношения:  больше, меньше. Сравнение длин предметов.

1

11

Пространственные отношения: уже, шире.

1

12

Пространственные отношения: выше, ниже, короче, длиннее.

1

13

Поиск и составление закономерностей.

1

14

Присчитывание по единице и отсчитывание по единице..

1

15

Сравнение предметов по разным признакам.   Игра «Кто быстрее?»

1

16

Состав числа 1 2 3 4 5

2

17

Весёлая математика.

1

                                            Всего:

19 часов

                       Тематический план занятий    курса «Грамотейка»

№ п/п

Название и тема занятия

Количество часов

Дата

1.

Знакомство детей с учителем и между собой.  Школьные правила.  Экскурсия по школе

1

2

Слово. Семья. Моя семья. С кем я живу.

1

3

Понятие «Слова» Учебные вещи.

1

4

Предложение. Сочинение сказки «Хорошо и плохо»

1

5

Звуки окружающей действительности (неречевые: гудок, лай, мычание…)

1

6

Слог часть слова. Сад.

1

7

Слово и слог. Огород

1

8

Слово и слог. Домашние и дикие животные.

1

9

Деление слов на слоги. Зелёная оболочка нашей планеты.

1

10

Звуки окружающей действительности. (речевые)

1

11

Описание предмета. Домашние питомцы.

1

12

Описание игрушки.

1

13

Расскажи о своей игрушке

1

14

Составь рассказ по картинке.  Сказка «Заяц и лиса». Инсценировка

1

15

Гласный звук.  Считалочки.

1

16

Гласный звук  в начале слова. Игры со звуками.

1

17

Согласный звук  вначале слова.  Игры со звуками.

1

18

Выделение  звука согласного, гласного в слове

1

19

Путешествие по стране «АБВГДЕЙКА»

1

                                                                                                                    Всего

19 часов

Тематический план занятий    курса «Волшебные пальчики»

Тема занятия

Цель занятия

Количество часов

Дата

1

Ау нас сегодня – капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

1

2

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий.

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

1

3

Письмо коротких линий с закруглением внизу.

Развитие фонематического слуха и зоркости

1

4

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

1

5

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

1

6

Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

1

7

Речь (устная и письменная) – общее представление.

Штриховка-копирование

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

1

8

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные». Виды штриховки.

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

1

всего

8

 Тематический план занятий   «Радуга развлечений»

Тема занятия

Цель занятия

Количество часов

Дата

1

Аппликация « Павлин»

Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

1

2

«Радуга над полянкой», «бабочка»

Использование красок,технику складывания листа пополам

1

3

Оригами «Лебедь»

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

1

4

Раскрашивание  шаблона «Яйцо»

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

1

5

Аппликация по шаблону «Грибок»

 работа по шаблону и образцу

1

6

Конструирование  «Домик у  дороги»

Аппликация из геометрических фигур

1

7

Рисование  «Сказочное дерево»

Знакомство  с техникой «по мокрому листу»

1

8

Мозаика «Кораблик»

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

1

10

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе

1

всего

10

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к систематическому обучению.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 -  190с.
  2. Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992,  № 4 - с.4-6
  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 -  с.11-19
  4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
  5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 -  89с.
  6. Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 -  208с.
  7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе  (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 33с.
  8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки  - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов)  - Ярославль: Академия развития,  2000 – 187с.
  9. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
  10.  Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
  11. Дубровина Н.В., Акимова  и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
  12. Поливанова К. Н., Цукерман Г.А, “Введение в школьную жизнь”- В кн. Учимся общаться с ребенком.1993г

Расписание  занятий в группе  «Капельки солнца»

№ п/п

Дата

1 занятие

2 занятие

3 занятие

Консультации для родителей.

1

Введение в школьную жизнь

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Знакомство с администрацией и учителями школы.

2

Введение в школьную жизнь

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Знакомство с учебными программами.

3

Введение в школьную жизнь

Математические ступеньки.

Радуга развлечений.

Знакомство с традициями школы и класса.

4

Введение в школьную жизнь

Математические ступеньки.

Грамотейка.

«Мы можем быть командой»

5

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Волшебные пальчики.

Оформление необходимой документации.

6

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Радуга развлечений.

как сохранить работоспособность ребенка

7

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Волшебные пальчики.

Что может ваш ребёнок.

8

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Радуга развлечений.

Как привить элементарные навыки самообслуживания.

9

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Волшебные пальчики.

Требования, предъявляемые к развитию речи ребёнка

10

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Радуга развлечений.

Первый год обучения: могу, хочу, должен.

11

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Волшебные пальчики.

10 заповедей для родителей первоклассника.

12

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Радуга развлечений.

Как сохранить здоровье ребенка

13

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Волшебные пальчики.

Готов ли ваш ребёнок к школе.

14

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Радуга развлечений.

Развитие мелкой моторики.

15

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Волшебные пальчики.

Безопасность на пути в школу.

16

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Радуга развлечений.

Что такое школьная нагрузка.

17

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Волшебные пальчики.

Обсуждение школьной формы

18

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Радуга развлечений.

Приобретение необходимой литературы.

19

Математические ступеньки.

Грамотейка.

Радуга развлечений.

Навыки первоклассника

20

Грамотейка.

Волшебные пальчики.

Радуга развлечений.

Экипировка будущего первоклассника.

Классный руководитель: Палченкова В.В



Предварительный просмотр:

Тест школьной зрелости

Дата проведения: июнь текущего года.

Время проведения: 20 минут.

Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника.

Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.

  1. Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
  2. Какое животное больше: лошадь или собака?
  3. Что раньше: обед или завтрак?
  4. Днем светло, а ночью?
  5. Утром мы завтракаем, а днем?
  6. Яблоки, груши, персики – что это?
  7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
  8. Скажи одним словом: Москва, Сыктывкар, Киев – это ___________ .
  9. В каком городе ты живешь?

10. Какие ты знаешь транспортные средства?

11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.

12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?

13. Чем похожи  друг на друга молоток и топор? Назови два признака.

14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?

15. Зачем люди занимаются спортом?

16. Чем отличается старый человек от молодого?

17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?

18. От какого животного получают молоко?

19. Назови по порядку дни недели.

20. Назови по порядку времена года.

21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.

22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.

23. Подбери по три слова на буквы  А, Н.

24. Какое слово длиннее: веревка или река?

25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении?

26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1.

27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).

28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?

29. Измерь  длину стола линейкой. Теперь – ладошкой. Сколько поместилось линеек? Карандашей? Чего получилось больше? Почему?

30. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

Критерии оценки теста:

Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал  верные и полные ответы на 23 - 30 вопросов.

Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил  на 17 - 23 вопроса.

Низкий  уровень школьной зрелости – дошкольник ответил  менее  чем на  16 вопросов.


Приложение

Проверочная работа

Дата проведения: апрель текущего года.

Время проведения: 25 минут.

Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов.

Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.

№1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.

       Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.

№2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.

        Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, знать  арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.

№3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе составления пар.

        Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».

№4. Планируемый результат: отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько стало? Сколько осталось?

        Умения, характеризующие достижение этого результата: внимательно слушать, понимать смысл объединения частей в целое, выделения части из целого.

№5. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться  на листе бумаги.

        Умения, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать цвета, изображать простейшие геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги,

№6. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.

        Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.

№1.  Продолжи ряд.

/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ ____________________________________________________________________

12    21  _______________________________________________________________________

№2.  Соедини линией.

№3.  Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.

       Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.

   Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.

№4.  Запиши цифрой, сколько бананов осталось.

 FOO265.WMFFOO265.WMFFOO265.WMFFOO265.WMF             FOO268.WMF

 

          Запиши цифрой, сколько  яблок стало.

APPLEщ.WMFAPPLEщ.WMFAPPLEщ.WMFAPPLEщ.WMFAPPLEщ.WMF                   APPLE6.WMFAPPLE6.WMF                   

№5.  Составь узор.

 

        

- закрась кружок красным цветом;

- сверху нарисуй красный квадрат;

- справа от квадрата – желтый треугольник;

- под треугольником нарисуй зеленый круг;

- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.

№6. Выполни штриховку.

Критерии оценивания работы:

Высокий уровень достижения планируемых результатов –  выполнено 100%  работы.

Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более.

Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%.

Приложение

Диагностика «внутренней позиции школьника»

Дата проведения: апрель текущего года.

Цель проведения: оценка мотивационной готовности старшего дошкольника к обучению в школе.

Методика проведения: анкета предполагает использование метода экспертных оценок с участием родителей, воспитателей и учителей по следующим критериям:

- низкий уровень выраженности и устойчивости признака - 0 баллов;

- средний уровень -1 балл;

- высокий уровень - 2 балла.

Критерии оценки

Оценка в баллах

Воспитатель

Родитель

Учитель

1

Отношение к школе

1.1

Желание пойти в школу

1.2

Осознание общественной необходимости учения и поступления в школу

1.3

Знание правил школьной жизни и принятие их

1.4

Умение преодолевать страх перед школой

1.5

Умение видеть перспективы поступления в школу

2

Отношение к учебной деятельности

2.1

Желание учиться

2.2

Осознание для себя личностного смысла приобретаемых в школе знаний

2.3

Знание правил учебной деятельности в школе и принятие их

2.4

Умение преодолевать страх перед школьными трудностями

2.5

Умение вырабатывать стратегию преодоления трудностей

3

Отношение к учителю

3.1

Желание общаться с учителем

3.2

Восприятие учителя как авторитета, осознание его экспертной функции как общественно значимой

3.3

Знание правил учебного взаимодействия с учителем и принятие их

3.4

Умение преодолевать страх перед учителем

3.5

Умение быть учеником

4

Отношения к одноклассникам

4.1

Желание общаться со сверстниками в условиях школьного обучения

4.2

Знания правил общения со сверстниками на уроках и вне их

4.3

Владение умениями и навыками эффективного общения

4.4

Умение выполнять учебные задания в парах, подгруппах и классе

4.5

Умение радоваться успехам одноклассников и сопереживать им в трудностях

5

Отношение к себе

5.1

Желание быть взрослым и знать то, что знают взрослые

5.2

Желание получать общественную оценку своих достижений

5.3

Знание о необходимости самоорганизации и принятие данных требований при обучении в школе

5.4

Умение преодолевать страх ошибки и возникновения проблемных ситуаций

5.5

Сформированность представлений о себе как об «идеальном» и «реальном» ученике

Подведение результатов диагностики

Высокий уровень сформированности «внутренней позиции школьника» -  от 25 до 30 баллов за каждые 5 позиций.

Средний и неустойчивый уровень сформированности  - от 15 до 24 баллов за каждые 5 позиций.

Низкий уровень  -  от 0 до 14 баллов за каждые 5 позиций.

 

        


Приложение

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речевое развитие

О.В. Чиндилова

  Диагностика включает в себя 3 группы заданий.

  Задания 1-й группы позволяют определить уровень словарного запаса ребенка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики.

  Задания 2-й группы выявят степень освоения ребенком грамматического строя родной речи.

  Задания 3-й группы (традиционно относимые к развитию связнойречи) позволят выявить, насколько у ребенка развиты умения таких видов речевой деятельности, как говорение, слушание, чтение"слушание. Звуковая культура речи ребенка также диагностируется при выполнении заданий этой группы.

  Диагностику следует проводить как индивидуальную, в 3 приема.

I. Определение уровня словарного запаса ребенка и способности к использованию им

в своей речи усвоенной лексики

Задание 1.

Придумай как можно больше слов, которые начинаются на РА. Например, РАзложить, РАдио (время – 1 мин.).

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

3–5 слов – средний уровень;

2 и менее слов – низкий уровень.

Задание 2.

Я начинаю, а ты закончи слово. (Всего дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов: ко, на, за, ми, му, до, че, при, ру, во. Если ребенок молчит, несмотря на повторение данного слога, или механически повторяет данный слог, то нужно перейти к следующему слогу.)

Оценка:

Дополнил все слоги до целого слова – высокий уровень.

Дополнил половину слогов – средний уровень.

Дополнил 2 слога и меньше – низкий уровень.

Задание 3.

Я называю слово, а ты объясняешь, что это такое. Что это?

мяч –

яблоко –

дорога –

книга –

часы-

Оценка:

4–5 слов – высокий уровень;

2–3 слова – средний уровень;

0–1 слово – низкий уровень.

Задание 4.

Отвечай быстро: кто или что? Например, прыгает – собака (время – 30 сек.)

летит –   сажает –

кричит –   думает –

лает –   скрипит –

вьется –   каркает –

ворчит –   чирикает –

рычит –   говорит –

плачет –   пищит –

смеется –  квакает –

рисует –   бежит –

ломает –   падает

Оценка:

12–15 слов – высокий уровень;

8–11 слов – средний уровень;

7 и менее слов – низкий уровень.

Задание 5.

Кто может это делать? Назови как можно больше слов. Например, шумит – дождь, ветер, ребенок, машина, море, человек, пылесос…(время – 1 мин.)

плывет –

ползет –

растет –

(ребенку предлагается только одно слово)

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

3–5 слов – средний уровень;

2 и менее слов – низкий уровень.

Задание 6.

Добавь одно слово. Например, сладкий сахар, сладкий – мед.

белый сахар, белый – …

горький сок, горький – …

узкая лента, узкая – …

желтый сыр, желтый – …

пушистый снег, пушистый – …

веселый смех, веселый – …

круглый стол, круглый – …

Оценка:

6 – 7 слов – высокий уровень;

3 – 5 слов – средний уровень;

2 и менее слов – низкий уровень.

Задание 7.

Скажи наоборот. Например, светлый – темный, редко – часто.

рано–                                      быстро –

мокрый–                                  старший –

чистый                                   сел –

весна

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 8.

Скажи по-другому. Например, погода плохая - ненастная, дождливая…

Хлеб жесткий – ….

День ясный – …

Ветер резкий – …

Солнце жаркое – …

Мальчик храбрый – …

Оценка:

4–5 слов – высокий уровень;

2–3 слова – средний уровень;

0–1 слово – низкий уровень.

Задание 9.

Назови одним словом. Например, машинка, кукла, кубики – игрушки.

платье, брюки, майка –

тарелка, чашка, блюдце –

папа, мама, ребенок –

роза, тюльпан, гвоздика –

самолет, поезд, автобус –

чайка, голубь, воробей –

береза, липа, сосна –

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слова – низкий уровень.

Задание 10.

Добавь второе слово по образцу: человек – дом, собака – конура.

медведь –   рыбка –

птица –    пчела –

мышка –    машина –

дятел –

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слова – низкий уровень.

II. Выявление степени освоения ребенком

грамматического строя родной речи

Задание 1.

Скажи, кто это делает. Например, пишет – писатель.

продает–                    поет –

сажает–                     варит –

лечит–                       строит –

учит –

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слова – низкий уровень.

Задание 2.

Скажи, как будет называться маленький предмет. Например, дом – домик

мяч–                             нога –

рука–                                зуб –

тропа–                             гора –

ветер –

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 3.

Скажи, какой предмет, если он из … . Например, дерево – деревянный.

железо –                                    мех –

стекло –                                    бумага –

снег –

Оценка:

4–5 слов – высокий уровень;

2–3 слова – средний уровень;

0–1 слово – низкий уровень.

Задание 4.

Скажи со словом много. Например, один цветок – много цветков

Одна минута – много …

Одна книга – много …

Одно яблоко – много …

Один ребенок – много …

Одна машина – много …

Один человек – много …

Одна лиса – много …

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;,

3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 5.

Скажи ласково. Например, мама – мамочка

лист – …                    ветка –

дочка –                         глаза –

сумка –                      рот –

солнце –

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 6.

Продолжи:

Я играю (начало)                Все….

Ты …                                  Они ….

Он …                                    Вы …

Мы …                                 Она …

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 7.

Попроси куклу

попрыгать – попрыгай (образец)

заплакать –

поесть –

умыться –

засмеяться –

улыбнуться –

спрятаться –

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 8.

Закончи:

Карандаш упал со …

Карандаш лежал на …

Карандаш лежал у …

Карандаш лежал около …

Карандаш нашли под …

Карандаш вытащили из_под

Карандаш выкатился из_за

Оценка:

6–7 слов – высокий уровень;

4–5 слов – средний уровень;

3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 9.

Закончи предложения:

Ребята бежали по …

Кот громко мяукал и …

Поднялся ветер, и

Все девочки громко …

Цветок завял, потому что …

Оценка:

4–5 предложений – высокий уровень;

2–3 предложения – средний уровень;

0–1 предложение – низкий уровень.

Задание10.

Найди и исправь ошибки.

Мама поставила вазу с цветами в стол.

Бабушка жила на большом доме.

Мои друзья поехали путешествовать в поезде.

Белка прячет орешки у дупла.

Ковер лежит в полу.

Оценка:

4–5 предложений – высокий уровень;

2–3 предложения – средний уровень;

0–1 предложение – низкий уровень.

III. Диагностика развития умения таких видов речевой деятельности,

как говорение, слушание, чтение, слушание

и звуковой культуры речи ребенка

Задания этой части диагностики помогут педагогам проверить, развиты ли у ребенка те или иные речевые умения. К некоторым заданиям даются ключи, позволяющие определить качество развития того или иного речевого умения. Обращаем внимание педагогов также на то, что любое задание, связанное с речевой деятельностью ребенка, как правило, носит комплексный характер и потому к группе умений слушания, говорения и т. д. относится условно.

Все задания диагностики можно использовать на занятиях с детьми в качестве тренинговых или контрольных.

Умения говорения

Задание 1. (Работа с двумя предметными картинками)

Рассмотри две картинки, на которых изображены предметы. Придумай предложение, включи в него названия этих предметов.

Задание 2.

Послушай и запомни предложение: Девочка кормит кошку. Повтори его. Подумай, что можно сказать о кошке. Расскажи. Вставь новые слова о кошке в данное предложение.

Задание 3.

Послушай и запомни предложение: Ребята вернулись с прогулки.

Задавай вопросы к предложению и отвечай на каждый вопрос сам.

Например: Девочка читает книгу. Кто читает книгу? Девочка

читает книгу.

Задание 4.

Расскажи, что будет, если принести сосульку в теплую комнату?

Задание 5. (Работа с серией из 4–5 сюжетных картинок.)

Разложи картинки так, чтобы у тебя получился рассказ.

Задание 6. (Работа с серией из 4–5 сюжетных картинок.)

Составь рассказ по серии картин. Придумай интересное название своему рассказу.

Рассказ оценивается по следующим показателям.

1. Содержательность, т.е. умение придумывать интересный сюжет.

2. Композиция рассказа: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца).

Отсутствие затруднений с началом и завершением рассказа.

3. Грамматическая правильность (отсутствие ошибок в построении простых и сложных предложений, в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях).

4. Разнообразие средств связей между предложениями и частями высказывания (частое использование формально"сочинительных средств связи, союзов «и», «а», наречий «потом», «а потом» может разрушать связность текста).

5. Разнообразие лексических средств связи (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений).

6. Разнообразие синтаксических конструкций речи ребенка.

7. Звуковое оформление высказывания: дикция, отсутствие монотонности, интонационная выразительность речи.

8. Отсутствие в речи ребенка элементов ситуативности (жестов, пауз нерешительности).

Задание 7. (Работа с серией сюжетных картинок.)

Послушай уже знакомую тебе сказку «Петушок и бобовое зернышко». Разложи картинки так, как развивается действие в сказке. Перескажи сказку.

Распространенные виды детского пересказа знакомой сказки:

дословный – стараются вспомнить и в точности воспроизвести текст хорошо знакомой сказки. Особенностью таких пересказов является абсолютная, содержательная и стилистическая близость к литературному образцу;

репродуктивный пересказ отличает частичная модификация исходного образца при сохранении смысловой, сюжетной линии. Преимущественно дошкольники сокращают содержание середины произведения, обобщенно воспроизводят основные мысли этой структурной части. Наряду с изменениями в пересказах сохраняется дословное повторение целых фраз, предложений из сказки, встречаются однотипные средства связи. Часто используется формально-сочинительная связь предложений, что нарушает связность изложения. Дети монотонно интонируют, пересказывают в быстром темпе, стремятся поскорее закончить; или их речь, наоборот, замедленна, изобилует паузами нерешительности, повторами.

Продуктивные пересказы встречаются очень редко. Для них характерно построение последовательной собственной модели изложения, не искажающей концепт исходного образца. Дети воспроизводят замысел, а не слова сказки. В пересказах встречается подробное описание происходящих событий, действий героев. Дети используют наряду

с авторскими собственные средства связи. Для творческих пересказов характерно наличие собственных предложений, соответствующих контексту. Наряду с простыми синтаксическими конструкциями используются сложные предложения: бессоюзные, сочинительные и подчинительные, вводятся собственные сравнения, эпитеты, используются местоимения, усиливающие эмоционально-экспрессивные оттенки слов, с которыми они связаны, при этом дети заимствуют их из других произведений народного фольклора (заяц – зайка-попрыгайка; лиса – лисичка-сестричка).

Умения слушания

Задание 1.

Послушай предложения и скажи, все ли в них верно. Объясни, что неверно. Исправь.

Осенью в саду расцвели яблони.

Алеша зимой любит загорать.

Мальчик кивнул мне рукой.

Футболист стеклом разбил мяч.

После радуги будет гроза.

Отец пошел с пилой рубить дрова.

Весной луга затопили реку.

Снег засыпало свежим парком.

Мы поехали на лыжах в лес за ягодами.

Задание 2.

Послушай. Какое утверждение верно? Повтори его.

Солнце закрыло облако. Облако закрыло солнце.

Ветер расколол лед на реке. Лед на реке расколол ветер.

Задание 3.

Послушай: Саша садится обедать. Он съел свою порцию и дополнительную, своей младшей сестренки Веры.

Объясни, чем недовольна Вера.

Задание 4.

Послушай: Саша сел за уроки после того, как дочитал книгу. Ответь, что Саша сделал первым: сел за уроки или дочитал книгу.

Наташа рисовала Аню. Аня рисовала цветы. Расскажи, кто что рисовал.

Умения чтения, слушания

Задание 1.

Прослушай рассказ Е. Чарушина.

Томка испугался

  Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.

  Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал – так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.

  Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней. (Что, вероятно, подумал Томка? Ответы не комментируются.)

  А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

  Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял – никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка – с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?

  В это время шевельнулась корова – ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!

  С тех пор он и близко к коровам не подходит.

Ответь на вопросы:

1. Какие насекомые встречаются в рассказе? (В случае затруднения при ответе на этот вопрос, надо выяснить, знает ли ребенок, кто такие насекомые. Если знает, но с ответом все равно затрудняется, текст необходимо прочитать повторно.)

2. Кто из них разбудил Томку?

3. Кто такой Томка?

4. Кем Томка в будущем должен стать: охранным псом, домашней собакой, дворняжкой, охотничьим псом?

5. Почему Томка в лесу за всеми гоняется, а никого поймать не может?

6. Томка маленький по возрасту или по росту? А может, верно и то, и другое? Объясни.

Задание 2.

Послушай еще раз эту историю. Подумай, что в моих утверждениях – правда, а что – неправда. Правильное повтори.

1. Томку разбудил шмель. Шмель ужалил Томку.

2. Томка устал бежать к корове и заснул. Томка устал гоняться за бабочками, стрекозами и уснул.

3. Томка спал с полчаса. Томка проспал целый день.

4. Сначала корова казалась Томке величиной с воробушка, потом –с кошку, затем – с козу, а в конце – со слона.

Задание 3.

Расскажи о Томке.

Задание 4.

Перескажи рассказ.

Примерные уровни пересказа нового повествовательного текста.

1-й уровень (высокий)

Наличие трех структурных частей (начало, середина, конец). Сохранение логической последовательности. Использование разнообразных средств связи (формально"сочинительной, цепной). Употребление разнообразных видов предложений (простых, сложных). Использование разных частей речи, выразительной лексики: эпитетов, сравнений, образных выражений. Нулевой и минимальный вес лексических замен: синонимические замены, замены, искажающие лишь грамматическую характеристику слова, замены слова на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и наоборот, на описательные обороты без передачи искажения, не касающиеся главных лиц. Пересказ эмоционален, ведется в оптимальном темпе.

2-й уровень (достаточный)

Наличие в пересказе двух структурных частей. Частичное нарушение логической последовательности. Преимущественное использование формально"сочинительной и цепной местоименной связи. Преобладание в изложении простых предложений. Использование разных частей речи. Средний вес лексических замен: именные замены с искажением, искажающие описательные обороты, размытости. Возможен текстовый повтор, отражающий задержку в планировании текста. Ребенок рассказывает эмоционально, в быстром или медленном темпе.

3-й уровень (низкий)

Раскрытие содержания одной структурной части. В пересказах встречаются в большом количестве элементы, нарушающие логическую последовательность: опережающий синтез, частые повторы, усечения. Пропуски подлежащего, использование жестов, заменяющих слова. Употребление в изложении только формально-сочинительной связи, недостаточное умение связывать отдельные предложения и отдельные части высказывания. Речь глагольная, много именных замен. Пересказ монотонен.

Оценка звуковой культуры речи ребенка

– умение пользоваться интонацией (строить интонационный рисунок высказывания, передавать эмоции);

– умение выбрать оптимальные темп, громкость произношения (в зависимости от ситуации);

– умение отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция);

– плавность речи (определяется характером пауз, встречающихся в речи ребенка: паузы должны быть обусловлены лингвистической конструкцией текста, возникать на границах частей высказывания, между предложениями).

Познавательное развитие

Задания на проверку внимания и памяти

Задание 1. Найди отличия.

Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же (персонажи известных детям сказок, мультфильмов, сюжетные картинки и пр.). Элементы рисунка могут различаться по цвету, штриховке, орнаменту, по наличию или отсутствию какого-либо элемента. Возможны вариации в деталях одежды героя, в его расположении, позе, жестах и т.д. Таких отличий должно быть 10.

Оценка:

Нашел 9–10 отличий – высокий уровень;

6–8 отличий – средний уровень;

5 и менее отличий – низкий уровень.

Задание 2. Отвернись и назови.

Ребенку показывается 10 игрушек, в течение нескольких минут он их рассматривает. Затем он отворачивается и называет игрушки.

Оценка:

9–10 игрушек – высокий уровень;

6–8 игрушек – средний уровень;

5 и менее игрушек – низкий уровень.

Задание 3. Отвернись и назови, что изменилось.

Ребенку показывается определенное количество игрушек, в течение нескольких минут он их рассматривает. Затем он отворачивается, в это время можно убрать какую"то игрушку, заменить ее другой или просто переставить местами. Затем ребенку предлагается повернуться и рассказать, какие изменения произошли на столе.

Задание 4. Посмотри, запомни, расскажи.

Ребенку показывается картинка, дается время ее рассмотреть. Затем картинка переворачивается, ребенку задается 5 контрольных вопросов по ее содержанию. Например: Мимо чего проходят ребята?

Кто глядит в окно? Что девочка несет в руках? Сколько деревьев растет за забором? И т.п.

Оценка:

5 ответов – высокий уровень;

3–4 ответа – средний уровень;

2 и менее ответов – низкий уровень.

Задание 5. Запомни и повтори.

Называется цепочка из 10 слов. Задание: запомнить и повторить.

Чашка, ветер, дорога, елка, мальчик, солнце, дождь, сахар, книга,

ложка.

Оценка:

9–10 слов – высокий уровень;

6–8 слов – средний уровень;

5 и менее слов – низкий уровень.

Задания на проверку фонематического слуха

и готовности к звуко-буквенному анализу

Задание 1. Назови, какое слово длиннее.

Стул – стульчик Читать – прочитать

Дом – домик Книжка – книга

Собачка – собака

Оценка:

4–5 слов – высокий уровень;

3 слова – средний уровень;

2 и менее слов – низкий уровень.

Задание 2. Назови первый звук в слове.

Кошка, дорога, ветка, рыба, дуб, знак, круглый, река, суп, чашка.

Оценка:

9–10 звуков – высокий уровень;

6–8 звуков – средний уровень;

5 и менее звуков – низкий уровень.

Задание 3. Назови звуки, которыми различаются слова.

Кот – кит Мел – мал

Дом – дым Лук – лак

Рак – рык

Оценка:

4–5 пар – высокий уровень;

2–3 пары – средний уровень;

1 и менее пар – низкий уровень.

Задание 4. Определи, какая схема соответствует слову.

ЛИСА ТРУБА ДОМ

Оценка:

3 слова – высокий уровень;

2 слова – средний уровень;

0–1 слово – низкий уровень.

Задание 5. Подумай, что объединяет слова.

Кнопка, краска, кромка, книжка, кружка.

Оценка:

2–3 сходства – высокий уровень;

1 сходство – средний уровень.

Задания на проверку уровня развития мышления

Задание 1. Найди лишнее.

Ребенку показываются серии из четырех картинок. Нужно объяснить малышу, что несмотря на много общего, одна картинка в каждой серии – лишняя. Задача – найти ее.

На картинках могут быть изображены (лишнее выделено курсивом):

дуб, ель, роза, береза;

– лев, кот, слон, жираф;

помидор, морковь, репа, редис;

– автомобиль, воздушный шар, самолет, поезд;

– туфли, носки, сапоги, ботинки.

Не следует давать долго рассматривать изображения. После того как ребенок сделал свой выбор, его просят аргументировать ответ, можно также спросить, как можно назвать одним словом оставшиеся слова. Если ребенок выделил другое слово и аргументированно доказал свой выбор, его умение отстаивать свою точку зрения, доказывать и находить веские аргументы следует поддержать и поощрить.

Оценка:

4–5 – высокий уровень;

2–3 – средний уровень;

1 и менее – низкий уровень.

Задание 2. Назови лишнее.

Это более сложный вариант первого задания, поскольку задание надо выполнить без опоры на картинки, устно.

– корова, волк, лошадь, коза;

– яблоко, груша, огурец, слива;

– тарелка, чашка, ложка, ведро;

– сладкий, соленый, кислый, маленький;

– синий, желтоватый, добрый, красный.


Оценка:

4–5 – высокий уровень;

2–3 – средний уровень;

1 и менее – низкий уровень.

Задание 3. Добавь недостающее.

Ребенку предъявляются 8 картинок, разложенных в три ряда по три картинки в каждом, одна картинка убрана. На картинках изображены геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Ребенку предлагается догадаться, какого изображения в одной серии не хватает, а затем добавить недостающий элемент.

Оценка:

Сам рисует изображение – высокий уровень.

Выбирает изображение из предложенных дополнительно – средний уровень.

Задание 4. Разложи по порядку.

Ребенку предлагаются серии четырех сюжетных картинок. Например: Птица несет в клюве веточку. Птица кормит птенца. Птенец вылупляется из яйца. Птица сидит на гнезде.

Задача – разложить картинки по порядку и объяснить свое решение.

Задание 5. Определи, чего больше.

Ребенку предлагаются 12–15 картинок с изображениями овощей, фруктов, ягод. Задание: разложи картинки на 3 группы. Посчитай, сколько фруктов и овощей. Скажи, чего больше.

Задания на проверку развития воображения

и пространственных представлений

Задание 1. Собери картинку.

Ребенку предлагается картинка, разрезанная на произвольные элементы.

Оценка:

Сам собрал правильно и быстро – высокий уровень.

Сам собрал правильно, но медленно – средний уровень.

Собрал по образцу правильно и быстро – средний уровень.

Задание 2. Сложи из полосок бумаги.

Ребенку даются бумажные полоски разной длины, ширины. Возможные задания: сложи из них домик, машину, елку, облако и т.п.

Задание 3. Сложи изображение.

Ребенку даются разноцветные кубики. Задание: сложи птичку, машинку, зайца, кота и т.п.

Задание 4.

Ребенку дается лист бумаги в клетку. Далее пошагово предлагается выполнить задание:

1. Найди примерную середину листа и поставь точку.

2. От этой точки опустись на 3 клетки вниз и на 5 клеток вправо.

3. Поставь еще одну точку.

4. Нарисуй такой круг, чтобы в него попали обе точки.

5. Нарисуй такой квадрат, чтобы в него попала только одна точка.

Задание 5.

Ребенку дается чистый лист бумаги. Далее пошагово предлагается выполнить задание:

1. Нарисуй на листе прямую линию.

2. Проведи другую прямую, короче первой.

3. Нарисуй кружок над этими линиями.

4. Нарисуй два кружка под этими линиями.

Задание 6.

Ребенку дается лист бумаги с нарисованным кругом. Задание: дорисуй, как хочешь.

Задание 7. Графический диктант.

Задание выполняется на листе бумаги в клетку. Взрослый диктует: одна клетка вверх, две клетки вправо; одна клетка вниз, две клетки вправо, одна клетка вверх … Точка начала узора должна быть обозначена.


Приложение

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как определить уровень готовности

ребенка к обучению в школе?

С помощью следующего теста вы можете выявить уровень общей готовности вашего ребенка к обучению в школе.

Зачитайте ребенку следующие утверждения и спросите его, согласен ли он с ними или нет. За каждый утвердительный ответ поставьте один балл.

1. В школе у меня будет много новых друзей.

2. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – уже первоклассники.

3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.

4. Каникулы – это самое лучшее в школьной жизни.

5. Интересно, как выглядит классная комната.

6. Я обязательно буду учиться хорошо.

7. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.

8. Я думаю, что в школе будет интереснее, чем в детском саду.

9. Мне очень интересно, какие в школе уроки.

10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

Подсчитайте результаты.

1–3 балла – ваш ребенок вовсе не горит желанием идти в школу.

4–8 балла – ваш малыш хочет в школу, но нужно определить, что для него важнее: внешняя сторона или внутреннее содержание; что его больше интересует – новые друзья или уроки.

Если больше утвердительных ответов получено по вопросам первой части теста, то ребенок еще не совсем готов к трудностям школьных будней. Если же больше положительных ответов по вопросам второй половины, то ваш малыш вполне  представляет, для чего ходят в школу.

9–10 балла – ваш малыш хочет идти в школу, и желание его вполне осознанно.

По итогам теста побеседуйте с ребенком. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно, расскажите, что в школе у него появится много новых друзей, что он будет весело и интересно проводить каникулы.

Объясните ему, что учеба – это занятие само по себе весьма занимательное, но непростое, что в школе он узнает много нового и интересного. Рассказывая ему о школе, не приукрашивайте будущую действительность. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.

Уделяйте больше внимания целенаправленной подготовке к школе – в этом вам помогут материалы данного пособия. Необходимые занятия с мамой, папой или бабушкой,  особенно в игровой форме, должны вызвать у ребенка интерес к учебе, к процессу познания.


Родителям следует обратить внимание и на следующие показатели развития ребенка:

Развитие речи и готовность к овладению грамотой

1. Умение интонационно выделять заданный звук в начале слова;

2. Умение различать гласные и согласные звуки.

3. Умение членить слова на слоги.

4. Умение строить простые предложения из 4 и более слов.

5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

6. Умение составлять маленькие рассказы о предметах, событиях.

7. Умение самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений

1. Умение считать и отсчитывать предметы заданного количества.

2. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

3. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

4. Умение соотносить цифру и число предметов.

5. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

6. Умение различать и называть геометрические фигуры: круг,

квадрат, треугольник.

7. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

8. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка

1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родите"

лей, перечислить состав семьи.

2. Иметь общие понятия о профессиях, занятиях взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах.

4. Знать правила безопасного поведения на улице.

5. Иметь общие представления о временах года, сезонных явлениях.

6. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

7. Знать названия частей суток и их последовательность.


Как выявить социально-личностную

и психологическую готовность ребенка к школе?

Определение социально-личностной готовности ребенка 

Задание для взрослых:

Внимательно и терпеливо наблюдайте за своим ребенком. Обратите внимание на поведение вашего ребенка во время его общения со сверстниками. Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель – наблюдение.

Основой для наблюдения могут стать следующие вопросы:

1. Легко ли ваш ребенок вступает в контакт с незнакомыми детьми?

2. Нравится ли он сам себе? Доволен ли он собой?

3. Часто ли ваш ребенок обижается и плачет?

4. Участвует ли он в играх-соревнованиях или избегает их?

5. Есть ли у ребенка желание играть со сверстниками?

6. Часто ли он участвует в драках?

7. Как ваш ребенок выходит из конфликтных ситуаций?

8. Какое у него чаще всего настроение, часто ли оно меняется?

9. Разговорчив ли ваш ребенок или молчалив?

10. Спокойный ли у него сон?

11. Есть ли у вашего ребенка друзья?

12. Принимают ли его в игру знакомые дети?

13. Умеет ли он организовывать игру (придумать сюжет, распределить роли и т. д.)?

14. Умеет ли отстаивать свое мнение?

15. Есть ли у него трудности с речью?

Материалы наблюдений дадут вам ответ о социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе. Идеальный вариант – ребенок умеет общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых.

О психологической готовности к обучению в школе свидетельствуют:

– учебная мотивация ребенка (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

– умение ребенка принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание);

– развитие школьно-значимых психологических функций, познавательных способностей:

• развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

• пространственная организация, координация движений (умение правильно определять: выше – ниже, вперед – назад, слева – справа).

• координация в системе глаз – рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

• развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

• развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).

• развитие произвольной памяти (способность связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка либо слово-ситуация).