Научные работы моих учеников

Морозова Надежда Валериевна

Тут я размещаю научные работы, которые проводили  ученики под моим руководством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva-1ya.pptx2.81 МБ
Файл kudrina_sosh47_dlya_s.docx44.91 КБ
Файл morozovam-him_dlya_s.docx516.21 КБ
Файл voronov_-_2ya.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Есть ли «безопасные» места в троллейбусе? МБОУ «СОШ №47» г.Чебоксары ЧР Выполнила: Васильева Диана Юрьевна, ученица 1 Я класса СОШ №47 Руководитель: Морозова Надежда Валериевна, учитель начальных классов СОШ №47 г .Чебоксары 2019

Слайд 4

Каждый день!!!! Почти каждый из нас!!!!! Есть ли «безопасные» места в троллейбусе?

Слайд 5

Цель данной работы: Изучить влияние электромагнитного излучения в салоне троллейбуса в зависимости от расположения?

Слайд 6

Задачи:

Слайд 7

Методы: анализ литературы наблюдение 3 ) эксперимент

Слайд 8

Гипотеза:

Слайд 9

ЗиУ 1972-2015 высоковольтные 550В низковольтные 24В

Слайд 11

Практическая часть 3 дня… Перец болгарский Рожь Лук 7 шт. 20 шт. 20 шт.

Слайд 12

Полила одинаковым количеством воды

Слайд 13

Разместила в троллейбусе, который выходил на маршрут 4 дня

Слайд 14

Салон водителя Центральная часть Задняя площадка 1 этап 4 5 7 2 этап 5 6 6 Среднее число 5 6 7 Таблица №1 Прорастание семян перца (набухание и проклевывание корешка), шт

Слайд 15

Таблица №2 Прорастание семян ржи, шт Салон водителя Центральная часть Задняя площадка 1 этап 4 8 10 2 этап 3 7 12 Среднее число 4 8 11

Слайд 16

Семена лука набухали, но не прорастали . Разницы в поведении этих семян в образцах я не заметила. Их я не стала учитывать при анализе. Семена перца набухали, но корешки проклевываться начинали не во всех Самая интересная картина получилась по семенам ржи.

Слайд 17

Салон водителя Центральная часть Задняя площадка 1 этап 14 19 23 2 этап 12 21 27 Среднее число 13 20 25 Таблица №3 Длина корешков у семян ржи, мм

Слайд 19

Салон водителя Центральная часть Задняя площадка 1 этап 14 19 23 2 этап 12 21 27 Среднее число 13 20 25 Таблица №3 Длина корешков у семян ржи, мм

Слайд 20

Результаты: Влияние ЭМИ негативно Худшие результаты у семян в центральной части Влияние ЭМИ во всех с лучаях негативно.

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

городская научно-практическая конференция младших школьников

«Первые шаги в науку»

Секция:  «Живая природа»
Название работы: «Влияние ультрафиолета  на живое»

Автор работы: Кудрина Светлана Сергеевна

Место выполнения работы:

МБОУ «СОШ № 47» г. Чебоксары, 3 класс

Научный руководитель: Морозова Надежда Валериевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №47»  г. Чебоксары

        г. Чебоксары

2021

Оглавление

I.Введение………………………………….…………….…………...….……...………2

II. Основная часть………………………………………………………………………3

Теоретическая часть…….…………………………………………….….….….……... 3

Практическая часть……………….…………………………………………….…….....5

III. Заключение……………………. …...……………………….……………………...5

Интернет-ресурсы……………………………………………………………………….5

Приложение 1  ……………………………………………...………….………......…..6

Приложение 2  ……………………………………………...……………….…..….......7

Приложение 3  ………………………………………………..……………..……........8

Приложение 4  ……………………………………………………………….………...9

Приложение 5  …………………………………………………………………...…....10

  1. Введение

        Сегодня наша планета переживает не простые времена. Проблем было конечно много всегда, но узнать, что такое пандемия опасной болезни на себе – это очень страшно. Моим современникам, к сожалению, выпала эта честь. Количество заболевших растет день ото дня. ВОЗ объявила всемирную пандемию: зараженные коронавирусом выявлены повсюду. И главным вопросом сегодня стоит: как защититься…

        Вечером я с мамой и папой смотрела новости и  меня заинтересовал репортаж о том, что в Израиле  внедряется безопасная для медиков и больных система дезинфекции помещений на основе ультрафиолетового излучения. Но не новым словом заинтересовала она меня, а спором, который возник между родителями. Мама сомневалась, что ультрафиолет может обезопасить и, вообще, он бесполезен. Папа утверждал обратное.

        - А давайте проверим? – остановила я этот спор. Недавно наш классный руководитель сказал, что если есть спорный вопрос, то его нужно хорошо изучить, только потом делать выводы и что-то утверждать. Папа меня поддержал. У тети  дома есть ультрафиолетовая лампа. Так началось мое исследование, в результате которого я захотела узнать, что это за волшебные лучи, которые могут убивать бактерий и вирусы? Как он действует на живые организмы? Может вот он, способ защититься? Ведь это так важно сегодня!!!

        Целью данной работы стало: изучить, как влияет ультрафиолет на живое.

Задачи данной работы:

  1. Изучить, что такое ультрафиолетовые лучи.
  2. Узнать, может ли ультрафиолет убивать бактерии и одноклеточных животных.
  3. Провести наблюдение за  грибами и растениями под воздействием ультафиолета.
  4. Сделать выводы о том, может ли ультрафиолет защитить от вирусов и бактерий.

Методы исследования:1) анализ литературы и интернет-ресурсов.

  2) наблюдение

  3) эксперимент .

Гипотеза:  я предполагаю, что:

  • под воздействием ультрафиолетовых лучей все живое умирает;
  • в комнате, которую обеззараживают ультрафиолетом, нет бактерий;
  • ультрафиолет может использоваться для дезинфекции от бактерий;
  • ультрафиолет может использоваться для дезинфекции от вирусов.

Объект – ультрафиолетовое излучение.


II.Основная часть

Теоретическая часть

Начнем с того, что ультрафиолет - это электромагнитное излучение в диапазоне, между видимым фиолетовым свечением и рентгеновским, с длинами волн в вакууме от 10 нм до 400 нм. По диапазону волны делятся на длинные (от 315 до 400 нм), средние (от 280 до 315 нм) и короткие (от 10 до 280 нм) (Рисунок 1).

Само понятие ультрафиолетовых лучей впервые встретилось в истории в 13-ом веке, в труде учёного Шри Мадхачарая. Атмосфера описанной им местности Bhootakasha содержала фиолетовые лучи, которые невозможно увидеть обычным глазом.

Вскоре после того, как было обнаружено инфракрасное излучение, немецкий физик Иоганн Вильгельм Риттер начал поиски излучения и в противоположном конце спектра. В ходе опытов в 1801 году группа учёных выяснила, что свет имеет несколько составляющих отдельных компонентов: окислительный, тепловой (инфракрасный), осветительный (видимый свет) и восстановительный (ультрафиолет). Данное явление получило название «актинического излучения».

Источники ультрафиолетового излучения условно можно разделить на естественные и искусственные. К естественным источникам относится Солнце и другие небесные светила, разряды молнии. К искусственным - электрическая дуга с угольными электродами или содержащими металлы в виде примесей, специальные газоразрядные лампы, водородные, лампы-фотовспышки.

Ультрафиолетовое излучение подразделяют на три области:

* длинноволновые лучи (УФА) - 400-320 нм

* средневолновые (УФБ) - 320-280 нм

* коротковолновые (УФС) - менее 280 нм

Ультрафиолетовые лучи имеют полезные свойства, которые применяются практически в различных областях науки и медицины. Первый прибор с ультрафиолетовыми лучами был создан в 1908 году - ультрафиолетовая лампа. С 50-х годов прошлого столетия такие лампы стали производится массово и так же использоваться.

Разработка ультрафиолетового излучателя основывалась на бактерицидных свойствах ультрафиолета. Именно с этого и началось их применение в медицине.

УФ - лучи применяют в терапии, лазерной биомедицине, при дезинфекции и во многих других областях здравоохранения. Так же УФ - лучи используют в полиграфии, криминалистики, косметологии, банках и во многом другом.

Ультрафиолетовое излучение не только может быть полезным, но и быть угрозой для здоровья человека, если превышает нормы. Все аппараты, подобные бактерицидной лампе, должен использовать профессионал, специально обученный и знающий все нюансы работы с ультрафиолетовым излучением.

Энергия ультрафиолетового излучения уничтожает микробиологические загрязнения. Для этого обычно используется УФ-излучение, имеющее длину волны 260 нм или близкую к этой. Оно проходит сквозь стенки клеток микроорганизмов, находящихся в воде, и поглощается ДНК, в результате процесс воспроизводства микроорганизма прекращается. В этом заключается суть нехимического способа дезинфекции.

Лучи с длиной волны 254--257 нм обладают наиболее высокой бактерицидной активностью. Воздействие излучения на микробные клетки вызывает в них следующие стадийные изменения: стадию стимуляции, стадию угнетения и стадию гибели. Разная доза излучения требуется для гибели вегетативных клеток и для споровых форм (для спор доза выше в среднем в 10 раз).

Таким образом, УФ-излучение является довольно таки важным природным фактором, обеспечивающим нормальную жизнедеятельность организма и соответствующе рост и развитие

Для организма человека вредное влияние оказывает как недостаток ультрафиолетового излучения, так и его избыток. Воздействие на кожу больших доз УФ-излучения приводит к кожным заболеваниям (дерматитам). Повышенные дозы УФ-излучения воздействуют и на центральную нервную систему, отклонения от нормы проявляются в виде тошноты, головной боли, повышенной утомляемости, повышения температуры тела.

Ультрафиолетовое излучение с длиной волны менее 0,32 мкм отрицательно влияет на сетчатку глаз, вызывая болезненные воспалительные процессы. Уже на ранней стадии этого заболевания человек ощущает боль и чувство песка в глазах. Заболевание сопровождается слезотечением, возможно поражение роговицы глаза и развитие светобоязни ("снежная" болезнь). При прекращении воздействия ультрафиолетового излучения на глаза симптомы светобоязни обычно проходят через 2-3 дня.

Недостаток УФ-лучей также опасен для человека, так как эти лучи являются стимулятором основных биологических процессов организма. Наиболее выраженное проявление "ультрафиолетовой недостаточности" - авитаминоз.

Согласно новым исследованиям израильских медиков именно подбирая правильную длину волны возможно более полное использование этого уникального излучения.

Правильно подобранная длина волны и рассчитанный компьютером алгоритм работы ламп позволяет уничтожить возбудитель COVID-19 в помещениях практически на 100%. Клиника "Маяней а-Йешуа" стала первой, но не единственной в Израиле, где новая модель дезинфекции была внедрена. Генеральный директор больницы, один из создателей современной медицинской системы в стране профессор Моти Равид сообщил РИА Новости, что за все время пандемии в больнице не зафиксировано ни одного случая заражения пациента от медработника и больничного персонала от пациентов.

        Ультрафиолет для дезинфекции помещений использовался и раньше, однако традиционно применяемые лампы, по словам разработчика проекта, не безопасны, в том числе из-за выделяющегося при такой обработке озона. "Озон сам по себе является бесконечно опасным для больных, особенно для больных легочных, особенно для больных коронавирусом. Поэтому проблема заключалась в том, чтобы найти вот именно ту длину волны среди всего спектра ультрафиолета, которая не превращает кислород в озон", - заявил врач.

        Новая система дезинфекции применима и за пределами клинических центров. Как указывают разработчики, обработанные таким ультрафиолетом театральные залы, классы, рестораны и офисы можно даже не проветривать, поскольку в воздухе не будет токсичного озона. "Новое в этой разработке то, что смогли запрограммировать длину волны, которая не вырабатывает озон. Озон - это газ, который не любят наши дыхательные пути", - сказал профессор Равид.

        Именно по этой причине до сегодняшнего дня людям было запрещено находиться в дезинфицируемом ультрафиолетовыми лучами помещении. Благодаря новой разработке можно дезинфицировать помещения, когда больные находятся в палате.

        "Конечно, все равно нужно быть осторожным, эти лучи не должны попадать в глаза. Но если в палате лежит больной, и над его кроватью повешена эта лампа, которую включают на полчаса в день, то вирусов и других бактерий в комнате значительно меньше. Мы провели исследование и поняли, что после включения и дезинфекции такой лампой на плоскостях не остается никаких бактерий. Они совершенно чистые", - отметил профессор Равид.

        Использовать эту систему в таких учреждениях, как школы, детские сады, кинотеатры, по словам разработчиков, даже проще, чем в больницах, поскольку уровень инфицированности ниже. "Если в больнице возникает необходимость постоянно работать под ультрафиолетовым светом, то в общественных зданиях можно проводить дезинфекцию во время перерыва. Прозвенел звонок, дети выскочили играть в футбол, вернулись в чистые комнаты", - рассказал Оркин. По словам специалиста, ситуация после коронавируса потребует от людей привнести в свою жизнь новые меры безопасности, которые, вероятно, останутся надолго.

        "При этом мы говорим не только про коронавирус - это вообще уменьшит заражение нашей среды, … в отличие, например, от химической обработки не остаётся токсических компонентов. Я ещё раз повторяю: озон токсичен для больных, для пожилых и для детей. Мир поменялся, он уже не будет прежним, а мы должны думать о том, как сделать его чище и безопасней", - заявил разработчик системы Оркин.

        Уже сейчас разные гражданские объекты в Израиле, открывающиеся после смягчения норм карантина, ищут способы обезопасить своих клиентов и сотрудников. По словам разработчиков, их система уже внедряется в киносетях, учебных заведениях, в офисах, в транспортных компаниях Израиля и за его пределами.

Практическая часть.

Мое исследование прошло в несколько этапов.

Первое, что я сделала, это развела инфузорию туфельку. Для этого в баночку с водой поместила кусочек морковки и оставила на несколько дней. Когда я заметила, что содержимое стало мутным, мы с учителем, Морозовой Надеждой Валериевной, под микроскопом убедились, что там есть одноклеточные простейшие. После этого предметное стекло с каплей этой воды (Рисунок 2) оставила на 30 мин в комнате, где включили ультрафиолетовую лампу (далее УФ-лампа). Затем посмотрела под микроскопом (Рисунок 3). Какого же было мое удивление:  инфузория так же плавала…. Я ожидала, что живых представителей не будет совсем, или, как минимум, их будет гораздо меньше. Первые мысли были о том, что мои исследования не удались или доказали, что влияния нет. После изучения литературы никак не хотелось в это верить. Обсудив это с папой, я решила, что возможно дело в том, что у нас лампа не с самими эффективными длинами лучей и влияние есть, но нужно время.

Поэтому следующим этапом  я оставшийся раствор немного развела водой и разлила в 2 одинаковые пробирки (Рисунок 4).

Накануне я приготовила в чашках Петри агар-агар – питательную среду (Рисунок 5). Мой папа мне помог в этом. Он врач и  его знания в области микробиологии мне сейчас очень пригодились. Под его руководством я сделала посев на агар-агар бактерий из воздуха в классе (Рисунок 6).

Один набор образцов с чашкой Петри и пробирку установили в комнате с УФ-лампой (ее включают каждый день на 1 час). А другую в соседней комнате (Рисунки 7,8).  Оставила на неделю. Каждый день лампа включалась на 60 мин. Результат был, хотя не очень заметный.

Бактерии: Количество бактерий в образце под УФ засеялось чуть больше, но этот показатель, мне кажется, зависит не от лампы, а от того в каких условиях засевали. А вот развитие, рост  колонии бактерии больше  по размерам было в той чашке, что стояла в соседней комнате. С папой мы с интересом рассматривали то, что нам удалось вырастить (Рисунок 9).

Одноклеточные животные (инфузория – туфелька): разницу я заметила только когда поставила пробирки рядом. Опалесценция в той пробирке, что была комнате с УФ-лампой была намного меньше. Правда при фотографировании этот эффект трудно было «поймать» на кадре (Рисунок 10). Я посмотрела образцы под микроскопом (Рисунок 11). В более чистой пробирке мне удалось с трудом найти инфузорию, то есть мы можем говорить о гибели основного количества одноклеточных. А в более мутной пробирке – подопытные в большом количестве плавали в своей среде.

Составила по результатам 1 и 2 этапов Таблицу 1.

Потом я решила проверить поверхности в комнате с УФ-лампой на наличие бактерий до обработки и после обработки. Сделала посев (Рисунок 12). Подождала неделю. Разницы большой не заметила, результаты почти одинаковые. Заметила, что количество выросших колоний бактерий по сравнению с первыми образцами намного меньше. Это наталкивает на мысли о том, что бактерицидный эффект все же есть, но он не мгновенный.

В завершении своих исследований я решила понаблюдать за грибами и растениями под воздействием УФ-излучения. Взяла  хлеб, положила его в пакет и дождалась пока на нем появится плесень (грибы).  Потом разделила на 2 одинаковые части на со свежим куском хлеба разместила в разных комнатах. Это сделала и с 6 одинаковыми ростками традесканции – по 3 шт в каждую комнату (Рисунок 13). Напомню, в одной УФ-лампа включалась на 1 час каждый день. Оставила их на неделю в разных комнатах (Рисунок 14). Потом сравнила образцы. Там, где последние находились под воздействием бактерицидной лампы плесень не погибла, но и не развилась сильно (Рисунок15). На другом образце невозможно было рассмотреть кусочек хлеба, так как гриб сильно вырос. А традесканция в комнате с УФ-излучением не дала почти корешков и листья были по краям обожженные, засохшие (Рисунок 16). По результатам этого этапа дополнила Таблицу 1.

III. Заключение

        В результате моих исследований я увидела, что влияние УФ излучения все же есть. Но, как я предполагала в первой гипотезе, оно не убивает. При недолгом воздействии такое излучение не  несет отрицательного эффекта, либо оно проявляется не сразу. Более того, в различных источниках есть информация о том, что строго дозированное такое излучение используется в медицине.

Но на более простых организмах и при более длительном систематическом воздействии  влияние, все же, сказывается со знаком минус. Это мы видим из Таблицы 1. Все образцы при воздействии УФ-лампы получали минимальное развитие. Возможно, они теряют возможность размножаться. Более того, после посева с поверхности стола  в «обрабатываемой» комнате, мы можем убедиться, что бактерий здесь минимальное количество. И нужно сказать, что этот эффект сохраняется надолго. Таким образом, вторая гипотеза подтвердилась частично: Нельзя сказать, что комната стала стерильна, но и бактерий в ней очень мало. Есть еще и возможность небольшого расхождения моих результатов исследований по «стерильности» поверхностей после УФ-обработки и результатов израильских исследователей в том, что наши лампы имеют различную длину волны. Они,  наверное, подобрали наиболее эффективные. Я же использую то, что есть.

Поэтому по третьей гипотезе: ультрафиолет может использоваться для дезинфекции помещений от бактерий.

И последняя, четвертая гипотеза. Давайте обратим внимание на то, что чем сложнее организм, тем меньше воздействие от УФ-влияния и наоборот тоже. Если бактерии ПОЧТИ погибли, то очень хочется верить, что вирусы, которые намного их меньше – полностью погибли. К сожалению, я не имею технической возможности это подтвердить или опровергнуть на опыте. Но методом дедукции я прихожу к тому, что для дезинфекции от вирусов ультрафиолет использовать можно. И было бы хорошо, если бы в наших больницах переняли опыт израильских коллег. Сегодня в российских медучреждениях используют только рециркуляторы при борьбе с распространением Ковида, а он обеззараживает только воздух. На поверхностях вирусы сохраняются…..

Интернет-ресурсы

1.Wikipedia

2. ppt-online

3. vesti.ru



Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция обучающихся

«Открытия юных - 2021»

Передача видовых признаков фиалки-химеры при размножении

листом

Автор: Морозова Мария, ученица 7А класса

МБОУ «СОШ №47» г. Чебоксары

Руководители: Тюлина Елена Владимировна, учитель биологии МБОУ «СОШ №47» г. Чебоксары,

Мокеева Татьяна Геннадьевна, учитель биологии МБОУ «СОШ №47» г. Чебоксары.

г.Чебоксары,2021 г.

Оглавление

I.Введение………………………………….…………….…………...….……...………2

II. Основная часть…………………………………………………………….…………3

Теоретическая часть…….……………………………………………….……...……... 3

Практическая часть……………….…………………………………………….…….....5

III. Заключение……………………. …...……………………….……………………...5

Приложение 1  ……………………………………………...………………..…......…..6

Приложение 2  ……………………………………………...……………….…..….......7

Приложение 3  ………………………………………………..……………………........8

Приложение 4  ………………………………………………………………..………...9

Приложение 5  …………………………………………………………………...…....10

  1. Введение

        Каждый из нас имеет какое-либо хобби – (или увлечение) вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Вот и моя мама много лет назад стала выращивать на подоконниках комнатную фиалку. А потом мы с ней и не заметили, как начали собирать экземпляры с разными по окрасу и типу цветами.

        Когда мы были в поездке в Нижнем Новгороде с папой, я заметила в одном офисе удивительный цветок. Такой фиалки я еще не видела никогда: у нее по краю листа была белая каемка.  Пройти мимо было невозможно. Я отщипнула три листочка и поставила их в баночку с водой. Один листок  укоренился быстрее других. И… Каково же было мое разочарование, когда в результате стали появляться обычные листочки! Но мое удивление стало еще больше, когда у укоренившегося следующего листочка белый цвет на листьях присутствовал, но не так, как у материнского.  Вот тут-то и проснулся мой исследовательский интерес: как же так? Всегда с мамой размножали фиалку листочками и получали точно такие же экземпляры, а тут не получилось? В чем тут секрет?

        В интернете я быстро нашла информацию о том, что стала обладательницей листочков фиалки-химеры листовой. Что это за цветы? Как же ее размножать? Ведь мне надо получить копию уникального цветка! Вопросов становилось все больше. Таким образом, я решила разобраться во всех этих вопросах. Поэтому цель данной работы: изучить, как передаются видовые признаки фиалки-химеры при размножении листом.

Задачи данной работы:

  1. Изучить, что такое фиалка-химера и чем она отличается от обычной.
  2. Узнать, как комнатная фиалка может размножаться.
  3. Провести наблюдения за растениями, развившимися из имеющихся листочков.
  4. Провести эксперимент по размножению фиалки-химеры листовым способом и проследить, как при этом передаются ее видовые признаки.
  5. Сделать выводы о том,как нужно размножать фиалку химеру.

Методы исследования:1) анализ литературы и интернет-ресурсов.

  2) наблюдение

  3) эксперимент .

Гипотеза:  я предполагаю, что:

  • при размножении листочками не все признаки фиалки-химеры передаются деткам или передаются признаки в разной степени интенсивности;
  • с одного и того же листка вырастают одинаковые видовые экземпляры;
  • при размножении цветоносами видовые признаки передадутся полностью.

Объект – фиалка-химера.


II.Основная часть

Теоретическая часть

Растение комнатная фиалка (Saintpaulia), которое еще именуют узамбарской фиалкой, является представителем семейства Геснериевые. Это цветущее травянистое растение довольно популярно в комнатной культуре. В природных условиях фиалку можно повстречать в Восточной Африке, а точнее, в ее горных областях (Кении и Танзании). При этом предпочитает такой цветок расти неподалеку от водопада и на речных террасах. Насчитывается примерно два десятка видов комнатной фиалки.

В 1892 г барон Адальберт Вальтер Радклифф ле Тане фон Сен-Поль, военный комендант Узамбарского округа (в те времена был частью германской колонии), открыл данное растение. Находился этот округ там, где сейчас располагается современная Руанда, Бурунди и Танзания. Семенной материал фиалки был выслан Сен-Полем собственному отцу, который на тот момент был президентом дендрологического общества в Германии. А он в свою очередь передал его ботанику Вендланду, которому удалось вырастить из семян взрослое растение, а произошло это в 1893 г. Ботаник сделал описание растения и назвал его сенполией фиалкоцветковой, которую выделил в отдельный род. В тот же год цветок был представлен широкой публике на выставке цветов в Генте, там было куплено право на его разведение в промышленных масштабах. Практически сразу она стала очень популярна среди цветоводов. В 1949 г насчитывалось уже больше сотни сортов этого растения. На сегодняшний день зарегистрировано больше 32 тысяч сортов домашней фиалки.

        Среди всего разнообразия представленных сортов фиалок, особое внимание цветоводов-коллекционеров привлекает один вид. Это происходит из-за особенности окраски лепестков, в центре которых расположена пигментированная полоса, отличная от основного цвета (Рисунок 1). Реже такие полосы встречаются и на листьях. Этот вид входит в список самых редких и дорогостоящих. Имя его Химера.

        Своим названием Химера обязана одноименному древнегреческому мифическому существу. Его описывали, как козу с головой льва и хвостом дракона, способную при этом изрыгать огонь. Спустя столетия химерами стали называть вымышленных животных, а также выдумки и фантазии, в существование которых очень сложно поверить.
Уникальность фиалок – химер заключается в том, что в них переплетены клетки разных сортов. При этом клетки сортов, из которых состоят химеры, между собой не смешиваются и образуют слои. Выходит, что одна фиалка, наподобие древней Химеры, состоит из двух и более составных частей, которые принадлежат другим фиалкам. В это действительно трудно поверить, но это факт.

        В процессе окультуривания фиалки в клетках цветка произошла неполная мутация. Большая часть клеток получила признаки материнского растения, а меньшая — признаки другого вида. С тех пор в процессе размножения и появляются фиалки-химеры.
Химерные мутации до сих пор проявляются спонтанно. Например, у обладателя фиалки с розовыми лепестками после укоренения черенка может появиться растение с фиолетовыми полосами посередине лепестков. Вопреки стараниям ученых, в лабораторных условиях искусственно такие мутации получить невозможно. Они возникают сами собой. Дело в том, что различные по клеточному составу ткани плотно прилегают друг другу, но не смешиваются.
        В природе растения-химеры встречаются редко. Возникают они, как правило в следствие:

-  спонтанных мутаций соматических (неполовых) клеток;

-  в экспериментах с мутагенами (колхицин и др.);

- у растений-регенерантов (развившихся из культуры изолированных растительных клеток или тканей);

- вследствие механических повреждений;

- иногда при размножении семенами (половое размножение) из-за нестабильности аллелей генов.

        У растений-химер некоторые органы состоят из одной или нескольких клеток или тканей, несущих разную генетическую информацию. Они могут располагаться: мозаично; слоями, расположенными один над другим; формировать крупные участки (сектора); образовывать смесь из продольных слоев и секторов. Это обеспечивает необыкновенную декоративность растений. Так, каждый лепесток химерной сенполии формируется двумя генетически разными слоями клеток, которые определяют его окраску:

- основной слой отвечает за фоновую пигментацию лепестков;
          -     вспомогательный – за создание четко очерченной полосы или пятна.

        Долгое время фиалки-химеры не признавались сортом, так как они не передают свои признаки черенкованием. На сегодня практические исследования доказали, что нестабильность при воспроизведении возможно преодолеть другими способами. Это решило проблему с регистрацией новых сортов. Любой способ получения таких растений очень трудоемкий, что сказывается на цене химерных фиалок.

        Химерные фиалки не размножаются черенкованием. Для химер существуют другие способы размножения. Но, что будет, если посадить лист химеры фиалки? Посаженный черенок образует деток, которые зацветут цветками непохожие на родительские – спорты. Спорт фиалки – это детки фиалки, появившиеся в результате генетической мутации и не унаследовавшие материнский окрас. Это проявляется в изменении листьев и цветения (окраска, форма).  Спорты чаще всего получаются при размножении фиалок со сложной окраской (двух или трехцветных, химер и т.п.).Обычно спорты получаются привлекательнее и ярче материнского растения, но при всем при этом у селекционеров принято считать, что спорт – это брак. Такие фиалки не поддаются разведению, их не выводят в отдельный сорт и не регистрируют в специальном реестре сортов сенполий.

 Существует три способа получения потомства от химерных сенполий:

1.Укоренение цветоносов (Рисунок 2). При этом способе используют цветоносную стрелку, на которой расположен прицветник со спящей почкой. Когда цветонос укоренится, почка пробуждается и формирует детку, которой передаются химерные особенности родительского цветка;

2.Укоренение отделенной верхушкой. Верхушечную часть цветка срезают так, чтобы сохранить точку роста, затем отделенную часть высаживают в емкость с земляной смесью. Растение культивируют в тепличке до тех пор, пока оно не сформирует корешки;

3.Нарушение точки роста. Точку роста нарушают удалением верхушки или прищипкой точки роста. Это стимулирует развитие большого количества пасынков с новыми верхушечными точками. После отделения и укоренения пасынки дают начало новым растениям, которые сохраняют фантазийную окраску родительской фиалки.
        Но существует еще
одно чудо из чудеслистовые химеры. Что это? Это особый вид мозаичной пестролистности, с особо крупными цветными участками, с повторяющимся рисунком на каждом листе. У таких фиалок обычные простые цветы, но расцветка листьев с лихвой это компенсирует (Рисунок 3).

Листовые химеры очень редки, в мире их насчитывают единицы. Сортов таких химер настолько мало, что они по праву считаются жемчужинами коллекций, и цены на них высоки. Вырастить такой цветок – занятие непростое, но увлекательное. Листья таких фиалок содержат мало хлорофилла, поэтому розетки растут очень медленно.
        Необычность цветов фиалок-химер вызывает восторг и настоящее эстетическое удовольствие, он  станет прекрасным украшением вашего дома.

Практическая часть.

Мое исследование прошло в несколько этапов.

Сначала, я наблюдала за теми растениями, что развились из листочков (Рисунок 4).

Их описание занесла в таблицу (Таблица 1). Растения получились разные, как мы видим из этой таблицы. В чем же причина? Из литературы я узнала, что разные органы растения могут нести разную информацию.

А что если посадить еще раз те же листочки? У образцов 1 и 2 как раз «родительские» листики были в хорошем состоянии (Рисунок 6). Начала эксперимент 1. Решила проверить: дадут ли они такое же потомство, как уже дали. Для этого отделила их, разделила их на 4 части и посадила (Рисунок 7). Создала небольшую тепличку для лучшего укоренения (Рисунок 8). Я сомневалась в том, что удастся получить от этих листочков повторно деток, да и то, что я их разделила, тоже заставляло задуматься.

Эксперимент 2. Посадила так же листочки от самих образцов. Причем от образца 3 посадила 2 листочка – с белыми и фиолетовыми вкраплениями (Рисунок 9). Дальше я поливала и наблюдала. Ждать пришлось долго. Но вот стало что-то вырастать (Рисунок 10). Очень удивил меня образец 3, когда после первого листа выкинул цветонос и зацвел! Но я смогла наконец сравнить признаки родительских экземпляров и деток- совпадения, занеся их в Таблицу 2. Более того в это же время зацвел и цветок, от которого я взяла листочек (образец 3), что позволило их сравнить наглядно (Рисунок 11).

 Я пробовала несколько раз укоренить цветоносы (Рисунок 12), но у меня ничего не получилось. Они либо высыхали, либо гнили. Видимо это не такое простое дело и этому нужно посвятить отдельную работу.

Дождаться всех результатов я не успела, но обязательно продолжу наблюдения. Тех данных, что удалось набрать все же хватило для того, чтоб сделать выводы.

Ш. Заключение

        В результате моих исследований я увидела, что при размножении фиалки –химеры листом мы не получаем идентичное растение: что детки от первого экземпляра (с Нижнего Новгорода), что детки – 2 по поколению не похожи на оригинал. Мы получаем растение спорт, у которого могут быть совсем другие цветы и листья. Поэтому первую гипотезу я подтвердила.

        С одного и того же листа мы не можем получить одинаковые растения. Хотя часть признаков может и совпасть. В нашем случае окрас листьев получился у «второй волны» деток таким же, а вот цветок получился другим.  И детки-2 по листу образца 3 имеют листья как у деток от  этого же листа. Но цветок как у образца 3 (Схема 1). Вторая гипотеза подтвердилась частично. Возможно, здесь нужны более многочисленные и более долгосрочные исследования.

        Цветоносами размножить мне пока не удалось. Поэтому эта гипотеза не подтвердилась и не опровергнута. Над этим я буду работать дальше. Возможно, это будет темой моей следующей работы.

Приложение 1

Рисунок №1

Фиалки-химеры

Рисунок №2

Размножение фиалки-химеры

Фото 1

Рисунок №3

Фиалка-химера листовая

Приложение 2

Рисунок №4

Фиалки-химеры от первоначального образца (детки)

Образец 1                                         Образец 2                                          Образец 3

Таблица 1

Видовые признаки деток от первоначального экземпляра

Листья

Цветы

Расположение другого цвета

интенсивность

цвет

край

интенсивность

1

Белые вкрапления по краям листа с четкой границей.

В большом количестве, иногда на весь лист.

Белые

Волнистый край местами фиолетового, местами зеленоватого цветов.

+

2

Белые вкрапления по всему листу без четкой локализации, ближе к краю.

Немного,

по краю

Синие

Волнистые синие

++

3

Листья имеют вкрапления белого и фиолетового цветов. При этом они есть не на каждом.

Мало белых вкраплений. Больше фиолетовых, иногда на весь лист (Рисунок 5).

Белые с четкими синими полосами по середине листа. Или бело- синий с размытыми синими полосами по лепестку.

Волнистый, синий.

++++




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Может ли пчела укусить? МБОУ «СОШ №47» г.Чебоксары ЧР Выполнил: Воронов Иван , ученик 2 Я класса СОШ №47 Руководитель: Морозова Надежда Валериевна, учитель начальных классов СОШ №47 г .Чебоксары 2020

Слайд 2

! ?

Слайд 3

Цель данной работы: узнать, может ли пчела укусить, а не ужалить

Слайд 4

Задачи: Изучить литературу и интернет-ресурсы о том, как устроен ротовой аппарат пчелы; Провести анкетирование одноклассников, знают ли они о способности пчел кусать ртом; Изучить строение ротовых органов пчелы с пасеки под микроскопом; Провести наблюдения за пчелами; Провести эксперименты для изучения способностей пчел кусать, грызть разные предметы; Сделать выводы.

Слайд 5

Методы: Анализ литературы и интернет-ресурсов ; 2. Анкетирование; 3. Изучение объекта с использованием микроскопа; 4. Эксперимент.

Слайд 6

Гипотеза: - Большинство людей считают, что пчела способна только жалить. Выражение «укусила пчела» применяется, когда пчела ужалила. Пчелы не могут кусать.

Слайд 8

1 – усик, 2 – верхняя челюсть, 3 - верхняя губа, 4 – нижняя губа, 5 – нижняя челюсть.

Слайд 9

Вывод : если пчела и может укусить, то она будет кусать своими мощными верхними челюстями.

Слайд 10

Практическая часть матка трутень рабочая

Слайд 11

Начал я с проведения анкетирования среди детей: Пчела может укусить? Пчела может укусить, не используя жало?

Слайд 12

Пчела может укусить? Пчела может укусить, не используя жало? Да (чел.) Нет (чел.) Да (чел.) Нет (чел.) 1 класс 29 - 1 28 3 класс 30 - 3 27 Итого: 59 6 4 55 Таблица Результаты анкетирования

Слайд 13

Потом я изучил строение ротового аппарата пчелы с помощью микроскопа

Слайд 14

Следующим этапом я провел эксперименты. Я поместил в улей на 3 дня сначала тетрадный лист.

Слайд 15

Потом я посмотрел что случилось с полиэтиленовым пакетом с сиропом внутри: 3 дня 6 дней Я убедился, что пчелы способны кусать.

Слайд 16

Затем я понаблюдал за кусками пенопласта в улье.

Слайд 17

Также, я заметил, как пчелы погрызли материал изолон :

Слайд 18

Результаты: Ребята представляют себе пчел как насекомых, способных только жалить. Выражение «пчела укусила» люди используют для описания ужаливания . рабочая пчела может кусать, но укусить человека не может, так как она не способна ухватиться за кожу.

Слайд 19

По результатам провел анализ

Слайд 20

Спасибо за внимание!