Работа с родителями

Новикова Яна Евгеньевна

Традиционные посиделки с родителями "Кузьминки", проект "День Победы Слава, Слава", симинар практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровой прием"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Кузьминки»

Посиделки с родителями.

Цель:

1.Познакомить с народными традициями и обрядами.

2.Рассказать о народном празднике Кузьминки.

3.Приобщить родителей к народным традициям.

(Зал оформлен под русскую избу. В центре стол. На нём самовар, блюдо с угощениями: баранки, конфеты, яблоки. Вокруг стола скамейки, на них самотканые дорожки. На стенах развешаны вышитые полотенца, лапти. В зале оформлена выставка работ – рукодельниц: вышитые салфетки, полотенца, подушки, поделки мягкой игрушки).

Хозяйка: (на тихом фоне мелодии):

Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе родились наши деды и прадеды, в тебе свадьбы играли, детей на свет божий рожали.. Трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли. Как тепло и уютно в нашей избе этим холодным ноябрьским вечером. За окном гуляет одинокий ветер, а мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть. Ведь Кузьминки – первый зимний праздник.

(Слышится песня «Заинька» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала»).  

Хозяйка: Вот и праздник на пороге.

(Хозяйка в это время достаёт хлеб из печи. Кладёт на поднос с рушником и выходит на крыльцо, встречать гостей.)

Гости: Добрый вечер в вашу хату!

Хозяйка: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям!

Гостей округи Салымской

Приглашаю к вечёрке  Кузьминской! (кланяется)

(Угощает гостей хлебом с солью, приглашает в дом, девушки берутся за рукоделие).

3-я Девушка:

Умница дорогая, пожалте полотенце, посмотреть на ваше рукодельство.

(Даёт девушке-подружке полотенце).

1-я Девушка: (сердясь) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

3-я Девушка:  Всю беседу смотрю, трудолюбивее вас не найду. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуюсь. (Садится рядом с девушкой-подружкой).

                                   

Хозяйка: Пришли наши девушки – подружки  мастерство своё показать. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

(Ведущая проводит игру на знание зимних работ, это: вязание, вышивание, шитьё, прядение, ткали на станках).

Игра «Собери клюкву»

(Хозяйка с девушками садятся вышивать, вязать и поют песню «Пряха»).

Рус.нар.песня «Пряха»

2-я Девушка:

У нас девицы – на все руки мастерицы.

И прясть, и вязать, и вышивать умеют.

Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна

(Присутствующих делит на две команды). Выходите по одной рукодельницы от каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдёте, быстрее по рядам передавайте её своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок перемотает, та и победит.

(Зрители находят прикреплённые к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Звучит песня  «Дуня-тонкорпяха». Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз, а второй за участие).

Игра «Ой, бежит ручьем вода»

1-я Девушка: Для умелых рук нужен постоянно труд.

Девицы-молодцы. Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?

Как куётся, так и песня льётся,

                                                                    Как песня льётся, так и куётся

                                                                    Сегодня праздник кузнецов.

Воспаём хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, что, как говорила моя бабушка, за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта, за что прослыли бессеребренниками.

Песня «Во ку, во кузнице!

(На столах, перед гостями лежит заранее отпечатанный текст песни, предложить гостям петь : сначала одной деревне, потом другой, затем всем вместе).

Гости: (перекличкой, текст лежит на столах)

- Праздник сегодня Кузьминки,

  По осени поминки.

- Будем Кузьму и Демьяна величать,

  Да кашу хлебать!

- Полно девкам чужое пиво варить,

  Пора своё затевать.

1-я Девушка: Ой, девчата, давайте частушки попоём!

Частушки:

1.Выхожу и начинаю я свои частушки.

   Затыкайте, дорогие, свои нежны ушки.

                                                                         

 

2.Полотенце вышивала  петухами, утками.

                                                   Я милёнка поджидала часами да минутками.

3.Кто-то едет, кто-то там, кто-то едет по полям

   На лошадке сивенькой – это мой красивенький.

4.Не стой, миленький, в порожке, не большая тебе честь!

   Иди, сядь ко мне на лавку, для тебя местечко есть!

5.У моёго у милёнка, ох плохая кобылёнка:

   Она стояла у горы, её заели комары!

6.Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли

   А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.

Хозяйка: А теперь мои дорогие в круг вставайте , да в игру «Горелки» поиграйте!

Игра - хоровод «Горелки»

Играющие становятся в круг. Водящий под музыку идёт пританцовывая в кругу; как только музыка прекратится, водящий останавливается!  Те, кто находится по обе стороны, бегут в разных направлениях. Выигрывает тот, кто первый в вернётся на место и заберёт платок у ведущего, теперь ведущий то, кто победил. Играющие повторяют слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три, беги!

2-я Девушка: Хорошо веселитесь. Пора и за дело приниматься. Посмотрим, какие вы рукодельницы!

(Родителям предлагается расшить кокошники. На столах заготовки)

Рукоделие

Хозяйка:  Ну, гости желанные, гости званные!

Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.

Пора и чай пить!

Угощайтесь, чем бог послал.

Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.

Чем богаты, тем и рады!

(Накрыть столы, поставить угощения. Звучит тихая музыка, все пьют чай. Девушки ухаживают за гостями).

3-я Девушка:  Хочу познакомить вас с традициями этого праздника:

Народный календарь:

   14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки»,Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин- рукодельниц.

   Закуёт Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу. Поэтому ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября. Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера».

   В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

   К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые «поцелуйные  игры». После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздёргивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

   Ещё Кузьминки называли «кашниками», к первому ноября готовили кашу из зёрен нового урожая, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать».

Сколько видов каш готовили русские крестьяне в 18 веке? Более 20! Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и крестьянские, попроще. Отведайте, гости дорогие нашей кашки, на семи крупах варёную, на парном молочке варёную.

(Девушки угощают кашей гостей).

3-я Девушка: В старину говаривали : «Как ест, так и работает!». А, что, сейчас и посмотрим, какие работнички в деревне Кузьмы и Демьяна. А, ну, выходи по 2 человека от каждой деревни.

Игра «Пирог» р.н.

(За два стола садятся по двое участников. Задача – кто быстрее накормит друг друга кашей, т.е у кого тарелка быстрее будет пуста, та деревня и победила. Участникам призы).

Хозяйка: А, что, девчата, посплетничать, посудачить любят в ваших деревнях? Вот мы сейчас это и проверим.

Игра «Пересказ»

(Вызываются шесть игроков, пятеро уходят за дверь, а одной читается текст. Затем по одному игроку заходят, тот кому читали, пересказывает, затем второй, третьему и т.д.)

Хозяйка: Вот так и в жизни бывает! Один недопонял, другой приукрасил, а третий – не досказал.

(На середину зала выходят все ведущие)

1-я Девушка:

На Руси Кузьминки длились с вечера и до утра.

Но, вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.

Трынцы-брынцы, толи-чоли, отдохнуть уже пора!

2-я Девушка:

Наш поклон вам за участие добродушное весьма!

3-я Девушка:  

А вам ручкой машут брат Демьян и брат Кузьма!

Трынцы-брынцы, толи-чоли, брат Демьян и брат Кузьма!

Хозяйка:

Уносите в дом родимый радость нашего двора,

Все:          

На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!» (2 раза)

НРМДОБУ «ЦРР д/сад «Улыбка»

Родительский клуб

Посиделки «Кузьминки»

                              Ведущие:

                                        Рязанцева М.И.

                                      Новикова Я.Е.

                                     Кулакова С.В.

                                               Толстоноженко Н.В.

                               

п.Салым



Предварительный просмотр:

Проект предполагает общение .

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Улыбка»

Проект

 «День победы Слава, Слава,»

                                                                        Разработала:

                                                                                      Музыкальный руководитель

                                                                                      Новикова Яна Евгеньевна      

                                                 

П. Салым

         2015 г.

  

Пояснительная записка

  Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института,   которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны. Перед дошкольным учреждением стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать ребёнка, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. Только в условиях сотрудничества детского сада и семьи, возможно, обеспечить единые педагогические принципы и требования, которые помогут в воспитании и полноценном развитии ребёнка как гражданина.

 Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педагогам, так и родителям. Необходимо выработать единые воспитательно-образовательные позиции с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в педагогической практике  ДОУ.

 Метод проекта – это обучение и воспитание ребёнка через деятельность, а в работе с семьёй – через совместную деятельность.  В основе каждого проекта, лежит проблема, которая вызывает интерес у детей. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном, индивидуальном подходе к детям. Темы проектов в основном рождаются из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность, и вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, что особенно важно для социализации ребёнка.

Актуальность. На сегодняшний день одно из важных направлений деятельности ДОУ – это содружество с родителями по вопросам  патриотического воспитания, формирования у дошкольников предпосылок гражданско – патриотической позиции. Проблема состоит в том, что в современном обществе происходит разрушение традиционных устоев семьи в результате кризиса в духовно-нравственной сфере. В этом году наша страна отмечает семидесятилетнюю годовщину Великой Победы. В силу своего возраста, современные воспитанники детских садов и их родители знают о событиях страшной войны очень мало. Много времени отделяет их от тех трагических событий. Но мы все знаем как важно, что бы люди помнили, чтобы знали как тяжело и страшно переживать простым людям ужасы войны, что бы четко осознавали, как важно не допустить новой трагедии. Важно знать, как война затронула каждую семью, не какую-то абстрактную, а свою родную, как родной прадед воевал, как родная прабабушка выживала в тылу или  в оккупации, как дети войны не знали, что такое – досыта поесть. Поиски информации о своих близких и родных людях – это хороший способ объединения семьи, это совместная деятельность, которая позволит родителям и детям узнать, как меняется жизнь человека и всей страны, когда приходит война.

Гипотеза. Можно предположить, что если современные дети поближе познакомятся с событиями Великой Отечественной Войны через знакомство с жизнью и боевыми заслугами своих предков, они смогут более ярко прочувствовать трагизм тех дней, что в свою очередь будет способствовать формированию гражданской позиции юных россиян.

  Цель проекта: Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Познакомить детей с событиями  Великой Отечественной войны, дать представления о том, как  люди, пережили эти события на фронте и тылу. 

 Задачи:

  1. Через организацию различных видов музыкальной деятельности познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны.
  2. Способствовать развитию навыков познавательно-исследовательской деятельности.
  3. Способствовать вовлечению родителей к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
  4. Формировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее соответствующим образом.
  5. Развивать творческие способности при подготовке информации к  изложению для слушателей.
  6. Развивать способность эмоционально воспринимать музыкальные произведения.

Тип проекта:  творческий, исследовательско-информационный

Участники проекта:  воспитатели, дети, их родители, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, школьники СОШ №2.

Сроки реализации проекта: 4 месяца (февраль – май 2015 г.)

  Презентация проекта:

  1.Оформление выставки детских и  совместных с родителями работ «По дорогам войны».

 3. Оформление папок  - передвижек «Чтобы помнили…»

 4. Праздничное совместное мероприятие (дети, родители, педагоги) «Цветы  Победы».

Методы проекта

- Наблюдение;

- Рассматривание картин;

- Беседы;

- Встречи с интересными людьми;

- Изобразительная  деятельность детей;

- Сбор материала о своих прадедах-участниках ВОВ, о жизни в тылу в годы ВОВ – совместная работа детей и родителей;

- Оформление (художественное и музыкальное) собранных материалов;

- Экскурсии в музей СОШ № 1;

- Организованное обучение;

- Использование аудиовизуальных средств и ИКТ;

- Творческая презентация.

Деятельность воспитателя

- выявление уровня знаний детей;

- разработка конспектов занятий, проведение бесед, досугов;

- оформление выставок и информационных стендов с использованием

  фотоматериалов, детских работ, методической и художественной литературы;

- создание альбомов и папок о войне;

-  подготовка материала для посадки цветов.

Деятельность детей

- участие в непосредственно образовательной деятельности;

- участие в мероприятиях;

- участие в посадке цветов для Ветеранов;

- сбор материала о своих прадедах-участниках ВОВ, о жизни в тылу в годы ВОВ;

- оформление (художественное и музыкальное) собранных материалов;

- посещение музея;

- конструирование, изобразительная и музыкальная  деятельность детей.

Деятельность родителей

- участие в анкетировании;

- сбор и обработка  материала о своих прадедах-участниках ВОВ, о жизни в тылу в годы ВОВ;

- оформление (художественное и музыкальное) собранных материалов;

- содействие педагогам в сборе информации, оформление стендов;

- беседы с детьми;

- экскурсии с детьми.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

                                                                        

Содержание деятельности

Срок

                  Деятельность

результат

          Детей

родителей

I этап – подготовительный

Подбор музыкальных произведений:

песен военных лет, музыки, посвящён-

ной войне

февраль

Прослушивание, беседы по содержанию

Помощь в организации

Разработка презентации

Подбор репродукций, картин,  видео и аудио материала

февраль

Рассматривание, обсуждение

Помощь в организации

 Презентации, просмотры

Подбор литературно -поэтических произведений о войне

февраль

Чтение, заучивание

Помощь в организации

Создание мини-

библиотеки

Спортивный досуг

«Будущие защитники Отечества»

Февраль

Участие в соревнованиях. Ручной труд «Подарок папе»

Участие пап в соревнованиях.

Развитие физических качеств.

II этап –реализация проекта

Посадка семян Пеларгонии зональной

Март

Посев, уход за всходами.

Помощь в уходе за саженцами, составление карт наблюдения.

Создание праздничного настроения

 

Цикл бесед «Наша Российская армия»

Март- апрель

Составление рассказов о том, как и где, проходили службу отцы и деды.

Дидактические игры: «Чья форма»,

«Военная техника» и др.

Оформление детских рассказов

Составление книги «Мой папа служил»

Беседа «Женщины на войне»

Март

Рисование на тему «Моя любимая бабушка»

Предоставление фотографий из семейных архивов

Выставка детских рисунков

Военная техника: знакомство с родами войск и образцами военной техники

Март

Сюжетно – ролевая игра «Мы - военные»  Дидактические игры «Что, для чего?»

«Найди место» и др. 

Подбор игрушек, картинок

Книжки - малышки

                                                              III –этап итоговый  

Комплексное занятие «Подвиги Великой Отечественной войны»

Апрель

Рассматривание иллюстраций.

Ручной труд «Заветный треугольник»

Предоставление писем и документов из семейных архивов

Мини- музей

 

 

 

Украшение горшочков для пересадки саженцев Пеларгонии.

Апрель

Аппликация, ручной труд

Подбор материала

Создание праздничного настроения

 

Пересадка саженцев в подготовленные и красиво оформленные горшки

Апрель

Пересаживают молодые саженцы в красиво оформленные горшочки

Помощь детям при пересадке Пеларгонии.

Создание праздничного настроения

 

Совместное мероприятие «Цветы Победы»

Апрель

Чтение стихов, песни ВОВ, сценки, игры

Участие родителей в мероприятии.

Создание праздничного настроения

Беседа

«Памятные места нашего города»

Апрель

Рассматривание открыток с изображением Вечного огня, Могилы Неизвестного Солдата

Помощь в организации и проведении беседы, экскурсия к Обелиску Славы.

Формирование представлений о том, как сохраняется па-

мять о тех далё-

ких событиях и их героях

 

Экспозиция «По дорогам войны»

Май

Изготовление рисунков, поделок

Подбор иллюстраций

Выставка детских

рисунков

 

От «Катюши» до «Марша Победы»

Май

Прослушивание музыкальных произведений

Помощь в подборе материала

Создание праздничного настроения

 

Утренник «Песни, опалённые войной»

Май

Заучивание стихотворений и песен о войне.

Вручение высаженных цветов Герани ветеранам.

Пение песен, чтение стихов о войне

Знакомство с музыкально- литературными произведениями

военных лет.

Испытывать гордость за воинов освободителей.

 

 

Выполнение проекта в ходе

организованной образовательной деятельности

 

Образовательные

области

          Формы и методы работы

  Музыка

 Слушание песен

 

 

Прослушивание

 мелодий

 

 

 

Праздники

 

 

 

«День Победы» (сл.Л. Некрасова, муз. А. Белоусова), «Священная война» (муз. М. Блантера, сл.В. Лебедева- Кумача), «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского), «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова), «О той войне».

 «Марш Победы» М. Старокадомского, «Военный марш» Г. Свиридова, «Прощание славянки» В. Агапкина, «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).

 «День защитника Отечества», «День Победы»

Совместное мероприятие с родителями, детьми и педагогами «Цветы Победы»

«Социально –коммуникативное развитие»

Беседы о самоотверженном труде россиян в тылу.

«Познавательное развитие»

Дидактические игры

 «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, лётчику», «Чья форма?», «Военная техника», «Роды войск», «Что, для чего?»

«Найди место» и др.

«Речевое развитие»

Развитие речи

 

 

Приобщение к художественной литературе

 

 

 

 

 

 

 

Беседы о подвигах и мужестве солдат «Наша Российская армия», «Наши защитники», «9 Мая», «Женщины на войне»

«Памятные места нашего города Пыть-Ях».

 

Е. Благинина «Шинель», С. Летова «Маленький разведчик», А. Барто «На заставе», А. Метяев «Землянка», М. Зощенко «Солдатские рассказы», Л. Касиль «Сестра», Т. Белозёров «Майский праздник», С. Михалков «День Победы», П. Воронько «Два брата солдата», М. Борисова «Бабушка – партизанка», Л. Татьяничева «Мой дедушка», В. Косовицкий «Будущий мужчина».

Рассматривание иллюстраций «День Победы»,  слайдовых презентаций  «У пепелища родного дома», «Великая Отечественная война»,  «За Ленинград!», «Знамя Победы над рейхстагом», «Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены».

 Репродукции картин советских художников К. Ф. Юона  «Парад на Красной площади в Москве», В. К. Дмитриевского «Везде пройдут», П. А. Кривоногова «Победа» и др.

2.Художественно – эстетическое разви-

тие». Рисование

 

Лепка

 

Аппликация

 

 

Конструирование,

художественный труд

 

«Пограничник с собакой», «Боевые машины», «Моя любимая бабушка», «Солдат на посту», «Салют Победы», «Мы за мир!».

 «Пограничник с собакой», «Военная техника»,

«Солдат».

«Пограничник с собакой», «Матрос с сигнальным флажком», подарки папам, дедушкам.

 

«Танки», «Крепость», «Самолёты», «Письмо с фронта»  «Корабли» и т. д

Украшение горшочков для цветов Герани.

«Физическое развитие»

Спортивные досуги

 

«Будем в армии служить», «Отечества сыны»,

«Армейские учения».

Развитие игровой деятельности

 

Сюжетно – ролевые «Медсанчасть», «Командный штаб», «Полевая кухня».

Подвижные музыкальные  игры «Доставь донесение», «До свидания мальчики», «Флажки», «Перейди болото» и др.

Взаимодействие с семьёй

Беседы с родителями про подвиги дедушек и бабушек. Написать домашние сочинения «Письмо солдату», сделать поделки к празднику. Оформление стенгазеты «Великая Победа».

Совместное мероприятие «Цветы Победы».

      Подведение итогов проекта.

       Для подведения итогов проекта создана экспертная группа,  в состав которой

входят воспитатели групп, дети которых принимают участие в реализации проекта, родители воспитанников и представитель Сельского поселения организации ветеранов войны и труда.

       Для оценивания конкурсных проектов разработана технологическая карта:

        Карта анализа музыкального праздника (досуга, развлечения)

        

критерии анализа

оценка

1

Создание условий для проведения презентации проекта

наличие сценария

эстетичность и педагогическая целесообразность в оформлении  

эстетика внешнего вида детей и взрослых

размещение  приложений, наличие выставки

2.

Проведение презентации

качество используемого литературного материала: его художественность, доступность, объем

познавательная и воспитательная значимость

Соответствие нравтсвенно-патриотической тематике

эмоциональный тон ведущего;

культура речи;

знание всего музыкально-литературного материала

Слаженность действий всех  выступающих (педагогов, родителей и детей)

Эмоциональный отклик выступающего

3.

Оценка деятельности детей

качество пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах

качество художественно-речевой деятельности детей

непринужденность, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости

4.

Оценка общей эмоциональной атмосферы

Оценка результатов: 5 - высокий уровень;     3 - допустимый  уровень;   1  - низкий уровень

Литература:

1. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В. Н. Максимова. М. : Музыка, 2004 - 256 с.

2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.

3. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития  ребёнка – детский сад «Улыбка»

 

Семинар – практикум

Для родителей

«Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия, используя игровой приём»

 

 

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Новикова Яна Евгеньевна

2014 г.

 

 Цель: познакомить родителей с методами и приемами развития творческой активности в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой), повышать компетентность родителей по разделу «Музыкальное воспитание»

Литература:  1. Авторское методическое пособие «Музыкальные

                             шедевры» М., изд-во «Гном», 2000 г.

                         2. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить.

                           Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

                           Москва, 2005.

Оборудование: магнитофон, учебное аудиопособие на 10 дисках «Музыкальные шедевры», дидактические игры и пособия, детские инструменты.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

       Дошкольное детство -  благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воображение,  восприятие, речь. Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности прежде всего в художественных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того, чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать  в  ней» -  петь,  играть  на  инструментах,  танцевать,  самому  придумывать ,  сочинять,  переживая  при этом  чувство  восторга  и  удовольствия.      Главный залог успеха – это  совместное  творчество  с  детьми.

 

            В своей педагогической деятельности я успешно использую методы и приемы, разработанные автором программы « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой  для развития творческого  восприятия музыки.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: использование на практике игровых  методов и приемов для развития творческой активности в музыкальной деятельности по методике О.П Радыновой, автора программы «Музыкальные шедевры»

1) ЦВЕТОВОЕ УПОДОБЛЕНИЕ (уподобление - соотнесение и подчинение характеру музыки   различных действий под музыку.)

Прослушивание  фрагментов музыкальных произведений:

     И. Бах «Шутка»

                                             Х. Глюк « Мелодия»

                                             А. Дворжак «Юмореска»

     Дидактический материал: комплекты карточек разного цвета

Задание: поднять карточку того цвета, который, по-вашему мнению, соответствует звучанию музыки

2)СЛОВЕСНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ характеру музыки развивает  образную речь, «словарь эмоций», с помощью которого ребенок может определить  настроение музыкального произведения.

 Прослушивание фрагментов  музыкальных произведений:

                         А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

                                       П. Чайковский «Подснежник»

                                       Э. Григ «Весной»

  Задание:     1.Найти слова, подходящие характеру музыки;

                     2.Вспомнить стихотворения, знакомые и соответствующие

                        характер музыки.

3) ТАКТИЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ прикосновение к руке ребенка во время звучания произведения и проговаривания слова, обозначающего настроение в музыке, с соответствующей звучанию интонацией. Применяется в основном  в раннем возрасте.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      А.Гречанинов «Материнские ласки»

                                      К. Сен – Санс «Куры и петухи»

Задание: найти подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.

4)МИМИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонации голоса взрослого усиливают выразительность речи.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка»

                                      Г. Свиридов «Ласковая просьба»

Дидактический материал: игра «Забавный гномик»

 Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавный гномик», соответствующую звучанию музыки и передать мимикой своего лица характер музыки. ( примечание: дидактическая игра «Забавный гномик представляет собой набор карточек с изображением гномика, который выражает эмоции: радуется, удивляется, сердится , плачет и т.п.)

5) ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных  карточек, выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование  разных видов художественной деятельности.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                         К. Сен – Санс «Лебедь»

                                         Ф. Шуберт «Форель»

                                         П. Чайковский «Песня жаворонка»

 Задание: рассмотрев иллюстрацию, прослушав стихотворение, изобразить в движении музыкальный  персонаж.

6). ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ  предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                          А. Гречанинов « Вальс»

Оборудование: металлофоны, треугольник, колокольчики

 Задание: аранжировать музыкальное произведение  с помощью детских  инструментов

3. ВЫВОД:

 Применение игровых методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развития их творческих способностей .

Литература

            Сабурова О.Е. «Радость Творчества», Нижний Новгород, 2009г.

     Скоролупова О.А. «Игра – как праздник», Москва, 2008г.

      Шипицына Л.М. «Азбука общения», Детство- Пресс, Санкт Петербург, 2010г.

Давыдова О.И. «Работа с родителями в ДОУ», ТЦ Сфера, Москва, 2006г.

            Радынова О.П. «Музыкальные шедевры», Москва, 2000г.


Предварительный просмотр: