Самообразование

Яскевич Елена Викторовна

На странице преставлены материалы по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития мотивационной готовности к школьному обучению

 детей старшего дошкольного возраста

Проблема мотивационной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника.

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка в школе и правила поведения будут ему в тягость.

Диапазон мотивов старшего дошкольника достаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнюю атрибутику (красивая школа, новый ранец) до осознанного стремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интерес к новым занятиям.

 Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала - мотивационный. Она выделяла две группы мотивов учения:

1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений;

2. Мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения [1].

Анализ исследований Божович Л.И. показал, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. У детей, поступающих в школу, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте, потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.

Синтез мотивов этих двух групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается:

- из положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

В качестве важнейших мотивационных образований дошкольного возраста выделяются следующие: сознательное соподчинение мотивов, возникновение их иерархии. Говоря о мотивах учения, то имеется в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний на данном этапе развития.

Как указывают, Нижегородцева Н.В. и Шадриков В.А. в старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. В структуре мотивационной готовности к обучению в школе Нижегородцева Н.В., Шадриков В.А. включают следующие группы мотивов:

1. социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться»).

2. учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.

3. оценочные мотивы, связанные со стремлением ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки и четверки»).

4. позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что мне купят новый портфель и ручки»).

5. внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»).

6. игровые мотивы, неадекватно перенесенные в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно будет играть с друзьями») [2].

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в структуре мотивационной готовности ребенка 5-7 лет, каждый оказывает определенное влияние на формирование и характер учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетания мотивов индивидуальны.

Л.И. Божович, В.М. Матюхина структуру учебно – познавательной мотивации ребенка представляют в виде двух групп: мотивация содержанием и мотивация процессом. Мотивация содержанием подразумевает стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения, а мотивация процессом – сам процесс совершения действия [3].

Опыт Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной показал, что в системе мотивов, побуждающих старших дошкольников к познавательной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса познания как социально – ценной деятельности. Этот мотив для ребенка настолько силен, что определяет его положительное отношение к деятельности, даже тогда, когда она лишена познавательного интереса.

Что касается мотивации содержанием, то следует отметить, что на первых порах детей интересуют в первую очередь отдельные факты, явления, события, то есть занимательность изучаемого материала.

В современном обществе становится актуальным изучение влияния факторов, влияющих мотивационную готовность старших дошкольников. Так, А.К. Дусавицкий изучал влияние познавательного интереса на мотивационную готовность. Он выделял, что снижение или отсутствие познавательного интереса негативно отражается на готовности ребенка к обучению в школе (падает интерес к познанию, послушание, успеваемость).

Индивидуально-психологические особенности обучающихся также являются одним из факторов, влияющих на мотивационную готовность к обучению в школе. К индивидуально – психологическим особенностям С.Д. Смирнов относит уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач); креативность (способность самому вырабатывать новые знания); высокую самооценку, приводящую к формированию высокого уровня притязаний, и др.

В психологии многие авторы выделяют различные факторы, влияющие на формирование мотивационной готовности - влияние познавательного интереса, возрастных и индивидуально-психологических особенностей, а также роли значимого взрослого в формировании познавательного интереса.

Литература:

  1. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. Работа психолога в начальной школе [Текст]/ Л.И. Божович. - М.:Воронеж, 1995.
  2. http://dohcolonoc.ru/stati/10809-osobennosti-motivatsionnoj-gotovnosti-starshego-doshkolnika-k-obucheniyu-v-shkole.html
  3. Матюхина, В.М. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. М., Педагогика, 1999. – 346с. – ISBN.