Страница участника конкурса "Наставник" 2025 г.
Здесь будут отражаться материалы к конкурсу.
Коучинг - это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. Он опирается в большей степени на способность человека учиться самому и действовать творчески.
Коучингом называется процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует мышление и творчество педагогов и вдохнавляет их на максимальный успех.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.33 КБ | |
| 40.46 КБ | |
| 53.87 КБ | |
| 14.23 КБ | |
| 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Система работы педагога-наставника
на основе элементов технологии коучинга
Разработчик:
Пономарева Е.В.
Наш успех в работе наставника зависит целиком и полностью от нас самих, какие технологии, методы и инструменты в данном направлении мы выбираем. Чтобы шагать в ногу со временем, многие педагоги используют различные мировые тренды, инструменты которых возможно применить в системе образования. В контексте работы педагога-наставника, важно проявлять себя не только, как профессионала в области предметной, но и личностной. Наставник – это всегда лидер, который может раскрыть для вас все лучшие стороны вашей профессии, дать некие лайфхаки и помочь раскрыть и реализовать собственные способности наставляемого, а не делать это за него. В связи с этим деятельность наставника преображается, дополняется новым содержанием и меняет его роль: наставник – эксперт, наставник – менеджер (руководитель, управляющий профессиональным ростом наставляемого), наставник – коучер (сопровождающий, поддерживающий, тренирующий, закрепляющий новые компетенции).
В данной методической разработке представлены методы и приемы системы работы наставника с молодым или начинающим педагогом на основе перечисленных выше ролей.
Для того, чтобы иметь полное представление о «коучинге» в разрезе наставнической деятельности педагога необходимо рассмотреть более детально определения и терминологию. Существует 2 объяснения термина «коучинг». Англичане заимствовали «coach» из венгерского языка. Так назывался маленький городок в Венгрии, где делали вагоны и конные экипажи. Согласно этой теории, коучей ассоциировали с извозчиками, которые направляли экипажи в нужное место.
По другой гипотезе, зажиточные семьи брали с собой проводников в дорогу. Помощники хорошо знали путь и ориентировались на местности. Благодаря их знаниям путешествие проходило легче. Такое сравнение раскрывает методы коучинга. Опытный наставник не заменит извозчика, а будет сидеть рядом и направлять, пока экипаж не прибудет на место назначения.
Лучшее же определение коучинга принадлежит ICF (International Coach Federation) «Этот метод характеризуют как продуманный творческий процесс. Ученик находится в партнерстве с наставником, вдохновляется на раскрытие профессионального и личного потенциала. [ В нашем представлении это понимание расширяется, т.к. во время процесса взаимодействия наставника и наставляемого раскрывается профессиональный и личный потенциал каждого из них. Таким образом, наставничество является, в нашем понимании, средством повышения квалификации самого наставника.
Фактически бизнес-коучинг можно описать как партнерство между коучем (наставником) и его подопечным, коучи (наставляемым), c целью повышения его результативности, которое достигается за счет повышения мотивации, изменения профессионального поведения (стиля) и нахождения ответов на трудные вопросы.
Существуют и другие определения этого метода. На наш взгляд, наличие различных определений говорит, прежде всего, о комплексном характере коучинга, который трудно описать одной фразой. Перечислим наиболее важные особенности бизнес-коучинга:
- Коучинг состоит из серии диалогов между коучеми коучи;
- Коучинг предполагает предоставление обратной связи коучи о его сильных и слабых сторонах, стиле, достижениях и проблемах и т.д.;
- Коучинг предполагает, что коучи знает себя и может расширить это знание;
- Коучинг решает конкретные, связанные с профессиональной деятельностью клиента вопросы;
- Коучинг является недирективной формой развития, т.е. коуч не дает коучи инструкций, а помогает ему самому найти решения;
- Коучинг направлен на повышение результативности, развитие навыков и/или повышение мотивации;
- Коучинг предполагает, что коучи является психически здоровым и не требует врачебной помощи;
- Коучинговая программа имеет ограниченный срок.
Коучинг также разделяют на различные виды по определенным принципам:
- По количеству клиентов. Работа с наставником может быть индивидуальной, командной и организационной.
- По формату обучения. Может быть дистанционной и личный.
- По уровню значимости задач:
- Оперативный. Решаются важные текущие вопросы;
- Тактический. Прорабатываются краткосрочные и среднесрочные задачи и план действий;
- Стратегический. Формулируются новые глобальные цели клиента, миссия тщательно прорабатывается стратегия достижения желаемого.
Представляемая система разработана на основе технологии коучинга. Суть этой системы – понимание того, что хочет и как видит себя в профессии начинающий педагог, определение факторов эффективности его деятельности.
При этом идёт процесс профессионального совершенствования коучи-педагога: он сможет научиться самоанализу, самоконтролю, самокоррекции, определять цели профессионального роста.
ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ КОУЧИНГА В НАСТАВНИЧЕСТВЕ
Этап 1. Выбор коуча для молодого или начинающего педагога
На мой взгляд, один из важнейших этапов в работе с начинающим учителем – это подбор коуча. Конечно, это входит в компетенцию администрации, но это требует особого внимания, поскольку на практике часто встречается ситуация, когда начинающий педагог был более профессиональным в отдельных областях, чем наставник. Другая проблема, когда коуч, по своим личностным характеристикам, просто не справляется с данной ролью. Не оказывает сопровождение начинающему специалисту, а критикует его.
Из профессиональных характеристик можно определить следующие:
- Опыт.
- Способность сотрудничать.
- Способность к отбору информации.
- Социальный интеллект.
- Способность мыслить проектно.
- Межкультурная компетентность.
- Способность мыслить нестандартно и глубоко.
- Способность понимать смыслы.
- Универсальные навыки мышления.
- Способность вычислять, анализировать.
- Сотрудничество в виртуальном пространстве.
- Умение использовать ТСО.
Педагог-коуч должен обладать следующими личностными характеристиками:
- Иметь лидерские качества.
- Мобильность.
- Харизматичность.
- Адекватность.
- Терпелив.
- Объективность.
- Умение слушать.
- Внимательность.
- Аккуратность.
В идеале, коуч для начинающего учителя должен стать образцом того, как состояться в профессии. Не просто иметь огромный опыт педагогической деятельности, а иметь желание и способность поделиться им. Разработать совестно с начинающим специалистом тот план, по которому он будет действовать для достижения своей профессиональной цели.
Этап 2. Знакомство. Целеполагание и организация работы
Цель этого этапа провести знакомство с молодым специалистом или начинающим педагогом; определить личностные потребности при назначении коуча. Для этого мы можем использовать комплекс методов (анкетирование, беседу). Пример анкеты прилагается (Приложение 1).
Проанализировав ответы, можно определиться с выбором коуча для начинающего специалиста с учетом потребностей коучи. Результаты ответов на вопросы анкеры помогут определиться с выбором приемов и технологий во взаимодействии с начинающим специалистом, увидеть какие проблемы могут возникнуть в работе, какие материально-технические ресурсы необходимы для создания условий, способных ускорить процесс профессионального становления молодого специалиста (начинающего педагога) и д.р.
Следующей ступенькой в этом этапе – это совместная проработка цели и задач коучи с коучем. Исходя из личного опыта, цель необходимо сформулировать не на целый учебный год, а на четверть, поскольку образовательная действительность может меняться, как например переход на дистанционное обучение. На этом этапе коуч помогает поставить цель на определенный этап работы начинающего учителя. В нашем случае это была одна четверть. И цель для себя формирует начинающий учитель, а не коуч. Далее происходит уже совместная проработка задач для достижения цели.
Для постановки цели и задач, можно использовать часто используемую в бизнес коучинге технологию «визуализации». Использовать образ ступеней, как задач, которые необходимо преодолеть на пути к поставленной цели. Фотографию начинающего педагога или образ человечка, который будет передвигаться вверх по лестнице, решая перед собой поставленные задачи. Можно использовать и другие образы. Таким образом, коучи может визуально оценивать картину вертикального роста — это повышение своей профессиональной компетентности в рамках своей должности.
Помимо цели профессиональной можно ставить материально-финансовые цели. Для мотивации начинающего учителя, ему важно видеть и понимать какие достижения он получил и соответственно был материально простимулирован. Таким образом, прирост финансов, показывает результат работы – это так называемый горизонтальный рост. Для мониторинга горизонтального роста предлагаю использовать карту карьерно-финансового роста молодого педагога.
Этап 3. Реализация технологии коучинга в работе педагога-коуча (методы и приёмы работы наставника)
Следующим важнейшим этапом работы педагога-коуча будет являться реализация разработанного плана. На этом этапе стоит огромное внимание уделить, формам и технологиям, применимым в работе с начинающим педагогом. Поскольку цель педагога-коуча - не указать на ошибки и критиковать за недочеты в работе, а дать возможность самому наставляемому найти недочеты в работе выделать их, понять, как простроить свою дальнейшую работу, чтобы скорректировать дальнейшую деятельность. В этом может помочь технология «перевернутый класс» (Flipped Class).
Краткое описание использования технологии «перевернутый класс» при взаимопосещении уроков.
Данные технология видоизменяется при работе с начинающим педагогом, т.к. у него уже имеются определённые компетенции и установки, которые не позволяют принять новое знание. Поэтому в технологии, исходя из опыта работы, были внесены некоторые изменения.
Первый этап похож на общепринятую систему взаимопосещения уроков. (рисунок 1). В этой технологии также коучии и коуч посещают уроки друг друга, но при этом, это обязательно уроки на одной параллели, т.к. и темы урока, и УМК должны быть одинаковым. В нашем случае это были 3-и классы. Начинающий педагог проводит урок, на котором присутствует учитель наставник. После урока, наставник благодарит начинающего специалиста за занятие, но анализа и критики со стороны быть не должно. С учетом недостатков занятия начинающего педагога, коуч разрабатывает свое в параллельном классе и приглашает присутствовать на нем начинающего педагога.
После уроков необходимо обсудить занятия, проанализировать совместно (рисунок 2). После чего именно начинающий специалист должен сделать вывод, что в уроке у него получается, а над чем нужно поработать. Коуч лишь дает совет, к какой методической литературе можно обратиться, чтобы скорректировать свою деятельность.
Использование этой технологии помогает руководствоваться главным принципом коучинга - не делать работу за начинающего педагога, а направить его в нужное русло. Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства наставника к главенству начинающего педагога.
Описание использования технологии «сильных вопросов».
Еще одна из успешных технологий, которые можно применить в работе с начинающим педагогом – это технология «сильных» вопросов.
Какие вопросы мы обычно задаем по шкалам в коучинге? Вводные фразы часто бывают похожими, как в анкетировании .
Представьте шкалу от 1 до 5, где 1 – это минимальная удовлетворенность, а 5 – полная удовлетворенность. Посмотрите, где вы находитесь в данный момент. На какую отметку вы себя поместили бы сейчас?
После такого введения, мы обращаемся к основной теме нашего разговора. Мы смотрим на начало, середину и конец и хотим увидеть, что означает для нас текущий уровень в смысле роста, какой следующий этап нас ожидает, какие могут быть оптимальные изменения и какие отметки на шкале поставят нам сторонние наблюдатели в тех же областях. Мы смотрим на прошлое, настоящее и будущее. Эту технологию очень удобно использовать для мониторинга всего процесса становления начинающего учителя. Существует огромное разнообразие сильных вопросов, которые помогают добраться до важной информации в форме самооценки и самоанализа.
Метод сетевого обучения
Для коуча важно правильно организовать процесс обучения наставляемого. С этой целью он может проводить обучение с помощью других педагогов наставников. Анализ анкеты и посещённые занятия помогают определить «зону роста», затем коуч определяет, кто из действующих педагогов школы мог бы транслировать опыт по выявленным потребностям, а наставляемый становится стажером на недолгий срок. При этом договорные отношения не оформляются официально, сетевое обучение (по сути, стажировка по определенному направлению) осуществляется на основании личной договорённости коуча и других педагогов., однако требуется официальное разрешение руководителя организации, т.к. приказом по организации за наставляемым уже определён наставник. Разрешение выдаётс\ по заявлению начинающего педагога.
Этап 4. Рефлексия взаимодействия
World cafe (Мировое кафе) — метод сфокусированного неформального обсуждения
Коучинг – система технологий, которые могут проводиться как в форме индивидуальных занятий, так и в рамках организационного консультирования.
Технология заключается в сфокусированном неформальном обсуждении и решении проблем. Неформальная дружественная атмосфера способствует расслаблению и открытости при генерации идей и последующем обсуждении, снимает возможную тревожность и скованность. Во время проведения World cafe допускается и даже поощряется возможность свободно вести беседу за чашкой чая или кофе.
Проведение обычно требует от сорока минут до трех часов в зависимости от количества участников и решаемых вопросов. От ведущего не требуется специальных умений и навыков: его задача — соблюдать тайминг и инструктировать участников.
Метод «Колесо развития»
Метод «Колесо развития» (сегодня чаще его называют «Колесом жизненного баланса») — прием, который помогает понять, что вы хотите изменить в своей профессии. «Колесо» изобрел Пол Дж. Майер, но про это забыли — инструмент используют на массе тренингов в разных интерпретациях. Такое «Колесо» составляется начинающим педагогом, опираясь на самооценку. При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» — только знание о его существовании. Подобные «Колеса» можно сделать по каждому компетенции начинающего педагога. Дальнейшая работа с этим инструментом позволяет четко спланировать действия по ликвидации пробелов в знаниях и заполнения «белых пятен».
Замысел этого приема в том, чтобы анализировать те компетенции, которые начинающий педагог, хотел бы развить у себя, где основные направления и ценности личностного и профессионального роста представлены как радиусы жизненного круга.
Используя технологии коучинга в работе с начинающим специалистом, используя знания и опыт самого коучи, возможно в кратчайшие сроки решить его определенные проблемы, задачи и поставленные цели, эта технология помогает, используя собственный потенциал, повысить производительность и эффективность работы, повысить самооценку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для подведения итога разработанной системы работы наставника с применением технологии коучинга стоит отметить большое количество положительных факторов в работе наставника. Коучинг помогает наставнику направлять начинающего педагога, не «насаждая» своим авторитетом, а позволяет найти свой педагогический стиль в работе; помогает раскрыть творческий потенциал.
Основой взаимодействия является уважение и принятие начинающим специалистом, а главным инструментом является открытые стимулирующие вопросы, которые не содержат критики, оценок и советов. Коучинг предполагает помощь в преодолении трудностей и самоопределении в дальнейшем развитии (важно правильно определить направление развития) и дать возможность наставляемому самоопределиться в профессии, самому найти те недостатки и недочеты в работе, которые подлежат коррекции, в отличие от традиционной системы наставничества. Разработанная система этапов в работе наставника и коучи, могут снять многие трудности в решении различных задач и упростить работу наставника.
Результативность деятельности оценивается в соответствии с локальным нормативным, принятым в образовательной организации, в том числе, участие наставляемого в профессиональных конкурсах.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
к Положению
(форма)
В оргкомитет муниципального этапа
Ленинградского областного конкурса
на лучшие практики
наставничества в 2025 году
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Пономарёва Елена Валерьевна
(ФИО участника
1. Общие сведения | |
Муниципальный район | Волосовский |
Населенный пункт | Волосово |
Дата рождения (день, месяц, год) | 04.06.67 |
Место рождения | г.Ленинград |
2. Работа | |
Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с Уставом) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» |
Занимаемая должность (с указанием предмета при наличии) | воспитатель |
Общий трудовой стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 27 лет |
Общий педагогический/ стаж работы руководителем ОО (при наличии) | 26 лет |
Квалификационная категория, дата установления квалификационной категории (при наличии) | Высшая квалификационная категория |
Почетные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке) | Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации 08.07.2020 г. |
Участие в педагогических конференциях, форумах (муниципальных, региональных, всероссийских, международных) | Форум Ориентиры Детства Эффективные практики реализации федеральных государственных образовательных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
3. Образование | |
Название и год окончания организации профессионального образования | Санкт -Петербургский педагогический университет им. А.И.Герцена |
Специальность, квалификация по диплому | Специальное дефектологическое, учитель - логопед |
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования дополнительных профессиональных программ, места и сроки их освоения) | Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» Сурдопедагогика 08.11.2017 г. |
Наличие ученой степени, группа научных специальностей | |
Название диссертационной работы (работ) | |
Основные публикации (в т.ч. брошюры, книги) | |
4. Общественная деятельность | |
Членство в Профсоюзной организации (наименование, дата вступления) | |
Участие в других общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | |
Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации | |
Участие в работе методического объединения | Участие в работе методического совета МБДОУ «Детский сад № 6» |
Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия) | |
5. Семья | |
Семейное положение | замужем |
Дети (пол и возраст) | |
6. Досуг | |
Хобби | Путешествия, чтение книг, вязание |
7. Контакты | |
Рабочий адрес с индексом | г.Волосово, ул. Гатчинская д.2 1888410 |
Домашний адрес с индексом | г.Волосово, Гатчинское шоссе, д.8, кв 29 1888410 |
Рабочий телефон с междугородним кодом | 8(81373)21677 |
Домашний телефон с междугородним кодом | 8(81373)22601 |
Мобильный телефон | +79531540527 |
Рабочая электронная почта | d.sad6@yandex.ru |
Личная электронная почта | cinica67@mail.ru |
Адрес сайта образовательной организации в сети Интернет | https://vk.com/club62021266 |
Адреса в Интернете (сайт, блог, страницы в социальных сетях и т.д.), где можно познакомиться с участником и публикуемым им материалами | https://nsportal.ru/user |
8. Приложения | |
Профессиональное / педагогическое кредо | Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. |
Почему нравится работать в образовательной организации | Мне нравится передавать свои знания и умения детям и коллегам. |
Профессиональные и личностные ценности | Эмпатия,толлерантность, педагогический оптимизм, жизнерадостность, честность, благородство, вдохновение, вежливость, ответственность. |
Миссия наставника | Вдохновлять и направлять |
Дополнительные сведения, по мнению участника, достойные упоминания (не более 500 слов) | Принимаю активное участие в творческих и профессиональных конкурсах. В своей работе применяю инновационные технологии: Дидактический набор «Дары Фрёбеля», технологию «Виммельбух», проектную деятельность, Сторителлинг, элементы ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, технологию портфолио дошкольника и другие. |
Фотографии: 1. Портрет 9×13 см.; 2.Жанровые фотографии (с учебного занятия, внеклассного мероприятия, педагогического совещания и т.п.) в количестве не более 5 хорошего качества) | |
Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:_______________________ (_Пономарева Елена Валерьевна (фамилия, имя, отчество участника)
«___11_» марта 2025 г.
Предварительный просмотр:
Консультация для молодого педагога.
«Проектная деятельность»
Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы, или организации.
Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребѐнка.
Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определѐнной цели. Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.
Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада. Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребѐнок ещѐ не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют. Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:
- учет интересов ребенка;
- деятельность без принуждения;
- тематика из близкого окружения;
- проблемная ситуация должна быть доступна для понимания;
- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
- ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребѐнком творчества;
- соблюдение принципа последовательности в работе над проектом;
- совместное с педагогом достижение цели.
Классификация проектов, используемых в практике МБДОУ:
- по составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный)
- по продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занят
- продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
- по целевой установке (развитие оздоровительной системы в МБДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
1 этап – организационно-подготовительный:
- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды. На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после
- чего формулирует задачи.
2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному):
- анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы. Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.
3 этап – практический:
- коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
- определение содержания;
- реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
- обобщение и распространение опыта работы. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование р
- знаний, умений и навыков.
4 этап – заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- определение дальнейших направлений реализации, рассматриваемой в проекте проблемы в МБДОУ. Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.
План работы воспитателя по подготовке проекта:
- Определить цель проекта.
- Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
- Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
- Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
- Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
- Предложить домашние задания родителям и детям.
- Реализовать проект.
- Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки и др.)
- Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив)
Типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- игровые;
- информационно — практико-ориентированные.
Цель - организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации об объекте, явлении, образе.
Особенности:
- четкая структура;
- обозначенность целей;
- наличие гипотезы;
- актуальность и социальная значимость содержания для всех участников;
- комплекс методов получения и обработки информации
Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех вопросов»:
Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач
проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы?
Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети.
Используя в работе педагогическое проектирование, реализуется личностноориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов.
Предварительный просмотр:
Конспект игрового занятия
« По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5лет, уже изучивших азы финансовой грамотности.
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.
Задачи.
- Закрепить знания о видах магазинов, о работе продавца.
- Продолжать учить считать в пределах пяти.
- Воспитывать дружелюбие и взаимовыручку.
Встанем в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю тебе « Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг!
Ребята, вы хотите отправиться в путешествие ?
Мы с вами отправимся в « Страну Взрослых дел»,посмотрите перед нами дверь в эту страну и несколько ключей, надо открыть эту дверь.
( дети подбирают ключи к замку ( должны быть одинаковые геометрические фигуры).
Дверь открыли и попали в « Страну Взрослых дел», здесь нас встречает Буратино( кукла).
Ребята, Буратино просит помочь ему. У него есть 5 золотых монет, ему нужно купить куртку Папе Карло и Азбуку, а он не знает как это сделать.
Поможем Буратино?
Что нужно сделать?
(пойти в магазин, в каком магазине продаются куртки, в каком магазине можно купить азбуку, как потратить деньги)
Дети решают и выполняют задание.
Буратино , когда дети выполнили задание дает им монетку.
Ребята, а какой герой из сказки, шел, шел и нашел денежку?
Правильно, Муха –Цокотуха.( Подходим к Мухе –Цоктухе- кукла)
Что купила Муха, когда нашла денежку?
Что бы вы купили?
Игра « Что можно купит на деньги, а что нельзя?»
( цветы, платье, дружбу, телевизор, здоровье, любовь, игрушки, талант)
Выполнили задания, идем дальше, отгадайте загадку: « Чтоб хранить свои доходы на карманные расходы, Хрюшка требуется мне, та что с дыркой на спине»
Копилка.
Подходим к копилке.
У вас есть копилки дома? Какие они? На что вы копите?
( дети рассказывают)
Идем дальше, подходим к Дракону, Дракон предлагает пройти лабиринт и найти сокровища.
Дети выполняют задания.
Находят шкатулку сокровищами.
Ребята, по закону мы должны отдать найденные сокровища государству, а нам выдадут за это деньги в Банке.
Берем шкатулку идем в Банк « Детство»( сделанный банкомат)
Ребята, за то что вы нашли сокровища и вернули государству, вам Банк дарит карты денежные.
Детям раздают игрушечные карты, посмотрите, на каждой карте есть чип и номер, вы должны будете придумать пин код из 4 цифр.
Дети придумывают.
Пин код нельзя никому сообщать, чтобы ваши деньги были в безопасности.
Вот мы с вами и побывали в Стране взрослых дел.
Предварительный просмотр:
Цель: совершенствование навыка рассматривания картины.
Предметные задачи
- Познакомить детей с картиной И.Э.Грабаря « Февральская лазурь»
- Обобщить представления о зиме.
- Активизировать словарный запас( пейзаж, лазурный, иней, белоствольная, оттенки, галерея)
- Развивать связную речь.
- Учить составлять слова из букв, сделанных на математическом планшете.
Метопредметные задачи
- Развивать представления о разнообразии цветов и оттенков, различать их.
- Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
Личностные задачи
Учить детей работать в подгруппах.
Оборудование: ИКТ, портрет художника И.Э.Грабаря, картина И.Э.Грабаря « Февральская лазурь»; картины художника В.М.Васнецова, Шишкина, Саврасова; математические планшеты, резинки к ним, смайлики звуков.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы пойдем с вами в картинную галерею.
-Что такое галерея?
Ответы детей.
-Это пространство , предназначенное для демонстрации изобразительного искусства.
-Вспомните пожалуйста, как нужно вести себя музее, в картинной галерее?
Ответы детей.
- Говорить нужно тихим голосом, обсуждать то, что видим, делиться впечатлениями.
-Нельзя бегать, трогать руками ничего нельзя.
-Нельзя мусорить.
-Давайте подойдем поближе к картинам и рассмотри их.
-Что вы видите на этой картине, как она называется, кто написал эту картину?
( « Аленушка», М.В.Васнецов, « Грачи прилетели» Саврасов)
Вы все любите рисовать, но не каждый знает, чем один рисунок отличается от другого. Может быть портрет, натюрморт или пейзаж.
Познакомимся сегодня с пейзажем.
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина
Или поле или шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.
Подойдите к тем картинам, где как вы думаете нарисован пейзаж.
Рассматриваем картины, обсуждаем, что художник изобразил.
-Кто уже понял, что такое пейзаж?
Проходите, присаживайтесь удобней.( Дети проходят к интерактивной доске, садятся на специальные подушки»)
На доске показан портрет художника.
Сегодня я расскажу вам о художнике, который очень любил рисовать зимний пейзаж. Когда зима заканчивалась, он рисовал натюрморты, портреты и ждал с нетерпением, когда снова наступит зима.
Игорь Грабарь любил рисовать зиму, особенно ему нравился иней, его он изображал в голубых, синих, сиреневых, розовых оттенках. Однажды зимой художник приехала на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром он выглянул в окошко и увидел чудную зимнюю картину. Художник сказал: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга не помешали мне». Игорь Грабарь случайно выронил кисточку, а когда поднимал её, он увидел березу снизу, так он писал картину, а зимушка ходила вокруг него и пела свои зимние песни. Так появилась картина « Февральская лазурь»
-Что вы видите на картине?
-Какое время года изобразил художник?
-Подумайте какая погода на картине?
-Как вы догадались?
Сейчас мы будем рассматривать картину по частям.
-Что вы видите в этой части картины?
- Снег, тени.
-Какими цветами пользовался Игорь Грабарь, чтобы изобразить снег, тень.
-Голубым, синим, сиреневым, фиолетовым, лазурным, розовым.
-Давайте посмотрим на эту часть картины.
-Что вы видите?
-Березу.
Опишите березу ,какая она?
-Изогнутая, красивая, ветвистая, кривая.
-Посмотрите, вдалеке мы видим еще березы, их ветви переплелись и кажется , что на картине кружево зимнее.
-Посмотрите на эту часть картины, что вы видите?
-Лес.
-Какие краски понадобились художнику, чтобы изобразить березы?
-Давайте посмотрим на эту часть картины, что вы видите?
-Небо.
-Какого оно цвета?
Мы рассмотрели картину по частям, давайте ещё раз посмотрим и подумаем, что главное на этой картине?
-Что художник хотел нам рассказать, когда писал « Февральскую лазурь»?
-Теперь давайте представим, что мы входим в картину, что бы вы услышали?
-Послушайте, как рассказывают про эту картину экскурсоводы в музее:
« На картине Игоря Грабаря « Февральская лазурь»нарисован зимний пейзаж. На переднем плане картины изображена береза. Художник смотрит на нее как будто снизу. От этого береза кажется сказочной фантастической.
Поражают цвета на картине. Хотя изображен февральский день, но на картине мало белого цвета –цвета снега. Больше весенних цветов. Художник этим передает, что скоро кончится зима и на смену ей придет весна. Голубой цвет на картине имеет много оттенков. Художник применяет и светло –зеленый и голубой и лазурный и ультрамариновый для окрашивания зимнего неба.
Сиреневый снег, лазурное небо, жемчужная береза создают праздничное радостное настроение.
На заднем плане изображен лес, который нарисован тоже очаровательными цветами. Картина понравилась своей таинственностью. Взгляд притягивает береза своими раскидистыми ветками, изогнутым стволом. Хочется оказаться около этой прекрасной березы.»
Теперь вы будете экскурсоводами и расскажете о картине. В этом вам поможет мнемо –схема. ( Приложение 1)
Дети рассказывают о картине, спрашиваю 3- 4 детей.
Молодцы, вы были хорошими экскурсоводами. Подойдите ко мне.
Сейчас под музыку П.И.Чайковского вы будете изображать свои чувства, то что вы почувствовали рассматривая картину.
Сейчас проходите, садитесь за столы, посмотрите на меня. Давайте вспомним любимые слова Игроря Грабаря( иней, зима, снег, небо)
Сейчас мы будем составлять слова : иней, зима, небо, снег.
-Подойди Настя к доске и выложи из магнитных букв слово « зима».
-Дети, сколько слогов в этом слове?
-Два.
-Посмотрите на слово, и подумайте какой нужно смайлик поставить под буквой з?
-Зеленый.
-Почему?
-Потому что звук з согласный, мягкий.
-Какой смайлик нужно поставить под буквой и?
-Красный.
-Под буквой м?
-Синий.
-Под букой а?
Правильно, молодцы. Теперь слушайте задание: у каждого на столе лежит математический планшет и резиночки, каждый будет выкладывать одну букву, вы решите между собой какую. Первый стол выкладывает слово « зима», второй стол –иней, третий –снег, четвертый –небо.
Молодцы все справились. У каждого на столе лежат смайлики( улыбается, грустит, обычный). Смайлик, который улыбается означает, что вам понравилось занятие, вы многое узнали, справились с заданием; смайлик, который грустит означает, что вам было тяжело справляться с заданием, обычный смайлик означает , что вам понравилось задание, вы справлялись с заданием, но не все задания получились.






