ЭССЕ

Алтунина Наталья Юрьевна

 

 

 

Эссе

 

на тему : « Моя педагогическая философия»

 

 

Подготовила:

Алтунина Наталья Юрьевна

воспитатель

1 квалификационной категории

 

 

 

г. Балабаново, 2018

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая деятельность с давних времён считается самой престижной и уважаемой профессией. Люди всех сословий всегда тепло отзываются о педагогах. Заботу о детях можно возложить только на очень ответственных и образованных людей.

Мой путь в педагогику не был тернистым и извилистым, так как с ранней юности я хотела стать учителем. Определиться мне помогла моя учительница по русскому языку и литературе, именно она стала для меня эталоном женственности, доброты и понимания. Её уроки раскрыли для меня мир ответственности и профессионализма, откровенности и авантюризма в преподнесении материала нам – её ученикам. На уроки этого преподавателя я всегда спешила с радостью и желанием постичь что-то новое.

Поэтому по окончании школы я приняла единственно верное для себя решение - поступить в Мезенский педагогический колледж в городе Орле.  Окончив который, получила профессию мечты - учитель начальных классов! Я была счастлива и ждала встречи с учениками. Несколько лет работы в школе пролетели на одном дыхании, и я ничуть не пожалела о сделанном выборе. В эти годы я стала частичкой вселенной под названием «школьная жизнь»:

  • Я научилась слушать, слышать, понимать и принимать решения.
  • Я стала активной, но в тоже время, терпеливой.
  • Я сумела завоевать авторитет коллег, а самое главное своих учеников.

Моим девизом стали слова К. Маркса: «Воспитатель должен быть воспитан» [1]

В те годы ещё не было ФГОС и ничего не знали о целевых ориентирах, но все педагоги работали ответственно, трудились на результат и каждый, как мог и как знал, находил подход и к детям, и к родителям. Главным приоритетом были честность и трудолюбие, а это всегда находило отклик в душах ребят и взрослых.

Считаю, что основы педагогической деятельности, заложенные в меня ещё по той «старой» методике сформировали меня как личность, а личность всегда интересна и ученикам, и коллегам. По – другому и быть не может, ведь такие великие педагоги как К.Д. Ушинский, А.С Макаренко, В. А. Сухомлинский, по книгам которых я постигала педагогическую науку, смотрели всегда в суть проблемы и ориентировались на ребёнка и его глубину развития.

Волей судьбы в 2005 году я оказалась в городе Балабаново, устроилась работать в детский сад «Радуга» воспитателем. Опыт, полученный при работе учителем, в тот момент был неоценим, но возникли и некоторые трудности, так как методика работы учителя и воспитателя отличается. На помощь пришёл методист и

более опытные педагоги. Благодаря им я увидела всю прелесть данной профессии и вновь поняла, что трудолюбие и честность – это залог успешной деятельности для меня как воспитателя. Чтобы не отставать от коллег прошла курсы повышения квалификации, изучала методическую литературу, посещала открытые просмотры опытных педагогов, изучала Интернет-ресурсы. С появлением своего интернет сайта, стало легче общаться с коллегами, искать новые подходы и технологии к процессу воспитания.

С введением ФГОС ДО пришлось пересмотреть свою педагогическую деятельность. Результат работы должен быть в соответствии с целевыми ориентирами, прописанными в стандарте. Если раньше в образовательную деятельность включались игровые элементы, то сейчас основной вид деятельности- игра, которая должна обучать и всесторонне развивать ребёнка. Приходится не стоять на месте, а двигаться вперёд, используя в педагогической деятельности инновационные технологии, интерактивные методы обучения и воспитания, но, не забывая об индивидуальном подходе к каждому ребёнку.

            Если раньше выпускник ДОУ должен был обладать стандартным комплексом знаний, умений и навыков, то сейчас современному обществу необходим компетентный, социально-адаптированный, креативно мыслящий индивидуум. Ребёнок должен свободно общаться с окружающими его сверстниками и взрослыми, иметь своё мнение и уметь отстаивать его, т. е. дошкольник должен быть мотивирован на дальнейшее обучение.

             Воспитатель является главным участником воспитательно-образовательного процесса. Он должен «гореть» сам и «зажечь огонёк» внутри каждого ребёнка. Для этого ему нужно быть профессионалом своего дела, добывать новые знания, самосовершенствоваться. Но нельзя забывать и о таких личностных качествах, как педагогический такт, доброта, отзывчивость и любовь.

Итак, принцип моей педагогической философии:

  • честность перед собой, перед детьми, перед родителями;
  • трудолюбие в профессии.

Что значит быть честным перед собой? На мой взгляд – это добросовестно отдавать детям те знания, которые ты получил. Вовремя признаваться себе в том, что ты не всезнайка и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Признавать свои ошибки и в работе, и в отношениях с воспитанниками, их родителями, коллегами.

Честность перед детьми – не заискивание перед ними, а общение как с отдельной личностью; способность донести до ребёнка свои требования; умение прощать и извиняться.

Быть честным перед родителями – это, прежде всего, откровенно говорить им о способностях их ребёнка, его потенциале. Научить их помогать своим детям в решении поставленных задач, проблем.

Трудолюбие в профессии – всегда «выкладываться» на 100%, быть компетентной личностью в своей профессии, постоянно развиваясь в ней.

Принципы, сформулированные мной, постепенно помогли мне выработать определённые педагогические подходы в своей работе.

Самым важным из них считаю своевременное определение индивидуальных возможностей каждого ребёнка, его потенциала и перспективы развития. Это, в свою очередь, помогает увидеть и устранить причины, мешающие достичь главной цели воспитателя – формирование всесторонне развитой, нравственно сформированной и социализированной личности.

Кроме этого, актуальным подходом считаю умение оперативно сменять тактику деятельности в зависимости от условий и обстоятельств, которые складываются в ходе воспитательно - образовательного процесса. Такая лабильность помогает всегда концентрировать внимание как группы детей, так отдельно взятого ребёнка, а в итоге добиться эффективности в работе.

И, конечно, значимым подходом является – личный пример, а именно, сочетание воспитания личности дошкольника и самовоспитание личности воспитателя.

Таким образом, у ребёнка дошкольного возраста вырабатывается собственная активность личности, он на примере воспитателя учится ставить цель, выбирать методы её достижения.

Итак, проходя по жизненному пути воспитателя, исходя из своих собственных педагогических принципов и сложившихся подходов сформировалась моя педагогическая философия, которую можно заключить в одну фразу: «Честность, трудолюбие, личный пример – отличный способ подачи детишкам знаний о жизни и хороших манер!»

Я счастлива, что нашла своё место в жизни. Счастливым быть легко –просто надо любить свою работу!

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_metod_ukaz2.docx125 КБ

Предварительный просмотр:

Методические указания по написанию эссе

для слушателей курсов повышения квалификации по проблеме

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: нормативно-методическое обеспечение»

 

Эссе - самостоятельная творческая письменная работа. По форме эссе обычно представляет собой рассуждение – размышление (реже рассуждение – объяснение), поэтому в нём используются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, ряды однородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.

Особенности эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса;
  • личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;
  • небольшой объём;
  • свободная композиция;
  • непринуждённость повествования; - внутреннее смысловое единство;
  • афористичность, эмоциональность речи.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

 

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЭССЕ

 

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст работы необходимо правильно оформить:

  1. Общий объем эссе не должен превышать 10 страниц (включая титульный лист, план работы и список литературы), объем пояснительного текста (введение, основная часть, заключение) должен составлять 4-7 страницы).
  2. Эссе выполняется на стандартных листах формата А 4 (210х297 мм). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо.

 

  1. Поля и отступы текста: левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее и нижнее поля – по 25 мм. Оформлять границы полей в виде рамок не нужно. Шрифт – 14, интервал – 1,5.
  2. Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется.  
  3. На титульном листе должна содержаться следующая информация: наименование вуза, кафедра, по которой выполняется работа, название темы, фамилия и инициалы слушателя курсов, номер группы, название ДОУ, фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего данную работу, город и текущий год.
  4. На второй странице располагается «План» работы, включающий такие разделы работы как: «Введение», «Основная часть», «Заключение», «Литература». «Основная часть» должна иметь подразделы, которые нумеруются.
  5. Источники в списке использованной литературы позиционируются следующим образом:
  • Нормативно-правовые акты:

а) законы;

б) указы Президента РФ;

в) законодательные акты Федерального собрания РФ;

г) постановления Правительства РФ;

д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

  • Книги (монографии, сборники);
  • Периодические издания;
  • Статистические сборники и справочники;  Печатные материалы на иностранных языках;  Интернет-ресурсы.

Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация.

  1. Работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это предполагает, что при обращении к ней, она должна сохранять свою целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работы, листы которых скреплены обычной скрепкой либо вообще не скреплены, а просто вложены в полиэтиленовый файл, приниматься не будут.
  2. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора, но не носить характер сплошного текста. Ссылками на источник должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, сравнительные данные и т.п., а также материалы, размещенные в Internet c соответствующими адресами. Сноски должны быть оформлены единообразно, корреспондировать со списком литературы, приведенном в финале работы. Например, сноска типа [4, с. 226] непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 4, и текст, размещенный в нем на 226-ой странице.

 

2.ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОДЕРЖАНИЮ К ЭССЕ

 

1 Тема эссе предлагается преподавателем, а также может быть предложена слушателем курсов.

  1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
  2. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия авторской позиции, идеи.
  3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
  4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
  5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
  6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

 

  1. СТРУКТУРА ЭССЕ

 

Введение. Содержит краткое обоснование актуальности и важности выбранной для исследования проблемы. Во введении необходимо сформулировать цель и задачи исследования, а также дать краткое определение используемых в работе понятий и ключевых терминов. Однако их количество в эссе не должно быть излишне большим (как правило, три или четыре).

Содержание основной части эссе. Данная часть работы предполагает развитие авторской аргументации и анализа исследуемой проблемы, а также обоснование выводов, на основе имеющихся данных, положений педагогической теории и практики, фактологического материла.  

Это наиболее сложный для написания фрагмент работы и в его выполнении как раз может помочь разбивка текста с помощью подзаголовков на отдельные смысловые сюжеты. Наполняя содержанием сюжетные разделы (под соответствующими подзаголовками) важно ограничиться в пределах параграфа рассмотрением одной главной мысли.  

При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается авторская способность критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения, аргументацию других, способность понимания сути исследуемых проблем и вопросов, установления связи между ключевыми моментами любых проблем дошкольного образования, использование аналитического подхода при их рассмотрении.  

При изложении основного материала эссе, необходимо писать кратко, четко и ясно. При цитировании необходимо брать текст в кавычки и давать точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если не делать этого, т.е. выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда автор эссе передает текст своими словами (приводит краткое его содержание или перефразирует) необходимо дать отсылку к источнику. Пример: «Аргументируя свою точку зрения, я пользуюсь преимущественно работами А.Г. Гранберга [2, гл. I]» (невыполнение этого требования может также рассматриваться как плагиат). В случае сообщения о взглядах определенного автора или авторов, полемизирующих между собой, также необходима отсылка к источнику.  

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу эссе, не создает условий для выработки личного мнения. В случае если автор сталкивается с положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу, необходимо привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и представить свое отношение к ним, дать аргументированное изложение собственного понимания вопроса.

Заключительная часть эссе должна содержать обобщение результатов исследования в форме краткого изложения основных аргументов автора. При этом следует помнить, что заключение должно быть очень кратким. Заключительная часть может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) данного исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами. Следует в нескольких предложениях объяснить, почему это было бы полезно, и коротко проиллюстрировать, как это может быть сделано. Полезно отметить возможные направления дальнейшего развития темы эссе.

Моменты, которые следует избегать при написании эссе:

  1. Непонимание сути рассматриваемой проблемы.
  2. Отсутствие структурированности в изложении.
  3. Неумение придерживаться ответа на основной вопрос (отвлечение от темы).
  4. Использование         риторики         (утверждение)         вместо         аргументации

(доказательства).

  1. Небрежное оперирование данными, включая чрезмерное обобщение.
  2. Слишком обширная описательная часть, не подкрепленная аналитическим материалом.
  3. Изложение других точек зрения, без ссылок на авторов этих идей и без высказывания собственной позиции.
  4. Повторы без необходимости.

 

Соотношение структурных элементов эссе к общему объему работы

         Элемент  структуры          

% к общему объему работы

Вступление (актуализация заявленной темы эссе) 

20% 

Основная часть (три аргументированных доказательства тезиса, выражающих личное мнение, позицию автора и имеющих в своей основе научный подход)  

60% 

Заключение (вывод, резюмированное изложение главной идеи основной части)  

20% 

 

Клише, которые можно использовать при написании эссе

Вступление  

Основная часть

Заключение

Данная тема является актуальной (значимой, важной) в связи …

Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…

Таким образом,…

 

Для меня эта  фраза  является ключом к пониманию…

Рассмотрим несколько подходов (различные, противоположные, возможные) к данной проблеме.  Например, …

Итак, …

Выбор этой темы для меня продиктован следующими соображениями …

Я согласен (сна) с автором (имя, фамилия);  

К  сожалению, я не совсем согласен (сна) с точкой зрения,

(мнением, позицией)…

Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел(а) еще раз сделать акцент…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел(а) еще раз сделать акцент…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

С одной стороны, … С другой стороны, …

Подведем общий итог рассуждениям

 

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭССЕ

 

  1. Знание актуальных проблем дошкольной педагогики.
  2. Владение письменной  речью.
  3. Умение кратко и ясно формулировать свои мысли.
  4. Умение структурировать представляемую информацию и излагать мысли логично.
  5. Умение анализировать различные точки зрения на проблему.
  6. Умение высказывать собственную точку зрению на проблему.
  7. Умение раскрывать внутренние взаимосвязи описываемых явлений, фактов и событий.
  8. Умение определять причинно-следственные связи.
  9. Умение формулировать выводы и заключение.  

 

  1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ

 

  1. Проблематика реализации принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС в дошкольных организациях.  
  2. Системно-деятельностный         подход         как         основа         реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.  
  3. Обновление образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  4. Особенности образования детей раннего возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
  5. Профессиональные компетенции воспитателя XXI века.
  6. Отношения в сфере образования как предмет регулирования ФГОС.
  7. Цели и задачи дошкольного образования на современном этапе развития российского общества.
  8. Взаимодействие педагога с семьями в личностном развитии детей дошкольного возраста.
  9. Чувашские традиции в нравственном воспитании дошкольников.
  10. Формирование национальной идентичности у дошкольников.
  11. Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
  12. Гендерная идентификация дошкольников.
  13. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного и доброжелательного отношения к другим национальностям.
  14. Совместная работа ДОУ и семьи по воспитанию у дошкольников культуры общения.
  15. Формирование у детей дошкольного возраста уважения к труду членов своей семьи.
  16. Воспитание у детей дошкольного возраста любви и уважения к близким.
  17. Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников.
  18. Тематически объединенное познавательное содержание – основа образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
  19. Развитие познавательно-исследовательской деятельности (указать возраст) дошкольников на участке детского сада.
  20. Народные         приметы         о         погоде         –         эффективное         средство этноэкологического развития старших дошкольников.
  21. Проектно-исследовательская         деятельность         –         основа познавательного развития старших дошкольников.
  22. Особенности развивающей предметно-пространственной среды как основы организации самостоятельной деятельности ребенка-дошкольника.
  23. Наблюдения в природе - основа познания дошкольника.
  24. Реализация принципа регионализации экологического образования детей на современном этапе развития  дошкольного образования.
  25. Развивающе-образовательный потенциал детской художественной литературы в детском саду.
  26. Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.
  27. Отбор литературных произведений о «малой» Родине для чтения дошкольникам.
  28. Взаимодействие педагогов и родителей в формировании у детей читательской культуры, литературного вкуса.
  29. Формирование у детей ценностного отношения к занятиям физическими упражнениями как социально значимая задача дошкольного образования.  
  30. Формирование культуры двигательной деятельности в контексте личностного развития ребенка-дошкольника.
  31. Формирование         личности,         мотивации         и         способностей         в двигательной деятельности как приоритетное направление в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
  32. Спортивный вектор развития творческой активности ребенкадошкольника.
  33. Оздоровление ребенка в условиях детского сада как форма развития и расширения психофизиологических возможностей детей.
  34. Использование психолого-педагогических и оздоровительных технологий как основа обеспечения высокого уровня здоровья детей дошкольного возраста.
  35. Народные         подвижные         игры         как         эффективное         средство физического воспитания детей дошкольного возраста.
  36. Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия искусства живописи.
  37. Развитие         предпосылок         ценностно-смыслового         восприятия искусства книжной графики.
  38. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия скульптуры.
  39. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия архитектуры.
  40. Развитие         предпосылок         ценностно-смыслового         восприятия декоративно-прикладного искусства.
  41. Развитие творчества детей в лепке.
  42. Развитие творчества детей в рисовании.
  43. Развитие творчества детей в аппликации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Образец титульного листа

 

 

БОУ ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ОБРАЗОВАНИЯ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ

 

Кафедра дошкольного образования

 

 

 

ЭССЕ

на тему «___________________________________»

 

 

 

Выполнил: слушатель группы № ___ (Ф.И.О.),  воспитатель ДОУ (название учреждения по Уставу)

Проверил: (Ф.И.О. преподавателя)

 

 

 

 

Чебоксары

  1. 2015 Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ)

Татьяна Петрова 
Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ)

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать в их душе чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Мы живем в прекрасном, старинном селе Григорьевское с его неповторимой природой, традициями и обычаями. В 2016 году ему исполнится 520 лет. В истории нашего села было всё: и богатые ярмарки, и строительство храма на народные деньги, и боевое прошлое. В Григорьевском в годы войны базировался военный аэродром, с которого производились боевые вылеты по фашистским позициям, и формировался польский полк «Варшава». Испокон века в нашем селе живут радушные, добрые и отзывчивые люди, которые добросовестно трудятся, от души веселятся в праздники, а если надо – всем миром придут на помощь. И все это богатство мы должны передать своим детям.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ)

В нашем детском саду ведется систематическая работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, целью которой является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Для эффективной работы воспитатели определили для себя следующие задачи:

- знакомить детей с основами духовно-нравственных традиций и укладом жизни русского народа, его бытом, национальными праздниками;

воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

- формировать интерес к народным обычаям;

воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому;

-воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.

Известный педагог и психолог Ш. А. Амонашвили сказал: «В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли, устремленность к благу, мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни».

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию организована по пяти направлениям:

Духовно-образовательное;

Воспитательно-оздоровительное;

Культурно-познавательное;

Нравственно-трудовое;

Работа с семьей.

Духовно-образовательное направление работы включает в себя: проведение организованной образовательной деятельности, бесед и ситуативных разговоров на темы нравственности и морали. В детском саду оборудована комната «Русская изба», где дети, начиная со второй группы раннего возраста, знакомятся с русскими народными потешками, сказками, колыбельными песнями; предметами обихода, их назначением. Начиная с младшей группы, в комнате проводятся занятия кружка по народоведению «Колыбелька». Дети закрепляют знания о предметах старины, готовят поделки и подарки к праздникам, играют в народные игры, разучивают попевки, заклички, песни. Со старшими детьми, помимо занятий, проводятся нравственные беседы и ситуативные разговоры о семье и членах семьи, о добре и зле, о жадности и щедрости, о милосердии, дружбе и взаимопомощи.

Воспитательно-оздоровительная работа осуществляется через проведение тематических, народных, православных праздников, таких как: праздник Осени, День Народного Единства, День Матери, Новый год и Рождество, День Защитника отечества, Масленица, 8 Марта, Пасха, День Победы, Выпускной бал, День защиты детей, Троица, День России. Организуются подвижные, ролевые, строительные игры. Проводятся прогулки, экскурсии в природу.

Работа в культурно-познавательном направлении ведется нами через экскурсии к объектам социального назначения (библиотека, почта, магазин); военным памятникам (в нашем селе их три: обелиск погибшим односельчанам у Дома культуры, мемориал погибшим советским и польским летчикам на сельском кладбище, и памятный обелиск авиаполку «Варшава»); к Храму и в Храм (участие в торжественном богослужении в честь его двухсотлетия с причащением детей); выступления старших детей на мероприятиях родного села (на митинге в честь Дня Победы, на праздниках - День села, День России, Масленица). Так же мы показываем детям познавательные фильмы и презентации («Осень в лесу»«Дымковская игрушка»«Русская традиционная тряпичная кукла Колокольчик»«День Народного Единства»).

Нравственно-трудовое направление осуществляется нами через формирование трудовых навыков самообслуживания; приобщение детей к изготовлению народных игрушек (тряпичные куклы «Колокольчик»«Мартиничка»); подарков к праздникам для родителей и сотрудников детского сада; организацию тематических акций («Посади свое дерево»«Мы – едины»«День Государственного Флага»); изготовление стенгазет к Дню Народного Единства, Дню Матери, к праздникам 23 Февраля, 9 Мая.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи. Поэтому мы работаем в тесном контакте с родителями воспитанников. Проводим нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, показами деятельности детей. Родители совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Посади своё дерево»«Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья»«Наши папы – защитники отечества»«Детям о Великой Отечественной войне»; изготовлении макетов «Православный храм»«Быт русской избы»«Деревенское подворье» и других. Родители также участвуют в организованных педагогами конкурсах поделок к тематическим праздникам. В детском саду создан кабинет родительских поделок «Страна мастеров», который постоянно обновляется и пополняется.

И отдельно хочется сказать о наших педагогах: они не только организуют и проводят работу с детьми и родителями, но и сами активно участвуют в различных мероприятиях ДОУ, села, района. Только за 2014-2015 учебный год мы принимали участие: в акциях детского сада к 70-летию Победы «Помним, гордимся», к Дню Российского Флага, в районом конкурсе «Русская тряпичная кукла» (первое место, во всероссийской акции «Посади свое дерево», в областном конкурсе проектов на премию губернатора «Наше Подмосковье» (подготовлены проекты«Дорога к храму»«Люблю тебя, село родное»«Помним, гордимся»«День Победы»«Василек в цвету»). Все сотрудники активно участвуют в субботниках по благоустройству ДОУ и села, так же приняли участие в благоустройстве храма после ремонта.

Вся эта работа не проста и трудоемка, особенно в части душевных сил. Но все окупается, когда видишь наших детей, их развитие, их активность, их умение ладить в коллективе.

 

Приложение 2

 

Образец оформления литературы

 

  1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.:

Просвещение, 1986. 129 с.

  1. Плисенко Н. В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. М., 1984. 174 c.
  2. Коломинский Я. Л., Мелтсас М. X. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 165–171.