Методический семинар

Алтунина Наталья Юрьевна

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

к методическому семинару на тему: «Развитие нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с основами православной культуры»

(Есть презентация)

 

 

 

 

 

                                                                                   

 

 

 

 

 

                                                                                      Подготовила:

                                                         Алтунина Наталья Юрьевна

                                                         воспитатель первой

                                            квалификационной категории

 

 

г. Балабаново, 2018

 

 

 

 

                                    Добрый день уважаемые коллеги.

Слайд №1

Тема семинара: «Развитие нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с основами православной культуры»

Цель: повышение интереса у педагогов к развитию нравственных качеств у дошкольников через ознакомление с основами православной культуры.

Задачи:

  • Заинтересовать коллег данной темой, вызвать желание внедрить её в свою педагогическую деятельность.
  • Распространить свой педагогический опыт коллегам.

 

 

Слайд № 2

Условия возникновения и становления опыта

Судьба каждого человека корнями уходит в детство- это самый великолепный отрезок прожитых лет, который мы вспоминаем всю свою жизнь. Очень важно, каким этот мир предстанет перед глазами маленького человека. Кто из взрослых окажется рядом, протянет свою руку и поведёт малыша в светлое бедующее. На сколько оно будет яркое и счастливое зависит и от нас – воспитателей. Наша задача заложить в душу каждого ребёнка фундамент нравственности, любознательности, любви и многих других черт характера.

Работая много лет в сфере образования отметила, что у детей появились проблемы в развитии общечеловеческих качеств личности:

  • дети проявляют жестокость к окружающим;
  • плохо ориентируются в социуме, проявляют грубые нарушения в правилах поведения, забывают о социальных нормах и ценностях, необходимые для полноценного нахождения в обществе;
  • снизилась познавательная любознательность, не развиваются творческие способности;
  • потеряли интерес к истории, традициям, обычаям родного края, мало ценится важность и ценность семьи.

Всё это ведёт к разрушению личности. Ребёнок не может устанавливать контакт с другими детьми, теряет уверенность в себе, развивается комплекс неполноценности. Нашу страну можно сравнить с огромным деревом, у которого глубокие корни, крепкий ствол, широкая крона, которая соприкасается с кронами других деревьев, не причиняя им вреда. Очень жаль, что наши дети стремятся к западным канонам, забываю о своей малой родине, теряя патриотизм, а ведь мы живём на исторически богатой Калужской земле. Современная система образования ищет новые подходы и технологии для воспитания духовно-нравственной всесторонне развитой личности. Был разработан ФГОС ДО, что позволяет педагогу искать новые пути решения поставленных задач.

 

 

Слайд №2

Теоретическая база опыта

Мой педагогический опыт основан на учениях и идеях великих педагогов: К.Д. Ушинского, А.С Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. Д. Выготского.

Духовно-нравственное воспитание позволяет сформировать тонкие струны детской души, аккуратно направить энергию в нужное русло. Я считаю, что духовное возрождение России необходимо начинать именно в дошкольных учреждениях, т. к. в этом возрасте закладываются основы личности ребёнка, формируются целевые ориентиры, которые прописаны в ФГОС.

Слайд № 3

Гипотеза: Я предположила, что знакомство с основами православной культуры, обычаями и традициями русского народа помогут сформировать духовно-нравственные качества дошкольников.

Новизной данной деятельности считаю использование информационных технологий (презентаций, мультипликационных фильмов, показ слайдов познавательного характера, летбуков) с нравственным или христианским содержанием. А так же знакомство с декоративно –прикладным творчеством как средством познания промыслов России.

Начиная работать по теме я предположила следующие результаты:

  • Осознанность детьми своего   поведения, умение оценить его с точки зрения нравственных принципов;
  • Имеют представление об общенародных ценностях.
  • Возрождение интереса у детей и родителей к православной культуре;
  • Осознанное отношение родителей к семейным ценностям.

 

Изучила методическую литературу. Замечательным оказалось методическое пособие А.В. Бородиной и весь дидактический материал по курсу. В результате общения с коллегами на муниципальных методических объединениях, семинарах, конференциях расширила свои профессиональные познания. Ознакомилась с правовой основой курса и отметила, что задачи духовно-нравственного воспитания прослеживаются в государственных нормативных документах и соответствуют ФГОС ДО.

Систематизировав полученные знания, в 2014 году разработала план работы по проекту «Добрый мир», который направлен на формирование духовно -нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Чтобы заинтересовать детей своей идеей я провела несколько бесед с обсуждением проблемных ситуаций. Включила просмотр видеороликов о добром и жестоком поведении людей в различных ситуациях, о том, что взрослые часто просят помощи и защиты в храме. Ребята заинтересовались данной темой и выяснилось, что многие дети ничего не знают о духовном сотворении мира.

 

 

 

 

Осуществить данную деятельность мне помогли следующие задачи:

  • Создать объекты развивающей среды, направленные на углублённое изучение основ православной культуры.
  •  Воспитать в детях духовно-нравственные и патриотические чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  • Совершенствовать навыки художественно-эстетической деятельности детей, творческий потенциал каждого ребёнка.
  • Обогащать и активизировать словарный запас детей духовного и культурологического значения.
  • Вызвать интерес к изучению курса ОПК у родителей, формируя тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию национальной культуры.
  • Поделиться своим опытом с коллегами.

В своей работе опираюсь на словесно-образный, наглядно-действенный, практический методы. Для всестороннего развития дошкольников выбрала несколько направлений в своей работе.

  • Духовно-нравственное
  • Воспитательно-оздоровительное
  • Культурно-познавательное
  • Нравственно-патриотическое
  • Трудовое

 

Слайд №4

Для достижения положительных результатов расширила и постоянно обогащаю предметно-развивающую среду, которая соответствует требованиям Стандарта. Создала совместно с родителями уголок «Русская изба» здесь дошкольники знакомятся с предметами старины, их названиями, предназначением. Разучиваем народные игры, заклички.

Уголок «Литературная гостиная». Один раз в неделю я собираю детей и знакомлю с жизнеописанием выдающихся людей исторической эпохи, которые проявили свою силу и героизм при защите земли русской: это и Сергий Радонежский, Серафим Саровский, князь Александр Невский и др. Все они канонизированы и признаны святыми. Читаю интересные рассказы из журналов «Кораблик», «Свечка», рассматриваем иллюстрации познавательной литературы, слушаем народную и классическую музыку.

 

Слайд №4 

В своей работе использую проектную деятельность, в которой прослеживается интегрированный подход. Она направлена на совместное сотрудничество всех участников процесса. Считаю, что проектная технология направлена на развитие личности, самостоятельности, творчества. Формирует представления об истории и достопримечательностях родного края, традициях, праздниках русского народа. Все это помогает воспитать в ребёнке духовно-нравственные качества личности, которыми характеризуется настоящий патриот своей Родины.

 

 

Слайд№5

Свою деятельность осуществляю через работу с детьми:

  • Образовательная деятельность, беседы.
  • Игры, досуги.
  • Экскурсии, целевые прогулки, труд.
  • Художественно-эстетическая деятельность
  • Праздники, развлечения.

 

Слайд №6

В ходе образовательной деятельности я углубляю, расширяю, систематизирую полученные знания. Веду работу от простого к сложному с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Включаю беседы в разные режимные моменты.

 

Слайд№7

Игра является приоритетным видом деятельности дошкольников, поэтому я использую методику игровых технологий. Игра позволяет детям развивать не только умственные способности, но и двигательную активность, а также учит быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила. Часто использую коллективные игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.  При помощи игры можно решать самые разные воспитательные задачи.
         Изучение детьми фольклора, обрядов, народного творчества, совместное проведение тематических досугов, способствует расширению сферы педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, на проявление положительных качеств личности.

 

Слайд№8

Приобщение дошкольников к народному творчеству во всех его проявлениях способствует активному освоению культурных богатств русского народа, соприкосновению к духовному наследию прошлого.

Дети, участвуют в театрализации старинных народных обрядов, сценок, сказок, что помогает познакомить их с особенностями человеческих взаимоотношений.

 

Слайд №9

В детском саду дети целенаправленно приобщаются к труду, наблюдают за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок, воспитывают чувство ответственности, уважительного отношения к труду взрослых. Формируются трудовые навыки, развивается интерес к профессиям.

 

Слайд №10-12

Православные народные праздники проводятся в соответствии с духовно-нравственными традициями русского народа, годовым кругом праздников церковного и гражданского календаря и помогают обогатить детской мировоззрение, приобщить к русским национальным традициям, развить нравственные качества.

Целью проведения таких   праздников является развитие интереса и приобщение   воспитанников к   истории русской   народной   культуры.

Слайд№13-15

Прежде чем начать работу по данному курсу, я провела опрос среди родителей в виде анкетирования. В результате был сделан вывод: многие родители мало информированы о внедрении курса ОПК в ДОУ (Высокий уровень -3человека, средний уровень -10 человек, низкий уровень-9человек) , и они желают, чтобы их дети знакомились с основами православной культуры, с историей праздников и выросли с чёткими представлениями о нормах морали и нравственности.

image

            Основы нравственной личности закладываются в семье. Поэтому уделяю большое внимание сотрудничеству с семьей и использую следующие формы работы с родителями.

  • Нетрадиционные родительские собрания
  • Консультации
  • Беседы
  • Тематические фотовыставки
  • Дни открытых дверей
  • КВН, викторины
  • Праздники, досуги, соревнования
  • Выставки рисунков и поделок
  • Выпуск альбомов
  • Просмотры презентаций
  • Оформление групп
  • Благоустройство ДОУ и территории

 

В результате проделанной работы уровень знаний родителей увеличился (Высокий уровень-7человек, средний-10 человек, низкий -5человек), они стали не только уделять внимания духовному развитию детей, но и задумались о своём образе жизни.

image

 

 

 

Слайд№16

Воспитывая нравственные качества личности, использую в работе и патриотическое направление. В группе имеется уголок патриотического воспитания. Дети знакомятся с историей, достопримечательностями, известными людьми нашего края. Учувствуют в организации государственных праздников, встречаются с ветеранами ВОВ. Такие встречи напоминают современному поколению о подвиге русского солдата.

Слайд№17

Исходя из целевых ориентиров ФГОС дошкольник на выходе из детского сада должен быть общительным, владеть всеми сторонами речи, быть любознательным и самостоятельным.  Все эти качества помогает сформировать связь с социумом.            Много лет наш сад ведёт сотрудничество с коллективом «Отрада».  Проводим совместные праздники, делимся опытом, приобщаем детей к умению культурно общаться со взрослыми, иметь представление о нормах поведения в социуме.

Провожу экскурсии в школу и к другим значимым объектам жизнедеятельности, приобщаем население через акции к культурному поведению в социуме.

Конечно же при углублённой работе по данной теме я столкнулась с некоторыми трудностями. Мало методических разработок для дошкольников, недостаточная материальная база ДОУ. Существуют факторы, которые влияют на нравственное восприятие детьми картины мира: равнодушие, жестокость, безнравственность, агрессивность окружающих людей. Маленькие всегда стремятся подрожать взрослым. Очень сложно научить ребёнка не причинять другим боль, им кажется, что как в боевике или в компьютерной игре, никому не больно. Телевидение демонстрирует с экранов программы не скрывая фактов и сцен насилия. Считаю необходимо объяснять детям всю серьёзность взаимоотношений человеческого мира. Нам только кажется, что они маленькие и ещё ничего не понимают.

Слайд 18

Однако, анализируя результаты своей работы считаю, что развитие и воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольника необходимо продолжать т.к. есть положительная динамика, результативность отмечена в сравнительной диаграмме.

Дети изменили своё отношение к окружающему миру:

  • дошкольники осознают нравственные ценности добра и зла;
  • отмечают значимость положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям, владению способами поведения;
  • стремятся проявить милосердия и сострадания в той или ситуации, делают добрые дела для близких, друзей;
  • имеют представление о церковных и государственных праздниках, проявляют патриотические качества, ориентируются в православной терминологии.
  • стараются поступать справедливо во взаимоотношениях с сверстниками, взрослыми, жить по нравственным основам с окружающей природой, в социуме.
  • родители заинтересованы и готовы к дальнейшему сотрудничеству.

 

image

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

В результате проделанной работы образовалась подборка конспектов ОД, картотека народных игр, сценарии праздников, развлечений. (можно ознакомиться на сайте)

 

Дальнейшие перспективы моей работы:

  • Продолжить и внедрить работу в данном направлении по группам ДОУ;
  • Организовать совместную деятельность и сотрудничество семьи с настоятелем храма Иоанна Кронштадтского - отцом Димитрием
  • Создать «Литературную гостиную» для родителей.
  • Продолжить изучение методической литературы и интернет ресурсов для повышения своего педагогического мастерства.

 

Дети-наше будущее и от нас взрослых зависит в каком мире мы встретим свою старость. Только человек с добрым сердцем и чистой душой может быть настоящим патриотом своей Родины.

 

Распространение и перспективы методического опыта

Данный материал могут использовать в своей работе воспитатели, руководители кружков. Может быть опубликован в СМИ или интернет-сайтах. Использование на педагогических советах и семинарах. Обучение по программам дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение:

  • Образовательно-дополнительная программа дошкольного образования А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду» Москва 2015
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

 

  1. А.В. Бородина «Благовещение Пресвятой Богородицы» -М .,2015.
  2. А.В. Бородина «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» М. -2015
  3. А.В. Бородина «Крещение Господне» - М. 2015
  4.  А.В. Бородина «Основы православной культуры» -Демонстративный материал в 2 частях М.2015
  5.  А.В. Бородина Основы православной культуры: «Хрестоматия для детей дошкольного возраста.» М., 2015
  6.  А.В. Бородина «Пасха Христова» - М., 2015
  7.  А.В. Бородина «Покров Пресвятой Богородицы» - М.,2015
  8.  А.В. Бородина «Рождество Христово» -М., 2015
  9. А.В. Бородина «Рождество пресвятой Богородицы» -М.,2015
  10.  А.В. Бородина «Сретение Господне» - М.,2015
  11.  А.В. Бородина «Азбука в стихах» -М.,2015
  12.  А.В. Бородина «Интересно устроен мир» -М.,2015
  13. А.В. Бородина «Интересные буквы» -М.,2015
  14. А.В Бородина «Навстречу прекрасному» в 2 частях –М.,2015
  15.  Н.В.Алёшина. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной. Патриотическое воспитание дошкольников.» Москва, Издательство: УЦ Перспектива,2011г
  16. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Издательство: Детство-Пресс,2016г.