Главные вкладки
Исаева Олеся Владимировна
Здравствуйте! Спасибо за вопрос. Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: ошибки родителей
В детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:
Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей, как можно раньше отдать малыша в школу, не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку, он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у дошкольников.
В семье, где нет четкой организации жизни для дошкольника, например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у ребенка также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться правилам, нормам поведения.
Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
Неправильное поведение взрослых по отношению к ребенку, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты ..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к проблемам ребенка и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
Неблагополучные отношения в семье, разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
Дети, которые не посещали детский сад, не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации дошкольников.
Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же дошкольник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.
Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога.
Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать ребенка на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация ребенка сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:
Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у ребенка нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какой-то учебной деятельности. Например, одни дети не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность ребенка животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность детей, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям ребенка, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
Правильно распределите жизнь ребенка. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что ребенку важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками.
Никаких сравнений! Ничто так не мешает ребенку в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания.
Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для ребенка - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.
Создайте систему поощрений. Правильное поощрение используется как мотивация учения ребенка. Полезно договориться с ребенком, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка.
Добрый день, Василиса! Спасибо за предложение. Вы можете связаться со мной по электронной почте lesya.isaeva-1982@yandex.ru
Здравствуйте, Вячеслав! Спасибо за вопрос. Вы наверное видели на моей страничке видео с упражнениями. Я записываю видео – ролики с кинезиологическими упражнениями, в которых четко изложена инструкция выполнения и показ самого упражнения. Размещаю видео на You Tube канале, затем присваиваю каждому видео Qr-код. У меня накопилась подборка Qr-кодов.
У каждого ребенка в моей группе есть индивидуальная карточка. Когда мы разучиваем новое упражнение, у некоторых детей возникают трудности при выполнении. Таким детям я наклеиваю Qr-код с видео данного упражнения на карточку. И дома дети с родителями выполняют это упражнение.
Здравствуйте, Луиза! В аптеке можно приобрести мячики су-джок.
Здравствуйте, Дмитрий! По дороге в детский сад можно организовать массу увлекательных игр, способствующих развитию ребенка. Игра «Отгадай, что это такое»
Взрослый предлагает ребёнку угадать объект, о котором он сейчас расскажет. Например: это овощ, он длинный, зелёный, его можно есть сырым, а можно засолить и есть зимой. Разумеется, это огурец!
Ребёнок сразу захочет загадать сам – и… у него это вряд ли получится. Такому виду деятельности как и любому другому нужно учить. Задача взрослого – сформировать алгоритм описания объекта. Первое – мы должны узнать, что это за объект: животное, растение, игрушка, посуда, одежда и т.д. Второе – указываем характерные признаки объекта: цвет, форму, размер, материал из которого он изготовлен. Если речь идёт о живом существе, то можно рассказать, где оно живёт, что любит есть. Третье – описываем действия, характерные для загаданного объекта: что может делать этот предмет и что с ним можно делать. В описание объекта можно включать сравнительные характеристики: «похож на …», «размером такой, как…», «есть крылья, но не…». Усвоив этот алгоритм, ребёнок удивит вас точными, интересными, а подчас оригинальными описаниями.
Игра «Что изменилось»
«Представь, по лесной дорожке идут зверюшки. Первый медвежонок, за ним – волчонок, потом – зайчик, а последним идёт лисёнок. Вдруг зайчик пробежал вперёд и встал первым. Что изменилось? Кто за кем теперь идёт?». Ребёнок должен представить предложенную ситуацию, удержать её в памяти и проанализировать изменения. Это упражнение очень полезно для развития пространственных представлений, логического мышления, воображения, формирования умения удерживать в памяти созданный с помощью словесного описания образ и производить с ним мыслительные операции, что формирует внутренний план действий. Когда ребёнок предложит вам поменяться ролями, и сам задаст подобную задачу – допускайте умышленные ошибки, провоцируйте его на защиту своей версии. Это полезно для развития речи вашего малыша, формирования умения спорить, обосновывать свои выводы не полагаясь слепо на авторитет старшего.
Подобные упражнения годятся как для трёхлетнего малыша, так и для шестилетнего. Возможности детей гораздо богаче, чем об этом принято думать. Подарите своему ребёнку радость интеллектуальной деятельности!
Здравствуйте, Мария! В жизни человека, ребёнка или взрослого, ничего не происходит просто так. Все желания и тревоги имеют свою причину, даже если она неочевидна или нелогична для других. У ребёнка дошкольного возраста логика чётко основана на причинно-следственных связях. Важно понять причину нежелания ребёнка идти в сад, чтобы затем с ней работать.
Здравствуйте, Ксения! Лучше начинать работу с нейропрописями в старшем дошкольном возрасте, примерно с 5 лет.
Здравствуйте, Лилия! Эффект усвоения упражнения может быть разный, у кого то получается упражнение с первого раза, а кому то необходимо неоднократное повторение.
Здравствуйте, Ольга! Спасибо за вопрос. Если педагог научился организовывать одного ребенка, то сложности в работе с разным количеством детей не возникает. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Поэтому мы с детьми ОБУЧАЕМСЯ ИГРАЯ.
Добрый день! Очень рада, что подбор игр позволил вашему ребенку с пользой занять свободное время.
Здравствуйте, Екатерина! Очень рада, что вам нравятся мои упражнения и вы их с удовольствием выполняете. Буду выкладывать новые упражнения, надеюсь они вам тоже понравятся.
Здравствуйте! Благодарю за вопрос.
1.Если говорить про норму, то это временной коридор от 3-х недель до 3-х месяцев. Если ваш малыш легко с вами расстается, не испытывает страх, у него нет повышенной тревожности, плаксивости, - адаптация пройдет достаточно легко и быстро.
Если ваш ребенок довольно тревожен и тяжело расстается с вами, если вы сами с трудом его отпускаете, то период адаптации будет более длинным.
2. Адаптация ребёнка в саду может быть более успешной, если отводить ребёнка будет другой член вашей семьи, например, папа или бабушка, то есть тот, к кому он эмоционально менее привязан.
Здравствуйте! Спасибо за теплые слова.
Здравствуйте! Начинать выполнять упражнение необходимо ведущей рукой. Если ваш ребенок левша, то с левой руки.
Здравствуйте, Кира! Спасибо за вопрос. Старайтесь находить наиболее короткие и простые ответы на все вопросы. Учитывайте возраст ребенка и используйте уже знакомые ему слова и понятия. Если Вы хотите объяснить какое-то новое слово или явление, остановитесь только на нем. Остальные взаимосвязи раскроете в следующий раз (будьте уверены, он скоро настанет)
Если ребенок обратился к Вам с вопросом, может быть всего две правильные реакции с Вашей стороны. 1) Если у Вас есть немного времени, спокойно его выслушайте и покажите заинтересованность. Не говорите между делом. Ваша задача - показать ребенку, что его вопрос важен и что его слушают. 2) Если у Вас времени нет, честно скажите об этом. Объясните, что сейчас Вы заняты, но обязательно ответите на вопрос чуть позже. После сами вернитесь к вопросу.
Вы можете либо сразу объяснить ответ, либо оставить его на потом, не отмахиваясь от ребенка.
Иногда прежде, чем ответить на вопрос, предложите ребенку подумать и ответить самостоятельно, задавая наводящие вопросы. Если малыш затрудняется, тогда отвечайте сами. Такая игра очень полезна для развития логики и умения выражать свои мысли.
Запомните, что злиться от того, что ребенок задает много вопросов попросту глупо. Это означает, что Вам не нравится то, что Ваш ребенок нормально развивается. Стоит переживать, если в возрасте с 3 до 5 лет ребенок почти не задает вопросов! Любознательный и активный ребенок ДОЛЖЕН задавать вопросы родителям: это обязательная часть формирования его личности!