Аттестация-2022

Айзятуллова Зульфия Мягзумовна

Документы для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Педагогический опыт84.5 КБ
Файл Ссылка на портфолио13.01 КБ

Предварительный просмотр:

Представление инновационного педагогического опыта

Айзятулловой Зульфии Мягзумовны,

учителя математики и инфоматики МОУ «Татарско-Тавлинская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района

 Республики Мордовия

 Технология проблемного обучения на уроках математики.

Знание только тогда знание,
когда оно добыто усилием собственной
мысли, а не памятью.

                                              Л.Н. Толстой

Я – учитель математики традиционной школы.  И для меня проблема качественного освоения детьми одного из ведущих предметов школьного цикла остаётся достаточно актуальной. Как учить результативно и вместе с тем оптимально?

 Для того чтобы быть на уровне времени, выпускник школы должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной математики и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения, научиться самостоятельно и систематически пополнять знания и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Решение возникших новых задач педагогическая наука и школа ищут, в первую очередь, совершенствуя содержание образования, активизируя познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление и способности в процессе обучения. В последнее время особые надежды в этом отношении связываются с проблемным обучением.

Мною в течение нескольких лет тоже была проведена работа по сбору педагогических фактов и другого информационного материала по проблемному обучению, выявились находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно - воспитательной работе. Кроме того, я использовала обобщение собственного опыта работы, составила развернутую программу внедрения проблемного обучения, провела эксперименты в классах разных возрастных категорий и разных уровней обученности. Получив результаты, я их сопоставила, сравнила, проанализировала факты, выявила взаимосвязи между ними, выяснила характер зависимости процесса обучения от конкретных условий.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Это означает одно - вокруг нас еще много неизвестного, скрытого.

Какие бы новые веяния ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда я остаюсь один на один со своими воспитанниками. И от моего умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

      Именно поэтому с 2019 года я работаю над проблемой «Технология проблемного обучения на уроках математики».

Актуальность опыта определяется: 
во-первых, возрастающим интересом современной школы к личности ученика, проникновением в особый мир школьника, формированием разносторонней, духовно развитой личности; 
во-вторых, повышением значения методов преподавания, акцентирующих особое внимание на использование проблемных ситуаций  в учебном процессе.

Перспективность опыта

1. Эффективность формирования  познавательного интереса к предмету у учащихся.
2. Углубление восприятия учащихся.

3. Эффективность изучения предмета и интеграции различных видов работ в учебном процессе.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека. Понимая, что по причине увеличения объема информации, подлежащей усвоению, решить задачу обеспечения современного качества образования традиционным путем невозможно, одним из путей обогащения оправданной и проверенной временем традиционной теории я считаю использование особых подходов, особых методов развивающего обучения.  Развитие интеллекта учеников за счет повышения роли самостоятельности учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности, в условиях свободы применения способов умственной деятельности.

Условия возникновения, становление опыта.

         На формирование опыта работы оказали влияние такие факторы, как изучение опыта коллег (я никогда не стесняюсь  научиться чему-то  новому у коллег с большим стажем) и,  конечно же, курсы повышения квалификации.

Ведущая идея опыта:

          Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить математику и  разбираться в ней. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам.

Целями своей педагогической деятельности я считаю:

- формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций);

- развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).

Именно поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций».

Теоретическая база опыта

       Мне помогает в решении педагогических проблем концепция развивающего обучения, разработанная Л.С.Выготским, в центре которой - развитие человека как личности.  Развитие рассматривается как «непрерывный процесс самовыдвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на первых ступенях единством общественного и личного при восхождении ребёнка по ступеням развития» (Л.С.Выготский “Педагогическая психология” М. 1991г.)  

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки мною вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Этапы проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации).

I этап - создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся на восприятие ее проявления.

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе я оказываю дозированную помощь, задаю наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия.

Совместно со мною или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель при этом оказывает ученикам необходимую помощь.

IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его,  образование нового знания в сознании учащихся.

V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Да еще мы не знаем, как ученик слушал, может быть, слушал «пассивно», если слушал ли вообще. Не обернется ли такая экономия времени значительными потерями, в том числе и нервными, когда придется «десять раз повторять»?

Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно слушает и больше понимает (понятие и определение складываются в его уме постепенно), тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию нового, развивается мышление. Это способствует экономии времени при изучении последующего материала и повышает уровень его усвоения. Открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового.

Идея привлекать учеников к самостоятельному открытию (под руководством учителя) не нова. С помощью наводящих вопросов Сократ побуждал слушателей самих искать решение проблемы. Предлагая конкретные примеры, он вынуждал собеседника признать, что данное им определение или слишком узко, или слишком широко, или недостаточно в каком-либо существенном отношении, т.е. заставлял его уточнять определение и таким образом подводил его к понятию, основанному на строгом определении.

Для пробуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций целесообразно использую и  игровые моменты. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры. Для этого на уроках математики я использую исторические экскурсы,  жизненные факты, занимательные задачи, научно- популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в математическом содержании которых содержатся противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия между необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью его осуществить Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, мне приходится действовать скорее как руководитель и партнер, нежели как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки я приобрела опыт, который позволяет мне:

1. Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.

2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов.

3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

Технология опыта

Отход учителя на второй план отнюдь не значит, что в какой-то мере он утрачивает свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является главным героем. От него зависит все то, что происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера, а также режиссера школьной сцены я выполняю надлежащим образом только тогда, когда умею вызывать в учениках силы и творческие возможности и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.

Все ли обучение должно быть проблемным?

Нет, не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, и самостоятельное усвоение знаний идет путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником.

 Работая над этой проблемой я придерживаюсь такими рекомендациями по созданию проблемных ситуаций на уроке:

1.Подвожу к противоречию с уже известным и предлагаю самим находить способ разрешения.

2. Побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы.

3. Создаю ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.

4. Использую задачи с заведомо допущенными ошибками.

5. Предлагаю практические исследовательские задания.

6. Отыскиваю различные способы решения одной и той же задачи.

7. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос.

8.Учимся составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.

9.Использую тесты с выбором правильного ответа.

Анализ результативности

 На своих уроках я пытаюсь показать, что создание проблемных ситуаций   не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и  восторгом (шестиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.

Результатом применения технологии проблемного обучения   могу назвать следующее:

·         Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

·         Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

·         Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

·         Формирование личностных качеств ученика,

·         Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

·         Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

          Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

          У моих выпускников сформировано «умение учиться». Они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

     Считаю, что используемые мной формы, методы обучения, виды работ, элементы информационно-коммуникативных технологий приводят меня в моей работе к положительным результатам. А именно: успеваемость по математике остается стабильно высокой  - 100%, качество обученности по математике составляет 60 - 80%, по геометрии 60-75%, по ИКТ -70-80%

Результатом своей педагогической деятельности считаю достижения учеников. Мои ученики успешно сдают ГИА, участвуют научно-исследовательских конкурсах. Многие выпускники для поступления выбирают факультеты с профилирующим предметом «математика». Практически все обучаются в  колледжах, а потом поступают в вузы  Республики Мордовия и России.  Искренне радуюсь каждой победе  любимых учеников. С чувством удовлетворения отмечаю творческий и духовный рост многих ребят.

Результаты работы по моим предметам можно увидеть в таблице:

2019-2020 учебный год

математика

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во «5»

Кол-во «4»

Кол-во «3»

Успеваемость

Кач-во знаний

Средний балл

5

5

2

2

1

100

75

4,3

6

4

2

1

1

100

80

4.3

7

3

-

3

-

100

100

4.0

8

3

1

1

1

100

67

4.2

9

5

2

2

1

100

80

4,0

2020-2021 учебный год

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во «5»

Кол-во «4»

Кол-во «3»

Успеваемость

Кач-во знаний

Средний балл

5

5

1

2

2

100

60

4.2

6

5

2

2

1

100

80

4.4

7

10

2

1

1

100

75

4.5

8

2

-

2

-

100

100

4

9

3

1

1

1

100

67

4.2

2021-2022 учебный год

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во «5»

Кол-во «4»

Кол-во «3»

Успеваемость

Кач-во знаний

Средний балл

5

3

1

1

1

100

66

4.2

6

5

2

2

1

100

80

4.4

7

5

2

1

2

100

60

4.5

8

10

3

4

3

100

50

3.5

9

2

-

2

-

100

100

4

 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

     Работа в данном направлении показала, что классические приемы работы на уроке не приводят к желаемым результатам, но и при использовании данного опыта возникает ряд трудностей:

    Очень сложно приучить учащихся  к самостоятельному, обдуманному изучению того или  иного материала (им легче принять «прожеванный»  материал) 

   Сложно научить детей самостоятельно находить нужную информацию;

   Необходимо  много времени уделять  подготовке к уроку.

           Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Чтобы ни делал учитель, какой бы методикой ни владел, он всегда будет понят и принят учениками. Потому что он УЧИТЕЛЬ!

Адресные рекомендации по использованию опыта

  В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, заседаниях кафедры,  провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы по обмену опытом.

     Размещаю свой опыт работы  на сайте школы и своём сайте:

http://nsportal.ru/azm1973



Предварительный просмотр:

Ссылка на портфолио Айзятулловой З.М.

https://disk.yandex.ru/d/w7paBJaQWBFoXQ