Учитель года-2017

Айзятуллова Зульфия Мягзумовна

1. Эссе "Я-учитель".

2. Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики" (презентация).

3. Пояснительная записка к методическому семинару.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_._ya-uchitel.doc149.5 КБ
Office presentation icon metodichekiy_seminar.ppt1.01 МБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_prezentatsii.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

"Учитель года — 2017"

Я - учитель!

Окончив в 1995году Мордовский государственный  педагогический университет им. М.Е. Евсевьева,  я стала учителем математики. И волею судьбы почти 23 года  назад, сделав свой выбор,  считаю его правильным и сейчас, пришла работать в свою родную школу. Моя задача – обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и развиваться. Моё счастье в успехе ученика. Моё педагогическое кредо: «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».

Нашла ли я свое место в жизни? Думаю, да. Я с удовольствием иду на работу, с радостью встречаю детей, строю планы на будущее, наше общее будущее – мое и учеников. Мы вместе открываем мир, узнаем жизнь, влюбляемся, находим новых друзей. На моих глазах растут ЛЮДИ, и я расту вместе с ними. Я постоянно ищу, пробую, творю, учусь. Я стала учителем, как и мечтала в детстве, и ничуть не жалею.

Труд математики, как и живописи и поэзии, состоит в тяжелой творческой работе. Поэтому математику очень сложно преподавать. Математика — медленный созерцательный процесс. Изготовить произведение искусства занимает время, а, чтобы распознать его, нужен искусный учитель. Разумеется, легче вывесить список правил, чем вести за собой будущих художников, как легче написать инструкцию к телевизору, чем книгу с изложением своей точки зрения. Дети – это наше продолжение, это наше будущее. Каждый ребенок – это открытая книга, и только от взрослых зависит, что будет написано на ее страницах. Кем для ребенка является учитель?
• Человеком, который дает знания или человеком, который учит находить новые знания и использовать их в своей жизни? Мне близка вторая позиция. Учитель должен быть не просто «кладезем знаний», а проводником к ним.
• Человеком, который проживает вместе с ним счастливые и печальные моменты школьной жизни.
• Человеком, который поможет найти ответ на любой вопрос, даже самый сокровенный.
   Методическая тема над которой я работаю:
«Технология проблемного обучения на уроках математики».

Я – учитель математики традиционной школы.  И для меня проблема качественного освоения детьми одного из ведущих предметов школьного цикла остаётся достаточно актуальной. Как учить результативно и вместе с тем оптимально?

 Для того чтобы быть на уровне времени, выпускник школы должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной математики и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения, научиться самостоятельно и систематически пополнять знания и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Решение возникших новых задач педагогическая наука и школа ищут, в первую очередь, совершенствуя содержание образования, активизируя познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление и способности в процессе обучения. В последнее время особые надежды в этом отношении связываются с проблемным обучением.

Мною в течение нескольких лет тоже была проведена работа по сбору педагогических фактов и другого информационного материала по проблемному обучению, выявились находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно - воспитательной работе. Кроме того, я использовала обобщение собственного опыта работы, составила развернутую программу внедрения проблемного обучения, провела эксперименты в классах разных возрастных категорий и разных уровней обученности. Получив результаты, я их сопоставила, сравнила, проанализировала факты, выявила взаимосвязи между ними, выяснила характер зависимости процесса обучения от конкретных условий.

Какие бы новые веяния ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда я остаюсь один на один со своими воспитанниками. И от моего умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека. Понимая, что по причине увеличения объема информации, подлежащей усвоению, решить задачу обеспечения современного качества образования традиционным путем невозможно, одним из путей обогащения оправданной и проверенной временем традиционной теории я считаю использование особых подходов, особых методов развивающего обучения.  Развитие интеллекта учеников за счет повышения роли самостоятельности учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности, в условиях свободы применения способов умственной деятельности.

Целями своей педагогической деятельности я считаю:

- формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций);

- развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).

Именно поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций».

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки мною вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Да еще мы не знаем, как ученик слушал, может быть, слушал «пассивно», если слушал ли вообще. Не обернется ли такая экономия времени значительными потерями, в том числе и нервными, когда придется «десять раз повторять»?

Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно слушает и больше понимает (понятие и определение складываются в его уме постепенно), тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию нового, развивается мышление. Это способствует экономии времени при изучении последующего материала и повышает уровень его усвоения. Открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового.

Идея привлекать учеников к самостоятельному открытию (под руководством учителя) не нова. С помощью наводящих вопросов Сократ побуждал слушателей самих искать решение проблемы. Предлагая конкретные примеры, он вынуждал собеседника признать, что данное им определение или слишком узко, или слишком широко, или недостаточно в каком-либо существенном отношении, т.е. заставлял его уточнять определение и таким образом подводил его к понятию, основанному на строгом определении.

Все ли обучение должно быть проблемным?

Нет, не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, и самостоятельное усвоение знаний идет путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником.

  На своих уроках я пытаюсь показать, что создание проблемных ситуаций   не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и  восторгом (шестиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.

Результатом своей педагогической деятельности считаю достижения учеников. Мои ученики успешно сдают ГИА, участвуют в научно-исследовательских конкурсах. Многие выпускники для поступления выбирают факультеты с профилирующим предметом «математика». Практически все обучаются в  колледжах, а потом поступают в вузы  Республики Мордовия и России.  Искренне радуюсь каждой победе  любимых учеников. С чувством удовлетворения отмечаю творческий и духовный рост многих ребят.

Мы растим новое поколение России. От сегодняшних учеников зависит судьба нашего Отечества. И на мне лежит большая ответственность. Возможно, именно мои слова станут для них главными и в становлении характера, и в выборе нравственных ценностей, и в поиске жизненного пути.

И потому не перестаю учиться. У старших педагогов-мастеров набираюсь опыта и мудрости. Полезно и общение с молодыми коллегами, хотя они и на вес золота в нашем коллективе. Мне нравится их современность, энергичность, ценю то новое, что они несут в школу.

 Да, я счастливый человек, потому что утром  с радостью иду в школу, чтобы снова и снова встретиться с моими учениками, коллегами – моими единомышленниками, живущими  со мной  в  одном ритме жизни. А  вечером, усталая, но не разочаровавшаяся в своей работе, иду  домой, где меня  ждет  моя  семья.

            И  снова  я буду   думать о школе, строить  планы о том, что надо сделать еще, и еще…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Айзятуллова Зульфия Мягзумовна, учитель математики МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ »

Слайд 2

Цель педагогической деятельности: формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций); - развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации). Знание только тогда знание, когда оно добыто усилием собственной мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой

Слайд 3

Этапы проблемного обучения I этап - создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся на восприятие ее проявления. II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе я оказываю дозированную помощь, задаю наводящие вопросы и т.д. III этап - поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия .

Слайд 4

IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся. V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Слайд 6

Классификация методов обучения Методы Проблемное обучение Традицион- ное обучение Постановки проблемы Побужда- ющий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотиви-рующим приемом Сообщение темы поиска решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий от проблемы диалог Подводящий без проблемы диалог Сообщение знаний

Слайд 7

Традиционный урок 1. Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемное обучение 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками.

Слайд 9

Основная идея технологии: Ученик – не объект обучения, пассивно воспринимающий учебную информацию, а активный субъект, самостоятельно владеющий знаниями и решающий познавательные задачи.

Слайд 10

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

Слайд 11

Побуждающий от проблемной ситуации диалог Педагогические действия: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Слайд 12

Подводящий к теме диалог Система посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. Разные типы вопросов: -репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); -мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение).

Слайд 13

Плюсы и минусы проблемного обучения Побуждающий диалог Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы + Развивает творческое мышление. + Максимально близок к жизненным ситуациям. - Ученики могут увести в сторону от темы. - Невозможно рассчитать время на уроке. Подводящий диалог Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает логическое мышление. + Просчитывается по времени. + Ведет к нужному результату коротким путем. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу.

Слайд 14

НА ПРОБЛЕМНОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО

Слайд 15

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Слайд 16

Проблемные методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени .

Слайд 17

Технология проблемного обучения позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала; - сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения; - использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации; - повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения

Слайд 18

Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке : 1.Подвести к противоречию с уже известным и предложить самим находить способ разрешения. 2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. 3. Создать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. 4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. 5. Предлагать практические исследовательские задания. 6. Отыскать различные способы решения одной и той же задачи. 7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. 8.Учиться составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.

Слайд 19

Результаты работы

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Методический семинар 

 «Технология проблемного обучения на уроках математики».

Знание только тогда знание,
когда оно добыто усилием собственной
мысли, а не памятью.

                                              Л.Н. Толстой

Я – учитель математики традиционной школы.  И для меня проблема качественного освоения детьми одного из ведущих предметов школьного цикла остаётся достаточно актуальной. Как учить результативно и вместе с тем оптимально?

 Для того чтобы быть на уровне времени, выпускник школы должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной математики и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения, научиться самостоятельно и систематически пополнять знания и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Решение возникших новых задач педагогическая наука и школа ищут, в первую очередь, совершенствуя содержание образования, активизируя познавательную деятельность учащихся, развивая их мышление и способности в процессе обучения. В последнее время особые надежды в этом отношении связываются с проблемным обучением.

Мною в течение нескольких лет тоже была проведена работа по сбору педагогических фактов и другого информационного материала по проблемному обучению, выявились находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно - воспитательной работе. Кроме того, я использовала обобщение собственного опыта работы, составила развернутую программу внедрения проблемного обучения, провела эксперименты в классах разных возрастных категорий и разных уровней обученности. Получив результаты, я их сопоставила, сравнила, проанализировала факты, выявила взаимосвязи между ними, выяснила характер зависимости процесса обучения от конкретных условий.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Это означает одно - вокруг нас еще много неизвестного, скрытого.

Какие бы новые веяния ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование интеллектуальной культуры учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда я остаюсь один на один со своими воспитанниками. И от моего умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень их знаний, готовность к самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует развитию человека. Понимая, что по причине увеличения объема информации, подлежащей усвоению, решить задачу обеспечения современного качества образования традиционным путем невозможно, одним из путей обогащения оправданной и проверенной временем традиционной теории я считаю использование особых подходов, особых методов развивающего обучения.  Развитие интеллекта учеников за счет повышения роли самостоятельности учащихся в процессе разрешения проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности, в условиях свободы применения способов умственной деятельности.

Целями своей педагогической деятельности я считаю:

- формирование у учащихся умения применять полученные знания в практической деятельности (они более эффективно фиксируются в памяти учащегося, если получены в процессе решения проблемных ситуаций);

- развитие способностей, которые позволяют найти выход из любой ситуации (способность к рефлексии, целеполаганию, планированию, моделированию и активной коммуникации).

Именно поэтому я очень часто организую уроки с использованием «проблемных ситуаций».

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки мною вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Этапы проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации).

I этап - создание проблемной педагогической ситуации, ориентирование учащихся на восприятие ее проявления.

II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него. На этом этапе я оказываю дозированную помощь, задаю наводящие вопросы и т.д.

III этап - поиск решения проблемы, поиск выхода из тупика противоречия.

Совместно со мною или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель при этом оказывает ученикам необходимую помощь.

IV этап - появление идеи решения, переход к решению, разработка его,  образование нового знания в сознании учащихся.

V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Да еще мы не знаем, как ученик слушал, может быть, слушал «пассивно», если слушал ли вообще. Не обернется ли такая экономия времени значительными потерями, в том числе и нервными, когда придется «десять раз повторять»?

Когда же ученик участвует в составлении определения, он действительно слушает и больше понимает (понятие и определение складываются в его уме постепенно), тогда материал усваивается прочнее, у ученика активизируется способность к познанию нового, развивается мышление. Это способствует экономии времени при изучении последующего материала и повышает уровень его усвоения. Открывать самому интересно, следовательно, меняется отношение школьника к учебе, появляется потребность в освоении нового.

Идея привлекать учеников к самостоятельному открытию (под руководством учителя) не нова. С помощью наводящих вопросов Сократ побуждал слушателей самих искать решение проблемы. Предлагая конкретные примеры, он вынуждал собеседника признать, что данное им определение или слишком узко, или слишком широко, или недостаточно в каком-либо существенном отношении, т.е. заставлял его уточнять определение и таким образом подводил его к понятию, основанному на строгом определении.

Для пробуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций целесообразно использую и  игровые моменты. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры. Для этого на уроках математики я использую исторические экскурсы,  жизненные факты, занимательные задачи, научно- популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в математическом содержании которых содержатся противоречия научных фактов с привычными жизненными представлениями учащихся, противоречия между необходимостью выполнить определенное задание и невозможностью его осуществить Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, мне приходится действовать скорее как руководитель и партнер, нежели как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки я приобрела опыт, который позволяет мне:

1. Тонко чувствовать проблемность ситуации, с которой сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.

2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов.

3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых ими в попытках найти собственное решение, предлагая им свою помощь или адресуя их к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

Отход учителя на второй план отнюдь не значит, что в какой-то мере он утрачивает свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является главным героем. От него зависит все то, что происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера, а также режиссера школьной сцены я выполняю надлежащим образом только тогда, когда умею вызывать в учениках силы и творческие возможности и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.

Все ли обучение должно быть проблемным?

Нет, не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, и самостоятельное усвоение знаний идет путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником.

 Работая над этой проблемой я придерживаюсь такими рекомендациями по созданию проблемных ситуаций на уроке:

1.Подвожу к противоречию с уже известным и предлагаю самим находить способ разрешения.

2. Побуждаю делать сравнения, обобщения, выводы.

3. Создаю ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом.

4. Использую задачи с заведомо допущенными ошибками.

5. Предлагаю практические исследовательские задания.

6. Отыскиваю различные способы решения одной и той же задачи.

7. Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос.

8.Учимся составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта.

9.Использую тесты с выбором правильного ответа.

 На своих уроках я пытаюсь показать, что создание проблемных ситуаций   не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и  восторгом (шестиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.

Результатом своей педагогической деятельности считаю достижения учеников. Мои ученики успешно сдают ГИА, участвуют научно-исследовательских конкурсах. Многие выпускники для поступления выбирают факультеты с профилирующим предметом «математика». Практически все обучаются в и колледжах, а потом поступают в вузы  Республики Мордовия и России.  Искренне радуюсь каждой победе  любимых учеников. С чувством удовлетворения отмечаю творческий и духовный рост многих ребят.

Результаты работы по моим предметам можно увидеть в таблице:

2014-2015 учебный год

математика

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во «5»

Кол-во «4»

Кол-во «3»

Успеваемость

Кач-во знаний

Средний балл

5

4

2

1

1

100

75

4,3

6

4

-

2

2

100

50

3.5

7

3

1

1

1

100

67

4.0

8

5

2

2

1

100

80

4.2

9

10

2

6

2

100

80

4,0

2015-2016 учебный год

Класс

Кол-во уч-ся

Кол-во «5»

Кол-во «4»

Кол-во «3»

Успеваемость

Кач-во знаний

Средний балл

5

5

2

2

1

100

80

4.2

6

4

2

1

1

100

75

4

7

4

-

2

2

100

50

3.5

8

3

1

1

1

100

67

4.0

9

5

2

2

1

100

80

4.2

 

 Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Чтобы ни делал учитель, какой бы методикой ни владел, он всегда будет понят и принят учениками. Потому что он УЧИТЕЛЬ!