Для Вас, Родители...

Валентина Николаевна Коканова

Консультации, советы, папки - передвижки...

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 верных способов испортить детей!

Дети не рождаются с инструкцией по эксплуатации, и идеальных родителей не существует. Ты можешь прочесть множество книг, поговорить со всеми мамами на детской площадке и пройти специальные курсы, но тебе все еще будет казаться, что ты не знаешь, что делать.

Так или иначе, хотела бы ты знать, что следует делать, а чего не следует?

Взгляни на 6 проверенных способов воспитать испорченного ребенка.

1. Всегда уступай

Не имеет значения, чего хочет ребенок, он получает это. Неважно, игрушка ли это, которую он увидел, стоя в очереди в супермаркете, или игровая приставка, которая стоит четверть твоей зарплаты. Давая ему все, что он потребует, ты вырастишь эгоиста.

Многие родители думают, что, отказывая детям в их просьбах, они будут выглядеть врагами своих малышей. Но детям нужно реальное представление о том, как получить желаемое, им необходимо узнать цену деньгам и труду. Хватаясь за бумажник из-за любого нытья, ты создашь впечатление, что деньги и материальные ценности важнее эмоционального и духовного опыта и что нет необходимости работать и зарабатывать, чтобы получить то, чего хочешь.

Как следует поступить: Ограничься одним подарком в месяц, выделив на это определенную сумму денег. Если ребенок хочет больше или чего-то более дорогого, он должен на это заработать (например, выполняя работу по дому) или сэкономить на карманных расходах.

2. Не реагируй на плохое поведение

Твой ребенок капризничает, закатывает истерики или обижает других детей, а ты ничего не предпринимаешь. Многие не хотят выглядеть суровыми мамашами и потому никак не реагируют на плохое поведение детей. Часто родители не знают, как правильно наказывать детей.

Такое воспитание может привести ребенка к серьезным проблемам в будущем, таким как нарушение закона, например. Дети живут согласно границам и правилам взаимодействия с другими людьми, которые им устанавливают родители. Если ты не будешь устанавливать правила, грань между хорошими и плохими поступками становится размытой или может совсем отсутствовать.

Как следует поступить: Разработай четкий и последовательный список санкций за проступки для своих детей. Если они плохо ведут себя в школе или в обществе, лиши их некоторых привилегий, таких как компьютер или десерт. Применяй домашний арест за по-настоящему плохое поведение. Всегда спокойно объясняй, почему то или иное поведение неприемлемо. Не меняй основные формулировки: если раз за разом повторять одно и то же, ребенок рано или поздно все усвоит.

3. Всегда принимай сторону ребенка

Когда учитель или кто-то еще сообщает тебе, что твой ребенок плохо себя ведет, ты не веришь и всегда встаешь на сторону своего ребенка. Мы все хотим верить, что наши дети — сущие ангелочки, но закрывать глаза на их проступки или отрицать их — не выход. Некоторые родители думают, что их дети не могут поступать неправильно, что во всем всегда виноваты какие-нибудь хулиганы. Жизненно необходимо подчеркнуть важную роль учителей, полицейских и прочих взрослых людей. Объясни детям, что они не выше правил и что ошибки влекут последствия.

Как следует поступить: Если учитель или воспитатель твоего ребенка советует принять определенные меры, следуй этому совету до тех пор, пока это безопасно и разумно. Объясни ребенку, почему это произошло. И что ты по-прежнему любишь его, но нужно делать то, что требуется, чтобы вырасти ответственным человеком.

4. Ссорься на глазах у ребенка

Семейные сцены — последнее, что нужно видеть ребенку. Это может сказаться даже на здоровье малыша, психологические проблемы «аукаются» потом всю жизнь различными болезнями.

Дети, ставшие свидетелями семейных скандалов, могут совершать необдуманные поступки, сбегать из дома, искать опасные способы убежать от реальности, такие как наркотики или алкоголь. Кроме того, они усвоят, что разрешать конфликты посредством криков или даже рукоприкладства совершенно нормально.

Как следует поступить: Веди себя сдержанно на глазах у детей. Если уж начали ссориться, постарайся перенести общение в другую комнату или на улицу. Если ребенок уже наблюдал твои конфликты, походи с ним к психологу — найди специалиста. Психотерапевт поможет малышу преодолеть период развода и семейных проблем. Твоя задача — научить детей решать проблемы в отношениях спокойными разговорами.

5. Подавай плохой пример

Влезая без очереди, обманывая, нецензурно выражаясь на глазах у малышей, ты подаешь им плохой пример. Родители — главные учителя для детей, и твои поступки оказывают на них огромное влияние. Ты ошибаешься, если считаешь, что дети не обращают внимания. Они крайне впечатлительны и будут подражать любому поведению, которое видят.

Как следует поступить: Нужно стать хорошим примером для своих детей. Конечно, мы все совершаем ошибки. Нужно объяснить детям, почему то, что ты сделала, было неправильно и что теперь тебе надо сделать, чтобы это исправить.

6. Не уделяй внимания

Работай допоздна, трать время на сериалы, подружек или просто игнорируй своих детей. Детям нужно чувствовать себя любимыми и необходимыми и знать, что они достойны внимания и заботы. Если этим пренебречь, ребенок будет искать утешения в неподходящей компании или страдать от депрессии.

Как следует поступить: Даже если у тебя плотный график работы или тебе время от времени нужно отдыхать от родительских обязанностей, обязательно посвяти детям один день в неделю.



Предварительный просмотр:

27 подсказок любящим родителям

1. Вопрос №1: «Я ращу послушного или успешного?»                      

2. Когда ребёнок вас не слушает, вспоминайте вопрос №1.              

3. Даже самый маленький лучше мамы знает, тепло ему или холодно, хочет он есть или уже нет, нравится ему что-то или не нравится.                                                                                        

4. Дети копируют родителей. Нет смысла ругать за недостатки, которые они взяли у вас.                                                                

5. Почаще предоставляйте ребёнку выбор. Например: что (и сколько) поесть, во что играть, где гулять… Так он учится.              

6. По возможности, не мешайте получать негативный опыт. Пусть ошибается: опыт лучше нудежа.                                                      

7. Лучше страховать ребёнка на опасных «лазилках», чем пугать его возможными опасностями. Вопрос №1, помните?                            

8. Заботьтесь о ребёнке в том, в чём он не может о себе позаботиться, и не отнимайте у него права делать для себя то, что он уже может.                                                                                

9. Лучший способ обучения – делать вместе.                                    

10. Делитесь технологиями: как что делается.                                  

11. Когда ребёнку плохо, его надо не учить, а любить: тёплые объятия и ласковые слова – всё, что нужно.                                    

12. То, что вы сильнее, ещё не значит, что вы всегда правы.            

13. Отличный способ ограничить время за экраном – многочисленный кружки и секции. Самые лучшие и самые интересные.                                                                                    

14. Первый критерий в выборе няни, воспитателя, учителя, тренера – любовь к детям. Только не путайте с «сюсюканьем».                    

15. Карманные деньги лучше не дарить, а выдавать в качестве зарплаты за обязанности и бонусов за достижения.                          

16. Чем больше вы уважаете своего ребёнка, тем больше шансов у него вырасти в уважаемого человека. Вопрос №1.                          

17. К счастью, родители не всегда лажают одновременно. Поэтому тот, кто помнит о вопросе №1, может защитить ребёнка от второго.

18. Вы имеете право чего-то не знать. Вы имеете право ошибаться. Не притворяйтесь непогрешимым – это смешно.                              

19. Если кому-то по должности положено (среди прочего) ругать и наказывать вашего ребёнка, не дублируйте его работу. Но хвалите там, где те недохваливают.                                                              

20. Учите вопросами. Самостоятельно найденный ответ ценнее готовенького.                                                                                  

21. Вы, кстати, тоже человек: не жертвуйте ради ребёнка. Ваша способность отстоять свои интересы и заботиться о себе – прекрасный пример для подражания! Вопрос №1.                            

22. Если ребёнок получает ваше внимание, только болея, он будет делать это чаще. Играйте с ним, когда он здоров!                            

23. «Кнут и пряник» – отличный способ воспитать послушного.        

24. Не заставляйте ребёнка реализовывать ваши мечты – лучше реализуйте их сами. Вам не поздно! Правда-правда! Дети скопируют либо то, либо другое.                                                                      

25. Накосячили? Попросите прощения. У ребёнка. И не превращайте это в очередной сеанс нравоучений.                                                

26. Если обещали наказать за что-то, накажите. Отмена наказания – это обман. А он куда болезненнее, чем то, что вы пообещали сделать.                                                                                          

27. Психотип сильнее воспитания. У кого больше одного ребёнка, тот знает.                                                                                        



Предварительный просмотр:

               

                    КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ В ПЕРВЫЙ РАЗ?

    Что является причиной посещения логопеда? Что такое «речь развивается в норме»? Срочно «бежать» к логопеду или подождать?- Это вопросы, которые должен задать себе каждый родитель, имеющий ребенка дошкольника. Ответы на эти вопросы и просты и сложны одновременно. Попробуем разобраться вместе.
    Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения. Поэтому, если ребенку уже три годика, а он не разговаривает, или произносит слоги и отдельные слова, не надо ждать, когда у него появится развернутая речь, необходимо обратиться к логопеду за консультацией.
Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.
    Это не совсем так. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Кроме того, логопед может подготовить ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.
   

   

 Вашему ребенку необходима помощь специалиста, если:


В 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.

В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».

В 2 года ребёнок не разговаривает.

В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).

До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.

К 3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».

К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает, не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».

К 3-4 годам он не слышит слогов в слове; искажает слово до неузнаваемости; произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком; сокращает слово, пропуская некоторые согласные и слоги, или недоговаривает слово до конца; произносит слово несколько раз по-разному. Речь ребенка не разборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают. Ребенок многие звуки произносит мягко, как-будто он еще маленький или преобладают твердые звуки, как-будто у него акцент.
При произношении некоторых звуков в речи появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то в вбок; звуки «С», «З», «Ц» произносит как англичанин — между зубами; при произнесении звуков «Ш», «Ж» раздувает щеки, а звук «Р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук. Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.

Не стремиться к общению.

Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.

Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.

Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.

К 5 годам не сформирована связная речь. Ребенок затрудняется составить предложение по картине, не может установить последовательность действий, ограничиваясь перечислением предметов, или использует отдельные очень короткие предложения.

К 5-6 годам нарушена общая структура речи: он не правильно строит предложения, не согласовывает слова в роде, числе и падеже, неправильно использует предлоги и союзы.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий.



Предварительный просмотр:

Какие упражнения следует выполнять?

Артикуляционная гимнастика позволяет отработать различные звуки, поэтому в зависимости от того, с какой именно буквой у ребенка проблемы, должен выполняться определенный комплекс упражнений.

Для свистящих звуков («С», «З», «Ц») отлично подойдут следующие занятия:

«Забор». Для выполнения необходимо широко открыть рот в улыбке так, чтобы видны были сомкнутые челюсти. Зафиксировать такое положение рта на 5 секунд.

«Слон». Здесь нужно вытянуть губы вперед трубочкой, при этом держать челюсти сжатыми. Находится в таком положении 5 секунд.

«Горка». В этом упражнении следует широко открыть ротик в улыбке, кончиком языка упереться в зубы снизу, широкую часть органа поднять вверх. Таким образом, получается что-то в виде горы. При этом язык должен быть твердым. В таком состоянии нужно удерживать органы до 5 секунд.

«Чистка зубок». Чтобы выполнить это упражнение, необходимо широко открыть рот, продемонстрировав свои зубы. Потом кончиком языка начать как бы чистить их с внутренней стороны, проделывая движения в стороны. Во время занятия нижняя челюсть должна находиться в неподвижном состоянии, а губы должны расходиться в улыбке. Достаточно сделать 6-7 таких движений.

Следующий комплекс гимнастики предназначен для отработки расположения речевых органов при произношении шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ч», «Ж»:

«Блин». Расположить широкий кончик языка на нижней губе и проговаривать слог «пя» несколько раз. При этом нужно следить, чтобы он не двигался, а рот был открыт лишь немного. Затем следует зафиксировать язык на губе на несколько секунд.

«Варенье». В этом занятии следует открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу не в стороны, снизу вверх. В процессе выполнения нижняя челюсть должна быть видна.

«Индюшонок». Тут необходимо немного открыть рот и делать быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперед и назад. При этом нужно произносить звук, похожий на «бл-бл-бл».

«Чашка». Для выполнения нужно широко открыть рот в улыбке, чтобы были видны зубы. Показать язычок и сформировать из него чашечку, для этого нужно представить, что вам в язык нальют воду и нужно ее не пролить. В таком состоянии следует удерживать несколько секунд.

Третий набор артикуляционных упражнений помогает деткам выработать навык правильного расположения органов речи в момент воспроизведения таких звуков, как «Л» и «Р».

«Гриб». Данное занятие выполняется таким образом: необходимо немного открыть ротик, продемонстрировав свои челюсти. Приложить широкий плоский язычок к небу и держать так несколько секунд. Получается, что сам речевой орган является шляпкой гриба, а его связка, расположенная под ним – это ножка грибка.

«Гармошка». Здесь следует сделать такое же положение, как в предыдущем занятии, только нужно растягивать связку, широко открывая и закрывая ротик.

«Маляр». Для выполнения данного упражнения нужно широко открыть рот в улыбке, показать свои зубки. А дальше кончиком языка водить по небу вперед и назад, как будто красишь его. При проделывании гимнастики язык не должен выходить за пределы челюстей, отрываться от неба и двигаться в стороны.

Обычно постановка звуков производится поочередно, сначала отрабатывается, например, свистящий, потом шипящий. По поводу разработки комплекса лучше всего посоветоваться с логопедом.

Тренировки для развития дыхания во время речи

Очень важную роль в постановке правильного произношения слов играет дыхательный процесс. То, как дышит человек во время общения, отличается от обычного физиологического дыхания. В процессе воспроизведения звуков длительность выдоха значительно больше, поэтому следует научить ребенка плавно и долго выдыхать воздух.

Отлично будет, если при этом применять такие легкие игрушки как вертушки, надувные шары, губная гармонь и т. д. Также можно использовать пушинку. К примеру, с ней можно поиграть в некий футбол: сделать ворота и пытаться задуть пушинку туда.

Кроме этого, хорошим упражнением является следующее: положить на кончик носа ватный шарик, язычок высунуть вверх и постараться сдуть его, чтобы ватка полетела вверх.

Также можно применять такие методы, как имитация звуков. Например, необходимо попросить ребенка показать, как плачет девочка – «а-а-а», как хохочет мышка – «и-и-и», как воет волк «у-у-у» и так далее.

Еще для развития дыхания отлично будет использовать такие упражнения, при которых вдох и выдох будут производиться с помощью разных органов или их частей. К примеру, вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот и наоборот. Либо вдохнуть через левую часть носовой полости, а выдохнуть через правую.

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

Произношение детишек в возрасте 2-3 лет является еще далеко не идеальным. Но проделывая с ними артикуляционные упражнения, родители помогут им быстрее начать разговаривать и делать это правильно. Очень важно для этого натренировать мышечные ткани речевого аппарата.

Гимнастика для губ и челюстей включает в себя такие упражнения:

Необходимо надуть щеки, а потом рукой прижать сначала одну, а потом другую.

Нужно сделать губы трубочкой, а затем быстро улыбнуться, продемонстрировав челюсти.

Воспроизвести звук, с помощью которого останавливают движение лошадей, «Тпру!».

Следует показать, как кошка лакает молоко. Делать это нужно быстро, высовывая и засовывая язычок.

Необходимо коснуться кончиком языка до щек изнутри.

Нужно щелкать язычком, при этом поднимая его к небу. Наподобие как цокает лошадь копытами.

Следует широко открывать и закрывать ротик.



Предварительный просмотр:

Помочь трехлетке, научив… помогать!

Примерно в три года наши чада зачастую превращаются в свою противоположность: протестуют, капризничают и своевольничают.  Нет, это временное «воспаление вредности» – не навсегда. Скорее всего,  дети переживают возрастной кризис под условным названием «я сам».

Глядя на «Трилетствующую» икону Богородицы, душевно умиляешься: кажется, что два-три года – это и есть по-настоящему ангельский детский возраст, лишенный подростковой дисгармонии и взрослых противоречий. Да и Церковь в этом возрасте называет детей младенцами и еще не призывает к покаянию.

Однако наши замечательные детки в три года  все-таки  ближе к персонажу О. Генри из рассказа «Вождь краснокожих» – именно в этом возрасте они кажутся порой невыносимыми.

В чем суть кризиса трехлетних? Как нам, взрослым, сохранить душевный и семейный мир и «остаться в живых»?  Очевидно, что надо помочь ребенку перерасти кризис, приучая его самого помогать родителям и  сверстникам. 

Ждём или не ждём?

Конечно, кризиса мы не ждём. Строго говоря, он может и не наступить вовсе или пройти почти незамеченным.

Давайте определимся с возрастными рамками. Психологи  отмечают, что этот кризис вероятен  в  промежутке  от 2,5 до 3,5 лет и старше, но практический опыт тех же психологов, воспитателей и родителей показывает: наши чада развиваются семимильными шагами, границы возраста всё условнее, так что кризисные проявления можно наблюдать и гораздо  раньше.

Теперь к самому понятию кризиса, поскольку для большинства мам и пап это слово звучит пугающе.

В переводе с греческого «кризис» – это решение, переворот, точка невозврата, за которой наступают перемены. И, как правило, в детской душе это перемены  наступают со знаком плюс.

Поэтому  начнем с хорошего – то есть с того, что доброго и полезного приобретается ребенком благодаря кризису.

Кризис трехлеток еще называют кризисом идентичности.

Малыш неожиданно для себя ощущает, что он отдельное существо и  всем своим душевным и физическим миром уникален и неповторим.

К ребенку приходит два очень важных понимания. Первое – я уже не грудной, я больше не часть мамы, и я всё могу сам, и второе – я личность, и есть вещи, которые для меня не приемлемы.  И в этом отмежевании от матери он формирует самооценку.

Итак, если все кризисные перипетии ваше чадо минует благополучно, оно поднимется еще на одну  свою внутреннюю ступенечку самостоятельности  по такой крутой и непростой лесенке взросления. И  результаты  этого подъема  верх  стоят того, чтобы немного потерпеть, потому как такие ценные для души и характера качества  ни за какие средства не приобретешь, ведь это –  воля, автономность и независимость.

Буря и натиск

Насколько  может быть выраженным  кризис трехлеток, во многом зависит от самого ребенка: его характера, эмоционального склада, темперамента. Маленький человечек – изначально, с рождения – личность, поэтому и реакции его могут быть разными и непредсказуемыми. Но стоит помнить – это реакции не на плохую погоду, а на реальные причины, а это, чаще всего, излишнее давление со стороны взрослых.

Не менее важен и  стиль родительского воспитания в семье (при авторитарном «ручном управлении» и при полном попустительстве шансов застрять в кризисе  гораздо больше).  Душевная и физическая связь мамы с ребенком – тоже  важный фактор, ведь, чем она  прочнее, тем легче переживаются любые перемены.

На ум приходят дети в социальных учреждениях, оставшиеся без попечения родителей. Если их оторвали от мамы еще в младенчестве, то сначала они развиваются обычно, но в возрасте от 2 до 3 лет, не имея тесного душевно-телесного контакта с взрослым, могут остановиться или даже  отступить  на несколько шагов  назад в развитии.

Пронизанные неожиданным бунтарским духом изменения в характере и поведении ребенка можно принять за что угодно – начиная с капризов и далеко не заканчивая депрессивным состоянием. Но без паники – давайте наблюдать и разбираться в деталях.

Гасим «негатив»

В ребенке нарастает негативизм по отношению к близким. Почему?

Маленький семейный мирок стал тесен,  а внешний мир вдруг обнаруживает себя с новой стороны – большим, интересным и широко распахнутым для открытий,  и малышу кажется, что  все привычные отношения с родными препятствуют его познанию.

И главный «негатив» обращается, конечно, против мамы, от которой малыш себя раньше не отделял – ни физически, ни эмоционально. Теперь мама стала главной помехой для движения дальше.  И как она не понимает, что он уже не грудной?

Конечно, кроха не осознает своих мотивов – он бессознательно протестует: в адрес такой любимой и необходимой  мамы летят крики и плачи, капризы и обидные  слова,  порой игрушки, а иногда и небезобидные тумаки детским кулачком.

Что делать? Агрессию, конечно, необходимо гасить, а в остальном, что не связано с угрозой и опасностью,  дать  ребенку выпустить пар и не настаивать на своём – советуют психологи. И тем более не обижаться, по-детски переводя стрелки на себя – мол, ребёнок маму с папой «разлюбил», «не ценит».

Кроме того, может проявиться  строптивость – негативная реакция, адресованная не конкретному члену семьи, а миру вообще.

Протест, негодование  и раздражение малыша теперь вызывают привычные вещи и сам уклад жизни, домашние порядки, предметы, любимые раньше занятия. Происходит обесценивание прежде для него ценного, например, игрушек и игр.

Во всём он проявляет неожиданное упрямство и своеволие: не хочет выполнять то, о чем его просят, делает только так, как считает нужным, демонстративно уходит, когда зовут.

Но давайте не путать упрямство с настойчивостью: если ребенок занят очень важным для него делом  (играет, рисует, увлечен) и не спешит идти обедать, то так он проявляет настойчивость – замечательное  качество для его взрослой жизни

Зачастую по отношению к маме и папе он демонстрирует жесткий деспотизм – требует срочного внимания – манипулирует близкими, шантажирует их (купите игрушку – замолчу,  повернитесь сейчас – иначе я вам устрою).

Его  властные требования иногда бывают такими настойчивыми, что это превращает жизнь семьи в настоящий кошмар.

Как себя вести? Прежде всего, избегать лишней прямоты – не спорить, как с взрослым. Малыш не обращает внимания на ваши замечания и просьбы?  Не настаивайте, лучше переключите его на другие дела и занятия.

Устраивает истерику в людном месте? Срочно уведите и лишите его зрительского ажиотажа и упоения публичным успехом, отвлеките птичкой за окном. Переключите его, своим мягким участием к его «бедам»  заодно показав, что привлекать  ваше внимание можно и мирным способом.

Ревнует к другим детям? Покажите на деле, что и он вам бесконечно дорог, но и то, что и другие дети заслуживают внимания и любви.

Итак,  сами храним спокойствие,  даем больше самостоятельности, разумно подходим к запретам, доверяем ребенку выбор. И самое главное – учимся договариваться с ним, уважая его личность.

Главный навык – сопереживать

Итак, протест и полная ломка социальных отношений – это нормально.

Малышу кажется, что он все может сам, отсюда и второе название кризиса – «Я сам».

Его раздирает противоречие  между «я хочу» и «я могу», которое он не в силах разрешить. На самом деле  силенки еще слабые: без взрослых он мало на что способен.

Но  говорить, а тем более настаивать на этом очевидном факте никак нельзя.

Сделаем наоборот – дадим нашим трехлеткам почувствовать, что они  сами по себе кое-что значат и кое-что могут.

Логика кризиса понятна  – малыш растет, растут и его требования к себе и миру, в котором он ищет своё место, и нам надо потихоньку отодвигаться в сторону, давая ему пространство для нового шага. И мы можем это позволить и ему, и самим себе.

Алгоритм несложен:  поделитесь взрослой «властью» над предметами и повседневными делами и активнее привлеките детей к помощи.

Надо понимать – здесь мы решаем не только психологически важные в момент кризиса, но и нравственные, и христианские задачи.

Умением видеть и понимать состояние другого человека, деятельно сопереживать  от природы  наделен не каждый – этому приходится учить. Поэтому маленьким деткам так важны посылы: мама (или бабушка) устала, ей необходима твоя помощь. Папе не обойтись без твоего участия в раскатке обоев.  Кошка очень хочет пообедать, а накормить ее из пакетика можешь только ты.

Задания должны быть несложными, но направленными на конкретное  и деятельное участие в жизни семьи.

Психологи предлагают следующие «рецепты»: 

  • Утром, собираясь в детский сад, позвольте ребенку самому вымыть руки, почистить зубы, прополоскать горло.
  • Поделите на двоих «родительскую работу»: вы надеваете малышу шапочку, а он – скажем, сапожки.
  • Готовя обед, доверьте  ему самое «важное» и неопасное дело  – например, помыть овощи, почистить бананы, открыть баночку, подать полотенце.
  • Накрывая на стол, поручите то, что ребенку приятнее (положить салфетки, поставить цветы и т.д.)
  • Укладывая его спать под чтение сказки на ночь, разрешите малышу вовремя перевернуть страничку. Так он и за текстом научится следить, и в содержание прочитанного лучше вникнет – развитие внимания как дополнительный бонус!
  • Выделите чудо-ящик на кухне для маленьких полезных перекусов. С вашего разрешения малыш может заглянуть туда сам и выбрать себе печенье или сухофрукт, если проголодается
  • Привлекайте своё чадо к участию в уборке. Нравится ему возить за собой пылесос? Пожалуйста. Главное не переборщить с количеством дел  и физической нагрузкой – всё в меру.

Главная задача всех этих маленьких и приятных уступок растущей детской самостоятельности  –  раздвинуть границы возможностей растущего малыша.

Ничего нет хуже родительской позиции обесценивания, когда маленькому  ребенку твердят или всем видом показывают: ты еще маленький, глупенький, ничего не значишь, сиди тихо и молчи.

Усталые мамы зачастую чувствуют ребенка неким своим придатком и не хотят замечать времени, когда ситуация меняется. Это ведет малыша к ощущению себя неполноценным, не значимым, не способным ни на какую деятельность. Не будем перечислять итоги такого воспитательного подхода во взрослом возрасте – они налицо.

И еще о важном. Конечно, детская помощь на деле таковой не является: ощутимо помочь взрослым  наши чада 2-3 лет пока что не могут. Большинство дел  у малышей выходит кривовато: чашки и блюдца бьются, скатерти пачкаются, пылесос оставляет дорожки пыли. Но  ведь для нас главное в этом случае не результат, а сам процесс,  в котором ребенок чувствует себя  очень любимым, востребованным, полезным и… почти большим. Тогда его «Я сам» становится не капризным истерическим выкриком в магазине, а словосочетанием, которое не может не вызывать на лицах мам и пап по-хорошему гордую родительскую улыбку.

«Я сам» – говорит малыш, и мы видим его будущие свершения и открытия, благословляя в путь.

Мария Солунь

https://azbyka.ru/deti/pomoch-trehletke-nauchiv-pomogat



Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.  

Возрастные особенности детей от 1,5 до 3 лет.

        Ранний возраст некоторые авторы называют преддошкольным.

Господствующей психической функцией раннего детства, по определению Л.С. Выготского, является чувственное познание мира.  Познавательная активность побуждает ребенка к активному инициативному действию с предметами, объектами, звуками (словами) в ситуации «здесь и сейчас», способствует накоплению чувственного опыта, опыта практических действий, первичного опыта словесных определений своих действий, первичного накопления и словесного опосредования своих социальных отношений. Появление мотивирующих представлений превращают ребенка в субъекта, хотя сам ребенок еще этого не осознает.

      Со второго года жизни начинается новый период формирования личности, длящийся до 3 лет. Он ознаменован переходом ребенка от существа, ставшего субъектом, к существу, осознающего себя как субъект, иначе говоря, к возникновению того системного новообразования, которое принято связывать с появлением слова «Я». В этот период в психическом развитии все большую роль  начинает играть память. Дети становятся способными действовать не только под влиянием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений. Тем самым перестраивается структура детского сознания и поведение ребенка.

       Познавательная деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя, а процесс самопознания начинается с познания себя как субъекта деятельности. Еще одно новообразование этого периода связано с появлением инициативности: « …ребенок научается сначала отделять себя от взрослого, затем противостоять ему и, наконец, строить с ним партнерские отношения». Потребность в реализации и утверждении своего «Я» является доминирующей. Взрослый уже не может управлять поведением ребенка только при помощи внешних воздействий. Все дальнейшее развитие личности теснейшим образом связано с развитием самосознания.

       На этом году жизни ведущим видом деятельности является предметная деятельность ребенка, внутри которой развивается самостоятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами, которые определяются как соотносящие и орудийные. Количество понимаемых слов значительно возрастает, и регуляция поведения совершенствуется на основе обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослого.

       К 3 годам осваиваются основные грамматические структуры речи, используются простые предложения, а активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу 3 года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, в которой главное – действия. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет воспитанникам безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется фонематический слух, и дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Особенность наглядно-действенного мышления детей 3-го года жизни заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

      Становление личности характеризуется неосознанностью мотивов, импульсивностью и зависимостью чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет, который может сопровождаться рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др.

Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет.

        В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

    Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

    Изобразительная деятельность - начинают формироваться представления о предмете. Дети уже могут использовать цвет.

   Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

    Аппликации оказывает положительное влияние на развитие восприятия.  В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

     Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования прдэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и  до 7  и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада.

    Развиваются память и внимание, наглядно-действенное мышление, воображение.

    Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами, ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.

   Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя, а также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет

    В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия, роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Появляются постоянные партнеры по игре.

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

    Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

   Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.

   Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Развивается образное мышление, воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

   Улучшается произношение звуков и дикция. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

   Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, ведущим становится познавательный мотив.

   Формируется потребность в уважении со стороны взрослого.

   Повышенная обидчивость на замечания  представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками – избирательны. Появляются лидеры, конкурентность, соревновательность. Развивается образ Я ребенка, его детализации.

Возрастные особенности детей  от 5 до 6 лет

   Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

   Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.

   Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки самые разные по содержанию, приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным, можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Овладевают обобщенным способом обследования образца, выделяют основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям из бумаги, из природного материала. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; геометрические формы (прямоугольник, овал, треугольник). Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов.

Могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Продолжает развиваться образное, словесно-логическое мышление, совершенствуется умение делать обобщения, рассуждать, анализировать на основе наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию, а именно развивается устойчивость, распределение, переключаемость внимания.        

   Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении, грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь, дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

       В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

В изобразительной деятельности  дети отражают образцы из окружающей жизни, литературных произведений, рисунки становятся сложнее,  приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование:

  • из строительного материала по собственному замыслу, так и по условиям, свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек, определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами, строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки, быстро и правильно подбирают необходимый материал, достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения.
  • из бумаги, оно способствует углублению  и развитию  пространственных представлений.
  • из природного материала.

У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться:

  • навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации;
  • воображение, однако, часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов;
  • внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут;
  • речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.



Предварительный просмотр:

Родителям о подготовке детей к школе

1. Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).

2. Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).

3. Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких - либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).

4. С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу - заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой -либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное - произвольное поведение.

5. Оптимизируйте свои детско - родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем - требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

6. Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.

7. Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно, у него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк, стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.). 

8. Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

9. Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте  это в жизнь, а если возникают сомнения - приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.2019 г.



Предварительный просмотр:

1. Используйте общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.                                                                                       
2. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.).                                                    
3. Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей» - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
4. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.
5. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.
6. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). 
7. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
8. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.
Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
9. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений. 
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям). 
10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть.
Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был «самым-самым». Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться.
Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии - процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики.
Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!