Познавательно - исследовательская деятельность «Отчего и почему?»

Валентина Николаевна Коканова

 

Направленность: естественнонаучной направленности

Уровень: стартовый             

Возраст воспитанников:  4-7 лет

Срок реализации: 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchego_i_pochemu.docx65.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

                             К.А. Тимирязев.

Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы

Цель программы: Развитие экологической воспитанности через  познание окружающего мира путем экспериментально - исследовательской деятельности и осознанного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о строении, жизни, развитии и многообразии, о значении растений в природе и жизни человека; учить детей трудовым навыкам по уходу за растениями, ставить перед собой цели, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.
  • Формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармоничного развития личности.
  • Формировать у детей представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Развивать познавательный интерес к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле, развивать представления о средах обитания, об условиях, необходимых для роста растений.
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения с ними.
  • Формировать навыки работы в команде, умения и желания согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

(опытно-экспериментальная деятельность)

I  ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел

Тема

Количество часов

теория/практика

Песок и глина

Посадим дерево

1

Песок , глина и вода

1

Посуда - из чего она?

1

Вода

Вода, вода, какая она?

1

Играем с красками

1

Водяные весы

1

Друзья

1

Свойства воды - температура

1

Воздух

Что такое воздух?

Поиск воздуха

1

Воздушный шарик

Воздух и бумага

1

Подводная лодка из винограда

1

Облака – белогривые лошадки

1

Жизнь растений

Где живут зернышки?

1

Где прячутся детки?

1

Как сохранить красоту?

1

Хитрые семена

1

Человек

Я - человек

1

Чем мы чувствуем?

1

Откуда берется голос?

1

Исследование природы с помощью органов чувств

1

Солнечный свет

Черное и белое

1

Солнечный зайчик

1

Радуга

1

Предметы вокруг нас

Необычные кораблики

1

Секрет сосновой шишки

1

Гладкое, душистое…

1

Мой веселый, звонкий мяч!

1

Узнай все о себе, шарик

1

В мире стекла

1

Волшебная рукавичка

1

Чудесные спички

1

Почему все звучит?

1

Итого

32

32

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел

Тема

Количество часов

теория/практика

Осень

Вот и лето прошло

1

Лес – наш друг

1

Экскурсия в осенний парк

1

Волшебница вода

1

Путешествие в грибное царство

1

Что у осени в корзине?

1

«Золотая осень»

1

«Дом под крышей голубой»

1

Любите землю-матушку

1

Как поработаешь, так и покушаешь

1

Пестрый дятел

1

Обобщение

1

Зима

Как переживают зиму животные

1

Комнатные растения

1

Кто улетает, а кто зимует?

1

«Русская зима»

1

Кто живет у нас дома и во дворе

1

Жила была лягушка по имени квакушка

1

Кто зимой накормит птичек?

1

Воздух вокруг нас

1

«Февральская глазурь»

1

«Мы друзья природы»

1

Весна

Песок, глина – наши помощники

1

Вдох – выдох

1

Лес и его обитатели

1

Ты расти, расти, росток

1

В гости киска к нам пришла

1

Лесные жители

1

Ветка к веточке

1

Уход за комнатными растениями

1

Одуванчик

1

Весна (обобщение)

1

Итого

32

32

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

III  ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел

Тема

Количество часов

теория/практика

Царица -  водица.

Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды

1

Почему не тонут корабли?

1

Воздушный океан.

Воздух и его свойства

1

Почему дует ветер?

1

Откуда берутся

облака?

1

Царство минералов.

Удивительный песок

1

Волшебный материал – глина

1

Простые и ценные камни в природе

1

Камни, которые подарило море

1

Камень, рожденный деревом

1

Волшебная соль.

Выращивание кристаллов соли

1

Волшебница соль

1

Удивительный мир Земли.

Мир вулканов

1

Как появляются горы?

1

Путешествие на остров

1

Испытание магнита

1

Рукотворный мир.

Свойства бумаги

1

Ткани всякие нужны

1

Путешествие в зазеркалье

1

Металл, его качества и свойства

1

Пластмасса: ее качества и свойства

1

Исследуем растения

1

Как вода попадает в растения?

1

Посев семян огурцов

1

Чудо – прическа

1

Космос. Вселенная

Путешествие в космос

1

Сила тяготения

1

Почему в космос летают на ракете?

1

Физические явления

Гроза – чудо природы!

1

Радуга в небе

1

Итого

30

30

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Содержание

Беседа, рассказ

Дидактическая игра

Опыт

ПЕСОК И ГЛИНА

ЗАДАЧИ:

  • Помочь определить свойства песка и глины;
  • Формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности;
  • Развивать наблюдательность, творчество, фантазию;
  • Заинтересовать детей необычной техникой рисования.

1

Посадим дерево

Беседа о песке и глине

«Что где растет»

«Посади дерево»

2

Песок, глина и вода

Рассказ о воздействии воды на глину и песок

«Песочные струйки»

«Где вода?»

3

Посуда – из чего она?

Беседа о материалах, из которых сделана посуда

«Подбери пару»

«Волшебный материал»

ВОДА

ЗАДАЧИ:

  • Побуждать детей высказываться о своих предположениях;
  • Познакомить детей со свойствами и составом воды;
  • Прививать интерес к исследовательской деятельности.

1

Вода, вода, какая она?

Беседа о свойствах воды - прозрачная, льется, без запаха, имеет вес.

«Плавает – тонет»

«Окрашивание воды»

2

Играем с красками

Беседа о красках

Просмотр отрывка м/ф про краски

«Создаем новый цвет»

3

Водяные весы

Беседа о весах

«Как это можно использовать?»

«Водяные весы»

4

Друзья

Рассказ о составе воды

«Плавает – тонет»

«Пузырьки – кислород»

5

Свойства воды - температура

Беседа о водоемах с различной температуры воды

«Волшебный мешочек»

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

ВОЗДУХ

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить с понятием – воздух, его свойствами и важности для всего живого;
  • Развивать логическое мышление и творческие способности детей;
  • Воспитывать желание узнавать что-то новое.

1

Что такое воздух?

Поиск воздуха

Беседа по теме

Беседа о невидимости воздуха

«Убери лишнее»

«Танец горошин»

«Поиск воздуха»

2

Воздушный шарик

Воздух и бумага

Рассказ о воздушных шарах,  о свойстве бумаги

Просмотр м/ф о воздушном шаре

Д/и «Чудесный сундучок»

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

«Веселая полоска»

3

Подводная лодка из винограда

Беседа о рыбках, как они плавают

«Ловим рыбку»

Подводная лодка из винограда

4

Облака – белогривые лошадки

Беседа про облака

Просмотр отрывка м/ф «Облака»

«Делаем облако»

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей со строением, способом размножения некоторых растений правилами ухода за ними;
  • Развивать речь, мышление и творческие способности детей;
  • Воспитывать уважительное отношение к родной природе.

1

Где живут зернышки?

Рассказ о зерне и пшеничном колоске

«Как получается мука»

«Отыщи зернышко»

2

Где прячутся детки?

Беседа о размножении растений

«Лесные этажи»

«Ты расти, расти росток»

3

Как сохранить красоту?

Беседа о  цветах, растущих на клумбе

«Убери лишнее» (слайды)

«Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении?»

4

Хитрые семена

Рассказ о правильной посадке и проращивании семян

Зарисовка результатов

Хитрые семена

ЧЕЛОВЕК

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить со строением человеческого тела, с органами чувств, способностями определять вкус и запах, показать взаимосвязь органов вкуса и запаха;
  • Развивать мышление и речь;
  • Прививать бережное отношение к своему организму

1

Я - человек

Рассказ о строении человеческого тела и его свойствах

«Сети питания»

«Потеря воды во время дыхания»

2

Чем мы чувствуем?

Беседа о частях тела человека, которые помогают чувствовать, слышать, видеть.

«Угадай по запаху»

«Вкусовые зоны языка»

«Отгадай на вкус» «Значение расположения ушей»

3

Откуда берется голос?

Беседа о возникновении звуков речи и охране органов речи

«Тихо-громко»

«Как возникает речь?»

4

Исследование природы с помощью органов чувств

Беседа о том, как можно познавать окружающий мир без помощи глаз, какими еще способами

«Ящик ощущений»

«Рукам своим не верю»        «Тайный похититель варенья»

СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить с влиянием солнечных лучей на различный цвет, с происхождением солнечных зайчиков;
  • Развивать творческие способности детей и приветствовать их стремление участвовать в экспериментах;
  • Воспитывать интерес к окружающей нас природе.

1

Черное и белое

Беседа о солнечном свете, солнечных лучах

«Собери солнце»

«Белое и черное»

2

Солнечный зайчик

Рассказать о происхождении солнечного зайчика и о свойствах зеркала

«Когда это бывает?»

«Солнечные зайчики»

3

Радуга

Беседа о природном явлении –  радуга

«Нужный цвет»

«Радуга в комнате»

ПРЕДМЕТЫ ВОКРУГ НАС

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить с изменениями, происходящими с различными предметами под воздействием   воды;
  • Научить вычленять общие признаки предметов, сравнивать предметы по признакам, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны;
  • Развивать творческие способности, активизировать мыслительную деятельность и желание узнавать что-то новое и интересное.

1

Необычные кораблики

Рассказ о свойствах стеклянных предметов

«Убери лишнее»

«Ты плыви, плыви, кораблик!»

2

Секрет сосновой шишки

Беседа о шишках

«Найди пару»

Секрет сосновой шишки

3

Гладкое, душистое…

Рассказ о свойствах и назначении  мыла

Просмотр отрывка из м/ф «Мойдодыр»

«Мыло-фокусник» «Умывальников начальник»

4

Мой веселый, звонкий мяч!

Беседа о свойствах легких предметов

«Назови предмет»

5

Узнай все о себе, шарик

Рассказ о свойствах резины

«Спроси-угадай»

«Какой он, воздушный шарик?»

6

В мире стекла

Беседа  о свойствах стекла

«Отгадай загадку»

«Стеклянный город»

7

Волшебная рукавичка

Беседа о способностях магнита

«Чудесный мешочек»

«Волшебная рукавичка»

8

Чудесные спички

Беседа о деревянных изделиях и их свойстве впитывать воду

«Убери лишнее»

«Чудо-звезда»

9

Почему все звучит?

Беседа о причинах возникновения звука

«Звучит – не звучит»

Почему все звучит?

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

II ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Содержание

Беседа, рассказ

Дидактическая игра

Опыт

ОСЕНЬ

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

ЗАДАЧИ:

  • Обобщить и систематизировать представление о лете и осени по основным существенным признакам;
  • Познакомить с природным явлением- ветер, со значимостью воды для жизни;
  • Учить различать природу и не природу, называть объекты живой и не живой природы, составлять небольшие рассказы по теме;
  • Воспитывать в детях уважительное отношение к природе – как нашему общему дому, умению сопереживать.

1

Вот и лето прошло

Беседа о лете

«Не ошибись!»

«Вода нужна всем»

2

Лес – наш друг

Беседа о лесе, чтение рассказа «Осенние похождения крольчат»

Рассказы детей о своих приключениях в лесу

«Здравствуй ветер»

3

Экскурсия в осенний парк

«Найди, что опишу» «Загадай, мы отгадаем»

4

Волшебница вода

Беседа о воде

«Ходят капельки  по кругу» - подвижная игра

«Вода прозрачная»

5

Путешествие в грибное царство

Беседа-рассказ о грибах

«Угадай, кто я»

«Маленькие капельки, капля и лужица»

6

Что у осени в корзине?

Беседа об овощах

«Вершки и корешки»

«Ходит капелька по кругу»

7

«Золотая осень»

Рассматривание картины И. Левитана

«Магазин «Овощи и фрукты»

«У воды нет вкуса и нет запаха»

8

«Дом под крышей голубой»

Беседа о природе, окружающей нас.

«Живая неживая природа»

«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

9

Любите землю-матушку

Беседа о земле-кормилице, рассказ о поездке в деревню к бабушке

«Разведка осенних примет»

«Пар тоже вода»

10

Как поработаешь, так и покушаешь

Беседа о труде людей осенью

«Овощехранилище»

«Друзья – враги» «Растения пьют воду»

11

Пестрый дятел

Рассказ о птице – дятел, беседа по картине

«Летает – не летает»

«Какой бывает вода»

12

Обобщение

Беседа об осени

«Детки на ветке» «Кто где зимует»

«Вода жидкая – может течь, вода не имеет формы»

ЗИМА

(декабрь, январь, февраль)

ЗАДАЧИ:

  • Расширять и углублять представление детей о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых;
  • Учить отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.

1

Как переживают зиму животные

Беседа о том, кто как зимует

«Найди лишнюю картинку»

«Лед – твердая вода»

2

Комнатные растения

Обучение новым способам ухода за комнатными растениями

«Отгадай, что за растение»

«Радуга в комнате»

3

Кто улетает, а кто зимует?

Беседа о зимующих и перелетных птицах

«Что за птица?»

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

4

«Русская зима»

Рассматривание картины

К. Юона

«Ночное путешествие в канун Нового года»

«Лед легче воды»

5

Кто живет у нас дома и во дворе

Беседа о домашних животных

«Птицы, звери, рыбы»

«Вода нужна всем»

6

Жила была лягушка по имени квакушка

Рассказ о лягушке

«Посели лягушку» игра с карточками «Развитие лягушки»

«Как выйти сухим из воды»

7

Кто зимой накормит птичек?

Беседа о зиме

«Птичья столовая» «Природа и человек»

«Письмо снегирю»

8

Воздух вокруг нас

Беседа о роли воздуха в жизни человека

«Выбери нужное»

«Как увидеть воздух»

9

«Февральская глазурь»

Рассматривание картины И. Грабаря

«Какое время года?»

«Как услышать воздух»

10

«Мы друзья природы»

Праздник

ВЕСНА

(март, апрель, май)

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной);
  • Упражнять детей в классификации предметов, учить путем сравнения походить к выводам;
  • Формировать умение передавать содержимое рассказов и сказок в рисунках;
  • Воспитывать бережное отношение к богатству природы и живым существам.

1

Песок, глина – наши помощники

Беседа о песке, глине и об их свойствах

«Спроси-угадай»

«Песчаный конус» «Посади «дерево» «Песок путешествует по пустыне»

2

Вдох – выдох

Рассказ воспитателя о необходимости воздуха всем живым существам

«Бывает- не бывает»

«Дыши, не дыши» «В воде есть воздух» «Движение воздуха»

3

Лес и его обитатели

Чтение экологической сказки Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка»

«Назови три предмета»

Рисование картинок по сказке

4

Ты расти, расти, росток

Беседа о семенах

«Не сорока, не ворона»

Посев семечка

5

В гости киска к нам пришла

Беседа о кошке

«Времена года»

Выявление действий органов чувств у животных

6

Лесные жители

Беседа о диких животных

«Кто где живет»

Влияние состава почвы на рост растений

7

Ветка к веточке

Рассматривание веток тополя, ели, березы, вербы

«Необыкновенное путешествие по временам года – Круглый год»

«Животворное свойство воды»

8

Уход за комнатными растениями

Беседа об уходе за растениями дома

«Отгадай, что за растение?»

«Почва: необходимость удобрений для роста растений»

9

Одуванчик

Просмотр м/ф «Почему у одуванчика большие щеки?»

Работа с комплектом карточек Н. Рыжовой «Одуванчик»

«Песок и глина + вода»

10

Весна (обобщение)

Беседа о весне

«Поможем Незнайке»

«Солнышко, выгляни в окошечко»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

III ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Содержание

Беседа, рассказ

Дидактическая игра

Опыт

ЦАРИЦА - ВОДИЦА

ЗАДАЧИ:

- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

- Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

- Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

- Активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;  

- Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща

1

Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды

Беседа о круговороте воды в природе.

Нарисуй «Круговорот воды в природе»

Какой формы вода?

Какого цвета вода?

Вода – растворитель.

Вода без запаха.

Вода отражает предметы.

2

Почему не тонут корабли?

Беседа о плавучести предметов.

«Веселые человечки»

Тонет – не тонет.

ВОЗДУШНЫЙ ОКЕАН

ЗАДАЧИ:

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- Активизировать и расширять словарный запас детей. развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности; умение делать выводы.

- Воспитывать интерес к окружающей жизни. 

1

Воздух и его свойства

Беседа о воздухе.

Выявляем свойства воздуха.

2

Почему дует ветер?

Беседа о ветре.

«Хорошо – плохо»

Происхождение ветра.

3

Откуда берутся

облака?

Беседа об облаках.

«Хорошо – плохо»

Образование облаков

ЦАРСТВО МИНЕРАЛОВ

ЗАДАЧИ:

- Продолжать учить проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

- Развивать у ребят интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств. Называть свойства и особенности (крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, красивый и др.)

- Закрепить знания детей об объектах неживой природы.

- Развивать познавательные потребности, творческие способности, воображение, любознательность, стимулировать интерес к изучению неживой природы.

1

Удивительный песок

Беседа о песке.

Песчаный конус.

Своды и тоннели.

Песок пропускает воду.

Свойства мокрого песка.

2

Волшебный материал – глина

Беседа о глине.

«Что из глины?»

Опыты на выявление свойств глины.

3

Простые и ценные камни в природе

Беседа о камнях.

«Волшебный мешочек»

Твердый – мягкий, тонет – не тонет.

4

Камни, которые подарило море

Беседа о морских камнях.

«Подбери слово»

Мел и вода.

5

Камень, рожденный деревом

Беседа о янтаре.

«Подбери слово»

Каменный уголь.

ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ

ЗАДАЧИ:

- Закрепить знания детей о разнообразии мира камней. Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах; познакомить детей с понятием «кристалл»; изучить условия образования кристаллов;

- Закрепить знания детей о соли, откуда она берётся? Развивать познавательные потребности, творческие способности, воображение, любознательность, стимулировать интерес к изучению неживой природы. 

1

Выращивание кристаллов соли

Беседа о минералах.

«Про что я говорю?»

«Разложи образцы»

Выращиваем кристалл.

2

Волшебница соль

Беседа о соли.

Фильм «Добыча соли».

Соль растворяется.

Соль выпаривается.

Плавающее яйцо.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗЕМЛИ

ЗАДАЧИ:

- Обогащать знания детей об окружающем мире, расширять представление о природных явлениях неживой природы - извержением вулкана;

- Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор;

- Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом, уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых веществ (дерево, металл, бумага, пластмасса, ткань, резина).

- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов, делать выводы и фиксировать их на бумаге.

1

Мир вулканов

Беседа о вулканах.

«Подбери слово»

«Извержение вулкана»

2

Как появляются горы?

Беседа о горах.

«Подбери слово»

Лепим горы.

3

Путешествие на остров

Беседа об островах.

«Веселые человечки»

Тонет – не тонет.

4

Испытание магнита

Беседа о магните.

«Магнетические и немагнетические предметы»

Опыты со скрепками; с водой; с булавкой; с железными опилками; «компас».

РУКОТВОРНЫЙ МИР

ЗАДАЧИ:

- Расширять представления детей об окружающем мире.

- Знакомить детей с историей появления зеркала.

- Формировать у детей умение узнавать предметы из металла, предметы из пластмассы. - Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества.

- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

- Формировать навыки исследовательской деятельности.

1

Свойства бумаги

Беседа о свойствах бумаги.

«Хорошо – плохо!»

Определяем свойства бумаги.

2

Ткани всякие нужны

Рассказ Н. Носова «Заплатка».

Беседа о тканях.

«Ателье».

«Что мы носим?»

Опыт с зонтиком.

Опыт с тканями и водой.

3

Путешествие в зазеркалье

Предварительное чтение. В. Губарев «Королевство кривых зеркал».

«Сосчитай отражения»

Отражение в воде.

Отражение в металле.

Изготовление зеркала.

4

Металл, его качества и свойства

Беседа о металле.

«Наведи порядок»

Звук металла.

Вес металла.

Теплопроводность металла.

Волшебная рукавица.

5

Пластмасса: ее качества и свойства

Беседа о пластмассе и ее свойствах.

«Найди пластмассовые предметы»

С бумагой и пластиком.

С пластмассовой пластинкой и горелкой

Пластмассовая палочка и ткань.

6

Исследуем растения

Беседа о растениях.

«Части растения»

Запасливые стебли.

Растения – красители.

Растительная косметика.

7

Как вода попадает в растения?

Беседа о цветке Бальзамин.

«Собери картинку»

Чернила и бальзамин.

8

Посев семян огурцов

Рассказ о теплицах.

Посадка семян.

9

Чудо – прическа

Беседа об электричестве.

«Найди пару»

Опыты с воздушными шарами.

Опыт с шерстяной тканью.

КОСМОС. ВСЕЛЕННАЯ.

ЗАДАЧИ:

- Расширить представления детей о Вселенной; уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях;

- Упражнять в составлении и чтении слов из букв.

- Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле.

- Расширить и уточнить представление детей о принципе работы реактивного двигателя.

1

Путешествие в космос

Путешествие в космос.

Макет – аппликация космического пространства.

2

Сила тяготения

Беседа о силе тяготения.

Тяжелые – легкие.

Сила притяжения.

«Реактивный двигатель»

3

Почему в космос летают на ракете?

Беседа о принципах работы двигателей самолета и ракеты.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ЗАДАЧИ:

- Формировать представления о природных явлениях: дождь, гром, молния.

- Познакомить детей с образованием такого природного явления, как гром и молния.

-Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов.

- Воспитывать познавательный интерес.

1

Гроза – чудо природы!

Сказка «Гроза на носу».

Фильм «Почему гремит гром и сверкает молния?»

«Отгадайка» в сопровождении презентации.

Цветной дождик в комнате.

Образование молнии.

2

Радуга в небе

Беседа о радуге.

Радуга на масле.

Рисуем радугу поролоном.

Приложение

Список словесных игр по А.К. Бондаренко

Название игры

Цель использования

1

Кто в домике живет?

Закрепить знания детей о животных, упражнение в правильном звукопроизношении.

2

Что сажают в огороде?

Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

3

                                   Какое время года?

Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

4

                                      А что потом?

Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

5

                                   Когда это бывает?

Уточнить и углубить знания детей о временах года.

6

Отгадай-ка.

Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

7

Что это за птица?

Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

8

Птицы (звери, рыбы).

Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

9

Охотник.

Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

10

Природа и человек.

Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

11

Закончи предложение.

Учить детей понимать причинные связи  между  явлениями,  упражнять  детей в правильном подборе слов.