Диагностика, мониторинг

Иванова Ольга Михайловна

Предварительный просмотр:

C:\Users\home\Desktop\Иванова О.М\о.м\дид. мат..jpg

Актуальность. 

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, является основой для успешного обучения в школе.

 Авторами программы  «От рождения до школы» не предусмотрен диагностический материал  по сенсорному развитию. Я, опираясь на программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, по которой работает наш детский сад, разработала диагностические задания, позволяющие проверить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.  Дидактический  материал представлен в соответствии с ФГОС ДО  в области «Познавательное развитие» ООП МДОАУ црр – детский сад «Аленький цветочек», а также с соблюдением требований и норм СанПиН 2.4.1.3049-13.

Диагностические задания предлагаются каждому ребёнку  индивидуально в свободное от ООД время.

Инструментарий для педагогической диагностики — подбор заданий, позволяющих выявить индивидуальную динамику и перспективы сенсорного развития каждого ребенка.

Оценка сенсорного воспитания связана с оценкой индивидуального развития ребенка в цветовом соотнесении:

  • Жёлтый круг. Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу.
  • Красный круг. Ребенок выполнил правильно, не называя форму, цвет, размер предмета.
  • Синий круг. Ребенок ошибся, но с помощью педагога исправил  ошибку.
  • Зелёный круг.  Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Педагогическая диагностика проводится в середине и в конце учебного года для проведения сравнительного анализа.

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

  • выявить знания о величине предметов (большой – маленький, больше - меньше);
  • различать предметы   по форме (кубик, шарик, кирпичик);
  • образовывать  группы однородных предметов;
  • выделять  цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый);
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать сосредоточенность.

Задание № 1. «Спрячь мышку в норку»

Цель: Выявить умение ребёнка различать цвета по принципу:  «такой же» – «не такой»),  называть их (красный, жёлтый, синий, зеленый).

Пособия: цветные вязаные мышки (красные, жёлтые, синие, зеленые), «домики» аналогичных цветов, кошка – игрушка.

Инструкция:

Расставить «домики» для мышек на столе. Разложить мышек на столе. Игровая ситуация «Мышка испугалась кошки и убежала в норку». Предложить ребёнку «спрятать» мышку:  «Спрячь в мышку жёлтого цвета в норку, чтобы кошка её не увидела».

После выполнения задания ребёнком подвести итог: «Жёлтая мышка спряталась в  жёлтом домике. Все мышки  спрятались. Молодец!, Уходи, кошка».

Оценка:

Жёлтый круг – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
Красный круг – Ребёнок выполнил правильно, но цвет не назвал.
Синий круг – Ребёнок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Зелёный круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 2. «Зайди в домик»

Цель: Выявить у ребёнка знания о форме (шарик, кубик, кирпичик).

Пособия:

1. «Домик» с отверстиями разной формы: круглой квадратной и прямоугольной.

2. Весёлые фигуры – шарик, кубик и кирпичик.

Инструкция:

Рассмотреть  с ребёнком кубик и кирпичик, назвать их. Показать «домик», в котором они живут, «двери», в которые заходят кубик, кирпичик и шарик, называя форму двери: квадратная, прямоугольная, круглая дверь (показ воспитателя).  Предложить ребёнку

Самостоятельная деятельность ребёнка по показу педагога.

После выполнения задания ребёнком подвести итог: «Кубик «зашёл» домой в квадратную дверь, кирпичик – в дверь прямоугольную, шарик отправился в круглую дверь. Все фигуры  в домике. Молодец!».

Оценка:

Жёлтый  круг – Ребёнок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
Красный круг – Ребёнок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
Синий круг – Ребёнок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку.
Зелёный круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 3.  «Поезд»

Цель: Выявить умения ребёнка сравнивать предметы по величине «большой»,  «маленький», «больше - меньше»).

Пособия: вагончики разного размера, локомотив.

Инструкция:

1. Показать ребёнку поезд. Отцепить вагончики от локомотива, проговаривая: «Много вагонов».

2. Показать ребёнку, как можно собрать поезд, сопровождая показ словами: «Сначала ставлю самый большой вагончик, затем – вагончик поменьше, ещё меньше, самый маленький вагончик. Получился поезд. Вагончиков много, а поезд один».

3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

После выполнения задания ребёнком подвести итог: «Ты построил поезд: сначала поставил локомотив, к нему приставил большой вагончик, потом поменьше, ещё меньше и самый маленький. Молодец!».

Оценка:

Жёлтый круг – Ребёнок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.

Красный круг – Ребёнок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.

Синий круг – Ребёнок ошибся, но с помощью педагога исправил ошибки,

с заданием справился.

Зелёный круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 4  «Волшебная книга» 

Цель: выявить умение различать формы:

Пособия: «Волшебная книга», геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники на фланели.

Инструкция:

1. Показать ребёнку «Волшебную книгу», на цветных листочках которой расположены большие (во весь лист) геометрические фигуры из бархатной бумаги разной формы: круг, квадрат, треугольник. К фигуре прикреплены вразброс фигурки разного размера аналогичных фигур.

2. Убрать фигурки, называя их форму. Предложить детям «превратить» фигурки в предметы: ёлочку - из треугольников, из квадратов – башенку, из кругов – цветочек.  

3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

После выполнения задания ребёнком подвести итог: «Ты превратил треугольники в ёлочку, квадратики – в башенку, кружочки – в цветочек. Ты – настоящий волшебник. Молодец!».

Оценка:

Жёлтый круг. Ребёнок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.

Красный круг. Ребёнок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.

Синий круг – Ребёнок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился.

Зелёный круг – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Задание № 5  «Дружные фигуры» (группирование предметов по 2 признакам) 

Цель: выявить умение различать геометрические формы: круг, квадрат, треугольник,  умение различать цвета; систематизировать знания детей о группировании предметов по двум признакам: цвету и форме.

Пособия: «Волшебная книга»,    геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник четырёх  цветов, разного размера; коробки – вкладыши.

Инструкция:

1. Открыть ребёнку «Волшебную книгу», напомнить цвета страниц книги, наклеенные геометрические фигуры.

2. Предложить детям поиграть с фигурками: разложить фигурки на страничку в соответствии с цветом, называя цвет и форму; найти фигурку, похожую на большую фигуру, называя  форму и цвет; подобрать фигурки по размеру.

3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.

После выполнения задания ребёнком подвести итог: «Ты сегодня «подружил» разные фигурки одного цвета, фигурки одной формы, но разного цвета и размера. Молодец!».

Оценка:

Жёлтый круг. Ребёнок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.

Красный круг. Ребёнок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.

Синий круг. Ребёнок ошибся, но с помощью педагога исправил ошибки, и с заданием справился.

Зеленый круг. Ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.



Предварительный просмотр:

Протокол обследования сенсорного развития детей

(октябрь 2018 год/май 2019)

№ п/п

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Итого

октябрь

май

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

1.

1

-

-

-

-

0

2.

1

1

1

4

-

1

3.

9

7

7

6

3

7

4.

11

14

14

12

19

14

Условные обозначения

0

1

2

3

   низкий                                        ниже среднего                                  средний                                       высокий

п/п

Ребёнок

группы

№ 1

«Спрячь мышку»

№ 2

«Зайди в домик»

№ 3

«Поезд»

№ 4

«Волшебная книга»

№ 5

«Дружные фигуры»

Итого

октябрь

май

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

1.

Б.Т.

2

1

1

2

0

6

2.

Б.Н.

1

1

1

1

0

4

3.

Б.Д.

0

0

0

0

0

0

4.

В.А.

1

1

0

1

0

3

5.

Г.А.

1

1

1

2

1

6

6.

Г.Я.

0

0

0

0

0

0

7.

Г.А.

0

0

0

0

0

0

8.

Д.М.

0

0

0

0

0

0

9.

З.И.

0

0

0

0

0

0

10.

И.Г.

0

0

0

0

0

0

11.

К.А.

0

0

0

0

0

0

12.

К.С.

0

0

0

0

0

0

13.

К.М.

1

0

0

1

0

2

14.

М.Р.

1

1

1

1

1

5

15.

Н.К.

1

0

1

1

0

3

16.

О.М.

0

0

0

0

0

0

17.

П.М.

0

0

0

0

0

0

18.

У.А.

0

0

0

0

0

0

19.

Ш.А.

3

2

2

2

1

10

20.

Ш.Е.

1

0

0

0

0

1

21.

Ш.К.

1

1

1

1

0

4

22.

Э.Ю.

1

1

1

2

0

5

Среднее значение

14

9

9

14

3

49

13 - 15 -  высокий уровень                       нет детей

8 – 12  -  средний уровень                        1 ребёнок

3 -  7     -  уровень ниже среднего             7 детей

0  - 2     -  низкий уровень                         14 детей

№ п/п

Уровень развития

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Итого

октябрь

май

о

м

о

м

о

м

о

м

о

м

1.

Высокий

4,5%

0%

0%

%

0%

0%

2.

Сред.

4,5%

4,5%

4,5%

18%

0%

7%

3.

Н /сред.

41%

32%

32%

27%

14%

29%

4.

Низкий

50%

63,5%

63,5%

55%

86%

64%

Вывод:

Проведя обследование, обнаружила слабые звенья в сенсорном развитии  детей. Причинами недостаточных знаний, скорее всего, могут быть:

  • редкое посещение детского сада из-за болезни;
  • затянувшаяся адаптация детей;
  • двуязычные дети (не говорят и не понимают русской речи);
  • неопытность родителей.

   На основании проведённого обследования мною было намечено перспективное планирование развития сенсорных способностей детей через игры: подвижные, дидактические, развивающие; консультирование родителей, создание детско-родительского клуба «Волшебные пальчики».



Предварительный просмотр:

Результаты освоения воспитанниками образовательной программы «От рождения до школы»

 по итогам мониторинга ДОУ

Учебный год

Возраст

Уровень освоения воспитанниками образовательной программы ДОУ

Начало года

Конец года

2015-2016

4-5

50%

77%

2016-2017

5-6

60%

87%

2017-2018

6-7

65%

93%

2018-2019

2-3

адаптация

 28%   Январь 2019