Физика и экология.

В настоящее время взаимоотношения человека и природы очень сложные и напряженные.Мы ощущаем,как меняется наш климат,меньше остается чистых,нетронутых лесов,озер и рек.Тяжело дышится от выхлопных газов на улицах наших городов и поселков.Мы постоянно слышим об озоновых дырах,о загрязнении мирового океана,о страшных последствиях радиационных катастроф.Природа обречена.Если...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Программа      

развития экологического образования на основе физических  знаний

Автор программы: Булгакова Ирина Александровна

учитель  математики и физики

МОУ «Ольхово – Ильинская  ООШ  имени  Героя  Советского  Союза  А.И.Ефимова» , Уметский  район, Тамбовская  область.

Стаж  педагогической  работы: 25лет.

Информация  о  программе: Программа реализуется ежегодно.

Тип  программы – авторская.

Направление  деятельности – интеллектуально-познавательная.

Уровень  освоения – долгосрочный.

                                            2015-2020 учебный год

                                     Пояснительная  записка

В настоящее время взаимоотношения человека и природы очень сложные и напряжённые. Мы ощущаем, как меняется наш климат, меньше остаётся чистых, нетронутых лесов, озёр и рек. Тяжело дышится от выхлопных газов на улицах наших городов и посёлков. Мы постоянно слышим об озоновых дырах, о загрязнении мирового океана, о страшных последствиях радиационных катастроф. Природа обречена. Через 3-4 поколения человечеству предстоит жить в мире, в котором природа будет на задворках. Атмосфера загрязнится до недопустимых для человека норм, а это запрограммировано в нашем сегодняшнем образе жизни и мышлении.

Люди встревожены и понимают, что природа не безгранична. Мы поднимаем и бьём тревогу, потому что в отношении с природой человек переступил нравственный рубеж. Экологические проблемы можно решить всем миром, постепенно формируя экологическую культуру, новое экологическое мышление жителей сёл и городов. Таким образом, становление и развитие экологического образования обусловлено тремя причинами:

  1. объективными процессами развития системы «человек – природа – общество;
  2. обострением экологической обстановки;
  3. социальным заказом общества на создание экологически направленной личности.

Так возникла необходимость создания разнообразных программ, направленных на становление начал экологической культуры, через познание закономерностей природы.

Экологическое воспитание в нашей школе проводится не только на уроках экологии но, целенаправленно, междисциплинарно по всем предметам начиная с начальной школы и до 9 класса:

  • через все уроки педагогический коллектив формирует у учащихся экологическое мышление, их ответственность за поступки, чистоту мыслей, развивает личность
  • где уместно широко используется исторический и краеведческий материал о природоохранной деятельности
  • традиционно ведется просветительская работа с родителями по вопросам воспитания, бережного отношения к окружающей природе
  • через обучение и воспитание показывать единство человека и с природой основная цель педагогического коллектива.

Урок остается по - прежнему основной и главной формой организации экологического процесса. В апреле проходят экологические недели, когда организованно благоустраиваются школьная территория, хотя работа на пришкольном участке  ведется систематически, по плану. Большое внимание в это время уделяется наведению должного санитарного состояния внутри школы: в кабинетах, внутреннему озеленению, подводятся итоги. Ежегодно учащиеся школы участвуют в экологических олимпиадах.

Все-таки самые первые   практические навыки по изучению и охране природы ребята получают на школьных учебно-опытных участках. Работа на участке сопряжена с большими материальными трудностями, но усилиями всего педагогического коллектива, удается декоративно оформлять территорию пришкольного  участка. Опытническая работа помогает формированию у ребят умений и навыков культуры  земледелия, учит их работать в коллективе. У учащихся появляется интерес к наблюдению и  исследованиям.

К сожалению, никто пока не знает, что конкретно надо делать для исправления экологической ситуации в стране, мире. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого.

Равнодушию  не должно быть места!

Экологизация современного образования, т.е. изучение учащимися закономерностей отношения организмов с окружающей средой, - веление нашего времени.

При интеграции экологического образования экологический материал включается в содержание нескольких предметов – биологии, физики, химии, обществознания и др. Роль физики при этом очень велика.

Поэтому  эта  программа и  раскрывает   экологическую составляющую  курса  физики, согласованную  с  обязательным минимумом  содержания физического  образования.

 ЦЕЛИ  и  задачи   ПРОГРАММЫ:

1.Формирование нравственно-экологических взглядов на взаимодействие общества и природы.

2.Развитие познавательной, творческой и общественной активности учащихся.

3.Формирование нового ценностного отношения школьников к природе.

4.Расширить знания учащихся об экологических факторах, влияющих на здоровье населения.

5.Выработать рекомендации по ведению здорового образа жизни, активно использовать их для сохранения и укрепления своего здоровья.

6.Учить пользоваться  различными источниками информации.

7.Развивать умения применять  знания из разных учебных предметов  для решения конкретных учебных и жизненных задач.

8.Развивать   коммуникативную  культуру  школьников.

9.Приобщать  учащихся к  проектной  деятельности. 

Направления  деятельности:

1.Совершенствование  процесса  экологического  воспитания:

-Развитие форм и методов экологического воспитания на основе новых информационных технологий;

-Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.

2.Развитие методических основ экологического воспитания:

-Разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;

-Изучение и обобщение педагогического опыта в области экологического воспитания для применения его на практике.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

- научность,                            -междпредметность

- систематичность                 - гуманизация,    

- последовательность,          - валеогизация

                                               - экологизация.

Формы и методы обучения :

Теоретические: лекция, рассказ, беседа, круглый стол, дискуссия, устный журнал, конференция, семинар, подбор и изучение теоретического материала для создания презентаций с последующим выступлением перед товарищами.

Практические: практикумы, агитационная работа среди местного населения и младших товарищей,   творческие проекты, практическая природоохранная работа, разработка рекомендаций, экскурсии с последующей отчетной деятельностью, решение задач по физике с экологическим содержанием, создание презентаций.

Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение: компьютер; бумага; ручки и карандаши; пробы воды; стеклянные сосуды; предметное стекло; данные о численности населения села и области; овощи(картофель); электрическая цепь; дидактический материал; папки с файлами для накопительного справочного материала; учебники, журналы и др. литература.

 Экологически  культурная  личность  должна  иметь экологические  знания по основным разделам экологии и физики, а также по экологии родного края (краеведению), то есть:

- иметь правильное определение и характеристику 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
- знать о жизнедеятельности и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;.

- знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и другие;

- знать природу своего родного края, а именно:
-местные природные условия
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;

- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
 

Многообразие экологического воспитания

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой – в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве. Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.

В материале программы реализуется  концентрический принцип: один и тот же вопрос раскрывается в нескольких классах, причем каждое новое обращение к нему опирается на актуализацию ранее полученных знаний и углубление материала, т.к. способность усваивать и осмысливать его связь с окружающей действительностью увеличивается с возрастом учащихся.

  Программа рассчитана на учащихся :                      

   7класса– 8класса – 9класса.

                                                                                                                               Содержание программы по темам:

Физика и экология.

Роль физики в оценке влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

                         

Загрязнение воды.

 Распространение загрязняющих веществ в воде. Судоходство. Влияние нефтяной пленки на жизнь в водоемах. Физические методы очистки воды.

Промышленные и бытовые отходы.

Промышленные и бытовые отходы. Утилизация отходов. Переработка и захоронение гальванических элементов и аккумуляторов.

 Атмосфера.

Физические параметры атмосферы. Зависимость прозрачности воздуха от его состава.

Загрязнение атмосферы.

 Основные загрязняющие вещества. Усиление парникового эффекта.«Озоновые дыры». Влияние транспорта на состояние воздушной оболочки Земли. «Механизмы» усиления парникового эффекта и возможности его ослабления. Фреоны. Физические методы уменьшения и очистки газопылевых выбросов. Конвекционные потоки в промышленных зонах. Испарение жидкого топлива с поверхности открытых хранилищ. Загрязнение атмосферы при авиаполетах и запуске космических аппаратов. 

 Энергия.

 Превращение одного вида энергии в другой. Энергия ветра, рек, морских течений, приливов и отливов. Проблемы передачи теплоты и электрической энергии на расстояние. «Тепловой мусор». Экологическое значение повышения КПД тепловых машин.

 Теплоэнергетика.

Традиционные источники энергии. Органическое топливо и загрязнение окружающей среды при его сжигании. Основные загрязняющие вещества.

 Энергетика на основе возобновляемых источников энергии.

Нетрадиционная энергетика Источники механической энергии на Земле – вода и ветер.

 Экология города и жилища.

Экологические проблемы урбанизации. Влияние на окружающую среду разных видов транспорта. Последствия использования поваренной соли при гололеде. Экологические проблемы, связанные с работой ДВС, ТЭЦ и ТЭС, систем отопления Роль теплоизоляции. Нагревательные и обогревательные приборы. Борьба с электризацией тел в жилых помещениях. «Плюсы» и «минусы» электротранспорта.

Экология сельского хозяйства.

Переуплотнение почвы тяжелой сельскохозяйственной техникой. Оросительные и осушительные системы. Агротехнические приемы уменьшения испарения влаги с поверхности почвы.

Экология промышленности.

Энергосбережение Энергосберегающие технологии в электротехнике. Безотходные и малоотходные энергоемкие технологии. Экологические аспекты металлургической промышленности. Создание материалов с заранее заданными свойствами. Сверхпроводники. Экологические проблемы современных средств связи.

Экология человека.

Действие электрического поля на организм человека. Влияние статического электричества, теплового действия электрического тока. Электрическое сопротивление тела человека и его зависимость от состояния организма. Влияние на здоровье громкого звучания аудиомузыкальной техники.

 Заключение  

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Результаты физико-экологической деятельности в этом  учебном  году:

  • 1.Устный журнал «Планета Земля» (презентация)
  • 2.Конференция «Наша чистая планета» (презентация)
  • 3.Неделя естествознания с экологическим содержанием:
  • а) День здоровья (презентация);
  • б) День защиты животных (презентация);
  • в) Защита озонового слоя (презентация);
  • г Выставка поделок из природного материала;
  • д) Информационный час «Правила, обязательные для всех»;
  • е) Викторина «Волшебная аптека».
  • 4.Практические работы: «Определение качества воды»; «Определение содержания нитратов в овощах»; «Подсчет объема мусора и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов».
  • 5.Решение физических  задач экологического содержания.
  • 6.Построение физико-экологических диаграмм (пример).
  • 7.Информационный час «Всемирный день воды» (презентация)
  • 8.Наглядная агитация в борьбе с вредными привычками.
  • 9.Уголок в кабинете физики - «Экологический вестник».
  • 10.Фотоуголок в кабинете физики  «Край ты мой – земля Тамбовская».
  • 11.Экологический десант в природу (с физическими заданиями).
  • 12.Создание публикаций физико-экологической тематики (пример).
  • 13.Разработать вопросник и провести мини-опрос «Милый сердцу уголок - моя малая родина».
  • 14.Цикл бесед «Животный и растительный мир Тамбовского края».
  • 15.Турпоходы по родному краю «Час живой природы».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Литература для  учащихся

Агесс П. Ключи к экологии.-Л.,1982;

БанниковА., РустамовА, ВакулинА. Охрана природы.-М.,1985;

БудыкоМ. Глобальная экология.-М.,1977;

ВернадскийВ. Биосфера.-М.,1967;

ЗверевИ., СуравечинаИ. И др.Экологическое образование школьников.-М.,1983;

ТиборБ. Охрана окружающей среды.-М.1980.

Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.

Литература  для  преподавателя

Брейгер Л.М.,Глинская П.В.,Предметные недели в школе,Химия.Физика,Волгоград,2001;

Журнал «Физика в школе» №3-2004; №2-1995; №4-2006; №2-2005;

Захлебный А .Школа и проблемы охраны природы.-М.,1981;

Петунин О.В.Изучение экологии в школе -Я.,2007

.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника;    

    Методическое  пособие для учащихся.  – Самара: Корпорация     « Федоров», 2005;

Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. – СПб.: «Банк   Петровский», 1996.

 

                                                                                                                           

 



Предварительный просмотр:

«Маму не проведешь» - к вопросу о диффузии.

«Как родители могут узнать, курят их дети или нет?» - этот вопрос я предлагаю ребятам при закреплении знаний о диффузии: благодаря ей табачный дым хорошо смешивается с воздухом и проникает всюду- в одежду, волосы, легкие, живые ткани, кровь , лимфу, мозг, рассеиваются в помещении.

Запах табачному дыму придает никотин, являющийся одним из сильных растительных ядов, который действует не только на низших, но и на высших животных.

Несколько интересных фактов :

Если пиявка присосется к коже страстного курильщика, она тотчас отвалится и в судорогах умрет от отравления;

Если в помещении много табачного дыма, в аквариумах с искусственным продуванием воздуха наблюдались случаи отравления рыбок; виновник – никотин;

Ядовитый никотин – один из главных компонентов многих препаратов для защиты растений от вредителей;

Лабораторные анализы показывают, что в 1л молока курящей матери может содержаться до 0,5мл никотина;

Смертельная же доза никотина для младенца первых месяцев жизни – 1мл.

«Кто портит атмосферу и окружающую среду»- к уроку об атмосфере и атмосферном давлении.

Курильщики ежегодно «выкуривают», т.е. выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака,108000 т никотина, 600000 т дегтя и более 550000 т угарного газа;

Общая масса окурков на Земле за год составляет 2520000 т ;

Табачный дым, окутывающий землю, задерживает ультрафиолетовые лучи;

В среднем 25% всех видов веществ, содержащихся в табаке, сгорает и разрушается в процессе курения, 50%(!) уходит в окружающую среду, 20%(!) попадает в организм курильщика и только 5%(!) остается в папиросе или фильтре сигареты.

«О зубной боли» - к вопросу о тепловом расширении тел.

«Почему зубные врачи не рекомендуют есть и пить холодное сразу же после горячего? Или наоборот?»

Проводим аналогию с курением. Температура табачного дыма на 35-40*с выше температуры воздуха, поступающего в рот при курении, что вызывает во рту довольно резкий перепад температур. Во время курения одной сигареты происходит 15-20 таких перепадов, что плохо отражается на состоянии зубной эмали: она трескается. Вот поэтому зубы начинают разрушаться раньше и быстрее у курящих людей, чем у некурящих.

«Прокуренный голос и плохой слух» - к вопросу о звуках.

Хроническое раздражение голосовых связок табачным дымом ведет к тому, что голосовая щель сужается, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым, меняется его тембр, создающий «окраску» произносимым словам.

При проверке слуха новейший электронной аппаратурой выяснилось, что у курильщиков слух значительно хуже. И вот почему: под действием никотина барабанная перепонка утолщается и втягивается вовнутрь, подвижность слуховых косточек уменьшается.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - к уроку «Рентгеновские лучи»

При рассмотрении снимков легких некурящего и курящего человека хорошо заметно, как губчатая ткань легких курильщика забита инородными частицами.

«Почему табачный дым голубой?» - к вопросу о рассеянии света.

Число частиц в дыме от одной выкуренной сигареты  измеряется  десятками и сотнями тысяч миллиардов, размеры частиц колеблются от 0,1 до 1 нм .Эти частицы рассеивают из падающего на них обычного (белого) света только волны голубых лучей, что придает клубам табачного дыма голубую окраску.



Предварительный просмотр:

                                                      МОУ «  Ольхово – Ильинская ООШ  имени Героя Советского Союза А.И. Ефимова»

 

                                                                                                                           Диаграмма

                                                                       По теме: «Использование  вод на территории Тамбовской области».

                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                Работу выполнила:

                                                                                                                                                                                                                                Соммер Валерия.

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                      Ильинка 2010



Предварительный просмотр:

Урок – игра: «Занимательная физика»

Школа – это планета,

На которой мы живем.

Школа – это страна,

Много знаний и умений дарит нам она.

Школа – это город,

И все мы любим в нем.

Школа – это просторный, светлый дом,

Где много дней веселых мы вместе проведем!

 

Перед учителем физики стоит важнейшая задача: не только сообщать ученикам определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но и научить ребят применять полученные знания на практике. Этому во многом способствует внеклассная работа по предмету.

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания, полученные на уроках, повышают интерес к предмету, приучают к самостоятельности, развивают инициативу, вносят элементы исследования в их работе, содействуют выбору будущей профессии, создают у ребят радостное настроение. Ребята проявляют огромный интерес к занимательности, часто многие из них демонстрируют творческую самодеятельность, при составлении задач, викторин, ребусов, кроссвордов, простейших физических приборов. Учитель при этом должен это поощрять и оказывать им помощь, только тогда учитель сможет возбудить интерес у учеников к физике. Во внеклассных мероприятиях, в которых задействованы многие учащиеся, формируется атмосфера соревнования, борьбы за лучшее составление задач, над которыми им пришлось поломать голову. К тому же проведение внеклассных мероприятий способствует сплочению коллектива. Всякая внеклассная работа по физике должна учитываться и в конце, после её завершения, получить оценку.

 

Урок – игра «Занимательная физика».

7 класс

« О, физика, наука из наук!

Всё впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть будет математика очами.

Не разлучайте этих трёх сестёр

Познания всего в подлунном мире.

Тогда лишь будет ум и глаз остёр

И знанья человеческие шире».

/М. Алигер/.

Цель урока:

Повторение в игровой форме физических понятий, которые являются основной базой для начала изучения курса физики; расширение кругозора учащихся; воспитывать коммуникативные способности учащихся; развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос; развитие познавательного интереса.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. «Загадки».
  3. «Узнай космонавтов».
  4. «Как угодно обзови».
  5. «Определим вес тела на глаз».
  6. «Укрась свое дерево».
  7. «Великие умы науки».
  8. «Соображай-ка».
  9. «Историческая веха».
  10. «Приплюсуем – вычтем».
  11. «А и Б сидели на трубе».
  12. «Любитель задачек».
  13. «Покажи и объясни».
  14. «Кто быстрее».
  15. Подведение итогов.
  16. Награждение.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Мы сегодня с вами проводим необычный урок: а именно урок – игру. Мы отправимся в удивительное путешествие «Занимательной физики». Вы должны быть очень внимательными, активными, культурными и добрыми.

Прошу класс разбиться на три команды и представить себя: название команды, девиз, эмблема.

1 команда – «Атомы».

Наш девиз: В мир познанья погрузимся,

И к победе устремимся.

2 команда – «Молекулы».

Наш девиз: Мы маленькие,

Но очень шустрые!

3 команда – «Сила».

Наш девиз: Сила есть,

Ума не надо!

Молодцы! Как вы уже видите, на доске висит карта, на которой обозначен план движения нашего маршрута: «Занимательная физика». Мы посетим с вами все станции, во время игры вы будете правильно выполнять задания.

 

Финиш.

ТРАЕКТОРИЯ.

Старт.

 

За каждое правильное задание команда получает жетон. Какое название носит линия, обозначенная на нашей карте? (ТРАЕКТОРИЯ).

«Отправьтесь в путешествие

На планету, где все интересно,

Где каждое мгновение

Приводит в изумление,

Потребуется ключик «внимание».

Поможет вам мыслить, как гениям,

Ключик «воображение».

2. «Загадки».

Командам зачитываются загадки, а та команда, которая первая и правильно даст ответ зарабатывает для своей команды очко. Побеждает та команда, которая больше всего наберёт очков в этом конкурсе.

  • «Чудо – птица, алый хвост,

Полетела в стаю звёзд». /РАКЕТА/.

 

  • «Он в Москве, я в Ленинграде

В разных комнатах сидим

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним». /ТЕЛЕФОН/.

 

  • «Сначала – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск». /ГРОЗА, МОЛНИЯ, ГРОМ И ДОЖДЬ/.

 

  • «Цветное коромысло над рекою повисло». /РАДУГА/.

 

  • « В нашей комнате одно

Есть волшебное окно,

В нем летают чудо – птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идёт,

А зимою сад цветёт.

В этом окне чудес полно.

Что же это за окно?». /ТЕЛЕВИЗОР/.

 

  • «Никто его не видывал,

слышать – всякий слыхивал,

Без тела, а живёт оно,

Без языка – кричит оно». /ЭХО/.

 

  • «Что с земли не поднимешь?» /ТЕНЬ/.

 

  • «Пушистая вата плывёт куда – то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе». /ТУЧА/.

 

  • «Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб,

Застучал в ворота, эй, откройте! Кто там?» /ВЕТЕР/.

 

  • «И в огне не горит, и в воде не тонет». /ЛЁД/.

 

  • «Железный острый нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет». /ПЛУГ/.

 

  • « Две сестры качались, правды добивались,

А когда добились, то остановились». /ВЕСЫ/.

 

  • « У планет она большая, минимальна у частиц

Её на глаз на измеряют, ведь у неё не мало лиц». /МАССА/.

 

  • « Я всей Вселенной управляю, тела в движенья привожу.

С любой работой я справляюсь и хороводы я вожу». /СИЛА/.

 

  • «Никто и ничто меня не остановит, можно только отсчитать,

Я бесконечности равняюсь, и со Вселенною под стать». /ВРЕМЯ/.

 

  • «Бываю я и постоянной, но чаще переменной,

А иногда мгновенной». /СКОРОСТЬ/.

 

  • « Я под мышкой посижу, и что сделать укажу:

Или разрешу гулять, или уложу в кровать». /ГРАДУСНИК/.

 

  • « Бываю часто вертикальна, могу любой наклон принять,

Могу я лечь горизонтально, могу размер определять.

Могу в кольцо, спираль свернуться,

Могу я змейкой проползти,

Могу опять назад вернуться,

Могу огромный путь пройти». /ДЛИНА/.

 

3. « Узнай космонавтов».

В этом конкурсе нужно, чтобы один из команды выбрал правильную фамилию и имя космонавта.

1 команда: Христофор Колумб; Константин Циолковский; Николай Коперник; Юрий Гагарин.

 

2 команда: Алексей Леонов; Николай Маклухо – Маклай; Николай Жуковский; Александр Можайский.

 

3 команда: Галилео Галилей; Ферлино Магеллан; Джордано Бруно; Валентина Терешкова.

 

  1. «Как угодно обзови».

От каждой команды приглашаются по одному человеку. Их задача заключается в том, чтобы правильно назвали физические приборы и для чего они предназначены.

1 команда:

Весы – для измерения массы тела.

Термометр – для измерения температуры тела.

Транспортир - для измерения углов.

 

2 команда:

Динамометр – для измерения силы тяжести, упругости, трения и веса тела.

Мензурка – для измерения объёма жидкости и объёма тела.

Циркуль – для того, чтобы начертить окружность.

3 команда:

Линейка – для измерения размеров тела.

Секундомер – для измерения времени.

Пробирка – для демонстрации опытов.

 

  1. «Определим вес тела на глаз».

От каждой команды приглашаются по одному человеку. Их задача заключается в том, чтобы на глаз приблизительно определить вес данных тел. После чего с помощью динамометра проверить правильность своего ответа.

1 команде - яблоко.

2 команде – конфета.

3 команде – мандарин.

 

6. «Укрась свое дерево».

Перед вами три дерева. Каждой команде предстоит украсить свое дерево: первой команде – «формулы», второй – «единицы измерения», третьей – «физические величины». Для этого от каждой команды приглашается по одному человеку, который получает кружки, в которых указаны формулы, ученые, единицы измерения, приборы, величины. Побеждает та команда, которая правильно украсит без ошибок своё дерево.

1 команда –« Физические величины».

Плотность, давление сила, кг, динамометр, Г. Галилей, .

2 команда – «Физические формулы».

Сообщающий сосуд, И. Ньютон, скорость, м/с, р = hg, F = mg.

3 команда – «Единицы измерения».

Н, Па, кг, Р. Гук, секундомер, путь.

 

7. «Великие умы науки».

От каждой команды приглашаются по одному человеку. Их задача заключается в том, чтобы угадать о каком ученом идёт речь.

 

1 команда: «Быстрей ли то падает, чем оно тяжелей?» /ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ/.

2 команда: « В чем сущность явлений? На этот вопрос искал ответ сиракузский мудрец…. /АРХИМЕД/.

3 команда: «Сложен мир из мельчайших частиц» - так считал древний грек …./ДЕМОКРИТ/.

  1. «Соображай-ка».

Каждой команде предлагаются вопросы, на которые они должны дать правильный ответ в течение 1 минуты.

1 команда:

Юля утверждает, что Лариса толще её. Они решили это проверить, пошли на каток, взяли с собой рулетку и решили мучающую их проблему. Как это у них получилось? /Ответ: Юля и Лариса оттолкнулись от бортика, а потом измерили расстояния, на которые они разъехались. Лариса проехала меньшее расстояние, чем Юля, значит, она была толще/.

2 команда:

По правилам дорожного движения, перебегать дорогу перед близко едущим транспортом ни в коем случае нельзя. Почему? /Ответ: Транспорт, движущийся с определённой скоростью, даже когда он резко затормозит, в силу инерции не успеет резко и быстро затормозить, так как оно проедет ещё тормозной путь/.

3 команда:

Витя утверждает, что в состоянии невесомости он бывает много раз в день. Правда ли это, ведь это возможно только в космическом корабле. /Ответ: Да, он прав. Когда мы подпрыгиваем, наши ноги пока не касаются никакой опоры, следовательно, на какое – то мгновение мы пребываем в состоянии невесомости/.

  1. «Историческая веха».

В этом конкурсе принимают участие вся команда. Команда должна угадать фамилию ученого. Каждой команде даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвёртой – 2 балла, после пятой – 1 балл.

1 команда:

1). Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки.

2). Его изобретения весьма популярны.

3). С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну.

4). Он говорил: «Дайте мне такую точку опоры, и я переверну весь мир».

5). После сделанного открытия, он закричал: «Эврика!».

/Ответ: АРХИМЕД/.

2 команда:

1). Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики и математики.

2). Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны.

3). Уже в 26 лет он стал профессором.

4). Он открыл и обосновал три закона механики.

5). Существует легенда о том, что благодаря яблоку, которое ему упало на голову, сидя под ней, он открыл известный физический закон.

/Ответ: ИСААК НЬЮТОН/.

3 команда:

1). Свои первые серьёзные открытия он сделал будучи ещё студентом.

2). Свои исследования в области механики и астрономии этот учёный начал после окончания университета.

3).Закон инерции открыл именно он.

4). Ему принадлежат такие открытия: как 4 спутника у Юпитера и фазы у Венеры.

5). Занимаясь исследованиями свободного падения, ему понадобилась наклонная Пизанская башня.

/Ответ: АЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ/.

 

  1. «Приплюсуем – вычтем».

В этом конкурсе приглашаются по одному человеку от каждой команды. Ваша задача заключается в том, чтобы угадать слово, которое является физическим понятием. Оно является или частью какого – либо слова, или его дополнением. Другими совами: даётся слово, к нему прибавляется или вычитается одна буква, а в результате получается заданное понятие.

1 команда:

Алиса – А = /Сила/.

Ряд + О = /Ядро/.

2 команда:

Блок + А = /Колба/.

Силач - Ч = /Сила/.

3 команда:

Лапа + М = /Лампа/.

Пара – А = /пар/.

 

  1. «А и Б сидели на трубе».

В этом конкурсе предлагается каждой команде в течении 1 минуты угадать физическое понятие, которое состоит из двух частей, являющихся определениями каких – либо слов.

1 команда:

Состояние воды + единица времени = единица длины. /Ответ: ПАРСЕК/.

2 команда:

Атмосферное явление + собачье лакомство = характеристика звука. /Ответ: ГРОМКОСТЬ/.

3 Команда:

Нота + нота = мера длины. /Ответ: МИЛЯ/.

 

  1. « Любитель задачек ».

Каждой команде предлагается за 2 минуты решить простенькую задачку.

1 команда:

Определите силу, приложенную к телу массой 500г.

2 команда:

Определите вес тела, масса которого 2т.

3 команда:

Определите давление, которое оказывает тело, если к нему приложена сила 25Н, а площадь поверхности составляет 0,5м2.

  1. Покажи и объясни.

От каждой команды приглашаются по одному ученику, которые должны показать на изготовленных ими в домашних условиях приборов закон Паскаля.

 

1 команда – сообщающиеся сосуды, изготовленные из шприцов, разных по объёму.

2 команда – пластиковая бутылка с дырочками в пробке.

3 команда – пластиковая бутылка с вставленными трубочками на различных уровнях.

 

  1. Кто быстрее и больше составит слов за одну минуту.

Задано ключевое слово: ДИНАМОМЕТР.

Подведение итогов и награждение команд.

Как видите, мы успешно прошли всю дистанцию и дошли до конечной остановки. Теперь подсчитаем все заработанные баллы каждой команды и выявим победителя нашей игры.

1 место – Команда « Атомы»

1 место – Команда « Молекулы»

2 место- Команда «Сила».

Закончился наш необычный урок. У каждого из вас на парте цветные квадратики, уходя с урока, я попрошу вас опустить квадратики в конвертики, которые я закрепила на переносной доске. И тогда мне будет ясно, с каким настроением от проведенного урока вы пошли на следующий урок.

Красный - очень доволен уроком;

Желтый – доволен;

Синий– не понравилось.

Спасибо всем вам за урок.

Он не заметно пролетел,

Вы даже не устали,

И дальше б продолжали.

Но, к сожалению звонок

Завет вас на другой урок!

 

Используемая литература:

  • Газета «Физика».
  • И.Я. Лапина «Внеклассная работа по физике».
  • Ю.В. Щербакова «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях».
  • Л.А. Горев «Занимательные опыты на уроках».
  • Интернет – ресурсы.