Методическая копилка

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кейс

Тема урока: Правила пожарной безопасности в быту. (8 класс)

Во время пожара Петр Иванович совершил следующие действия: покинул квартиру, оставив открытыми окна, взял с собой деньги, документы и золотые украшения. На первый этаж он спустился в лифте.

  1. Какие ошибки допустил Петр Иванович при эвакуации?
  2. Составьте правильный алгоритм действий при эвакуации.

Кейс

Тема урока: Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях. (8 класс)

Возвращаясь вечером домой, вы увидели стаю бродячих собак рядом с подъездом вашего дома.

  1. Как стоит поступить, чтобы попасть домой целым и невредимым?
  2. Представьте, что на вас все-таки напала собака. Какие действия необходимо предпринять?
  3. Стоит ли обращаться куда-либо, если в вашем дворе обитают бездомные собаки?

Кейс.

Тема урока: Ориентирование на местности (8 класс)

Летним утром Витя отправился в лес за грибами. Увлекшись сбором грибов, Витя не заметил, как зашел очень далеко в лес. Местность была незнакомая, мобильная сеть не ловила.

  1. Какие главные опасности подстерегают Витю?
  2. Какие действия Виктора увеличат шансы выжить в лесу?
  3. Какие службы и организации могут прийти на помощь Виктору?

Кейс.

Тема урока: Медицинская подготовка. Оказание доврачебной помощи пострадавшим. (8-11 класс)

Однажды вы увидели новостной сюжет о том, что прохожие смогли спасти жизнь человеку, вовремя оказав ему первую медицинскую помощь. После этого вы решили собрать себе «аптечку» для экстренных ситуаций.

  1. Что бы вы включили в такую «аптечку» и для каких целей?
  2. Какие принципы необходимо учитывать при комплектовании «аптечки»?
  3. В чем заключается опасность оказания первой медицинской помощи?


Кейс.

Тема урока: Терроризм. Угроза обществу. (8-11 класс)

Во время урока вы услышали, что в коридоре раздался выстрел и легкий взрыв.

  1. Какая чрезвычайная ситуация представлена в предложении?
  2. Какие меры безопасности необходимо предпринять в данной ситуации?
  3. Как можно предупредить подобные действия?



Предварительный просмотр:

Конспект урока по физической культуре для 6 "А" класса (по ФГОС)

Учитель физкультуры: Грязнов В.С.

Дата проведения: 2018 год

Тема: баскетбол

Цель урока:  Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом (круговая тренировка).

Задачи:

1. Закрепление техники основных элементов баскетбола.

2. Развитие координационных способностей.

 3. Развитие самостоятельности, ответственности, организаторских способностей.

Этап учебного занятия/ Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Подготовительный (15минут)

  1. Сообщение УЗ на урок

Знакомство с темой и планом урока.

  1. Разминка: Ходьба, бег, спец. Упражнения (передвижения в стойке баскетболиста, захлестом голени, высоко поднимая бедро, скрестным шагом, челночным бегом)
  2. Перестроение в две шеренги
  3. 4. ОРУ на месте

Ознакомить учащихся с целью и задачами урока, настроить на урок

Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока

Деление на 5 команд (по 4 человека), выбор 5 помощников (у которых все получается).

Уточняет влияние разминки мышц рук и ног на готовность к физическим нагрузкам в баскетболе

Восприятие и осмысление поставленных задач; принятие учащимися плана учебной деятельности.

Выполняют бег по кругу с соблюдением дистанции.

Выполняют упражнения за учителем.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники изучаемых игровых действий.

Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Основной (20 минут)

1.Выполнение заданий по станциям:

1 станция – ведение баскетбольного мяча.

2 станция – индивидуальные действия баскетболиста.

3 станция – бросок двумя руками от груди в корзину с линии штрафного броска.

4 станция – развитие «чувства мяча».

5 станция – передача мяча двумя руками от груди.

2.Подвижная игра 10 передач.

Перестроить обучающихся на команды и развести по станциям.

Помощникам раздать карточки с заданием (описание упражнений) на станциях и карточки, для выставления оценки.

Объяснить правильность выполнения, добиться их самостоятельному  освоению, выявить и устранить типичные ошибки.

Объяснить правила игры.

Выполняют упражнения с мячом

Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.

Играют в подвижную игру соблюдая правила.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .

– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

– составление плана и последовательности действий

Заключительный (5минут)

1.Упражнения на внимание.

2.Анализ выполнения УЗ обучающимися, рефлексия, домашнее задание.

Восстановить дыхание после игры.

Проверить степень усвоения обучающимися УЗ.

Ставим УЗ на дом

Формулируют конечный результат своей работы Оценивают правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения. на уроке.

 Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные:

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий



Предварительный просмотр:

Приложение 1.3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» Г. УСИНСКА

«2 №-А ШÖР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН УСИНСК КАР

169711, Российская Федерация, Республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, д. 44а

        Тел./факс 8(82144) 46-468, 47-503        

        Е-mail:school2_usinsk@mail.ru        

ОКПО 48397685, ОГРН 1021100899742, ИНН/КПП 1106012086/110601001

Контрольная работа

по физической культуре в 5 классе

Работа составлена на основе Рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» для 5 – 9 классов (ФГОС).

Учебники: Учебник по Физической культуре. 5-7 классы - Виленский М.Я., Торочкова Т.Ю., Туревский И.М., 2015.

Цель проведения: оценить уровень освоения программы по физической культуре у учащихся 5 класса МБОУ «СОШ №2» г. Усинска.

Характеристика структуры и содержания контрольной работы.

Контрольная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

часть 1- теоретическая часть, содержит задания с выбором ответа (из трех заданий только один правильный);

часть 2 – практическая часть, состоит из тестов-упражнений:

1.Упр. Челночный   бег Зх10м, (сек),

2.Упр. Прыжок в длину с места (см),

3.Упр. Подтягивание на перекладине (раз) – мальчики,

Упр. Подъем туловища за 30 сек. (раз) – девочки.

Дополнительные материалы и оборудование

Для проведения практической части работы необходимо следующее оборудование: маты, перекладина, рулетка, мел, свисток. Для проведения теоретической части необходимо следующее: тест, бланк, черновик, ручка. Справочные материалы вместе с текстом теоретической части контрольной работы не выдаются.

Часть 1. Задания с выбором ответа части 1 (15 заданий) контрольной работы предназначены для определения физических компетентностей учащихся 5 класса на базовом уровне и повышенном уровнях. Выполняют ее все учащиеся. Учащиеся отнесенные к подготовительной группе в обязательном порядке сдают, контрольную работу в теоретической части, на практическую часть допускаются только с разрешения врача, при наличии соответствующей справки.

(Оценивание по предмету физическая культура детей отнесенных к специальной медицинской группе (группа А и группа Б) проводится на основании: 1. Письма министерства образования РФ от 31 октября 2003 г. N 13-51-263/123. 2. Методические рекомендации Москва – 2012. Министерство образования и науки РФ, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» российской академии медицинских наук - Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой учащихся с отклонениями в состоянии здоровья).

Часть 2 включает 3 задания базового и повышенного уровня сложности - выполнение практической части. Выполняют ее учащиеся, относящиеся к основной группе здоровья.

Время выполнения работы 90 минут: 1часть – 30 минут; 2 часть 60 минут.


Распределение заданий работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Распределение заданий работы по содержанию и уровню сложности

Часть I.

Часть II.

Теоретическая

Практическая (мальчики)

Практическая (девочки)

Тип заданий и форма ответа

в/о

к/о

1.Упр. Челночный бег, 3×10

2. Упр. Прыжок в длину с места (см)

3. Упр. Подтягивание на перекладине (раз) – мальчики

1.Упр. Челночный бег, 3×10

2. Упр. Прыжок в длину с места (см)

3.Упр. Подъем туловища за 30 сек. (раз) – девочки

1-8, 10, 13-15

9,11,12

Выбор ответа

Краткий ответ

Уровень сложности/ Уровень физической подготовленности

Базовый

Повышенный

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Теоретическая часть (тестовое задание)

Уровень

Темы

Проверяемые умения

Макс.балл

1

Б

История спорта

• Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.

1

2

Б

История Олимпийских игр

• Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.  Применение полученных знаний на практике.

1

3

Б

Утренняя гимнастика (ОФП)

• Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности.

• Применение полученных знаний на практике

1

4

Б

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

• Понимание здоровья как важнейшего
условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности.

• Понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни.

• Применение полученных знаний на практике.

1

5

Б

Правила оказания первой помощи при травмах

• Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности. Применение полученных знаний на практике

1

6

Б

История Олимпийских игр

• Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.

• Применение полученных знаний на практике.

1

7

Б

ОФП

• Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.

• Применение полученных знаний на практике

1

8

Б

Легкая атлетика

• Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.

• Применение полученных знаний на практике.

1

9

П

Теория физической культуры

• Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.

• Применение полученных знаний на практике.

2

10

Б

История спорта

• Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.

1

11

П

Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

• Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности.

• Понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни.

• Применение полученных знаний на практике.

2

12

П

История Олимпийских игр

• Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.  Применение полученных знаний на практике.

2

13

Б

Правила оказания первой помощи при травмах

• Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности. Применение полученных знаний на практике

1

14

Б

Легкая атлетика

• Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.

• Применение полученных знаний на практике.

1

15

Б

Правила спортивных игр

 Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств.  Применение полученных знаний на практике

1

Практическая  часть

Задание

Планируемый результат

Практическая часть

1 упражнение

2 упражнение

3 упражнение

Предметный результат

Выполнять нормативы физической подготовки

Метапредметный результат

Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Личностный результат

Выявлять особенности в приросте показателей физического развития в течении учебного года, сравнивать их с возрастными стандартами

Контрольное упражнение (тест)

Возраст, лет

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

Челночный   бег Зх10м,сек.

12

9,3 и выше

9,0-8,6

8,3 и выше

10и выше

9,6-9,1

8,8 и ниже

13

9,3 и выше

9,0-8,6

8,3 и выше

10и выше

9,5-9,0

8,7 и выше-

Прыжок в длину с места, см

12

145 и выше

165-180

200и выше

135и выше

155-175

190 и выше

13

150 и выше

170-190

205и выше выше

140-"-

160-180

200 и выше

Подтягивание на высокой перекладине из виса, кол-во раз(мальчики)

12

1

4-6

7 и выше

-

-

-

13

1

5-6

8 и выше

-

-

-

На низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)

12

-

-

-

4и ниже

11-15

20 и выше

13

-

-

-

5 и ниже

12-15

19 и выше


Задание

Критерии

Баллы

1

Челночный бег, 3×10

Умения

  • Выполнять бег с низкого старта
  • Применять технику бега на короткие дистанции
  • Выполнять финишное ускорение

5 баллов – высокий уровень

4 балла – средний уровень

3 балла – низкий уровень

2

Поднимание туловища, за 30 сек.(девочки)

Умения

  • Укреплять мышцы брюшного пресса
  • Овладевать техникой выполнения упражнения
  • Развивать скоростную выносливость

5 баллов – высокий уровень

4 балла – средний уровень

3 балла – низкий уровень

3

Подтягивание на перекладине (мальчики) кол-во  раз

Умения

  • Укреплять мышцы плечевого пояса
  • Применять технику выполнения упражнения
  • Развивать силовую выносливость

5 баллов – высокий уровень

4 балла – средний уровень

3 балла – низкий уровень

4.

Прыжок в длину с места, см

Умения

  • Выполнять основы движения в прыжках - прыжок в длину с места
  • Распределять свои физические возможности
  • Развивать общую выносливость

5 баллов – высокий уровень

4 балла – средний уровень

3 балла – низкий уровень

Шкала перевода выполнения работы

Баллы

Аттестационная отметка

30-33 (90%-100%)

5

23-29 (70%-89%)

4

13-22 (40%-69%)

3

0-12 (Менее 40%)

2

Ответы контрольной работы теоретической части, 5 класс

№ задания

Ответы

Вариант 1

Ответы

Вариант 2

Ответы

Вариант 3

Ответы

Вариант 4

b

b

b

b

b

b

b

a

c

a

c

c

c

c

c

a

a

a

c

a

b

b

b

c

a

a

a

c

a

c

a

a

упор

вис

осанка

утомляемость

c

a

b

а

режим дня

закаливание

авитаминоз

осанка

Сметанина

a-f; c-b; e-d

a-f; c-b; e-d

a-f; c-b; e-d

а

a

a

c

а

b

a

c

а

b

b

a


Бланк ответа контрольной работы

Дата __________________ Школа ___________________  Класс___________________

Фамилия_____________________________________

Имя_________________________________________

Бланк теоретической части контрольной работы

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

Результаты практической части по физической культуре

Название теста

Результат

Оценка

Челночный бег, 3×10 (сек)

Прыжок в длину с места (см)

Подтягивание на перекладине (раз) – мальчики

Подъем туловища за 30 сек. (раз) – девочки

Итоговая отметка за контрольную работу по  физической культуре

(теория и практика) _______________


1-вариант

Инструкция

по выполнению тестового задания.

Вам предлагается ответить на вопросы по физической культуре. К каждому вопросу дано три варианта ответа, из которых только один верный, надо указать букву верного ответа. Выполнять их можно в любом порядке, главное — правильно решить как можно больше заданий. Совет: для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям. При выполнении заданий можно использовать черновик. Все необходимые вычисления, преобразования и прочее можно выполнять в черновике. Записи в черновике не проверяются и не оцениваются.

Время выполнение 30 минут

  1. Где зародились Олимпийские игры?  
  1. Бразилия;
  2. Греция;
  3. Англия.

  1. Как звучит Олимпийский девиз?
  1. скорее, быстрее, дальше;
  2. быстрее, выше, сильнее;
  3. выше, сильнее, быстрее.

  1. Для чего нужна утренняя зарядка?
  1. силы;
  2. здоровья;
  3. бодрости.

  1. Какие средства закаливания вы знаете?
  1. солнце;
  2. вода и воздух;
  3. всё перечисленное.

  1. Недостаток витаминов в организме человека называется:
  1. авитаминоз;
  2. гиповитаминоз;
  3. бактериоз.

  1. Назовите  Олимпийскую  чемпионку  Республики Коми.
  1. Елена Исимбаева;
  2. Раиса Сметанина;
  3. Владислав Третьяк.

  1. Расшифруйте аббревиатуру слова ГТО:
  1. готов к труду и обороне;
  2. гордимся трудом;
  3. вперед к победе.

  1. Что такое спринтерская дистанция?
  1. короткая;
  2. средняя;
  3. длинная.
  1. Положение тела на снаряде, при котором плечи находятся ниже точки хвата?

  1. Что означают пять колец на флаге  Олимпийских  Игр?
  1. мир во всем мире;
  2. кольца удачи;
  3. содружество пяти континентов.

  1. Правильное распределение времени на основные  жизненные потребности человека: сон, бодрствование, деятельность учебная, прием пищи называется…

  1. Назовите прославленную Олимпийскую чемпионку по лыжным гонкам  Республики КОМИ …

  1. Что нужно делать при ушибах?
  1. приложить холод и сделать повязку;
  2. горячий компресс, принять лекарство;
  3. помазать зеленкой, лечь спать.

  1. Какие виды упражнений входят в лёгкую атлетику?
  1. бег, прыжки ( в длину и высоту), метание;
  2. метание, лазание по канту;
  3. бег, прыжки.

  1. По правилам игры баскетбола, сколько  человек  должно быть на площадке?
  1. 5;
  2. 6;
  3. 8.


2- вариант

Инструкция

по выполнению тестового задания.

Вам предлагается ответить на вопросы по физической культуре. К каждому вопросу дано три варианта ответа, из которых только один верный, надо указать букву верного ответа. Выполнять их можно в любом порядке, главное — правильно решить как можно больше заданий. Совет: для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям. При выполнении заданий можно использовать черновик. Все необходимые вычисления, преобразования и прочее можно выполнять в черновике. Записи в черновике не проверяются и не оцениваются.

Время выполнение 30 минут

  1. Какую награду в древности получал победитель?
  1. Медаль;
  2. лавровый венок;
  3. машину.

  1. Кто является основателем Олимпийского движения?
  1. Хуан Антонио Самаранч;
  2. Пьер де Кубертен;
  3. Павел Буре.

  1. Сколько минут, должна длиться утренняя зарядка?
  1. 15 минут;
  2. 30 минут;
  3. 1 час.

  1. Что такое ЗОЖ?  
  1. можно жить здорово;
  2. отличная жизнь;
  3. здоровый образ жизни.

  1. Как действовать при переохлаждении человека?
  1. завести в теплое помещение и дать горячего чая;
  2. положить спать в одежде;
  3. измерить температуру и дать таблетку.

  1. Как звучит олимпийский девиз?
  1. скорее, быстрее, дальше;
  2. быстрее, выше, сильнее;
  3. сильнее, выше, быстрее.

  1. Расшифруйте аббревиатуру слова ГТО:
  1. готов к труду и обороне;
  2. гордимся трудом;
  3. вперед к победе.
  1. Марафонская дистанция - это бег?
  1. 5км;
  2. 10км;
  3. 50км.

  1. Положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата.?

  1. Какая страна является родиной футбола?
  1. Англия;
  2. Франция;
  3. Россия.

  1. Оздоровительная система мероприятий и воздействий на организм с использованием целебных сил природы – солнца, воздуха и воды  называется …

  1. Определите вид спорта Олимпийского чемпиона.
  1. Ирина Роднина
  1. биатлон
  1. Антон Шипулин
  1. лыжные гонки
  1. Раиса Сметанина
  1. фигурное катание

  1. Что нужно делать при ушибах?
  1. приложить холод и сделать повязку;
  2. горячий компресс, принять лекарство;
  3. помазать зеленкой, лечь спать.

  1. Что относится к важным умениям, необходимым для бега?
  1. постановка стопы;
  2. правильное дыхание;
  3. положение тела.

  1. По правилам игры волейбола, сколько  человек  должно быть на площадке?
  1. 5;
  2. 6;
  3. 7.

        


3-вариант

Инструкция

по выполнению тестового задания.

Вам предлагается ответить на вопросы по физической культуре. К каждому вопросу дано три варианта ответа, из которых только один верный, надо указать букву верного ответа. Выполнять их можно в любом порядке, главное — правильно решить как можно больше заданий. Совет: для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям. При выполнении заданий можно использовать черновик. Все необходимые вычисления, преобразования и прочее можно выполнять в черновике. Записи в черновике не проверяются и не оцениваются.

Время выполнение 30 минут

  1. Какой символ  изображен на флаге  Олимпийских Игр?
  1. факел;
  2. кольца;
  3. медведь.

  1. Кто является основателем Олимпийского движения?
  1. Хуан Антонио Самаранч;
  2. Пьер де Кубертен;
  3. Павел Буре.

  1. Что такое ЗОЖ?  
  1. можно жить здорово;
  2. отличная жизнь;
  3. здоровый образ жизни.

  1. Какие средства закаливания вы знаете?
  1. солнце;
  2. вода и воздух;
  3. всё перечисленное.

  1. Как оказать помощь  при кровотечении?
  1. помазать мазью,  вызвать врача;
  2. приложить холод, выпить лекарств;
  3. наложить давящую повязку на 2 часа.

  1. Как звучит олимпийский девиз?
  1. скорее, быстрее, дальше;
  2. быстрее, выше, сильнее;
  3. дальше, круче, больше.

  1. Какую дистанцию бегают с низкого старта?  
  1. 100м;
  2. 2км;
  3. 5км.
  1. Что такое спринтерская дистанция?  
  1. короткая;
  2. средняя;
  3. длинная.

  1. Привычная поза человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы называется …

  1. Где зародились олимпийские игры?
  1. Бразилия;
  2. Греция;
  3. Англия.

  1. Недостаток витаминов в организме человека называется…

  1. Определите вид спорта Олимпийского чемпиона.
  1. Ольга Зайцева
  1. борьба      
  1. Александр Карелин
  1. фигурное катание
  1. Евгений Плющенко
  1. биатлон

  1. Как действовать при солнечном ударе человека?
  1. перевести в тень, прохладная повязка на голову;
  2. положить на кровать, выпить лекарство;
  3. выпить сладкого чая, лечь спать.

  1. Старт в легкоатлетическом беге  начинается с команды.
  1. «Марш!»;
  2. «Начать!»;
  3. «Вперед!».
  1. По правилам игры баскетбола, сколько  человек  должно быть на площадке?
  1. 4;
  2. 5;
  3. 7.

4-вариант

Инструкция

по выполнению тестового задания.

Вам предлагается ответить на вопросы по физической культуре. К каждому вопросу дано три варианта ответа, из которых только один верный, надо указать букву верного ответа. Выполнять их можно в любом порядке, главное — правильно решить как можно больше заданий. Совет: для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям. При выполнении заданий можно использовать черновик. Все необходимые вычисления, преобразования и прочее можно выполнять в черновике. Записи в черновике не проверяются и не оцениваются.

Время выполнение 30 минут

  1. Назовите  Олимпийского чемпиона  Республики Коми.
  1. Елена Исимбаева;
  2. Раиса Сметанина;
  3. Владислав Третьяк.

  1. Как называется правильное распределение времени в течение суток:
  1. режим дня;
  2. расписание уроков;
  3. личная гигиена.

  1. Где зародились олимпийские игры?
  1. Бразилия;
  2. Англия;
  3. Греция.

  1. Привычная поза тела человека в вертикальном положении:
  1. осанка;
  2. позвоночник;
  3. мускулатура.

  1. При ушибе необходимо на место ушиба положить :
  1. холод;
  2. тепло;
  3. повязку.

  1. Какая организация занимается подготовкой и проведением Олимпийских игр?
  1. НХЛ;
  2. НБА;
  3. МОК.

  1. К циклическим видам спорта относятся:
  1. борьба, бокс, фехтование;
  2. баскетбол, волейбол, футбол;
  3. ходьба, бег, лыжные гонки, плавание.

  1. Какую дистанцию бегают с низкого старта?  
  1. 100м;
  2. 2км;
  3. 5км.
  1. Временное снижение работоспособности принято называть…

  1. Упражнения с гантелями, штангой,  набивными мячами 3кг,  развивают физическое качество
  1. силу;
  2. гибкость;
  3. выносливость.

  1. Привычная поза человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы называется

  1. Определите вид спорта Олимпийского чемпиона.
  1. Ирина Роднина
  1. биатлон
  1. Антон Шипулин
  1. лыжные гонки
  1. Раиса Сметанина
  1. фигурное катание

  1. Как действовать при солнечном ударе человека?
  1. выпить сладкого чая, лечь спать;
  2. положить на кровать, выпить лекарство;
  3. перевести в тень, прохладная повязка на голову.

  1. Какое физическое качество развивается при беге на длинные дистанции:
  1. выносливость;
  2. гибкость;
  3. сила.

  1. По правилам игры волейбола, сколько  человек  должно быть на площадке?
  1. 5;
  2. 6;
  3. 7.

Директор школы                                                 Г.Д.Хайруллина



Предварительный просмотр:

Содержание составляющих оценки результативности урока физической культуры в контексте требований ФГОС: метапредметные; предметные; личностные.

Современный урок - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема.

Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства.

Ключевым моментом является характер познавательной деятельности учащихся. При этом определяются следующие основные характеристики урока: цель деятельности, субъект, содержание и способы деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС учебники обеспечивают сочетание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), при которой учащиеся принимают активное участие в оценке своей деятельности и выставления отметок. В соответствии с этой технологией и требованиями ФГОС учащиеся должны чётко знать и понимать цели своего образования, знания, которые они получают, умения, которые они осваивают.

 Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование физически культурной деятельности учащегося.

Результатами обучения должны стать личностные, мета предметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности.

Итак давайте рассмотрим по порядку и разберемся в сути.

1.Метапредметные результаты освоения физической культуры.

Метапредметные результаты включают в себя освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность использования этих действий в познавательной и социальной практике. К метапредметным результатам относятся такие способности и умения, как самостоятельность в планировании и осуществлении учебной, физкультурной и спортивной деятельности, организация сотрудничества со сверстниками и педагогами, способность к построению индивидуальной образовательной программы, владение навыками учебно-исследовательской и социальной деятельности

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

 Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

 

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

 В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
  • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

 

В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

 В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

 В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

2. Предметные  результаты освоения физической культуры.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

 В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

 

В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

 В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

 В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

3. Личностные результаты освоения предмета физической культуры.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

 Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

 В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

 В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

 В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Уровень компетентности выпускника основного общего образования в процессе реализации программы «Здоровье».

Результаты

Виды здоровья

Физическое

Психическое

Социальное

Нравственное

Метапред-метные результаты.

Понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и саморегуляции человека. Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, макси-мальная адаптация к окружающей среде (управление движениями, управление процессами в теле).

Понимание развития сознания и мышления, внутренней моральной силы, побуждающей к созидательной деятельности (управлению сво-ими ощущениями и внутренними состояниеми).

Понимание морального самообладания, адекватной оценки своего «Я», самоопре-деления личности в оптимально-социаль-ных условиях микро- и макросреды (в семье, школе, соци-альной группе). Понимание интел-лекта как управления мыслью и размыш-лениями, направлен-ными на совершен-ствование позитив-ных и нравственно-духовных ценностей.

Бережное отноше-ние к собственному здоровью и здоровью окружа-ющих. Понимание комплекса характе-ристик мотивации-ионной и потребно-стно-информатив-ной сферы, что определяется сис-темой ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. Понимание  духов-ности (общече-ловеческие истины: добро, красота, лю-бовь, милосердие).

Предметные результаты.

Знание анатомии, физиологии человека, строение и функции всех органов и систем организма человека. Знание физиологических процессов во время выполнения ФУ.

Знание психических процессов человека, темперамента, характера человека, рефлексов (осознанных и неосознанных действий). Имеет знания о чувствах и эмоциях, самооценке, уровне притязаний, тревожности, агрессивности и работоспособности.

Способность  интересно и доступно излагать знания о ЗОЖ, формулировать цели и задачи ЗОЖ, аргументировано вести диалог по основам организации и ведения ЗОЖ. Знать о профилактике вредных привычек и различных заболеваний.

Способность проявлять инициативу и творчество при организации различных занятий, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, умение оказать помощь при освоении знаний и умений. Способность проявлять дисциплинированность и уважение к окружающим.

Личностные результаты.

Владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжений. Понимание своих физических параметров, склонностей и способностей.

Владение знаниями о собственном темпераменте, о чертах своего характера. Владеет навыками логических операций, может долго сохранять свое внимание, систематизировать и  классифициро-вать полученные знания.

Владеет умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и применять полученные знания. Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами.

Владеет способностью управлять своими эмоциями, проявляет культуру общения, способен адекватно включаться в различные совместные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении. Владение умением предупреждать конфликтные ситуации, решать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Выводы:

-Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. На единой основе самоанализа, самоконтроля, оценка дает возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

-Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры. 

-В условиях введения в практику работы  школы ФГОС учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов. Освоение технологии подготовки к уроку, организации урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и мета предметных результатов.



Предварительный просмотр:

Грязнов В.С., учитель физической культуры МБОУ «Гимназия №2»

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

На современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от авторитарных, групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях.
Лично-ориентированный подход в системе физического воспитания не стал еще для многих учителей физической культуры нормой в своей работе.
Практика испытывает потребность в разработке методик проведения уроков, носящих научно обоснованные, апробированные традиционные и нетрадиционные средства и методы физического воспитания.

Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Здоровьесбережение и ее роль в учебном процессе рассматривается  учителями и учеными различно. М.А. Данилов, например, видел в занимательности роль побудителя школьника к учению; Б.П. Есипов рассматривал ее как средство активизации учебной деятельности; Н.И. Гамбург использование занимательности считает средством повышения качества обучения. В исследовании Г.И. Щукиной занимательность - важный стимул возбуждения интереса к предмету.

Цель работы: теоретически разработать  и практически обосновать использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры в школе.

Задачи работы:

1.  Изучить сущность педагогических технологий.

2. Выявить принципы, функции здоровьесберегающих технологий.

3. Рассмотреть средства здоровьесберегающих технологий в процессе обучения на уроках физической культуры.

4.  Определить оптимальные формы организации учебной деятельности на уроке физкультуры в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал, представленный автором, может использоваться учителями для организации и проведения занятий по физической культуре в условиях здоровьесбережения.

1. Здоровьесберегающие педагогические технологии.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. В литературе различают технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности; технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения; элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [1].

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.[6]

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общеметодические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.

Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.

Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.

Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности.

Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.

Принцип непрерывности выражает закономерности по построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельн6ости учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения. Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика “Ледокол”, игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения [5].

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании

Средства здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это - движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специаольно организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.

Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапии, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов - фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.[7].

Этапы процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первыхпопытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

Особенности организации учебной деятельности на уроке физкультуры в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:

1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом

3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.

4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе [9].

Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьеохранных условий развития ребенка необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года должен начинаться с диагностических обследований уровней физического развития детей (методика Н.Н. Ефименко). Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводится мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Совместно с инструктором ЛФК проводится дополнительное исследование “Плантографию” (методика Н.Н. Ефименко) для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Данная объемная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса.

Совместно с врачом составляются “Экраны здоровья” детей каждой группы (класса) с конкретными рекомендациями педагогам и родителям. На основе этого составляется план физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, который включает в себя, закаливающие мероприятия, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей данной группы (класса), требований Сан ПиНа, и конкретной диагностики каждого ребенка. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу - сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка [10].

А так же должны быть: строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение урока с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности [9].

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов.

Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему.

Если ученик не понимает значимости учебного материала, то и избирательно работающее подсознание сразу после получения оценки помогает ему довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается системность в освоении основ знаний, и каждый новый материал оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже надуманным[11].

Создание комфортных условий для занятий физкультурой состоит из следующих мероприятий:

соблюдения санитарно-гигиенических норм;

рациональное освещение зала;

исключение монотонных звуковых раздражителей;

влажная уборка зала через каждые 2 часа занятий;

наличие туалетов и умывальников в раздевалках девочек и мальчиков;

наличие аптечки;

спортивный инвентарь по возрасту (б/б мячи средний возраст №5, старший возраст №7, лыжный инвентарь, набивные мячи);

наличие у каждого учащегося сменной спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в зале и соответствующей формы при уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).

Учёт динамики работоспособности на уроке.

1 фаза врабатывание 8-10 минут.

2 фаза оптимальной работоспособности 15-20 минут.

3 фаза преодолеваемого утомления.

Индивидуально-дифференцированный подход.

1. Учет диагноза здоровья в физкультурно-оздоровительной работе

2. Индивидуальный подход в закаливании дошкольников

3. Учет типа конституции ребенка в процессе физического воспитания

4. Проявление типологических особенностей нервной системы в мышечной деятельности

5. Взаимосвязь типа нервной системы и уровня двигательной активности ребенка

6. Гендерный подход в физическом воспитании

7. Взаимосвязь индивидуальных и возрастных особенностей развития двигательных качеств

8.Учет индивидуальных показателей физической подготовленности[10]

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
Среди всех возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность.
Физическая культура – это естественнобиологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

Методика проведения занятий с элементами ритмической гимнастики. Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки – обязательное условие каждого урока физической культуры.
Предлагаемые учащимся комплексы составляются с учетом возраста, включают доступные упражнения. Упражнения подбираются таким образом, чтобы они влияли на комплексное развитие физических качеств путем последовательного воздействия на различные группы мышц.
Существующая программа по физической культуре предусматривает активное использование на уроках средств ритмической гимнастики.
О том, что гимнастика улучшает здоровье известно всем. Мышечные нагрузки укрепляют сердце, легкие, кровеносные сосуды и другие органы. Многих людей привлекает красота гимнастических упражнений. Этот вид упражнений выполняют под музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный настрой занимающихся. Однако перед учителем встает вопрос: в какой части урока и в каких классах лучше всего использовать ритмическую гимнастику?
Когда начинается раздел «Гимнастики», для устранения резкости и угловатости в движениях учащихся уже несколько лет использую ритмическую гимнастику со 2-го класса и провожу ее в водной части урока. Использование ритмической гимнастики положительно сказывается на развитии координации, ритмичности, легкости и пластичности перемещений. Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений. Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. К тому же занятия под музыку создают эмоциональный фон. С помощью средств ритмической гимнастики можно развивать такие физические качества, как общая выносливость, сила, гибкость, ловкость.

Прыжки со скакалкой. На каждом уроке независимо от разделов программы, провожу прыжки со скакалкой. Иметь сильные, стройные, красивые ноги хочется каждому, а для этого их надо упражнять. И скакалка на уроках физической культуры служит отличным простейшим спортивным инвентарем. Скакалка – очень доступный и полезный гимнастический снаряд. Прыжки со скалкой развивают мышцы ног, делают их стройными и красивыми, служат профилактикой плоскостопия; способствуют формированию правильной осанки; укрепляют связки внутренних органов; ликвидируют застойные явления в организме; развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы; развивают чувство ритма и координацию движений; укрепляют мышцы тазового дна. Простота в использовании скакалки состоит в достаточно легкой обучаемости и несложности выполняемых упражнений. Обучение прыжкам со скакалкой начинаю в младших классах с самых простейших прыжков. Существует много различных упражнений со скакалкой. Наиболее распространенными из них являются прыжки: на обеих ногах, вращая скакалку вперед, на одной ноге; с попеременным прыжком на одной, другой ноге, с выполнением бегового шага, на месте и с перемещением, со скрестным положением рук, со скрестным положением ног. Включение прыжков со скакалкой в каждый урок, проходящий в спортивном зале, не обременительно для занимающихся, если прыжковые упражнения разнообразны по форме, нагрузке и задачам, стоящим перед ними. Живой интерес представляют прыжки в эстафетах, прыжки по заданию. Такие прыжки служат развитию координационных способностей. Это могут быть прыжки с продвижением вперед, назад: с чередованием направления – влево-вправо; с предметами в руках. Многолетний опыт ежеурочного использования прыжков со скакалкой позволяет говорить о положительном результате, более эффективным по сравнению с применением бега в спортивном зале и интересе учащихся к этому гимнастическому снаряду. В каждой четверти проводится проверка прыжков со скакалкой и многие ученики устанавливают рекорд класса. На таблицах видно, что у некоторых учащихся происходит значительный скачок в результатах.

Формирование осанки на уроках. Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье школьников возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме. Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки– это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденного стоящего человека. Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин. Одна из них, думаю в том, что в школах существует кабинетная система. Ученик целый день, переходя из кабинета в кабинет, сидит за партой или столом, не соответствующим его росту. Еще одна причина – многочасовое чтение при плохом освещении, это заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только осанку, но и зрение. И главная причина – гиподинамия. Не секрет, что многие учителя-предметники не проводят на своих уроках физкультминутки. Систематические разумные занятия физической культурой и спортом считаются лучшим средством предупреждения нарушения осанки. Следовательно, ведущая роль в этом принадлежит учителю физической культуры. На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего, в ходьбе: Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.

  1. Ходьба на носках, руки в различных положениях.
  2. Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
  3. Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
  4. Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.

Слежу также за осанкой и при разновидности бега, обращая внимание на положение спины. На каждом уроке провожу по 5-6 упражнений на формирование осанки. Регулярно беседую с учащимися об осанке, объясняю им, зачем проводятся данные занятия. Предлагаю учащимся комплексы упражнений по формированию правильной осанки, настаиваю ежедневного выполнения комплексов, даю домашние здания.

Методика организации домашних заданий. Основные знания и умения по физической культуре дети получают в школе. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в школе мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий, рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например: подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные строевые упражнения, осенне-весений период на улице выполнять различные прыжки (прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное: все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения. Обязательно поощряю хорошей оценкой даже слабого в физическом плане ученика, если у него виден прогресс в выполнении домашнего задания. Домашние задания по физической культуре – одна из самых эффективных форм физического воспитания, позволяющая реально охватить самостоятельными занятиями каждого школьника. Однако при использовании домашних заданий сталкиваешься с немалыми трудностями, и, пожалуй, главная из них – организация контроля за их выполнением. Для того чтобы учащиеся систематически выполняли заданное на дом, ученики стали заводить с 3 класса тетрадь по физической культуре, где отслеживается их выполнение домашних заданий, а также самостоятельная работа. Тетрадь проверяю 2-3 раза в четверть и выставляю оценку за общее ведение тетради, за выполнение домашнего задания. Если ученик вписывает в тетрадь «липовые» цифры, не делая никаких физических упражнений, то это выявляется сразу. Во-первых, при отсутствии прогресса в результатах, показанных школьником на уроках, можно сделать вывод, что он наверняка не выполняет домашние задания; во-вторых, если кто и зафиксирует «липовый» прогресс на бумаге, то этот номер не проходит, так как упражнения проверяю на уроках не менее 2-3 раз в четверти. Такая тетрадь по физической культуре дает возможность оценивать школьника по всем показателям: знаниям, двигательным умениям и навыкам, двигательной подготовленности, физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Для воспитания у школьников сознательного отношения к укреплению здоровья, к личному уровню физической готовности постоянно внедряю в сознание детей такую программу: «Сегодня я делаю лучше, чем вчера, а завтра буду делать лучше, чем сегодня».
На таблицах видно, что уровень двигательной подготовленности учащихся к концу учебного года значительно увеличивается.

Физическая культура – это комплексная культура движений, знаний о себе и своем развитии, гармонического развития физических способностей, телостроительства, воспитания себя, нравственного, психологического и духовного развития, питания, закаливания, гигиены, режима дня, культура других сфер здорового образа жизни. Главное же для меня учителя физической культуры – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому, что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека. К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья детей остается очень много. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социально адаптированного человека, к созданию в школе здороьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения. Где могут быть использованы элементы физической культуры помимо самого урока физкультуры - на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены.

Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания; устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза; устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое   [10].

Список использованных источников

  1. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28
  3. Байбородова Л.В., Бутан И.М., ЛеонтьеваТ.Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод. - М.,2004.-205с
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 2009.-105с.
  5. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 - 341.
  7. Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н. Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2001. - №3. - С.3-6.Кан-
  8. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.-68с.
  9. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 176 с
  10. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.-73с