«Латеральное мышление, методы и упражнения для его развития у детей».

Царакаева Наталья Владимировна.

«Латеральное мышление, методы и упражнения для его развития у детей».

 

«Латеральная логика у дошкольников

или головоломный путь к нестандартному мышлению.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Латеральная логика у дошкольников

или головоломный путь к нестандартному мышлению.» Логика- ( от греч. « логос» означающего « слово» и

«смысл»)- это наука о законах, формах и операциях пра-

вильного мышления.

Основная задача логики заключается в нахождении и си- стематизации правильных способов рассуждения.

Логика нужна людям практически ежедневно для решения самых разных задач. Она применяется в научных исследо- ваниях, при организации служебной работы, распорядка, личной жизни. Все эти сферы основаны на её элементах.

Развивая логическое мышление, люди могут быстрее и ра- циональнее справляться с повседневными проблемами.

Сегодня я хочу познакомить вас с одним из видов логиче- ского мышления – с латеральной логикой.

Латеральный (лат. lateralis — боковой) означает боковой или смещенный. Таким образом, латеральное мышление – это смещенное мышление, перенаправленное, относитель- но традиционного мышления.

Понятие латерального мышления было предложено извест- ным британским психологом Эдвардом де Боно в конце

1960-х гг.

Латеральное мышление является нестандартным, лишен- ным всяких шаблонов и клише. Впервые его начали ис- пользовать те люди и компании, деятельность которых бы- ла тесно связана с творчеством и созданием новых идей.

В психологии мышление разделяют на два типа:

Конвергентное- решая проблемы, человек проводит тщательный анализ, сопоставляет факты, приходит к единому результату.

Дивергентное- человек пытается найти сразу много вариантов решения задачи, используя творческие спо- собности.

Латеральное мышление часто сравнивают с дивергент- ным. В случае с ним люди так же изучают несколько направлений.

Зачем нужно латеральное мышление?

В теории кажется, что развивать умение мыслить лате- рально не так уж и нужно. И действительно, зачем?

Ведь есть логика. Здесь стоит учесть одну особен- ность. Используя логику, человек выстраивает четкую последовательность действий. На практике любое от- ступление, ошибка или промах выбивают из колеи, приводят к совсем другому результату.

Мышление стереотипами и шаблонам помогает эконо- мить время при принятии решений. Большинство дей- ствий выполняются автоматически. И вроде бы это хо- рошо. Но! Во-первых, не все задачи можно решить с помощью шаблонов. Во-вторых, следование стандар- там мешает реализовывать свежие идеи, совершать от- крытия. В результате человек не развивается, стоит на месте.

Как развить латеральное мышление?

Не расстраивайтесь, если не получается мыслить не- стандартно. Это умение можно развить. Есть ряд спо- собов:

  1. Во всех сферах ищите новые идеи.
  2. Забудьте о стереотипах, используемых окружающи- ми для принятия решений.
  3. Сомневайтесь.
  4. Рассматривайте сразу несколько вариантов решения проблемы.
  5. Уделяйте время на решение задач на латеральное мышление.
  6. Подумайте, как можно нестандартно использовать

старые вещи.

  1. Творчески подходите к выполнению даже повседнев- ных дел.
  2. Научитесь получать удовольствие от размышлений и поиска новых идей.

Интересно, что развитие латерального мышления быстрее всего происходит у маленьких детей. В их

подсознании нет шаблонов и стереотипов, они дей-

ствуют согласно интуиции, не боятся смеяться над со- бой и своими ошибками. А еще они часто предлагают абсурдные для взрослых людей вещи. Это и есть уме- ние мыслить нестандартно.

Нужна ли логика маленькому ребенку?

Ведь дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но именно в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. И наряду

со всеми процессами интенсивно развивается познание, со- вершенствуется восприятие цвета, формы, величины, про- странства, времени. Происходит становление наглядных

форм мышления, а также мыслительных операций. Появля- ются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.

Развитие логического мышления напрямую связано с воз- растными особенностями детей.

Существуют следующие виды мышления:

-Предметно- действенное мышление;

-Наглядно-образное мышление;

-Словесно-логическое мышление.

У детей младшего дошкольного возраста основной вид

мышления предметно – действенное: с 2,5-3лет, является ве- дущим до 4-5 лет.

Дошкольники этого возраста способны устанавливать неко-

торые связи и отношения между предметами.

В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает раз- виваться наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, веду- щее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использо- вать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, ре- шать лабиринтные задачи. Развивается образное

мышление и воображение, развивается память, внимание и познавательная мотивация.

В старшем дошкольном возрасте систематизируются пред- ставления детей, развивается словесно-логическое мышле- ние – формируется с 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

Дети способны не только решить задачу, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательно- сти объекты вступят во взаимодействие и т.д.

Как лучше развивать логическое мышление?

Развитие ребенка – это очень деликатный процесс, особен- но если речь идет о его психике. Поэтому есть 3 основных правила, которых следует придерживаться:

  1. Формирование логического мышления должно проходить в игровой форме, так как в этом возрасте игра – ведущая

деятельность.

  1. Игра должна быть совместной. Чем более активно взрос- лый взаимодействует с ребенком, тем эффективнее будет развитие.
  2. Развивающие занятия будут приносить пользу, только ес- ли ребенок будет получать от них удовольствие.

Поэтому стоит проявить творчество и изобретательность, придумывая и организовывая увлекательные игры. А если придумать не получается, то можно воспользоваться уже готовыми разработками упражнений.



Предварительный просмотр:

Упражнения для развития латеральной логики у дошкольни- ков.

  1. Загадки- обманки.

Эффективным средством развития ребёнка являются загадки.

Учась отгадывать их, малыш совершенствует свой интел- лект, расширяет словарный запас, отрабатывает навыки ло- гического мышления. Особой внимательности требует отга- дывание загадок- обманок. Специфика такого рода заданий состоит в том, что отгадка, которую хочется дать, отвечая в рифму, является неправильной. Загадки- обманки, хитрые и увлекательные, решают ряд дополнительных задач: создают весёлое настроение, Формируют чувство юмора, стимули- руют слуховое внимание, учат мыслить креативно, развива- ют воображение и смекалку.

        

Белым снегом всё одето -

Значит, наступает ...

Ночью каждое оконце Слабо освещает ...

Друг зверей и друг детей Добрый доктор ..

Кукарекает спросонок

Милый, добрый ...

Чик-чирик! Чик-чирик! - Кто поднял веселый крик? Эту птицу не пугай!

Расшумелся ...

Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный …

Мимо улья проходил Косолапый …

Я лаю и кусаю,

Я дом ваш охраняю,

Всегда смотрю во все глаза,

А как зовут меня? ...

  1. Альтернативные картины.

Игрокам предлагается сюжетная картинка, часть которой скры- та. Задача додумать , что скрыто на другой половине рисунка.

  1. Парные картинки.

Игрокам предлагаются парные картинки связанные между со-

бой ( например: дом- собака; пчела- цветок).

Ведущий показывает одну из картинок, задача игроков угадать, что изображено на другой картинке.

  1.         Придумать максимум вариантов нового использования хоро- шо знакомых предметов. ( например: как можно использовать тарелку, лампочку, обруч).
  2. Четырёхзначные числа.

Ведущий даёт игрокам карточки с записанными на них циф-

рами. Задача игроков выявить последовательность.

8 8 0 9 =6

5 5 5 5=0

7 1 1 1=0

8 1 9 3=3

2 1 7 2=0

8 0 9 6=5

6 6 6 6=4

1 0 1 2=1

1 1 1 1=0

7 7 7 7=0

3 2 1 3=0

9 9 9 9=4

Ответ: дети не знают операций с большими числами. Глав- ная информация для них в этой числовой «абракадабре»- зрительная. Нужно всего лишь сосчитать количество за- мкнутых кружков в написании каждого числа. (например у цифры 8-два кружка, а у цифры 2- ни одного)

  1. Последовательность равенств.

Даны числа. Выявите последовательность. 1=5

2=25

3=125

4=625

5=…..

Ответ: не усложняйте. В формулировке задачи не было задания « продолжить последовательность». Если 1=5, то 5=1.

  1. Задача для детей которые умеют считать.

У кошки-3, у собаки-3, у петуха-8, а сколько у осла?

Ответ: надо посчитать количество букв в звуках издаваемых животными. Кот-« мяу»-3; собака-« гав»-3; петух-«кукареку»- 8; осёл-«иа»-2.

  1. « Парковка».

Этот вопрос из гонконгского теста для зачисления ребёнка в начальную школу. 6-летним детям даётся 20 секунд на раз- мышление. Сколько времени понадобится Вам?

I6        06        68        88        98

Вопрос: какой номер скрыт у парковочного места под маши- ной?

Ответ: взрослые начинают искать закономерность по которой расположены номера, ищут алгоритм. А всё гораздо проще картинка перевёрнута вверх ногами.

  1. «Вспомни быстрее»

Предложите ребёнку быстро вспомнить и назвать 3 предмета круглой формы; 3 деревянных предмета; 4 домашних живот- ных.

10«Данетки»

Ведущий загадывает предмет находящийся в помещении. Задача игроков при помощи наводящих вопросов угадать этот предмет. На вопросы игроков ведущий может отвечать только «да» или «нет».

11. Друдл (Droodle)- это загадки -головоломки, рисунки, на основании которых невозможно точно сказать, что это такое. Что Вы видите в данных изображениях? Предложите как можно больше вариантов ответов.

И закончить сегодняшнюю нашу встречу я хочу словами Эд- варда де Боно: « Мышление- это не только решение слож- ных проблем и задач. И размышлять нужно не только над трудностями. Наслаждайтесь размышлениями над просты- ми задачами, к которым легко можете найти ответ. Таким образом Вы разовьёте в себе навык мыслить, уверенность в своих мыслительных способностях и полюбите это заня- тие.»



Предварительный просмотр:

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ: МЕТОДЫ, РАЗВИТИЕ, ЗАДАЧИ

Латеральное мышление

  (от латинского lateralis – боковой) – это умение находиться нестандартный, необычный и часто неожиданный подход к решению проблемы. Человек находит такие варианты действий, которые неподвластны логическому объяснению.

Использование латерального мышления помогает быть креативными, находить абсолютно новые пути решения вопросов. Кстати, таким типом мыслительной деятельности обладали люди, сделавшие исторические открытия.

В психологии мышление разделяют на два типа:

Конвергентное. Решая проблемы, человек проводит тщательный анализ, сопоставляет факты, приходит к единому результату.

Дивергентное. Человек пытается найти сразу много вариантов решения задачи, используя творческие способности.

Латеральное мышление часто сравнивают с дивергентным. В случае с ним люди так же изучают несколько направлений.

О способности мыслить нестандартно много говорил британский психолог Эдвард де Боно. Вот некоторые из его умозаключений:

Стереотипы ограничивают. Приведем пример. Многие отравившиеся мороженым, больше не покупают его. С одной стороны, они создают себе мнимую безопасность. С другой же, это шаблон, который, скорее всего, не совпадает с реальностью. Он уже не работает, а человек так и не может поступить по-другому.

Использование шаблонов и стереотипов не имеет ничего общего с латеральным мышлением. Оно убивает способность мыслить креативно, творчески. Помните выражение «наступить на грабли»? Так вот, это шаблоны. Если у вас раз за разом случаются подобные ситуации, пора задуматься.

Эдвард де Боно приводил интересный наглядный пример. Представьте песочницу и лейку с водой. Что будет, если вы начнете лить воду на песок? Часть растечется. Остальная же жидкость сделает колодец, в котором и будет собираться. Вода в данном случае – информация, поступающая в головной мозг. Песок – мозг, а колодец – стереотип. Способность латерально мыслить – это формирование бороздок, которые выпустят воду и не дадут стереотипу углубиться, закрепиться в сознании.

Без способности принимать неожиданные решения не получится жить полноценно. Вам не обязательно поступать так постоянно. Но развить такое умение нужно обязательно.

И еще один интересный факт. Люди, привыкшие жить по стереотипам и шаблонам, никогда не придумают что-то новое, интересное.

Кстати, де Боно – автор ряда книг по развитию мышления. «Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач», «Почему мы такие тупые? Когда же человечество научится думать», «Управление мышлением». Эти и другие издания научат вас креативности, способности думать не так, как все.

ЗАЧЕМ НУЖНО ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

В теории кажется, что развивать умение мыслить латерально не так уж и нужно. И действительно, зачем? Ведь есть логика. Здесь стоит учесть одну особенность. Используя логику, человек выстраивает четкую последовательность действий. На практике любое отступление, ошибка или промах выбивают из колеи, приводят к совсем другому результату.

Мышление стереотипами и шаблонам помогает экономить время при принятии решений. Большинство действий выполняются автоматически. И вроде бы это хорошо. Но! Во-первых, не все задачи можно решить с помощью шаблонов. Во-вторых, следование стандартам мешает реализовывать свежие идеи, совершать открытия. В результате человек не развивается, стоит на месте.

Получается, что главная задача латерального мышления – научить человека мыслить одновременно в нескольких направлениях. Да, на пути будут встречаться ошибки и трудности. Но хорошо развитая интуиция, креативность и чувство юмора помогут или обойти их, или устранить.

ПРОЦЕСС ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

 Кстати, де Боно – автор ряда книг по развитию мышления. «Искусство думать: Латеральное мышление как способ решения сложных задач», «Почему мы такие тупые? Когда же человечество научится думать», «Управление мышлением». Эти и другие издания научат вас креативности, способности думать не так, как все.

ЗАЧЕМ НУЖНО ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

В теории кажется, что развивать умение мыслить латерально не так уж и нужно. И действительно, зачем? Ведь есть логика. Здесь стоит учесть одну особенность. Используя логику, человек выстраивает четкую последовательность действий. На практике любое отступление, ошибка или промах выбивают из колеи, приводят к совсем другому результату.

Мышление стереотипами и шаблонам помогает экономить время при принятии решений. Большинство действий выполняются автоматически. И вроде бы это хорошо. Но! Во-первых, не все задачи можно решить с помощью шаблонов. Во-вторых, следование стандартам мешает реализовывать свежие идеи, совершать открытия. В результате человек не развивается, стоит на месте.

Получается, что главная задача латерального мышления – научить человека мыслить одновременно в нескольких направлениях. Да, на пути будут встречаться ошибки и трудности. Но хорошо развитая интуиция, креативность и чувство юмора помогут или обойти их, или устранить.

ПРОЦЕСС ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ   C:\Users\user\Desktop\process-lateralnogo-myshleniya.jpg 

Состоит из трех этапов:

Выбор фокуса. Для того, чтобы научиться латерально мыслить, нужно иметь идею. Она поможет определиться с направлением движения, областью творческой деятельности, станет основой. Без нее не получится создать что-то по-настоящему новое, креативное.

Латеральный разрыв. После того, как вы найдете идею, нужно разорвать шаблоны, общепринятые рамки, раздвинуть стереотипы. Вам придется сломать логику вашей идеи. Сместите ее немного в сторону, измените фокус.

Установление связей. Итак, шаблон разорван. Логика сломана. Что делать дальше? Звучит, возможно, абсурдно. Но попытайтесь найти что-то логичное в новом варианте мышления. Сделать это неимоверно сложно. Но только таким образом вы придете к чему-то новому.

Латеральное мышление применимо во всех сферах жизни. Оно помогает раздвинуть границы сознания. Зачастую человек воспринимает совсем немного информации. Из-за чего видит лишь один путь решения проблем. Он фокусируется только на нем, на уровне подсознания сопротивляясь другим вариантам.

 МЕТОДЫ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ  

Эдвард де Боно предложил четыре метода.

ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

шляпа мышления

Известный и не менее популярный в психологии метод латерального мышления. Доказывает, что несколько идей могут успешно сосуществовать друг с другом. Помогает посмотреть на проблемы с разных сторон.

Итак, представьте, что у вас есть шесть шляп разных цветов. Каждая из них отвечает за один из подходов:

Белая. Это информационная сфера. Сообщает, что мы знаем в данный момент, что нужно узнать, какие есть факты, цифры, новости. Все это должно касаться решаемого вопроса.

Красная. Чувства, ощущения, эмоции, относящиеся к задаче.

Зеленая. Поиск необычных решений, интересных идей.

Черная. Отвечает за сомнения, критику, возможные трудности, недостатки идеи и недочеты.

Желтая. Это оптимизм. Показывает идею только с положительных сторон. Знакомит с выгодой от ее осуществления, обсуждает преимущества.

Синяя. Эта шляпа принадлежит ведущему. Ему предстоит собрать все сказанное воедино.

Выполнять это упражнение можно самостоятельно или в группе.

СИНЕКТИЧЕСКИЙ ШТУРМ

Предполагает сочетание несочетаемого. По мнению Эдварда де Боно, это упражнение разрушает шаблоны и стереотипы, а также активизирует работу головного мозга.

Методика состоит из четырех частей:

Подумайте, как чаще всего люди решают возникшую проблему.

Ответьте на вопрос: как эту проблему решил бы я?

Кратко опишите ситуацию.

Представьте, как бы действовал исторический или вымышленный герой.

Тщательно проанализировав каждый пункт, вы найдете нестандартный выход из любой ситуации.

СЛУЧАЙНОЕ СЛОВО

Этот метод может применяться при групповых и самостоятельных занятиях. Он нужен в тех случаях, когда у участников разговора заканчиваются идеи. Предложите каждому назвать слово, которое первым пришло на ум. А после попробуйте найти его связь с решаемой проблемой.

В процессе установления связей вы, несомненно, найдете новые решения. А также посмотрите на ситуацию с неожиданной стороны.

ВЫХОД ЗА РАМКИ

Решение любой проблемы или задачи ограничено определенными рамками. Это бюджет, временные сроки, ресурсы. И не всегда эти рамки можно раздвинуть. Но попробуйте представить, что у вас получилось это сделать. Что бы вы предприняли в этом случае? Наверняка у вас появились бы сотни новых, необычных идей.

КАК РАЗВИТЬ ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

     Не расстраивайтесь, если не получается мыслить нестандартно. Это умение можно развить. Есть ряд способов:

Во всех сферах ищите новые идеи.

Забудьте о стереотипах, используемых окружающими для принятия решений.

Сомневайтесь.

Рассматривайте сразу несколько вариантов решения проблемы.

Уделяйте время на решение задач на латеральное мышление.

Подумайте, как можно нестандартно использовать старые вещи.

Творчески подходите к выполнению даже повседневных дел.

Научитесь получать удовольствие от размышлений и поиска новых идей.

Интересно, что развитие латерального мышления быстрее всего происходит у маленьких детей. В их подсознании нет шаблонов и стереотипов, они действуют согласно интуиции, не боятся смеяться над собой и своими ошибками. А еще они часто предлагают абсурдные для взрослых людей вещи. Это и есть умение мыслить нестандартно.

ЗАДАЧИ НА ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Попробуйте силы в интересных загадках:

Представьте себе посетителя кафе, у которого в чашке кофе плавает муха. Он позвал официанта и попросил заменить заказ. Официант так и сделал. Но посетитель снова не доволен. Утверждает, что ему принесли тот же кофе. Как он это понял?

Шахматисты сыграли на двоих пять партий. Каждый проиграл и победил одинаковое количество раз. При этом не было ни одной ничьи. Как так получилось?

Итак, два человека на экскурсии в угольной шахте. Когда они вышли, оказалось, что у одного грязное лицо, а у другого нет. Тот, что был чистым, пошел умываться. А его друг нет. Почему?

Двадцать участников симфонического оркестра играют для публики. Однако их никто не слушает. В чем причина?

Смогли ли ответить хотя бы на один вопрос? Проявите нестандартность мышления. Вы увидите, что все банально просто.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Как еще можно развить латеральное мышление? Регулярно выполняя простые, но эффективные упражнения.

Придумайте глупые, несерьезные, абсурдные идеи. Чтобы было легче, возьмите иллюстрированный журнал. Откройте любую картинку и представьте, что на ней происходит. Не будьте банальными. Не говорите очевидное. Проявите фантазию, креативность и нестандартность. Получилось? Вы на правильном пути.

Поиграйте в «данетки». Лучше это делать в компании друзей. Придумайте интересную ситуацию. Задавайте друг другу такие вопросы, чтобы можно было ответить только «да» или «нет». С их помощью выясните, почему герой поступил так, а не иначе.

Делайте эксперименты, рискуйте. Приведем банальный, знакомый многим пример. У женщины было несколько неудачных отношений. В результате она стала думать, что все мужчины одинаковые. Но стоит задуматься, и между ними появится общее. Пусть это будет зависимость от компьютерных игр. Эта особенность закрепится в мозгу женщины как шаблон. И она будет выбирать только таких мужчин. А после очередной неудачи говорить, что снова убедилась в своей правоте. Латеральное мышление в таком случае поможет изменить привычный ход событий.

Занимайтесь как можно чаще. Вскоре вы обнаружите, что смотрите совсем по-другому на обыденные вещи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Латеральное мышление – путь к интересной, наполненной смыслом, жизни. Забудьте о стереотипах и шаблонах. Попробуйте хотя бы раз пойти по нестандартному, а, может, даже абсурдному пути. Не бойтесь осуждения со стороны. Помните, это ваша жизнь, ваши решения, ваши последствия. Будьте уверены – результат вас удивит.

Ответы:

Посетитель насыпал в кофе сахар, прежде чем обнаружить муху.

Все очень просто: шахматисты играли не друг с другом.

Тот, у кого было чистое лицо, посмотрел на другого и решил, что тоже запачкался. Человек с грязным лицом подумал так же.