Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Недорезова Валентина Игоревна

 

Методы и формы

Методы:

  1. Наглядный метод - иллюстрирование, демонстрация, наблюдение, ИКТ;

 

Основные средства:

  1. применение   картинок,   рисунков,   изображений,  символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.; с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и др.;
  2. различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

Наглядные пособия классифицируются на три группы:

✓          объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);

✓          печатные пособия (картины, плакаты, образцы, тетради)

✓          проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.)

ИКТ :

1.Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы.

2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.

4.Создание презентаций в программе Power Point.

5. Подготовка компьютерных игр с интернет ресурсов. 

  1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.

Основные средства: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);

  1. Методы практического обучения:

✓          упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые);

✓          приучение;

✓          технические и творческие действия

Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.

4.Методы эстетического восприятия:

✓побуждение к самостоятельному        творчеству       (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);

✓побуждение к сопереживанию;

✓культурный пример;

✓драматизация.

Средства:

- разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;

-     личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;

-             эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)

5.Методы проблемного обучения

✓проблемная ситуация;

✓познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);

✓диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);

✓метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы);

✓экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);

✓прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц);

✓метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических)

Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.); оборудование для опытно- экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).

6.Методы поддержки эмоциональной активности

✓игровые и воображаемые ситуации;

✓похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение);

✓придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;

✓игры-драматизации;

✓сюрпризные моменты, забавы, фокусы;

✓элементы творчества и новизны;

✓юмор и шутка.

Средства поддержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.

7.Метод психосенсорного развития

✓Методы развития психических процессов (память, внимание, мышление, речь);

✓Методы усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, звук) с опорой на

максимальное включение органов чувств.

Основные средства:

✓раздаточный материал (шаблоны для работы с контуром (для раскрашивания, обводки, заполнения, вырезания, сгибания, обрывания и др.)

✓электронные образовательные ресурсы: мультимедийная техника, электронный

демонстрационный материал, и т.п.);

✓оборудования для сенсорных комнат (зеркала, светодиодное оборудование,

звуковоспроизводящее оборудование, оборудование для различных тактильных восприятий и ощущений и др.);

✓аудиовизуальные (слайды,                  слайд-фильмы, видеоролики, презентации, познавательные фильмы на цифровых носителях;

✓наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

✓  демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

✓  спортивное оборудование

8. Стимулирования и мотивации - познавательные игры, дискуссии, создание ситуаций успеха, разъяснение, поощрение и порицания; образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др. (предвосхищение, оценка, рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);

      Методы контроля и самоконтроля

✓  Педагогическое наблюдение;

✓  Беседы

✓  Рефлексивные методы

✓  Создание ситуаций для изучения поведения ребенка

✓  Мониторинг

✓  Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

✓  Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей

✓  Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой – это  четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

✓  Нетрадиционная форма обучения.

1.   Арттерапия

2.   Игротерапия

3.   Интегрированные занятия

4.   Игры-соревнования

5.   Сюрпризные моменты

6.   Самоуправление

7.   Компьютерные занятия («Роботошка», « Умная пчелка», "3D –ручка»)

8.   Конструирование (ТИКО, ЛЕГО, Дары Фребеля)

Технологии:

1.   Клубный час

2.   Рефлексивный круг

3.   Волшебный телефон

4.   Педагогическая проблемная ситуация

5.   Здоровье сбережение

6.   Дети - волонтеры

7.   Ситуация месяца

8.   Развивающие общение

9.   Социальная акция  

https://nsportal.ru/user/914458/page/innovatsiya