Инновационная/экспериментальная деятельность

Недорезова Валентина Игоревна

Инновационная деятельность

 

   Принимаю активное участие  в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

  Участие в работе творческой группы федеральной экспериментальной площадки «Федерального института развития образования» г. Москва по теме «Вариативно-развивающее образование, как инструмент достижения требований ФГОС ДО».

        https://bur-madou-113.tvoysadik.ru/site/pub?id=8

   ДОУ является базовой опорной площадкой ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики», приказ № 87-ОД от 24.10.2018 г. (в дополнение к приказу №145 от 10.06.2015 г. «О присвоении статуса Базовой опорной площадки»). В рамках работы базовой опорной площадки провожу мероприятия для студентов БРИОП.

       https://bur-madou-113.tvoysadik.ru/site/pub?id=579

      Участие в работе творческой группы по реализации проекта «Создание центра детского технического творчества «Роботошка» для дошколят» конкурса Президентского Гранта Российской Федерации.

  https://www.youtube.com/watch?v=pa6L9ztKqe8&featur... - фильм "Роботы"

   https://cloud.mail.ru/public/1NKb/mrikB11LS -  выставка

      Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск благоприятных условий развития детей; выбора эффективных методов и средств обучения и воспитания. Содержание дошкольного образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и общественной практики, на индивидуализацию образовательных программ, побуждающих педагогов к инновационной деятельности, творческому поиску, профессиональной самореализации в исследовательской работе.
И я в своей работе стараюсь использовать технологии, которые обладают средствами мотивации, активации, которые формируют деятельность воспитанников. В некоторых технологиях эти средства составляют основную идею и основу эффективности результатов. И к таким технологиям можно отнести:

Технологии проектной деятельности

      Проектный метод представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

      Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - исследовательскую, познавательную, продуктивную, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

   Метод проектов всегда предпологает решение какой-то проблемы. В проектной деятельности  формируется личностная позиция ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, развивается самостоятельность, пазнавательная активность (ребенок получает новые знания в процессе поиска, исследования),  учится получать результат и что немоловажно развивается как творческая личность.

      Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

     Используя, проектную деятельность в воспитании и обучении дошкольников, позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.

Классификация учебных проектов:

«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности

(игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с

окружающей природой и общественной жизнью;

«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах.

 

«Конструктивные» - нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/08/16... - проект "Волшебный песок"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/10/15... - проект "Здравствуй, золотая осень"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/10... - проект "Удивительный мир рыб"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/09/07... - проект "Яркие краски лета"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/02/20... - проект "Яркий лучик"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/01/07... - проект " В мире животных"
https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/03/06... - проект Современные инновационные технологии в развитие речи у дошколят
 
 
 
 

Технологии социализации детей

     Технология «Клубный час»

     "Клубный час" - это особая современная педагогическая технология развития личности ребенка. Идея заключается в том, что дети в течении одного часа самостоятельно передвигаются по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определенные правила поведения, и по сигналу (колокольчик, звонок) возвращаются в свою группу. У детей начинается развитие соморегуляции (произвольности) поведения.

   Цель «Клубного часа» — создание условий для активного общения детей со сверстниками и взрослыми в условиях ДОУ.

Основные задачи «Клубного часа»:

  • - воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
  • - учить детей ориентироваться в пространстве;
  • - воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • - формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • - учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • - развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • - формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
  • - поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогами другими детьми разнообразными впечатлениями;
  • - помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции).

    Данную технологию социализации ребенка в ДОО разработали сотрудники Института социализации РАН (в частности Н.П. Гришаева).

    Для реализации педагогической технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. По просьбе воспитателей родители шьют для детей  сумочки. В них складывают жетоны и блокнот для записей. Родителей информируют о том, как это мероприятие повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить "мастер-классы" в течении "Клубного часа", а так же предлогать новую тематику.

     Воспитатель в группе организует работу с детьми: вспоминают правила поведения, разъясняет для чего нужны жетоны. Во вступительной части раздает планы-схемы с обозначеникм мест, куда участники могут пойти. Места обозначены условными значками. 

    Каждый ребенок посещает те места, которые захочет, с учетом отведенного времени. В разных помещениях ДОУ организаваны различные виды деятельности, но все они связаны общей темой. Дети сами выбирают себе занятие по интересам, выбор их ограничен только временем.

     После возвращения в группу детей воспитатель проводит рефлексию (обратная связь): дети садятся с ним на коврик в круг и  обсуждают, что интересного они увидели, узнали, сделали. Во время обсуждения звучит спокойная музыка. Обсуждаются такие вопросы:

  • Где ребенок был?
  • Что тебе запомнилось?
  • Хочешь ли ты еще раз туда пойти и почему?
  • Планировал ли ты перед "Клубным часом" кудо-то пойти? 
  • Смогли ты осуществить все и если нет, почему?
  • Удалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

     Воспитатель следит за тем,  чтобы дети не перебивали друг друга, а ждали своей очереди, чтобы каждый мог поделиться впечатлениями и каждый слушал своих сверстников. В заключении воспитатель приглашает воспитанников на следующий клубный час, чтобы узнать еще что-то  новое. Фиксирует и проблемы, возникающие у детей в процессе "Клубного час", обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого времея), находя пути их решения в совместной деятельности. После проведения каждого мероприятия на педагогическом часе педагоги и сотрудники обмениваются мнением, о том:

  • Что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей.
  • Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда кним приходили гости.
  • Соблюда ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.
  • Какие задачи необходимо решать на следующем "Клубном часе".

    Результатом введения данной технологии в нашем ДОУ и участие в "Клубном часе" детей группы стало: умение детей договариваться друг с другом, выслушивать собеседника, вести себя в общественном месте в соответствии с правилами; умение планировать и выбирать свой "образовательный маршрут", проявлять инициативу и самостоятельность.

 

       

Технология "Утренний сбор"

     Данная технология используется в нашей группе с 2016-2017 уч.г. Основная задача заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять ребенка, а помочь ему стать самим собой, через понимание себя и самовыражение. Только так он примет себя со всеми своими слабостями и недостатками, а когда ребенок признает их и одновременно свои сильные стороны, только так он сможет продвинуться вперед. Что ценно - в  процессе работы в кругу происходит обмен опытом детей, выявляются различные точки зрения, развивается саморегуляция поведения, нравственные качества, воспитывается воля и групповое самосознание.

    "Утренний сбор" проводится каждое утро перед завтраком со всеми детьми присутствующими в группе. О его начале можно сообщить звуком колокольчика.  Осуждение занимает от 5-10 минут до 10-20 минут в зависимости от возраста детей. Для того, чтобы обсуждение прошло эффективно, создается определенный психологический настрой: включается медитативная музыка, можно в цент круга поставить свечу, которую дети будут передовать друг другу во время разговора. Желательно, чтобы круг образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети привыкают обсуждать свои проблемы и радости в кругу и сами без присутствия воспитателя со временем могут пользоваться этой технологией для обсуждения своих дел.

    Вопросы, задаваемые во время "Утреннего сбора", мы можем разделить на несколько тем, например: "Чем сегодня будем заниматься?",  "Почему мы выбираем именно эту тему или проблему?",  "Что интересного произошло у нас в группе вчера?", "Что делать,  если хочешь подраться?" и др. Главный принцип который необходимо соблюдать при проведении ежедневного "Утреннего сбора" - не давать оценки высказываниям детей, лишь иногда интонацией можно выделить то или иное высказывание.

     Важно, что педагогическая технология "Утренний сбор" позволяет стимулировать речевой потенциал воспитанников, их мыслительные возможности. Сбор способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простые выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

  

Технология "Социальная акция"

    Одной из форм организации деятельности, способствующей развитию социально значимых качеств личности, является участие детей в социальных и благотворительных акциях, в проведение которых вовлекаются работники детского сада, семьи воспитанников и население города. Такое расширение образовательного пространства благотворно отражается на развитии у детей морально-нравственных представлений, коммуникативных умений, культуры поведения и общения. Социальные и благотворительные акции направленны на формирования активной жизненной позиции дошкольников, которые дают реальные представления о том, что от действий каждого человека зависит состояние окружающего нас мира и что даже ребенок способен изменить в лучшую сторону свое окружение, свой мир.

     Для детей дошкольного возраста социальная акция – это участие в событиях, имеющих социальную значимость, целями которой является привлечение детей к некоторой проблеме, изучение его отношения к чему-либо, распространение информации среди ближнего окружения – родителей, детей других возрастных групп, участниками социума.Участие в таких акциях дают первые ростки милосердия и сострадания у маленького человека. 

Дети, родители, педагоги принимают активное участие в социально-значимых акциях:

 

    

 

Дети-волонтеры

    Дети – волонтеры, технология предполагает систематическое разновозрастное общение, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Дети моей группы всегда готовы помочь малышам. Они помогают им убирать игрушки, одевают на прогулку.

   

Технология включения родителей в образовательный процесс

 

О методике Воскобовича

   Среди многообразия развивающих технологий, предлагаемых дошкольникам, выделяется технологией «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Развивающие игры в технологии универсальны по отношению к образовательным программам, распределены по возрастным категориям, направлены на развитие творческих, интеллектуальных способностей детей и раскрывают каждую из пяти областей развития ребенка по ФГОС (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).Технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. На данный момент В. Воскобович разработал уже более 50 игр. Они представляют собой многофункциональные творческие пособия, обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.

Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку необходимо  проявить креативный подход и включить воображение.

Исходя из этого, можно увидеть, что в технологию заложены три важнейших принципах: Интерес-Познание-Творчество.

Цели и задачи методики:

- Способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремлению к познанию нового.

- Развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир.

- Развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально).

- Гармоничный подход к развитию у детей эмоциональности, образного мышления и логики.

- Оказать помощь в развитии математических и речевых умений.

- Формировать начальные представления об окружающей действительности.

- Содействовать психическому развитию.

- Развивать мелкую моторику.

- Отличительные особенности игр

    Дети занимаются играми с удовольствием и постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее, так как разрабатываются игры в соответствии с интересами дошкольников.

Возрастной диапазон

    Одна и также игра привлекает детей и трёх, и семи лет, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

Многофункциональность

    С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Творческий потенциал

Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, просто не способны

Сказочная «огранка»

В данной технологии автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи.

По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:

Игры, направленные на логико-математическое развитие.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими    фигурами, свойствами предметов.

Игры с буквами, звуками, слогами и словами.

В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.

Универсальные игровые обучающие средства.

Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

Здоровье сберегающие технологии

Использую в работе следующие технологии:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

       - динамические паузы (Н.В. Нищева)

       - подвижные и спортивные игры

       - релаксация (Н.В. Беркова)

       - пальчиковая гимнастика (Е.В. Савельева)

      - дыхательная гимнастика

      - бодрящая гимнастика

       - гимнастика для глаз

Технологии обучения здоровому образу жизни

  • утренняя гимнастика
  • самомассаж
  • физкультурные занятия
  • игровые познавательные заняти "Азбука здоровья"
  • активный отдых

Коррекционные технологии

  • артикуляционная гимнастика
  • элементы Су-Джок терапии
  • песочная терапия
  • кинезотерапия
  • психогимнастика

 

Применение в работе здоровье сберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентайии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жызни. Ведь только здоровый ребенок включается во все виды детской деятельности, он жизнерадостен, открыт для общения со сверстниками и взрослыми.

  

 

Робототехника

Использование робота «Bee-bot»

 В современном мире все популярнее становится внедрение робототехники в образование. Это обусловлено необходимостью в подготовке ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе  STEM-технологии.

   Образовательная деятельность осуществляются в форме игры, позволяющие овладевать основами программирования, проявлять инициативу и самостоятельность в среде программирования мини-роботов «Bee-bot», общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности.

   Использование робота «Bee-bot» в образовательной деятельности помогает решать задачи речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно – эстетического и физического развития; а также помогает развивать у детей память, воображение, творческие способности, логическое и абстрактное мышление.

  

 

«Мультстудия «Я творю мир»

     Данная технология позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.

     Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.  Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.

     Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей.

     Мультипликация – это групповой творческий процесс.

     В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить.

     Работа над созданием мультфильма позволяет использовать интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.

     Задачи:

1. Образовательные:

− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;

− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;

− формировать художественные навыки и умения;

− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.

2.Развивающие:

− развивать творческое мышление и воображение;

− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

3.Воспитательные:

− воспитывать чувство коллективизма;

− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;

− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

  

 

Тико -конструктор

    Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно, позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого.

    Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».

    При использовании «Тико» выполняются такие задачи:

    Образовательная:

    • систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);

    • способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);

    • формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
    Развивающая:

    • улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);

    • развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);

    • прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).

    Воспитательная:

    • воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);

    • тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).

    • стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.

 

Блоки Дьенеша

Дидактическое пособие для освоения математики.

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

 

«Дары Фрёбеля»

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие внимания и памяти, воображение и наблюдательности через шнурование.

Задачи: использование игрового набора развивает способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительной моторной координации. Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать.

   

konspekt_nod_v_sredney_gruppe_dikie_zhivotnye_nashego_kraya_s_ispolzovaniem_bee-bot_umnaya_pchela.docx

Файл ispolzovanie_igrovogo_nabora_dary_frebelya_v_rechevom_razvitii.docx

Файл pezentatsiya_mersibo_wecompress.com_1.pptx

proekt_yarkie_kraski_leta.pptx

https://nsportal.ru/video/2021/02/eksperimentirova...

https://www.youtube.com/watch?v=N8RHxGvS3HA