Работа с детьми раннего возраста

Михайлова Татьяна Владиславовна
Дорогие мамы и папы самых маленьких воспитанников детского сада! 

Эти материалы помогут вам пережить  нелегкий период адаптации малыша к детскому саду, помогут сориентироваться в море советов по воспитанию и развитию вашего малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Я иду в детский сад: Проблемы адаптации"

Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для многих малышей бывает непростым. Что же должны делать родители? В этой книжке вы найдете, наряду с текстами для ребенка, некоторые советы о том, как помочь малышу в адаптации. Просмотрите книжку сами, прочитайте советы. Затем дайте ее полистать малышу. За одно занятие читайте и обсуждайте не более одного-двух разворотов. Задавайте ребенку вопросы по картинкам. Сохраняйте радостный, приподнятый тон, показывая малышу, как нравятся вам дети в детском саду и то, чем они там занимаются.
Для детей 2-4 лет.
Для чтения взрослыми детям 

"Зайка идет в садик. Проблемы адаптации"

  Малышам 2-4 лет. Единственный в России журнал, рекомендованный Министерством образования России  в качестве пособия для развития детей раннего возраста. Победитель в номинации "Лучший детский журнал". Знакомство с окружающим миром.  Беседы по сюжетным картинкам, развитие речи, эмоций и чувств. Дидактические игры, а также содержательные советы родителям.

 

                      "Про смелого мышонка (для детей 2-4 лет)"

В этой книге вы найдете сказки, предназначенные для самых маленьких слушателей. Все их можно читать, начиная с полутора-двух лет. Они разыгрывают самые распространенные сценарии из жизни маленького человечка; рассказывают о том, что хорошо и что плохо; подсказывают, как надо или, напротив, не следует себя вести. 

      "Я сам! Развитие самостоятельности у детей. 2-4 лет"

Для чтения родителями детям до 5 лет.
Маленькие дети в своем стремлении помогать нам и что-то делать самостоятельно бывают порой надоедливы. Нам проще и быстрее все сделать самим, чем теряя терпение, наблюдать за ними и убирать последствия их "помощи". Однако через несколько лет мы начинаем сетовать на лень сына или дочери, на его неаккуратность, не подозревая, что сами воспитали эти черты характера, отмахиваясь от его первых "Я сам!". Приведена таблица уровней трудовых навыков детей 2-4 лет.
 

 

«Мышонок Тим не хочет в детский сад»

Автор: Анна Казалис

Издательство: Росмэн-Издат

 

"Я не хочу идти в детский сад! Я хочу остаться дома с мамой!"
Как переубедить Тима, чтобы он перестал упрямиться?
Иногда мышонок Тим, как все маленькие дети, плохо себя ведет.

Но его мама знает, что нужно сделать, чтобы ее сынок снова стал хорошим, послушным мышонком.
Как же ей это удается?

 

 "Как подготовить ребенка к детскому саду? 49 простых правил"

О пользе посещения ребенком детского сада давно говорят и педагоги и психологи. "Детсадовские" дети легче, чем домашние, адаптируются к школе, быстрее обзаводятся друзьями, лучше чувствуют себя в коллективе. Но для того, чтобы детский сад пошел малышу на пользу, родителям необходимо правильно подготовить ребенка к этому важному этапу в его жизни.
Из книги вы узнаете, как грамотно подготовить ребенка к детскому саду, как помочь ему пережить расставание в мамой и папой, адаптироваться в коллективе. Выполняйте простые правила,  и вам не придется переживать за вашего малыша, потому что он будет ходить в детский сад с удовольствием.

 


 

         Иванова Е.Л., Гусева Н.А. Не хочу в детский сад! – СПб.: Издательский Дом «Азбука классика» , 2008. – 219с. (Программа для мамы).

Что делать, если малыш плачет и не хочет идти в детский сад? Е.Л. Иванова и Н.А. Гусева, детские психологи-практики, точно знают, как помочь родителям правильно подготовить ребенка к новым для него условиям. Многолетний опыт изучения психологии детей и консультирования родителей дает авторам возможность научить мам и пап верным приемам помощи малышу. В книге вы можете прочитать об особенностях привыкания к саду малышей в возрасте от двух до пяти лет, узнаете о том, как научить ребенка переживать разлуку с мамой, как правильно подготовиться к изменениям в жизни малыша и предупредить частые заболевания



Предварительный просмотр:

Оценивание характеристик адаптации

(По статье из журнала «Психолог в детском саду» №3, 2011

Авторы:Л.И. Васильева, О.И. Маховская, Е.Ю. Яковлева)

3 балла

Положительный вариант характеристики

2 балла

Неустойчивый вариант характеристики

1 балл

Отрицательный вариант характеристики

Прощание с родителями

Легко отрывается от родных, или плачет недолго, быстро переключается

Необходима интенсивная помощь воспитателя в расставании

Ребенок так и не захотел войти в группу (сидел на скамеечке возле двери; сидел в шкафчике; мама не смогла уйти и пр.)

Настроение в течение дня

Поведение без признаков депрессии

Плач, легкая депрессия, из которой ребенок выходит, участвуя в играх и занятиях, общаясь с воспитателем; ребенка можно отвлечь

Отчетливая депрессия, постоянная мимика скорби, непрерывный плач, ребенка невозможно отвлечь

Аппетит

Съедает все сам; хороший или

умеренный аппетит

Необходимы уговоры, докармливание;

или ест выборочные блюда; или гипертрофированный аппетит

Так и не притрагивается к еде; плохой

аппетит

Сон:

засыпание

Засыпает легко, быстро

Необходимы дополнительные мероприятия: уговоры, погла-

живания. Засыпает с плачем

Так и не засыпает

длительность

Соответствует возрастной норме: 1,5—2 часа, без перерыва; сон глубокий, спокойный

Сон смещен во времени, не соответствует режиму детского сада или прерывистый сон, или засыпает с плачем

Отсутствие сна, плач; засыпает и просыпается с плачем

Активность:

в игре

Осуществляет игровые действия самостоятельно или с помощью воспитателя

Интерес к играм слабый, предпочитает играть один, но при активном побуждении может недолго участвоватьв некоторых играх

Не проявляет никакого интереса к играм, попытки вовлечь в игру безуспешны

на занятиях

С интересом участвует во всех видах групповых занятий, старательно выполняет все задания

Проявляет только избирательный интерес к определенным видам занятий. Во время занятия интерес непостоянный

Участвует в занятиях без интереса, сидит без дела

Не проявляет никакого интереса к занятиям, не желает выполнять те или иные задания, мешает другим детям

Взаимоотношения с детьми.

Взаимоотношения со взрослыми

Первая младшая группа. Активно ищет и устанав-

ливает контакты, дружелю-

бен, доверчив;

контактирует без принуждения

Контактирует осторожно, малоинициативен в общении

Замкнут, недоверчив; предпочитает остаться один; попытки уста-

новить контакт встречают отрицательные эмоции

Взаимоотношения с детьми.

Взаимоотношения со взрослыми

2 младшая группа: легко вступает в контакт, просится на руки ко взрослому, приглашая играть

Не проявляет интереса к контактам, просится на руки с целью сочувствия; робок

Плача, вступая в контакт, требуя отвести к родителям, или недоверчив стремится убежать.



Предварительный просмотр:

НА ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ

Отрывок из книги Елены Первушиной                                        «Настольная книга молодой мамы»

(С-Пб. ИД Литера, 2002г.)

Предлагаем вашему вниманию несколько игр и занятий для того, чтобы развеселить плачущего ребенка. Их сложно назвать развивающими, но они напомнят вам, как важно вовремя подурачиться. Итак:

  1.  Пусть игрушки придут утешить вашего ребенка. Пусть они заговорят смешными голосами: кто-то — тоненьким, как комар, кто-то, наоборот, густым басом. Если сию минуту игрушек под рукой не оказалось, в диалог могут вступить пальцы вашей руки.
  2.  Пусть будет всегда рядом бутылочка с мыльными пузырями или воздушный шарик. Ни один ребенок не сможет долго рыдать поблизости от таких замечательных вещей!
  3.  Поставьте малыша на стул перед окном и считайте с ним проезжающие мимо машины. Или кошек. Или окна в соседнем доме. Как правило, что-то примечательное за окном всегда обнаруживается.
  4.  Возьмите шапочку ребенка (или любой другой небольшой предмет) и вообразите, что это телефонная трубка. А теперь «позвоните» вашему малышу, попросите его к телефону и поинтересуйтесь, как его дела.
  5.  Пустая банка из-под кофе — прекрасная игрушка. Ее можно катать, в нее можно прятать маленькие предметы и греметь ими, ее можно открывать и закрывать.

Еще одна поистине гипнотизирующая ребенка игрушка делается из пластиковой бутылки, в которую наливается вода и насыпаются мелкие обрезки тонкой фольги. Разумеется, такую игрушку лучше изготовить заранее и хранить «на черный день». Возьмите ее с собой, когда идете в поликлинику, вытащите в кабинете у врача, вручите ребенку — и прием пройдет в удивительно тихой и мирной обстановке.

  1.  А вот эксклюзивная игра для скучающего малыша от нашего папы. Чадо прыгает на диване, а вы очень аккуратно бросаете в него небольшой подушкой так, чтобы он с размаху шлепнулся на попку. Звучит немного жестоко, но Алеша неизменно визжит от восхищения. Наш папа называет это воспитанием по системе ниндзя.

Хороши также все виды танцев и игр с ребенком на закорках или на коленях (например, бессмертная — «Поехали-поехали...»); для тех, кто позабыл слова, напоминаю:

Поехали-поехали,

С орехами, с орехами,

На сивке, на бурке,

На соловой лошадке.

Сивка — скок!

Бурка — скок!

Солова лошадушка

 В бок да в бок!

Завалила Лешеньку

 В самый лог.

Вариант:

Поехали-поехали,

С орехами, с орехами,

По кочкам, по кочкам,

По желтым камешочкам,

В ямку бух!

Раздавили сорок мух!

  1.  Если у вас есть видеомагнитофон — самое время смотреть мультфильмы. Если нет — подойдет и семейный фотоальбом: «Папа, мама, я, снова я и опять я!»
  2.  Предложите вашему малышу послушать магнитофон в наушниках — идеальное занятие для автомобильной поездки или ожидания в очереди.
  3.  Положите колечко от детской пирамидки себе на голову, и пусть оно упадет. Взрыв хохота вам обеспечен. Повторите номер на бис.
  4.  Спрячьтесь за простыней, пледом или пеленкой. Затем выгляните оттуда и радостно прокричите: «Ку-ку!» А теперь накиньте ребенку пеленку на голову и начинайте его искать.

Более сложный вариант: выйдите за дверь и тут же постучите в нее: «Тук-тук! Наш малыш дома?»

 Просто поцелуйте свое любимое чадо в животик.



Предварительный просмотр:

[Введите текст]

НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ

Отрывок из книги Елены Первушиной                                                   «Настольная книга молодой мамы»

(С-Пб. ИД Литера, 2002г.)

Прочитав 2 приведенных ниже списка, вы заметите, что они немного отличаются друг от друга. Это естественно. Общих законов здесь нет, и каждый педиатр представляет сроки формирования у детей тех или иных умений по-своему. Кроме того, каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе. Но если вы заметите существенное отставание в развитии своего малыша, вам необходимо проконсультироваться у врача и выяснить, нуждается ли ваш ребенок в специальном лечении или просто стоит больше уделять внимания занятиям с ним. Во втором случае моя книжка — к вашим услугам.

Итак...

1

Поза и движение

15 месяцев

Ходит самостоятельно, широко расставляя ноги и руки для поддержания равновесия.        '

Карабкается наверх.

Становится на колени.

18 месяцев

Хорошо ходит, ноги ставит почти вместе, руки опущены.

Передвигаясь, может носить предметы.

Бегает (нетвердо).

Поднимается наверх, занося ногу; спускаться может в сидячем положении.

Сам садится на детский стульчик.

Присаживается на корточки, чтобы поднять с пола предметы.

2 года

Ходит и бегает (проворно и легко).

Поднимается и спускается, занося ногу.

Возит за собой игрушки на колесиках.

Лазает по мебели.

Садится на корточки во время игры.

    Забирается на трехколесный велосипед и переступает по полу ногами.

Бросает мяч.

Манипуляции

15 месяцев

Держит в кулаке карандаш и царапает им по бумаге (после показа взрослыми).

Складывает игрушки в ящики (после показа взрослыми).

Строит башню из 2 кубиков (после показа взрослыми).

18 месяцев

Держит карандаш примитивной хваткой и спонтанно водит им по бумаге.

Проявляет признаки доминирования правой или левой руки. Добровольно складывает игрушки в ящики.

Строит башню из 3 кубиков.

Переворачивает страницы книги (сразу несколько).

2 года        /

Держит карандаш тремя пальцами.

Чертит круги, непроизвольно копирует прямые линии.

Обычно устанавливается господство той или иной руки.

Строит башню из 6 кубиков.

Переворачивает по одной странице. Сам разворачивает конфеты.

Кормление, одевание и оправление

15 месяцев

Держит и далее подносит ко рту ложку (но пока еще не полностью контролирует себя).

Пьет из чашки (когда взрослый подает ему).

Показывает, когда мокрый или испачканный.

Помогает одевать и мыть себя.

18 месяцев

Умело орудует ложкой и так же умело обращается с чашкой (хотя все еще может требоваться помощь взрослого).

Жует все понравившиеся ему продукты.

Часто достигает контроля за дефекацией.

Может проситься на горшок (с запозданием).

Снимает, но пока еще не надевает шапку, носки и обувь.

2 года

Совершенно самостоятельно пользуется ложкой и чашкой. Полностью достигает контроля за дефекацией.

Обычно сухой в течение дня.

Своевременно просится на горшок.

Снимает и надевает шапку, носки и обувь.

Речь, понимание и телодвижение

15 месяцев

Очень любопытен (необходим строгий надзор!).

Следит за происходящим через окно.

Показывает на предметы и просит, чтобы дали их.

Разная реакция на разных взрослых.

Продолжительное лепетание; появляются первые членораздельные слова.

Фактически всё исследует ртом.

С легкостью находит предметы, спрятанные взрослым на его глазах.

18 месяцев

Понимает много общих слов («пассивный вокабуляр»).

По просьбе взрослого указывает на значительное количество называемых предметов.

Выполняет простые указания.

За игрой лепечет.

Говорит до 20—30 слов («активный вокабуляр»).

Обожает детские стишки, пытается петь.

Запоминает, какие предметы к чему относятся.

2 года

Расширение «пассивного вокабуляра».

Прислушивается к разговорам.

«Активный вокабуляр» насчитывает уже более 50 слов.

Повторяет слова за взрослыми.

Составляет короткие предложения (из 2—3 слов).

Может сформулировать просьбу.

Поет и рассказывает детские стишки.

Общее поведение и игра

15 месяцев

Возможны сильные перепады в настроении

Неодинаково реагирует на посторонних.

Не приемлет одиночества. Хочет быть в кругу взрослых.

Начинает самоутверждаться.

18 месяцев

Подвержен эмоциональным всплескам.

С посторонними ведет себя более непринужденно.

Может играть самостоятельно, но все еще ищет общества взрослых.

Действует в зависимости от расположения духа.

Возрастает роль самоутверждения.

2 года

Требует внимания и общества взрослых.

Копирует взрослых, выполняющих хозяйственные дела.

Требует немедленного исполнения своих желаний.

Играет с другими детьми («параллельная игра»).

Ревнует родных братьев и сестер, а также других детей к своим родителям.

Вскипает, когда ему перечат (легко расстраивается).

Проявляются зачатки непослушания.

2

Следует обратиться к врачу, если ваш ребенок...

Ходьба

  •  к концу 12-го месяца не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
  •  к концу 13-го месяца не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 секунд;
  •  к концу 15-го месяца не может свободно пройти 20 шагов;
  •  к концу 16-го месяца не бегает свободно;
  • к концу 20-го месяца не может без поддержки взрослого пнуть мяч;
  •  к концу 30-го месяца не может без поддержки взрослого спуститься по лестнице;
  •  к концу 36-го месяца не может без опоры удержаться на одной ноге в течение хотя бы одной секунды.

Манипуляции

  •  к концу 12-го месяца не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
  • к        концу 18-го месяца        не        может        построить башню из 3 кубиков;
  • к        концу 20-го месяца         не        может        чертить прямые линии;
  • к        концу 24-го месяца         не        может        отвинтить крышку от банки;
  • к        концу 33-го месяца         не        может        аккуратно есть суп ложкой;
  • к        концу 36-го месяца         не        может        налить воду в чашку.

Зрение и слух

  •  к концу 12-го месяца не проявляет интереса к автомашинам;
  •  к концу 15-го месяца не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;
  •  к концу 24-го месяца не может отличить съедобное от несъедобного;
  •  к концу 32-го месяца не может выложить кубики в одну линию. Развитие речи
  •  к концу 12-го месяца не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (например, принести мяч);
  •  к концу 15-го месяца не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа»;
  •  к концу 20-го месяца не может произнести 6 осмысленных слов;
  •  к концу 24-го месяца не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
  •  к концу 29-го месяца не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»;
  •  к концу 36-го месяца не может показать, какая линия из трех самая длинная;
  •  к концу 37-го месяца не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

Социальное развитие

  •  к концу 12-го месяца не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;
  •  к концу 15-го месяца не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно держать стакан и пить из него;
  • к концу 19-го месяца не играет с плюшевым медведем или куклой;
  • к концу        20-го        месяца        не может сам надеть носки, обувь и шапку;
  • к концу        21-го        месяца        не может, подражая матери, выполнять не
  • которые хозяйственные дела;
  • к концу 24-го месяца         не может сам вымыть и вытереть руки;
  • к концу 29-го        месяца        не может словами попросить еду;
  • к концу 30-го        месяца        не может сам есть ложкой;
  • к концу 34-го месяца еще не говорит о себе, применяя местоимение «я»; не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет