Продуктивное использование новых образовательных технологий

Попова Дарья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии на уроках

русского языка и литературы в условиях реализации

                                ФГОС ООО

                                                                                               Вечно изобретать, пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться-

вот единственный курс учительской жизни …

К.Д. Ушинский

            В своей работе каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся не усваивают материал программы. Трудно определить причины отставания, но понятно, что такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности ребёнка, а внутренние обусловлены  психологическим и эмоциональным складом ребёнка.

            Как же заинтересовать учащихся?  Важно найти способ, который помог бы научить ребят мыслить, дойти до сути, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету.

           Наверное, сегодня нет такого учителя, который не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» И это не случайно: новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

           Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

           Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Современные образовательные технологии позволяют учителю:

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;

- добиваться высоких результатов обученности учащихся.

            «УЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ». Отсюда и вытекает моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые образовательные технологии и их отдельные элементы, которые я активно использую на уроках русского языка и литературы, а также и во внеурочное время, помогают мне в успешном решении данной задачи.

           В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.

        Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.

        Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счёт снижения времени, отведённого на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, позволяют учителю:

- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;

- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и  самообразовательную деятельность;

- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;

- добиваться высоких результатов обученности учащихся.

        Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать  практическую ценность знаний  в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Моя главная педагогическая задача, как я её вижу, – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.

         Применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

 Современным образовательным технологиям должны быть присущи определённые характеристики:

- гуманность: технологии должны улучшать качество жизни людей, например, качество образования;

- эффективность: технологии должны быть результативными, т.е. должны давать положительные результаты;

- наукоёмкость: технологии должны иметь серьёзное научное обоснование;

- универсальность: технологии должны иметь широкое применение, например, одна и та же технология должна быть применима для преподавания разных учебных предметов, должна быть пригодна для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

- интегрированность: технологии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены и тем самым должны дополнять друг друга.

       Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».

       Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:

- гуманизация образования и личностно ориентированный подход;

- интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;

- доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

          Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это даёт возможность учителю работать дифференцированно и индивидуально, а также экономит время. Всё это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использованию их в своей практике.

       На своих уроках,  наряду с традиционными,  я применяю современные образовательные технологии.

            Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

          Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

- работа с  Интернет-ресурсами;

- компьютерные тесты, предназначенные для контроля  уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ГИА и ЕГЭ;

- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);

- создание слайдов с текстовым изображением;

- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;

- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;

- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

- DVD/CD;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа учащихся (закрепление).

       Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

     Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход;

- повышается степень наглядности при изложении учебного

  материала;

- развивается творческий потенциал детей;

- появляются возможности для моделирования учебного

   процесса;

- снижается утомляемость учащихся;

- сокращается время на опрос.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне.

       Проблемно-поисковое обучение   формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, самостоятельно находить решения в различных проблемных ситуациях,  систематизировать и накапливать знания, делать самоанализ, а также содействует развитию у учащихся критического мышления.

       Я активно использует технологию проблемного обучения  на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности  и т.п.

       Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно  решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

       Результаты использования данной технологии:

- совершенствуется умение учащихся обосновывать свою

  позицию;

-  воспитывается уважение к чужой точке зрения;

- активизируется познавательная деятельность учащихся;

-   увеличивается количество творческих  работ;

- учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.

       Цель использования тестовых технологий – определять степень усвоения материала учащимися,  выявлять уровень знаний, умений и навыков, активизировать работу по усвоению учебного материала, создавать ситуацию успеха, готовить к успешной сдаче аттестационного экзамена в форме ГИА, ЕГЭ.

       На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках русского языка и литературы, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках.

       На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах  применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.

     На уроках контроля применяю разно уровневые тестовые задания (элементы технологии уровневой дифференциации).

       Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

       На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

       Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты.

      Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

              Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,  коммуникативных способностей.

         Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных  авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.

          Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,  повышает  их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж  знаний за пределами материала учебника.

          Одной из традиционных остаётся  игровая технология. Данная технология обладает огромными возможностями. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развиваются внимание, стремление к знаниям.

            Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение и предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

            Урок – основная форма организации учебной деятельности школьников, а потому считаю важным обратиться к основным требованиям  к уроку с позиций здоровьесбережения.

             Дифференцированный подход в обучении как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся.

            Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и максимальному развитию способностей каждого ученика. Существенно то, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определённым программным минимумом знаний, умений и навыков.

            Дифференцированная организация учебной деятельности учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. Во внимание также принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.

             Для повышения эффективности урока и решения вышеперечисленных задач применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний, разно уровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, и т.п. Это позволяет учащимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

        Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа. Она происходит без непосредственного руководства учителя. Поэтому нуждается в создании необходимых условий для её успешного выполнения. Одно из главных условий – это доступность домашней работы. Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому школьнику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы. Материал учебников помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника.

         Ведущей педагогической идеей является применение  современных образовательных технологий с целью развития интереса к предмету и, как следствие,  повышения эффективности обучения.

              Я убедилась, что использование  современных образовательных технологий  на уроках русского языка и литературы  даёт  результаты:

- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;

- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний  в  системные;

- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;

- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.

       Применение современных образовательных технологий позволяет :

- наполнить уроки новым содержанием;

- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

- формировать элементы информационной культуры;

- прививать навыки рациональной работы с компьютерными

  программами;

- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;

- идти в ногу со временем.

        Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения, для того чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой. Внедрение  современных  информационных  технологий  в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп  урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

         Для меня компьютер на уроке – это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно-коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей, доступность диалогового общения в интерактивном режиме.

        Психологи отмечают, что  для современного человека характерно стремление к визуальному восприятию информации. Учащиеся лучше воспринимают зрительный ряд, чем текстовый. Применение в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий способствует частичному решению данной проблемы. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное  воздействие на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным.

                  Однако хотелось бы отметить, что внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.

       Излишнее увлечение современными технологиями проведения занятий может стать причиной того, что ученик, вовлечённый в «нескучные» формы обучения, окажется неспособным к усвоению материала, предложенного в традиционной вербальной  форме. Не стоит забывать, что  живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменит даже самая умная машина.  Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

                В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

       Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

  Что проводится мной на уроках.

В результате использования на уроках ИКТ формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию.

На своих уроках, наряду с информационно-коммуникационными технологиями, я использую такие современные образовательные технологии, как:

  • групповые технологии (работа в парах, в группах);
  • проблемно-поисковое обучение;
  • тестовая технология;
  • здоровьесберегающая технология;
  • технология использования игровых методов;
  • проектная технология;
  • дифференцированное обучение;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • индивидуального подхода, самостоятельная работа.

В устной работе я использую такие виды заданий: взаимопроверка правила. Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». По аналогии составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественного текста, учебников или справочника 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет знаки препинания, разбирает предложение по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы или раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

Традиционно в начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений, мини-сочинений, взаимодиктантов.

Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками на   уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы. Очень эффективны игры – соревнования, основанные на групповой деятельности: «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Кто вперед», «Кто последний» (кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, глаголов совершенного вида…).

Мне очень нравится (да и детям тоже) игра «Эстафета». С последней парты передается листок, на который по цепочке нужно написать примеры на правило. Выигрывает та команда, которая первой передаст учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками – практикумами. Групповая  работа  возможна  на   уроке  на разных его этапах.

При проверке домашнего задания учащиеся могут задавать учителю вопросы по домашнему заданию. Затем организуют проверку домашнего задания в группах (2 человека): учащиеся проверяют выполнение упражнения по кругу, вместе разбираются в трудных вопросах. Учитель может спросить любого из группы. Каждый ученик может дополнить высказывание своего товарища.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Закрепляя изученное, группы составляют коллективный текст с использованием слов – исключений, вводных слов, вставных конструкций, обращений или пишут письмо соседней группе.

При обобщении материала каждая группа выполняет практическое задание на какое-то определенное правило, затем составляется коллективная таблица по данному правилу. Обобщение материала можно провести также в   форме соревнования.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а также развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Я в своей  практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и 4 вариантов ответа, из которых только один правильный; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках); задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

Тестовые технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, по русскому языку в новой форме.

Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Проблемное и эффектное название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся. Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление уровня понимания, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

Для того, чтобы понять ученика, его взгляды, точку зрения, обязательны письменные (творческие) работы, в ходе выполнения которых они находят ответ на поставленный вопрос.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

Проектное обучение: детям на уроках литературы предлагаю создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке.

Одной из традиционных остаётся игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. 

\Большое значение имеет организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ. Так, например, во время объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы, пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Использование на уроках разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся и способствует сохранению здоровья детей.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

Необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу и другие.

Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.



Предварительный просмотр:

Продуктивное использование новых образовательных технологий, включая  информационные, а также  цифровых образовательных ресурсов и средств на уроках русского языка и литературы.

Обоснование выбора новых образовательных технологий.

              Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. Для подготовки таких учащихся педагогам необходимо использовать в обучении современные образовательные технологии. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам русского языка и литературы. В этом обоснованность выбора новых образовательных технологий .

            Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. Считаю, что необходимо обеспечить каждому ученику возможность активной познавательной и творческой деятельности. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Предметно-ориентированные технологии
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. Технология эвристического обучения
  4. Диалоговые технологии
  5. Игровые технологии
  6. Информационно-коммуникационные технологии
  7. Здоровьесберегающие технологии.

На уроках  русского языка и литературы применяю такие технологии как   технология проблемного обучения, технология разноуровневого обучения, технология сотрудничества,    информационные  технологии,    которые обеспечивают личностное развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, и являются, на мой взгляд,   ключевым условием   повышения качества образования, снижения  нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Приведу примеры использования новых образовательных технологий в моей практике.

Технология проблемного обучения на уроке литературы в 11 классе.  Проблемный анализ пьесы «На дне» с использованием приёмов диспута и аналитической беседы является наиболее приемлемым способом постижения сущности конфликта этой пьесы. Толчком для создания проблемной ситуации может стать вопрос, сформулированный автором пьесы: «Что лучше: истина или сострадание?» На уроке русского языка в 5 классе дети выполняют задание: образуйте множественное число у существительных сливки, ножницы, ворота. Проблемный вопрос: Назовите тему урока. Используя технологию проблемного обучения, стремлюсь развить мыслительные способности учеников.

Технология разноуровневого обучения  позволяет помогать слабому, уделять внимание сильному, реализовать  желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Пример использования разноуровневых заданий в 5 классе при самостоятельном изучении темы «Правописание приставки пре- »:    

1 уровень.

  1. Прочитай внимательно правило о правописании приставки пре- в учебнике.
  2. Перепиши примеры в тетрадь, обозначь в каждом слове приставку пре-
  3. Прочитай правило ещё раз, запомни два значения приставки пре-
  4. Запиши правило по памяти в тетрадь.
  5. Проверь себя по учебнику

2 уровень.          

  1. Прочитайте  внимательно данные группы слов с приставкой пре- преувеличить, преступить, премилый , прервать, прехорошенький, преградить.
  2. Выпишите в тетрадь  те слова, в которых приставка пре- близка по значению к слову очень.
  3.  Теперь выпишите слова, в которых приставку пре- можно заменить приставкой пере-.
  4.  Обозначьте приставку в каждом слове.
  5. Сделайте вывод (устно) о том, когда в словах пишется приставка пре- и какое значение она придаёт словам. Запишите получившееся правило в тетрадь.
  6. Проверьте себя по учебнику.

3 уровень.

  1. Прочитайте данные слова: очень весёлый –превесёлый, очень добрый предобрый, очень красивый – прекрасный.
  2.  Перепишите их в тетрадь, обозначая  приставку пре-.
  3.  Перепишите в тетрадь пары слов:

перервать – прервать, переломить- преломить,  перегородить – преградить.

  1.  Обозначьте в них приставки.
  2.  Сделайте вывод (устно) о том, когда в словах пишется приставка пре- и какое значение она придаёт словам. Запишите получившееся правило в тетрадь.
  3.  Проверьте себя по учебнику.

Технология сотрудничества трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности. Предлагаю текст в 6 классе по теме «Имя прилагательное»

Тихо в лесу. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. По нежно-голубому весеннему небу плывут легкие облака. Если прислушаться, можно услышать, как тихо дышит, пробуждается зимний лес. Он живет в эти дни невидной и неслышной жизнью, которая доступна только зоркому глазу и чуткому уху. Вот по-весеннему попискивают, возятся шустрые черноголовые синички. На макушке сухого звонкого дерева пустил весеннюю торжественную трель лесной барабанщик дятел. Празднично в весеннем солнечном лесу. На сугробах уже появились стеклянные кружева. Высятся на солнце медно-бронзовые стволы сосен. Жесткие вечнозеленые ветки багульника показались у пригретого мартовским солнцем высокого пня.

Скоро начнется настоящая, бурная весна!

Задание 1-й группе: определить тему, идею текста, озаглавить его. Определить тип речи, стиль. Какова роль прилагательных в тексте?

Задание 2-й группе: найдите в тексте орфограммы прилагательных, объясните правописание слов.

Задание 3-й группе: произведите пунктуационный анализ предложенного текста.

Информационные технологии. Польза от использования ИКТ на уроках  неоспорима. Это и новая информация, и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор, и оперативный контроль знаний, что даёт значительную экономию учительского времени при проверке усвоения того или иного материала, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий, как для индивидуальной работы, так и фронтальной и групповой. Возможности мультимедиа позволяют сделать уроки яркими, образными, легко запоминающимися.    Я стараюсь научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями, но и источник информации.      

         Школьники  редактируют, набирают  тексты своих творческих работ, более сильные ученики оказывают помощь учителю в подготовке дидактического материала. Компьютер незаменим при подготовке докладов, защит творческих работ.  Нередко сообщения ребят сопровождаются мультимедийными презентациями с использованием звуковых  и видео файлов. Использование программы MS Power Point позволяет сделать урок насыщенным, ярким.Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

          С удовольствием учащиеся  работают в сети Интернет, самостоятельно добывая информацию, систематизируя и обобщая полученные сведения. В своей практике активно использую электронные тесты по русскому языку для проверки знаний учащихся.  Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

          Цифровые образовательные ресурсы – эффективный современный инструмент в работе учителя. ЦОРы интересны детям, способствуют лучшему усвоению учебного материала, развивают кругозор детей. При проверке знаний использую цифровой тренажер «Фраза», тесты по русскому языку http://saharina.ru/tests/,  электронные пособия: «Русский язык. Теория 5-9» (ЗАО 1С). При изучении курса литературы в 11 классе использую пособие «Литература 20 в. 11 класс» (ООО ТИД «Русское слово-РС»). Элективный курс «Дальневосточная литература» эффективно дополняет пособие «Сказки народов Севера. Сборник сказок» (ООО «Портал Хабаровск»). На уроках развития речи при изучении темы «Описание природы» использую пособие  «Времена года. Мультимедийная хрестоматия ДВ природы» (ООО «Портал Хабаровск»). Также в своей практике использую    «Электронные уроки литературы с 5 по 11 классы», справочник по теории литературы, энциклопедические статьи серии "В помощь учителю" (издательство "Учитель"), сборник дифференцированных заданий, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/.

         Систематическое использование ИКТ на разных этапах урока и по различным направлениям являются эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

          Активно пользуюсь электронной почтой, сетью  «Интернет».  Назначена ответственной за ведение школьного сайта.

         Использование интерактивной доски в обучении учащихся – важнейший инструмент эффективности образовательного процесса. Интерактивная доска позволяет доступно, лаконично, наглядно изложить материал, оперативно проверить знания, способствует развитию творчества детей.

Проектная деятельность имеет место в моей практике. Ее этапы: погружение в проект, его планирование, выполнение, обобщение материала, презентация и анализ. Например, урок литературы в  8 классе. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Проект на тему «Емельян Пугачёв – злодей или народный заступник?» В ходе работы над проектом ученики определяют для себя ключевое понятие: «злодей» или «заступник»? Далее определяют идею своего проекта, составляют план работы, работают с разными источниками информации: тексом, учебником, материалами лекции, критическими статьями, Интернет-источниками и другими. Обобщая полученный материал, школьники делают вывод. Следующий этап- защита работы. Ее требования: логичность, лаконичность, аргументация, оригинальность, краткое описание использованных методов, полученные выводы. Как правило, защита сопровождается мультимедийной презентацией.

            В своей практике использую интегрированные уроки, позволяющие более полно раскрыть содержание учебного материала, обеспечить эффективное восприятие учащимися. Литература и музыка: «Музыка любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Интеграция истории и литературы: «Бородинское сражение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» по поэме М.Ю.Лермонтова «Бородино»; литература и музыка: «Музыка любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет», История и литература: «Бородинское сражение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» по поэме М.Ю.Лермонтова «Бородино»

             В своей работе активно использую известные методы и средства обучения и воспитания. Наглядные методы позволяют  целенаправленно воспринять  объект или явления. Например, при объяснении темы «Формы одного и того же слова» показываю детям обычный пластилин, который  может «превращаться» то в шар, то в пирамидку и так далее. Дети наблюдают, что меняя форму, пластилин остается пластилином. На уроках развития речи незаменимы средства образной наглядности:  иллюстрации, слайды, фильмы, которые способствуют развитию детского воображения. При объяснении новой темы, а также на уроках контроля и оценки знаний использую схемы, таблицы как условно символические средства. Словесные методы обучения и воспитания незаменимы в педагогической деятельности учителя-словесника. Рассказ,  как монолог педагога, содержащий учебную информацию,  активно использую  на уроках литературы, например, при знакомстве с творчеством писателя, поэта. Рассказ сопровождается цитатами из произведений, воспоминаний, критическим комментарием, дополняется   демонстрацией слайдов, музыкальным сопровождением. Беседа как метод обучения активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь учащегося. Каждый вопрос – задача, которую решают учащиеся. Перед восприятием новой темы провожу подготовительную беседу, чтобы подвести учащихся к выводу новых определений и правил проводится эвристическая беседа. Повторительная беседа проводится с целью обобщающего повторения. Например,  после изучения темы «Предлог»  семиклассникам задаю следующие вопросы: «Почему предлог-это служебная часть речи? Какие способы правописания предлогов вы знаете? Приведите примеры». В 9-11 классах в преподавании литературы  использую лекции как один из методов сообщения нового. Так,  в 11 классе при изучении темы «Поэзия серебряного века» читаю лекцию «Русская литература начала ХХ века в контексте эпохи».

        Лекция позволяет учащимся более полно воспринимать тему, формирует умение выделять главное, развивает навык конспектирования, тем самым подготавливая выпускников к лекционно-семинарской системе обучения в ВУЗе.

       Среди методов стимулирования учебной деятельности школьников (по классификации Ю.К.Бабанского) мною используется дидактическая игра. Приведу некоторые примеры.

«Кто больше?..» (подбор однокоренных слов, слов с чередованием в корне и другие)

«Ты мне, я тебе» (подбор вопросов по изученной теме)

«Правило по цепочке» (рассказать правило, соблюдаю логику изложения, приводя примеры)

«Орфографическая (пунктуационная, лексическая и др.) эстафета» (команды выполняют задания, например, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, построить схемы, исправить знаки препинания и др.) Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету. Среди методов контроля и самоконтроля в обучении применяю устные и письменные формы опроса. На этапе закрепления или обобщения нового материала ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Учащимся нравится составлять «Словарный диктант для соседа». Дома или в классе ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами. Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

         Использование методических приемов в конструировании  урока (идея А.Грина)

Виды деятельности

1

2

3

4

Мотивация

«Удивляй»

«Кроссворд»

«Мозговой штурм»

«Проблемный вопрос»

Работа с текстом

«Цепочка»

«Шерлок Холмс»

«Инсценировка»

«Шпаргалки»

Изучение нового материала

«Рядом с художником»

«Исследование»

«Банк вопросов»

Закрепление, обобщение

«Кластер»

«Паучок»

«Игра»

«Суд»

Рефлексия

«Микрофон»

«Слово-эстафета»

Эссе

Незаконченное предложение

Расскажу о некоторых из них.

Прием «Слово — эстафета» предполагает коллективную форму работы. Основная цель использования данного приема — организационная. Он дает возможность во время обсуждения темы задействовать всех участников занятия.

Суть приема заключается в том, что после ознакомления с заданием каждый должен озвучить свое мнение на эту тему. При этом указывается определенная последовательность выступлений:

  • от первой парты до последней;
  • по кругу;
  • в хаотичном порядке.

С помощью приема «Слово — эстафета» удается:

  • поддерживать высокий темп работы;
  • охватить большой объем информации;
  • развивать умение находить закономерности;
  • развивать память.

«Удивляй». – прием хорош в начале урока, формирует мотивацию, интерес к изучению темы и предмета в целом.  Например, на уроке по теме «Деепричастие» в 6 классе говорю: А вы знаете, что эта часть речи появилась в 17 веке? А английский поэт Роберт Саути эту часть речи упомянул в своем стихотворении 32 раза подряд!

Прием «Микрофон» может использоваться на уроках для проверки домашнего задания, активизации опорных знаний, мотивации или подведения итогов урока. Он помогает задействовать максимальное количество учащихся, выяснить, насколько дети заинтересовались материалом или усвоили его. Суть приема — ученики по очереди дают ответы на вопросы. Для разрядки ситуации можно использовать игрушечный микрофон или передавать любой предмет, договорившись, что он будет играть роль громкоговорителя. Желательно, чтобы каждый ученик имел возможность высказаться.

«Шерлок Холмс». Ученику предлагают прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом.

«Кластер» В центре пишем ключевое слово. Вокруг в «окошках» основные свойства, определения, понятия, признаки характеристики этого слова.

Например, составляем кластер по теме «Сказуемое» в 5 классе.