Система оценки планируемых результатов

Попова Дарья Сергеевна

Используемое в работе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Перед современной школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Перед Вами современная модель системы оценки образовательных результатов. Мы видим, что личностные результаты оцениваются через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры. Предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ

  • комплексный подход к оценке результатов образования
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику

2. Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты

3. Система оценивания строится на основе уровневого подхода к достижению планируемых результатов

4. Система оценивания способствует диагностике индивидуального прогресса обучающихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования

5. Оцениваться с помощью отметки могут только результатыдеятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка

6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПОЗВОЛЯЕТ:

учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях,

родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка,

учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности

ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

  • уровень сформированности предметных результатов;
  • уровень сформированности универсальных учебных действий;
  • образовательные достижения обучающихся;
  • профессионально-педагогические достижения педагогов;
  • состояние здоровья и физическое развитие обучающихся;
  • адаптация обучающихся на новой ступени обучения;
  • эффективность образовательного процесса;
  • уровень воспитанности обучающихся

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Оценка личностных результатов учащихся осуществляется с помощью диагностики и портфолио
  • Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы

В следующей таблице описаны личностные критерии и методики их оценивания по соответствующим показателям:

Например, интеллектуальная развитость оценивается путем освоенности образовательной программы, развитостью познавательных интересов, а также способностью к проведению научного поиска. Для оценивания интеллектуальной развитости существуют такие методики, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест умственного развития.

Критерий сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков оценивается через способность принимать ответственность, способность уважать других, умение сотрудничать и разрешать конфликты. Методикой оценивания является наблюдение в ситуациях совместной работы учащихся.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные:

• управление своей деятельностью;

• контроль и коррекция;

• инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

• речевая деятельность;

• навыки сотрудничества.

Познавательные:

• работа с информацией и учебными моделями;

• использование знаково-символических средств, общих схем решения;

• выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Основное содержание оценки метапредметных результатовстроится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

  • решение задач творческого и поискового характера;
  • учебное проектирование;
  • итоговые проверочные работы;
  • комплексные работы на межпредметной основе;
  • мониторинг сформированности основных учебных умений;
  • портфолио и др.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

  • наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,
  • оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,
  • тестирование
  • оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,
  • оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)
  • портфолио обучающегося;
  • выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ

  1. Проект
  2. Исследовательская работа
  3. Портфолио
  4. Комплексные контрольные работы

Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могут использоваться адаптированные диагностические методики. (А.Г. Асмолов)

УЧЕБНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

  • Отражает динамику развития учащегося, его отношений, результатов его самореализации;
  • демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
  • помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, подготовки и обоснования будущей исследовательской работы;
  • служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии;
  • помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями.

Результаты достижения планируемых результатов оцениваются в 2 уровня: базовый и повышенный

Итоговая оценка (определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся) .

Компоненты:

1. Результаты промежуточной аттестации (или накопленной оценки) обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений.

Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.

2. Результаты итоговой аттестации выпускников, отражающие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования.

Итоговая аттестация осуществляется внешними по отношению к общеобразовательному учреждению органами и является внешней оценкой.

Итоговая оценка осуществляется в ходе ГИА

Мониторинг достижения предметных результатов предусматривает планируемый результат, который выражается в задаваемом уровне качественной успеваемости и достигнутом уровне,который может быть оценен как:

  • Оптимальный уровень – 80-100%,
  • Допустимый уровень – 60-80%,
  • Критический уровень – 45-60%,
  • Недопустимый уровень – до 45%

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ.

Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику педагогического процесса.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ диагностируется через следующие формы:

  • диагностическая работа анкетирование
  • опрос
  • тренинг
  • результаты наблюдения

КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:

  • Методика «Социометрия»
  • Методика «Индекс сплоченности»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ образования:

  • Профориентационная анкета Е.Климов
  • Тест «Профессиональный тип личности»
  • Карта самооценки склонностей
  • Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин

ДИАГНОСТИКА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РЕЗУЛЯТИВНЫХ РО:

  • Изучение познавательной потребности В.Юркевич
  • Изучение направленности на приобретение знаний Е. Ильин
  •  Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
  • Профориентационная анкета Е.Климов
  • Карта самооценки.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РО:

  • Изучение отношения к учению и к учебным предметам Г. Казанцева
  • Изучение познавательной потребности В.Юркевич

ДИАГНОСТИКА ВКЛЮЧАЕТ:

  1. контроль
  2. проверку
  3. оценивание
  4. накопление статистических данных, их анализ
  5. прогнозирование
  6. выявление динамики, тенденций педагогического процесса

ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

  1. предварительный контроль,
  2. текущий контроль,
  3. периодический контроль,
  4. тематический контроль,
  5. итоговый контроль,
  6. отсроченный контроль

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ:

  • Оценка — это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков (сформированности компетенций)
  • Количественным выражением оценки является отметка
  • Отметка — это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков (компетенций) обучающихся в цифрах или баллах

Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся

  • Приоритет письменной формы оценки знаний над устной
  • Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке
  • Использование индивидуального рейтинга как одного из показателей успехов в обучении
  • Использование компьютерного тестирования как вспомогательного средства
  • Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической пятибалльной шкалы в качестве основы
  • Использование аутентичного оценивания

ИННОВАЦИОННЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ

  • портфолио
  • кейсы
  • контекстные задачи
  • междисциплинарные экзамены
  • компетентностно-ориентированные тесты
  • ситуационные задания

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Система оценки должна быть ориентирована на стимулирование учащегося к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной самооценке, а не на сокрытие своего незнания и неумения



Предварительный просмотр:

Развитие  аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи в газетах и журналах, доклады и рефераты самих учеников; художественные и научные тексты, с которыми учащиеся знакомятся на уроках и используют при подготовке к урокам; сообщение, отправленное через Интернет или по мобильному телефону; записки учащихся. Из этого огромного наплыва информационных текстов ученик должен научиться выбирать лучшее, красивое, ценное. Поэтому на своих уроках большое внимание уделяю комплексному анализу текста, так как именно текст решает многие задачи, поставленные перед современной школой.

Главная цель комплексного анализа текста – систематическое и целенаправленное формирование у школьников навыков комплексного анализа текста и его фрагментов, развитие способностей оценить эстетическую ценность текста и умений объяснить языковые истоки его образности и выразительности. А потом по аналогии составлять тексты собственного сочинения, обогащая свой словарный запас, развивая умение пользоваться разными стилями речи в определенной ситуации.

Для реализации поставленной задачи использую классические тексты, то есть образцовые, потому что, во-первых, классические тексты прививают любовь к слову и развивают интеллект учащихся, пополняя словарный запас; во-вторых, учат внимательно работать с текстом, вчитываясь в каждый элемент; в-третьих, создают естественные условия изучения правил по русскому языку.

С 5 по 9 классы сведения о тексте встречаются очень редко на страницах учебника по русскому языку, зато очень подробно и интересно прописаны в учебнике Е. И. Никитиной «Русская речь» (5 – 7 кл., 8 – 9 классы). На основе этого учебника веду специальные уроки развития речи в основной школе. Весь теоретический материал, связанный с особенностями текста, собираем на уроках в специальную тетрадь - конспект. А для старшеклассников разработан электив (9класс) «Комплексный анализ текста», (11 класс) «Многоаспектный анализ текста».

Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств на этих занятиях делает понятной для ученика причину изучения грамматики, фонетики, морфемики и других разделов науки о языке, которыми всегда можно воспользоваться, чтобы объяснить свои мысли и понять чужие. Чтобы изучение художественного произведения стало осознанным и интересным, провожу поэтапную работу над текстом.

1 этап - восприятие, понимание, осмысление. Работая над текстом, использую метод творческого чтения. Этот метод вызывает работу воображения, будит эмоции, учит сопереживать и понимать, слушать и слышать художественное слово, дает образец выразительности художественной речи, что помогает глубже понять произведение искусства.

2 этап - анализ и интерпретация. На данном этапе применяю репродуктивный, эвристический и исследовательский методы. Эти методы помогают развивать критическое мышление, учат самостоятельному приобретению знаний, умению анализировать; ведут к более глубокому осмыслению и усвоению произведения, повышают интерес учащихся к прочитанному. Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. В процессе работы над готовым текстом знакомлю ребят со структурой, идеей текста, техникой его создания.

3 этап - оценка прочитанного. Цель данного этапа: глубоко осмыслить предложенную тему в целом и свое отношение к прочитанному, скорректировать знания. На этом этапе важно направить ребят на раскрытие богатейших ресурсов языка - материала, из которого создается произведение. Поэтому на уроках стараюсь рассматривать произведение как единство художественного содержания и словесного выражения. При этом происходит творческое освоение родного языка. И, если ученик научится самостоятельно проникать в смысл через языковую ткань, произведение сможет оказать на него преобразующее воздействие.

4 этап - результативность. Результатом работы над комплексным анализом текста должны стать творческие (сочинение) или проектные работы учащихся. Методика организации исследовательской деятельности позволяет расширить область личных и общественных знаний, осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познаний; получить новый общественно полезный интеллектуальный продукт; сформировать научно - исследовательские навыки; создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира; выявлять   существенные   признаки   развития   рассматриваемого   объекта познания. Учителю важно помочь найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово»; направить поиск, предложив методику исследования; создать условия, которые позволят учащемуся самостоятельно осваивать новые виды деятельности, увидеть бесконечность познания окружающего мира.

Со своими работами учащиеся выступают перед одноклассниками. Это дает возможность значительно поднять свой культурно - информационный уровень. Кроме того, учащиеся привыкают к определенной форме общения во время выступления: обучаются слушать, задавать вопросы, четко отвечать.

Одно из главных понятий при работе с комплексным анализом текста - речевой жанр. Основная задача при изучении речевых жанров – научить общению. Речевые жанры предлагаю рассматривать на примере тех конкретных ситуаций, событий, которые встречаются в жизни человека. Потому что именно эти события определяют главную коммуникативную задачу школы. Например, если мы нуждаемся в помощи, то реализуем речевой жанр просьбы; если хотим поделиться мыслями, рассказать о прошедших событиях, то пишем личное письмо.

Большое внимание уделяю текстам, которые отражают национально - региональный компонент. Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. Обращение к фактам истории и культуры родного края вызывает у детей радость открытия, любовь к малой родине и гордость за свою страну. Это помогает использовать текст как важнейшее средство воспитания. Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны: словарная работа; работа с «малыми текстами»; комплексный анализ текста, содержащий краеведческий материал; создание собственных текстов краеведческого характера; защита проектной работы.

Комплексный анализ текста – одна из самых сложных и деликатных составляющих учебного процесса. Анализ любого произведения по своей сути бесконечен не только потому, что во многом зависит от личности интерпретатора, но и потому что совершенное художественное произведение имеет свойство постоянного репродуцирования смыслов. Изучая текст, учащиеся невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, иногда о разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи.

В своей работе использую различные технологии: разноуровневого обучения, проектного обучения, развивающего обучения, личностно - ориентированного обучения, игровые технологии.

Учитель может использовать работу над комплексным анализом текста как форму подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Такая работа очень важна и актуальна в современной школе, потому что через текст реализуются цели обучения в их комплексе (коммуникативная, образовательная, воспитательная). Ученик должен научиться с помощью учителя овладеть информацией, а затем уметь ее воспроизвести.

«Заговори, чтоб я тебя увидел». Эти знаменитые слова Сократа часто приводят для того, чтобы подтвердить важность правильной, выразительной, действенной речи. Для современного выпускника культура речи является важной составляющей его успеха, определяющей во многом и личную жизнь, и тем более карьерный рост.

Программа комплексной работы с текстом

(Состоит из 15 разделов)

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). (Определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.)
  2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
  3. Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия.) На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия.)
  4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
  5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
  6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
  7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
  8. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.
  9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
  10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
  11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы: слова, употреблённые в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.) Какова их роль в тексте?
  12. Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.
  13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т.д.).
  14. Произведите на материале текста разные виды разбора.
  15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Анализируя текст, ученик должен стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке ученик выберет из предложенной выше программы работы с текстом пять-шесть заданий (включая разные виды разбора) и выполнит их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы поставить ему положительную оценку. Материал для разных видов разбора (слова и предложения) может быть отобран учителем, или ученик сам может выбрать его из текста и произвести разные виды разбора.

Оценивая ответ, следует принимать во внимание степень сложности отобранного для разных видов разбора материала.

На уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Если текст анализирует группа из 3–4 человек, то может предлагаться больший объём материала; варианты заданий к тесту отбирают из памятки члены группы под руководством учителя (консультанта, ассистента) с учётом своих интересов, уровня подготовки. В результате всеми членами группы может быть выполнено более 10 заданий (по вариантам).

Предлагаю дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках развития речи при изучении и повторении лексики, морфологии, синтаксиса.

Начиная свой ответ с выразительного чтения, к которому он предварительно подготовился, ученик уже показывает результаты своей аналитической работы. Хорошее, правильное, выразительное чтение вслух не только свидетельствует о сформированности навыка чтения, но и требует конкретной подготовки с учётом особенностей конкретного текста: надо выбрать нужный тон, исходя из анализа содержания теста, темы, основной мысли; проанализировать пунктуацию текста, структуру предложений, чтобы найти слова, которые выделяются с помощью интонации, логического ударения. Наконец, перед каждым учеником стоит важная коммуникативная задача: прочитать текст и построить свой ответ так, чтобы тебя было интересно слушать. Наиболее важным и вместе с тем сложным для учащихся является задание “Докажите, что это текст”.

Рассматривая средства связи между предложениями, способ связи, показывая, что текст – это цельность и единство, ученики испытывают трудности при анализе лексических средств связи.

На мой взгляд, работа с текстом может быть использована в качестве формы проведения экзамена за курс девятилетней школы, так и переводного. Подготовка к устному экзамену в такой форме предполагает систематическую работу с текстом на уроках развития речи, при изучении и повторении лексики, грамматики. Заметим, что в системе обучения по учебно-методическому комплексу (в пособиях “Русская речь”, в сборниках задач и упражнений) работе с текстом уделяется большое внимание. Чаще всего мы выбираем работу с текстом в качестве одной из форм итогового контроля ещё и потому, что считаем такую форму проведения экзамена, зачёта не только полезной, но и доступной, интересной.

1. Докажите, что данный отрывок является текстом художественного стиля.

<…> Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям…(А.Чехов)

Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из повести А.П.Чехова “Степь”.

  1. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложения.
  2. Определите виды односоставных предложений. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?
  3. Проанализируйте орфограммы и пунктограммы текста, подготовьтесь к диктанту.
  4. Напишите самодиктант, проверьте его (возможна взаимопроверка).
  5. Пользуясь материалом текста, расскажите о разделяющих и выделяющих знаках препинания.
  6. Составьте схемы сложных предложений.

2. Запишите отрывки из статьи В.Белова “Язык мой, друг мой”. Объясните орфограммы и известные вам пунктограммы.

Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обязанности знать падежные окончания? Или правописание частиц “не” и “ни”? Существуют вполне определенные грамматические правила, соблюдать которые обязан каждый, считающий себя грамотным и культурным. Водитель, не знающий правил движения, лишается водительских прав. <…> А вот докладчика, не умеющего склонять сложные числительные, зачастую не только слушают, но и аплодируют ему.

  1. Объясните значение слов стихия, чертоги, личность, культурный.
  2. Какие слова употребляются в текстах в переносном значении? Что достигается, благодаря использованию этих слов?
  3. Каковы тема, основная мысль текстов?
  4. Определите стиль текстов. Докажите ваше мнение. Согласны ли вы с мыслями писателя В.И.Белова о русском языке?
  5. Подготовьтесь к выразительному чтению текстов.
  6. Включите пересказ текстов в свои рассуждения на темы: “Слово – это поступок”, “Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры”.


Предварительный просмотр: