Технологические карты уроков

Попова Дарья Сергеевна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема: Повторение раздела «Словообразование» (1урок из 2-х по «Повторению»)

Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, коррекции знаний.

Цель урока: формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов, гласных е-и в приставках пре- -при-, букв и-ы после приставок, закрепление умений безошибочного письма слов с изученными орфограммами.

Задачи:

  1.  повторить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием, правописание приставок пре—при-, букв и-ы после приставок;
  2. отработать  навыки  нахождения корней с чередованием, приставок пре- - при-, букв и-ы после приставок.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – лаг-лож, раст-ращ-рос, кас-кос, гар-гор, зар-зор-, букв Е-И в приставках пре- - при-, букв И-Ы после приставок; овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием, букв Е-И в приставках, букв И-Ы после приставок;

- овладение умением группировать изученные орфограммы.

2. Метапредметные:

- умение работать с учебным материалом, осуществлять сбор, обработку необходимой информации;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- умение работать в парах.

3. Личностные:

-смыслообразование,т.е.установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

-формирование ответственного отношения к учению, самооценки, мотивации на успех.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для

регуляции своего действия.

Используемые технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, технология обучения на основе схемных и знаковых моделей.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, таблица с корнями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент, мотивация к  учебной деятельности

Слово учителя.

Мы закончили изучать раздел «Словообразование» Вам , наверно, хочется узнать, насколько вы его хорошо изучили. Хотите себя проверить? Работать будем в паре.

Диалог с учителем о желании себя поверить по изученной теме.

Личностные: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану

Коммуникативные: умение отвечать за себя и других участников

2.Целеполагание

На доске расположены карточки с информацией.  Приложения1.Каждой паре необходимо выбрать карточку и определить тему информации, сформулировать её.

1.Сг..ревшие листья,  кататься  с  г..ры, г..реть синим пламенем, пахнет г..рью.

2.Вечерняя з..ря,  з..рево, утренняя з..рька.

3.  К..сание, к..снулись, к..сой взгляд.

4.  Р..стки, р..стительность, выр..щивать, Р..стов.

5. Сл..гать, предл..жение, прил..гательное.

Сформулируйте тему повторения на уроке. Что именно мы будем повторять на уроке? (орфографию, изученную по теме «Словообразование»)

Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.

Осуществляют целеполагание на основе предложенной информации.

Личностные: готовность  к учебной  деятельности.  

Регулятивные: определение темы урока, постановка целей изучения темы, планирование учебной деятельности для реализации заявленных целей Коммуникативные:

выражение своих мыслей, вхождение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:  чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы.

3. Актуализация опорных знаний.

Каждая пара работает с орфограммами, т.е. с выбранной информацией.

Затем осуществляем правильность работы с орфограммами, Работаем с компьютером. Игра с интерактивным приёмом

«Карусель»  Презентация №1

Работа в паре, самостоятельно опрашивают друг друга без помощи учителя, оценивают свои знания  на этом этапе урока.

Работают с таблицей «Правописание корней с чередующимися гласными».

Делают записи в тетрадях.

Учащиеся комментируют орфограммы. Все учащиеся видят выполнение заданий и на другие орфограммы, а не только те, что выполняли сами.

Личностные: 

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю, формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.

Познавательные:

формулирование определений языковых понятий.

4. Повторение и обобщение пройденного материала.

Далее выполняет класс самостоятельную работу по теме «Чередующиеся гласные в корне  слова»

 Взаимопроверка, сверяем по правильным ответам на слайде.(Презентация «Чередующиеся гласные в корне» с озвучкой)Презентация №2

Работа со слайдом с заданным материалом, комментирование ответов, отработка навыков правописания слов с чередующимися гласными.

Личностные: оценивание  усваиваемого  содержания.  

Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. 

Предлагаю следующую информацию. На слайде слова с приставками пре- - при-

Расскажите о правописании данных приставок.

Используем игру «Кто больше?»

Как графически представить данную информацию. (Слова: Пр..уралье,пр..увеличить, пр..чина,пр..ключение. пр..остановить, пр..мыкать, пр..неприятное, пр..вскочить, пр..сутствовать, пр..мерять, пр..выкать, пр..кратить.)Презентация №3 Слайд 2

Определяют тему информации, подтемы.

(1. Правописание приставки пре-

2.Правописание приставки при-

3.пре-при , входящие в корень

4.Приставки пре- - при -, не подчиняющиеся правилам) Работа по составлению графической информации.

Предлагаю самостоятельную работу

Распределить все слова с пре-при на подтемы Составить таблицу.

Самопроверка  на слайде правильное распределение слов. Презентация №3 слайд 3

Выполняют работу с последующей самопроверкой

Проблемный вопрос.

Почему по-разному записаны у меня слова, обозначающие одно и то же:

неинтересный    -  безынтересный?

 (в случае затруднения - вопросы в помощь-чем различаются слова в написании, на что оканчиваются приставки)

Анализируют запись, вспоминают правило написания и-ы после приставок на согласную. Решают проблемный вопрос.

Устная работа без записи в тетрадях по слайду с технологическим приёмом «Карусель». Презентация №4.Столкновение с трудностями: медИнститут, педИнститут почему И?

 О сложносокращённых словах и других способах образования слов мы будем говорить на следующем уроке повторения «Словообразования»

Самостоятельный поиск решения вопроса (мед-пед это не приставки, а сокращенные основы слов педагогический, медицинский)

5.Рефлексия. Итог урока.

Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

Составим синквейн по теме урока

Словообразование

Необходимое, важное

учит грамотно писать

 учит делить на морфемы

учит задумываться над лексическим  значением слов

Знание словообразования-путь к успеху.

Изучаем образование слов!

Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?

Оцените  результаты своей работы на уроке.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Составляют коллективно синквейн.

Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей  деятельности на уроке.

Познавательные:   оценка процесса и результатов деятельности. 
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Приложения

Приложения  1.

  1. Сг..ревшие листья,  кататься  с  г..ры, г..реть синим пламенем, пахнет г..рью.
  2. Вечерняя з..ря,  з..рево,

утренняя з..рька.

  1. К..сание, к..снулись, к..сой взгляд.
  2. Р..стки, р..стительность, выр..щивать, Р..стов.
  3. Сл..гать, предл..жение, прил..гательное.

Презентации 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Класс

6

Тип урока

урок закрепления и совершенствования знаний

Вид (форма) урока

Комбинированный

Тема урока

 «Долюшка женская» в стихотворении Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …»

Цель урока

Сформировать у обучающихся осознанное представление об изображении «долюшки женской» в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская» Некрасова.

Задачи урока:

1) обучающие

2) развивающие

3) воспитательные

1) обучающие: организовать работу по выявлению  художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н.А.Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины-крестьянки, женщины-труженицы, женщины-матери;

2) развивающие: способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а также навыков выразительного чтения;

3) воспитательные: создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а также интереса к литературе, искусству, музыке.

Формы организации образовательного пространства на уроке

диалог

Риски

проблема и ситуация на уроке не заинтересует обучающихся, возникновение сложностей  при выполнении заданий и с самостоятельной формулировкой вывода обучающимися

Средства обучения, в том числе ЭОР

мультимедийная презентация, персональный компьютер, аудиозапись стихотворения и песни

***ПрУУД – предметные УУД

МетаПрУУД – метапредметные УУД

ПУУД - познавательные УУД

КУУД – коммуникативные УУД

РУУД – регулятивные УУД

ЛУУД – личностные УУД

Этап урока

Время (мин.)

Микроцель

урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы.

Элементы педагогических технологий

Форма деятель-

ности

Деятельность учителя.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятель-

ность ученика

Планируемые результаты

ПрУУД  

МетаПрУУД:

 ПУУД

КУУД

РУУД 

ЛУУД

УУД

Организационный момент 

1

Создание положительного эмоционального настроя

Слово учителя

Технология коллективно-познавательной деятельности

Самоорганизация

РУУД: организация  своего рабочего  места

 «Погружение» в тему урока

10

Заинтересовать обучающихся.

Формулирование темы и задач урока. Мотивирование на работу на уроке

Прослушивание выразительного чтения стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...» в исполнении артистки Варвары Николаевны Рыжовой.

Метод «погружения»,

метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.

диалог

Слово учителя.

Выявление первоначальных впечатлений.

Беседа по репродукциям картин А.Г. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

КУУД: уметь вести диалог.

ПУУД: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Чтение и анализ стихотворения

5

Выразительно прочитать стихотворение

Чтение стихотворения

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение

диалог

Учитель организует деятельность обучающихся

Выразительно читают стихотворение

РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Анализ стихотворения

15

Понять тему и идею стихотворения, увидеть позицию автора

Анализ стихотворения, прослушивание  песни «В полном разгаре страда деревенская…» в исполнении Кубанского хора.

Метод коллективной поисковой деятельности.

диалог

Учитель задает вопросы

Отвечают на вопросы, высказывают свои рассуждения

Умение отвечать на конкретно поставленный вопрос, делать выводы

ПУУД: уметь четко сформулировать свои мысли

Вывод урока.

5

Фиксация нового знания.

Закрепление положительного эмоционального настроя

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Коллективная работа.

Контроль, регулятивный самоанализ

Задает вопросы на закрепление

Ученики отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

ПУУД:

уметь четко сформулировать свои мысли

Рефлексия.

3

Оценить собственную деятельность в на уроке

Синквейн

Личностно ориентированное развивающее обучение.

Регулятивный самоанализ

Учитель помогает обучающимся оценить собственную деятельность в рамках урока

Ученики делятся собственными впечатлениями от урока. Рассказывают о своём эмоциональном настрое.

КУУД: уметь строить монологическое высказывание; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

РУУД: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оценка результативности деятельности учащихся на уроке

3

Способствовать тому, чтобы изученный материал вошёл в «субъектный» опыт

обучающихся

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

контроль

Учитель оценивает деятельность групп и отдельных обучающихся. Выставляются отметки

Домашнее –задание

ИТОГО

3

45 мин

Способствовать самостоятельному

повторению и углублению полученных знаний на уроке

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

Прочитать стихотворение «Великое чувство! У каждых дверей…».

Ученики принимают к сведению предложенное учителем домашнее задание



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

 Склонение порядковых числительных

Предмет

Русский язык

Класс

6

Тип урока

Урок открытия знаний

Вид (форма) урока

 Комбинированный

Цель урока

Выявление  особенностей  склонения  порядковых числительных

Задачи урока:

1) обучающие

2) развивающие

3) воспитательные

1) обучающие:

  • организовать деятельность  учащихся   по  изучению    порядковых  числительных;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  грамматические умения.

2) развивающие:

  • развитие внимания; умения формулировать проблему; умения  работы в группах;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;  применять новые знания;  
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;

3) воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • взаимодействие учащихся в  группах; развитие уважения друг к другу.

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятия учащиеся смогут:

  • различать порядковые числительные;
  • склонять порядковые числительные;
  • употреблять порядковые числительные в речи.

Основные понятия занятия

Порядковые числительные 

Риски

проблема и ситуация на уроке не заинтересует обучающихся, возникновение сложностей  при выполнении заданий и с самостоятельной формулировкой вывода обучающимися

Используемая технология

Технология проблемного диалога

Ресурсное обеспечение занятия

 Мультимедийная презентация, персональный компьютер, мультимедийное рабочее место учителя

***ПрУУД – предметные УУД

МетаПрУУД – метапредметные УУД

ПУУД - познавательные УУД

КУУД – коммуникативные УУД

РУУД – регулятивные УУД

ЛУУД – личностные УУД

Этап урока

Время (мин.)

Микроцель

урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы.

Элементы педагогических технологий

Форма деятель-

ности

Деятельность учителя.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятель-

ность ученика

Планируемые результаты

ПрУУД  

МетаПрУУД:

 ПУУД

КУУД

РУУД 

ЛУУД

УУД

Организационный момент 

2

Создание положительного эмоционального настроя

Слово учителя

Принцип психологической комфортности.

Приветствие. Перед входом в кабинет обучающиеся рассчитываются на первый, второй, третий, четвёртый. Каждый садится за парты с номером группы, соответствующим их порядковому номеру.

Самоорганизация

РУУД: организация  своего рабочего  места

 Мотивация, «погружение» в тему урока, разминка

3

Заинтересовать обучающихся.

Формулирование темы и задач урока. Мотивирование на работу на уроке

Повторение имеющихся знаний о числительном

Метод «погружения»,

метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.

коллективная работа

Учитель задаёт вопросы на повторение (к какой части речи относятся номера групп и порядковые номера каждого ученика? где еще употребляются порядковые числительные?), выход на тему и цель урока (слайды 1-2).

Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока

Умение распознавать числительные

КУУД: уметь вести диалог.

ПУУД: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Первичное усвоение новых знаний

10

Выявить особенности склонения порядковых числительных

Поиск ответа на проблемный вопрос

Частично-поисковый метод

Личностно ориентированное развивающее обучение

Коллективная работа

Синтаксический разбор предложения Дети радуются первому белому снегу и с удовольствием лепят из него снеговика.

Ответ на проблемный вопрос: если слово первый (снег) отвечает на вопрос какой?, может ли оно являться прилагательным?

Задание просклонять словосочетание первый белый снег.

Вывод об особенностях склонения порядковых числительных (слайд № 3)

Выполняют синтаксический разбор предложения, отвечают на проблемный вопрос, выявляют особенности склонения порядковых числительных

Умение делать выводы, выявлять закономерности

ПУУД: уметь распознавать морфологическую единицу и правильно ее идентифицировать

Работа в группах

10

Развивать умение применять новые знания.

Задание по группам на работу с порядковыми числительными

Метод коллективной и индивидуальной поисковой деятельности.

Групповая и индивидуальная работа

Задания для групп:

1-ая группа.  Замените цифры порядковыми числительными, поставив их в нужный падеж (падежи обозначьте). 1 сентября 1882 года в городе Борисоглебске была открыта трёхклассная прогимназия. Начальницей гимназии со дня открытия стала Вера Порфирьевна Толпегина. К 1 января 1912 года в гимназии работали уже сорок учителей.
В 1899 году в городе Борисоглебске было построено здание женской гимназии, по инициативе В. П. Толпегиной. Городской голова Гаврилов не раз отказывал в строительстве здания, но Вера Порфирьевна добилась своего.
Открытие женской гимназии явилось большим событием в жизни города. До этого в Борисоглебске не было среднего учебного заведения для девочек. Гимназия была с семилетним обучением, но был и 8 класс – педагогический. Выпускницы этого класса получали звание учительницы.
В годы Великой Отечественной Войны в здании средней школы №1 находился эвакогоспиталь. Многие ученики школы помогали ухаживать за ранеными.
В 1992 году средняя школа №1 вновь была преобразована в гимназию №1.

2-ая группа (зона). В данной группе (зоне) обучающиеся работают на платформе ЯКласс индивидуально и  выполняют задания 1. Просклоняйте порядковое числительное 197, употребив его в мужском роде. 2. Образуйте от числительного 10 000 000 порядковое числительное женского рода и просклоняйте его.

3-я группа. Составьте связный текст (8-10 предложений) на тему «Наше спортивное состязание», используя порядковые числительные. Укажите дату соревнования, какой по счёту выступала ваша команда, сколько времени вы потратили, какое место заняли.

4-ая группа. В названии каких праздников употребляются порядковые числительные? Составьте текст поздравительной открытки к празднику, в названии которого есть порядковое числительное.

Учитель наблюдает за правильностью выполнения заданий, координирует деятельность учащихся

Работают в группах и самостоятельно

Умение склонять порядковые числительные и употреблять их в речи

ПУУД: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Представление работы групп

12

Представить результаты своей работы

Сообщения обучающихся

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение

Сообщения обучающихся

Учитель организует деятельность обучающихся (слайд 10)

Представляют работы

Умение отвечать на конкретно поставленный вопрос, подготовить сообщения, делать выводы

ПУУД: уметь четко сформулировать свои мысли

Вывод урока

3

Фиксация нового знания.

Закрепление положительного эмоционального настроя

Ответ на проблемный вопрос

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Коллективная работа.

Контроль, регулятивный самоанализ

Учитель задает вопросы на закрепление, возвращается к проблемному вопросу

Ученики отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке, находят ответ на проблемный вопрос

ПУУД:

уметь четко сформулировать свои мысли

Рефлексия.

3

Фиксация нового знания.

Закрепление положительного эмоционального настроя

Подведение итогов

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Регулятивный самоанализ

Учитель помогает обучающимся оценить собственную деятельность в рамках урока (слайд № 4):

Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, используя порядковые числительные:

  • первый момент – …;
  • второй момент – …;
  • третий момент – … .

Предложите два действия, которые улучшат вашу работу на следующем уроке, используя порядковые числительные:

  • первое действие – …;
  • второе действие – …

Ученики делятся собственными впечатлениями от урока. Рассказывают о своём эмоциональном настрое.

КУУД: уметь строить монологическое высказывание; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

РУУД: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оценка результативности деятельности учащихся на уроке

1

Способствовать тому, чтобы изученный материал вошёл в «субъектный» опыт

обучающихся

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

контроль

Учитель оценивает деятельность обучающихся. Выставляются отметки

Домашнее –задание

ИТОГО

1

45 мин

Способствовать самостоятельному

повторению и углублению полученных знаний на уроке

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

Комментирует домашнее задание

Ученики принимают к сведению предложенное учителем домашнее задание



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Предмет

Литература

Класс

8

Тип урока

Урок актуализации знаний

Вид (форма) урока

 Проблемный урок

Цель урока

Выявить художественную идею произведения, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом во имя счастья в будущем, авторскую позицию, особенности главных героев.

Задачи урока:

1) обучающие

2) развивающие

3) воспитательные

1) обучающие:

  • отработать умение проводить анализ художественного текста, опиpаясь на задания и вопpосы;
  • способствовать фоpмиpованию потребности читать внимательно и вдумчиво.

2) развивающие:

  • способствовать развитию у обучающихся навыков самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;
  • формировать аналитическое мышление и эмоциональный потенциал, интеллектуальные навыки обобщения, структурирования, развивать речевые навыки.

3) воспитательные:

  • формировать нравственные ценности, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой;
  • способствовать процессу духовного развития.

Основные понятия занятия

Композиция, тема, идея, сюжет, рассказ, нравственная память

Риски

проблема и ситуация на уроке не заинтересует обучающихся, возникновение сложностей  при выполнении заданий и с самостоятельной формулировкой вывода обучающимися

Ресурсное обеспечение занятия

 Мультимедийная презентация, персональный компьютер, мультимедийное рабочее место учителя, интерактивная доска Smart Board.

***ПрУУД – предметные УУД

МетаПрУУД – метапредметные УУД

ПУУД - познавательные УУД

КУУД – коммуникативные УУД

РУУД – регулятивные УУД

ЛУУД – личностные УУД

Этап урока

Время (мин.)

Микроцель

урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы.

Элементы педагогических технологий

Форма деятель-

ности

Деятельность учителя.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятель-

ность ученика

Планируемые результаты

ПрУУД  

МетаПрУУД:

 ПУУД

КУУД

РУУД 

ЛУУД

УУД

Организационный момент 

1

Создание положительного эмоционального настроя

Слово учителя

Технология коллективно-познавательной деятельности

Самоорганизация

РУУД: организация  своего рабочего  места

 Формулирование темы, постановка цели и задач урока.Мотивация, «погружение» в тему урока

5

Заинтересовать обучающихся.

Формулирование темы и задач урока. Мотивирование на работу на уроке

Кроссворд с ключевым словом «Память»

Метод «погружения»,

метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.

коллективная работа

Слово учителя.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Ключевое слово будет связано с темой нашего сегодняшнего урока. (Приём «яркое пятно»)

1.Построение произведения (Композиция).

2.Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека (Рассказ).

3. Круг жизненных явлений, изображённых в произведении, образующих основу произведения (Тема).

4.Основная мысль художественного произведения (Идея).

5. Ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу (Сюжет).

6. Литературное повествовательное произведение, больше по объему, чем рассказ, но меньше романа (Повесть).

Как ключевое слово связано с рассказом, который вы читали дома? Сформулируйте тему нашего урока.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

Формулируют тему, определяют цель

Владение литературоведческими терминами

КУУД: уметь вести диалог.

ПУУД: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

РУУД:  умение самостоятельно формулировать тему и цель занятия

Постановка проблемного вопроса (выявление противоречия)

1

Заинтересовать обучающихся.

Мотивирование на работу на уроке

Проблемный вопрос: «Почему фотография, на которой нет главного героя, так дорога ему?»

Метод диалогичности.

Коллективная работа.

Учитель ставит проблемный вопрос: «Почему фотография, на которой нет главного героя, так дорога ему?» (противоречие)

Выдвигают гипотезы

умение правильно выделять главное; умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

ПУУД: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Аналитический блок

Разрешение противоречия путем побуждающего диалога

7

Подвести обучающихся к решению проблемного вопроса

Побуждающий диалог

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение

Коллективная работа.

Побуждающий диалог

1)От чьего лица ведётся повествование?

2) Где и когда происходит действие?

3)Учитель обращает внимание детей на фотографии, которыми иллюстрирован рассказ, предлагает детям высказать своё мнение о фотографиях.

4) Какой была жизнь деревни?

5) Почему приезд фотографа стал важным событием в жизни деревни? Почему вся деревня решает, где будет ночевать фотограф?

6)Каков смысл троекратного повторения «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло».

Учитель подводит детей к выводу: «На чем держалась нравственная основа жизни деревни, что важно подчеркнуть автору?»

7)Какие герои в центре внимания?

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

Умение отвечать на конкретно поставленный вопрос, делать выводы

.

РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

ПУУД: уметь четко сформулировать свои мысли

Применение знаний и умений в новой ситуации

6

Формирование опыта самостоятельной  практической деятельности обучающихся

Работа в группах

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Коллективная работа

Исследовательская работа с текстом в группах:

1 группа выписывает цитаты, свидетельствующие о заботливости, стойкости, терпении, мудрости, искренней вере в Бога бабушки героя.

2 группа: какие качества Витька унаследовал от бабушки (эпизод таинства расцветания)? Выпишите цитаты.

3 группа: За что жители деревни уважают учителей? Выпишите цитаты

Работают в малых группах в соответствии с поставленной проблемной задачей

Умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

КУУД: развитие коммуникативных навыков, умение эффективно разрешать конфликты;

ПУУД: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

Представление результатов работы групп

5

Формирование творческой личности

Представляют результаты работы

Метод диалогичности.

Работа в малых группах, индивидуальная

Каждая группа представляет итог своей работы, исходя из поставленной задачи, отвечает на вопросы

Умение презентовать свой результат

КУУД: повысить уровень владения коммуникативной культурой;

 РУУД: умение работать по плану, уметь четко сформулировать свои мысли

Подведение итогов

Вывод урока (разрешение противоречия)

1

Фиксация нового знания.

Закрепление положительного эмоционального настроя

Ответ на проблемный вопрос

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Коллективная работа.

Контроль, регулятивный самоанализ

Учитель предлагает ответить на проблемный вопрос, заданный в начале урока (разрешение противоречия)

Ученики отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

ПУУД:

развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Рефлексия.

2

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Регулятивный самоанализ

Учитель помогает обучающимся оценить собственную деятельность в рамках урока, просит закончить предложения: «Сегодня на уроке я открыл…

почувствовал…

узнал…

понял…

испытал…

задумался…

                             

Ученики делятся собственными впечатлениями от урока при помощи незаконченных предложений

КУУД: уметь строить монологическое высказывание; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

РУУД: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оценка результативности деятельности учащихся на уроке

1

Способствовать тому, чтобы изученный материал вошёл в «субъектный» опыт

обучающихся

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

контроль

Учитель оценивает деятельность групп и отдельных обучающихся. Выставляются отметки

Домашнее –задание

ИТОГО

1

30 мин

Способствовать самостоятельному

повторению и углублению полученных знаний на уроке

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

Написать эссе на тему «Прошлое – родина души человека»

Ученики принимают к сведению предложенное учителем домашнее задание



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.  

Тема:  «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.

Цель урока: сформировать устойчивый навык постановки запятой в сложном предложении.

Задачи:

  1. общеобразовательные:

- вспомнить и обобщить знания о сложном предложении;

- углубить понятие о структуре сложного предложения;

- понимать роль союза И в простом и сложном предложении;

2)  развивающие:

       - развивать умение анализировать структуру сложного предложения;

       - совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложном предложении;

       - развивать умение составлять сложные предложения по схемам;

 3)  воспитательные:

       - прививать интерес к русскому языку;  

       - воспитывать нравственные качества личности.

Планируемые результаты:

предметные:

         - владеть всеми видами речевой деятельности;

         - точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

метапредметные:

           - применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;  

           - использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

личностные:

           - формирование уважительного отношения к русскому языку;

           - воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

                                                                                                       Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Организация. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие учителя.

Беседа с учащимися.

  1. Вспомните, какое предложение называется сложным?
  2. С какой целью в начале года мы повторяем изученный материал?
  3. Чем лично вам интересна и важна эта тема?

Приветствуют учителя.

Устно отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности;

Регулятивные: целеполагание;

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте  на вопрос: «Какую практическую значимость имеет данная тема в курсе русского языка?»

Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.

3.Выстраивание проекта и его реализация

Цель: построение проекта и фиксация имеющегося знания, проверка умения применять полученные знания в типовых условиях.

 

«Мозговой штурм»

Рефлексия на данном этапе.

Динамическая пауза (этап физической зарядки)

Цель: сменить вид деятельности, здоровьесбережение школьников.

Групповая практическая работа «Экспертиза»

Рефлексия данного этапа работы.

Самостоятельная работа (с привлечением при необходимости консультанта из группы)

Предлагаю выбрать «оператора», который будет наглядно в программе «Microsoft Office  PowerPoint 2007» фиксировать результаты нашей работы.

Задает вопрос:

«Что нам необходимо сделать, чтобы безошибочно ставить запятые в сложном предложении?»

Предложите план нашей работы на уроке.

Для удобства работы предлагает учащимся распределиться на группы и в каждой выбрать координатора. Предлагает посмотреть на экран, на котором представлен кроссворд, и прочитать термины, включенные в него. (синтаксис, пунктуация, запятая, простое, сложное, основа, подлежащее, сказуемое)

Задает вопрос: как связаны эти слова с темой урока?

Дает задание: предлагаю вам выполнить задание «наоборот». Составьте вопросы, чтобы ответами служили вписанные в кроссворд слова.

Что дал вам данный вид работы? Что в результате повторили? К какой практической деятельности подготовились?

Ребята, давайте немного отдохнем. По моей команде изобразим одно из состояний.

«Воздух

«Земля»

«Огонь»

«Вода»

Предлагает прочитать задание к упр. 49

Дает групповые задания:

I группа: найти простые предложения, осложненные однородными членами, обозначить грамматические основы, построить схемы.

II группа: найти сложные предложения, обозначить грамматические основы, объяснить пунктуацию, построить схемы.

III группа: выполнить синтаксический разбор 4 предложения, морфологический разбор слова одинокие

В развитии  каких навыков тренировались, выполняя данное задание?

Слово учителя: насколько хорошо вы повторили и отработали учебный материал, покажет следующий вид работы. Упр. 51

Дифференцированное задание.

  1. Выполни 1-3 задания упр. 51
  2. Выпиши сложные предложения. Построй схемы.
  3. Спиши слова с выделенными орфограммами, графически объясни выбор.

Выбирают ученика-оператора;

Составляют план действий, озвучивают, оператор на слайдах фиксирует план.

 Примерный план.

1.Повторение теоретических сведений по теме. (Что общего имеют и чем различаются простые и сложные предложения?)

2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык постановки запятой в сложном предложении.

3.На примере создания собственных текстов проверить устойчивость приобретенного навыка.

Объединяются в группы, выбирают в каждой координатора

Знакомятся с кроссвордом, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задание учителя,  обсуждают в группе, читают составленные вопросы.

Оператор фиксирует составленные вопросы на слайде.

Учащиеся анализируют собственную деятельность, делают вывод.

Дышат глубоко, представляют себя губкой, которая каждой клеточкой впитывает кислород.

«Заземляются» - топают, подпрыгивают, крутятся на месте.

Активно двигают руками, ногами, туловищем, изображая языки пламени.

Делают движения руками, как пловцы

Один ученик читает вслух, остальные слушают и следят глазами.

Высказывают свое мнение, аргументируют его.

Самостоятельно анализируют предложения, находят простые и сложные предложения с союзом И, объясняют роль союза И обсуждают в группе, презентуют групповое задание, вносят номера предложений в таблицу вместе со схемами. Обобщают ответы, делают выводы.

Оператор вносит в таблицу результаты работы каждой группы.

Ученики самостоятельно выбирают задание из предложенных учителем и выполняют его, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.

Выборочная проверка задания.

Привлечение консультантов для проверки работы слабоуспевающих учеников. По желанию – взаимопроверка в группе.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.

Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения, выявляемые в ходе исследования значения слов.

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач)

Личностные: убежденность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

Познавательные: объяснять языковые явления,  процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования простого предложения с однородными членами, вводными словами, обращениями.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)

Задает вопросы:

Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?

Выполнили ли задачи, которые поставили перед собой в начале урока?

Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке.

Как вы оцениваете собственную работу на уроке?

Ответы на вопросы учителя.

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников коммуникации.

Домашнее задание

Комментирует дифференцированное домашнее задание.

  1. Составить предложения указанных видов на тему «Наш класс». Упр. 49.
  2. Составить и записать сложные предложения по схемам. Упр. 52.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид (форма) урока

 Комбинированный

Тема урока

 Вводные и вставные конструкции

Цель урока

Обобщить теоретические сведения о вводных словах,  конструкциях  и  знаках препинания при них

Задачи урока:

1) обучающие

2) развивающие

3) воспитательные

1) обучающие:

  • повторить понятие о вводных словах;
  • научить видеть вводные слова в тексте;
  • различать группы вводных слов по значению;
  • выделять знаками препинания на письме;

2) развивающие:

  • развивать навыки пунктуационного анализа предложений,  способности  сравнивать, делать выводы;
  • формировать умение использовать вводные слова и конструкции в речи устной и письменной;
  • показать роль вводных синтаксических единиц в разных функциональных стилях речи

3) воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, показать его богатство и разнообразие

Формы организации образовательного пространства на уроке

коллективная работа, работа в группах, конструирование

Риски

ситуация на уроке не заинтересует обучающихся, возникновение сложностей  при выполнении заданий и с самостоятельной формулировкой вывода обучающимися

Средства обучения, в том числе ЭОР

 Упражнения, мультимедийная презентация, персональный компьютер, мультимедийное рабочее место учителя.

***ПрУУД – предметные УУД

МетаПрУУД – метапредметные УУД

ПУУД - познавательные УУД

КУУД – коммуникативные УУД

РУУД – регулятивные УУД

ЛУУД – личностные УУД

Этап урока

Время (мин.)

Микроцель

урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы.

Элементы педагогических технологий

Форма деятель-

ности

Деятельность учителя.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятель-

ность ученика

Планируемые результаты

ПрУУД  

МетаПрУУД:

 ПУУД

КУУД

РУУД 

ЛУУД

УУД

Организационный момент 

1

Создание положительного эмоционального настроя

Слово учителя

Технология коллективно-познавательной деятельности

Самоорганизация

РУУД: организация  своего рабочего  места

 «Погружение» в тему урока

2

Заинтересовать обучающихся.

Формулирование темы и задач урока. Мотивирование на работу на уроке

Работа с эпиграфом

Метод «погружения»,

метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.

Коллективная работа

Слово учителя. Фронтальный опрос

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, формулируют тему и задачи урока

Умение находить имя прилагательное в тексте, выявлять его роль

КУУД: уметь вести диалог.

ПУУД: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Систематизация знаний

25

развивать навыки пунктуационного анализа предложений,  способности  сравнивать, делать выводы

формировать умение использовать вводные слова и конструкции в речи устной и письменной;

показать роль вводных синтаксических единиц в разных функциональных стилях речи

Задания на умение найти вводные слова, распределить их на группы, конструирование предложений с вводными словами, пунктуационный анализ

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение

Коллективная и индивидуальная работа, групповая работа

Учитель задает наводящие вопросы

Анализируют предложения, находят вводные слова, строят предложения с вводными словами

Умение находить  вводные слова в тексте, выявлять их роль, умение делать выводы о роли вводных слов в речи

.

ПУУД:

развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Вывод урока.

3

Фиксация нового знания.

Закрепление положительного эмоционального настроя

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Коллективная работа.

Контроль, регулятивный самоанализ

Задает вопросы на закрепление

Ученики отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

ПУУД:

развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Рефлексия.

3

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Регулятивный самоанализ

Учитель помогает обучающимся оценить собственную деятельность в рамках урока

Ученики делятся собственными впечатлениями от урока. Рассказывают о своём эмоциональном настрое.

КУУД: уметь строить монологическое высказывание ; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

РУУД: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оценка результативности деятельности учащихся на уроке

3

Способствовать тому, чтобы изученный материал вошёл в «субъектный» опыт

обучающихся

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

контроль

Учитель оценивает деятельность групп и отдельных обучающихся. Выставляются отметки

Домашнее –задание

ИТОГО

3

45 мин

Способствовать самостоятельному

повторению и углублению полученных знаний на уроке

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

Упражнение из учебника

Ученики принимают к сведению предложенное учителем домашнее задание



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Вид (форма) урока

 Комбинированный

Тема урока

 Правописание –тся и -ться в глаголах

Цель урока

создание образовательной среды урока, способствующей развитию орфографической зоркости

Задачи урока:

1) обучающие

2) развивающие

3) воспитательные

1) обучающие:

  • закрепить и отработать навыки правописания –тся и –ться в глаголах;
  • научить дифференцировать условия употребления –тся и –ться

2) развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать умение применять орфографические правила на письме

3) воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку, показать его богатство и разнообразие

Формы организации образовательного пространства на уроке

коллективная работа, работа у доски, конструирование

Риски

проблема и ситуация на уроке не заинтересует обучающихся, возникновение сложностей  при выполнении заданий и с самостоятельной формулировкой вывода обучающимися

Средства обучения, в том числе ЭОР

 Упражнения, мультимедийная презентация, персональный компьютер, мультимедийное рабочее место учителя

***ПрУУД – предметные УУД

МетаПрУУД – метапредметные УУД

ПУУД - познавательные УУД

КУУД – коммуникативные УУД

РУУД – регулятивные УУД

ЛУУД – личностные УУД

Этап урока

Время (мин.)

Микроцель

урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы.

Элементы педагогических технологий

Форма деятель-

ности

Деятельность учителя.

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятель-

ность ученика

Планируемые результаты

ПрУУД  

МетаПрУУД:

 ПУУД

КУУД

РУУД 

ЛУУД

УУД

Организационный момент 

1

Создание положительного эмоционального настроя

Слово учителя

Технология коллективно-познавательной деятельности

Самоорганизация

РУУД: организация  своего рабочего  места

 «Погружение» в тему урока

2

Заинтересовать обучающихся.

Формулирование темы и задач урока. Мотивирование на работу на уроке

Правописание –тся и -ться в глаголах

Метод «погружения»,

метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.

коллективная работа

Слово учителя. Фронтальный опрос

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы

Умение дифференцировать условия употребления –тся и -ться

КУУД: уметь вести диалог.

ПУУД: развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Обобщение знаний

25

отработать навыки употребления –тся и –ться в глаголах

Упражнения с выбором –тся и -ться

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение

Работа у доски

Учитель задает наводящие вопросы

Объясняют случаи употребления –тся и -ться

Умение дифференцировать условия употребления–тся и -ться , умение делать выводы

.

ПУУД: уметь распознавать орфограмму и объяснить ее

Проблема

5

Развить умение отличать случаи написания  –тся и -ться

Употребление –тся и -ться

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

конструирование

Учитель организует деятельность обучающихся

Внимательно слушают и выполняют определенную задачу

Умение дифференцировать условия употребления –тся и -ться

РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Вывод урока.

3

Фиксация нового знания.

Закрепление положительного эмоционального настроя

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Коллективная работа.

Контроль, регулятивный самоанализ

Задает вопросы на закрепление

Ученики отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

ПУУД:

уметь распознавать орфограмму и объяснить ее

Рефлексия.

3

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ.

Регулятивный самоанализ

Учитель помогает обучающимся оценить собственную деятельность в рамках урока

Ученики делятся собственными впечатлениями от урока. Рассказывают о своём эмоциональном настрое.

КУУД: уметь строить монологическое высказывание ; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

РУУД: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Оценка результативности деятельности учащихся на уроке

3

Способствовать тому, чтобы изученный материал вошёл в «субъектный» опыт

обучающихся

Метод диалогичности.

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

контроль

Учитель оценивает деятельность групп и отдельных обучающихся. Выставляются отметки

Домашнее –задание

ИТОГО

3

45 мин

Способствовать самостоятельному

повторению и углублению полученных знаний на уроке

Личностно ориентированное развивающее обучение, ИКТ

Упражнение из учебника

Ученики принимают к сведению предложенное учителем домашнее задание