Конспекты НОД ОО "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста

Лосева Елена Борисовна

1.Этот материал предназначен для  работы с  детьми 5-6 лет по с целью формирование познавательной активностии любознательности.

2. Этот материал предназначен для работы с детьми 6-7 лет с целью формирования познавательной активности и любознательности .

3.Этот материал предназначен для работы с детьми 6-7 лет с целью формирования познавательной активности и любознательности.

4. Этот материал предназначен для работы с детьми 5-6 лет с целью формирования познавательной активности и любознательности.

5. Этот материал предназначен для работы с детьми 5-6 лет с целью формирования познгавательной активности и любознательности.

6. Этот материал предназначен для работы с детьми 6-7 лет с целью формирования познавательной активности и любознательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми старшей группы (5-6 лет)24.03.2017

Тема: « Мир ткани ».

Цель: познакомить с различными видами тканей.

Задачи: 1. Дать детям представление о ткани,как о материале,из которого

                  человек делает разнообразную одежду. Расширять знания детей

                  о некоторых видах ткани(хлопок,шерсть,капрон,шёлк).

              2. Формировать представления о качестве и свойствах ткани,

                  способе её изготовления,показать связь её качества с назначением

                  вещи.

              3. Развивать познавательную активность детей в процессе

                  эксперементирования,умение делать выводы,анализировать.

              4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,

                  умения сотрудничать.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

-Ребята,у меня есть сосед,мальчик Женя. Он учится в школе,в пятом классе и ему дали задание,подготовить рассказ « Какими бывают ткани?»,но он ничего об этом не знает,и поэтому пришёл ко мне и попросил ему помочь. А я вспомнила,что у меня же вы есть и вы  мне поможете.

Простановка цели детьми

-А мы можем помочь Жене,дети?

-Что мы можем сделать для него?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

-Мы поможем Жене,выручим его,расскажем всё,что знаем о видах ткани,а чтобы ему ещё лучше стало всё понятно,мы снимем наше занятие на камеру.

-Ребята,а вы любите загадки?

1.Загадывание загадок.

Дуйся не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.  (рубашка)

 

По дороге я шел, 

Две дороги нашел,

По обеим пошел.  (штаны)

 

Загораем на лужайке

Без рубашки и без …  (майки)

 

У портнихи Любочки 

 Модные все… (юбочки)

 

Нет у модниц иного занятья

Чем менять каждый час свои…  (платья)

 

На игру зовут нас корты

Надевайте быстро… (шорты)

 

В тройку костюм 

 Я на праздник одет:

Это вот брюки,

Пиджак и … (жилет)

 

В листьях пальмовых

Ходили люди прежде, 

А теперь же щеголяют все

в …..(одежде)

2.Беседа о видах ткани.

-Вот эти все отгаданные вещи,как можно назвать одним словом? (одежда)

 - Какие предметы одежды вам еще знакомы?

 - Ребята, а вы знаете из чего шьют одежду?

 - Давайте рассмотрим поближе предлагаемые виды ткани и найдем их сходство и различия. (Дети садятся за стол и рассматривают предлагаемые образцы ткани).

- Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани такие разные. Скажите, чем они отличаются? Рассмотрите образцы ткани. (гладкие и пушистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные, плотные и редкие, цветные и не цветные и т.д.)

 - Но раз их всех называют одним именем – ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, все-таки чем-то похожи, верно?

- Посмотрите на разные ткани через увеличительное стекло, рассмотрите кусочки марли. Что вы заметили? Всюду нити переплетены! Кто же их переплел?

 Ткацкий станок – вот кто! Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

3.Эксперимент с ватой.

- Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте.

-Что получилось?

 Нить! Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и когда ты их сжал пальцами, да еще и скрутил, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить. В старину нить тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

4. Беседа по видам ткани.

           Шерстянной лоскуток.

-У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани,выберите ту ткань.из которой можно сшить зимнюю одежду.

-Поднимите лоскут этой ткани.

-Почему вы выбрали именно этот лоскут?

Для зимней,осенней,весенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые,плотные,в них не холодно. А делают такую ткань из шерсти животных.

-Какие животные дают шерсть?(овца,коза,верблюд,собака)

В определённое время их стригут,подстриглись овечки и гуляют на лугу,пока снова шерсть не отрастёт. Шерсть расчёсывают,прядут нити,окрашивают,вяжут вещи.

-Найдите у себя на столе шерстяную ткань. Какая она?(плотная,толстая,тёплая)

-Как называется ткань,которая делается из шерсти?

         Хлопчатобумажный лоскуток.

-Поднимите лоскуты,из которых можно сшить летнюю одежду.

-Почему вы выбрали этот лоскут?

Для летней одежды ткань делают по-другому. Для неё выращивают специальное растение,вот одно из них,это хлопок.

Хлопок любит тепло и растёт на юге.Как созреет,лопаются коробочки,и в каждой будто кусочек ваты! Пускают тогда на поля хлопкоуборачный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и увезут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют,очищают от семян,расчёсывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.

-Что же шьют из хлопчатобумажной ткани?(нижнее бельё,сорочки,рубашки,платья,постельное бельё)

           Шёлковый лоскуток.

-А вот шёлковую нить людям прясть не надо-её прядёт гусеница бабочки,которую зовут тутовым шелкопрядом.

-Вы когда-нибудь видели паука в паутине?

Паук плетёт тонкую паутину,а шелкопряд шёлковую нить. Гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признаёт. Перед тем,как превратиться в куколку,гусеница выпускает тоненькую нить и опутывает «себя с головы до ног». Получается шёлковый кокон. А люди тут как тут: разматывают кокон(да не один,а миллионы),перематывают нить на катушки и везут прямо на ткацкую фабрику.

-Найди у себя на столе шёлковую ткань,возьмите е в руки,какая она?(гладкая,приятная,мягкая)

                  Капроновый лоскуток

Хлопок, шерсть, лен – все это натуральные ткани. Но человек научился делать искусственные ткани. Нити для синтетических тканей тоже не надо прясть. На химическом комбинате из нефти или газа (такого же, какой на кухне горит) химики делают пластмассу – например, капрон. Нагревают капрон, чтобы мягким стал, и выдавливают через малюсенькую дырочку – получается капроновая нить. Такая нить в несколько раз тоньше паутинки! А стеклянную нить прямо из расплавленного стекла вытягивают. Из стеклянных

Физминутка.

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

« Ох,испачкалась одежда. Мы её не берегли.

Обращались с ней небрежно,мяли,пачкали в пыли.

Надо нам её спасти и в порядок превести.

В тазик воду наливаем,порошок мы насыпаем

Всю одежду замочили.

Пятна тщательно потрём,постираем,прополощем,

Отожмм её,встряхнём. А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

А пока одежда сушится,мы попрыгаем,покружимся.

-Как думаете,какие свойства имеет ткань?

5. Проведение опытов.

1.Опыт № 1.

Согнуть ткань пополам и смять,а затем разгладить.

Вывод: ткань сгибается,мнётся,но её можно разгладить.

2.Опыт №2.

Ткань и вода. Намочить ткань.

Вывод: ткань намокает,но не расползается.

3.Опыт №3.

Попытаться разорвать косок ткани на две части и сравнить степень необходимого усилия.

Вывод:ткань рвётся,но тяжело.

4.Опыт №4.

Ткань и ножницы.

Разрезать пополам каждый кусок ткани и сравнить,насколько легко работать ножницами.

Вывод:ткань легко режется.

Опыт № 5.

Поджечь ткань и сравнить быстроту сгорания (капрон и ситец). Какая ткань быстрее сгорела? Почему?

6.Рассказ воспитателя о тканях.

 Много еще на свете разных тканей – одна другой удивительнее! Есть, например, «каменная» ткань – нити для нее прядут из волокон, которые получают из волокнистого камня асбеста. Асбестовая ткань в самом жарком огне не сгорает! Есть ткань, которую можно нагревать электрическим током – из нее шьют одежду для полярников… Обо всех тканях и не расскажешь! А может, и вы когда вырастите, придумаете какую-нибудь новую ткань с необыкновенными и, конечно, очень полезными свойствами?

Сотовый телефон

Сюжетные картинки:рубашка,штаны,майка,юбка,платья,шорты,жилет

Образца тканей: шёлк,ситец,драп,шерсть

Лупа,кусочки марли

Картинка с изображением ткацкого станка

Вата

Мини-образец настоящей старинной кудели

Картинки с изображением овцы,козы,собаки,верблюда

Картинка с изображением коробочки с хлопком,хлопчатоуборочного комбайна

Картинка с изображением гусеницы тутового шелкопряда

Чашечки с водой

Ножницы

Спички,тарелка

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Дети самостоятельно проводят опыты с разными видами тканей. Они их мнут,намачивают,режут,рвут,а потом делают выводы по каждому свойству ткани.

Подведение итога

-Итак,ребята,как думаете,получилось у нас помочь Жене,узнать побольше о видах ткани?

-Что мы для этого сделали?

-Что нового для себя вы сегодня узнали?

-Какие опыты мы сегодня с вами проводили?



Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми подготовительной группы (6-7лет)05.05.2017

Тема: «Гроза – чудо природы!»».

Форма работы: эксперементирование.

Цель: Формировать представления о природных явлениях: дождь, гром,    

            молния.

Задачи:1. Познакомить детей с образованием такого природного явления,    

                  как гром и молния.Дать представления о способах создания      

                 «цветного дождя» и «молнии» в домашних условиях.

         2. Закрепить знания о народных приметах о погоде,      о  

             правилах поведения во время грозы.

                    Обогащать словарь детей:  электрические разряды, грозовые    

          облака. Активизировать словарь детей: дождь, гроза.

          Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь,    

                  понимать ее содержание. Побуждать детей включаться в    

                  совместную со взрослыми игровую ситуацию.

              3. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

-Ребята,а кто это к нам сегодня в гости пришёл?(Винни-Пух)

-Винни-Пух очень хочет стать умным медведем и всё про всё знать :откуда берётся гроза,дождь,ветер,закат,рассвет,молния и т.д.

Картинка с изображением Винни-Пуха

Простановка цели детьми

-А мы можем помочь Винни-Пуху ,ребята?

-Что мы можем для него сделать?

-Чем можем помочь?

Совместная  и самостоятельная работа с детьми по нахождению средств деятельности

-Ребята,а вы любите сказки?

-Какие у вас самые любимые сказки?

Я тоже люблю сказки. В них всегда что-то познавательное для себя найдешь. Например, как в этой сказке.

1.Чтение сказки «Гроза на носу» воспитателем.

«  Жил в тайге бурундук. Чудной на редкость. Дома он себе не строил, а любил по лесу гулять. Забегается, заглядится по сторонам, вот дождь его и промочит до самых косточек. Хорошо, если на пути чей-нибудь домик подвернётся. Но лесной теремок не сразу найдёшь, не всегда и дверь откроют. Вот бурундук и решил кричать так, будто в дверь стучат: - Тук-тук! Бу-рун-дук!
Сперва звери его к себе пускали, а потом решили: «Хватит! Пусть свой дом строит!» — И прогнали его из лесу.
   Теперь того беззаботного бурундука уж нет и в помине. Но у всех его братцев осталась привычка. Перед грозой они становятся столбиком, подпирают лапками мордочку и печально выговаривают:
— Тук –тук, бу-рун-дук!

   Вот звери в тайге и смекнули: раз бурундуки затукали — значит, гроза на носу. Скорей по домам прячутся!»

- Ребята, что интересного вы узнали из этой сказки?

- О какой народной примете, говорится в этой сказке?

- А  какие  народные приметы вы знаете?

2. Дидактическая игра: «Отгадайка»

с просмотром презентации «Природные явления».

-Сейчас, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать, если вы отгадаете правильно, то на экране появится картинка.

Загадки

Ночь уходит, тьма редеет,

Небо тёмное светлеет,

Солнце шлёт лучом привет.

Начинается ...

                                        (слайд «Рассвет»)

Как солнце опускается,

Так он и появляется: 

И сумерки сгущаются,

И тени удлиняются

Он по вечерам бывает,

Как его все называют?

                                           (слайд «Закат»)


В небе серое одеяло,

Грозовое покрывало,

Опустилось низко-низко

И над городом повисло.

Вот уже грохочет гром,

Молнии сверкают в нем.

Облака собрались в кучу,

Стали грозовою  ...

                                             (слайд «Туча).
Это что за озорник 

Прыгнул мне за воротник,

Шлепнулся в ладошки,

Брызнул на сапожки!

Ловко лужи обходя

Убежал я от…..

(слайд «Дождя»).

Может дерево сломать.

Может нас теплом ласкать.

Он сильнее всех на свете.

Потому что это…

                                  (слайд «Ветер»)
Электрический разряд,

Но никто ему не рад.

Часто он в грозу бывает,

С неба в землю ударяет.

И чего он ни коснётся,

Всё обуглится, сожжётся.

                                       (слайд «Молния»).
Разноцветная дуга

Поднялась за облака,

Выше дома, выше горки,

Выше самой длинной елки.

Ярко под дождем сверкала,

А затем совсем пропала.

Что за странная дуга?

Это просто …

                                       (слайд «Радуга»)
Ночью, лишь похолодает,

Пар остывший оседает

На траве и на кустах,

На листве и на цветах

Чистой каплей водяной.

Капли те зовут ...

                                            (слайд «Росою»).
Утро раннее оделось

В белоснежный сарафан

Всё вокруг куда- то делось,

Спрятал с глаз долой….  

                                            (слайд «Туман»).

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.

                                             (слайд «Гроза»).

- Ребята, как вы думаете, что такое гроза?

-Почему гремит гром и сверкает молния?

-Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения я предлагаю посмотреть фильм  «Почему гремит гром и сверкает молния».

3.Просмотр фильма « Почему гремит гром и сверкает молния?»

-Ребята,так почему гремит гром и сверкает молния?

-Дети, как вы думаете, кто такие волшебники?

(Волшебники – это люди, которые творят чудеса).

- А вы, хотите стать волшебниками?

-Сейчас мы с вами на некоторое время станем волшебниками и будем творить чудеса и удивим Винни-Пуха.

-Давайте пройдём в нашу волшебную лабараторию.

4.Проведение опыта: «Цветной дождь в комнате».

-Ребята подойдите к столу. Посмотрите, на столах стоят стаканы. В одних стаканах налита вода, поверх воды – пенка (для бритья), в других стаканах цветная вода.

- Каждый возьмите пипетку, с помощью пипетки наберите цветную воду и капните несколько капель в стакан на пенку в центр.

-Что получилось?

- Верно,  из пенки, как из пушистых облаков идет цветной дождь.

5.Опыт «Образование молнии».

- Цветной дождь у нас получился, а теперь попробуем сделать самую настоящую мини – молнию.

- Дети пройдите в темное помещение. Каждый возьмите шарик и потрите его шерстяной тряпочкой.

Воздух, который находится внутри шарика – электризуется.

-Теперь дети разделитесь по парам, и медленно приближайте шарики друг к другу, как можно ближе, но, не соприкасаясь друг к другу. При приближении вы увидите искры, световые вспышки – это и есть мини - молния, и услышите слабое потрескивание – это копия грома при грозе.

6.Беседа: «Правила поведения во время грозы в лесу».

-Дети, гроза это опасное природное явление, поэтому надо знать, как вести себя во время грозы в лесу.

- А вы знаете, как вести себя во время грозы в лесу?

Давайте расскажем Винни-Пуху,какие правила поведения необходимо соблюдать во время грозы.

(Если дети расскажут о правилах поведения во время грозы, то воспитатель подытоживает их высказывания. Если ответов недостаточно, сам рассказывает).

- Лучше находиться в помещении, но закрыть окна и двери и не допускать сквозняков, так как молния обычно проходит в землю по поверхности здания и может проникнуть в открытые окна в помещение.

- Нельзя пускать воздушного змея.

- Безопасно оставаться в машине и в автобусе, но надо закрыть окна.

- Если гроза застала в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь. - Металлические предметы из рук выбросить.

- Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

- В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями.

- Молнии реже поражают из лиственных деревьев березу, чаще поражается дуб и другие лиственные деревья.

- Не купайтесь во время грозы, не располагайтесь вблизи водоема, не плавайте в лодке и не ловите рыбу.

7.Творческое задание «Радужные капельки».

(фоном для задания является аудиозапись «Времена года. Лето. Гроза. А. Вивальди)

- Дети, как вы думаете, что такое гроза?

- Из чего состоит дождь?

- Какого цвета капельки?

-А почему они кажутся иногда цветными?

-Верно, они прозрачные, но в них отражается весь мир, и от этого они кажутся цветными.

Я предлагаю вам сделать картину  «Радужные капельки» и подарить её Винни-Пуху.

Закройте глаза, представьте себе капельки дождевой воды, в которых отражаются деревья, цветы, люди и от этого они кажутся радужными.

Теперь возьмите себе пластилин,

раскатайте из него тоненькие  жгутики и выложите жгутиками форму капельки.

Капелек может быть много, они разного цвета и размера.

Слайды с изображением: рассвета,заката,тучи,ветра,молнии,радуги,росы,тумана,грозы.

Фильм «Почему гремит гром и сверкает молния»

Стаканы с чистой водой. Пенка для бритья,пипетка,цветная вода.

Воздушный шарик,шерстянная варежка.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Дети самостоятельно выкладывают из пластилиновых жгутиков капельки дождевой воды разных цветов.

Досточка для работы с пластилином,пластилин,пластиковый нож для резки пластилина,салфетки.

Подведение итога

-Что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

-Как думаете,чему сегодня Винни-Пух научился?

-Мы смогли ему помочь,узнать больше о разных чудесах природы?

-Вам понравилось занятие?

-Что именно понравилось?



Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми подготовительной группы (6-7лет) 14.04.2017

Тема: «Сила тяготения».

Форма работы: эксперементирование.

Цель: формировать целостную картинку силы тяготения по средствам

            проведения экспериментов.

Задачи: 1. Дать детям представление о существовании невидимой силы-

                   силы тяготения,которая притягивает предметы и любые

                   тела к земле.

               2.Подвести к пониманию,что в космосе нет силы тяготения и все

                  предметы находятся в состоянии невесомости.

                  Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

               3. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

     

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

  1. - Сегодня наш великий Волшебник Звездочёт
  2. пришел к нам в гости. И принес нечто в своей волшебной сумке.

1.Загадывание загадки.

 «Шар невелик

 На нем страны без людей,

 Города без домов,

 Леса без деревьев,

 моря без воды». (Глобус)

 -Правильно, это модель нашей планеты Земли – глобус.

 -В нашем почтовом ящике я нашел интересный вопрос. И хочу вместе с вами найти на него ответ.

-А вопрос вот какой: «Если наша Земля круглая, то почему реки  и моря не выливаются? И что заставляет их течь по Земле?»

Картинка с изображением Звездочёта

Простановка цели детьми

-Вы поможете мне найти ответ на вопрос?

-Чем вы сможете помочь?

Совместная  и самостоятельная работа с детьми по нахождению средств деятельности

-Действительно, есть такая невидимая сила, которая, удерживает, притягивает реки к Земле. Но только ли реки она притягивает?

-А вас она может притянуть или нет?

-Ребята, давайте сами проверим, держит ли нас эта сила.

-Подумайте, как мы можем это сделать?

-Правильно, попробуем подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе.

1.П/У«Задержись в воздухе».

 -Ну что, получается? Ничего не получается?

- Все время падаете на Землю?

-Да, человек летать не может. Его тоже притягивает к Земле какая-то сила.

-Может быть, он еще что-то притягивать к Земле может?

  2.Эксперимент №2

-Ребята, у нас на столах лежат разные предметы. Давайте проверим, что же будет происходить с ними, когда мы их подбросим.

     Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит.

 -Какие быстрее падают на Землю?

 -Какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу? (предметы, легкие по весу, имеющие большую поверхность, в воздухе держатся дольше).

     Дети рассматривают предметы, выясняют материалы, из которых они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее и почему (тяжелые предметы ударяются сильнее).

 Одинаковые шарики отпускают вниз  с разной высоты над емкостью с песком.

 -Какой удар был сильнее, как догадались? (удар сильнее, если предмет падает с большой высоты)

- При падении предмета с большой высоты в воду больше брызг).

- Объясните,почему опасно прыгать с высоты ?(удар о землю будет сильнее).

3. Эксперимент №3

     

-Вы, ребята, молодцы, провели огромную работу, узнали много нового для себя. А теперь мой черед.

-Я попробую показать вам, как и почему все это происходит.

     Волшебник на пластмассовый шарик ставит металлическую фигурку человека. При вращении шарика фигурка падает. Затем в пластмассовый шарик кладется магнит (при детях).

-Скажите,а почему человечек не упал,а наоборот крепко держится?(из-за магнита,он держит)

 Дети подводятся к пониманию, что Земля, как магнит, обладает силой притяжения.

 -А сейчас я открою вам секрет: планета Земля ведет себя как огромный магнит. Она стремится притянуть все вниз, к своему центру.  Это явление называется силой земного притяжения или тяготения.

-Что бы могло случиться, если бы не было этой силы?

-Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли  и улетали бы в космос.

 -А почему каждая планета движется только по своей орбите и не перемещается на чужие,кто знает?

Это потому что,сила тяготения удерживает все планеты на своих орбитах вокруг Солнца.

 

-Ребята, может быть,  вы нарисуете на память Волшебнику Звездочёту, что же притягивает сила тяготения к Земле?

 

Предметы: мяч пластмассовый и резиновый;

Лист бумаги ровный и скомканный.

Книга толстая и тонкая

Железная ложка и пластмассовая

Пластмассовый шарик,железная машинка

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

Дети рисуют. Схематично зарисовываются: круг – Земля, внутри него разные предметы.

Альбом,краски,карандаши,кисти,стакончик,салфетки

Подведение итога

-Что нового для себя вы сегодня узнали?

-Почему все предметы падают на землю?

-Вам понравилось наше занятие?

-Что больше всего понравилось?



Предварительный просмотр:

 Конспект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет

Форма организации: экспериментирование.

Тема: Экологическая сказка «Чистое озеро».

Цель: совершенствование элементарных  представлений у детей 5-6

            лет о водных ресурсах и бережного отношения к ним

            средствами экологической сказки и экспериментирования с                                                                                

            водой.

                     

Задачи: 1.Познакомить детей с проблемами загрязнения водоёмов.

                  Устанавливать зависимости между действиями

                  человека и положительными и отрицательными изменениями,

                  происходящими в природе в следствии этого.

               2. Развивать познавательный интерес в процессе эксперементальной

                   Деятельности с грязной водой; делать выводы;активизировать      

                   словаря детей словами:водные ресурсы,море,океан,очистка воды,

                   очистительные фильтры,пробы,пробирки.

               3. Воспитывать бережное,заботливое отношение детей к природным

                   водным ресурсам.

 Предварительная работа:рассматривание иллюстраций о водоёмах(озеро,

                   река,море,океан),чтение и разучивание ролей по экологической

                   сказке «Чистое озеро»,беседа о том,что такое SOS/

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

1.Проблемная ситуация.

-Сегодня поступил сигнал   МЧС по охране водных ресурсов,загрязнен самый красивый водоём на юге нашей страны. Во все концы отправили сигнал SOS!

-Что такое SOS?(сигнал бедствия)

-Как поступают люди,когда слышат такой сигнал?(спешат на помощь)

-Люди спешат на помощь.не бросают в беде,попогают,чем могут.

-А вы хотите помочь этому бедствию?

Простановка цели детьми

-Чем мы можем помочь?

-Как мы можем это сделать?(рассказать о правилах ,как нужно вести себя на природе)

-А как ещё помочь,мы с вами об этом поговорим чуть позже.

Совместная и самостоятельная работа с детьми по нахождению средств деятельности

-Предлагаю поговорить о том,что же случилось,а в этом мне помогут ребята.

-А вы хотите узнать,что же там случилось?

-Но прежде ответьте,какие водоёмы вы знаете?

1.Постановка экологической сказки «Чистое озеро».

- А вот послушайте,ребята,что же случилось с одним из озёр

нашей страны.

«Жило-было одно маленькое озеро(вешается плакат с изображением озера). Вода в нём была прозрачная. Если посмотреть в него,можно увидетькак резвятся рыбки-яркие,серебристые(выкладывается изображение рыбок).

Поэтому озеро называли «Чистым».

Вокруг озера рос камыш(крепится изображение камыша)-высокий,стройный,красивый.Над камышом летали большие зеленоглазые стрекозы(прикрепляются изображения стрекоз).Одна из низ была очень весёлая и озорная.

Каждую весну на озеро прилетали прекрасные белые птица-лебеди. Они вили в камышах гнездо,а летом в этом гнезде появлялись малыши-лебеди.

Глубоко на дне озера жил старый сом(ребёнок изображает сома). Он был очень большим и умным. Он всё знал. Озорные жители-рыбки,лебеди,стрекозки-уважали его.

Солнышко своими лучами согревало маленькое озеро. Все вокруг любили чистое озеро и заботились о нём.

Но вот пришла беда,к озеру пришли нехорошие люди(выкладываются силуэты людей из чёрной бумаги).

Их сердце было закрыто на замок и никого не впускало. Эти люди решили,что Чистое озеро теперь принадлежит им.

Они построили на берегу озера огромный дом(выкладывается из бумаги чёрный дом с трубой). В этом доме никто не жил,у него была большая труба,а от туда в Чистое озера стекала грязь,чёрная-причёрная.

Маленькое Чистое озеро заболело-оно стало совсем чёрным.

Думали-гадали друзья озера:что же делать,ведь злые люди совсем погубят его.

2.Динамическая пауза.

-А вот посмотрите,над озером летят лебеди. Покажите,как они это делают,а для этого выйдите со своих мест.

-Покажите,как лебеди летят,крыльями машут.

Нагнулись над водой,качают головой

Прямо и гордоумеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

-Но не понравилась лебедям это грязное озеро и они улетели.

-Наше озеро требует помощи!

-А мы можем чем то помочь?

-Мы ведь с вами исследователи и у нас есть своя лаборатория.

-Давайте возьмём воду из озера на пробу и проверим,действительно ли она засорена.

-Давайте наденем шапочки и фартуки и пройдём в нашу волшебную лабораторию.

3.Работа в исследовательской лаборатории.

-На столах у вас стоят пробирки с водой.Какая это вода?

(чистая,прозрачная)

-Какого она цвета?(безцетная)

-А у тебя Маша,Саша,Петя?

-Чем пахнет?(не пахнет,нет запаха)

-А у тебя Женя ,Ира,Света?

-Какой можно сделать вывод?(у воды нет цвета и запаха).

-Теперь добавьте воду из озера и посмотрите на воду через лупу.

-Какая вода стала?

-Как думаете,в этой воде можно жить птицам,рыбам?

-Почему?

-Эту воду можно пить?Почему?

-А мы можем помочь озеру и его обитателям?(мы можем очистить воду).

-Как нам её очистить? Кто догадался?

-Для этого у вас на столах есть пустые пробирки.

Мы пропустим грязную воду из озера через фильтр(ткань)

-Делаем,как я показываю.

-Возьмите лупу и посмотрите,какая вода стала?(чистая)

-А где осталась вся грязь и мусор?(на фильтре)

-Что мы сделали с водой?(очистили ее) Как думаешь?

-Какая вода стала?

-С помощью чего мы это сделали?(фильтра)

4. Запись в дневник наблюдения.

-Если мы с вами учёные,то надо сделать запись в дневник.

-Что в дневниках у вас нарисовано?(пробирки)

-Что мы нарисуем в левой пробирке?(грязную воду)

-Карандашом какого цвета вы будете пользоваться?(чёрного)

-Что мы потом сделали?(очистили её через фильтр).

-Фильтр мы обозначаем вот так.

-Что сверху на фильтре останется?(мусор и грязь).

-Теперь давайте все наши записи отправим в МЧС,чтобы они обязательно приехали и очистили озеро от загрязнений.

           

Плакат с изображением озера.

Таз с чистой водой

Камыш из бумаги,стрекозы,рыбки,лебеди.

Черный дом с большой трубой из бумаги.

Земля

Чёрные силуэты людей

Венчик

Из бумаги солнце

Пластиковые стаканчики(пробирки)

Фартуки

Шапочки

Чистая вода,грязная вода,салфетки,тарелочки.

Лупы

Белая ткань

Самодельные дневники наблюдения

Цветные карандаши(чёрный,голубой)

Образцы поэтапной зарисовки дневников(4 шт)

Подведение итога

-Как вы думаете,мы смогли помочь «Чистому озеру»?

-Что мы для этого сделали?

-Что надо делать всем людям на планете,чтобы не случилось больше такой беды?

-Как вы со своими родителями заботитесь о природе,когда выезжаете на катлованы,озёра,речки,моря?

-Я надеюсь,что вы бережно будете относиться к воде и никогда не будете её загрязнять,куда бы вы не поехали отдыхать с родителями,будь то речка или озеро,или катлован.



Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми старшей группы (5-6 лет).10.02

Тема: « Для человеку нужны глаза?»

Задачи: Создать условия для формирования представления о зрении,как об одном из способов познания мира и установления с ним отношений.

Формировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного к нему отношения.

Помочь детям осознать необходимость беречь своё зрение,вести здоровый образ жизни,заботиться о здоровье окружающих тебя людей.

Развивать у детей наблюдательность,любознательность,мышления в процессе проведения экспериментов.

Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

-Ребята,а кто это к нам в гости пришёл?

-А кто это такой?(Кот Матроскин)

-Из какой он сказки?

Кот матроскин приехал к нам из глухой деревни Простоквашино,где нет ни школы,ни детского сада. Унего начали болеть глазки и доктор временно,пока он не научится правильно обращаться с глазками, выписал ему очки.

Матроскин совсем ничего не знает о том,как важны глаза,как за ними ухаживать и он просит нас ему помочь.

Картинка с изображением кота Матроскина

очки

Простановка цели детьми

-Что мы можем сделать для Матроскина?

-Как мы это сделаем?

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

1.Беседа.

- Как думаете,ребята,из-за чего Матроскин теперь ходит в очках?

-А как вы берегёте свои глаза,ребята? Расскажите Матроскину.

2.Д/И «Хорошо-плохо»

Воспитатель достаёт рисунки с изображением детей в разной ситуации.

-Ребята,давайте вместе  с Матроскиным сравним картинки и скажем ,где ребёнок поступает правильно.бережёт глаза,а где нет. Если вы считаете что то,что изображено на рисунке хорошо,т.е правильно для глаз-хлопаете в ладоши,а если плохо,то закроете глаза руками.

1.Ребёнок трёт глаза грязными руками.

2.Ребёнок вытирает глаза чистым полотенцем.

3.Ребёнок читает за столом в хорошо освещённой комнате.

4.Ребёнок читает в транспорте.

5.Ребёнок смотрит телевизор или играет в компьютере,сидя близко к экрану.

6.Ребёнок читает лёжа в постели.

7.Ребёнок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана(3 м)

3.Рассказ воспитателя о глазах.

-Глаза-наши незаменимые помощники.Они могут рассказать доктору.что человек болен и ему нужна помощь.Также по глазам виден характер человека: добрый-злой,хитрый-простодушный,правду говорит или нет.

-Посмотрите в глаза друг-другу.Что вы видите?(цветной кружок и точка)

Этот цветной кружок называется радужной оболочкой.У одних она коричневая,у других голубая или зелёная.

-Посмотрите в глаза друг-другу и определите цвет радужной оболочки.

А чёрная точка посредине-это зрачок.

Через него лучи света попадают внутрь глаза и мы видим то,на что смотрим,что нам хочется видеть.

4.Опыт «большой-маленький»

-Давайте на опыте покажем Матроскину,как у нас могут меняться зрачки.

-Закройте один глаз,а вторым смотрите в окно и посидите так одну минуту. Возьмите зеркала и посмотрите,какой стал  зрачок у открытого глаза?

-А теперь откройте второй глаз и сравните.какой зрачок стал у закрытого глаза?

-Сравните глаза. Одинаковые ли они?

-Какой можно сделать вывод?(при ярком свете зрачок глаза становится маленьким,а при плохой освещённости большим)

-Поэтому и говорят,что читать при плохом свете нельзя.

Физминутка

5.Беседа.

На земле есть люди,которые ходят в очках,а есть и такие,которые совсем ничего не видят.

-Как вы думаете.легко ли жить таким людям? Почему?

-А если мы увидим слепого человека на улице,как мы можем помочь ему?(зайти в транспорт,подняться по ступенькам,перейти дорогу,купить продукты в магазине…)

6.Опыт «Что я вижу одним глазом?»

Дети под руководством воспитателя проводят эксперимент.Воспитатель одному их детей ,сидящему в центре,завязывает один глаз и просит держа голову прямо,не поворачивая,назвать всех детей которых он может увидеть. Далее воспитатель развязывает глаз ребёнка и просит назвать детей которых он видит теперь.

-Как лучше смотреть,одним глазом или двумя?

Следующий опыт выполняют все дети. Закрывают один глаз рукой,смотрят вокруг,не поворачивая головы,и запоминают,что увидели.

Далее закрывают другой глаз.

-Что вы видите,тоже самое или другое?

-Итак,какой вывод мы можем сделать?(лучше смотреть двумя глазами)

7.Игра «Жмурки»

-А теперь давайте поиграем в жмурки!

Завязать ребёнку глаза и он должен поймать кого-нибудь из ребят или определить на ощупь незнакомый предмет.

8.Упражнения для глаз.

-Ребята,вот когда мы долго сидим,то очень устаём и нам хочется подвигаться,сделать любые упражнения.

Так вот для глазок тоже есть упражнения от усталости и сейчас мы их с вами попробуем сделать. А Мотроскин тоже делает и запоминает все упражнения,чтобы вылечить свои глазки.

1) Плотно закрыть глаза,а затем широко открыть(5-6 раз по 3 сек)

2)Посмотреть вверх,вниз,вправо,влево не поворачивая головы(3-4 раза)

3)Вращать глазами по кругу по 2-3 сек(3,4 раза)

4)Быстро моргать(1мин)

5)Смотреть вдаль(1 мин)

-Итак,давайте ещё раз напомним Матроскину,как нужно обращаться с глазами и как их нужно беречь.

Сюжетные картинки

Картинка с изображением глаза

Зеркала

Картинка с изображением слепого

шарф

Подведение итога

-Итак,ребята,кто у нас сегодня в гостях был?

-Что случилось с Матроскиным?

-Смогли мы ему помочь?

-Что нового вы для себя узнали?

-Что вам понравилось?



Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность: « Отчего и почему?» с детьми старшей группы (6-7 лет)

Тема: «Любое новое познание начинается с удивления».

Форма работы: по подгуппам.

Цель: : ввести детей в круг знаний о мире открытий и изобретений.

Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразным применением изобретений    

                     в жизнедеятельности человека.

                 2. Побуждать желание становиться изобретательным человеком.    

                     Развивать познавательные интересы и стремление к проявлению    

                     творчества.

                 3. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

     

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Материалы и оборудования

Мотивация детей к деятельности

Слайд 1

Звучит музыка,дети сидят полукругом.

Слайд 2

 Первобытный человек

-Жил на свете человек не сейчас, а очень давно. Когда еще не проносились по воздуху огромные самолеты, и не плавали по морям пароходы. Не было ни радио, ни телевидения, ни ракет. И, кажется, ничего такого чудесного и удивительного на свете тогда не было.

Ничего удивительного? А человек все равно удивлялся. 

Мультимедийный проектор, магнитофон, фонограмма песни «Ужасно интересно»

Простановка цели детьми

-А вы хотите удивиться?

-С помощью чего вы можете это сделать?

Совместная  и самостоятельная работа с детьми по нахождению средств деятельности

-Вот в этом сундучке находятся чудо-предметы. Просмотрите – это один из них (зеркало). Человеку всегда было интересно узнать, как выглядит зеркало, а первым зеркалом для человека была лужица воды.

Слайд 3: Лужица воды

-Но ведь лужицу не унесешь в кармане, а значит, не увидишь себя, когда захочешь. И люди стали думать, как бы сделать так, чтобы лужица всегда была под рукой. Тогда люди придумали зеркало. Правда оно было совсем не таким, каким пользуемся мы.

-А вы хотели бы узнать, какое зеркало было раньше?

Слайд 4: Знак вопроса

- Тогда я приглашаю вас сделать эксперимент.

- Возьмите металлическую крышку, поверхность, которой смочена водой, а затем зубной щеткой с пастой потрите ее. Это делать нужно очень долго.

-Что у вас получилось?

 (Удивительно, я вижу свое отражение).

- В результате хорошо отполированная поверхность превращается в зеркало.

Слайд 5: Зеркала

-А еще у меня в сундучке находится изобретение древнего человека.

-А кто из вас знает, что такое изобретение?

(Изобретение – это когда что – то изобретают.

Изобретение – это что- то новое.)

- Изобретения – это то, что человек впервые сделал сам для себя и для других людей, то есть изобрел. Изобретение о котором пойдет речь вам хорошо знакомо. Отгадайте про него загадку:

«Меня спроси, как я тружусь, вокруг своей оси кружусь».

-Кто догадался, что это?(колесо)

Слайд 6: Колесо

- А что такое колесо, какое оно? (круглое и похоже на диск)

-А где можно использовать колесо?

Слайд 7: Использование колеса

Предположения детей:

Колесо – используется в механизме часов.

С помощью колес двигается машина.

Вы только представьте, я видела мельницу, которая с помощью колеса мелет зерно.

Удивительно, но колесо заставляет плыть даже пароход.

А еще есть карусели, которые вращают колесо.

- А я вам предлагаю сейчас покататься на карусели, где тоже используется изобретение колеса.

                              Физминутка.

Еле, еле, еле, еле

Закрутились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

(дети проходят на стульчики)

-Ребята, у меня в сундучке находится еще одно изобретение, а о чем идет речь, вы догадаетесь, прослушав мой рассказ.

Слайд 8: Китай

«Рецепт этого изобретения придумали в Китае.

Чтобы узнать, как изобретают этот предмет нужно отправиться на фабрику.

Слайд 9: Изготовление бумаги

Туда привозят из леса бревна – в основном, сосновые и еловые. На фабрике с них сдирают кору, измельчают на щепки, а щепки сортируют и отправляют на варку, затем древесина попадает в специальную машину, где много валиков. Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.

- Так, переходя с валика на валик, древесина превращается, как вы думаете во что?

(в бумагу).

Воспитатель  раздает по одному листу бумаги каждому участнику.

-Посмотрите, какая разная бывает бумага и охарактеризуйте ее.

(У меня салфетка. Она мягкая, пушистая, легкая.

Это наждачная бумага. Она шероховатая, колючая, используется в быту.

А это картон. Он гладкий, бывает разноцветный, а еще он плотный, поэтому трудно сгибается.

Это цветная бумага. В отличии от картона она легкая, поэтому не стоит ни каких усилий смять ее. Используется на занятиях в детском саду. )

Воспитатель показывает белый лист бумаги.

- Как вы думаете, что можно сделать из этого листа бумаги?  (высказывания детей)

(Я могла бы сделать кулек.

А еще бумагу можно свернуть в трубочку и сделать рупор, чтобы громко говорить.

Бумагу, свернутую в трубочку можно использовать, как подзорную трубу.

А я бы сделала пилотку и т.д. )

- А еще из бумаги можно делать разные поделки своими руками, а какие мы сейчас с вами увидим (дети из цветной бумаги, картона, салфеток делают коллективную аппликацию, оригами и т.д.). Затем делятся впечатлениями о работе.

-Сегодня мы с вами узнали и удивились, как много изобрел человек. А еще и изобрели сами (обратить внимание на поделки).

Слайд 10: Изобретатели

Очень многое на свете

Все до вас изобрели.

И бумагу, и стекло,

И, конечно, колесо.

Пусть чуда нет в них,

Но мир не позабыл,

Людей тех самых первых

Кто чудо сотворил!

-Да, ребята, действительно очень многое изобрели до вас, но время не стоит на месте, и люди продолжают изобретать что – то новое, интересное.

Слайд 11: Удивленный ребенок

Вы немного подрастите

Знаний больше наберите,

И откроется при том

Мир удивительный во всем.

Сундук,зеркало

Металлические крышки

Зубная паста,щётки

Колесо от детской машины, обруч для подвижной игры «Карусель»,

Бумага белая (4 шт); салфетка, картон, бумага наждачная, бумага бархатная (по 1 шт); цветная бумага, клеящий карандаш.

Подведение итога

-Чему мы сегодня с вами удивлялись?

-Что нового для себя вы узнали?

-Вам понравилось занятие?

-Что именно понравилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любое новое познание начинается с удивления.

Слайд 10

Очень многое на свете, Все до вас изобрели И бумагу, и стекло И конечно колесо. Пусть чуда нет в них, Но мир не позабыл, Людей тех самых первых Кто чудо сотворил.

Слайд 11

Вы немного подрастите, Знаний больше наберите. И откроется при том, Мир удивительный во всем!.