Реализация темы самообразования "ИКТ технологии в работе логопеда"

Волосникова Екатерина Александровна

В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные осоебенности каждого ученика. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В нашем современном мире, когда на смену простых дидактических и настольно-печатных игр приходит компьютер, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Сделать это мне в моей работе помогает ИКТ.

Во-первых, детям нравится что-то новое, необычное, а если есть интерес, усвоение информации идёт лучше.

Во-вторых, компьютерные технологии позволяют дать не только визуальный материал, но и звуковой (голоса птиц, животных, шум воды и т. д.).

В-третьих, анимация, практически небольшая мультипликация, также привлекает интерес детей своей новизной, и даёт бесконечное множество вариантов игр, а мне воплощение моих идей и фантазий. В презентации можно использовать и готовые фотографии.

Конечно, использование этой и технологии на каждом занятии, со временем станет неинтересным, поэтому частое её применение нецелесообразно, а значит надо логично выстраивать процесс работы с компьютером.

Разработанные таким образом занятия применяются мной для:
развития речевого дыхания;

  • автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи;
  • дифференциации звуков;
  • пополнения словарного запаса, отработки грамматического строя речи и лексических тем;
  • развития связной речи и познавательных способностей.

Тема самообразования:  «Использование информационно- коммуникативных   технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».

Цель: повысить свой профессиональный уровень

Задачи:

  1. Изучить современные подходы по использованию информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе.
  2. Планировать работу по использованию информационно-коммуникативных технологий.  
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.
  4. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи, распространение положительного опыта.

  

Содержание:

  1. Профессионально-педагогическая деятельность.
  2. Методическая работа. Пополнение  методической копилки педагога.
  3. Изучение специальной литературы. Обобщение практического опыта педагогов.
  4. Повышение квалификации, профессионального мастерства.

  1. Профессионально-педагогическая деятельность:

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Разработать и утвердить годовой  план работы учителя–логопеда на 2015-2016 учебный год.

Сентябрь 2015.

2.

Изучить и проанализировать:

  • «Закон об образовании»
  •  Проект  ФГОС дошкольного образования.
  • Программы коррекционной логопедической работы с младшими школьниками в условиях школьного логопункта

 Сентябрь 2015.

3.

Разработать перспективное планирование  для обучающихся 1-4 х классов   с учётом использования информационно-коммуникативных технологий.

Сентябрь 2015.

4.

Систематизировать практический  материал, интернет ресурсы по  внедрению информационно- коммуникативных технологий на школьном логопункте

В течение учебного года.

5.

Разработать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием компьютерных технологий в корреционно-логопедической работе с детьми.

В течение учебного года

Провести открытый показ для родителей с использованием презентации по артикуляционной гимнастики.

Ноябрь-декабрь 2015

 

  1. Методическая работа. Пополнение  методической копилки педагога.

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Разработать методику логопедического обследования и протокол логопедического обследования

Август 2015

2.

Изготовить демонстрационные пособия для артикуляционной гимнастики в формате презентации.

Сентябрь-январь  2016

3.

Изготовление презентаций  по лексическим темам и для индивидуальных занятий.

В течение

 года.

4.

Систематизация  и дополнение портфолио материалами по использованию информационно-коммуникативной технологии.

В течение года.

5.

Создание презентации по теме самообразования.

Январь-февраль 2016

6.

Подготовка материалов  на логопедические сайты по теме:

 «Использование  информационно-коммуникативных технологий в  логопедической работе на школьном логопункте»

Январь-март 2016

3. Изучение специальной литературы. Обобщение практического опыта педагогов.

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Изучение материалов на сайтах:

В течение года

2.

Изучение статьей в Журнале «Логопед» и других методических изданиях

В течение года

3.

Изучить опыт работы учителей-логопедов других школ района

В течение учебного года.

4.  Повышение квалификации, профессионального мастерства.

Название мероприятий

Сроки

 выполнения

1.

Прохождение курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров

В течение учебного года.




Предварительный просмотр:

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.

  • Развитие связной речи - пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.
  • Обучение грамоте - формирование навыков фонематического анализа.
  • Формирование зрительно-пространственных отношений.
  • Работа над звукопроизношением - артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв.
  • Формирование лексико-грамматических категорий - словообразование, словоизменение.
  • Коррекционно-оздоровительное направление - игры на развитие общей, мелкой моторики рук.

Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, использую обучающие ситуации, создаваемые с помощью интерактивной доски, которые дают возможность проводить самокоррекцию и индивидуальную работу ученика в сообществе с другими детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Занятия с использованием компьютера следует проводить фрагментарно, при этом необходимо соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
  • включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.


Предварительный просмотр:

Эффективное использование метода наглядного моделирования

Для формирования мотивации к речевой деятельности считаю очень эффективным использование метода  наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей младшего школьного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы.

Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия.

Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память. При помощи пособия "Сказка о веселом язычке" закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Компьютерные презентации помогают детям усвоить, осмыслить такие понятия, как "звук", "слово", "слог", часть и целое, способствуют формированию навыка овладения чтением.



Предварительный просмотр:

Работа с интерактивной доской на логопедическом занятии

При работе с интерактивной доской у обучающихся

  • задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная,
  • активизируются процессы внимания: концентрация, распределение, переключение,
  • совершенствуются графомоторные, навыки, зрительно-пространственные отношения.

Практическая значимость использования интерактивной доски состоит в том, что логопед и ученики расширяют границы привычного, поднимая процесс обучения и преподавания на качественно новый уровень. С помощью компьютерных технологий можно существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии к трудной для него работе, научить и приучить его самого оценивать свои достижения, осознанно ставить перед собой новые задачи. Развитие умения строить самостоятельный диалог с компьютерной программой позволит создать у детей с особыми образовательными потребностями первоначальную модель взаимодействия с техникой, что необходимо для будущей трудовой деятельности.

Благодаря информационно-коммуникативным технологиям, в том числе и работе с интерактивной доской, можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, обеспечить занимательную для ребенка форму занятий, обеспечить освоение детьми модели коммуникации, основу которой составляют явления жизни человека.