Информация для родителей

Клеменкова Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

В помощь родителям.

Нормативно-правовые материалы

Конвенция о правах ребёнка (извлечение)

Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Преамбула.

Государства - участники настоящей конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, признавая, что ООН по Всеобщей декларации прав человека и в международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, напоминая, что ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убеждённые в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех её членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребёнок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребёнка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребёнка 1924 года и Декларации прав ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребёнка, «ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», ссылаясь на положение декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучие детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребёнка,признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни  детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, согласились о нижеследующем:

Часть 1

Статья 1.

Для целей настоящей конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия раннее.

Статья 2.

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребёнком, находящемся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребёнка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребёнка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребёнка, родителей ребёнка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 3.

1. Во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статья 4.

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Статья 5.

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребёнка, должным образом управлять и руководить ребёнком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребёнка.

Статья 6.

1. Государства-участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Статья 12.

1. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, представляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статья 16.

1. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

2. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.

Статья 19.

1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

2. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, указанным выше, а также, в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры.

Статья 23.

1. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

3. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

4. Государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации с тем, чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания, и расширить свой опыт в этой области. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 25.

Государства-участники признают право ребенка, помещенного компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его. защиты или физического, либо психического лечения, на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с таким попечением о ребенке.

Статья 39.

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы  содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка.

Статья 40.

1. Государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе.

2. В этих целя и принимая во внимание соответствующе положения международных документов, государства-участники, в частности, обеспечивают, чтобы:

1. ни один ребенок не считался нарушившим уголовное законодательство, не обвинялся и не признавался виновным в его нарушении по причине действия или бездействия, которые небыли запрещены национальным или международным правом во время их совершения;

2.каждый ребенок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, имел по меньшей мере следующие гарантии:

Презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону;

Незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты;

Безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого  слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица и, если это не считается противоречащими наилучшим интересам ребенка, в частности, с учетом его возраста или положения его родителей или законных опекунов;

Свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; изучение показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний;

 Если считается, что ребенок нарушил уголовное законодательство, повторное рассмотрение вышестоящим компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом согласно закону соответствующего решения и любых принятых в этой связи мер;

Бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем;

 Полное уважение его личной жизни на всех стадиях разбирательства.

Комментарий

Детям до 18 лет гарантируется…

Подписанный Президентом РФ 24 июля 1998г. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не закрепляет нормативно наличие каких-либо принципиально новых прав ребенка, а упорядочивает основные гарантии действенности уже существующих и зафиксированных в законодательстве и иных правовых актах прав и свобод детей.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ состоит из 5 глав, включающих 25 статей. В гл.I «Общие положения» содержится ряд новых понятий, которые вводятся теперь в сферу правоотношений по поводу реализации прав детей. Выделим 2 из них, на наш взгляд, наиболее интересные. Это категория «детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Законодатель относит к таким детям тех, которые остались без попечения родителей; детей-инвалидов; детей, имеющих физические и(или) психические недостатки; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экономических бедствий; детей - жертв насилия; детей, отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; детей, проживающих в малоимущих семьях, и детей, нормальный ход жизни которых нарушен в силу сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи.

Второе понятие - «социальная инфраструктура для детей». Это словосочетание означает систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, которые оказывают социальные услуги детям и осуществляют свою деятельность в целях обеспечения полноценной жизни детей, их воспитания, образования, физического и нравственного здоровья, досуга и отдыха.

Нелишне напомнить, что ребенок - лицо до достижения совершеннолетия, т.е. 18 лет, независимо от того, учится он, или работает, или в силу каких-то обстоятельств не делает ни того, ни другого.

Государство в интересах детей проводит определенную политику, направленную согласно ст. 4 Закона на осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение дискриминации и восстановление нарушенных прав ребенка; формирование правовых основ гарантий прав детей; содействие всестороннему развитию детей и воспитание в них патриотизма и гражданственности. Государственная политика в этой области является приоритетной и основывается на законодательном обеспечении прав ребенка, государственной поддержке семьи, установлении и соблюдении государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав ребенка и причинение ему вреда; государственной поддержке органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих деятельность по защите прав детей.

Глава II Закона раскрывает основные направления обеспечения прав ребенка в РФ. Ребенку, как записано в ст.6 Закона, от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами России, Семейным кодексом РФ, законодательными и иными правовыми актами.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают социальные услуги по: общедоступному бесплатному  образованию и воспитанию в образовательных учреждениях; бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием; обеспечению детям по достижении 15 лет права на профессиональную ориентацию, трудоустройство; социальной защите, в том числе материальной поддержке; обеспечению права на жилище; оздоровлению и отдыху; оказанию квалифицированной юридической помощи.

Дети, находящиеся в учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательный процессы, их защита или лечение, имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам детей. Такая оценка проводится уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании обращения детей (!) и (или) их законных представителей. Должностные лица указанных учреждений обязаны устранить выявленные нарушения и информировать об этом соответствующий орган. Неисполнение должностными лицами предписаний об устранении нарушений влечет административную ответственность (п.3 ст.8 Закона)

Мерой по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания является лишение администрации образовательных учреждений права препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше 8 лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений, создаваемых политическими партиями, и детских религиозных организаций. Об этом говорится в ст.9 Закона. Там же содержится запрет для администрации образовательного учреждения препятствовать проведению во внеучебное время обучающимися, воспитанниками собраний и митингов по вопросам защиты своих нарушенных прав.

В качестве гарантии прав детей на охрану здоровья ст.10 Закона вменяет государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения в обязанность оказывать детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу.

Защита прав ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей состоит в ряде ограничений, установленных ст.13 Закона при строительстве, ликвидации, изменении назначения и распоряжения имуществом объектов социального назначения. Так, органы исполнительной власти при принятии решений по вопросам социально-экономического развития территорий обязательно учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются  Правительством РФ. Принятие решения о реконструкции, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной или муниципальной собственностью, не допускается без предварительной  экспертной оценки уполномоченным огранном исполнительной власти последствий такого решения для жизнедеятельности детей. Государственное имущество (земельные участки, строения, оборудование и проч.), предназначенное для социального обслуживания детства, может использоваться только для этих целей. При заключении государственным или муниципальным учреждением, осуществляющим функции социальной защиты детей, арендного договора должна предшествовать экспертная оценка его последствий для интересов детей. Договор аренды не может быть заключен, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения условий жизнеобеспечения детей. Запрещается изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются государственной собственностью и предоставляют детям услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 15 Закона предусматривает создание специальных служб для этих детей. Службы будут разрабатывать индивидуальную программу социальной реабилитации каждого такого ребенка, включающую оценку состояния его здоровья, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры социальной реабилитации. В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав детей, компенсации вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и адаптации ребенка. Закон наделяет общественные объединения и иные некоммерческие организации, в т.ч. международные, правом в судебном порядке оспаривать неправомерные действия кого бы то ни было, включая родителей, в отношении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. При регулировании внесудебных процедур, связанных с данной категорией детей, обязательным является приоритет личного и социального благополучия ребенка и обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) в его интересах.

Осуществление гарантий прав ребенка в России входит в компетенцию органов исполнительной власти. При этом компетенция федеральных органов исполнительной власти устанавливается Президентом и Правительством РФ, а компетенция органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируется их законодательством.

Статья 19 Закона предусматривает возможность формирования государственного заказа на производство товаров и услуг для детей посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

Статья 22 Закона вменяет в обязанность Правительству РФ представлять палатам Федерального собрания РФ ежегодный государственный доклад о положении детей в стране.

Гарантии исполнения Закона (гл. IV) сводятся к судебному порядку разрешения споров, возможных в ходе его исполнения.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Несколько правил

о наказании для родителей»

  • Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте.  Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
  • За один раз – одно наказание. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.
  • Наказание - не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные взрослые ругают и наказывают детей за поступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.
  • Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем не бывало. О старых грехах – ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  • Ребенок не должен бояться наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Поощрение и наказание»

Подготовил: Клеменкова И.А.,

социальный педагог

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка» г. Оха

Консультация для родителей

«Поощрение и наказание»

Цель: Содействовать установлению благоприятного микроклимата в семье.

Задачи:

Показать родителям, как услышать и понять своего ребенка.

Познакомить родителей с педагогическими формами и методами наказания и поощрения.

Повысить уровень педагогической культуры родителей.

Материалы:

бланки с вопросами анкеты (по количеству участников).

Ход мероприятия

Добрый день, дорогие родители! Я очень рада, что вы нашли время прийти на наше занятие. Я хотела бы начать нашу встречу с небольшой игры, которая поможет нам раскрепоститься, расслабиться, просто улыбнуться. Наша игра называется «Скажи соседу что – то приятное или какое либо доброе пожелание». Например: «Надежда, Вы сегодня прекрасно выглядите». Надежда Анатольевна говорит: «Елена Вячеславовна, у Вас сегодня замечательный шарфик…»

Сегодня мы собрались в нашей группе для обсуждения такого интересного и очень важного вопроса как «Поощрение или наказание ребенка». Целью занятия является вопрос: Можно ли наказывать ребенка? Не нанесет ли это вред и психологическую травму нашему любимому чаду? Мне хотелось бы узнать ваше мнение перед занятием, чтобы потом у нас осталось время его обсудить. Поэтому предлагаю вам ответить на вопросы анкеты.

Анкета «Поощрение и наказание детей в семье»

1. Какова роль поощрения в воспитании детей?

а) важно без сомнения;

б) необходимо воспринимать как должный факт;

в) не имеет смысла.

2. Какие виды поощрения вы используете в семейном воспитании?

а) словесная похвала;

б) поощрение материальное (подарок, сувенир);

в) денежное вознаграждение;

г) действенное поощрение (разрешение на прогулку, просмотр телепередачи, поездку).

3. Нужна ли мера в поощрении детей?

а) поощрять необходимо всегда;

б) поощрение действенно от случая к случаю;

в) чем чаще, тем лучше.

4. Вспомните своё детство. Наказывали ли вас в семье?

а) часто;

б) иногда;

в) никогда.

5. Как вы относитесь к физическому наказанию?

а) полностью поддерживаю;

б) считаю, что периодически оно допустимо;

в) отрицательно.

6. Какова реакция вашего ребёнка на физическое наказание?

а) нейтральное, т. к. оно не имеет положительного воздействия;

б) боится его;

в) принимает как должное.

7. Существует ли, по - вашему мнению, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера у ребёнка?

а) физические наказания в детском возрасте не способствуют возникновению отрицательных черт;

б) физические наказания дисциплинируют;

в) чем чаще наказывают, тем больше отрицательных черт формируется у ребёнка.

Анализ итогов анкетирования родителей

        Уважаемые папы и мамы!

Проанализировав Ваши анкеты, хочу отметить, что, к сожалению, воспитанием детей занимаются больше мамы, ведь именно они приняли участие в анкетировании. Большое им спасибо!

        Из Ваших анкет я выяснила, что причиной наказания, как правило, является непослушание ребенка.

         Интересен тот факт, что Вы применяете к своим детям те же наказания, которые, в свою очередь, применяли и к Вам Ваши родители. Это значит, что модель поведения закладывается именно в детстве и переносится затем во взрослую жизнь. Учтите это, наказывая своих детей.

         Приятно видеть, что к физическим наказаниям Вы почти не прибегаете. Ведь физическое наказание – это признание собственного бессилия.

Меня огорчило, что многие родители ссылаются на то, что у них «не хватает терпения» в общении с собственными детьми.

         Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение очень не просто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковременен.

     У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел, ты мне надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Вопрос ведущего: Давайте с вами поразмышляем, что такое воспитание? (ответы родителей).

А в словаре русского языка такое толкование этого понятия: «Воспитание – вырастить ребенка, дав образование, обучив правилами поведения»

 «Воспитание детей — целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений». Воспитание ребёнка дошкольного возраста складывается не только из положительного взаимоотношения взрослых и ребенка, или ребенка и его сверстников (похвала, поощрений, дружба, доверительные отношения), но и из отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказание и поощрение являются направляемыми путями воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребёнка? Вот в чем вопрос. Как наказывать? Как поощрять?

Детские проступки и шалости весьма разнообразны. По мотивам их можно условно разделить на 4 группы:

1. Проступки невольныекоторые совершаются детьми в силу неведения, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек. Если ребенок нарушает определенные правила в силу своего возрастного невежества, неумышленно, то наказание будет несправедливым и, следовательно, не принесет пользы. В данном случае справедливо будет ограничиться терпеливым разъяснением неизвестной ему нормы, так как ошибка не есть проступок. Источником или мотивом данной группы проступков является познавательное отношение ребенка к окружающему, попытка заглянуть внутрь вещей. Дети дошкольного возраста пытаются найти ответы на ряд вопросов, не обращаясь непосредственно к взрослому, а действуя самостоятельно: например: Мама ругает Никиту за то, что он сломал машину. А он ее не ломал, а пытался узнать, что находится внутри.

2. Проступки — шалости, которые являются вариантом игры. Они характерны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Взяв на себя определенную роль в игре, ребенок забывает обо всем, сосредоточивая внимание лишь на действиях разыгрываемого персонажа. «Я — волк, я буду кусаться»,— говорит трехлетний Миша. Он начинает рычать, хватает зубами кофту, юбку бабушки, а потом больно кусает за руку. Таким образом, Миша не злоумышленник. Им руководит самые благородные намерения, самые честные порывы, и если взрослые не поняли его, то виноваты сами, так как часто забывают, что дети мыслят иными категориями, чем мы, взрослые.

3. Проступки, вызванные переутомлением ребенка, перевозбуждением его нервной системы. Виновные в этом чаще всего бывают родители, так как не организовали интересную деятельность самого ребёнка.

Для всех групп характерными признаками поведения ребенка являются активность, инициатива и изобретательность, но не преднамеренность. К сожалению, родители иногда склонны видеть проступки там, где их в действительности нет. Наказания в таких случаях приносят только вред физическому и моральному здоровью ребенка.

 Например, Дима накатался на санках, набегался по сугробам. Мальчик получил большое удовольствие. Но вот беда: он весь в снегу, да и в валенках полно снега. Надо бы скорее домой, а он, разгоряченный, потный, под холодным, пронизывающим ветром снимает пальто, вытряхивает его, затем поочередно сбрасывает валенки и выколачивает из них снег. Все это он делает потому, что мама однажды в подобном случае заявила: если он еще раз появится в таком виде, она больше не пустит его гулять. В таких случаях лучше вместо раздраженных окриков предложить ребенку быстро переодеться и принять посильное участие в чистке одежды. Как видим, неразумные требования родителей и их необоснованные наказания толкают детей на хитрость и обман.

Необходимо терпимей относиться к детским шалостям, происходящим от их неугомонной энергии. Уместно использовать переключение внимания на другую, более полезную и интересную для детей деятельность. Замечательный русский педагог учил родителей иногда «не замечать» проступка ребенка, в особенности, если этот проступок — случайное явление. «Где меньше надзирающих глаз и карающих рук, там такие явления легче проходят бесследно, умная мать всегда сумеет вовремя промолчать и не важное не заметить»,— писал он. Нужно уметь прощать ребенка. Прощение затрагивает самые чувствительные уголки его души, и он искренне раскаивается и благодарен вам за доверие. Не должно быть шумных сцен из-за разбитой тарелки, из-за пятнышка на скатерти».

4. Наказание допустимо за преднамеренные проступки, когда ребенок сознательно игнорирует разумные требования отца и матери, когда игнорируются общепринятые нормы поведения. Но доля таких проступков в поведении дошкольников весьма незначительная. Они случаются именно там, где уже допущены серьезные ошибки, просчеты в воспитании детей.

Очень значимо наказание, если:

оно следует немедленно за поступком;

объяснено ребёнку;

оно суровое, но не жестокое;

оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение и выдержку.

Вопрос ведущего: Какие виды наказания Вы применяете к своим детям? (ставят в угол, бьют рукой, ремнем, кричат).

Виды наказаний: физическое наказание, крик, запреты, отлучение от любви, словесное порицание, лишение приятного.

Физические наказания остаются популярными у наибольшей части родителей. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны. Но вся беда в том, что только на время, и только пока страх господствует над ребенком. Если родители часто используют физическое наказание, то они сами попадают в прямую зависимость от них. Эти наказания приходится постоянно ужесточать, ведь ребенок привыкает к ним, а вскоре и вовсе перестает бояться. Сначала они привыкают к подзатыльникам, потом к шлепку, затем к ремню. Встает вопрос: «Что делать дальше?». Часто от родителей можно услышать такую фразу: «Совсем обнаглел, ничего не боится». А чего, скажите бояться, если ты с детства приучен к ремню. Только что делать, когда даже ремень теряет свою эффективность, можно конечно ужесточить наказание, но боюсь что это ужесточение можно назвать пытками. Вы готовы воспитывать ребенка в таких условиях?

Тогда рассмотрим следующий вид наказания - крик. Крик взрослого не является безобидным сотрясением воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Вот как дети воспринимают крик: «Очень сильно на меня кричат», «Папа языком бьет», «лучше бы ударили один раз», «Ты лучше меня убей». Особенно чувствительны к крику девочки. Неосторожно сказанное слово способно не только вызвать бурную реакцию, но и стать травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам, выражениям любимого человека.

Итак, наказывать физически нельзя, кричать нельзя, а что же тогда можно? Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего - либо, отсутствие улыбки, беседа с использование строгого тона. Очень важно проговорить ребенку свои истинные чувства, причем на лице в это время данные чувства должны отражаться. Если родитель, ругая ребенка, беседуя с ним на серьезные темы, улыбается ребенок остается в растерянности, какую информацию ему воспринимать – вербальную (речь) или невербальную (язык тела). А иногда думает, что родитель лжет, ведь как можно говорить об обиде с улыбкой на лице. Если мы чем-то не довольны, о наших эмоциях должен говорить не только язык, но и тело (мимика, жесты).

ПРАВИЛА НАКАЗАНИЯ РЕБЁНКА

• Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

• Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Даже если кажется, что вы слишком добры, мягки и нерешительны. Никаких наказаний «на всякий случай»!

• За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу невообразимое множество, наказание может быть суровым, но только одно – за все сразу, а не по одному за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детей.

• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало – за давностью все списывается.

• Наказан - значит прощен. Инцидент исчерпан. Страницу жизни перевернули – о старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь с начала.

• Без унижения. Чтобы ни было, какой бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы не справедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

Недопустимые наказания:

• Нельзя наказывать трудом.

• Нельзя использовать угрозы, запугивание.

• Недопустимы все виды телесных наказаний.

Упрямство, жестокость, низкая самооценка – характерные черты детей, которых бьют.

Наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку кратко, ПОЧЕМУ его поведение неправильно.

Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка, возможно, данный проступок был случайностью.

Теперь о поощрениях Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал также правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается чувствами радости, гордости. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше.

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад подарок – поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что ему принесли. Таким образом, подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему: «Ничего не принесли».

Похвала как метод поощрения наиболее часто используется родителями и воспитателями. Похвала особенно нужна ребенку с комплексом неполноценности, неуверенному в себе, закрепощенному ребенку. Похвала для него – пособие и подарок, помогающие почувствовать свою значимость, признание окружающих. Все это дает толчок для развития индивидуальности, раскрепощения, преодоления внутренней скованности.

Но есть правила-ограничители в применении такого средства как похвала:

• Не хвалить ребенка за то, что не достигнуто его собственным трудом или стараниями (красота, сила, здоровье, игрушки, одежда, вещи и т. п.);

• Не хвалить больше двух раз заодно и тоже;

• Не хвалить из жалости и из желания понравиться.

Поддержка. Взрослые часто не замечают то хорошее и позитивное, что есть в детях. Некоторые родители поют детям только тогда, когда они плачут и не могут заснуть. Именно поэтому многие дети начинают плохо себя вести, пытаясь привлечь к себе внимание родителей – иначе они его вообще не дождутся.

Когда дети начинают взрослеть, у родителей появляется простой и очевидный способ уделять им позитивное внимание: надо просто замечать их стремление помочь, их старание, их маленькие достижения. Закройте глаза на беспорядок в комнате, но заметьте, что ваша дочь старалась ее убрать: «Ты посадила своего медвежонка на полку – спасибо тебе, помощница ты моя!». Отметьте старания ребенка, даже если у него ничего не вышло: «Молодец! Я видел, что тебе было трудно, но ты не опускал руки.»

Родители могут и должны замечать старание своих детей стать лучше, поддерживать их во всех хороших начинаниях и помогать им готовиться к будущей взрослой жизни. Выказывать поддержку – значит находить время для того, чтобы слушать, касаться, обнимать, улыбаться, играть, смеяться. Сосредоточьте своё внимание на маленьких победах и старании ребенка стать лучше.

Вопрос ведущего: Какие же основные условия необходимо соблюдать, чтобы правильно применять и поощрения, и наказания?

Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания — уважении к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Какой бы ни была форма предъявления требований к ребенку, она не должна унижать достоинства личности, а, наоборот, пробуждать инициативу, желание быть лучше. Уважать ребенка — это значит считаться с его правами, жизненными потребностями, самолюбием, верить в его возможности, доверять его уму, самостоятельности, стремлению быть хорошим. Уважать ребенка — это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним, уметь выслушать его, а главное понять его; уметь сохранять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает у нас раздражение.

В воспитании не должно быть места необоснованным запретам. По этому поводу замечательный французский просветитель Ж.-Ж. Руссо писал: «Все, что можно разрешить ребенку — разрешайте сразу, чтобы у него не возникло подозрения, что вы по своей воле что-то ему можете запретить, а то, чего разрешать нельзя — нужно сказать свое твердое «нет».

Никогда нельзя наказывать ребенка в запальчивости. Даже справедливое наказание сгоряча воспринимается ребенком как несправедливое, как проявление «злости» взрослого. Нельзя злорадно говорить при наказании «будешь знать», «так тебе и надо» и т. д., наоборот, надо спокойно сказать: «Видишь, к чему приводит баловство? И тебе и мне неприятно. Я уверен, ты больше не будешь этого делать». Нельзя требовать от ребенка, чтобы он подчинился немедленно и беспрекословно.  

Обсуждения родителями, личные высказывания.

Педагог: Спасибо за внимание, за активное участие в теме нашего разговора. Желаю вам успехов в воспитании наших детей.

Анкета для родителей

1. Наказание происходит потому, что____________________________

2. Мне приходится наказывать ребенка, когда _____________________

3.Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть): пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое__________________________

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку?_________________________________________________________

5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку?__________________________________________________________

6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка?________

7. Можете ли Вы в публичном месте повысить голос на ребенка?_____

8. За что, в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка?_____

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке?__________________________

10. Что раздражает Вас в самом себе?____________________________



Предварительный просмотр:

Памятка

«Как стать хорошими родителями»

Уважаемые родители!

Для того чтобы развить в себе умение быть хорошим отцом или матерью, необходимо очень сильно этого хотеть и любить своего ребёнка уже только за то, что он у вас есть.

Для того чтобы ваш ребёнок вырос здоровым, счастливым и уверенным в себе человеком, вы должны ответить на следующий вопрос: Всегда ли то, что я хочу для него, будет ему хорошо?

  • Будьте предельно откровенны с ребёнком по всем вопросам его настоящего и будущего, не рисуйте ему радужные горизонты, которые могут не оправдаться.
  • Сделайте так, чтобы ваш ребёнок знал, что вы от него хотите.
  • С самого раннего детства учите вашего ребёнка понимать слова: «можно», «нельзя», «надо».
  • Помните! Ребёнок должен очень рано понимать, что есть вещи, которые категорически нельзя делать, ибо за этим последует обязательное наказание.
  • Рассказывайте о себе, своем детстве, своих желаниях и интересах, планах и поступках, о том, что получилось, и что не получилось.
  • Говорите о себе правду, не рисуйте себя розовыми красками.
  • Развивайте в своём ребёнке ответственность за его дела и поступка, не перекладывайте их на чужие плечи.

Дайте своему ребёнку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

Памятка.

Если ваш ребёнок склонен совершать глупые поступки.

  1. Никогда не забывайте о том, что своему ребёнку нужно доверять.
  2. Умело и тактично проверяйте своё к нему доверие.
  3. Не рисуйте в своём воображении трагедии и катастрофы, которые могут произойти, если ребёнок совершает глупость.
  4. Умейте слушать своего ребёнка.
  5. Культивируйте доверительные разговоры с ним.
  6. Не бойтесь высказывать ему свои опасения, но в доверительной и тактичной форме.
  7. Учите его жить по правилам и по законам, влияя собственным примером.
  8. Если ребёнок совершает глупость, ищите причину в себе, в нём, а не в других людях.
  9. Ни один промах, сделанный вашим ребёнком, не замалчивайте. Старайтесь анализировать и совместно делать выводы.
  10. Умейте прощать и просить прощения у своего ребёнка!



Предварительный просмотр:

Памятка для отца:

чтобы Ваш сын вырос мужчиной.

Ребенку нужны дружба и одобрение отца.

Мальчикам и девочкам нужно побыть с отцом, чувствовать его любовь и, если возможно, делать что-нибудь вместе с ним. К несчастью, чаще всего отец возвращаясь домой, хочет только опуститься в кресло и развернуть газету.

Если бы он понимал, как ценно для ребенка его общество, он предпринял бы больше разумных усилий. Я говорю разумных: не думаю, чтобы сознательному отцу (и матери) нужно было заставлять себя делать то, что он не может. Лучше минут пятнадцать весело поиграть, а потом сказать: «А теперь я почитаю газету», чем сердито целый день бродить по зоопарку.

Иногда отец так хочет воспитать совершенного сына, что это мешает им приятно проводить время в обществе друг друга. Отец, который хочет, чтобы его сын стал спортсменом, очень рано начинает учить его играть в футбол. Естественно, ребенок часто допускает ошибки.

Если отец все время его ругает, пусть даже по-дружески, ребенку становится не по себе, И ему совсем не интересно и не весело. К тому же ему кажется, что он ни на что не годен . - в глазах отца и всех остальных. Если ребенок достаточно уверен в себе и общителен, он рано или поздно сам заинтересуется спортом. И одобрение отца поможет ему больше, чем его уроки. Игра в футбол хороша, когда ее предлагает сын, а не отец.

Мальчик не становится мужчиной только потому, что рождается с мужским телом. Его заставляет вести себя по-мужски и чувствовать себя мужчиной способность подражать, строить себя по образцу мужчин и старших мальчиков, к которым он относится по-дружески. Он не может подражать человеку, если не чувствует, что этот человек любит его и одобряет. Если отец всегда ведет себя с сыном раздраженно или нетерпеливо, мальчик будет неуверенно себя чувствовать не только с ним, но и с другими взрослыми и старшими мальчиками. Он станет держаться ближе к матери и заимствует ее манеры и интересы.

Поэтому отец, который хочет, чтобы его сын вырос мужчиной, не должен кричать на него, когда мальчик плачет, высмеивать, когда он играет с девочками, или заставлять заниматься спортом. Он должен радоваться сыну, давать ему почувствовать, что тот весь в отца, делиться с ним тайнами, иногда брать его одного с собой на прогулки.

Девочка тоже нуждается в отце-друге.

Легко понять, что отец нужен мальчику как образец, но многие не понимают, что отец играет иную, хотя и не менее важную роль в формировании дочери. Она не повторяет его собой, но получает уверенность в себе как в девочке и женщине, когда чувствует его одобрение. Я имею в виду такие случаи, когда отец хвалит платье дочери, или ее прическу, или печенье, которое она испекла. Когда она станет старше, отец может показать, что его интересует ее мнение, и познакомит ее со своим. Позже, когда у нее появятся приятели, очень важно, чтобы он встречал их приветливо, даже если в глубине души считает, что они недостаточно хороши для нее.

Учась ценить мужские качества своего отца, девочка готовится к взрослой жизни в мире, который наполовину состоит из мужчин. То, как она дружит с мальчиками, а потом с мужчинами, в кого влюбляется, с кем вступает в брак, — все это определяется под сильным влиянием отношений с отцом, которые сложились в детстве.

Когда игры заходят слишком далеко. Большинству отцов нравятся шумные игры с детьми, и большинство детей тоже их любит. Но дети часто пере возбуждаются в таких играх, и это иногда ведет к кошмарам по ночам. Нужно помнить, что в два-три-четыре года детская любовь и ненависть, детские страхи легко выходят из-под контроля.

Маленькие дети не очень ясно осознают разницу между реальным и воображаемым. Для них отец, который изображает медведя или призового борца, на время на самом деле становится медведем или борцом. Для маленького ребенка это иногда бывает слишком. Поэтому такие игры должны быть короткими и не очень шумными и буйными, даже если ребенок просит еще. Главное, не играть в войну или в преследование. Пусть будет простая акробатика. И в любом случае остановитесь, если ребенок слишком возбудится.

Отец не должен смеяться над ребенком. В среднем мужчинам более присуща свирепость, чем женщинам. В цивилизованном мире им приходится держать эту свою особенность под контролем. Когда мужчину раздражает друг или партнер по бизнесу, он не может просто его ударить или оскорбить. Но в соответствии с принятыми правилами, можно над ним подшутить. Так мужчины учатся шутить.

Когда отец чувствует легкое раздражение к сыну, он может начать его высмеивать. Когда над ребенком смеются, он чувствует себя униженным и не знает, как ответить. Насмешки — слишком сильное средство для детей. 

C:\Users\ирина\Pictures\загрузки\1332608938_500_1.jpg



Предварительный просмотр:

Как правильно прощаться с ребёнком

Многие родители старательно готовятся к первому посещению детского сада – общаются с более опытными родителями, читают литературу, посещают соответствующие форумы. Это, конечно, правильно. Увы, ко многим советам «бывалых» нужно относиться с осторожностью.

Часто приходится сталкиваться с мнением, что к детскому саду следует привыкать постепенно – молодым родителям советуют присутствовать на прогулке вместе со своим ребёнком. Те, кто даёт подобные советы, похоже, думают скорее о душевном комфорте родителей, а не о пользе для малыша. Зачем это нужно? Ведь пока рядом с ребёнком мама или папа, он воспринимает детский сад всего лишь как игровую площадку, не более, процесс постепенного привыкания растягивается во времени, что травмирует малыша и мешает работе воспитателей.

Основной установкой должно быть «детский сад – это интересно», поэтому вместо того чтобы переживать, лучше правильно настроить ребёнка и отправить его в «автономное плавание» под руководством опытного капитана-воспитателя.

Не стоит долго прощаться в группе или коридоре. Да, тревожно. Да, хочется чем-то помочь малышу, попавшему в новую среду. Но в этой ситуации вы можете помочь только одним – быстро и незаметно уйти. Не мучайте себя, ребёнка и воспитателя – помните, что пока у вашего чада есть хоть малейшая надежда, что он поплачет, и вы останетесь с ним, он будет и плакать, и рыдать, и закатывать истерики, чтобы воспользоваться этим. Дети довольно быстро привыкают к тому, что родители уходят на работу и не могут остаться с ними – что же, им приходится осваивать новые территории, знакомиться со сверстниками, воспитателями, получать новые знания. А разве не для этого мы отдаем малыша в детский сад? Поэтому: уходя – уходи!  



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, способствующие социально - личностному развитию детей

В современном конкурентном обществе уверенно себя чувствовать могут социально развитые личности, обладающие значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо развивать у детей коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность ребенка, научить детей быть соучастником событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует дальнейшему укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволит занять лидирующие позиции в своем настоящем и будущем окружении.

В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения.

Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:

  • Внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
  • Проявлять уважение к говорящему, не стремиться перебивать его;
  • Быть активным, уверенным в общении, уметь выражать свое отношение к предмету разговора;
  • Ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • Уметь ориентироваться в ситуации общения;
  • Уметь договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
  • Уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью произносимых фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

Предложенные игры направлены на достижение центральной цели – установление уважительных, партнерских отношений между детьми в коллективе ДОУ.

Развитие умения договариваться, действовать совместно с другими, выражать свои идеи и понимать мысли участников игры.

Игра «Передай предмет»

Дети делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга. Игрокам каждой команды предстоит передать друг другу какой-либо предмет (мячик, апельсин, игрушку), причем при передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком и плечами. Руками помогать себе нельзя. Если предмет падает на пол, то все начинается сначала. В конце игры определяется команда - победитель.

Игра «Строим цифры»

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до десяти, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5 и т.д.)». Дети должны договориться о совместных действиях: строить цифру они будут стоя, лежа, сидя и конкретно кто, где и как будут располагаться.

Игра «Психологическая лепка»

В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется.

Игра «Есть или нет»

Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет».

  • Есть ли в поле светлячки?
  • Есть ли в море рыбки?
  • Есть ли море у реки?
  • Есть ли крылья у теленка?
  • Есть ли клюв у поросенка?
  • Есть ли гребень у горы?
  • Есть ли двери у коры?
  • Есть ли хвост у петуха?
  • Есть ли рифма у стиха?
  • Есть ли в нем ошибки?

Игра «Сержусь и радуюсь»

 Ведущий говорит: «Я покажу вам два выражения лица, а вы будете мне подражать. Сначала покажу сердитое лицо. Вы тоже сведите брови, стисните зубы… Другое выражение лица – веселое (показывает). Давайте все улыбнемся. Теперь разделитесь на пары и встаньте спиной друг к другу. Когда я досчитаю до трех, быстро повернитесь друг к другу и покажите выбранное выражение. Побеждает та пара, которая, не сговариваясь, покажет одно и то же выражение лица.

Формирование нравственных представлений о культуре

взаимодействия со сверстниками

Игра «Ситуации»

Взрослый предлагает ребенку ситуацию, в которой он должен изобразить самого себя. Если играет группа детей, то им отводятся остальные роли. Главное правило в том, чтобы каждый ребенок изображал себя. Ситуации можете придумать сами, можно взять ситуации, которые реально были в жизни ребенка.

Например:

  • У тебя твой друг взял игрушку поиграть, а вернул ее сломанной;
  • Мама принесла три конфеты: тебе и сестре. Как поделишь эти конфеты? Почему?
  • На занятии ты очень хотел ответить, но спросили Машу. Ты расстроишься? И т.п.

Развитие умений общаться со сверстниками,

формирование представлений о правилах этикета

Игра «Комплименты»

Сидя в кругу, все дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Подарки»

Дети находятся в кругу. Ведущий говорит, что сейчас каждый сможет подарить и получить подарки. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести. Чем необычнее будет подарок, тем лучше.

Из детского сада ребенок возвращается домой, и если дома он не получает родительского тепла, заботы и уважительного отношения, то вся педагогическая работа, проводимая в детском саду, сводится к нулю. Поэтому очень хочется, чтобы дома родители соблюдали те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Это позволит достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.