Статьи

Семененко Анастасия Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Россияночка» п. Чернянка Белгородской области»

Семененко А.Г., МБДОУ

«Россияночка» п. Чернянка,

воспитатель высшей

квалификационной категории

ТЕХНОЛОГИЯ «КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дошкольное детство – важный этап формирования и развития личности в целом. В этот период закладывается система духовно-нравственных ценностей. Семья является первым институтом воспитания, социализации и источником духовно-нравственных ориентиров для ребенка. То, что ребенок приобретает в семье, сопровождает его на протяжении всего жизненном пути. Этот опыт является устойчивым, что зачастую усложняет процесс духовно-нравственного становления личности ребенка, если опыт был негативным.

Детский сад – второй институт воспитания и социализации ребенка. Деятельность детского сада строго регламентируется федеральным законом об образовании в РФ (N273 от 29.12.2012), ФГОС ДО (от 17 октября 2013 г. № 1155), а также последними психолого-педагогическими исследованиями эффективных методов и технологий организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Таким образом, формирование духовно - нравственных качеств подрастающего поколения является одной из стратегических задач государства. Детский сад призван создать благоприятные условия и использовать наиболее эффективные средства и технологии для формирования высоконравственной личности ребенка.

Современный ребенок – ребенок, обладающий гибким мышлением, умением быстро думать и принимать решения, коммуникабельностью, высоким уровнем толерантности и пытливостью ума, при этом он все еще «чистый лист». Соответственно задачи духовно-нравственного воспитания решаемы.

Формирование системы ценностно-смысловых ориентиров ребенка, знакомство его с богатым культурным наследием страны, воспитание патриотизма, любви к ближнему возможно, но в интересной и актуальной для современного поколения детей форме. Дети открыты новому опыту и с легкостью осваивают инновации. Внедрение современных технологий является необходимым условием становления личности.   Одной из таких технологий является технология «Кластерный анализ».

 Внедрение данной технологии нацелено на решение следующих задач по духовно-нравственному воспитанию:

  1. расширение представлений о Родине (государственных символах, народах, традициях, промыслах, культурных памятниках и др.);
  2. воспитание любви к Родине, развитие патриотизма, уважение к истории народа и ее героям;
  3. уважение к правам и свободам каждого человека, его уникальности;
  4. воспитание уважения к старшему поколению;
  5. формирование цельной духовно-нравственной личности, посредством развития таких качеств личности как доброжелательность, эмпатия, отзывчивость, милосердие, любовь к ближнему и др.;
  6. формирование чувства гордости за культурное наследие своего народа (истории, фольклора, культуры, литературы, музыки, традиций, праздников, народного промысла и др.);
  7. стремление сохранять богатство культурного наследия и обогащать его новыми достижениями;
  8. воспитание бережного отношения к окружающей среде (природному богатству, рукотворному наследию и народам страны).

Технология «Кластерный анализ»

Кластер (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок), совокупность, объединение нескольких однородных предметов, элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. 

«Кластер анализ» – технология визуализации, систематизации и структурирования информации. Суть технологии заключается в выделении темы, ее смысловых единиц и графическом отображении их взаимодействий. Именно поэтому данная технология относится к технологиям критического мышления: умение выделять главное и его составляющие, движение мысли «от общего к частному» и наоборот, возможно при активизации «критического мышления дошкольников», т.е. умения оценивать (рефлексировать) ситуацию или информацию.

Применение кластер технологии возможно на всем этапе исследования темы: от вхождения в тему до рефлексии по итогам. На каждом этапе информация фиксируется в виде схем, записей, иллюстраций. На этапе подведения итогов между кластерами выстраиваются логические умозаключения и связи, информация группируется.

Технология «Кластерный анализ» способствует развитию:

  • умение ставить вопросы и приводить аргументы;
  • выделять главное и второстепенное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать, систематизировать и оценивать;
  • развивает критичное мышление (рефлексия);
  • проводить аналогии, сравнения, анализ;
  • проводить творческую переработку информации;
  • запоминать большой объем информации посредством ее графического отображения и логического выстраивания;
  • отображать информацию графически;
  • развивает гибкие навыки (Soft skills): умение взаимодействовать, сотрудничать, общаться, находить компромисс, планировать, работать в команде;
  • формирует личностные качества: доброта, толерантность, справедливость, ответственность, внимательность к другим, патриотичность.

Форма работы

Метод кластера может применяться во время воспитательно-образовательной деятельности, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей педагога и детского коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, это может быть индивидуальная работа, где с каждым ребенком создается собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы во время образовательной деятельности, и в качестве индивидуального задания. В последнем случае важно наличие у дошкольника определенного опыта в его составлении.

Достоинства технологии «Кластерный анализ»:

  • позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение;
  • универсальность применения в разных областях развития, в различных целевых аудиториях;
  • гибкость технологии позволяет вносить коррективы на всех этапах проработки проблемы, темы;
  • повышает мотивированность воспитанников;
  • развивает как психические функции, так и личностные качества.

Алгоритм составления кластерного анализа:

1 этап. Определение темы. В центре чистого листа (меловой доски, компьютера и др.) пишется ключевое слово, которое является «индикатором» идеи, темы.

Источником темы становятся не только идеи педагога, но и идеи детей – ориентация на детские интересы и детскую инициативу в соответствии с ФГОС ДО. Педагог выполняет роль модератора – оказывает недирективную поддержку.

Техники и приемы привлечения внимания детей к темам духовно-нравственной направленности:

- «Утренний круг» (время доверительного общения педагога и детей в комфортной обстановке. Педагог может в это время «посеять семя», прочитав притчу, например, «Притча о добре зле», рассказ, с соответствующим подтекстом, например, «Антошкин одуванчик»).

- «Образовательное событие» - технология, в процессе которой, педагог выстраивает свою деятельность, желаемое качество общения, отношений с воспитанником, обязательно предполагая полноценное личностное самоопределение последнего в общении, отношениях, совместной деятельности с педагогом. Другими словами, это смоделированная ситуация в рамках определенной темы (в нашем случае говорим о духовно-нравственной направленности тематик), в рамках которой воспитанники приходят к личностному осмыслению темы.

- Традиционные праздники, как источник темы для изучения, например, «Осенние Кузьминки – праздник ремесел», «Рождество» и др.

- Текущие события в группе детского сада, в кругу семей воспитанников, например, посещение музея кем-либо из воспитанников или специально организованное посещение выставки всей группой воспитанников.

2 этап. Выделение имеющихся знаний по теме. Вокруг слова записываются все то, что вспомнилось им по поводу данной темы – выражающие идеи, факты, образы (техника «мозговой штурм», метод аналогий, метод анализа круга проблем, творческий импульс и др.).

Техники и приемы определения области знаний по теме:

- «Мозговой штурм»;

- Метод аналогий;

- Анализ круга проблем;

- Творческий и импульс;

- «Модель трех вопросов» («Что мы знаем? Что хотим узнать? Как узнать?»);

- «Модель четырех вопросов» (модификация модели трех вопросов, с добавлением четвертого пункта «Что я сделаю или узнаю самостоятельно»: предлагается детям самостоятельно или с помощью семейного окружения «добыть» определенную информацию, сделать конкретное дело, предмет. Например, изучая тему «Народные ремесла» дети могут изготовить совместно с членами семьи предметы кухонной утвари из глины для мини-музея в группе детского сада; изучая тему «Сотворение мира за семь дней» предлагается подготовить схематические рисунки, отражающие суть каждого дня мироздания для визуализации процесса, понимания логики сотворения мира и лучшего запоминания последовательности).

3 этап. Систематизация информации. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.

4 этап. Графическое отображение логических взаимосвязей между кластерами. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Модели кластерной структуры

Модель «Планета и спутники». В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. 

Модель «Гроздья» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля (кластеры) того или иного понятия.

Особенность данной модели заключается в ее линейном распределении кластеров. Центральный кластер – это тема, следующий уровень кластеров – смысловое поле, которые являются равнозначными. Это могут быть праздники, ремесла, виды художественной росписи и др. Следующий уровень кластеров – более узкие вопросы для изучения темы. Это могут быть традиции, история возникновения, материалы, виды узоров и др. Но количество кластеров у каждого смыслового поля может отличаться. Например, в смысловом поле «Рождество Христово» может появиться кластер «Театральная деятельность».

Четкой структуры кластерной записи информации не существует. Структуру задают сами участники в процессе, в зависимости от цели, опыта, специфики заданной проблемы удобства определенной аудитории.

Схемы могут быть любыми: в виде кругов или квадратов, в виде лепестков, в виде матрицы, в виде нечеткого оконтуривания записи, в особенности, если это делает ребенок.

Ниже приведены примеры кластерной записи информации по двум представленным моделям «Планета и спутники» и «Гроздь». Каждая модель представлена своей темой.

Красными линиями отмечены взаимосвязи, установленные в процессе изучаемых тем. Взаимосвязи устанавливаются в процессе изучения темы, но все взаимосвязи возможно выявить лишь на последнем четвертом этапе.

Примеры кластерной фиксации информации:

  1. Модель кластерной записи «Планета и спутники»

  1. Модель кластерной записи «Гроздья»

Вывод

Успех в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно, поэтому педагог всегда должен быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания. Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций, зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

Формирование традиционных духовно-нравственных ориентиров дошкольников возможно, как посредством традиционных методов, так и посредством инновационных технологий.  Инновационные образовательно-воспитательные практики являются более результативными, так как отвечают потребностям современных детей и раскрывают их потенциал.

Эффективность технологии «Кластерный анализ» обусловлена включенностью ребенка в процесс выбора материала для изучения, выдвижению собственных идей, свободной форме самовыражения, отсутствии страха у ребенка быть не услышанным, непонятым, подверженным критике. Технология строится на равноправных отношениях «педагог-ребенок».

Список литературы:

  1. Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010. № 5.
  2. Загвоздкина В.К., Федосова И.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» Национальное образование, 2020 г.
  3. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  4. Михайлова-Свирская Л.В. Организация образовательной деятельности в детском саду: вариативные формы. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования Национальное образование, 2019 г.
  5. Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет Национальное образование, 2018 г.
  6. https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-klastier.html
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80
  8. http://kladraz.ru/blogs/chernova-sventlana-anatolevna/priyom-klaster.html
  9. http://www.openclass.ru/node/459297



Предварительный просмотр:

Эссе «Мой наставник»

Ученик — это не сосуд, который надо

наполнить, факел, который надо зажечь.

Плутарх (древнегреч. писатель и философ)

Древняя мудрость часто удивляет своей проницательностью. Ученик – действительно факел, который нужно зажечь, но он же и сосуд.

Этот год объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность, ведь именно такие педагоги способны «зажечь», любовь к профессии, «наполнить сосуд» самым важным.

 В профессию воспитатель я пришла семь лет назад. Пришла и осталась. С собой в профессию принесла хорошее образование, умение взаимодействовать с детьми и коллективом, а также множество вопросов и желание развиваться.

Но каким образом может развиваться воспитатель? Возможна ли карьера? Эти вопросы волновали меня, так как получая высшее образование мы все строим планы профессионального роста. На данный момент ответы получены и достигнуто множество точек роста.

Руководителем нашего коллектива была и остается Светлана Ивановна Гребенкина.  Именно она сумела создать прекрасные условия для личностного и профессионального роста, задала направления саморазвития, научила проявлять себя, открыла широкие возможности профессии воспитатель.

Светлана Ивановна – грамотный организатор и руководитель. При знакомстве с ней сразу понимаешь, что профессионализм – главное ее требование к себе и сотрудникам, но важно то, что она предоставляет возможность стать профессионалом в процессе непосредственной деятельности и готова к диалогу.

Наставничество для нашего сада явление не новое. Светлана Ивановна проницательна и опытна, поэтому сразу предложила организовать «школу молодого специалиста» и сама стала в ряды наставников. Я помню «первые уроки» и «первые задания» школы в роли ученика. Это было сложно. Но моим наставником стала именно Светлана Ивановна. Она оказалась убедительной и настойчивой, терпеливой и творческой, компетентной по многим вопросам, открытой к диалогу и умеющей выстроить этот самый профессиональный результативный диалог.  

Сегодня я успешный педагог и говорю об этом открыто и с гордостью, но заявляю, что это не мой личный результат, а результат взаимодействия прекрасного наставника и ученика. Ей удалось зажечь факел, который горит и не гаснет и способен делиться огнем с другими коллегами, родителями, и главными критиками – детьми.

Я не готова прерывать отношения со своим наставником, так как знаю, что потенциал не исчерпан, несмотря на то, что мне приходилось применять роль наставника на себя. Из нашего сотрудничества я до сих пор черпаю важное, значимое, нужное, ценное и интересное для своей деятельности.