Партнерство со специалистами образовательного учреждения.

Пламадяла Галина Николаевна

С целью эффективного выстраивания занятий по музыкальному воспитанию взаимодействую с участниками  образовательного процесса: воспитателями, учителем – логопедом, педагогом – психологом, инструктором по ФК, родителями. Командный подход в организации образовательного процесса позволяет включить в него всех воспитанников: в том числе с особыми потребностями в образовании; проявивших выдающиеся способности; детей, у которых русский язык не является родным; с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная образовательная деятельность

Цель: Создать представление о снежинке как о природном явлении.

Задачи:

1. Воспитателя:

 Обобщить научные знания о снежинке, её форме, размере, составе.

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей» в технике оригами, развивать конструктивное творчество, воображение при создании новых образов снежинок.

Расширять словарный запас детей, обогащая его новыми понятиями, терминами, связанными со снежинкой (узорчатая, мерцающая, неповторимая, воздушная, снежинка-балеринка, завьюжило).

Воспитывать любовь к природе, интерес к зимним явлениям природы.

2. Муз.руководителя:

Развивать восприятие общего в художественных образах музыкальных произведений и природных явлениях.

 Развивать творческие способности, умение импровизировать под музыку соответствующего характера, передавать в движении, воспринимаемый детьми художественный образ.

Расширять словарный запас детей для определения характера муз. произведения: музыка тревожная, взволнованная, плавная, светлая, ; снежинки искрящиеся, сверкающие, острые, колючие.

Воспитывать художественный вкус, интерес,  любовь к музыке, формировать муз.культуру на основе знакомства с классической музыкой.

Музыкальный зал поделён на 3 зоны: «Гостевая», «Снежная мастерская», «Музей снежинок».

Ход занятия

При входе в зал детей встречают музыкальный руководитель

Муз.руководитель: Ребята, сегодня при сильном порыве ветра в наше окно залетело письмо, адресованное вашей группе. Интересно, от кого оно и зачем? А вам интересно? Тогда вскрываем?

В конверте загадка:

«Белым-бела и холодна,
Когда одна – едва видна.
И от подруг, летящих мимо,
В пути совсем неотличима».

- Ребята, что это может быть? Вы догадались? (Снежинка.)

В это время включается  музыка. Она напоминает метель. «Вальс снежных хлопьев»

Муз. руководитель: Ребята, слышите? Что это такое? Что происходит? О чём нам хочет рассказать музыка? (Ответы детей: ветер, метель, закружило, завьюжило ...) Такое впечатление, что она нас с вами куда-то зовёт, приглашает. Может быть, в гости? Путешествие?  Вы готовы отправиться вслед за снежинками? Тогда в путь. Но дорога нам предстоит извилистая, сложная, иногда широкая, а иногда наоборот, узкая. В этом нам поможет разобраться музыка.

Музыкально-ритмическая разминка «По заснеженной дорожке».

Под музыку дети идут то змейкой по извилистой дорожке, то с высоким подъёмом ног «пробираются через сугробы»

Дети останавливаются около закрытого занавеса

Муз. руководитель: Ну вот, музыка стихла, успокоился ветер, а снежинки куда-то исчезли… А может быть, они там, за занавесом? Как же нам его открыть, ведь ключа-то у нас нет? (Варианты ответов детей.) Правильно, я тоже думаю, что нам поможет добрая песенка о снежинках.

Исполняют песню  «Белые снежинки»

Замок «открывается», занавес раздвигается и мы оказываемся в «Музее снежинок». (Из модулей)

Воспитатель:

Ребята, так вот куда нас привела музыка и снежинки! Мы оказались с вами в необычном месте – «Музее снежинок». Посмотрите, как их много и сделаны все из разного материала. Здесь снежинки из бисера, и связанные крючком, и вырезанные из бумаги в виде снежинок-балеринок и т.д. (рассматривание). Ребята, что можно сказать о снежинках, какие они? (Изящные, узорчатые, необычные и т.д.) А самое главное, эти снежинки не тают, и мы можем любоваться ими бесконечно. А настоящие снежинки, которые слетают на нас с неба какие, из чего же они состоят? (Ответы детей.) 

Показ слайдов « Снежинка»

Многие учёные посвящают всю свою жизнь изучению снежинок. Они рассматривают их в микроскоп, фотографируют, изучают их строение, форму, рисунок, размеры.
Снежинки столь разнообразны, что каждый такой снежный кристалл может встречаться в очень разных видах.

 Давайте ещё раз полюбуемся снежинками в музее. Ребята, а из чего бы ещё вы могли создать снежинку для музея? (Варианты ответов детей.) А хотите научиться складывать снежинку в технике оригами? (Да.) Тогда, мы с вами сейчас станем мастерами, и я приглашаю вас пройти в «Снежную мастерскую». Тогда в путь.

Динамическая пауза.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимай  повыше ноги

Проложи другим дорогу

Пальчиковая игра «Снежинки».

Очень долго мы шагали,

В мастерскую мы попали.

Воспитатель: Занимайте места в нашей «Снежной мастерской». Итак, мы приступаем к созданию своей неповторимой снежинки, которая будет состоять из основных 6 лучиков – «воздушных змеев»

Дети складывают снежинки

Во время работы фоном звучит  музыка по выбору муз. руководителя.

Воспитатель: Какие получились снежинки? (Лёгкие, воздушные, красивые, разнообразные ...) Сколько лучиков у ваших снежинок?  Какую форму вы использовали для изготовления лучиков у снежинки? Чем отличаются ваши снежинки от настоящих?  Какие чудесные    получились снежинки. Я предлагаю вам их оживить.

Белые, узорные,
Звёздочки-малютки!
На ладошку приземлитесь,
В снежном вальсе закружитесь!

«Вальс»  (танец импровизация).Дети танцуют.

Воспитатель: Молодцы ребята, но слышите, музыка затихает, и наши снежинки опускаются на землю. Ну что ж,  как мы и хотели, пополнили с вами «Музей снежинок» новыми экспонатами. Но, слышите? Музыка нас с вами зовёт возвращаться обратно, в группу.

Дети под музыку покидают  зал.



Предварительный просмотр:

Выстраивание путей взаимодействия музыкального руководителя и учителя – логопеда в рамках образовательного процесса

Цель: Обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса в создании условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства. 

Задачи:

  1. Содействовать установлению положительного эмоционального фона  (снятие фактора тревожности, неуверенности) в период адаптации к условиям ОУ;
  2. Содействовать развитию сенсомоторных навыков;
  3. Стимулировать развитие двигательных функций организма ребенка;
  4. Создавать условия для развития дыхательной системы и артикуляционного аппарата.
  5. Посредством использования музыкального материала работать над  коррекцией двигательных и речевых нарушений, речевого дыхания, недостаточностью психомоторного развития.

Формы взаимодействия музыкального руководителя и учителя – логопеда

  1. Выстраивание единого индивидуализированного образовательного маршрута на основе сохранных функций (результаты мониторинга) в рамках ПМПк ОУ.
  2. Командная деятельность по разработке и проведению логоритмических занятий с учетом особенностей развития детей.
  3. Взаимообмен информацией о динамике индивидуального развития каждого ребенка.
  4. Создание картотеки распевок, речевок, пальчиковых, ритмо-речевых игр.
  5. Командная деятельность по разработке, подготовке и проведению тематических развлечений, праздников.

Принципы построения логоритмических занятий

  1. Занятия строятся по принципу доступности и индивидуализации образовательного процесса.
  2. Содержание образовательного процесса и использование дидактических приемов подбирается дифференцированно, сообразно возрасту и психических особенностей детей, тяжести речевого нарушения.
  3. Планирование происходит по принципу постепенного усложнения образовательных задач посредством использования двигательного, речевого и музыкального материала.
  4. Использование принципа системности позволяет содействовать формированию двигательных навыков и закреплению стереотипов.
  5. Принцип наглядности позволяет использовать сохранные функции организма ребенка.

Во время образовательной деятельности на логоритмических занятиях развитие речи происходит за счет синтеза слова, движения и музыки. Включение движений в речевой материал  способствует осмыслению слов, организует и регулирует двигательную активность детей. Посредством музыкального сопровождения текста и движения активизируется познавательная деятельность, выравнивается эмоциональное состояние, формируются сенсомоторные навыки. Создание игровой ситуации мотивирует детей, расширяет исследовательские и экспериментаторские возможности музыко-речевой деятельности. Правильно организованная (согласно психофизиологическим и гендерным особенностям) и наполненная предметно-развивающая среда позволяет расширить возможности детей в целях совершенствования творческой активности, развития музыкального воображения и мышления, стимулирования желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.

Основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении логоритмики имеют оздоровительную, образовательную и коррекционно – развивающую направленность.

Задачи коррекционно – развивающей направленности

 в контексте логоритмических занятий

Музыкальный руководитель:

-Содействие укреплению костно-мышечного аппарата.

-Содействие скоординированности движений и формированию правильной осанки.

- Содействие формированию способности ощущать ритмическую выразительность, передавать несложный музыкально-ритмический рисунок.

-Формирование способности восприятия музыкальных образов.

-Содействие формированию личностных качеств: эмпатии,  дружелюбности, отзывчивости.

- Содействие развитию речевого и певческого дыхания, темпа и ритма.  

- Содействие развитию фонематического восприятия, речеслухового внимания и памяти.

- Содействие развитию способностей вокально-хорового пения, речевого аппарата.

Учитель – логопед:

- Содействие постановке диафрагмально-речевого дыхания.

-Способствование укреплению мышечного аппарата.

- Содействие формированию навыков правильной артикуляции звуков.

- Содействие развитию фонематического восприятия, мыслительных операций анализа-синтеза.

- Содействие формированию лексико-грамматического словаря.

- Содействие развитию моторно – двигательных навыков, навыков мелкой моторики кистей и пальцев рук.

Деятельностный подход в организации логоритмических занятий

-Упражнения, развивающие общую и мелкую моторику.

-Упражнения с различным дидактическим материалом.

-Пальчиковые игры.

-Драматизация. Театр с использованием кукол бибабо.

-Упражнения для развития мимики и орального праксиса. Гимнастика мимических мышц.  

-Массаж лица.

-Музыкально-ритмические движения.

-Танцевальные движения.

-Скороговорки, потешки, небылицы, загадки, частушки, стихи, инсценировки.

- Игра на детских музыкальных инструментах. Использование музыкально-духовых инструментов.

-Распевки. Звуковая гимнастика.

-Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение.

- Артикуляционная гимнастика. Массаж артикуляционного аппарата. Упражнения на развитие мягкого неба.

-Игры, упражнения, танцы, способствующие координации пения с движением,  движений со словом.

-Упражнения и игры подражательного характера. Разучивание песен со звукоподражанием.

-Упражнения на развитие внимания, памяти.

-Упражнения, способствующие развитию мышления, мыслительных операций (анализа и синтеза)

-Психологические этюды и коммуникативные игры.

Последовательная и систематическая деятельность по музыкальному воспитанию в сочетании с задачами коррекционной направленности способствует развитию воображения детей, их творческой активности, формированию осознанного отношения к воспринимаемой музыке, способствует эмоционально-динамическому воспроизведению движений, формированию сенсорных эталонов, профилактике речевых нарушений.

Перечень практического материала для использования

 на логоритмических занятии

Задания для работы над артикуляцией и дикцией.

  • Артикуляционная гимнастика.                                                                                                
  • Упражнение «Ручеек» (быстрые движения языка по вытянутым губам).
  • Упражнение «Мотоцикл» ( глиссандо вверх и вниз, затихая на звук «Р»).
  • Пальчиковые игры.
  • Пропевание и проговаривание скороговорок в разном темпе (по К.Орфу).

Отмечание ритмической пульсации хлопками, щелчками, шлепками. Проговаривание текста в разной динамике (от шепота до почти крика).

  • Чтение скороговорок по подгруппам.
  • Проговаривание слов песни нараспев на одной высоте («высоким» голосом).
  • Проговаривание текста беззвучно губами в разных темпах (угадывание текста по  губам) начиная с медленного темпа.

Дыхательные упражнения под музыку.

  • Ритмичное дыхание под музыку вальса.

Усиление звучания - вдох, затихание - выдох (ладони на животе).

Цель: Развитие динамического слуха и равномерного вдоха и выдоха.

  • Упражнение «Самурай на тренировке».

Сделать полный глубокий вдох. Выдох в три этапа:

- первая порция выдоха с ударом руками в грудь;

- вторая порция выдоха с ударом руками в грудь;

-третья порция выдоха с ударом руками в живот.

(на выдохе открывать рот и высовывать язык, на третьей фазе выдоха слегка наклониться вперед).

Цель: Освобождение от мышечных зажимов груди и живота.

  • «Спокойный вальс».

Вдох - медленное поднимание рук, вперед вверх вращая кистями;

Выдох - опускание рук через стороны вниз.

Спокойный вдох через нос - правая рука вперед, левая – назад,

Спокойный выдох через нос – левая рука вперед, правая – назад.

Дыхательные упражнения с движениями.

  • « Котенок и шар».

Дети стоят в кругу.

-Надувала кошка шар, а котенок ей мешал (расширяют круг, отступая назад).

-Ф-ф-ф-ф (выдох ртом).

-Подошел и лапой хлоп (хлопок в ладоши).

-Ну а шарик сразу- лоп  (приседают на корточки).

Цель: Содействовать развитию регуляторных навыков спокойного выдоха ртом.

  • Дыхательное упражнение «Петух» (по Б.С.Толкачеву).

Метод был разработан автором в целях физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями.

-Петя, Петя – Петушок целый день учил стишок,

А запомнил он одну лишь строку : «Ку-ка-ре-ку».

Вдох через нос - поднять руки, задержать дыхание

Выдох -  хлопнуть руками по бедрам, произнося «Ку-ка-ре-ку».

Цель: Сочетание простых физических упражнений с озвученным выдохом.

  • «Воздушный шар»

Мы надули шар воздушный вот такой большой, большой,

Отпустили его в небо, помахали вслед рукой.

Полетел воздушный шарик прямо в небо к облакам,

Но за сук он зацепился, лопнул, хлопнул - БАМ!

Ш – ш – ш – ш…(присесть на продолжительном выдохе).

  • « Губная вибрация»

Изображается работающий мотор автомобиля проезжающий по американским горкам.

Звуковые дыхательные упражнения.

  • «Воздушный шар». 

Цель:  Равномерность выдоха, произнесение звуков и выстраивание круга.

Дети стоят лицом в круг и держатся за руки. Шарик сдувается на звук «С», круг сужается.

Шарик надувается на звук «Ф», круг расширяется.

  • «Две собаки» (по М.А.Давыдовой).

Дети показывают  как, высунув язык, тяжело дышит  большая собака, затем лают тонкими  звонкими голосами, как маленькая собачка.

  • «Ежик».

Упражнение способствует очищению легких.

Дети сидят на коленях, головой касаясь, пола, руки сцеплены в замок за спиной, пальцы изображают иголки ежа. Повернуть голову вправо, а затем влево  произнося звуки: «Пх-пх-пх».

  • «Комарик».

Дети приставляют ладони на плечи (крылышки), машут ими, двигаясь по залу и произнося звук «З-з-з» в динамике от piano до forte через creshcendo и обратно.

  • «Хомячок». 

Шмыганье носом с закрытым ртом.

  • «Собачке жарко».  

Часто подышать носом с высунутым языком.

  • «Воротики и паровозик».

Глубокий вдох через нос - воротики открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «Ф»- закрыли воротики.

Дыхательные упражнения без звука. 

Цель: Содействие развитию функции управления мускулатурой дыхательных мышц.

  • «Вдох и выдох» (по Н.И.Журавленко).

Дети кладут ладони на живот. На команду «Вдох» дети выполняют энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Ладони ребенка должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На команду «Выдох» дети выдыхают через чуть приоткрытые губы.

  • « Дирижер»

Цель: Увеличение продолжительности задержки дыхания и выдоха.

Дети стоят, руки опущены вниз. Педагог «дирижер» поднимает руки вверх и  считает до трех, дети делают вдох. Дирижер держит руки вверху и считает до трех, дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук дирижера дети выдыхают воздух (счет на 6). Постепенно счет на вдох и задержку дыхания можно довести до 6 . Желательно, чтобы выдох по продолжительности был в два раза дольше вдоха.

  • « Быстро – медленно»

Цель: Формирование навыков спокойного и энергичного вдоха.

Медленный подъем руки дирижера – плавный вдох, или быстрый подъем руки дирижера – короткий энергичный вдох. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «С»,«Ш»,.»Ф».

  • «Попеременное дыхание» (по методу йогов)

Цель: Создать условия способствующие сбалансированности деятельности вегетативной нервной системы.

Указательным пальцем правой руки прижать правую ноздрю и делать вдох через левую на счет 4, затем закрыть левую ноздрю и сделать выдох через правую на счет 4. Двухфазное йоговское дыхание хорошо для активизации внимания (в случае если дети возбуждены, упражнение помогает быстро снять напряжение).

  • «Мороз»

Цель: Содействовать формированию равномерного выдоха.

Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть на морозе руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным.

Упражнение на сохранение вдоха (по К.В.Тарасовой)

После вдоха мы задерживаем дыхание, как бы надеваем на ребра «резиновый круг». Этот резиновый круг не должен опасть до начала пения (состояние вдоха, когда раздвинуты ребра).

  • Упражнение с листиком бумаги.

Взять двумя пальцами небольшой лист тонкой бумаги для офисной техники за верхнюю часть, держать его на уровне лица на расстоянии 8-10 см от губ. Сделать вдох и медленно дуть на бумагу.

  • Упражнение «Свеча»   (пламя из органзы).

Дуть, чтобы пламя отклонилось плавно, но не погасло.

  • Дыхательная зарядка

И.П. стоя, руки согнуты в локтях, ладони касаются плеч.

На счет 1 – вдох через нос, локти соединить перед собой

На счет 2- задержка дыхания, локти в стороны

На счет 3 – выдох, наклон вперед, опуская руки.

  • Губное резонирование  (по Т.В.Охмуш)

На счет 1 – 2 вдох

Выдох – произнесение звука «В», губы полусомкнуты, ощущаяется работа диафрагмы.

Произнесение скороговорок на одном дыхании.

  • Как на горке, на пригорке

Жили тридцать три Егорки  (начинаем считать на одном дыхании):

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д. (чем больше ребенок сможет назвать Егорок,  тем больше у него объем легких).

  • На пенечке пять опят

Дружно выстроились в ряд (начинаем считать на одном дыхании):

Раз опенок, два опенок и т. д.

  • На дворе дрова, на траве трава (начинаем считать на одном дыхании):

Раз дрова. Два дрова и т. д.

  • Грелся Максим, бегая вокруг оси (начинаем считать на одном дыхании):

Раз осина, два осина и т.д.

  • Лежит ежик у елки, сосчитай ежа иголки (начинаем считать на одном дыхании):

Раз иголка, два иголка и т. д.

  • На пороге вытри ноги,

Вытри ноги на пороге (начинаем считать на одном дыхании):

Вытри раз, вытри два и т. д.

Произнесение текста активным шепотом (по Г.П.Стуловой)

Цель:  активизация дыхательной мускулатуры. Формирование чувства опоры звука на дыхание.

Упражнения по методике парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на вдохе не фиксируется, он должен происходить самопроизвольно.

  • «Ладошки».

И.П. Руки согнуты в локтях, ладони сведены перед грудью. Вдох – с силой сжать ладони, одновременно коротко втянуть воздух через нос. Выдох самопроизвольно через нос.

  • «Кошечка». 

Счет на четыре. И.П. Стоя, руки согнуты в локтях. Вдох  через нос– поворот вправо или влево. Выдох через рот – возвращение в исходное положение.

  • «Ушки».

Счет на четыре. И.П. Стоя, руки на поясе. Вдох  через нос– наклон головы вправо. Выдох через рот – голова прямо. Повторение в левую сторону.

Комплекс упражнений звуковой психорегуляции дыхания  (по М.Л.Лазареву).

Цель: Стимуляция обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации и улучшение микроциркуляции в области легочных ольвеол, стимуляция деятельности диафрагмы, улучшение дренажа мокроты, расслабление мускулатуры бронхов, повышение эмоционального тонуса, массаж внутренних органов, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение (все упражнения предполагают продолжительный озвученный выдох).

  • «Муха»

Цель: Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица.

И.П. Стоя. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. После глубокого вдоха негромко произносится звук «В» до полного выдоха. Повторить 4 раза.

  • «Комар»

Цель: Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи.

И.П. Стоя, расслабив все тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдохнуть. На выдохе негромко и долго произносить звук «З». Повторить 4 раза.

  • «Жук»

Цель: Стимуляция микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки.

И.П. Стоя, расслабившись и закрыв глаза. Ладонь на груди. Вдох. На выдохе негромко произносить звук «Ж». Повторить 4 раза.

  • «Стрекоза»

Цель: Энергетическая подзарядка солнечного сплетения.

И.П. Стоя. Закрыв глаза. Ладонь лежит на области солнечного сплетения. На выдохе произносить звук «М». Повторить 4 раза.

  • «Силовое дыхание».

И.П. Стоя, ноги врозь. Вдох. Задержка дыхания. Выдох мощный, через плотно сжатые губы.

  • «Очищающее дыхание»

Цель: Активизировать работу диафрагмы.

И.П. Стоя. Энергичный вдох через нос. Задержка дыхания. Затем через плотно сжатые губы ступенчатый выдох, малыми порциями, с большим напряжением и сопротивлением.

  • «Синьор Помидор» 

Цель: Развитие силы дыхательных мышц.

И.П. Стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Задержать дыхание. Выдох. Губы плотно сжаты препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Все мышцы напряжены. Лицо должно покраснеть. Повторить 4 раза

 Работа над ритмом.

Цель: Развитие ритмичности.

  • Отхлопывание ритма попевок ладонями.
  • Узнавание попевок по графическому изображению ритма.
  • Ритмический аккомпанемент.
  • Узнай песню по ритму.
  • Инсценирование песен с солистами, исполняющими ритмическую партию.

 Работа над темпом.

  • Коллективные игры на скорость движения.
  • Исполнение попевок и песен с контрастным темпом.
  • Пение с ритмическим аккомпанементом.
  • Игра «Дирижер».

Наглядные пособия

Использование наглядных пособий  активизирует умственную деятельность детей, позволяют полнее представить предложенный образ, проявить творческую инициативу и самостоятельность  на занятиях по музыкальному воспитанию.

  • Использование наглядного и стимульного материала:
  • Дидактическое пособие с движущимися деталями, показывающими высоту звука.
  • Карточки обозначающие характер исполнения музыкального произведения: 

Длинная линия – поем связно legato

Линия прерывистая – поем не связно  non legato

Точки - поем отрывисто staccato

  • Графическое изображение мелодии.
  •  «Машина гудит».

Дети справились с заданием, показываем зеленый флажок (машина может ехать).

Дети не справились с заданием, показываем красный флажок (машина стоит)

Дети справились с заданием, но не очень хорошо показываем желтый флажок (надо задуматься)

  • «Выгляни в окошко»

Цель: Похвалить за чистое интонирование

Если мелодия правильно исполнена, окошко открывается, из него выглядывает девочка.

  • «Лесенка» 

Цель: Пропевание гаммы звуков

-Вот иду я вверх, вот иду я вниз.

  • «Звуковая дорожка». 

На фланелеграфе полоска бумаги (дорожка), на которую помещаются буквы изображающие гласные звуки.  Дети пропевают звуки расположенные на дорожке.

  •  Пособие «Поющие часы».
  •  Пособие «Согласные звуки»
  •  «Фигурка на петельке»

Цель: укрепление дыхательных мышц.

Фонограмма классической музыки, записанной на фоне звуков природы (пение птиц, шум ветра, шум листвы и т.д). Ребенок надевает на палец петельку и под звучание музыки дует на фигурку, наблюдая, как  в воздухе танцует снежинка, летает бабочка и т.д.

  • «Определи настроение»  

Цель: Работа с пиктограммами

Дети слушают музыкальное произведение, определяют изменение настроения в музыке, соотносят с подходящей пиктограммой.

  • «Забавные игрушки» 

Цель: Поощрение посредством действий с игрушкой

Зверушки - игрушки «прыгают» прямо в руки хорошо поющим детям или садятся им на плечо – они тоже любят, когда песня звучит чисто и выразительно.

  •  «Позвони маме»

Цель: Поддержание интереса к пению.

По игрушечному мобильному телефону можно позвонить маме на работу и спеть песенку.

  • «Говорящий бубен»

Цель: Поддержание интереса к деятельности по музыкальному развитию.

Бубен «хвалит» своим звоном детей за правильно выполненное музыкального («ум-ни-ца», «о-чень хо-ро-шо»)

Ритмодекламация.

Ритмодекламация это синтез поэзии и музыки. Ее называют «музыкальной речью» и «речевым интонированием» в ритме, предложенном композитором. Выведение на первый план ритма, одного из важнейших параметров музыкального языка, позволяет рассматривать ритмодекламацию как одну из перспективных форм в музыкальной методике обучения дошкольников. Исполнение ритмодекламации отличается четким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания.

Отстранение от пения в ритмодекламации связано, с одной стороны, с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить), а с другой, направлять на развитие механизмов интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым слухом. До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь.

В ритмодекламации три этапа работы:

  • При первоначальном ознакомлении с произведением внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.
  • При следующих возвращениях к изучаемому произведению внимание обращается на ритм, уточняется рисунок интонации.
  • Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к форме и целостному восприятию поэтически- музыкального образа.

Чтение возможно как индивидуальное, так и  в хоровом исполнении «цепочкой», групповым диалогом. У детей восприятие связано непосредственно с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально- поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Ее необходимо дополнять жестами, пластикой, движением, если это допускается содержанием исполняемого произведения.

  • « Солнечный зайчик» (стихи Н.Пфеффер)

Зайцу длинноухому,  что и говорить (дети наклоняются в разные стороны, показывают руками «заячьи ушки»).

Нравится по лесу быстро бегать во всю прыть (активные шлепки по коленям).

Я зайчишке серому вовсе не родня (прыгают на одной ноге, поворачиваясь вокруг себя)

Почему же зайчиком все зовут меня? (Нога выставляется на пятку вперед, на носок назад. Движения рук вверх- вниз).

  • « Паучина»  (слова И.Родина)

Пау- паучина паутину сшил (первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот).

Вдруг закапал дождик, паутину смыл (щелкать пальцами,  в конце фразы правой ладонью быстро скользнуть по левой).

Вот и солнце вышло, стало подсыхать (соединив ладони,  поднять руки вверх, поворачивая их в одну, в другую сторону).

Пау- паучина трудится опять! (быстро перебирая пальцами, постукивать подушечками).

  • «Сороконожка» 

(Дети выстраиваются в колонну, кладут руки на плечи друг другу, изображая сороконожку).

Шла сороконожка по сухой дорожке  (дети идут ритмичным шагом,  слегка пружиня).

Вдруг закапал дождик, кап! Ой, промокнут сорок лап! (Останавливаются, слегка приседают).

Насморк мне не нужен,  обойду я лужи (идут, высоко поднимая колени).

Грязи в дом не принесу, каждой лапкой потрясу! (Трясут одной ногой).

И потопаю потом, ой, какой от лапок гром! (Топают ногами).        

Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность, «предвосхищают» сознание, его реактивность ( ввиду быстроты смены движений), повышают общий уровень организации мышления ребенка.

  • «Вышли пальцы танцевать»  И.Евдокимова

Раз- два – три – четыре- пять, вышли пальцы танцевать (выбрасывать пальчики из кулачка)

Вот большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга).

Указательный в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга).

Средний пальчик поклонился (сгибать и разгибать)

Безымянный притаился (спрятать четвертый палец в кулачке другой руки).

А мизинец, удалец цепь сомкнул, молодец! (соединить мизинцы).

Как же дальше танцевать? Надо цепь нам разорвать! (тянут сцепленные пальцы и разрывают связь в конце фразы).

  • «Раз – цветочек»

Раз цветочек, два цветочек (поочередно показывают ладони с растопыренными пальцами)

Ежики, ежики (сжимают и разжимают ладони)

Наточили, наточили (скользящие движения ладони о ладонь)

Ножнички, ножнички (скрещивают перед собой руки).

Побежали, побежали («бегают» пальцами по ладони другой руки)

Зайчики, зайчики  (показывают «заячьи ушки над головой)

Ну- ка вместе, ну-ка дружно …

Девочки!  (Девочки выкрикивают слово)

Мальчики!  (Мальчики выкрикивают слово)

Координационно- подвижные игры.

В логоритмике общеизвестно использование игровых моделей, соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей.

Ценность координационно- подвижных игр заключается в том, что они  являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий. Дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность, развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование, учат ребенка ощущать свое тело и управлять им.

  • «Заходите в гости»  Ю.Мориц

Чисто в домике у белки (обвести взглядом комнату)

Дети вымыли тарелки (круговыми движениями потереть ладошки)

Мусор вымели во двор (стряхнуть «пыль» с руки от плеча до запястья)

Палкой выбили ковер (выставленная вперед левая рука- «ковер», правой имитировать выбивание ковра).

Постучался почтальон (постучать кулаком правой руки в ладонь левой)

Благородный старый слон (расставить ноги и медленно покачаться из стороны в сторону)

Вытер ноги о подстилку (движения по тексту)

Распишитесь за «Мурзилку» (писать на спине соседа)

Это кто стучится в двери? (постучать кулаком правой руки о ладонь левой)

Это мошки, птички, звери (руками изображать взмах крыльев, ушки зайчика)

Вытирайте ножки,  дорогие крошки, мы не станем здесь скучать, начинаем  танцевать!

Вот мы топнем ножкой топ-топ-топ, топ-топ-топ, а теперь другою ножкой топ-топ-топ,топ-топ-топ!

И присядем, и привстанем- повторим еще разок,

Топнем правой пяткой дважды и вперед – на носок!

Мы попрыгаем все вместе и покружимся на месте

Встанем друг напротив дружки, встанем в пары и потом

Обойдем- ка мы друг дружку мелким маленьким шажком. (Повторить 2-3 раза, меняя темп).

  • «Ты, мороз»

Ты мороз, мороз, мороз (идут по кругу, грозят пальцем)

Не показывай свой нос (показывают «нос»),

Уходи скорей домой (ладонями отталкивают от себя),

Стужу уноси с собой (кружатся).

А мы саночки возьмем и на улицу пойдем (бегут по кругу, потирая руки).

Сядем в саночки- самокаточки с горки- ух! Упали! (Присесть),

От  мороза убежали!  (Разбегаются врассыпную).