Внеурочная деятельность

Пальчевская Наталья Владимировна

Курс внеурочной деятельности социального направления

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каратузская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова.

 

«Рассмотрено»

Методический совет

Протокол № _____ от

«___»____________2016г        

«Согласовано»

Заместитель

директора  по ВР

_________ Н.В.Пальчевская

«___»____________2016г        

«Утверждаю»

Директор   МБОУ  «Каратузская СОШ»

__________ И.В.Булгакова

Приказ № ____ от

«___»____________2016г        

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Познай себя»

(социальное направление)

5-6 классы

Составитель: Пальчевская Наталья Владимировна,

высшая квалификационная категория

2016 год

с.Каратузское

Программа "Познай себя" для учащихся 5 – 6  классов

Пояснительная записка

        Программа составлена на основе авторской программы «Самосовершенствование личности» (автор Селевко Герман Константинович).

Ведущими идеями современной школы являются идеи гуманизации образовательного процесса. В связи с этим большое внимание уделяется личности ученика как субъекту учебного процесса, равноправному партнеру общения. Такой подход к организации образовательного процесса предполагает умение всех участников вести диалог, выбирать необходимые формы и средства общения, позволяющие конструктивно взаимодействовать (сотрудничать) как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Несомненно, ведущую роль в этом играет педагог как более опытный, знающий, компетентный участник субъектно-субъектных отношений. Однако эта ситуация ставит и обучающихся в позицию выбора, что делает актуальным его способность к рефлексии и самооценке. Не менее важным становится умение эмоциональное состояние собеседника, чтобы выбрать наиболее оптимальные способы и средства общения. Поэтому у школьников возникает необходимость в получении психологических знаний.

С другой стороны, с переходом из начальной школы в школу II ступени школьник вступает в новую фазу своего психического развития: он становится младшим подростком. Соответственно меняется ведущий вид деятельности. На первый план выходит общение как средство познания себя и окружающего мира. Но конструктивное общение невозможно без осознания собственного “Я”, своих особенностей и потребностей, поэтому идет интенсивный поиск, происходит половая и ролевая самоидентификация. Однако общение также немыслимо и без внимания к собеседнику, принятия его как личности, равноправного партнера по общению, а необходимых знаний у подростка нет. Возникают своеобразные ножницы. Подросток ищет выход из ситуации, некомфортной для него, но путей решения данной проблемы он не знает. Все это приводит к снижению самооценки, повышению уровня тревожности. По результатам психологических исследований, более 60% младших подростков показывают заниженную самооценку.

Анализ педагогической сложившейся ситуации позволил выявить следующие противоречия:

  • между потребностью в общении как ведущим видом деятельности подростков и недостаточным уровнем развития коммуникативных умений обучающихся;
  • между потребностью подростков быть понятым и принятым другими и собственным умением понять и принять других;
  • между потребностью обучающихся в творческой самореализации и недостаточно сформированными у них умениями, необходимыми для творческой деятельности.

На разрешение данных противоречий и направлена программа “Познай себя”, разработанная для учащихся 5-6-х  классов.

Нормативные документы для разработки программы:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273  «Об образовании в Российской Федерации»

 ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года

 Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)

 О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)

Цель программы: 

Психолого-педагогическое  сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.

Задачи программы:

1. Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.

2. Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Формы проведения занятий:

Форма работы групповая.

Принципы программы:

- принцип коллективности обучения и воспитания детей;

- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса;

- принцип наглядности;

- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;

- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Механизм реализации программы

Занятия являются тематическими и определены структурой проведения, частота проведения 1 час в неделю в объеме 8 часов.

План занятий:

  • ориентировка и подготовка учащихся;
  • разминка;
  • структурированные упражнения;
  • рефлексия занятия.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрации, психологические игры, тренинги, информационно-

коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребенку, тесты, опросники.

В результате изучения данного курса дети:

  • Овладеют определенными психологическими знаниями;
  • Овладеют приемами конструктивного взаимодействия;
  • Умеют правильно управлять своими эмоциональными реакциями;
  • Совершенствуют навыки общения;

Содержание курса «Познай себя»

I. Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой личности. Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование.

II. Самопознание как основа самосовершенствования. Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.

III. Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.

IV. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, автобиография.

Примеры практических занятий
• упражнение «Знаете ли вы свою внешность»;
• самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки;
• упражнение «Диалог субличностей»;
• составление карты самооценки;
• анализ социальных ситуаций-проб.

Контроль за успешностью усвоения обучающимися программного материала:

Проводится анализ качества выполнения самостоятельных и творческих работ, творческих заданий. Итоговый контроль проводится в виде беседы на заданную тему, практикума решения задач, групповой работы, игры, выполнения творческих работ.

Учебно-методическое сопровождение

1.Селевко Г.К. Познай себя. Изд.2-е, стереотипное. М.:Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. 96с (серия «Самосовершенствование личности»).

2. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.

3.Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова  Москва 2007 г.

  1. О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г.

5.Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М., 1996. 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемая Дата

Проведения

5б             5а

Фактическая дата проведения

5б           5а

1

Знакомство с собой. Образ вашего Я

1

6.09          8.09

6.09          8.09

2

Я и окружающие. Вы – человек и Вы - личность

1

13.09         15.09

13.09        15.09

3

Оценивание себя.

1

20.09        22.09

20.09        22.09

4

Как Вы воспринимаете окружающий мир.

1

27.09         29.09

27.09        29.09

5

Настоящий друг?

1

4.10            6.09

4.10            6.09

6

Тренинг «Умение общаться»

1

11.10         13.09

11.10        13.09

7

Богатство Вашей личности

1

18.10         20.09

18.10        20.09

8

Защита проектов «Расскажите о себе»

1

25.10         27.09

25.10        27.09