Занятия по программе "Мой мир-мир общения" 4 класс с.Калиновка

Бутахина Евгения Анатольевна

Занятия по программе "Мой мир-мир общения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Я и мои родители»

Цель: помочь детям осознать свои чувства ко всем членам своей семьи.

Оборудование: альбом, цветные карандаши, карточка с примерами, контур рыбы.

Разминка. «Перевоплощения»

Предлагаю перевоплотиться в образы, и как можно более точно передать их состояние:

  «грустная рваная книга»

 «новая веселая кукла»

 «удивленная бабушка»

«сердитый дворник»

 «ленивый медвежонок»

 «радостный зайчонок»

«Рисуем по точкам» 

Решите примеры, соедините ответы в порядке их следования.

 Дорисуйте рыбке необходимые детали (глаз, плавники, рот). Раскрасьте.

12:4 =…                          

2*0=…            

24:3=….        

1*6=…    

42:6=…

6*3=…  

18:9=…      

5:5=….                  

16:4=…                

5*2=…

              0              8                                     7

5                                                         6

                                                 9             18              11

3                                                          1

             10              4                                         2

 

 «Неоконченные предложения». 

Подумайте некоторое время о своих родителях, вспомните их привычки, основные занятия, отношения друг с другом и  затем продолжите фразы:

Я люблю, когда мои родители...

Я не люблю, когда мои родители...

Я хочу, чтобы мои родители...

Я не хочу, чтобы мои родители...

Это задание выполняется письменно,  прочитайте вслух завершенные предложения, можно родителям.

Рисунок «Семья цветов».

 Представьте, что к вам в дом пришел добрый волшебник и превратил всех домочадцев в цветы. Кто в какой цветок превратится? Нарисуйте свою семью в сказочных образах цветов.

(Рисунки покажите родителям или пришлите фото педагогу-психологу, удобным для вас способом).



Предварительный просмотр:

Занятие «Я и мои одноклассники».

Цель: развивать умение устанавливать контакт в различных ситуациях, учитывать мнения других людей и работать в команде.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Я и мои одноклассники».

Разминка «Что любит мой сосед?» 

Догадайся и назови то, что любит делать твой сосед по парте.

Основное содержание занятия

«Что любит мой друг?». 

Напишите на  листочке:

 Свой любимый цвет,

Своё любимое блюдо,

Свою любимую погоду,

Свой любимый фильм.

После этого вспомни и напиши любимый цвет своего друга, его любимое блюдо, его любимую погоду, его любимый фильм.

 «Фильм про наш класс». 

Придумай сценарий фильм про свой класс.

 «Совет».

Загадай одного из ребят, которому ты хотел бы пожелать лучше учиться, и на листочке запиши советы, которые могли бы помочь.

Подведение итогов.

Понравилось ли занятие? Сценарий фильма можно отправить педагогу-психологу любым удобным способом, для обратной связи.



Предварительный просмотр:

Занятие « Лидерство в классе»

Задачи: предоставить детям возможность обсудить значимый для них процесс общения со сверстниками, развивать умения учитывать мнения других людей и работать в команде.

Оборудование: альбом, цветные карандаши.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Лидерство в классе».

Разминка. «Необычное приветствие»

Как вы думаете, зачем люди при встрече приветствуют друг друга?

Как они это делают?

 А можно ли приветствовать людей без слов?

Как? Покажите!

Основное содержание занятия

 «Знак лидерства». 

Лидерство, так же как и действия в математике, имеет свой знак: плюс или минус. Лидерство со знаком плюс приносит пользу окружающим, но требует от человека серьезных усилий. Например, уговорить всех ребят хорошо подготовиться к конкурсу чтецов. Лидерство со знаком минус дается человеку легко, без усилий, но не приносит пользы ни ему, ни окружающим. Например, ученик во время урока выкрикивает смешные, с его точки зрения, реплики, корчит гримасы, всем мешает.

Прочитайте маленькие рассказы, и  определите знак лидерства его героев.

  • Миша хорошо учился в первом классе, ребята уважали  его за хорошую учебу, которая давалась ему легко. Однако в четвертом классе учиться стало труднее. Миша сполз на  тройки. Он подружился с Вадиком и Павликом из  другого  класса, и вместе они стали обижать других ребят.
  • На уроке музыки дети вели себя не очень хорошо. Они  знали, что классная руководительница будет потом спрашивать, кто был зачинщиком и кто ему «помогал». На перемене Наташа всем сказала: «Молчите, никто не должен нас выдать».
  • Класс готовился к конкурсу инсценированного  мультфильма. Учительница сказала, что ребята уже взрослые и должны делать это сами. Но никто не хотел ничего делать. Тогда Игорь дома написал сценарий, нарисовал иллюстрации. А потом раздал ребятам их роли. Класс выступил отлично.
  • Учительница на уроке вышла из класса в коридор, пришла мама болеющей Тани за домашним заданием. Дети  радостно подняли головы от своих тетрадей. Тогда  Нина сказала: «Давайте продолжать работать, а то не успеем, и нам много зададут на дом».

Игра «Фломастеры». 

Поиграйте с родителями, братьями или сёстрами в увлекательную игру «Фломастеры»

Поделитесь на две группы: играющих и наблюдающих, потом поменяйтесь ролями.

Цель играющих - молча собрать разбросанные по полу фломастеры (по числу участников), соблюдая два условия: в воздухе может находиться только один фломастер; один человек может касаться только одного предмета. Цель наблюдателей — увидеть, кто и как пытался проявить лидерство.

Работа со сказкой.

Прочитайте сказку.

Друг Великана (В. Плешаков)

В одном очень красивом месте, у подножия горы, жил самый маленький народец в мире — ГНОМЫ. Но гномы были только ростом маленькие, а в глубине души считали себя великанами и гордились этим, а некоторые даже хвастались. Поэтому между ними иногда вспыхивали споры и ссоры.

Несмотря на это, жизнь гномов текла размеренно и спокойно: ничто не предвещало беды. Но однажды в их цветущий мир невесть откуда закрался мрак. Это была тень огромного страшного великана. Он был таким громадным, что его тень закрыла все обозримые просторы долины гномов. Гномы в ужасе разбегались в разные стороны. Они пытались скрыться от мрака, который был повсюду: справа, слева, сзади и спереди. Мрак окружал гномов со всех сторон. Великан, взобравшись на гору, нашел себе подходящее место на одном выступе, а потом всей тушей рухнул на землю, прямо на любимую цветочную поляну гномов, и захрапел...

— Это возмутительно! — закричал Самый Главный Гном, с трудом собрав своих испуганных собратьев у подножия горы. — Он погубил наши любимые цветы!

— Это возмутительно!!! — кричали все гномы.

— Он пришел в наш мир и украл у нас свет, наше Солнце, — продолжал Самый Главный Гном.

— Это возмутительно! Да! Да! Да! — вторили ему остальные гномы.

— Так давайте прогоним его из нашей долины! — завопил Самый Главный Гном еще громче.

—        Да! Да! Да! — подхватили остальные гномы.  А один маленький гном стоял в стороне и молча смотрел то на кричащих  гномов, то на грозно похрапывающего на поляне великана.  Все равно его никто не станет слушать, потому что все считают, что он еще не научился как следует говорить, да к тому же он был меньше всех ростом. Братья-гномы не дружили с ним.

—        Давайте все вместе приблизимся к нему и укусим в  пятку! — громко кричал Самый Главный Гном.

—        Давайте! — вторили ему остальные гномы, и их голоса звучали так устрашающе, что мурашки бегали по телу.

А маленький гном слушал беснующуюся толпу гномов и  представлял себе, как, когда великан проснется, он подбежит к нему... и подружится с ним! Он, самый маленький из гномов, станет дружить с самым большим на земле великаном!

—        Стойте, братья! — вдруг набравшись храбрости, закричал  Самый Маленький Гном. — Разве он, Великан, не такой же живой, как и мы с вами? Разве он чем-то отличается от нас, кроме своего роста? Разве он не имеет права жить рядом с нами?

—        Нет у него такого права! Это наша долина! Это наша гора! Это наша поляна и наши цветы! — закричал Самый  Главный Гном.

—        Да! Это все наше и только наше! И мы ни с кем не хотим делить нашу долину! — орали гномы. И Самый Маленький  Гном уже готов был сдаться, но вдруг представил себе изгнание Великана из долины, и странное чувство наполнило его.  Он почувствовал ответственность перед Великаном, будто он  уже был его другом!

—        Нет, — крикнул он, — вы не прогоните его! Он мой ДРУГ!

Наступила тишина.

—        Но он погубил наши любимые цветы! И неизвестно, от него можно ожидать! — настаивал на своем Самый Главный Гном.

—        Он не хотел причинить нам вреда, — удивляясь своей настойчивости и  храбрости, сказал Самый Маленький Гном, он просто слишком большой. У каждого свои недостатки! Но если мы все подружимся с ним, то эта ДРУЖБА поможет забыть все неурядицы.

—        Он дело говорит, — раздался одинокий голос  Самого Мудрого Гнома. — Великан такой же, как мы, только больше ростом. Почему бы нам не подружиться с ним? Ведь мы дружим с птицами, зверями, которые больше нас. Братья, — обратился он к притихшей толпе, — кто хочет дружить с ним, с самым большим Великаном в мире?

—        Я! Я! Я! — раздались крики из толпы. Голоса слились в большой хор, эхо которого разносилось над долиной величественной дружественной песней.

—        Да будет так, — сказал  Самый Мудрый Гном, и вся орава вприпрыжку понеслась к подножию горы, а впереди всех мчался Самый Маленький Гном. Они устремились туда, где мирно спал ничего не подозревающий Великан...

Вопросы для обсуждения

—        Чем не понравился гномам великан? Почему они хотели его прогнать?

—        Как Маленькому Гному удалось пойти одному против всех? Ведь это очень трудно, когда все кричат одно, а ты делаешь другое!

—        Чем вам понравилась эта сказка?

Вопросы для обсуждения

—        Чем не понравился гномам великан? Почему они хотели его прогнать?

—        Как Маленькому Гному удалось пойти одному против всех? Ведь это очень трудно, когда все кричат одно, а ты делаешь другое!

—        Чем вам понравилась эта сказка?



Предварительный просмотр:

Занятие Я – уникальный

Цель: акцентировать внимание на ценности и уникальности каждого человека.

Оборудование: альбом, цветные карандаши.

Дорогие ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия «Я –уникальный!»

Разминка «Неоконченные предложения». 

Устно закончите  написанные  предложения:

Я люблю...       Меня любят...                  Я забочусь...

Обо мне заботятся...            Я верю...          В меня верят...

«Психологическая загадка».

 Назовите человеческие качества по их определениям.

«Человек, умеющий терпеть, обладающий настойчивостью, упорством в деле»

«Человек, умеющий сказать нежные, добрые слова»

«Не способный к низким, дурным поступкам человек»

«Человек, который всегда действует честно, по правилам»

Основное содержание занятия

«Звездочка».

 Нарисуйте звезду, в лучах которой напишите: «мама», «папа», «учительница», «друг», «ведущий».

Вы должны решить, какое качество у вас общее с этим человеком, какое качество указанного человека противоположно.

 (Например: «Мама любит животных, и я тоже». «Он рассеянный, а я внимательный».)

Работа со сказкой. Дети читают, рисуют сказку.

Цветок по имени Незабудка (О. Гавриченко)

Недалеко от большого города был лес, а в лесу была поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве заводили свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы на этой поляне умели разговаривать. Каждый из них рассказывал другому лесные новости. Иногда они играли друг с другом в мячик из капелек росы. Весело и интересно жилось им!

Однажды утром на поляне появился новый цветок — на тоненьком стебельке с маленькими листиками и крошечным  нераскрывшимся зеленым бутоном.

—        Ты похож на обыкновенную траву, — сказали большие красные цветы Мака, — ведь ты весь зеленый.

—        Нет, — ответил новый цветок, — я цветок Незабудка.

—        Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! - сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках. — Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, но цветов по имени Незабудка не знаем.

—        Таких цветов не бывает, — зазвенел колокольчик. — Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветов по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали:

—        Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой.

Маленькая тоненькая Незабудка посмотрела на себя: «Да... Я вся зеленая, и бутон мой не раскрылся, никто и говорить со мной не захочет, а играть — тем более...» От этой мысли она почувствовала себя совсем одинокой. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, а нераспустившийся бутон наклонился к земле... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил ее спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

—        Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!

—        А мы, — зазвенели колокольчики, — самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

Маленькой Незабудке опять нечего было сказать, да ее никто и не слушал бы, ведь она совсем не похожа на цветок.

«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже — цветок», — так думала Незабудка.

И на следующий день Незабудка так сильно постаралась, гак сильно напрягла силы, что из бутона появились цветочки — очень красивые, голубые, по форме своей не похожие ни на один цветок на поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

— Мы летаем по всему лесу, но нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка!

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Ее выбрали Королевой бала, и на ее венчике засверкала корона. Незабудка была счастлива, ведь она не отчаялась и смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она — Незабудка — прекрасный цветок.

Подведение итогов:

Каждый из вас уникальный, не похожий на другого. Как здорово, что вокруг так много разных, уникальных людей.

Что запомнилось?  Покажите, что вы сейчас чувствуете мимикой и жестами.



Предварительный просмотр:

Занятие Я и конфликт

Цель: показать значение конфликта в общении и его последствия, способствовать поиску способов разрешения конфликтов, содействовать осознанию полученного на занятии опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Я и конфликт».

Разминка. «Буквы»

 Разминка сегодня необычная. Очень быстро, по команде, нужно изобразить буквы, с помощью тела, рук.

Итак, изобразите, «п», «р», «и», «в», «е», «т».

Основное содержание занятия

Упражнение «Желание и возможность»

Поразмышляйте над ситуацией, например, учитель поставил у доски 5 стульев, пригласил к доске 6 учеников и предложил им сесть на стулья. В любом случае один из ребят остается без стула. Реакция может быть разной – от уступки, принятия данной ситуации учеником, оставшимся без места, до проявления недовольства и даже конфликта с кем-то из учеников.

Что произошло в данном случае?

Можно ли считать эту ситуацию началом конфликта?

Игра «Сказочные конфликты» 

Рассмотрите карточки с названием сказки и указанным отрывком из этой сказки.

Вспомните сюжет указанной сказки.

Является ли данная ситуация конфликтной?

 Как ведет себя каждый герой с точки зрения стратегий поведения во время конфликта?

Всего 4 стратегии поведения во время конфликта: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

Сотрудничество –   участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.

Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

Избегание -  Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.

Приспособление – участник конфликта готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Это люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.

Рассмотрите иллюстрации и выполните задание.

C:\Users\HOME\Downloads\img16.jpg

 

Вспомните сюжет любой сказки и ответьте на вопросы.

C:\Users\HOME\Downloads\img9.jpg

Подведение итогов. Что нового вы для себя узнали?