Активные методы обучения в помощь учителю

Ситник Елена Анатольевна

Активные методы обучения- это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon struktura_urokov.doc85.5 КБ
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Структура уроков

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков.

1.По основной дидактической цели:

1.1.Урок ознакомления с новым материалом.

1.2.Урок закрепления изученного.

1.3.Урок применения знаний, умений.

1.4.Урок обобщения и систематизации знаний.

1.5.Урок проверки и коррекции знаний, умений.

1.6.Комбинированный урок.

2.По основному способу проведения:

2.1.Лекция.

2.2.Семинар.

2.3.Зачёт.

2.4.Практикум, лабораторная работа.

2.5.Собеседование.

2.6.Консультация.

2.7.Дискуссия /урок одной задачи, одной теоремы/.

2.8.Интегрированный урок.

2.9.Театрализованный урок.

2.10.Соревнование.

2.11.Дидактическая игра.

2.12.Деловая игра.

2.13.Ролевая игра. и т.д.

Структурирование урока.

1.1.Урок ознакомления с новым материалом.

Основная дидактическая цель:

введение понятия, установление свойств изучаемых

объектов, построение правил, алгоритмов.

Структура урока.

1.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию  опорных знаний.

3.Изучение нового материала.

4.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

5.Постановка домашнего задания.

6.Подведение итогов урока.

1.2.Урок закрепления изученного.

Основная дидактическая цель: формирование определённых умений.

Структура урока.

1.Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала.

2.Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учения.

3.Воспроизведение изученного и его применение в стандартных ситуациях.

4.Перенос приобретённых знаний, их первичное применение в новых или изменённых условиях с целью формирования умений.

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

1.3.Урок применения знаний, умений.

Основная дидактическая цель:

воспроизведение и коррекция необходимых ЗУ, анализ заданий и способов их выполнения: самостоятельность в выполнении заданий, рационализация способов выполнения заданий, внешний контроль и самоконтроль.

Структура урока.

1.Проверка домашнего задания.

2.Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых ЗУ; сообщение темы, цели и задач урока.

3.Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

4.Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.

5.Обобщение, систематизация результатов выполненных заданий.

6.Подведение итогов урока, постановка домашнего задания.

1.4.Урок обобщения и систематизации знаний.

Основная дидактическая цель:

выделение наиболее общего и существенного из изученных понятий, законов и закономерностей; установление причинно – следственных связей и отношений между важнейшими элементами.

Структура урока.

1.Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

3.Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

4.Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

5.Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.

6.Подведение итогов урока.

1.5.Урок проверки и коррекции знаний, умений.

Основная дидактическая цель:

выявить уровень овладения учащихся комплексом ЗУ и на его основе принять определённые решения по совершенствованию учебного процесса.

Структура урока.

1.Ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке.

2.Проверка знания учащимися фактического материала и умения вскрывать внешние связи в предметах и явлениях.

3.Проверка знания учащимися основных понятий, правил, законов и умения объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.

4.Проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях.

5Проверка умений учащихся применять знания в изменённых, нестандартных условиях.

6.Подведение итогов урока.

1.6.Комбинированный урок.

Основная дидактическая цель:

/комбинация нескольких дидактических целей/.

Например: проверка ранее изученного, ознакомление с новым материалом, первичное закрепление, самоконтроль, самооценка.

Структура урока.

1.Ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач.

2.Проверка домашнего задания.

3.Проверка ЗУ учащихся по пройденному материалу.

4.Изложение нового материала.

5.Первичное закрепление нового материала.

6.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

2.1.Урок – лекция.

                Характеристика каждого вида.

Вводные – нацеливают учащихся на усвоение изучаемого материала;

  • раскрывают значимость математических фактов, понятий, теорем;
  • раскрывают практическую направленность изучаемого материала, раздела, темы, связь с жизнью;
  • раскрывают план изучения блока, раздела /технологическая карта/.

Текущие – решают задачу освещения отдельных вопросов темы.              

Обзорные – завершают изучение отдельных тем, разделов, всего курса в целом, создают стройную систему знаний у учащихся.

Информационные – решают задачу сообщения учащимся определённой информации, в основном исторического характера.

Объяснительные – используются для объяснения тем, несущих большую теоретическую нагрузку.

Лекции – беседы   - проводят при изложении нового материала с опорой на уже известные знания учащихся с проведением сравнения, сопоставления новых фактов с уже изученными.

Тематические – проводятся по одной из тем раздела.

Комплексные – носят межпредметный характер, проводятся 1 – 2 раза в течение года.

Структура урока – лекции /тематической/

1.Создание проблемной ситуации по постановке темы, цели и задач лекции. Сообщение плана лекции.

2.Реализация намеченного плана лекции.

3.Выделение опорных знаний, умений.

4.Воспроизведение учащимися опорных ЗУ по образцам, конспектам и другим наглядностям.

5.Применение полученных знаний.

6.Обобщение и систематизация изученного.

7.Сообщение списка рекомендуемой литературы, постановка домашнего задания /разноуровневые, различные по времени исполнения и т.д./

2.2.Уроки – семинары.

                        Характеристика каждого вида.

Обобщающие знания  - основная задача: повторение с целью закрепления и                                                 систематизации знаний

Углубляющие и расширяющие знания – основная задача: повторение обязательного и

изучение дополнительного                                                                         материала, расширяющего и                                                                         углубляющего знания учащихся.

Основанные на применении знаний – основная задача: стимулирование поисковой

и исследовательской деятельности учащихся, требующее самостоятельного добывания знаний /для решения задач – разными способами; доказательства теорем и т.д.

Собеседование – начинается с постановки проблемы, беседа с одним учеником переходит                                                                 в беседу со всем классом; если на                                                                         вопрос дан исчерпывающий ответ                                                                 и дополнений нет, то переходят к                                                                         следующей проблеме.

Решение и составление задач – в семинарские занятия включить задачи разнообразного

вида:

  • по способу выражения условия;
  • по содержанию;
  • по способам решения;
  • по степени сложности.

Смешанные – все виды.

Тематические – по одной теме или разделу.

Комплексные – носят внутрипредметный или межпредметный характер.

2.3. Зачёты.

2.4.Урок – практикум

Основная дидактическая цель: формирование конструктивных умений; выработка

у учащихся умений, навыков в решении задач определённого типа или вида.

Основной способ организации деятельности ученика: групповая форма работы.

                Урок лабораторной работы.

Основная дидактическая цель: формирование у учащихся экспериментальных

умений, развитие и воспитание графических, вычислительных навыков и умений /вычислительная обработка, использование чертёжных, измерительных, вычислительных инструментов и приборов/.

Структура практикумов и лабораторных работ.

1.Сообщение темы, цели и задач урока.

2.Актуализация опорных знаний, умений учащихся.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

4.Ознакомление учащихся с инструкцией к работе /последовательная деятельность ученика/.

5.Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.

6.Выполнение работы под руководством учителя.

7.Составление отчёта о работе.

8.Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

2.5.Урок – собеседование.

Результативность собеседования зависит от выполнения требований к проведению собеседований:

1.Наличие научности, доступности, конкретности формулируемых вопросов.

2.Соблюдение логически правильной и дидактически оптимальной последовательности вопросов.

3.Умение видоизменять вопросы, учитывая ответы.

4.Умение задавать наводящие вопросы.

2.6.Урок – консультация.

Основная дидактическая цель: повышение уровня усвоения знаний, овладение

определёнными учебными умениями.

Цель: подготовка учащихся к семинарам,         Цель: подготовка учащихся к зачётам и экзаменам по

        вопросам учащихся, с которыми они не разобрались

        как теоретическими так и практическими.

        

Способы организации деятельности ученика: общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы.

2.7.Урок – дискуссия.

Основная дидактическая цель: рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем,                                         решений задач, доказательства теорем, формирование                                                 культуры дискуссии.

                        Структура урока.

1.Сообщение темы, цели и задач урока/возможно, что задание предлагается предварительно до урока: задача или теорема с несколькими способами решения или доказательства/.

2.Представление содержания проблемы.

3.Решение проблемы /возможно в диалоге, в групповой форме, в массовой дискуссии/.

4.систематизация возможных путей решения проблемы.

5.Оценка правильности суждений в ходе дискуссии.

6.Постановка новых вопросов, если таковые возникают, связанных с решением проблемы.

2.8.Интегрированный урок.

Основная дидактическая цель: усиление межпредметных связей, расширение сферы получаемой информации учащимися; подкрепление мотивации обучения; формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом.

Формы проведения интегрированного урока: семинары, конференции и т.д. Конструируется и проводится урок двумя и более учителями – предметниками.

2.9 Театрализованный урок.

Основная дидактическая цель: выработка у учащихся чувства взаимопомощи,

коммуникативных умений, развитие интереса к предмету.

Форма проведения театрализованного урока математики в основном – сказка /вмладших классах/. Проведение таких уроков возможно как при изучении так и при закреплении, обобщении программного материала.

К работе над сценарием урока – сказки привлекаются и учащиеся. Учитель тщательно разрабатывает критерии оценок по всем видам деятельности учащихся на уроке, продумывает этапы подведения итогов урока /обобщает и систематизирует использованный в сценарии математический материал/.

2.10.Урок – соревнование.

Форма проведения таких уроков построена на сюжетах игр: КВН, «Брейн Ринг», Звёздный час», «Счастливый случай»,  и т.д.Конструируется урок в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета игры.

2.11.Урок с дидактической игрой.

Основное назначение дидактической игры:

  • проверка результатов обучения;
  • выработка навыков;
  • формирование умений;
  • активизация учебной деятельности учащихся.

                                

                Структура урока с дидактической игрой.

1.Игровой замысел /название игры/.

2.Правила /порядок действий и поведения учащихся во время игры/.

3.Игровые действия. Познавательное содержание. Познавательная деятельность учащихся в процессе игры.

4. Оборудование.

5.Итог игры.

2.12.Урок – деловая игра.

                Структура /возможный вариант /урока.

1.Знакомство с реальной ситуацией.

2.Построение имитационной модели игры.

3.Постановка главной задачи групп, уточнение их роли в игре.

4.Создание игровой проблемной ситуации.

5.Решение проблемы с использованием необходимого теоретического, дидактического материалов, соответствующей литературы.

6. Обсуждение полученных результатов.

7.Коррекция.

8.Реализация принятого решения.

9.Анализ итогов работы.

10.Оценка итогов работы.

Деятельность учителя:

  • написание сценария игры;
  • подбор средств обучения, создающих обстановку игры;
  • подбор литературы с соответствующим материалом;
  • подготовка дидактического материала;
  • разработка критериев оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

2.13Ролевая игра.

                Структура /возможный вариант/ урока.

1.Постановка цели и задач урока. Сообщение темы. Постановка проблемы.

2.Организационные вопросы: распределение ролей, выбор экспертной комиссии. Формирование игровых групп, ознакомление с инструкциями работы группы /или индивидуально каждого в группе/.

3.Включение в проблему. её разрешение, дискуссия в группе, принятие решения, подготовка сообщения, консультация.

4.Заслушивание решения поблеем.

5.Сообщение экспертной группы.

6.Анализ итогов игры.

7.Оценка результатов работы.

Деятельность учителя: см. 2.12.



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Верю-не верю» 

Учитель задает ребятам вопросы, которые, начинаются со слов: «Верите ли вы, что …».
Учащиеся отвечают на эти вопросы утвердительно: «Да!» или отрицательно: «Нет!».

«Верите ли вы, что художник пишет картины».-Да

«Верите ли вы, что …живопись это картины в цвете».-да

«Верите ли вы, что …натюрморт-это изображение животных».-Нет

 «Верите ли вы, что первобытные художники рисовали на стенах своих пещер…».-Да

«Верите ли вы, пейзаж- это рисунок  собаки».-Нет

 «Верите ли вы, что художнику нужна фатазия».-да

«Верите ли вы, что скульптору нужен мастихин».-Да

«Верите ли вы, что режиссер-оператор –это тоже художник».-Да

«Верите ли вы, что охра-это красный цвет».-нет

«Верите ли вы, что желтый и синий будет зеленый».-да

«Верите ли вы, что в радуге 7 цветов».-Да

«Верите ли вы, что Шишкин нарисовал мишек в своем бору»-Нет

«Верите ли вы, что Айвазовский  любил рисовать море»-Да

 «Верите ли вы, что Куинджи, русский художник»-да