Методические материалы

Шахтарина Ирина Фёдоровна

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №21» ИМРСК

Внеклассное мероприятие

по математике

"Веселый математический поезд"

                       

 

Учитель математики

Шахтарина И.Ф.

2017 год

Главная цель мероприятия – пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к математике.

Задачи мероприятия:

способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды “любителей математики”;

повысить уровень математического мышления;

Форма проведения:  игра.

Оформление и оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическим поезде. Вы проедете немало занимательных и интересных станций, на каждой из которых вас ждут нелегкие испытания. Но для того, чтобы сесть в поезд, необходимо купить билеты в кассе.

Касса

{Командам предлагаются задачи для устного счета. Ответы записываются на листочках (один от каждой команды). Ответы сразу проверяются и в зависимости от результата выдаются билеты в мягкий, купейный и плацкартный вагоны. Количество баллов и тип вагона записываются на маршрутном листе. При равенстве баллов побеждает в конце игры та команда, которая ехала в лучшем вагоне.

Маршрутный лист делается следующим образом. На 1-ой странице пишут, какой команде выдан путевой лист и указывают порядок прохождения станций. По мере того, как команда прибывает на ту или иную станцию, дежурный по станции заполняет маршрутный лист.}

Вопросы:

  1. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели)
  2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа)
  3. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)
  4. Найти 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1)
  5. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков)
  6. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села)
  7. Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты) 
  8. На двух руках десять пальцев, а сколько пальцев на 10 руках? (50)

{Жюри подводит итоги и сообщает, какая команда в каком едет вагоне}

Ведущий: Ну, что же, все заняли свои места. Тогда поехали.

{По сигналу команды расходятся по своим станциям. Время пребывания на каждой станции 5 мин. По сигналу команды переходят на следующую станцию. Сигналы подает ведущий (можно использовать запись гудка поезда).}

1 станция "Эрудит"

Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово - 1 балл. В конце начальник станции суммирует баллы за разгаданные слова и общее число очков записывает на маршрутном листе.

Кроссворд

По горизонтали: 1. Книга для занятий по какому-либо предмету. 4. Перерыв в школьных занятиях. 6. Знак, используемый для записи музыки. 9. Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10. Месяц. 11. Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12. Чертежный инструмент. 13. Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.

По вертикали: 1. Время, отведенное в школе для занятий одни м из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3. Учреждение, которое дети посещают шесть раз в неделю. 5. Деревянная палочка с грифелем. 7. Жидкий состав для письма. 8. Наука.

Ответы:

По горизонтали: 1. Учебник, 4. Каникулы, 6. Нота, 9. Аттестат. 10. Август. 11. Ватман. 12. Циркуль. 13. Кисть.

По вертикали: 1. Урок. 2. Буква. 3. Школа. 5. Карандаш. 7. Чернила. 8. История.

2 станция "Угадай - ка"

Команде предлагается решить ребусы. За числовые ребусы - 2 балла, за словесные - 3 балла.

Словесные ребусы:

1. (Точка)http://festival.1september.ru/articles/211005/img3.jpg

2.                                                                 (Минус)

3. img5(Сумма)

Числовые ребусы: http://festival.1september.ru/articles/211005/img6.jpg

3 станция «Поэтическая»

На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.

Задачи:

1.  Вопрос: сколько ног у жука?

Сколько ног у паука?

У меня в одной коробке три жука,

А в другой имею я три паука.

В уголке шуршат бумагой два ежа,

А в двух клетках распевают два чижа.

Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,

Сколько вместе все они имеют ног? (54 ноги )

 

2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам?
(5 гостей) 

3. На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было?
(12 стрекоз)

4. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?(
10 предметов)

4 станция " Русская народная "

Вспомните как можно больше пословиц, поговорок, сказок, в которых используются числа. Команда, вспомнившая больше пословиц и т.п получает 2 балла.

5 станция " Разрезание "

Задание. Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток.  Способов несколько.

За каждый способ - 1 балл (выполняют на листочках, потом сдают их счетной комиссии)

1 способ                                                    2 способ

3 способ                                                     4 способ

6 станция "Кто больше"

Команды пишут математические термины на заданную букву (кто больше):

Каждая команда на букву “С”

7 станция "Внимательная"

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка раз.

лишь скажу я слово «три» -

Руку вверх ты подними.

Однажды щуку мы поймали,                                                                                    

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых … две.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два… марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не забудь до поздней ночи,

А про себя их повтори

Разок, другой, но лучше … пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж  друзья, руки вы не подняли,

Когда была возможность вам поднять?

8 станция "Прибытие"

Жюри подводят итоги, награждают победителей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие “ Математический поезд ” Учитель математики МКОУ «СОШ №21 Шахтарина И.Ф, 2017 год

Слайд 2

1 станция "Эрудит" По вертикали: 1. Время, отведенное в школе для занятий одним из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3. Учреждение, которое дети посещают, шесть раз в неделю. 5. Деревянная палочка с грифелем. 7. Жидкий состав для письма. 8. Наука. По горизонтали: 1. Книга для занятий по какому-либо предмету. 4. Перерыв в школьных занятиях. 6. Знак, используемый для записи музыки. 9. Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10. Месяц. 11. Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12. Чертежный инструмент. 13. Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.

Слайд 3

12 Ответы на кроссворд: у ч е б н и к ш р у к а н и к у л ы о к н о т а а к в ч л р и а т т е с т а т а в г у с т р н т н д о и в а т м а н р ц и р к у л ь ш к и с т ь а я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13

Слайд 4

2 станция "Угадай - ка" Словесные ребусы: Ответ: Точка Ответ: Минус Ответ: Сумма

Слайд 5

3 станция «Поэтическая» 1. Вопрос: сколько ног у жука? Сколько ног у паука? У меня в одной коробке три жука, А в другой имею я три паука. В уголке шуршат бумагой два ежа, А в двух клетках распевают два чижа. Кто, ребята, сосчитать бы мне помог, Сколько вместе все они имеют ног? Ответ: 54 ноги

Слайд 6

3 станция «Поэтическая" 2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз. На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен. А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван. Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом. И Бермудский крокодил тоже в гости заходил. Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз! Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? Ответ: 5 гостей

Слайд 7

3 станция «Поэтическая» 3. На речке летали 12 стрекоз. Явились 2 друга и рыжий Барбос. Они так плескались, они так галдели, Что 8 стрекоз поскорей улетели. Остались на речке только стрекозы, Кому не страшны ребятня и барбосы. Но вот что моя голова позабыла: Скажите, пожалуйста, сколько их было? Ответ: 12 стрекоз

Слайд 8

3 станция «Поэтическая» 4. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки, Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки, И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки. У прилавка все толпились, покупали, не скупились. И хвалили млад и стар и Трофима, и товар. Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на рынке? Ответ: 10 предметов

Слайд 9

4 станция “Русская народная” Вспомните как можно больше пословиц, в которых используются числа.

Слайд 10

5 станция “Разрезание” Квадрат содержит 16 клеток. Разделите квадрат на две равные части так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток. Способов несколько

Слайд 11

6 станция «Кто больше"

Слайд 12

7 станция «Внимательная"

Слайд 13

Расскажу я вам рассказ В полтора десятка раз. лишь скажу я слово « три » - Руку вверх ты подними. Однажды щуку мы поймали, Распотрошили, а внутри Рыбешек мелких увидали И не одну, а целых …

Слайд 14

Мечтает мальчик закаленный Стать олимпийским чемпионом. Смотри на старте не хитри, А жди команду: «Раз, два… Когда стихи запомнить хочешь, Их не забудь до поздней ночи, А про себя их повтори Разок, другой, но лучше …. … .

Слайд 15

Поздравляем Победителей!



Предварительный просмотр:

Ответы на кроссворд

По горизонтали:

  1. Учебник, 4. Каникулы, 6. Нота, 9. Аттестат. 10. Август. 11. Ватман. 12. Циркуль. 13. Кисть.

По вертикали:

1. Урок. 2. Буква. 3. Школа. 5. Карандаш. 7. Чернила. 8. История.

Ответы на кроссворд

По горизонтали:

  1. Учебник, 4. Каникулы, 6. Нота, 9. Аттестат. 10. Август. 11. Ватман. 12. Циркуль. 13. Кисть.

По вертикали:

1. Урок. 2. Буква. 3. Школа. 5. Карандаш. 7. Чернила. 8. История.



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист 5 класс

Приветствие

Разминка

1 станция "Эрудит"

2 станция "Угадай - ка"

3 станция «Поэтическая»

4 станция " Русская народная "

5 станция "Разрезание"

6 станция "Кто больше"

Итого:



Предварительный просмотр:

Кроссворд

По горизонтали: 1. Книга для занятий по какому-либо предмету. 4. Перерыв в школьных занятиях. 6. Знак, используемый для записи музыки. 9. Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10. Месяц. 11. Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12. Чертежный инструмент. 13. Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.

По вертикали: 1. Время, отведенное в школе для занятий одни м из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3. Учреждение, которое дети посещают шесть раз в неделю. 5. Деревянная палочка с грифелем. 7. Жидкий состав для письма. 8. Наука.

Кроссворд

По горизонтали: 1. Книга для занятий по какому-либо предмету. 4. Перерыв в школьных занятиях. 6. Знак, используемый для записи музыки. 9. Документ, который выдают школьнику по окончании школы. 10. Месяц. 11. Большой лист, используемый для чертежей, стенгазет и т. п. 12. Чертежный инструмент. 13. Предмет, используемый художником для нанесения краски на холст.

По вертикали: 1. Время, отведенное в школе для занятий одни м из предметов. 2. Знак, используемый для обозначения звука. 3. Учреждение, которое дети посещают шесть раз в неделю. 5. Деревянная палочка с грифелем. 7. Жидкий состав для письма. 8. Наука.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Конкурсы

5 класс

6 класс

1

Приветствие

2

Разминка

3

1 станция "Эрудит"

4

2 станция "Угадай - ка"

5

3 станция «Поэтическая»

6

4 станция " Русская народная "

7

5 станция "Разрезание"

8

6 станция "Кто больше"

9

Помощь болельщиков

Итого:



Предварительный просмотр:

1.  Сумма длин сторон многоугольника                                                        (Периметр)

2.  Назовите  единицу  массы  драгоценных  камней.                                   (Карат)

3.  Единица  измерения  скорости  на  

     море.                                                 (Узел)

4.  Очень плохая оценка знаний                                                                ( 1 )

5.  Третья  буква  латинского  алфавита.                                                             (C-цэ)

6.  Наименьшее  натуральное  число.     (1)

        

7.  Сколько цифр вы знаете?                  (10)

8.  Три в квадрате  равно  девяти,  четыре   в квадрате равно шестнадцати.  А   чему равен  угол  в квадрате?        (90°)

9.  Равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.                (Уравнение)

10.  Многоугольник с наименьшим

        числом сторон.                 (Треугольник)    

11. Расстояние, пройденное телом в

      единицу времени.                    (Скорость)

12.  Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?

( 5 минут)

13.  Можно  ли  при  делении  чисел  

        получить  ноль?

                                                                  (Да)

14.  Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба переправились. Как это могло случиться?

(Они подошли к разным берегам)

15.  Какие числа употребляются при

        счете?                               (Натуральные)

16.  Сколько месяцев в четырех годах?

                                                                               ( 48 )

17.  Результат умножения.     (Произведение)

18.  Условный знак для обозначения

        чисел.                                          (Цифра)

19.  Действия  второй  ступени?

                         (Умножение  и  деление) 

20.  Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?

( дед-отец-сын)

Вопросы болельщикам



Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №21» ИМРСК

Методическая разработка урока с технологической картой.

Тема урока «Площадь прямоугольника»

Математика, 5 класс

Шахтарина Ирина Фёдоровна,

 учитель математики.

Урок математики по учебнику «Математика» Н.Я. Виленкин относится к параграфу «Площади и объёмы» главы «Натуральные числа», проводится во  II четверти (из расчёта 175 часов в год, 5 уроков в неделю). Данная работа актуальна, т.к. разработана в соответствии с ФГОС, составлена в технологии системно-деятельностного подхода, с применением ИКТ. Урок позволяет открыть представление учащихся о новом способе действия, развивает интерес к изучению математики, даёт детям радость открытия, воспитывает толерантное и уважительное отношение к участникам образовательного процесса, подталкивает учащихся к творчеству и практическому применению полученных на уроке знаний.

Цель: Ввести понятие площади прямоугольника, формулу площади прямоугольника, вывести свойство равных фигур,

Задачи:

Образовательные: научить решать и оформлять задачи, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, умения моделировать реальные ситуации на языке  математики,  интерпретировать полученный результат.

Развивающие: формировать умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор; развивать логическое мышление учащихся

Воспитательные: воспитывать активность, самостоятельность, чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, парная и фронтальная.

Методы обучения на уроке: словесные, наглядные, творческие, практические и проблемно – поисковые.

Приёмы: использование ТСО, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, рабочие тетради, планшеты для устного счета, конверты с прямоугольниками разных цветов и размеров, палетка, тексты для самостоятельной работы.

План урока:

  1. Организационный этап. Подготовка к восприятию
  2. Мотивация учебной деятельности Актуализация знаний.
  3. Организация исследовательской   деятельности.
  4. .Закрепление полученных знаний при решении задач.
  5. Физминутка. Динамическая пауза.
  6. Самостоятельная работа в парах.
  7. Рефлексия
  8. Домашнее задание. Творческая работа

Ход урока  

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте  свою готовность к уроку. На парте учебник, тетрадь, дневник, чертежные инструменты, планшет для обратной связи,  2 конверта с заданиями. 

2. Мотивация учебной деятельности .

Начнем урок с устного счета. Минутка тишины. Ответ показываем на планшетах.

 Вычислите 10²,  10²-10,  2²-4,  5²-5  (Слайд1)                      

(Слайд 2) Найдите числа, которые являются квадратами чисел, поставьте им в соответствие букву и покажите получившееся слово

9

12

34

25

67

100

49

80

54

36

10

48

64

77

90

16

45

п

м

к

л

н

о

щ

ю

в

а

ы

р

д

и

ж

ь

е

(Слайд 3) Посмотрите внимательно на рисунок? Что вы видите?

- Внимание на экран. Назовите одним словом

 (Слайд 4)….. обитания зверя

Это слово происходит от латинского слова « ……», но употребляется не в геометрии, а чаще всего в биологии

(Слайд 5) Торговая …….и место народных собраний в древнегреческих городах

(Слайд 6) Главная …… Москвы, сложившаяся в XV в. после грандиозного пожара

(Слайд 7)пластинка для вычисления…… на картах

пластинка для измерения ……..

О чем пойдет сегодня речь на нашем уроке? ( О площади прямоугольника)

Запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока.

  1. Организация исследовательской   деятельности.

Ребята,  на   адрес школы пришло письмо

Откуда  д. Простоквашино От кого  д. Федора

Кому  5 класс  х.  Спорный,  ул Мира, 132

« Уважаемые любознательные ребята! Из налоговой организации  мне пришло письмо с требованием оплатить налог на имущество. Не знаю,  как определить площадь дома и участка, на котором он находится. Помогите!!!! План участка прилагается».

Ребята! Просьбу о помощи нельзя оставить без внимания. Поможем?  В путь!

Пока мы идем,  вспомним, что нам известно о площадях?

  1. Площадь квадрата со стороной 1 см называется… квадратным см.  Найдите в конверте №1 квадратный см.  Что необходимо сделать, чтобы узнать площадь фигуры?
  2. Найдите площадь фигуры, используя палетку.
  3. Найдите фигуры, площадь, которых  10см².
  4. Сравните фигуры площадью 10 см². А как это сделать? А в классе есть равные фигуры? Что можно сказать об их площадях?   Сделайте вывод.
  5. Измерьте  квадратным см площадь парты?  Удобно?  Почему?
  6. Какую цель поставим перед собой на уроке?
  7. Что мы знаем?  Что узнали?   Что нам необходимо узнать?                                                           Как измерить площадь?

Нет задачи проще!    Поглядите-ка сюда! Встали мерки в три ряда,  Будто бы солдатики  Ровные квадратики. Чтобы площадь нам узнать,  Надо их пересчитать.

А нельзя ли по - другому?

Т.е. 7 –длина, 3- ширина.    7×3=21

Если длину прямоугольника обозначить буквой а, ширину прямоугольника буквой b,   площадь буквой S, то можно записать формулу площади прямоугольника S=a*b . Запишем формулу в тетради. Поставьте на полях восклицательный знак. Найдите в учебнике эту информацию (стр108). Она отмечена  знаком √ (т.е правила и теоретические сведения, которые надо знать наизусть)

4.Закрепление полученных знаний при решении задач.

Вот мы и подошли к участку д. Федора. Конверт №2

Участок представляет собой прямоугольник. Как найти его площадь? (Надо измерить его длину, ширину и  перемножить)

Условимся, что 1 см равен 1 м.  Измерим длину, ширину.

Оформим и решим  задачу в тетради

Дано:                   Решение:

а=12 м                    S=a*b

b=10 м                    S=12*10=120 (м²)

S-? м²

Ответ: 120 м²

На участке стоит дом. Известно, что площадь дома равна 24 м². Какими могут быть размеры дома?

(1×24, 2×12, 3×8,  4×6). А какими могут быть реальные размеры дома?

Найдите прямоугольник,  который будет домом (прямоугольник коричневого цвета).  Разместите «дом»  на участке.

Д. Федор любит заниматься спортом. Справа от дома находится спортивная площадка (прямоугольник зеленого  цвета). Зайдем на нее, определим ее площадь. Оформим задачу в тетради.  Сверьтесь с образцом, внесите поправки.

  1. Физминутка. Динамическая пауза.

Раз уж мы на спортивной площадке, то немного  отдохнем:

1-д. Федор вдруг проснулся, улыбнулся, потянулся      

 2-согнулся, разогнулся ,     3- в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка        

 На 4 руки шире,    5- руками помахать ,     6- за парты тихо сесть.

  1. Самостоятельная работа в парах.

Определите площадь пруда, сада, клумбы 2(К2), длину клумбы 1(К1) . Найти равные фигуры. Разместить их на участке. Сделать вывод. Заполнить карточку.

Порядок работы определите сами.  На карточке напишите 2 фамилии

Сверьте ответы. Отметьте верные ответы знаком «+». Поставьте оценку на  карточке.

  1. Рефлексия

Ребята, мы ответили сегодня на все вопросы, которые задал нам д. Федор?

Как найти площадь прямоугольника?                                                                  Заполните пропуски в стихотворении                                      

Площадь прямоугольника надо узнать? Длину на ширину  поспеши умножать!

Что узнали нового?   Над чем надо поработать дополнительно?

( Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)

  1. Домашнее задание. Творческая работа

п.18. Выполнить необходимые измерения  и вычислить площадь своей комнаты. Оформить задачей. (Каким инструментом будем измерять?),  №737                            

Домашнее задание (дополнительное) Оформите участок д. Федора красочно в соответствии с полученными данными.

Вы отлично поработали! Всего доброго!                                                                              


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА 5 класс Учитель математики МКОУ «СОШ №21» ИМРСК Шахтарина И.Ф .

Слайд 2

Устный счёт 10² , 10²-10 , 2²-4 , 5²-5

Слайд 3

Найдите числа, которые являются квадратами чисел, поставьте им в соответствие букву 9 12 34 25 67 100 49 80 54 36 10 48 64 77 90 16 45 п м к л н о щ ю в а ы р д и ж ь е

Слайд 4

Посмотрите внимательно на рисунок? Что вы видите?

Слайд 5

АРЕАЛ ….. обитания зверя это слово происходит от латинского слова « ……», но употребляется не в геометрии, а чаще всего в биологии

Слайд 6

АГОРА Торговая …….и место народных собраний в древнегреческих городах

Слайд 7

КРАСНАЯ главная …… Москвы, сложившаяся в XV в. после грандиозного пожара

Слайд 8

ПАЛЕТКА пластинка для вычисления…… на картах пластинка для измерения ……..

Слайд 9

Тема: Площадь прямоугольника

Слайд 10

Если длину прямоугольника обозначить буквой а, ширину прямоугольника буквой b , площадь буквой S , то можно записать формулу площади прямоугольника S = ab

Слайд 11

План

Слайд 12

Площадь прямоугольника надо узнать? ___________на__________ поспеши___________

Слайд 13

Домашнее задание п.18 Выполнить необходимые измерения и вычислить площадь своей комнаты. Оформить задачей. (Каким инструментом будем измерять ?), №737 Домашнее задание (дополнительное) Оформите участок д. Федора красочно в соответствии с полученными данными.

Слайд 14

Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.1

Этап актуализации

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Предлагает решить задачу на внимание  и найти

соответствие   между  квадратами  чисел и буквами.

Исходя из  заданий для устного счета,  предлагает  сформулировать  тему урока.

Говорит о письме, пришедшем на почтовый адрес, в котором содержится просьба о помощи.

Включаются в деловой ритм.

Решают устно предлагаемые задания

Называют тему урока.

Записывают в тетрадь.

Соглашаются помочь, но у них недостаточно знаний.

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Умение выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

нравственно-этическая ориентация

1.2

Этап проблематизации

Вступает в диалог с учащимися, предлагая то или иное задание  и выясняя, что  ребята  знают  о площади.

Работают в парах  с фигурами из конвертов, находящимися на каждой парте. Отвечают на вопросы. Выходят на затруднение в измерении площади  парты.

Смыслообразование,

формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог,

работать в паре.

Коллективное обсуждение проблем.

1.3

Этап  целеполагания

Совместно с учащимися определяет цели и задачи урока.

Совместно с учителем определяют, что необходимо изучить, какие знания  для этого необходимы   и составляют план будущих действий, направленных на решение поставленных задач.

Планирование, прогнозирование

2.1

Этап моделирования

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание  новой информации.

Направляет работу обучающихся,  задавая вопросы. Организует коллективное обсуждение.

Предлагают  2  способа решения.

Фиксируют новые знания в тетради.

Работают с информацией , планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  

Вводит формулу площади.

Предлагает  решить и оформить задачу с достоверными данными

Оформляют задачу в тетради.

Аргументация своего мнения

2.2

Этап конструирования

Устанавливает правильность и осознанность изученной темы.

Предлагает  устно решить задачу  с множеством вариантов ответов. Направляет работу  обучающихся,  задавая вопросы. Организует коллективное обсуждение.

Организует самостоятельную практическую  работу  с  самопроверкой. Направляет работу  обучающихся.

Оказывает индивидуальную  помощь   обучающимся при выполнении практических заданий.

Обращает внимание на осанку.

Организует  физкультминутку.

Отвечают на вопрос задачи. Отбирают информацию с опорой на жизненный опыт.

Выполняют практическую работу. Оформляют задачу.

Самопроверка по образцу.

Вносят коррективы.

Анализ объектов и синтез. Проведение аналогии.

Умение работать в паре,  участие в коллективном обсуждении проблем.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

2.3

Этап презентации образовательных продуктов

Организует самостоятельную практическую  работу  в парах.

Задает задание на дом.

Обеспечивает понимание цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Планируют свою деятельность.

Решают. Записывают.  Размещают. Сверяют. Делают выводы. Оценивают.

Записывают домашнее задание.

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция  для повышения мотивации учебной деятельности

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, оценка

3

Рефлексия

Организует подведение итогов урока в эмоциональном плане.

Оценивают свою работу и работу одноклассников

Смыслообразование

Оценка своей деятельности  и деятельности  других.



Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №21» ИМРСК

Тема урока

«Масштаб»

6 класс

                                                                           Шахтарина И.Ф.,

                                                                           учитель математики

                                                                           МКОУ «СОШ №21»

                                                                           ИМРСК, 2015 год

                                                                                 

Цели урока:

  • Повторить понятия «отношение», «пропорция», «отношение расстояний»;
  • Ввести понятие «масштаб»;
  • формировать у учащихся практические умения и навыки, связанные с математическими вычислениями при решении текстовых задач;
  • способствовать развитию умения делать выводы
  • Развивать познавательный интерес  учащихся
  • Воспитывать любовь к родному краю.

Задачи: 


расширить знания о масштабе, придать им практическую направленность 

Оборудование:  компьютер, проектор, таблицы, карта Ставропольского края, карта мира, карточки с планом местности, с планом здания, с чертежами деталей; нить, линейка, циркуль – измеритель.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Пропорции». Рассмотрим их применение в одной из областей жизни. Докажем, какое важное практическое применение имеет материал сегодняшнего урока.

Итак, начнем с повторения пройденного.

  1. Решение устных упражнений.
  1. Что называется отношением?  (Частное двух чисел.)
  2. Что показывает отношение? (Во сколько раз одно число больше другого, если делят большее число на меньшее, или какую часть одно число составляет от другого, если делят меньшее число на большее.)
  3. Каково основное условие составления отношений?                                                                                                  (Отношение величин находят, если они выражены в одних единицах измерения).

Чтобы вы не забывали о последнем факте, приведу пример решения одной задачи. (Слайд №2)  Саша решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 граммов, а слон – 5 тонн.  «Составим отношение 50 : 5», - сказал Саша – «Мышка в 10 раз тяжелее слона». Прав ли Саша?

Ответ: Нет, не прав. Ведь Саша использовал величины, выраженные в разных измерениях. Надо делать так:  5 т = 5 000 000 г ;    50 : 5 000 000 = 1 : 100 000.

  1. Найдите отношение чисел 8 и 2; 1 и 10;       величин: 2см и 4см;   3см и 6 м;                       5см и 4,5км. (Слайд №3)
  2. Во сколько раз число   8,4 больше числа 4,2? (Слайд №4)

  1. Изучение нового материала

Географическая карта – один из важнейших документов человеческой культуры. Большие территории, государства или части света, изображаются на географических картах. Каждая извилина на карте, каждый штрих – результат огромного многолетнего труда землепроходцев, отважных путешественников и исследователей.(Слайд№5) 
          Посмотрите на карту России - нашей Родины. Чтобы вам удобнее было работать, откройте атласы. Найдите столицу нашей родины – Москву и главный город нашего края – Ставрополь. Давайте найдем расстояние от Москвы до Ставрополя (используя линейку). Какое расстояние у вас получилось? (6,2 см) Скажите, а в действительности это такое же расстояние? Нет. Какое расстояние от Москвы до Ставрополя в действительности мы вычислим чуть позже.

На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде. Например, расстояние в 1 километр на карте – это отрезок в 1 сантиметр.

 Во сколько раз отрезок на карте меньше расстояния на местности? (Слайд №6)

Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего расстояния на местности, эта величина называется масштабом.

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.

Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на картее меньше чем расстояние на местности.  (Слайд №7)

На карте

1см

На местности

1км = 100000см 

Масштаб

1 : 100000

Запись   в тетрадях: (Слайд №8)

Обратите внимание на запись масштаба. Масштаб 1 : 100000 называется численным.

  1. Закрепление нового понятия

Задача №1

На карте

3 см

На местности

х см

Масштаб

1 : 100000

3 : х=1 : 100000

Х=(3*100000) : 1=300000см=3000м=3км

Ответ: 3 км

№ 821( самостоятельно, с последующей проверкой)

На карте

8,5 см

На местности

х см

Масштаб

1 : 1000000

Отношение 8,5 : х записываем, проговариваем вслух определение масштаба. Можно приравнять два отношения.

8,5 : х = 1 : 1000000

Х=( 8,5*1000000):1= 8500000см=85000м=85км

Ответ: 85км

Задача №2

Длина отрезка на местности 20 м. Чему равна длина этого отрезка на карте, сделанной в масштабе 1: 1000?

 (самостоятельно с последующей проверкой ) (Слайд №9)

На карте

х см

На местности

20м = 2000см

Масштаб

1 : 1000

х : 2000 = 1 : 1000,      

 

Ответ: 2см

Задача №3 Длина отрезка на местности равна 240м, а длина соответствующего ему отрезка на карте равна 2,4см. Найдите масштаб карты.  (Слайд №10)

На карте

2,4 см

На местности

240м = 24000см

Масштаб  (М)

 ?

Согласно определению масштаб этой карты  равен отношению 2,4см к 240м.

0

Ответ: 1 : 10000

Физминутка  (проводит физорг)

                     Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши- ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.                                                                                                                                                                                                      Ветер дует нам в лицо                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           И качает деревцо.                                                                                                                                                                                        Деревцо все выше, выше,                                                                                                                                                                                                          А ребята тише, тише.

Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели    

                                                                   

  1. Практическое задание (по группам)

По карте Ставропольского края найдите:

1-я группа – расстояние от нашего х. Спорного до районного центра Изобильного;  (Ответ: 7,3 км)

2-я группа – расстояние от нашего хутора до краевого  центра – города Ставрополя (Ответ: 32,85 км)

Посмотрите, как задан масштаб на карте Ставропольского края: 1: 365000

1-я группа

На карте

2см

На местности

х см

Масштаб

1 : 365000

2:х = 1:365000

Х= 365000*2:1=730000см=7300м=7,3км

Ответ: расстояние от х. Спорного до г. Изобильного равно 7,3 км

             2-я группа

На карте

9см

На местности

х см

Масштаб

1 : 365000

9:х = 1:365000

Х= 365000*9:1=3285000см=32850м=32,85км

Ответ: расстояние от х. Спорного до г. Ставрополя 32,85 км

А теперь вернемся к задаче о расстоянии от Москвы до Ставрополя. Вы измерили расстояние на карте России  от Москвы до Ставрополя. Вычислите, какое расстояние от Москвы до Ставрополя в действительности.

6,2:х = 1:20000000

Х=6,2*20000000=124000000см=1240км

Ответ: расстояние от Москвы до Ставрополя 1240 км

Посмотрите на карту. Это не простая  карта, а топографическая. Она дает полное представление о характере местности. Эту карту берут, если нужно построить мост, провести железную дорогу, проложить трассу газопровода. Ею пользуются люди многих профессий. На этой карте масштаб задан по иному, чем на предыдущих картах. Это линейный масштаб. (Слайд № 11)

На этом уроке мы познакомились только с одной областью применения масштаба, а именно, при изображении участков земли на карте.

На практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей (Слайд№12, 13) (например, машины, деталей самолета, корабля) и очень маленьких (модель атома, деталей часового механизма и др.). Поэтому, при вычерчивании, изображения больших деталей уменьшают, а маленьких – увеличивают. Для этого тоже применяют масштаб. Об этом подробнее будем говорить на уроках черчения.  

  1. Подведение итогов. Рефлексия.
  • Что нового вы узнали сегодня?
  • На какие вопросы получили ответы?
  • Какие новые вопросы появились?
  • Какие виды заданий вызвали затруднения?
  • Какие моменты урока вас обрадовали или огорчили?

Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно мыслит”. Будем этому учиться!  (Слайд №15)

  1. Задание на дом  (Слайд №16)

1)Практическое задание:

Измерить размеры комнаты, в которой ты живешь. Начертить план комнаты в масштабе 1 : 50. На плане показать расположение мебели

          2) п.23, № 840

Благодарю за урок. (Слайд №17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Масштаб» Тема урока

Слайд 2

Мышь - 50 г Слон – 5 т 50 : 5 = 10 ??? 50 : 5 000 000 = 1 : 1 000 000 5 т = 5 000 000 г

Слайд 3

Решите устно

Слайд 4

Во сколько раз Число 8,4 больше числа 4,2 ? В 2 раза

Слайд 6

Во сколько раз отрезок на карте Меньше расстояния на местности?

Слайд 7

Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты. Масштаб показывает , во сколько раз расстояние на карте меньше чем расстояние на местности.

Слайд 8

На карте 1 см На местности 1 км = 100000 см Масштаб 1 : 100000

Слайд 9

На карте 3 см На местности Х см Масштаб 1 : 100000 Задача №1 3:х= 1 : 100000

Слайд 10

На карте 8,5см На местности Х см Масштаб 1 : 1000000 № 821 8,5:х = 1: 1000000 Х = (8,5*1000000) : 1= =8500000см=85000м=85км

Слайд 11

На карте х см На местности 20 м = 2000см Масштаб 1 : 1000 Задача №2 х : 2000 = 1 : 1000

Слайд 12

Задача №3 Длина отрезка на местности равна 240м, а длина соответствующего ему отрезка на карте равна 2,4см.Найдите масштаб карты. На карте 2,4 см На местности 240м = 24000см Масштаб (М) ? Согласно определению масштаб этой карты равен отношению 2,4см к 240м .

Слайд 13

На карте 2см На местности Х см Масштаб 1 : 365000 Х. Спорный – г. Изобильный 2:х = 1: 365000 Х = (365000 * 2) : 1= =730000см==7,3км

Слайд 14

На карте 9см На местности Х см Масштаб 1 : 365000 Х. Спорный – г. Ставрополь 9:х = 1: 365000 Х = (365000 * 9) : 1= =3285000см=32,85км

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 км Новосергиевский район

Слайд 17

Модель пожарной машины в уменьшенном масштабе Модель атома в высоком масштабе увеличения

Слайд 18

Об умном человеке говорят: “ масштабно мыслит”. Будем этому учиться!

Слайд 19

Домашнее задание Практическая работа Измерить размеры комнаты, в которой ты живешь. Начертить план комнаты в масштабе 1 : 50. На плане показать расположение мебели

Слайд 20

Спасибо за урок!