Реализация дополнительной программы "Сказки леса"

Терскова Анастасия Алексеевна

программа по реализации дополнительной программы сказки леса по играм В.В.Воскобовича

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  Перспективный план

№ зан.

Содержание

№ 1-2  

                   Игра: «Теремок»

Цель:

Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; речи, творческих способностей и самостоятельности; умений различать и называть цвет, форму, составлять по схеме фигуру из частей.

Игры «1еоконт», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Чудо-цветик», «Чудо-соты 1» (по количеству детей), схема зайки.

№ 3-4

 

                      Игра: «Чудо-головоломки»

Цель: Познакомить детей с сенсорными эталонами формы, цвета, величины;

способствовать развитию глазомера, развивать познавательные и творческие

способности детей, совершенствовать процессы логического мышления, свойства внимания и пространственного мышления. Развивать мелкую

моторику руки.

№ 5-6

 

      Тема: «Как Зайчонок стал храбрым»

Цель:

 Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; речи, творческих способностей и самостоятельности; умений различать и называть цвет, форму, составлять по схеме фигуру из частей.

Игры «Геоконт», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Чудо-цветик», «Чудо-соты 1» (по количеству детей), схема.

№7-8

 

                 Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный квадрат)

Цель: Помочь детям освоить приемы сложения фигур, учить конструировать простые плоскостные и объемные фигуры, затем сложные плоскостные. Способствовать развитию умения самостоятельно создавать образы объектов и называть их.

  • Знакомство с квадратом.
  • Превращения квадрата (гибкость, твердость).
  • Превращение квадрата в парус и  шоколадку.          

№ 9-10

 

                    Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный квадрат)

Цель: Помочь детям освоить приемы сложения фигур, учить конструировать простые плоскостные и объемные фигуры, затем сложные плоскостные. Способствовать развитию умения самостоятельно создавать образы объектов и называть их.

Превращение в другой треугольник, или квадрат, или прямоугольник.

 Конструирование простых плоскостных фигур (домик, конфета, летучая мышь)

№11-12

 

                Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный квадрат)

Цель: Помочь детям освоить приемы сложения фигур, учить конструировать простые плоскостные и объемные фигуры, затем сложные плоскостные. Способствовать развитию умения самостоятельно создавать образы объектов и называть их.

Конструирование простых плоскостных фигур (домик, конфета, летучая мышь,  конверт, ежик).

 Конструирование объемных фигур (звездочка).

Превращение в различные примеры по собственному замыслу.

№13-14

 

Тема: игра   «Как мы путешествовали»

Цель:

 Развитие умений последовательно выполнять действия, придерживаясь заданного алгоритма; сортировать предметы в условном порядке; ориентироваться в количестве предметов.

 Игры «Геоконт», «Чудо-соты 1», «Прозрачная цифра» (по количеству детей); коврограф и приложение к нему «Цветные карточки».

№15-16

            Игры  «Чудо-крестики»

Цель: Помочь детям освоить приемы сложения предметов из частей по образцу, учить конструировать, развивать умение самостоятельно создавать образы предметов и называть их. Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины. Способствовать развитию глазомера, мелкой моторики рук; психических процессов: внимания, воображения, мышления.

  • «Знакомимся с игрой».
  • «Находим геометрические фигуры».
  • «Раскладываем по цветам».

 №17-18

 Игры  «Чудо-крестики»

Цель: Помочь детям освоить приемы сложения предметов из частей по образцу, учить конструировать, развивать умение самостоятельно создавать образы предметов и называть их. Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины. Способствовать развитию глазомера, мелкой моторики рук; психических процессов: внимания, воображения, мышления.

  •  «Находим одинаковые элементы».
  • «Находим многоугольники».
  • «Строим «башню» из многоугольников».

 №19-20

 Игры  «Чудо-крестики»

Цель: Помочь детям освоить приемы сложения предметов из частей по образцу, учить конструировать, развивать умение самостоятельно создавать образы предметов и называть их. Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины. Способствовать развитию глазомера, мелкой моторики рук; психических процессов: внимания, воображения, мышления.

  • «Конструируем предметные формы по рисункам пчелки Жужи».
  • «Придумываем фигуры как китенок Тимошка».

 №21-22

            Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный)

Цель: Учить детей в процессе выполнения игровых заданий складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталонов цвета, формы.

  • .Конструирование геометрических фигур красного цвета.

Конструирование геометрических фигур зеленого цвета

 №23-24

            Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный)

Цель: Учить детей в процессе выполнения игровых заданий складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталонов цвета, формы.

  • Конструирование геометрических фигур синего цвета.

Конструирование геометрических фигур желтого цвета

 №25-26

                Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный)

Цель: Учить детей в процессе выполнения игровых заданий складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталонов цвета, формы.

  • Конструирование геометрических фигур синего цвета.
  • Конструирование геометрических фигур желтого цвета
  • Конструирование геометрических фигур по желанию.

 №27-28

                   Тема: «В гости к веселым гномам».

1.Математическая игра: «Что изменилось?»

2. Математическая игра: «Построй космический корабль»

3. Рисование «Радуга»

Цель: Освоение цвета, пространственного расположения, развитие умений считать, определять порядковый номер, развитие внимания, памяти, воображения. Учить тонировать бумагу, воспитывать аккуратность.

№29-30

Игра «Прозрачный квадрат»

Цель: Познакомить детей с игрой «Прозрачный квадрат», учить находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы (треугольники, квадраты и т. п.); конструировать квадраты из двух-трех геометрических фигур; складывать из пластин простые фигуры («елочка», «домик», и т. п.) Способствовать созданию образов объектов по собственному замыслу.

  • Собери все льдинки с квадратами.
  • Собери все льдинки с треугольниками.

 №31-32

Игра «Прозрачный квадрат»

Цель: Познакомить детей с игрой «Прозрачный квадрат», учить находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы (треугольники, квадраты и т. п.); конструировать квадраты из двух-трех геометрических фигур; складывать из пластин простые фигуры («елочка», «домик», и т. п.) Способствовать созданию образов объектов по собственному замыслу.

  • Собери из льдинок с большими треугольниками квадрат.
  •  Собери квадрат из других геометрических фигур.
  • Конструирование

 №33-34

 Игра «Как друзья собирали ягоды»

Цель:

 Развитие умений сравнивать предметы по форме и размеру; самостоятельно придумывать и складывать силуэты из частей, соотносить реальные изображения со  схематическими.

 Игры «Чудо-крестики 2», «Чудо-соты 1» (по количеству детей); коврограф, карточки с изображениями лисенка (хорошо видны треугольные ушки), медвежонка (четко обозначены прямоугольные косолапые лапки), зайчонка (заметен круглый хвостик), трех корзин, овала.

   №35-36

Игра «Геоконт-конструктор»

ЦЕЛЬ: Помочь детям в развитии сенсорных и познавательных способностей, используя игровое поле с гвоздиками и резиночками. Учить называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, давая каждому гвоздику свое имя; способствовать освоению детьми цветов радуги, развитию умения самостоятельно создавать образцы объектов.

  • Цвета радуги. Их очередность.
  • Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.
  • Прямая линия.
  • Волшебные гвоздики (штырьки) на «Геоконте».

  №37-38

Игра «Геоконт-конструктор»

ЦЕЛЬ: Помочь детям в развитии сенсорных и познавательных способностей, используя игровое поле с гвоздиками и резиночками. Учить называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, давая каждому гвоздику свое имя; способствовать освоению детьми цветов радуги, развитию умения самостоятельно создавать образцы объектов.

  • Пересекающиеся линии.
  • Вертикальные и горизонтальные прямые линии.
  • Отрезок. Имя отрезка.
  • Ломаная линия.

 №39-40

Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный)

Цель: Учить детей в процессе выполнения игровых заданий складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталонов цвета, формы.

  • Конструирование геометрических фигур красного цвета.
  • Конструирование геометрических фигур зеленого цвета.

 №40-41

                    Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный)

Цель: Учить детей в процессе выполнения игровых заданий складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталонов цвета, формы.

  • Конструирование геометрических фигур синего цвета.
  • Конструирование геометрических фигур желтого цвета.

 №42-43

Игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный)

Цель: Учить детей в процессе выполнения игровых заданий складывать одноцветные фигуры, закреплять знания эталонов цвета, формы.

  • Конструирование геометрических фигур красного цвета.
  • Конструирование геометрических фигур зеленого цвета.
  • Конструирование геометрических фигур синего цвета.
  • Конструирование геометрических фигур желтого цвета.

 №44-45

Игра «Как друзья встречали новый год»

Цель:

 Развитие умений различать предметы по размеру (шире-уже), сравнивать их, находить связи между предметами по размеру, употреблять слова «такой же, как», «не такой»-, понимать пространственные отношения (слева, справа, между, посередине); определять предмет по его части; самостоятельно придумывать и складывать предметные силуэты из частей.

 Игры «Чудо-цветик», «Чудо-крестики 2» (по количеству детей); коврограф, пособие «Разноцветные веревочки».

   №46-47

                 Игра «Прозрачный квадрат»

Цель: Познакомить детей с игрой «Прозрачный квадрат», учить находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы (треугольники, квадраты и т. п.); конструировать квадраты из двух-трех геометрических фигур; складывать из пластин простые фигуры («елочка», «домик», и т. п.) Способствовать созданию образов объектов по собственному замыслу.

  • Конструирование «Елочка».
  • Придумывание простых фигур.

 №48-49

               Игра «Прозрачный квадрат»

Цель: Познакомить детей с игрой «Прозрачный квадрат», учить находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы (треугольники, квадраты и т. п.); конструировать квадраты из двух-трех геометрических фигур; складывать из пластин простые фигуры («елочка», «домик», и т. п.) Способствовать созданию образов объектов по собственному замыслу.

  • Конструирование «Домики».
  • Придумывание простых фигур.

 №50-51

           Игра «Прозрачная цифра»

Цель: Познакомить детей с игрой «Прозрачная цифра». Учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок.

  • «Придумай фигуру из пластинок с полосками».
  • «Сложи единицу из разноцветных «палочек».

  №52-53

Игра «Прозрачная цифра»

Цель: Познакомить детей с игрой «Прозрачная цифра». Учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок.

  • «Сложи единицу из разноцветных «палочек».
  • «Сложи единицу из «палочек» синего цвета».

   №54-55

 Игра «Прозрачная цифра»

Цель: Познакомить детей с игрой «Прозрачная цифра». Учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок.

  • «Сложи единицу из «палочек» синего цвета».
  • «Сложи «О».
  • «Фигура из трех «палочек».

   №56-57

Игра «Как лисенок и медвежонок собирались  в гости»

Цель:  Развитие пространственных представлений (справа, перед, за), умений сравнивать предметы, пользуясь приемом наложения и приложения; составлять предметные силуэты из частей геометрических фигур; находить выход из проблемных ситуаций.

Игры «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Фонарики (эталоны формы)»,  коврограф,  схематичное изображение домика.

№58-59

Игра «Пять математических корзинок»

ЦЕЛЬ: Благодаря одновременному включению трех анализаторов: тактильного, слухового и зрительного способствовать усвоению детьми младшего дошкольного возраста состава числа в пределах пяти.

  • Игра «Определи на ощупь, по количеству «выемок» «хозяина» каждой корзинки».
  • Игра «Во все ли корзинки можно вставить два гриба».
  • Игра «Определи, в какой корзинке больше (меньше) грибов - у песика или у зайки Двойки».

 №60-61

Игра «Пять математических корзинок»

ЦЕЛЬ: Благодаря одновременному включению трех анализаторов: тактильного, слухового и зрительного способствовать усвоению детьми младшего дошкольного возраста состава числа в пределах пяти.

  • Игра «Определи, в какой корзинке больше (меньше) грибов - у песика или у зайки Двойки».
  • Игра «Заполни корзинки поровну».
  • Игра «Найди в лесу свою поляну».

№62-63

Игра «Пять математических корзинок»

ЦЕЛЬ: Благодаря одновременному включению трех анализаторов: тактильного, слухового и зрительного способствовать усвоению детьми младшего дошкольного возраста состава числа в пределах пяти.

  • Игра «Найди в лесу свою поляну».
  • Игра «Набери полнее корзины».
  • Игра «Найди полянку каждого героя».

 №64-65

Игра «Квадрат-домино»

ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить в игре словесно-образные коды углов квадрата и подобрать к каждому игровые карточек

  • «Кто спрятался за красным квадратом?»
  • «Кто спрятался за белым окошком?»
  • «Кто спрятался не за белым окошком?»

 №66-67

Игра «Квадрат-домино»

ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить в игре словесно-образные коды углов квадрата и подобрать к каждому игровые карточек

  • «Кто спрятался за красным квадратом?»
  • «Кто спрятался за белым окошком?»
  • «Кто спрятался не за белым окошком?»
  • «Кто спрятался не за красным окошком?»

 №68-69

Игра «Квадрат-домино»

ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить в игре словесно-образные коды углов квадрата и подобрать к каждому игровые карточек

  • «Кто спрятался за красным квадратом?»
  • «Кто спрятался за белым окошком?»
  • «Кто спрятался не за белым окошком?»
  • «Кто спрятался не за красным окошком?»
  • «Кто спрятался (не спрятался) за красным (белым) квадратом?»

 №70-71

Игра «Как мы играли вместе с Катей и Машей»

Цель: Развитие умений самостоятельно составлять геометрические фигуры заданного цвета и размера; выражать в речи способ выполнения действия; выбирать определенные фигуры из множества других; складывать силуэты по схеме-образцу и собственному желанию.

Игры: «Чудо-крестики 2», «Квадрат Воскобович» (двухцветный, схемы куклы и платья (по количеству детей).

№72

             Игры «Чудо-соты»

ЦЕЛЬ: Помочь детям освоить приемы сложения предметов из частей по образцу, учить конструировать, развивать умение самостоятельно создавать образы предметов и называть их. Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины. Способствовать развитию глазомера, мелкой моторики рук; психических процессов: внимания, воображения, мышления.

1. «Раскладываем геометрические фигуры по группам».

2. «Кто быстрее соберет свою полянку?»

3. «Строим паровозик».

Итоговые занятия

 

Игры «Чудо-соты»

ЦЕЛЬ:  Систематизировать знания по освоению приемов сложения предметов из частей по образцу, учить конструировать, развивать умение самостоятельно создавать образы предметов и называть их. Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины. Способствовать развитию глазомера, мелкой моторики рук; психических процессов: внимания, воображения, мышления.

  • «Строим паровозик».
  • «Конструируем фигурки по схемам».
  • «Самостоятельно складываем портреты персонажей игры из деталей головоломки».
  • Игра «На что похоже?»

 «Игровизор»: «Катя, Рыжик, и рыбка», лабиринты цифр, лабиринты букв, предметный мир.

ЦЕЛЬ: Совершенствование психических процессов и развитие математических представлений детей, знакомство их с предметным или природным миром; развивается точность и координация движения детей, готовится рука к письму.

«Ларчик»: «Шел домой Глеб», разноцветные веревочки.

Цель: Помочь детям узнать, что количество независимо от пространственного расположения, размера, цвета предметов. Дать детям представление о  количественном составе чисел, их равенстве и неравенстве, сложении и вычитании, учить порядковому, прямому и обратному счету. Развивать речь, внимание, память, элементы логического мышления.

Тема: «Мы строим дом, волшебный дом».

Цель: Продолжать учить детей выбирать полоски по словесному указанию, устанавливать соответствие между цветом и числом, строить дом и мебель. Закреплять знание детьми «волшебных слов». Способствовать запоминанию форм. Развивать память, мышление, воображение, речь.

  • Игра «Волшебные слова»
  • Игра с разноцветными полосками
  • Игра «Конструктор цифр».

Игра «Квадрат-домино»

Цель: Продолжать помогать детям запомнить в игре словесно-образные коды  углов квадрата и подобрать к каждому игровые карточки.

  • «Запомни словесно-образные символы, их расположение.
  • «Где должен  находиться «Лев» («Павлин», «Пень», «Луна»).
  • «Подбери карточки с маленькими квадратами».

Игра «Как мы встречали гостей в детском саду»

Цель: Продолжать развивать умение различать предметы по размеру (большой, маленький, низкий, высокий); самостоятельно конструировать предметы соответствующего размера; располагать предметы в пространстве (один выше другого или один над другим); запоминать цвет карточек; ориентироваться в количестве предметов; самостоятельно придумывать и составлять силуэты из геометрических фигур.

Игры «Геоконт», «Прозрачный квадрат» (девять пластинок с маленькими треугольниками и одна пластинка с большим треугольником); «Чудо-соты 1» (по количеству детей); коврограф, приложение к нему «Цветные карточки».



Предварительный просмотр:

Методика   обследования   познавательного   развития,

качественная   и  количественная    оценка   действий   ребёнка    4 - 5   лет.

1. ПОИГРАЙ (набор сюжетных игрушек). Задание направлено на выявление уровня развития игры, умения pебёнка действовать с игрушками, выполнять ряд логически связанных действий, объединяя их в единый сюжет.

Оборудование: кукла, мебель для куклы (стол, стул кроватка с постельными принадлежностями, буфет с на бором посуды), строительный набор, машинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенок; поиграть. Если ребенок не начинает выполнять игровые действий, то взрослый сажает куклу за стол и накрывает его, расставляя посуду, просит ребенка о помощи, постепенно вовлекая его в совместную деятельность. В тех случаях, когда ребенок отказывается от игры с куклой, взрослый предлагает поиграть с машинкой, нагружает в на кубики и просит ребенка помочь ему перевезти кубики на ковер, там начинает с ним постройку забора вокруг домика и т. д.

Обучение: если ребенок не начинает участвовать в сюжетной игре, то ему предлагают выполнить несколько предметно-игровых действий (покатать машинку): взрослый толкает машинку к ребенку и просит его покатить  также машинку ему.

Оценка действий ребенка: интерес к сюжетным игрушкам, к сюжетной игре, характер действий (наличие неадекватных действий, предметно-игровых), умение выполнить ряд логически связанных игровых действий,

2. КОРОБКА ФОРМ. Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на форму — практического примеривания.

Оборудование: деревянная коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение.

Обучение: психолог берет одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая фигуру к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка:  принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

3.        РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ (пятисоставную). Задание направлено на проверку развития ориентировки на  величину.

Оборудование: пятисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку матрешку и просит ее разобрать; «Посмотри, что у нее | есть внутри». После рассмотрения всех матрешек ребенку предлагают: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку, как складывается сначала двусоставная, а затем и остальные матрешки. Показ выполняется медленно, методом проб.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

4.        ДОМ   ЖИВОТНОГО (адаптированный вариант методики В. Векслера).  Задание направлено    на проверку умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета.

Оборудование: деревянная доска, в верхней части которой имеются четыре углубления, где последовательно изображены   животные:   собака, курица,  рыба.   Кошка.   На   остальной   части  доски   расположены   углубления   в   четыре  ряда,   по   пять   в   каждом.   Набор  цветных   фишек -  домиков.

Проведение  обследования:  взрослый кладет перед ребенком доску и предлагает ему рассмотреть по очереди  изображения животных в первом ряду, указывая при этом  палочкой на каждое животное.  Затем психолог по очереди последовательно вставляет фишки в углубления и объясняет:   «У собаки есть свой домик,  он желтый, у курицы   домик   белый,   у   рыбы   —   голубой,   у   кошки   вот  какой  — черный».  Далее взрослый предлагает,  указывая  на образцы:   «А теперь поставь каждому животному  домик.   Смотри,  как  здесь».  Взрослый помогает ребёнку  расставить первые две фишки, потом ребенок должен выполнить задание самостоятельно.        

Обучение:  если ребенок расставляет фишки не по порядку,  то его начинают обучать.  Взрослый указывает  на каждое последующее углубление и просит ребенка поста вить этому животному свой домик.  Помощь оказывают  в  расстановке первого ряда. Затем предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; наличие целенаправленности в действиях; умение работать по образцу; уровень восприятия цвета; отношение к результату своей деятельности.

5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на четыре части (чашка).

Наглядный материал: набор №  1, рис.  26,  27.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же.

      Если и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог накладывает часть, разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другую, после чего опять просит ребенка выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

6. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ (сравнение картинок). Задание направлено на выявление умения анализировать, сравнивать изображения, находить сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность.

Оборудование: две сюжетные картинки с изображением одинаковых полок и стоящих на них игрушек и одной и той же девочки.  На первой картинке игрушки находятся

| на полках в одном порядке и девочка тянется рукой к игрушечной кошке, а на второй — игрушки нарисованы в другом порядке, а девочка уходит, унося в руках какую-то игрушку. Что она взяла, не показано.

Наглядный материал: набор №  1, рис. 28, 29.

 Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки.  Психолог предлагает ребенку рассмотреть картинки,   а  затем   рассказывает:   «Это   девочка   Катя,   у   неё   много   игрушек,   она   их   переставила   и   унесла   с   собой   только   одну   игрушку.   Догадайся.   Какую   игрушку   унесла   Катя».Катя».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает перечислять все игрушки по очереди, психолог еще раз обращает внимание ребенка на то, что игрушки стоят на других местах,  напоминая о том, что девочка Катя унесла  только одну игрушку. Если после этого ребенок не решит  задачу, то взрослый показывает способ решения: берет палочку и поочередно соотносит  игрушки на первой и  второй картинках:   «Эта кошка стояла здесь наверху,  Катя переставила ее вниз.  Это Буратино, Катя его поставила наверх. Вот он где». Таким образом, взрослый, соотнося игрушки,  объясняет их местонахождение на полках  обеих картинок. Затем отдает палочку ребенку и говорит «Дальше проверяй ты,  какой игрушки нет,  значит,  ее  и унесла Катя».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения — самостоятельно решает дачу в умственном плане,   сравнивая и  анализируя картинки, решает задачу после объяснения взрослого («Hадо назвать только одну игрушку»), решает задачу способом практического соотнесения, показанного взрослым; результат выполнения задания.

7. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на выявление уровня сформированности количественных представлений (детям до 4 лет б мес. предлагают задания в пределах трёх, а после 4 лет 6 мес. до 5 лет —  в пределах пяти).

Оборудование: десять плоских палочек, экран.

Проведение    обследования:    перед    ребенком    кладу 10 палочек и предлагают ему взять из них три, затем одну палочку, потом еще две палочки. При этом каждый  раз его спрашивают:   «Сколько ты взял палочек?»  Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) палочки, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Взрослый раскладывает в ряд три (пять) палочки,  предлагая ребенку запомнить их количество, закрывает их экраном, за которым отнимает две штуки.  Потом кладет эти палочки перед ребенком,  спрашивает  его:   «Сколько там осталось?»,  указывая на экран. После  этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с остатком.  Затем экспериментатор снова раскладывает три (пять) палочки перед ребенком,   закрывает их экраном,  отнимает только одну штуку, показывая ее ребенку, спрашивает:   «Сколько там  осталось?»,  указывая  жестом на  экран.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагают выполнить это по показу. Взрослый на глазах у ребенка берет три палочки, кладет их на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я, три  палочки».  Если ребенок не справляется,  то его просят взять

одну палочку, а потом много палочек. Счетным операциям не обучают.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; сформированность восприятия количества в пределах трех (пяти); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах трех (пяти); обучаемость; отношение к результату.

8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК. Задание направлено на выявление умения ребенком работать по образцу.

Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цвета. .

 Проведение обследования: взрослый за экраном сооружает постройку из пяти палочек, открыв экран, предлагает построить ребенку такую же. Если ребенок справился с первым заданием, то  ему предлагают выполнить вторую постройку. В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по образцу, то взрослый показывает, как это надо сделать, а затем просит ребенка выполнить постройку самостоятельно. Б случае повторно возникших затруднений психолог использует способ действий по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения (по образцу, показу, подражанию); отношение к результату; результат выполнения.

9. НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона). Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши (фломастеры).

Проведение обследования: перед ребенком кладут лист бумаги и цветные карандаши (фломастеры) и просят как можно лучше нарисовать человека (мужчину). Если ребенок выполняет рисунок не в полный рост, то ему предлагают перерисовать. В завершение проводят дополнительную беседу с ребенком, в которой уточняют непонятные детали и особенности изображения.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие, понимание задания и интерес к нему; соответствие рисунка словесно; инструкции; уровень изображения предметного рисунка (черкание, предпосылки к предметному рисунку — «головоног», изображение человека — наличие в рисунке её    основных частей тела и лица).

10. РАССКАЖИ (сюжетная картинка «Зимой»). Задание направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи.

Оборудование:  картинка с изображением  зимнего сюжета (кругом белый снег;  с  горки бежит кошка,  за ней  гонится собака, впряженная в санки; двое смеющихся  детей лежат недалеко от санок в снегу).

Наглядный материал: набор №  1, рис.  30.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать о ней. Если ребенок  не начинает рассказывать, то тогда экспериментатор  следовательно задает ему уточняющие вопросы: «Какое  время года здесь нарисовано? Что случилось с ребятами' Что они хотели? Почему им не удалось съехать с горки   на санках? Почему так быстро побежала собака? Кого она  увидела?»

Обучение: если ребенок не может ответить на эти эти  вопросы, то взрослый организует рассматривание сюжетного  изображения: «Давай посмотрим, кто тут лежит в снегу  (указывая на детей). Почему дети оказались в сугробе Что случилось с санками? А это кто бежит (указывая на собаку)? За кем побежала собака? Что хотели дети? Почему им не удалось съехать с горки на санках?» Обследование прекращается, если ребенок молчит или отвечает: неадекватно.

Оценка действий ребенка:  принятие и понимание задания;  способ выполнения (самостоятельно составляет рассказ);   уровень  восприятия  и  понимания  изображенного сюжета — не отвечает на вопросы,  дает ответы,  не отражающие смысловую сторону изображенного сюжета (nepечисляет объекты),  отвечает одним словом,  отражающим содержание сюжетного изображения,  отвечает на вопросы   фразовой речью,  отражающей смысловое содержание    сюжетного изображения.

Результаты   проведённого   обследования  оцениваются   в    баллах

1балл -  не   принимает   задания.

2 балла – задание   выполняет   с  помощью   взрослого.

3 балла – переносит   помощь   на   самостоятельную   работу.

4 балла – справляется   самостоятельно,   результат   интересен.

        

РЕЗУЛЬТАТЫ   ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ   ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4—5 ЛЕТ        

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются  в совместную игру с психологом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием  отдельных звуков.

Анализ показателей этой группы говорит о глубоком  недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих  случаях необходимо использовать клинические методы диагностики.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные организовать самостоятельную игру, а охотно включающиеся в организованную взрослым; отмечаются некоторые процессуальные действия с игрушками.

При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами или звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматическая, малопонятная для окружающих.

Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений. Эти дети также нуждаются в комплексном изучении с использованием клинических методов.

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить самостоятельно предметно-игровые действия.

В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются. У них, как правило, имеется собственная речь: в основном это лепет либо отдельные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха и речи.

      Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они  самостоятельно организуют сюжетную игру.  При выполнении практических  задач эти дети  пользуются  практической ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности,  они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей, как правило,  фразовая, понятная для окружающих.    Они достигают хорошего уровня познавательного развития.



Предварительный просмотр:

Методика      обследования   познавательного   развития   ребёнка   4-5 лет

(Автор   Е. А. Стребелева,   М. - 2004).

п

\

п

Ф.И.

ребёнка.

Поиграй (набор сюжет, игрушек)

Коробка форм.

Разбери

и  сложи матрёшку

(5-ти )

Дом животного.

Сложи

разрезную картинку-

(4 ч.)

Угадай чего нет (сравнение картинок)

Посчитай.

Построй из палочек.

Нарисуй

человека.

Расскажи («Зимой»)

    ИТОГ

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к



Предварительный просмотр:

Серия: ДО №3811-359856 от 16 июля 2022 года.

Настоящим сертификатом подтверждается, что

Воспитатель  МАДОУ №41"Росинка" г.Нижневартовск

                         Терскова Анастасия Алексеевна

прошел(ла)  дистанционное обучение по курсу:

«Познавательно-творческое и интеллектуальное развитие дошкольников посредством дидактических игр В. В. Воскобовича»                                                       

( объеме 16 часов)