Советуем Родителям

Дергачева Мария Александровна

 

 

 

 

 

Поставить правильную речь проще всего с самого раннего возраста.

Переучиваться всегда тяжелее, это известно и понятно.

Учитель-логопед поможет ребятам научиться правильно произносить звуки, проговаривать согласные и не глотать окончания слов.

 

 

 

 

ПРИГЛАШАЮ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

ЧЕТВЕРГ

с 16 до 18 часов

 

 


ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ
Речь – это функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки и неврологические критерии это конкретные этапы развития работы мозга.
 
Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить. Но если малышу 2 года и он не ходит, родители понимают, что это не «индивидуальность», и что если рядом с ним будут бегать футболисты, то это никак глобально не скажется на его состоянии: лишь посмотрев на бегунов, он не сможет побежать. Перевожу) Не получится разговорить молчуна по принципу «отдать в сад, чтобы научили говорить».
 
Если ребенок не говорит в 2 года, значит, у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том что «заговорил в 5 лет и стал президентом» - это только упускать время реабилитации. Речь - это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи - значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития. Поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того, что он выйдет в норму очень высокий, а если привели в 4-5 лет - то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении.
 
Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели "а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо" - это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии - педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). В любом случае, на выходе - в возрасте 7 лет, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания), дисграфию и дислексию - нарушение процессов восприятия чтения и письма. Чем раньше начнется логопедическая и психологическая работа с ребенком, тем меньше у него будет проблем в будущем.
 
Какие обследования необходимо пройти если ребенок не говорит в 2 года?
 
Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития это нарушение слуха), психиатра. Пройти все назначенные функциональные исследования - МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, КСВП. Пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах именно вашего ребенка.
 
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так для отдельного неправильно произносимого звука.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Деткам 2-3 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение.

Дети 4-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Занятия должны быть:

  • регулярными. Как минимум, ежедневными, желательно проводиться 2-3 раза в день.
  • недолгими. От 2-3 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем.
  • проводиться перед зеркалом. На первых этапах работы, чтобы кроме тактильных ощущений был ещё и зрительный контроль.
  • на 1 занятии использовать 2-3 упражнения. Новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Иногда есть смысл провести несколько занятий без введения новых упражнений, для закрепления уже знакомых, но ещё сложных для ребенка действий.
  • каждое упражнение повторять 5-7 раз. Но стоит внимательно следить за реакцией ребенка. Главное, чтобы сохранялся интерес к занятию.
  • статические упражнения надо удерживать 10-15 секунд. Сразу это время задерживать артикуляционную позу очень сложно, поэтому надо постепенно увеличивать время, начиная от 2-3 секунд.
  • динамические упражнения должны выполняться плавно и максимально точно. Темп постепенно можно увеличивать, но следить, чтобы правильность выполнения соблюдалась.
  • все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются.
  • если какое-то движение не получается, можно помочь ребенку шпателем, чистым пальцем, ручкой чайной ложки.
  • сначала взрослый показывает упражнение – ребенок повторяет, затем ребенок выполняет упражнение синхронно со взрослым.

 

                                                                                      


Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Игры на развитие речевого дыхания вы найдете здесь https://nsportal.ru/user/938703/page/igralochka 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заведующей МДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 1 «Кораблик»

Е.Г. Зубовой Е.Г.

Согласие родителя (законного представителя) обучающегося

на проведение логопедической диагностики обучающегося

Я, ___________________________________________________________________________,

ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем) _____________________________________

_____________________________________________________________________________

ФИО, группа, в которой обучается, дата (дд.мм.гггг) рождения

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.

«___» __________ 20___ г.     ______________/ _____________________________________/

(подпись)                         (расшифровка подписи)



Предварительный просмотр:

Заведующей МДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 1 «Кораблик»

Е.Г. Зубовой Е.Г.

от ______________________________________

ФИО родителя (законного представителя)

заявление

Я, ___________________________________________________________________________,

ФИО родителя (законного представителя) обучающегося без сокращений

являясь родителем (законным представителем) _____________________________________

_____________________________________________________________________________

ФИО, группа, в которой обучается, дата рождения (дд.мм.гггг)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).

«___» __________ 20___ г.     ______________/ _____________________________________/

(подпись)                         (расшифровка подписи)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях Консультация для заботливых родителей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Кораблик» Дергачева Мария Александровна, учитель-логопед

Слайд 2

А вы знаете, что… …в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому развитие словаря у детей мы будем рассматривать как одну из важнейших задач развития речи.

Слайд 3

Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет . Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Объём активного словаря у любого человека меньше объёма пассивного.

Слайд 4

Итак, приступим к обогащению словаря Вашего ребенка в домашних условиях… Неисчерпаемый МАТЕРИАЛ для развития словаря детей могут предоставить: Любой предмет; Явление природы; Ваш дом, семья, родные; Ваши привычные домашние дела, поступки, настроение ; Детские книжки, картинки в них; Игрушки; Мультфильмы и прочее. Не упускайте повода что-то обсудить с В ашим ребёнком.

Слайд 5

Собираясь в детский сад … Р ассматривание сезонной одежды поможет обогатить словарь по темам «Головные уборы», « Одежда» и «Обувь ». По дороге в детский сад / домой и на прогулке расширяйте словарь ребёнка по темам «Времена года», «Игрушки», «Мой посёлок», «Транспорт», «Домашние животные», « Птицы », «Насекомые», «Деревья», «Цветы», «Явления природы». Вслушивайтесь в звуки улицы и природы.

Слайд 6

Когда все дома… На кухне можно развивать словарь ребёнка по темам: «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника ». Находясь в комнате, рассматриваем и называем мебель, предметы интерьера. Принимая водные процедуры, уточняем словарь по теме «Предметы личной гигиены» и их значение для здоровья. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

Слайд 7

Игры для развития словарного запаса у детей «Кто так умеет делать?»: махать крыльями, прыгать и т.п.; «Найди по указанному признаку»: что может быть большое? Что – круглое? Что – желтое, круглое? «Угадай предмет»: стенки, донышко, ручка, носик, крышка – чайник; спинка, сиденье, ножки – стул и т.д.; «Назови части»: у куклы, у грузовика, у платья; «Скажи одним словом»: яблоко, апельсин, банан, груша - фрукты; «Дай три названия и больше»: гвоздика – цветок – растение, диван – мебель – вещь, плов – блюдо – пища – питание; «Назови ласково»: гриб-грибок-грибочек, шар – шарфик; «Кто как разговаривает?»: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д. «Скажи наоборот»: злой - добрый, веселый - грустный, тихий - громкий; «Скажи по-другому»: жара – зной; ураган – буря, ветер; огорчаться – печалиться, плакать, грустить, тужить.

Слайд 8

Советы заботливым родителям Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы ребёнок запоминал и повторял слова за Вами. Называйте свойства предметов (цвет, форму, размер и вкус продуктов). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы. ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия, показывайте ребёнку, что и как Вы делаете. Поручите ребёнку посильную помощь в уборке или приготовлении пищи, т.к. в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее. Поощряйте любую речевую активность ребёнка.

Слайд 9

Учите детей играя! « Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний » К . Д. Ушинский .