Программы внеурочной деятельности

Семизорова Жанна Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………   4
  2. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………  .5
  3. Тематической планирование ……………………………………………………7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой 2011г. интеллектуальной направленности для обучающихся 1 Д класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №40» на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №40»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Учебного плана МБОУ «СШ №40» на 2017-2018 уч. год;
  • Локального акта МБОУ «СШ №40» «О рабочей программе по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС».

Цель программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»:  

  • формировать и развивать логическое мышление;
  • научить обобщать математический материал;
  • рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
  • развивать гибкость мышления обучающихся.

Задачи курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»:  

  • интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
  • овладение конкретными математическими знаниями;
  • воспитание трудолюбия и достижения своей цели.

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

На изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» планом внеурочной деятельности отводится 33 часа в год.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоении программы курса ««Занимательная математика» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической   деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
  • составлять фигуры из частей;
  • определять место заданной детали в конструкции;
  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Метапредметными результатами программы по курсу внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
  • использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа курса  внеурочной деятельности объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Данный курс внеурочной деятельности ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Курс «Занимательная математика» предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Математика – это интересно

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка 

1

3

Путешествие точки

1

4

Игры с кубиками

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

10

Игры с кубиками

1

11

Конструкторы лего

2

12

Весёлая геометрия

1

13

Математические игры

1

14

«Спичечный» конструктор

2

15

Задачи-смекалки

1

16

Прятки с фигурами

1

17

Математические игры

1

18

Числовые головоломки

1

19

Математическая карусель

2

20

Уголки

1

21

Игра в магазин. Монеты

1

22

Конструирование фигур из деталей танграма

1

23

Игры с кубиками

1

24

Математическое путешествие

1

25

Математические игры

1

26

Секреты задач

1

27

Математическая карусель

1

28

Числовые головоломки

1

29

Математические игры

1

30

КВН

«Математика – Царица наук»

1

Итого

33часа

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 1 класс

№  

Дата

Тема занятия

Кол -во

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

1 четверть ( 9 часов)

1

Математика – это интересно

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2

Танграм: древняя китайская головоломка 

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.

3

Путешествие точки

1

  Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

4

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

Волшебная линейка

1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.

7

Праздник числа 10

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

2 четверть (8 часов)

10

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

11

Конструкторы лего

1

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.

12

Конструкторы лего

1

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.

13

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».

15

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

16

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

17

Задачи-смекалки

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

3 четверть (9 часов)

18

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

19

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

20

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.

22

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.

23

Уголки

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

24

Игра в магазин. Монеты

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично за-
данным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполнен-
ной работы.

26

Игры с кубиками

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков  

4 четверть (7 часов)

27

Математическое путешествие

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.  

28

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29

Секреты задач

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

31

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».

33

КВН

«Математика  Царица наук»

1

Итого

33 часа



Предварительный просмотр:


Содержание

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………   4
  2. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………  .5
  3. Тематической планирование ……………………………………………………5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия» разработана на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика.» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой 2011г. интеллектуальной направленности для обучающихся 3  класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №40» на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №40»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Учебного плана МБОУ «СШ №40» на 2017-2018 уч. год;
  • Локального акта МБОУ «СШ №40» «О рабочей программе по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС».

Цель программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия»:  

  • формировать и развивать логическое мышление;
  • научить обобщать математический материал;
  • рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
  • развивать гибкость мышления обучающихся.

Задачи курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия»:  

  • интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
  • овладение конкретными математическими знаниями;
  • воспитание трудолюбия и достижения своей цели.

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

На изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия» планом внеурочной деятельности отводится 34 часа в год.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоении программы курса ««Занимательная математика. Страна Геометрия» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической   деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
  • составлять фигуры из частей;
  • определять место заданной детали в конструкции;
  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Метапредметными результатами программы по курсу внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
  • использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу, не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Занятия  по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.

Так как при знакомстве учащихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линия, прямая линия, кривая линия, замкнутая и т. д, используется хорошо известное и понятное детям этого возраста четверостишие.

Содержание программы

3 класс (34 часа)

Символика. Построение.

Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельные и пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

Периметр.

Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

Циркуль.

Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

Углы. Транспортир.

Углы. Величина угла. Транспортир.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата

план

факт

1

Путешествие в страну Геометрию продолжается. Повторение изученного во 2-м классе.

1

Блиц - турнир «Кто правильнее». Логические задачи.

2

«Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела.

1

Стихотворение о геометрических фигурах.  Конструирование игрушек.

3

«Жители города многоугольников». Многоугольники.

1

Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация.

4

Периметры многоугольников.

1

Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком».

5

«Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник.

1

Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?»

6

Окружность и круг.

1

Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов.

7

Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности.

1

Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник».

8

Радиус, диаметр круга.

1

Сказка.  Практические задания. Узоры из окружностей.

9

Касательная.

1

Сказка. Практические задания.

10

Решение задач. Узлы и зацепления.

1

Самостоятельная работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур.

11

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости.

1

Стихотворение. Игра со спичками.  «Танграм».

12

Радиус и диаметр окружности.

1

Графический диктант.  Практические задания. Аппликация.

13

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга.

1

Задачи на нахождение доли. Блиц -турнир «Раскрась по заданию».

14

Сектор. Сегмент.

1

Сказка. Практические задания.

15

«Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые.

1

Песенка. Задачи на развитие логического мышления.

16

«Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников.

1

Алгоритм построения параллелограмма.  Геометрический диктант.

17

Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые.

1

Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге.  Игра «Дорисуй из частей».

18

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге.

1

Графический диктант. Оригами «Собачка».

19

Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.

1

Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком».

20

Диагонали квадрата. Игра «Паутинка».

1

Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка».

21

Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».

1

Работа с циркулем – вычерчивание «розеток».

22

Решение топологических задач.

1

Решение задач. Оригами «Волк».

23

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.        

1

Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация.

24

Периметр многоугольника.

1

Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз».

25

Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

1

Преобразование именованных величин.  Рассказ о Евклиде. Практическая работа.

26

Площадь.

1

Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения.

27

Площадь. Единицы площади.

1

Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм».

28

Нахождение площади равностороннего треугольника.

1

Игра «Настольный хоккей», «Догадайся». Практическая работа.

29

Плоскость.

1

Практическая работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». Игра «Одним росчерком».

30

Угол. Угловой радиус.

1

Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур.

31

Сетки.

1

Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон».

32

«Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор».

1

Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала.

33

Обобщение изученного материала.

1

Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления.

34

Урок-праздник «Хвала геометрии!»

1

Праздник.

Итого за год: 34 часа



Предварительный просмотр:


Содержание

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности …………………   4
  2. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………  .5
  3. Тематической планирование ……………………………………………………7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия» разработана на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика.» // Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой 2011г. интеллектуальной направленности для обучающихся 2 Д класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №40» на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №40»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Учебного плана МБОУ «СШ №40» на 2017-20178уч. год;
  • Локального акта МБОУ «СШ №40» «О рабочей программе по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС».

Цель программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия»:  

  • формировать и развивать логическое мышление;
  • научить обобщать математический материал;
  • рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
  • развивать гибкость мышления обучающихся.

Задачи курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия»:  

  • интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
  • овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
  • овладение конкретными математическими знаниями;
  • воспитание трудолюбия и достижения своей цели.

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

На изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Страна Геометрия» планом внеурочной деятельности отводится 34 часа в год.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоении программы курса ««Занимательная математика. Страна Геометрия» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической   деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
  • составлять фигуры из частей;
  • определять место заданной детали в конструкции;
  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Метапредметными результатами программы по курсу внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
  • использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса  «Занимательная математика. Страна Геометрия» представлено через планирование с определением основных разделов программы.

Содержание курса «Занимательная математика. Страна Геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу, не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Занятия  по этому курсу включают не только геометрический материал, но и задания конструкторско-практического задания, характера.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.

Так как при знакомстве учащихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линия, прямая линия, кривая линия, замкнутая и т. д, используется хорошо известное и понятное детям этого возраста четверостишие.

Содержание программы

2 класс (34 часа)

Символика. Построение.

  • Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельные и пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной.

Периметр.

  • Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра.

Циркуль.

  • Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля.

Углы. Транспортир.

  • Углы. Величина угла. Транспортир.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Занятия  позволяют обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный кружок ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса  «Занимательная математика. Страна Геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умениярешать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1.

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

1

2.

Цвета радуги. Их очередность.

1

3.

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

1

4.

Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

1

5.

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

6.

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

1

7.

Решение топологических задач.

1

8.

«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.                      

1

9.

Решение топологических задач. Лабиринт.

1

10.

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

1

11.

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

12.

Первоначальное знакомство с сетками.

1

13.

Отрезок. Имяотрезка.

1

14.

Сравнение отрезков. Единицы длины.

1

15.

Ломаная линия.

1

16.

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

17.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

1

18.

Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

1

19.

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

20.

Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

1

21.

Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

1

22.

Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.

1

23.

Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.

1

24.

Многоугольники.

1

25.

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

1

26.

«В городе треугольников». Треугольник.

1

27.

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1

28.

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

1

29.

Треугольник. Видытреугольников.

1

30.

«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

1

31.

Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.

1

32.

Квадрат.

1

33-34

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

2

Итого

34часа

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

В данном разделе представлено тематическое планирование для обучающихся 2 Д классов в соответствии с требованиями ФГОС начального образования. Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему. Дана характеристика основных видов деятельности обучающихся и формируемых универсальных учебных действий по каждой теме.

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата

План      факт

1

Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой.

1

Загадки о геометрических инструментах.

Практическая работа с линейкой.

2

Цвета радуги. Их очередность.

1

Сказка о малыше Гео. Практические задания.

3

«Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства.

1

Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом.

4

Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте.

1

Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт»

5

Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

1

Задачи на развитие логического мышления. Загадки.

6

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

1

Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки.

7

Решение топологических задач.

1

Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под».

8

«Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии.                      

1

Продолжение сказки. Практические задания.

9

Решение топологических задач. Лабиринт.

1

Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт.

10

Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве.

1

Разучивание песенки. Игра «Дорисуй».

11

Вертикальные и горизонтальные прямые линии.

1

Сказка. Практические задания на Геоконте.

12

Первоначальное знакомство с сетками.

1

Задания на развитие памяти, внимания. Графическиедиктанты.

13

Отрезок. Имяотрезка.

1

Стихотворение об отрезке.  Игра «Сложи фигуру». Сказкапроотрезок.

14

Сравнение отрезков. Единицы длины.

1

Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру».

15

Ломаная линия.

1

Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт».

16

Ломаная линия. Длина ломаной.

1

Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления.

17

Решение задач на развитие пространственных представлений.

1

Задачи на развитие пространственного  представления. Игра «Однимросчерком».

18

Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.

1

Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком».

19

Прямой угол. Вершина угла. Его стороны.

1

Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа.

20

Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла.

1

Сказка. Геоконт. Практические задания.

21

Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.

1

Сказка. Игра «Одним росчерком».

22

Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия.

1

Сказка. Практические задания.

23

Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте.

1

Сказка. Практическое задание.

24

Многоугольники.

1

Коллективная работа.

25

Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

1

Сказка. Задания Незнайки.

26

«В городе треугольников». Треугольник.

1

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка.

27

Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения.

1

Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города)

28

Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

1

Сказка.  Разучивание песенки. Практические задания.

29

Треугольник. Видытреугольников.

1

Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки.

30

«В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция.

1

Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из  четырёхугольников.

31

Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб.

1

Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат».

32

Квадрат.

1

Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами.

33

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично

заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление

картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

34

Геометрический КВН. Повторение изученного

во 2-м классе.

1

Командное соревнование на проверку знаний по геометрии.

Итого 34 часа



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ……………………….......2
  2. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………………...........3
  3. Тематической планирование ………………………………………………………………..5

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романова  «Удивительный мир слов» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на 1 учебный год, ориентирована на обучающихся 3 класса с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО»;
  4. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2016-2017 уч. год.
  5. Годовой календарный учебный график на 2017-201 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

В результате освоении курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные:

В процессе изучения данного курса ученики получают знания:

  • об истории русского языка,
  • рассматривают памятники древней письменности,
  •  знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
  • осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

В процессе изучения данного курса ученики получают знания:

  • об истории русского языка,
  • рассматривают памятники древней письменности,
  •  знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
  • осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

                                            Особенности содержания обучения

Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Из истории языка -2ч

  •  наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте;
  •  уточнять значение слова по толковому словарю;
  •  сравнивать толкование слова в различных словарях;
  •  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
  •  самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания

Загадки простого предложения -9ч

  •  наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
  •  устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
  •  наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложений;
  •  исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
  •  осуществлять учебное сотрудничество;
  •  контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
  •  составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
  •  оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
  •  оценивать положительные качества личности одноклассников;
  •  создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;
  •  сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
  •  работать с информацией, представленной в виде модели;
  •  соотносить схемы предложений с их моделями;
  •  анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

Лабиринты грамматики-2 ч

  •  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  • наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

Существительных по существу -12 ч

  •  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
  •  воспринимать на слух и понимать информационный текст;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
  •  осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь

Такие разные признаки предметов- 9ч

  •  составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
  •  анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
  •  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
  •  контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
  •  выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
  •  осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
  •  самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
  •  осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Старые и новые слова в языке

1

2

Сокровища бабушкиного сундука

1

3

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении

1

4

Важные мелочи

1

5

Требуется определение

1

6

Важные обстоятельства

1

7

Необходимо дополнить.

1

8

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж»

1

9

Стройтесь в ряд!

1

10

Запятые, по местам!

1

11

Запятые, по местам!

1

12

Слово в грамматике

1

13

Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика

1

14

«Лебедь белая плывёт».

1

15

Может ли род быть общим?

1

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1

17

Как быть, если нет окончания?

1

18

Один, два, много.

1

19

Почему именительный падеж назвали именительным?

1

20

Как «работает» родительный падеж?

1

21

«Щедрый» падеж.

1

22

Винительный падеж — великий маскировщик.

1

23

Падеж-работяга

1

24

Любимая «работа» предложного падежа.

1

25

Кому принадлежат имена собственные?

1

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах

1

27

«Красны девицы» и «добры молодцы».

1

28

Всё познаётся в сравнении.

1

29

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем

1

30

Что из чего и для чего?

1

31

Что кому принадлежит?

1

32

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных

1

33

«Крокодиловы слёзы»

1

34

Обобщение. Чему научились за год

1

Итого

34

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.


3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

1 четверть 9 ч

1

Старые и новые слова в языке

1

-наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте; -уточнять значение слова по толковому словарю;

-сравнивать толкование слова в различных словарях;

-формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

2

Сокровища бабушкиного сундука

1

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

-самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

-оценивать правильность выполнения действий,

 -осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

3

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении

1

— наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;

4

Важные мелочи

1

устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

-наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений

5

Требуется определение

1

различать интонацию восклицательного         и невосклицательного,         вопросительного         и невопросительного предложения;

6

Важные обстоятельства

1

исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

-осуществлять учебное сотрудничество;

- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

7

Необходимо дополнить.

1

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

- составлять письменное высказывание по предложенному образцу; -оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

8

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж»

1

оценивать положительные качества личности одноклассников;

-создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект   «Безопасный маршрут»);

9

Стройтесь в ряд!

1

сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

2 четверть 8 ч

10

Запятые, по местам!

1

анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

11

Запятые, по местам!

1

работать с информацией, представленной в виде модели; - соотносить схемы предложений с их моделями

12

Слово в грамматике

1

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

13

Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика

1

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

14

«Лебедь белая плывёт».

1

наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

15

Может ли род быть общим?

1

на основе наблюдения форм имён существительных         в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1

соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

17

Как быть, если нет окончания?

1

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

3 четверть 11 ч

18

Один, два, много.

1

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

19

Почему именительный падеж назвали именительным?

1

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

20

Как «работает» родительный падеж?

1

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

21

«Щедрый» падеж.

1

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

22

Винительный падеж — великий маскировщик.

1

осуществлять учебное сотрудничество, контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

23

Падеж-работяга

1

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

24

Любимая «работа» предложного падежа.

1

 оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

25

Кому принадлежат имена собственные?

1

осуществлять учебное сотрудничество, контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах

1

составлять         устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

-анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

27

«Красны девицы» и «добры молодцы».

1

соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;  

28

Всё познаётся в сравнении.

1

контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

4 четверть 7 ч

29

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем

1

выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства; - осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;

30

Что из чего и для чего?

1

составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;

31

Что кому принадлежит?

1

самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

32

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных

1

осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

33

«Крокодиловы слёзы»

1

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

34

Обобщение. Чему научились за год

1

контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ИТОГО:

34




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка;

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ……………………….......2
  2. Содержание курса внеурочной деятельности ………………………………………...........3
  3. Тематической планирование ………………………………………………………………..5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» разработана на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов» (Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013г.) общеинтеллектуальной направленности рассчитана для обучающихся 4 В класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СШ №40» на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г., 29 декабря 2014г., 18 мая 2015г.) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (Зарегистрирован в минюсте России 02.02.2016г. №40936);
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №40»;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Учебного плана МБОУ «СШ №40» на 2016-2017 уч. год;
  • Локального акта МБОУ «СШ №40» «О рабочей программе по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС».

Цель программы курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»: осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры.

Задача курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»: овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

На изучение курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» планом внеурочной деятельности отводится 34 часа в год.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате освоении курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ п/п

Тема курса

Универсальные учебные действия

Практическая и игровая деятельность

1

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-

образовательными моделями.

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его;

анализировать информацию, представленную на рисунке;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

игры:«Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

2

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временнќх форм глагола в речи. Замена форм вре-

мени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также
чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

рисование: «Весёлая буква Ё».

3

Числа и слова

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

составлятьустно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

конкурс «Придумываем название для новых конфет».

4

Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание

игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

конструирование слов по словообразовательным моделям;

проект «Как конфеты получают свои названия».

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Смотрю, говорю, слушаю

2

2

Лексические загадки

2

3

Словесный конструктор

1

4

Занимательная грамматика

2

5

Для чего нужны глаголы?

2

6

Делать и сделать — не одно и то же.

1

7

Меняемся ролями.

1

8

Вчера, сегодня, завтра.

1

9

Одно вместо другого.

1

10

Она меня поняла и приняла.

1

11

Кто говорит, кто действует?

1

12

Сумею победить!

1

13

Мечтаем и фантазируем.

1

14

Дай-подай… и поезжай!

1

15

Дай-подай… и поезжай!

1

16

Живые образы.

1

17

Орфографический поединок.

1

18

Для чего нужны числительные?

1

19

Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

20

Рекорды в цифрах.

1

21

За семью печатями

1

22

Треугольный шарик.

1

23

Как водить машину за нос?

1

24

Послушный «подчинённый».

1

25

О «земляной» или «земной» красоте.

1

26

Строгий «управляющий».

1

27

В Сибири и на Урале.

1

28

Связаны смыслом

1

29

Любимые игры со словами

1

30

Обобщение и закрепление.

1

Итого

34

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)

Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем впортфолио ученика.

Формы и средства контроля

№п/п

Форма контроля

Количество

1

Проекты

3

Как я говорил, когда был маленьким

1

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

1

Проект «Как конфеты получают свои названия».

1

2

Рисунок

1

«Весёлая буква Ё».

1

3

Мини- исследования

1

Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

1

4

Конкурсы

1

«Самая красивая буква»

1

5

Мини - сочинение

1

«Я — сын, ученик, спортсмен...»;

1

6

Мини - словарики

3

«Собираю синонимы»

1

«Собираю антонимы»,

1

«Собираю фразеологизмы»;

1


3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

1

2

01.09.16

08.09.16

Смотрю, говорю, слушаю

2

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать
собственное мнение и аргументировать его;

анализировать информацию, представленную на рисунке;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

3

4

15.09.16

22.09.16

Лексические загадки

2

5

29.09.16

Словесный конструктор

1

6

7

06.10.16

13.10.16

Занимательная грамматика

2

8

9

20.10.16

27.10.16

Для чего нужны глаголы?

2

сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

10

31.10.16*

Для чего нужны глаголы?

1

11

10.11.16

Делать и сделать — не одно и то же.

1

12

17.11.16

Меняемся ролями.

1

13

24.11.16

Вчера, сегодня, завтра.

1

14

01.12.16

Одно вместо другого.

1

15

08.12.16

Она меня поняла и приняла.

1

16

15.12.16

Кто говорит, кто действует?

1

17

22.12.16

Сумею победить!

1

18

29.12.16

Мечтаем и фантазируем.

1

19

12.01.17

Дай-подай… и поезжай!

1

20

19.01.17

Дай-подай… и поезжай!

1

21

26.01.17

Живые образы.

1

22

02.02.17

Орфографический поединок.

1

23

09.02.17

Для чего нужны числительные?

1

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения

24

16.02.17

Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

25

02.03.17

Рекорды в цифрах.

1

26

09.03.17

За семью печатями

1

27

16.03.17

Треугольный шарик.

1

28

23.03.17

Как водить машину за нос?

1

моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание

29

06.04.17

Послушный «подчинённый».

1

30

13.04.17

О «земляной» или «земной» красоте.

1

31

20.04.17

Строгий «управляющий».

1

32

27.04.17

В Сибири и на Урале.

1

33

04.05.17

Связаны смыслом

1

34

11.05.17

Любимые игры со словами

1

Итого                                                                        

34