Эссе

Котова Наталья Константиновна

Эссе "Я - учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kotova_n.k._esse.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Котова Наталья Константиновна,

учитель начальных классов

МБОУ «Атамановская СОШ»

Новокузнецкого муниципального района

Эссе «Я – учитель»  

                                                                             

Ребенок – не сосуд, который надо

заполнить, а факел, который

нужно зажечь!

Восточная мудрость

 Первое сентября 2002 года. Это был не просто первый осенний день.  Это был первый сентябрь, когда я шла в школу не только учиться, но и учить. Впервые я встретила столько любопытных глаз, которые внимательно смотрели на меня так, будто ждали чего-то необычного и удивительного.  Было непривычно и радостно впервые за долгое время находиться среди такого количества учеников. Нарядные дети и приветливые учителя, лица всех озаряли улыбки, а лучший подарок праздника – теплые слова, которыми они приветствовали друг друга.  Поначалу было немного страшно, ведь на уроке на меня пристально смотрели почти двадцать детей, которые вчера еще были дошкольниками, а сегодня уже учениками первого класса.

            Что значит слово «учитель»? Кто он? Наставник, мудрец, человек. Над значением этого слова можно спорить веками. Думаю, учитель – это не просто профессия. Учитель – это сама жизнь, отданная детям, это призвание. Как сказал философ И. Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас». И нет среди нас такого человека, который прожил бы без учителя!

Каким должен быть учитель – учитель, который нужен детям? Учитель - это помощник, друг, маяк, освещающий путь.  Не каждый может сделать так, чтобы таланты в детях, как зерна, взошли, расцвели и крепли.

           Как писал А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы смеетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами… - все это имеет для ребенка большое значение».

В своей работе я стараюсь равняться на моих наставников и коллег -  учителей с большой буквы...Сегодняшние ученики – это будущее России, поэтому какой наша страна будет завтра, зависит в первую очередь от того, какое образование и воспитание получат дети сегодня. От того, как я учу своих школьников, какие качества развиваю и что воспитываю в них, зависит их дальнейшая судьба.

Школа – это вечная молодость, постоянное   движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, которые должны быть у каждого педагога.  Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а, может быть, даже и на шаг вперед. 

Сейчас в системе образования произошли перемены. Школа изменилась. В этой обновленной школе учитель - я. Работаю «не корысти ради, а по призванию». Как же приятно каждый день с учениками делать открытия, сочинять рассказы, решать задачи, изучать окружающий мир. Но еще интереснее делать все это, используя новые методы обучения, которые сейчас активно внедряются в учебный процесс.

Придя работать в школу, я поняла, что особое место в школьной жизни занимает личность учителя. Я верю, что учитель должен проживать вместе со школьником каждый момент его жизни. Как это важно вовремя заметить, что ребенок нуждается во внимании и поддержке!  Я всегда стараюсь развивать талант одаренного ребенка и поддерживать искру интереса к предмету у того, кто испытывает трудности в обучении.

Убеждена, что в основе работы должна лежать любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний мир. Ш. А. Амонашвили, великий педагог и психолог нашего времени, говорил: «Ребёнок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь». Успех в любых начинаниях может создать именно учитель, который сам переживает радость успеха. Важно быть самим собой. Мне кажется, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Ведь даже дома не прекращаешь думать о своих учениках. Готовя урок, видишь, думаешь, чувствуешь весь класс и каждого в отдельности. Ученики всегда с тобой. И какое счастье ощущать, когда твои воспитанники, вначале не владеющие чтением, письмом, счётом, не умеющие правильно и грамотно говорить, с твоей помощью постепенно впитывают знания, устремляясь ввысь. Мои знания, опыт становятся тем мостиком, который служит ученикам отправной точкой для движения вперёд.

С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами –  интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, наставлениями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, совещаниями, собраниями, заседаниями…У меня интересная насыщенная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать. Иногда кажется, что я чего-то не успеваю, не доделываю, не дорабатываю… Поэтому стараюсь во всем идти на шаг впереди.

 Я живу своими уроками, каждый день жду встречи с моими учениками. Каждый урок для меня открытие, который мы делаем совместно.  Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики всегда думали, критически относились к собственным мыслям и мыслям других; я стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. 

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог Виктор Фёдорович Шаталов, находиться «в состоянии успеха». Поэтому на своих уроках стараюсь создавать проблемные, поисково-исследовательские ситуации с целью включения ребят в творческий поиск решения поставленных учебных задач.

В 2015 году я в четвертый раз стала классным руководителем первого класса. Какими большими удивлёнными глазами мы смотрели друг на друга: они на новую учительницу, а я на свой класс. Поначалу мы с осторожностью относились друг к другу. Теперь же я смело могу сказать, что это мои родные четвероклассники. За прошедшее время было много разговоров по душам с каждым из них, много нового и интересного мы открыли друг для друга, проводя вместе не только уроки, но и праздники, походы, экскурсии, внеклассные мероприятия. Я всегда внушаю своим детям мысль: «Вы не хуже других, вы не лучше других. Вы – это вы. У каждого из вас свой характер. Только от вас зависит, какая из вас выйдет личность – положительная или отрицательная». Тем самым помогаю формировать в каждом ребёнке лучшие нравственные качества, воспитывать любовь к окружающему миру и искусству через коллективные творческие дела, внеклассные мероприятия, тренинги, собственный пример. Учу разумно оценивать различные жизненные ситуации, с которыми приходится встречаться моим детям. 

Для меня то, что находится внутри ребёнка – его способности - это тот «ангел», которому я должна помочь выбраться наружу. Ведь для маленького человека учитель – это не только тот, кто учит, но и тот, кто воспитывает: своим видом, своим отношением к жизни; тот, кто помогает ребёнку развернуть «ангельские крылья» и заставляет засверкать его способности разнообразными гранями талантов; тот, кто поможет ему найти свой путь к счастью. Я думаю, что счастье - это не просто путь, а то состояние, которое ты испытываешь, двигаясь по этому пути. Наверное, чтобы разбудить в ребёнке ангела и дать ему возможность испытать радость от познания неизведанного, нужно самому гореть, оставляя за собой яркий след, который позволит зажечь в детях искорки способностей и талантов. Работая в школе учителем, раскрывая в ребёнке «ангела», я каждый день творю собственное счастье и нахожу возможность дарить его окружающим.

Размышляя обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, три замечательные дочки и сын, понимающий муж, любимая профессия….