Внеурочная деятельность

Котова Наталья Константиновна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чаша жизни" (духовно-нравственное направление) 1-4 классы (ФГОС НОО)

Календарно-тематическое планирование внеурочной детельности "Чаша жизни" (духовно-нравственное направление) - 4 класс, 35 часов (ФГОС НОО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr.chasha_zhizni_ktp_1-3_kl.doc171 КБ
Microsoft Office document icon ktp_chasha_zhizni_4_kl.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в МБОУ «Атамановская СОШ», реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в 1–4 классах вводится факультатив «Чаша жизни».

Цель программы  внеурочной деятельности — формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
  • осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило;
  • оценка нравственных поступков.

«Чаша жизни» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в первом классе, по 35 часов во 2–4 классах (1 час занятий в неделю). Общее количество часов – 135 часов.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Чаша жизни»

В процессе освоения материалов программы внеурочной деятельности обучающийся получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труд. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

 Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах внеурочной деятельности содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

 В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

В результате изучения внеурочной деятельности «Чаша жизни» на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов (предметные):

Обучающийся научится:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, дополнять их высказывания;
  • высказывать предположения о последствиях недобрых поступков (как в реальной жизни, так и в художественных произведениях);
  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • описывать сюжетную картинку (серию);
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок, корректировать его;
  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека.
  • использовать в общении доброжелательный тон;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Чаша жизни».

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Формы организации: групповое занятие, ролевая игра, беседа, экскурсия, диспут, проект, «Живая газета», анкетирование, круглый стол, практическое занятие.

Универсальные учебные действия:

— воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

— оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (предотвращение ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), её оценка.

Формы организации: дискуссия, урок – сказка, ролевая игра, интервью, устный журнал, групповое занятие, урок-игра, чтение рассказов, беседа, диспут, круглый стол, презентация на примерах из жизни класса, инсценирование, практическое занятие, проект, сочинение.

Универсальные учебные действия:

— использовать в речи слова вежливости;

— участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

— высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

— создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

— описывать сюжетную картинку (серию);

— оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

— самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. Способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).  Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Формы организации: экскурсия, практическое занятие, круглый стол, проект, беседа, интервью, презентация, сообщения.

Универсальные учебные действия:

— проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

— оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

 Культура внешнего вида, чистота, опрятность, аккуратность.

Правила опрятности и их значение для здоровья, хорошего самочувствия, отношения окружающих.

Оценка внешнего вида человека, критерии оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Формы организации: урок – игра, конкурс «Самый, самый…», практическое занятие, проект, беседа – практикум, круглый стол.

Универсальные учебные действия:

— воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

— оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

       Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

       Правила вежливости в общении с ближайшим окружением:  здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

       Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.):  не мешать другим людям.

Формы организации:  ролевая игра, экскурсия, беседа, проект, сообщения, доклады, КВН, практическое занятие, презентация, конкурс чтецов.

Универсальные учебные действия:

— использовать доброжелательный тон в общении;

— оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

3. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Чаша жизни».

Наименование раздела

Часы учебного времени

1 класс

33 часа

1

Школьный этикет

5

2

Правила общения

11

3

О трудолюбии

6

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

7

2 класс

34 часа+1час резерв

1

Школьный этикет

5

2

Правила общения

11+1час резерв

3

О трудолюбии

7

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

7

3 класс

34 часа+1час резерв

1

Школьный этикет

5

2

Правила общения

11

3

О трудолюбии

8

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

6+1час резерв

4 класс

34 часа+1час резерв

1

Школьный этикет

8

2

Правила общения

8

3

О трудолюбии

7+1час резерв

4

Культура внешнего вида

4

5

Внешкольный этикет

7

Календарно – тематическое планирование по  внеурочной деятельности «Чаша жизни» для 1  класса  на 2016 – 2017 учебный год  (Приложение № 1)

Календарно – тематическое планирование по  внеурочной деятельности «Чаша жизни» для 2 класса  на 2016 – 2017 учебный год  (Приложение № 2)

Календарно – тематическое планирование по  внеурочной деятельности «Чаша жизни» для 3  класса  на 2016 – 2017 учебный год  (Приложение № 3)

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Чаша жизни»

1 класс – 33часа

Наименование раздела и тем занятий

Форма

проведения

Дата

Школьный этикет (5 ч.)

Мы в школе

Групповое занятие

Мы пришли на урок

Зачем нужны перемены?

Мы в школьной столовой

Правила поведения за столом

Ролевая игра

Правила общения (11 ч.)

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

Правила вежливости

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках

Дискуссия

Знакомство с образом добрых поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов

Урок- сказка

Значение вежливых слов в жизни

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам

Ролевая игра

Мой учитель

Интервью

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

Моя семья

Устный журнал

Пути выхода из конфликтной ситуации

Групповое занятие

Практическое знакомство с правилами коллективных игр

Урок – игра

О трудолюбии (6 ч.)

Значение труда в жизни людей

Что помогает учиться лучше (старательность)

Учение как основной труд и обязанность школьника

Трудолюбие как главная ценность человека

Трудолюбие как главная ценность человека

экскурсия

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи)

Культура внешнего вида (4 ч.)

Внешний вид человека

Правила опрятности и их значение для здоровья 

Основные правила Мойдодыра

Итоговое занятие

Конкурс «Самый, самый…»

Внешкольный этикет ( 7 ч.)

Правила поведения на улице 

Правила поведения в транспорте

Ролевая игра

Правила поведения в общественных местах

Экскурсия

Вежливое отношение к людям

«Спасибо» и «пожалуйста»

«Здравствуйте» и «до свидания»

Итоговое занятие

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Чаша жизни»

2 класс – 34 часа+1 час резерв

Наименование раздела и тем занятий

Форма

 проведения

Дата

Школьный этикет (5 ч.)

1

Дисциплина в школе

Групповое занятие

2

Дисциплина в классе

Беседа

3

В библиотеке

Экскурсия

4

Книга — твой друг, береги её

Диспут

5

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Проект

Правила общения (11 ч.+1 час резерв)

6

Что такое сопереживание?

Чтение рассказов, беседа

7

Помощь друзьям

Диспут

8

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

Круглый стол

9

Преданный друг

10

О доброте и бессердечии

Презентации на примерах из жизни класса

11

Дал слово — держи его

Беседа

12

Диалоги со сверстниками и со взрослыми

Инсценирование

13

О зависти.

Круглый стол

14

О скромности.

Круглый стол

15

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится

Диспут

16

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам

Беседа

17

Чего в другом не любишь, того и сам не делай

Беседа по прочитанным рассказам

О трудолюбии (7 ч.)

18

Самообслуживание

Занятие «Всё только сам»

19

Учусь всё делать сам

Занятие «примером буду я служить»

20

Взаимопомощь дома и в школе

«За круглым столом»

21

Труд моих родных

22

Труд людей вокруг нас

Проект

23

В мире мудрых мыслей

«Запишу себе в тетрадь»

Создаем книжку – малышку

24

Что значит беречь результаты труда?

Беседа

Культура внешнего вида (4 ч.)

25

Правила личной гигиены

26

Игра «Узнай по описанию»

Урок – игра

27

Бережное отношение к своей одежде

28

Ремонт одежды

Практическое занятие

Внешкольный этикет (7 ч.)

29

Правила поведения в общественном транспорте

Беседа

30

Правила поведения в музее, кино, театре

Экскурсия

31

Растения в жизни человека

Проекты, сообщения

32

Братья наши меньшие

Доклады

33

Бережное отношение к природе

Беседа

34

В мире мудрых мыслей

Сообщения

35

Итоговое занятие

КВН

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Чаша жизни»

3 класс – 34 часа+1 час резерв

Наименование раздела и тем занятий

Форма

 проведения

Дата

Школьный этикет (5 ч.)

1

Правила поведения в школе

Беседа

2

Перемена с увлечением

3

Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять

Групповое занятие

4

Взаимопомощь: учёба и труд

«Живая газета»

5

Школьное имущество надо беречь

Беседа

Правила общения (11 ч.)

6

Добрый день. Здравствуйте

Практическое занятие

7

По стране вежливых слов

Урок – сказка

8

Поговорим о доброте

9

Без друга в жизни туго

Круглый стол

10

Порадовать близких — как это просто!

Проект

11

Можно и не ссориться

Дискуссия

12

Большое значение маленьких радостей

13

Этикет познавая, дружно, весело играем!

Урок – игра

14

Время надо беречь

15

Слово лечит, слово ранит

Презентация на примерах из жизни класса

16

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)

Круглый стол

О трудолюбии (8 ч.)

17

Твой труд дома

Интервью

18

Учись учиться

19

Ответственность

20

Труд кормит, а лень портит

Проект

21

Как организовать свой труд

Круглый стол

22

Даже будни может труд сделать праздничными днями

Презентация

23

Цена ломтика

24

 Профессии людей

Экскурсия

Культура внешнего вида (4 ч.)

25

Уход за своими вещами

26

Одежда будничная и праздничная

27

По одёжке встречают

Конкурс

28

Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать

Проект

Внешкольный этикет (6 ч.+1час резерв)

29

Разговор по телефону

Практическое занятие

30

Поведение в гостях

Ролевая игра

31

Я пишу письмо

32

Правила безопасности при общении с животными

Презентация

33

Поведение на природе

Экскурсия

34

Я в роли прохожего. Путь от дома до школы

Практическое занятие. Встреча с сотрудниками ГИБДД

35

Обобщение и закрепление знаний.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Чаша жизни»

4 класс -34 часа+1час резерв

Наименование раздела и тем занятий

Форма

 проведения

Дата

Школьный этикет – 8 часов

 1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

Беседа - практикум

2

Забота о младших

Беседа - практикум

3

«Познай самого себя»

Анкетирование

4

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

Практическое занятие

5

Как я работаю над собой

Сообщения

6

О терпении 

Творческий проект

7

Конец каждого дела обдумай перед началом

Беседа

8

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

Круглый стол

Правила общения – 8 часов

9

Традиции общения в русской семье.

Сочинения

10

Культура общения в  современной семье

Обмен традициями

11

Правила приличия в житейских ситуациях

12

Культура спора

Беседа - практикум

13

Правила этикета: знакомство

Беседа – практикум

14

Язык, мимика и жесты

15

«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей»

Занятие - практикум

16

Игра «Город вежливости»

Урок - игра

О трудолюбии – 7 часов+1час резерв

17

Культура физического и умственного труда

18

Положительные герои в былинах и сказках

Круглый стол

19

Положительные герои в сказках

20

Книга — источник знаний

Сообщения

21

Золотые руки

Практическое занятие

22

Кем быть?

Беседа по профориентации

23

Твоя малая родина

Проект

24

Герои труда

Сообщения

Культура внешнего вида – 4 часа

25

Что такое культура внешнего вида?

Беседа – практикум

26

Одежда и осанка

27

Вежливость и внешний вид

28

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

Круглый стол

Внешкольный этикет – 7 часов

29

Осваиваем правило «так нельзя»

Беседа

30

Услышать собеседника

Беседа – диалог

31

Совесть — основа нравственности

32

Что такое хорошо и что такое плохо

Проект

33

В мире мудрых мыслей

Презентация

34

Россияне о любви к Родине

Конкурс чтецов

35

Итоговое занятие

КВН