Методический семинар на конкурс "Учитель года России" 2019

Котова Наталья Константиновна

Конвергентный подход как новый ресурс современного образования
https://yadi.sk/d/h0po3uFb8Oj55A (Ссылка на презентацию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_seminar_23.01.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий посредством конвергентного подхода

    «Одно колесо часовой машины спросило другое: - Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами, а в другую сторону?

- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая»

                                                                (Притча)  

Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели - обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться.

В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии.

С введением ФГОС многое изменилось. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. 

Находясь в постоянном творческом поиске, посещая открытые уроки своих коллег, районные семинары, мастер-классы ведущих учителей, я внедряю  в практику своей работы инновационные методы и технологии. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую в урочной и внеурочной деятельности следующие методы:

  • Метод проектов;
  • Метод конвергенции.

О конвергенции, как о понятии, говорили уже давно. А новое звучание понятию конвергенция придал директор Национального исследовательского центра "Курчатовский институт» М.В. Ковальчук [ 1 ]. Наибольшее применение конвергентный подход в образовании находит в городе Москва.

Реализация в московских школах конвергентного подхода в обучении направлена на создание такой образовательной среды, где ребенок воспринимает учебный материал с точки зрения различных учебных дисциплин.

В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Преимущество учителей начальных классов в том, что один учитель обучает детей нескольким учебным дисциплинам. Применение на уроках конвергентного подхода позволит учителю научить детей видеть связи между учебными предметами и воспринимать их как единое целое.

В процессе работы с применением конвергентного подхода я пришла к выводу, что он позволяет проводить уроки нестандартно, увлекательно. Наблюдения за детьми показывают, что у обучающихся повышается активность на уроках, появляются умения применять полученные знания на практике, и они учатся работать самостоятельно. Многие учителя разделяют мои суждения. Например, заместитель директора по реализации образовательных программ и проектов  школы №1454 «Тимирязевская» г. Москва отметила, что с применением конвергентного подхода учебная деятельность обучающихся стала наиболее результативной, что отразилось победами детей в олимпиадах и конкурсах. [ 2 ]

Чтобы обеспечить целостное восприятие мира, реализовать принципы системно-деятельностного подхода, сформировать умения переносить знания и способы учебных действий, полученных в одних предметах на другие учебные ситуации и задачи -  для этого, по моему мнению, наиболее эффективным является конвергентный подход.  С введением Федеральных государственных образовательных стандартов в практику работы начальной школы введен новый вид диагностики - комплексная контрольная работа. Она как раз позволяет определить меру сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

Для выявления уровня развития универсальных учебных действий обучающихся 4 класса была проведена входная комплексная контрольная работа из сборника В.В.Богдановой, Н.А.Разагатовой «Комплексные диагностические работы для 4 класса» (Серия «Диагностика успешного обучения»), в которой приняло участие 19 человек. Результаты выполнения приведены в таблице:

Таблица 1

Результаты входной комплексной контрольной работы

обучающихся 4 «Б» класса

Регулятивные УУУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Предметные УУД

Работа в целом(%)

Высокий уровень

(%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень (%)

Высокий уровень(%)

Средний уровень(%)

Низкий уровень(%)

Высокий уровень(%)

Средний уровень(%)

Низкий уровень(%)

Высокий уровень(%)

Средний уровень(%)

Низкий уровень(%)

10,5

63,5

26

10,5

63,5

26

16

52

32

0

68

32

66

Результаты выполнения комплексной контрольной работы показали, что процент выполнения ККР в целом по классу ниже уровня выполнения ККР в целом по школе.

Анализируя этот результат, я пришла к выводу, что его причинами могло стать следующее. В ходе уроков литературного чтения многие учащиеся показали, что они не понимают содержание текста, у них преобладает неосмысленное чтение, скорость чтения низкая, на недостаточном уровне развиты регулятивные УУД.

Чтобы  улучшить полученные результаты, повысть показатели сформированности всех универсальных учебных действий, я предложила детям создать проектную лабораторию «Мир вокруг нас», в ходе которой ребята, работая в группах, самостоятельно разработают задания комплексной контрольной работы, что позволит сформировать и развить у обучающихся все виды универсальных учебных действий.

Цель проекта – повышение показателей выполнения комплексной контрольной работы посредством организации групповой самостоятельной проектной деятельности обучающихся на основе конвергентного подхода.

Задачи:

  • повысить темп чтения обучающихся, формировать навыки осознанного чтения;
  • совершенствовать навыки счета, грамотного письма, развитой речи;
  • повысить уровень сформированности УУД.

Организация работы проектной лаборатории проходила в 3 этапа:

  • Подготовительный этап.
  • Практический этап.
  • Аналитический этап.

Ценность предстоящей работы заключается в том, что данный сборник с вариантами комплексной контрольной работы имеет практическую значимость. Сборниками, составленными детьми, могут воспользоваться в дальнейшем не только учителя, но и последующие обучающиеся 4-х классов.

Деятельность проектной лаборатории «Мир вокруг нас» была организована на базе параллелей 4-х классов для того, чтобы на стадии завершения практического этапа у обучающихся не было преимущества при выполнении заданий, составленных комплексных контрольных работ.

На подготовительном этапе мною обучающиеся были разделены на 4 группы: «Юные математики», «Юные натуралисты», «Юные языковеды», «Юные литераторы». Группы были сформированы равносильные по способностям детей и при условии, что в каждую группу были включены обучающиеся, которые имеют отметки «4» и «5» с перспективой, что именно они войдут в команду экспертов. Цель экспертов: проверка работы групп и корректировка заданий в случае необходимости.

В начале работы практического этапа перед каждой группой была поставлена задача подобрать текст, по содержанию которого будут составляться задания. Для выбора текста комплексной контрольной работы каждой группе участников проекта были предложены 10 вариантов текстов. Им необходимо было выбрать текст, который содержал следующую информацию: научные сведения, числовые данные, словарные слова, слова, значение которых для них не понятны. В ходе такого вида работы (подборе текста) у учащихся формируются регулятивные и познавательные УУД.

 На практическом этапе участники предметных групп к каждому подобранному тексту разрабатывали по 3 задания из области своего учебного предмета. По моему мнению, постановка вопросов, разработка и формулирование заданий – это один из самых доступных познавательных инструментов. Грамотно сформулированный вопрос указывает на глубокое понимание материала. Задавать вопросы надо учиться и учить.

Для того, чтобы дети самостоятельно могли составлять задания я познакомила их с двумя видами тестовых заданий:

  • Задания закрытого вида (задания с выбором одного правильного ответа);
  • Задания открытого вида (задания, в которых необходимо дать развернутый ответ).

Перед составлением заданий учащиеся познакомились и проработали на практике шаблоны заданий тестовой работы из сборника В.В.Багдановой, Н.А.Разагатовой «Комплексные диагностические работы для 4 класса». Затем по аналогии (образцу) обучающиеся самостоятельно составляли и  формулировали свои задания. На этапе разработки заданий у учащихся формируются все виды УУД.

Затем полученные материалы объединили и в результате получили варианты тренировочных комплексных контрольных работ, которые вошли в сборник «Мир вокруг нас». Этот вид работы выступил в качестве тренировочных упражнений. После чего последовало выполнение рубежной комплексной контрольной работы из сборника В.В.Багдановой, Н.А.Разагатовой «Комплексные диагностические работы для 4 класса» (Серия «Диагностика успешного обучения»). В итоге были получены результаты, приведённые в  следующей таблице:

Таблица 2

Результаты рубежной комплексной контрольной работы

обучающихся 4 «Б» класса

Регулятивные УУУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Предметные УУД

Работа в целом(%)

Высокий уровень

(%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень (%)

Высокий уровень(%)

Средний уровень(%)

Низкий уровень(%)

Высокий уровень(%)

Средний уровень(%)

Низкий уровень(%)

Высокий уровень(%)

Средний уровень(%)

Низкий уровень(%)

21

63,5

15,5

21

63,5

15,5

26

53

21

15,5

69

15,5

83,1

       На аналитическом этапе были проанализированы результаты выполнения детьми рубежной комплексной контрольной работы. В итоге повысилось количество детей с высоким и средним уровнем сформированности всех универсальных учебных действий.  

В процессе работы я пришла к выводу, что оптимальным является организация деятельности проектной лаборатории «Мир вокруг нас» один раз в полугодие. Приемлем этот вид работы в урочное и внеурочное время.

Подводя итоги работы проектной лаборатории «Мир вокруг нас», стоит отметить, что во время выполнения проекта у детей проявлялся высокий интерес к обучению. Дальнейшая учебная деятельность показала, что работа с текстом стала более продуктивной: учащиеся лучше стали понимать содержание текста, повысилась скорость чтения, совершенствовались навыки грамотного письма, развитой речи, счета, повысился уровень сформированности универсальных учебных действий. Всё это позволило повысить показатели выполнения комплексной контрольной работы, что позволяет оценить данный опыт как положительный.

Источники

1. Ковальчук Михаил Валентинович // Сайт института нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных наук и технологий [Электронный ресурс]. - Московская область, 2018. – Режим доступа: https://mipt.ru/dnbic/about/Kovalchuk.php. – Загл. с экрана.

2. Сетевое издание МЦРКПО «Конвергенция образования как запрос социума»// Сайт государственного автономного образовательного учреждения города Москвы  [Электронный ресурс]. – Москва, 2018. – Режим доступа: https://mcrkpo.ru/setevoe-izdanie/novoe-v-povyshenii-kvalifikatsii/ 17900-konvergentsiya-obrazovaniya-kak-zapros-sotsiuma.html. – Загл. с экрана.