Мониторинг. Педагогическая диагностика
Карта индивидуального развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Карта индивидуального маршрута по образовательной области "Музыка" | 52.11 КБ |
Карта индивидуального развития ребенка | 14.51 КБ |
Результаты анкетирования родителей | 20.13 КБ |
Инструментарий диагностики | 48.78 КБ |
Учет индивидуальных особенностей | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Карта индивидуального маршрута ребенка область «Музыка».
Ф.И.О. ребенка _________________________________________
Группа общеразвивающей направленности детей 2-3 лет № ________
№ п/п | Параметры развития | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Восприятие: -различать звучание музыкальных инструментов | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
- различать звуки по высоте (высоко-низко) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Пение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- подпевать в песне музыкальные фразы (вместе с педагогом) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Музыка и движение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- двигаться в соответствии с характером музыки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- начинать движение с началом музыки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- выполнять простейшие танцевальные движения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Игра на Д.М.И.: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- проявляет заинтересованность |
Карта индивидуального маршрута ребенка область «Музыка».
Ф.И.О. ребенка _________________________________________
Группа общеразвивающей направленности детей 3-4 лет № ________
№ п/п | Параметры развития | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Восприятие: Эмоц. отзывается на музыку контрастного характера | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
-различать двухчастную музыку | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-различать высокие и низкие звуки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Пение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- петь без крика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-одновременно с другими начинать и заканчивать песню. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-петь с музыкальным сопровождением | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-петь без музыкального сопровождения, с поддержкой педагога | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Музыка и движение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-менять движения на смену двухчастной музыки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- выполнять простейшие плясовые движения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- ориентироваться в пространстве (в парах, в хороводе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Игра на Д.М.И.: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- проявление интереса | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- передавать метрическую пульсацию музыки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Муз. творчество: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- использует различные звукоподражания, находит нужную интонацию | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- плясать без показа взрослого | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- находить движения, жесты для передачи игрового образа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- способность «обследовать» предложенные инструменты |
Карта индивидуального маршрута ребенка область «Музыка».
Ф.И.О. ребенка _________________________________________
Группа общеразвивающей направленности детей 4-5 лет № ________
№ п/п | Параметры развития | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Восприятие: - Эмоц. отзывается на музыку разного характера | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
-высказываться о характере песни, пьесы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-различать 2-3 частную музыку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- различать звуки по высоте | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-различать долгие и короткие звуки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-прохлопать ритмический рисунок песни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Пение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- петь без напряжения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- чисто интонировать в удобном диапазоне | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- начинать петь со взрослым и самостоятельно | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- петь слажено, четко произносить текст | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- петь эмоционально | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Музыка и движение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- ритмично и выразительно двигаться | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- менять движения в соответствии с формой музыки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- координировать свои движения с партнером | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- двигаться без напряжения рук и ног. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- ориентироваться в пространстве | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Игра на Д.М.И.: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- согласованность своих действий с музыкальным инструментом | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- передавать простой ритмический рисунок | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Музык. творчество: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- находить интонацию, при пропевании | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- дать музыкальный ответ на простой музыкальный вопрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- выбирать движения, комбинировать их в свободной пляске | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- проявлять инициативу и самостоятельность при выборе действий для передачи игрового образа. |
Карта индивидуального маршрута ребенка область «Музыка».
Ф.И.О. ребенка _________________________________________
Группа общеразвивающей направленности детей 5-6 лет № ________
№ п/п | Параметры развития | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Восприятие: - Эмоц. отзывается на музыку разного характера | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
- определять музыкальный жанр | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- определить форму музыкального произведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-слышать долгие и короткие звуки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Пение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- петь естественным голосом, напевно | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- дать оценку качества пения других детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Музыка и движение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- выразительно и ритмично двигаться | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- реагировать на смену частей музыки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- двигаться легко и пластично | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- владеет достаточным объемом танцевальных движений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Игра на Д.М.И.: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- владения приемами игры на различных дет.ударных инструментах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- развитость чувства ансамбля | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- способность сыграть несложную мелодию | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Музык. творчество: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- дать музыкальный ответ на простой музыкальный вопрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- находить тонику в предложенном варианте. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- действовать с воображаемым предметом. |
Карта индивидуального маршрута ребенка область «Музыка».
Ф.И.О. ребенка _________________________________________
Группа общеразвивающей направленности детей 6-7 лет № ________
№ п/п | Параметры развития | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||
1. | Восприятие: - различать характер музыки одного жанра | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 |
- активно высказываться о музыке, используя разнообразные определения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- определять форму музыки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- различать высокие и низкие звуки | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Пение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- петь выразительно, естественным голосом | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- чисто интонировать с муз. сопровождением и без него | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- дать объективную оценку качеству своего пения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Музыка и движение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- выразительно и ритмично двигаться | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- отмечать движением особенности музыкального языка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- владеет достаточным для своего возраста объемом движений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Игра на Д.М.И.: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- проявляет интерес, эстетическое удовлетворение от музицирования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- владение навыками ансамблевого музицирования. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Музык. творчество: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- придумывать интонации различного характера, жанра на заданный текст. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- подбирать знакомые и наиграть придуманные мелодии на металлофоне | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- использовать свой музы-кально- двигательный опыт при создании собственного танца. |
Предварительный просмотр:
Карта развития ребёнка.
ФИ ребёнка ____________________________
Физический возраст | Ф.И.О.воспитателей, Группа, |
Таблицы мониторинга признаков развития ребёнка.
№ | Образовательные области | Динамика уровня развития | |||||||
20__ /1 полугод. | 20__/2 полугод. | 20__/1 полугод. | 20__/2 полугод. | 20__/1 полугод. | 20__/2 полугод. | 20__/1 полугод. | 20__/2 полугод. | ||
Социально-коммуникативное развитие | |||||||||
Познавательное развитие | |||||||||
ОБЖ | |||||||||
Речевое развитие | |||||||||
Художественно-эстетическое развитие | |||||||||
Музыка | |||||||||
Физическая культура: Физическая культура Плавание |
Таблица мониторинга признаков телосложения, группа здоровья ребёнка
Показатели телосложения | 20__ /1 полугод. | 20__/2 полугод. | 20__/1 полугод. | 20__/2 полугод. | 20__/1 полугод. | 20__/2 полугод. | 20__/1 полугод. | 20__/2 полугод. |
Рост | ||||||||
Вес | ||||||||
Группа здоровья |
Таблица посещаемости ребёнком ДОУ
Уч. год | 20__ /1 полугод. | 20__/2 полугод. | 20__/1 полугод. | 20__/2 полугод. | 20__/1 полугод. | 20__/2 полугод. | 20__/1 полугод. | 20__/2 полугод. |
Количество пропусков за полугодие | ||||||||
Индекс здоровья |
Готовность к школе
Психологическая готовность | Интеллектуальная |
|
Речевая | ||
Эмоциональная | ||
Социальная | ||
Физическая подготовленность | ||
Общий результат |
Предварительный просмотр:
Реализация инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (например: колыбельные, потешки и т.п.) В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат взаимодействия музыкального руководителя и родителей становится важным для дальнейшего становления ребенка в музыкальной деятельности.
Ежегодное анкетирование позволят выявить мнение родителей (законных представителей) о влиянии музыки в целом и музыкальных занятий в ДОУ на развитие детей, показывает интерес и отношение самих родителей (законных представителей) к музыке. Проведя анкетирование, музыкальный руководитель узнает какие формы взаимодействия с ним предпочитают родители (законные представители) в области музыкального воспитания.
Анкетирование проводится ежегодно в конце учебного года, во всех возрастных группах ДОУ, число родителей ежегодно варьируется от 90~100 человек. Анализ результатов показан ниже.
Анкета для родителей
«О влиянии музыки на развитие ребёнка»
Ф.И.О. родителей (законных представителей) _____________________________________
- Мнение родителей (законных представителей) о влиянии музыки на развитие ребёнка:
А. Музыка необходима для развития ребенка
Б. Музыка нужна для общего развития ребенка
В. Не влияет на развитие ребёнка.
- Слушаете ли вы с ребёнком дома музыку?
А. Да,
Б. Редко,
В. Нет
- Если вы слушаете музыку, то какую именно?
А. Классическую,
Б. Народную,
В. Современную,
Г. Другое (укажите)
- Посещаете ли вы с ребёнком концерты, массовые гуляния, спектакли?
А. Да
Б. Редко
В. Нет
- Организовываете ли вы дома праздники с детьми?
А. Да, по каждому поводу,
Б. Только иногда,
В. Нет, некогда этим заниматься.
6. В какой форме вы бы хотели получать информацию о музыкальном воспитании?
А. Консультации
Б. Круглый стол
В. Занятие – практикум
Г. День открытых дверей
Д. Другое
7. Как оцениваете вклад ДОУ в музыкальное воспитание вашего ребенка?
А. Отлично
Б. Хорошо
В. Не очень
Г. Затрудняюсь ответить
Анализ результатов анкетирования
Год опроса | Май 2015 (% соотношение ответивших от общего кол-ва) | Май 2016 (% соотношение ответивших от общего кол-ва) | Май 2017 (% соотношение ответивших от общего кол-ва) |
| |||
А. Музыка необходима Б. Музыка для общего развития В. Не влияет на развитие | 30 53 7 | 60 36 4 | 76 22 2 |
| |||
А. Да Б. Редко В. Нет | 55 27 18 | 68 25 7 | 83 15 2 |
| |||
А. Классическую, Б. Народную, В. Современную, Г. Другое | 12 21 46 21 | 23 25 40 12 | 30 26 32 12 |
| |||
А. Да Б. Редко В. Нет | 62 30 8 | 70 26 4 | 79 19 2 |
| |||
А. Да, по каждому поводу Б. Только иногда В. Нет, некогда этим заниматься. | 24 61 15 | 33 55 12 | 59 49 10 |
6. В какой форме вы бы хотели получать информацию о музыкальном воспитании? | |||
А. Консультации Б. Круглый стол В. Занятие – практикум Г. День открытых дверей Д. Другое | 12 3 58 25 2 | 9 4 60 27 0 | 8 3 60 29 0 |
7. Как оцениваете вклад ДОУ в музыкальное воспитание вашего ребенка? | |||
А. Отлично Б. Хорошо В. Не очень Г. Затрудняюсь ответить | 11 74 5 10 | 16 78 0 6 | 47 51 0 2 |
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
Родители по-разному относятся к музыкальному воспитанию и влиянию музыки на своего ребенка если с первого опроса видно, что лишь 30% родителей считают, что музыка необходима для развития ребенка, то уже в последнем опросе, видно, что мнение родителей изменилось и уже 76% согласны с утверждением, что музыка необходима для полноценного развития ребенка. Также наблюдается и число родителей, слушающих музыку дома с ребенком. Интересны и ответы какую именно музыку родители прослушают дома с ребенком, в основном это конечно современная музыка для взрослых, а также народная музыка от 21% до 26%, в пункте анкеты Г (другое), родители указывали на то, что слушают детские современные песни, детские клипы по телевидению. При последнем опросе видно, что повысился процент прослушивания классической музыки с 12% до 30%. Этому способствовали проведенные консультации: «Значение музыки в жизни ребенка». Анализ полученных данных привел к выводу о необходимости обратиться к педагогической пропаганде среди родителей: беседам, конкретным советам, рекомендациям по использованию песенного материала, произведений классической музыки, фольклора в целях обогащения духовного мира ребёнка, развития его творческих способностей. Также вырос процент родителей, которые стали больше посещать с ребенком концерты, массовые гуляния с 62% до 79%.
Следует отметить, что родители стали больше организовывать праздники дома с 24% опрошенных до 59%, не только с помощью приглашенных актеров, но и своими силами. Этому способствовали проведенные мероприятия, где родители являлись непосредственными участниками: «Праздник народных игр», «8 Марта», музыкально-спортивный праздник, посвященный «23 февраля», круглый стол «Организация домашнего театра», где на практике родители познакомились с технологией изготовления персонажей сказок из подручных материалов - варежек, лоскутков.
На вопрос в какой форме родители хотели бы получать информацию о музыкальном воспитании большинство родителей указывают на занятия-практикумы, совместно с детьми - 60%, а также хотели бы посещать образовательную деятельность в «дни открытых дверей» от 29% до 30%.
В целом выбранные мною формы взаимодействия с родителями дают положительную динамику, такие как: участие родителей в совместных праздниках, детско-родительские гостиные, практикумы, а также стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком (обсуждение предстоящих мероприятий и подготовка к ним).
Таким образом по результатам анкетирования 98% родителей положительно оценивают вклад ДОУ в музыкальное воспитание ребенка.
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Разработка заданий и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методике диагностики О. П. Радыновой, с учетом требований реализуемой общеобразовательной программы дошкольной организации.
Для диагностирования используется электронная модель педагогической диагностики с использованием информационно-коммуникационных технологий. Критерии и инструментарий использую в соответствии с реализуемой образовательной программой в области «Музыка. Музыкальное развитие», каждый из которых включает в себя как внешнее информационное обеспечение, так и внутреннее информационное обеспечение. В методическом обеспечении диагностики использую офисную компьютерную программу Microsoft Word. Для подсчета и анализа полученных данных использую программу Microsoft Exel.
Стимульный материал, куда входят предметные картинки, сюжетные картинки, картины художников и компьютерные задания основывается на использовании программы просмотра изображений, Microsoft Power Point и другие.
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей.
Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт.
Диагностика проводиться в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, а некоторые – индивидуально. Диагностика проводится на программном материале.
Цель: Обследование проводится для выявления у детей трёх основных музыкальных способностей:
- ладового чувства,
- музыкально – слуховых представлений,
- чувства ритма,
- организации коррекционной работы в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Оценка уровня музыкальных способностей:
Оценивать уровень музыкальных способностей рекомендуется по трехбалльной системе:
3 – высокий уровень (ребёнок самостоятельно справляется с заданием).
2 – средний уровень (справляется с заданием при поддержке взрослого).
1 – низкий уровень (ребёнок не справляется с заданием).
При проведении диагностики в условиях музыкальных занятий рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
Ладовое чувство:
1. Внимание:
3 – Слушает музыку, не отвлекаясь от начала до конца. Внимание сосредоточено.
2 - Слушает музыку, слегка отвлекаясь. Внимание слегка рассеяно.
1 - Слушает музыку невнимательно. Внимание рассеяно.
2.Просьба повторить:
3 – Эмоционально отзывается на музыку, высказывает свои суждения, хорошо ориентируется в знакомых муз. произведениях. Просит повторить.
2 – Проявляет недостаточную эмоциональную отзывчивость. Не очень активно реагирует на прослушанное музыкальное произведение. Просит повторить с наводящих вопросов педагога.
1 – Никак не реагирует на прослушанную музыку. Не способен запомнить музыку. Не просит о повторе музыкального произведения.
3. Наличие любимых произведений:
3 – Перечисляет знакомые пьесы, имена композиторов. Узнаёт муз. произведение по вступлению, по отдельным частям, называет любимые, объясняя почему они нравятся.
2 – Называет музыкальные произведения с наводящих вопросов педагога, путается в названиях произведений.
1 – Не проявляет никакого интереса к музыкальным произведениям, затрудняется с названием музыкальных произведений, их авторов.
4. Эмоциональность:
3 – умеет выразить свои чувства в слове, выразительность мимики и пантомимики, умеет передать разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и её содержания (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога), а также сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.
2 – не ярко проявляет свою эмоциональность
1 – не умеет выразить свои чувства в слове, отсутствие выразительности мимики и пантомимики, а также не сопереживает тем чувствам, которые выражены в произведении.
5. Высказывания о музыке с контрастными частями:
3 - Определяет характер музыкальных произведений и их жанр. Самостоятельно различает 2 -3 частную форму.
2 – Определяет 2 – 3 частную форму, иногда ошибаясь, со словесной помощью педагога.
1 – Не различает форму музыкального произведения.
6. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту:
3 – Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям.
2 - Легко узнаёт музыкальное произведение по их вступлению, по отдельным их частям, но допускает ошибки.
1 – Затрудняется с выполнением задания.
7. Определение окончания мелодии:
3 – Точно определяет окончание мелодии с первого раза.
2 – Определяет окончание мелодии с помощью педагога.
1 - Не может определить окончание мелодии после нескольких попыток и при помощи педагога.
8. Определение правильности интонации в пении у себя и у других:
3 – Очень чувствителен к точности интонации.
2 – Сомневается в определении точности интонации у себя и у других.
1 – Не может определить точность интонации ни у себя, ни у других.
Музыкально – слуховые представления:
1. Пение знакомой мелодии с сопровождением:
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя.
1 – Поет, неточно интонируя, с помощью педагога.
2. Пение знакомой мелодии без сопровождения:
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
3. Пение малознакомой мелодии с сопровождением:
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт, не всегда чисто интонируя, с помощью педагога.
1 – Поет, неточно интонируя, или вообще не поёт.
4. Пение малознакомой мелодии без сопровождения:
3 – Поёт выразительно, точно интонируя, естественным звуком. Определяет звуковысотное движение вверх, вниз, ритмические рисунки.
2 – Поёт не очень чисто, интонируя звук, с помощью педагога.
1 – Поёт, неточно интонируя, или вообще не поёт.
5. Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3 – 4 звуков на металлофоне:
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
6. Подбор по слуху малознакомой попевки:
3 – Мелодия подбирается по слуху самостоятельно.
2 - Мелодия подбирается на инструменте по слуху с небольшой помощью педагога.
1 - Мелодия вообще не воспроизводится на инструменте.
Чувство ритма:
1. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии (более сложного, чем в младших группах);
2. Выразительность движений и соответствие их характеру музыки с малоконтрастными частями; 3. Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Инструментарий.
Задания для диагностики музыкальных способностей детей 4-го года жизни | |
Начало года | Конец года |
Ладовое чувство | |
Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл. Д. Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька». «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. Есть дети, которые внимательно слушают, но никак внешне не проявляют своих эмоций. «2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. Почти все дети не умеют слушать музыку. Эмоциональной реакции на музыку никакой нет. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку. | Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл. Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька». «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и двигательная реакция. «2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной реакции. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку. |
Задание № 2: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой. «3» - внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать, выполняет задание правильно. «2» - слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно.. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку. | Задание № 2: Прослушать песню «Заинька» М. Картушиной «3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она. «2» - слушает невнимательно, отвлекается., но может рассказать содержание песни. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. |
Задание № 3: диагностическая ситуация «Отгадай, кто это?»- выявить уровень развития умения определять звучание голосов птиц. (Домик, в окнах которого изображены птицы, окна закрыты ставнями. (гусь, утка, цыпленок, курица, петух, ворона). Ребенку предлагается заглянуть в окна домика и угадать голоса его жителей. «Кто тебе поет?», и показать соответствующую карточку. «3» - внимательно слушает, немузыкальные звуки, поднимает нужную карточку. «2» - слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на звуки. | Задание № 3: диагностическая ситуация «Отгадай, кто это?»- выявить уровень сформированности восприятия звука как одного из свойств окружающего мира. (Домик, в окнах которого изображены звери, окна закрыты ставнями. (лошадь, свинья, кошка, собака, мышка, корова) Ребенку предлагается заглянуть в окна домика и отгадать его жителя. «Кто тебе поет?» «3» - внимательно слушает, немузыкальные звуки, поднимает нужную карточку, выполняет задание правильно. «2» - слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на звуки. |
Музыкально-слуховые представления | |
Задание № 1: Подпевать вместе с педагогом знакомую песню с музыкальным сопровождением. «3» - пропевание всей фразы или мотива. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. | Задание № 1: Петь вместе с педагогом знакомую песню с музыкальным сопровождением (по 3-4 человека). «3» - пропевание всей фразы или мотива. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. |
Задание № 2: Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения в конце проговаривая «Да», всем одновременно. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. | Задание № 2: Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. |
Задание № 3: диагностическая ситуация «Кто как поет?»- выявить уровень развития умения определять звучание голосов птиц и воспроизвести голосом. (Домик, в окнах которого изображены птицы, окна закрыты ставнями. (гусь, утка, цыпленок, курица, петух, ворона). Ребенку предлагается заглянуть в окна домика и поздороваться с его жителями. «Кто тебе поет?», и ответить голосом птицы. «3» - внимательно слушает, музыкальные звуки, поднимает нужную карточку, чисто пропевает голосом звуки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на звуки. | Задание № 3: диагностическая ситуация «Кто как поет?»- выявить уровень развития умения определять звучание голосов зверей и воспроизвести голосом. (Домик, в окнах которого изображены птицы, окна закрыты ставнями (лошадь, свинья, кошка, собака, мышка, корова) Ребенку предлагается заглянуть в окна домика и поздороваться с его жителями. «Кто тебе поет?», и ответить голосом зверя. «3» - внимательно слушает, музыкальные звуки, поднимает нужную карточку, чисто пропевает голосом звуки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на звуки. |
Чувство ритма | |
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 3-5 звуков. Р.н.попевка «Петушок» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» -с заданием не справился | Задание № 1: Воспроизвести простейший ритмический рисунок, на металлофоне, мелодии из 3-5 звуков. «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» -с заданием не справился
|
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты двух произведений.
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. | Задание № 2: Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку. Звучат фрагменты из трех произведений. Оценивается соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки. а)Ломова «Мелодия», б)«Марш», в) Гречанинов «Моя лошадка». «3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мало двигательная реакция на музыку. |
Задание № 3: дидактическая ситуация «Длинная и короткая дорожка»-выявить особенности умений детей различать длительность звучания. (музыкальный инструмент, длинные и короткие полоски бумаги на каждого ребенка) Детям предлагается поиграть с Колобком. «Послушайте. По какой дорожке покатился Колобок?» дети в ответ поднимают соответствующую полоску. «3»- ребенок быстро и самостоятельно показывает верные полоски. «2» - ребенок может несколько раз поменять полоску, но в конце правильно показать полоску. «1» - ребенок поднял неверную полоску. | Задание № 3: дидактическая ситуация «Длинная и короткая дорожка»-выявить особенности умений детей различать длительность звучания. (музыкальный инструмент, длинные и короткие полоски бумаги на каждого ребенка) Детям предлагается поиграть с Колобком. «Послушайте. По какой дорожке покатился Колобок?» дети в ответ поднимают соответствующую полоску. «3»- ребенок быстро и самостоятельно показывает верные полоски. «2» - ребенок может несколько раз поменять полоску, но в конце правильно показать полоску. «1» - ребенок поднял неверную полоску. |
Задания для диагностики музыкальных способностей детей 5-го года жизни | |
Начало года | Конец года |
Ладовое чувство | |
Задание № 1: Послушать и различить две пьесы, разные по жанру. (марш, плясовая), с помощью пособия, показать соответствующую картинку. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость , правильный выбор карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но карточки выбирает правильно. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку. | Задание № 1: Послушать пьесу «Веселый клоун» Кабалевский, хлопком отметить смену частей в двухчасттном произведении. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, может правильно выполнить задание. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, может определить окончание фразы с помощью педагога. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку. |
Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание. «3» - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня. «2» - слушает невнимательно, не может рассказать о содержании, но может определить характер. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. | Задание № 2: С помощью дидактической игры «Медведь, заяц и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку. «3» - внимательно слушает муз.фрагменты, определяет регистр, правильно выполняет задание. «2» - слушает невнимательно, отвлекается., но может выполнить задание.. «1» - нет заинтересованности, не выполняет задание или выполняет неверно. «2» - ребенок показал на картинку с изображением музыкального инструмента и с сомнением назвал его или не сразу. «1» - ребенок не назвал музыкальный инструмент и не смог показать его на картинке. |
Задание № 3: дидактическая игровая ситуация «Что звучит?» - изучить уровень развития запоминания, узнавания звуков окружающего мира. (аудиозапись звуков окружающего мира (шум транспорта, стук, скрип, пение птиц, кашель человека и т.д.) картинки с изображением звучащих предметов. Ребенок отгадывает звуковые загадки. «3» - ребенок назвал правильно предмет и точно показал картинку с изображением данного предмета. «2» - ребенок показал на картинку с изображением предмета с сомнением или не сразу. «1» - ребенок не назвал предмет и не смог показать на картинке. | Задание № 3: дидактическая игровая ситуация «Отгадай какой это музыкальный инструмент?» - изучить уровень восприятия тембра музыкальных звуков. (музыкальные инструменты: дудочка, погремушка, барабан, колокольчик, гармошка) картинки с изображением этих инструментов. Ребенок отгадывает звучащий за ширмой инструмент. «3» - ребенок назвал правильно музыкальный инструмент и точно показал картинку. «2» - ребенок показал на картинку с изображением предмета с сомнением или не сразу. «1» - ребенок не назвал предмет и не смог показать на картинке. |
Музыкально-слуховое представление | |
Задание №1: Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением. «3» - пропевает всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному. «2» - подпевание отдельных слов, дикция не разборчива. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. | Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее с музыкальным сопровождением в ансамбле. (по 3-4 человека). «3» - поет песню, слышит пение соседа, старается петь в ансамбле. «2» - поет не всю песню, забывает слова, но старается петь вместе со всеми. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. |
Задание № 2: Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением, выполняя в пении движения. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. | Задание № 2: Петь песню «Тихие и громкие звоночки», выполняя в пении динамические оттенки. «3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания. «2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание. «1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания. |
Задание № 3: Ребенку предлагается задание – назвать предложенные инструменты, сыграть на металлофоне попевку. «3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога. «2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная. «1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание | Задание № 3: Ребенку предлагается задание – из предложенных инструментов, выбрать наиболее любимый, исполнить знакомую попевку. «3» - может назвать инструменты, играет на металлофоне попевку с помощь педагога. «2» - есть желание играть на инструментах, назвать может не все, игра хаотичная, беспорядочная. «1» - к заданию не проявляет интереса, не выполняет задание. |
Чувство ритма | |
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 3-5 звуков. Р.н.попевка «Мы идем» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное выполнение ритмического рисунка. «1» -ребенок с заданием не справился | Задание № 1: Воспроизвести простейший ритмический рисунок, на металлофоне, мелодии из 3-5 звуков. «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» -с заданием не справился |
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. Звучат фрагменты двух произведений.
«3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. | Задание № 2: Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку. Оценивается выполнение танцевальных движений (пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в паре) «3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, выполнение всех заданных движений. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку, не все движения выполнил правильно. «1» - мало двигательная реакция на музыку. |
Задание № 3: дидактическая игровая ситуация «Быстро-медленно» - изучить особенности восприятия детьми темпа звучания через различение движений со сменой быстрого и медленного темпов. Детям предлагается потанцевать под музыку, так, как подскажет музыка, и менять движения в соответствии с характером музыки. «3» - ребенок не медля сменяет быстрые движения на медленные, быстро и правильно реагирует на смену музыкальных фрагментов. Самостоятельно выполняет задание. «2» - ребенок сменяет характер движения через 2-3секунды после начала звучания нового музыкального фрагмента. Смотрит на выполнение других детей, копирует их. «3»- ребенок не справляется с заданием. | Задание № 3: дидактическая игровая ситуация «Быстро-медленно» - изучить особенности восприятия детьми темпа звучания через различение движений со сменой быстрого и медленного темпов. Детям предлагается потанцевать под музыку, так, как подскажет музыка, и менять движения в соответствии с характером музыки. «3» - ребенок не медля сменяет быстрые движения на медленные, быстро и правильно реагирует на смену музыкальных фрагментов. Самостоятельно выполняет задание. «2» - ребенок сменяет характер движения через 2-3секунды после начала звучания нового музыкального фрагмента. Смотрит на выполнение других детей, копирует их. «3»- ребенок не справляется с заданием. |
Задания для диагностики музыкальных способностей детей 6-го года жизни | |
Начало года | Конец года |
Ладовое чувство | |
Задание № 1: Прослушать произведение П.И.Чайковского «Камаринская» определить характер произведения, выражая свои мысли полными фразами. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость, ясное выражение мысли. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер. «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется. | Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (марш, плясовая мелодия, колыбельная), показать соответствующее движение. Оценивается знание жанров в музыке и самостоятельность в смене движения в соответствии с трехчастной формой музыкальных фраз. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, может назвать жанры, правильно выполняет задание. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но задание выполняет правильно «1» - нет заинтересованности, задание выполняет не верно. |
Задание № 2: Прослушать песню «Мальчик-замарашка» обр. Т.Попатенко, определить характер и содержание песни. «3» - внимательно слушает песню, понимает текст и может сказать, о чем она, определить характер музыки. «2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать содержание песни и определить характер. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. | Задание № 2: Прослушать произведение «В пещере горного короля» Григ, определить какие инструменты исполняют, характер и содержание. Оценивается умение детей слышать звучание различных инструментов, умение высказать свои мысли развернуто. «3» - внимательно слушает произведение, понимает содержание, определяет инструменты, может сказать, о чем она, определить характер музыки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и содержание произведения, назвать инструменты, пусть и не все. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню. |
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичий концерт» определить регистры в смешанном и чистом звучании. «3» - внимательно слушает муз.фрагменты, понимает регистр, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить регистр верхний, средний и нижний.. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. | Задание № 3: С помощью дидактической игры «Птичка и птенчики» определить высокий и низкий звуки в пределах квинты. «3» - внимательно слушает муз.фрагменты, определяет высокие, средние и низкие звуки, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить верхний и низкий звуки. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. |
Задание № 4: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру (Марш, пляска, колыбельная), с помощью дидактической игры выложить карточки соответственно жанру исполняемого произведения. «3» - внимательно слушает муз.фрагменты, определяет жанр и выполняет задание без подсказки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить жанр музыкального произведения, выложить карточки.. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. | Задание № 4: Предложить детям сочинить историю или сказку, после прослушивания произведения П.И.Чайковского «Болезнь куклы»,обогатить свой рассказ движениями под музыку. «3» - внимательно слушает произведение, может придумать историю, изобразить движениями характерные черты главного героя. «2» - слушает внимательно, но придумывает историю с помощью взрослого, изображает движениями по подсказке.. «1» - нет заинтересованности, задание выполнять не хочет. |
Музыкально-слуховое представление | |
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. | Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. |
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения., в удобном диапазоне. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. | Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием. «2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. |
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. | Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. |
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному.. «3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением.поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. | Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. «3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого. «2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. |
Чувство ритма | |
Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. | Задание № 1: Прохлопать простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. |
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы. «3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. | Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигать правильно выполняя движение, эмоционально, четко. «3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. |
Задание № 3: Самостоятельно инсценироватьпесню «Где был Иванушка?». Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу. Смена движений в соответствии с текстом песни. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. | Задание № 3: Самостоятельно инсценироватьпесню «Где был Иванушка?» Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. |
Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении. Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку. «3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. «2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. | Задание № 4: Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку. «3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. «2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. |
Задания для диагностики музыкальных способностей детей 7 -го года жизни | |
Начало года | Конец года |
Ладовое чувство | |
Задание № 1: Прослушать гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение. «3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности. «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется. | Задание № 1: Узнавать по вступлению гимн Российской Федерации, определить общее настроение, характер произведения, выделить отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр, определить инструментальное сопровождение. «3» - узнал гимн по вступлению, внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие внешние впечатления, ясно излагает свои мысли, может определить средства выразительности и слышит инструменты сопровождения. «2» - слушает невнимательно, узнал по подсказке, но может определить характер, выделить средства выразительности. «1» - нет заинтересованности, с заданием не справляется. |
Задание № 2: Прослушать пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И. Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию пьес, мотивировать свой выбор. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу. «3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку. «2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на пьесы. | Задание № 2: Прослушать «Апрель» П.Чайковского, предложить ребенку выбрать картинку из предложенных, наиболее подходящих к звучанию произведения и придумать сказку, опираясь на наглядный образ и музыкальный. Оценивается умение слышать в музыке изобразительные моменты, соотносить их к наглядному образу. «3» - внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки. «2» - слушает не внимательно, отвлекается, но может рассказать о характере и верно подбирает картинку, сказку придумывает при помощи взрослого. «1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на произведение. |
Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения.. «3» - внимательно слушает муз.фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы.. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. | Задание № 3: С помощью дидактической игры «Звенящие колокольчики» определить части музыкального произведения.. «3» - внимательно слушает муз.фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки. «2» - слушает невнимательно, отвлекается, но может определить части пьесы.. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. |
Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется. «3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты. «2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. | Задание № 4: Прослушать и определить к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (Марш, пляска, колыбельная в оркестровой обработке), и на каком инструменте оно исполняется. «3» - внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты. «2» - слушает невнимательно, но может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты. «1» - нет заинтересованности, задание выполняет неверно. |
Музыкально-слуховое представление | |
Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение. Определить части песни «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. | Задание № 1: Назвать любимую песню, мотивировать выбор, исполнить ее точно после вступления под музыкальное сопровождение, с помощью пособия выложить схему песни. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет задание. «2» - поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, задание выполнить не может. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст. |
Задание № 2: Исполнять небольшую песню без сопровождения, в удобном диапазоне. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - поет, не точно, отвлекается, нужна помощь взрослого. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. | Задание № 2: Повторить отдельные звуки небольшой знакомой песни с голоса педагога, придумать ей новое окончание. «3» - поет, чисто интонируя движение мелодии, задание выполняет с удовольствием. «2» - поет, не точно, без помощи взрослого придумать окончание не может. «1» - интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз. |
Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. | Задание № 3: Определить количество одновременно звучащих звуков «Сколько нас поет?». За ширмой играю сразу на двух инструментах и исполняю голосом знакомую попевку. «3» - называет правильно, определяет по звучанию инструменты, поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. |
Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, играть попевку «Небо синее» небольшими группами и по одному.. «3» - называет правильно, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением.поет, чисто интонируя движение мелодии. «2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно. | Задание № 4: Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан и т.д.), показать приемы игры на различных инструментах, предложить самостоятельно подобрать на металлофоне знакомую песенку. Исполнять сольно и в ансамбле на детских музыкальных инструментах простые песенки. «3» - называет правильно, владеет приемами игры, выполняет задание, с поддержкой взрослого. «2» - называет правильно, владеет приемами игры, но песенки не получается. «1» - не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично, беспорядочно |
Чувство ритма | |
Задание № 1: Проиграть на барабане простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. | Задание № 1: Проиграть на металлофоне простейший ритмический рисунок, мелодии из 5-7 звуков. Р.н.попевка «Гори, гори ясно» «3» - точное выполнение ритмического рисунка. «2» - не совсем точное. «1» - не выполнение задания, нет заинтересованности. |
Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы., выразительное исполнение всех движений. «3» - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. | Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко. «3» - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. «1» - мала двигательная реакция на музыку. |
Задание № 3: Самостоятельно инсценироватьпесню «Пошла млада за водой» р.н.п. Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу.смена движений в соответствии с текстом песни. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мало двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. | Задание № 3: Предложить ребенку с помощью дидактической игры определить сильные и слабые доли. Оценивается правильное выполнение правил игры. Дидактическая игра «Передача платочка» «3» -внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание. «2» - не внимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда. «1» - задание выполняет без желания, не проявляет интереса. |
Задание № 4: Выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку. «3» - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои. «2» - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняется правильно, не может придумать свои. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. | Задание № 4: Импровизировать под заданную мелодию «Танец медведя и медвежат».Оценивается разнообразие выбранных движений, выразительность движений, способность передать через движение образ героя. «3» - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы. «2» - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни. «1» - мала двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание. |