Сообщение из опыта работы по теме "Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ"

Галкина Тамара Александровна

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст доклада29.03 КБ
Файл презентация к выступлению508.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное объединение «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением речи № 3

«Речецветик»

Сообщение из опыта работы для доклада по теме:

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов

в ДОУ»

на XIX Всероссийской научно-практической конференции «Психология детства. Психическое здоровье детей и подростков»

Выполнил:

педагог-психолог

Галкина Т.А.

 

г.Зеленогорск

2017 г.

Психолого-педагогическое сопровождение детей в ДОУ направлено на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в условиях ДОУ. Необходимым условием обеспечения этих условий является психическое здоровье педагогов, работающих с детьми.

В профессиональном стандарте педагога-психолога, вступившем в действие с 1 января 2017 года (пока она носит рекомендательный характер, а окончательно вступит в силу с 1 января 2020 года) определена такая функция как Консультирование администрации, педагогов, других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам, а также умение применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры.

Категория педагогов является одной из наиболее подверженной возникновению синдрома эмоционального выгорания. К основным факторам, обусловливающим их выгорание, относят ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты. [Бабич О.И.].  Кроме того, большинство педагогов – женщины, поэтому к стрессогенным факторам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для себя и семьи. В современном обществе повышаются требования к профессиональной деятельности педагогов, которым приходится работать в условиях постоянно меняющегося мира и новых профессиональных и образовательных стандартов. Увеличение темпа современной жизни и объема получаемой информации, виртуализацию общества также относят к факторам стресса. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из актуальных задач современной системы образования.

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974. Его переводят на русский язык как «эмоциональное выгорание» [В.В.Бойко] или «профессиональное выгорание» [Бабич О.И., Рогинская Т.И.].  Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [Бабич О.И.]. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве опустошенности  и усталости, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога. В то же время своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия синдрома эмоционального выгорания.

В связи с этим, передо мной как педагогом-психологом ДОУ возникает необходимость организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов, работающих в нашем детском саду. Предупреждение эмоционального выгорания требует актуализации личностных ресурсов, овладения приемами саморегуляции, снятия психоэмоционального напряжения.

Основным содержанием моей профессиональной деятельности по профилактике синдрома эмоционального выгорания является оказание педагогам информационной и психологической помощи. Основные формы работы с педагогами: индивидуальные и групповые консультации («Что такое синдром эмоционального выгорания?», «Как справиться со стрессом», «Психологическое здоровье»), семинары-практикумы. Взяв за основу тренинг О.И.Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе» [3], я подготовила и провела    семинары-практикумы для педагогов. Сохранив структуру, предложенную О.И.Бабич, наполнила программу психотехниками и практическими упражнениями, позволяющими максимально решать поставленные задачи.

Одной из задач семинаров-практикумов является расширение информированности о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить психическое здоровье и работоспособность.

Традиционными в нашем детском саду стали «Дни психологической разгрузки», направленные на снятие психоэмоционального напряжения и овладения навыками саморегуляции. Для достижения этой цели я обучаю педагогов следующим приемам и техникам саморегуляции: антистрессовая релаксация; упражнения, связанные с дыханием («Дыхание на счет», «Пушинка», «Шарик»); самомассаж; упражнения, связанные с расслаблением и напряжением мышц («Лимон», «Сосуд с жидкостью», «Волна расслабления»). Использую упражнения на визуализацию: «Земляничная поляна», «Убежище», «Плащ», «Я в оболочке», «Кольцо огня», «Поплавок» и др. (с текстом упражнений можно ознакомиться в приложении 1); в упражнениях на визуализацию, в процессе создания образов в воображении, происходит работа с негативными чувствами, осознание, принятие своих чувств, контроль динамики переживания, устранение застревания и неполного реагирования. Такие «Дни психологической нагрузки» проводятся в нашем детском саду раз в полгода для всего педагогического коллектива во время дневного сна детей. В ходе получения обратной связи педагоги отмечают, что при использовании этих приемов саморегуляции удается достигнуть устранения эмоциональной напряженности, ослабляются проявления усталости. Например, такое упражнение как «Поплавок», способствующее активизации ресурсного состояния, стало одним из любимых и применяется педагогами нашего ДОУ в жизни. Для достижения максимального положительного эффекта я использую в своей работе специально подобранное музыкальное сопровождение для релаксации, обеспечивающее гармонизацию психологического состояния. Успокаивающий эффект носят звуки природы, звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Прежде всего, это классика: «Колыбельная» И. Брамса,  К. Дебюсси «Свет луны», Бетховен «Лунная соната», вальсы И. Штрауса, И.С.Бах «Кантата № 2», Й.Гайдн «Симфония», Бетховен «Симфония ля-минор», Н.А. Римский-Корсаков «Волшебное озеро», К.Сен-Санс «Лебедь», К. Дебюсси «Чудный вечер», П.Чайковский «Сладкая греза», П.Чайковский «Песня жаворонка», Д. Шостакович «Колыбельная» и др. А также сборники для релаксации, основу которых составляют звуки природы (шум моря, шум дождя, пение птиц и др.).    

Проведение таких мероприятий способствует формированию в педагогическом коллективе благоприятного микроклимата, эмоциональной поддержке педагогов и снятию психоэмоционального напряжения.

Предоставление педагогами обратной связи по итогам семинаров показало, что такого рода психологическая информация очень востребована, она способствует рефлексивному анализу своей деятельности, способности занять активную жизненную позицию и является способом активизации личностных ресурсов, противостоящих появлению синдрома эмоционального выгорания.

Таким образом, обеспечение достаточного знания о синдроме выгорания, снятие психоэмоционального напряжения и формирование способности справляться со стрессовыми ситуациями с помощью навыков саморегуляции способствуют предупреждению синдрома выгорания и актуализации личностных ресурсов стрессоустойчивости.  

Библиографический список

  1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005.
  2. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып.1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Рогинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И.Рогинская // Психологический журнал. – 2002.

Приложение 1

Упражнение «Убежище»

Инструкция: «Представьте себе, что у вас есть удобное надежное убежище, в котором вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе хижину в горах или лесную долину, личный корабль, сад, таинственный замок… Мысленно опишите это безопасное удобное место. Когда ложитесь спать, представьте, что вы направляетесь туда. Вы можете там отдыхать, слушать музыку или разговаривать с другом. После того, как вы проделаете это несколько раз, можете фантазировать подобным образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и войдите в свое личное убежище».

Упражнение «Земляничная поляна»

Инструкция: «Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой земляничной поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там»

Упражнение «Плащ»

Инструкция: «Представьте, что вы надели удобный, просторный, добротный и красивый плащ с капюшоном, который имеет волшебные свойства, - он защищает от всяких неприятностей, от зависти или от других негативных чувств, которые могут быть направлены на вас. Вы чувствуете себя в нем комфортно, вы защищены и свободны»

Упражнение «Кольцо огня»

Инструкция: «Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает все негативное, что может быть на вас направлено. Вам внутри тепло и спокойно»

Упражнение «Я в оболочке»

Инструкция: «Представьте, что вы находитесь в оболочке, она может иметь форму шара. Она эластична, вам легко дышать здесь, вы можете двигаться так как хотите. Вы можете наполнить свой шар любимыми запахами, цветом, тем настроением, которое вам нужно.

Эта оболочка может быть непроницаема для зла, но при этом может пропускать все добрые чувства, направленные к вам. Вы можете впустить кого-нибудь к себе в оболочку. Того, с кем вам спокойно, тепло и комфортно»

Упражнение «Поплавок»

 Инструкция: «Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающий все на своем пути, мощные валы волн. Внезапно ваш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что вы и есть этот поплавок, а бурное море – ваша жизнь. На вас накатывают волны невзгод, но вы непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и ваша удача наполняют этот поплавок и выталкивают его на поверхность. Наконец, море, не одолевшее вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и вы – поплавок – наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни и вышли победителем. Представьте себе последующие ураганы вашей жизни и из них вы тоже выйдете победителем, непотопляемым поплавком»    

Техника дыхания «Пушинка»

Инструкция: «Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась»

Техника дыхания «шарик»

Инструкция: «Закройте глаза и представьте легкий пинг-понговый шарик. Вдох – и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох – и шарик также медленно опускается вниз. Вдох – шарик медленно поднимается вверх, выдох – мягко опускается вниз»

Упражнение «Сосуд с жидкостью»

Инструкция: «Примите удобную позу. Закройте глаза и начинайте представлять, что в ваши пятки через подошвы ног (или с макушки) начинает поступать поток теплой вязкой жидкости золотистого или серебристого цвета. Ваше тело – пустой сосуд, в который с приятными для вас ощущениями тепла и тяжести заливается извне эта жидкость. Эти представления должны сопровождаться реальными ощущениями тепла и тяжести. Мышцы при этом становятся вялыми и расслабленными».

Упражнение «Волна расслабления»

Инструкция «Примите удобную позу, представьте, что вдоль вашего тела идет волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Поначалу, пока не добьетесь устойчивого ощущения волны расслабления, проходящей по телу сверху вниз, это упражнение надо выполнять сидя или лежа. Потом эти ощущения можно будет вызывать в любом положении».

Упражнение «Лимон»

Инструкция: «Представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте все сильнее. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки» (Повторить весь процесс для правой руки).  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов в ДОУ г.Зеленогорск 2017 г. Галкина Т.А. Педагог-психолог МБДОУ д\с № 3 г.Зеленогорска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением речи № 3 « Речецветик »

Слайд 2

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия (Бабич О.И.)

Слайд 3

Цель: организация работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов Задачи: познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, симптомами его проявления, причинами возникновения, способами профилактики; обучить педагогов приемам и техникам саморегуляции ; способствовать созданию атмосферы поддержки и благоприятного психологического климата в учреждении

Слайд 4

Основные формы работы с педагогами: - индивидуальные и групповые консультации («Что такое синдром эмоционального выгорания?», «Как справиться со стрессом?», «Психологическое здоровье»). - семинары-практикумы. Тренинг О.И.Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе». ( Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения\авт.-сост.О.И.Бабич . – Волгоград: Учитель, 2009.)

Слайд 5

« День психологической разгрузки » Цель: снятие психоэмоционального напряжения и обучение педагогов навыкам саморегуляции

Слайд 6

Приемы и техники саморегуляции Упражнения, связанные с дыханием («Дыхание на счет», «Пушинка», «Шарик») Упражнения, связанные с напряжением и расслаблением мышц («Лимон», «Сосуд с жидкостью», «Волна расслабления») Упражнения на визуализацию ( «Земляничная поляна», «Плащ», «Убежище», «Я в оболочке», «Кольцо огня», «Поплавок») Антистрессовая релаксация Приемы самомассажа

Слайд 7

Библиографический список Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова . – СПб.: Питер, 2005. Практические семинары и тренинги для педагогов. – Вып.1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие / авт.-сост. Е.В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. Рогинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И.Рогинская // Психологический журнал. – 2002.