Страничка для родителей

Саватеева Наталья Васильевна

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям учащихся 1-4-х классов:

 

  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.
  2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
  3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.
  4. Покупайте и дарите книги, кассеты, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
  5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  6. Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
  7. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
  8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
  9. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

 



Предварительный просмотр:

Школа для родителей.

Вопрос1. Дети и родители. Амбиции и реальность. 
Итак... Мы спешим, торопимся и часто торопим события, для которых еще не пришло время. Иногда кажется- да уж мой то ребенок это поймет с пол-оборота. Он сможет, он должен суметь, потому что он умный, талантливый, ну просто не по возрасту схватывает все налету. 
Так думают все, абсолютно все мамы, бабушки, дедушки, да и папы тоже (чего уж там).
И вдруг, ребенок не смог, не получилось, не читает, не запоминает, не пишет, пропускает буквы, не считает, не решает, не мыслит логически, не сильно внимателен, и О Боже! не хочет этому всему учиться!!!!! 
НЕ ОГОРЧАЙТЕСЬ. ЧЕРЕЗ ЭТО ПРОХОДЯТ АБСОЛЮТНО ВСЕ РОДИТЕЛИ!!! 
"Что же делать??? Все пропало-думаете Вы". А на самом деле - все только начинается. И если Ваш ребенок не хочет :
1. Он такой же человек, как и Вы и имеет право НЕ ХОТЕТЬ! Интересных и нужных занятий огромное количество!!! Вернетесь к тому, что хочет мама - позже.
2. Он хочет учиться , но только в обнимку со своими любимыми игрушками!!! (Более того- ребенок сразу же будет учить любимого мишку, он сразу выступит в роли учителя, тем самым закрепляя материал)
3. Всему свое время! И у каждого малыша свой порог интересов, свой способ запоминания и свое время запоминания.
Интересно, очень сложно я пишу???
Или может нудно???
Или может это вообще ненужно?
На самом деле, дорогие мамы, они же мамы-дочки и даже уже мамы-внучки - мы все знаем истины, особенно прописные. Но задумайтесь- следуем ли мы им.
На самом деле самое страшное, когда желая сделать из ребенка вундеркинда, Вы услышите- "не хочу читать", "не хочу считать", "не хочу учиться". Это значит, что все, что Вы могли сделать неправильно- Вы уже сделали. 
Исправлять всегда труднее, и дольше, и иногда невозможно.
Вот поэтому, каждый день я буду помогать Вам решать сложные проблемы обучения.



Предварительный просмотр:

Больше или меньше? На сколько? 
Что в саду не говорят, а в школе это необходимо. 

Итак. Дети выучили цифры, научились считать предметы. И очень даже хорошо понимают, что ОДНА конфета меньше, а ЧЕТЫРЕ- больше. А ПЯТЬ машинок больше, чем ДВЕ. 
В 6 лет можно начать сравнивать числа. Значок < (меньше) и > (больше ) тоже затруднений не вызывает. Достаточно нарисовать его на карточке и дать ребенку покрутить в сторону большего и меньшего количества предметов, как дети понимают, что от них хотят. 
Если ну никак не может малыш понять тему, я рисую посередине листа крокодила с открытой пастью и зубами (стараюсь рисовать не очень страшного, ну например Крокодила Гену). Сзади крокодила рисую одну рыбку, а со стороны открытой пасти - 4 и спрашиваю учеников, сколько надо съесть рыбок крокодилу, чтобы он наелся? 
- Четыре. 
- Почему? 
- Потому что четыре больше, чем один. 
Вот этого то мне и надо! 
Тогда я говорю, что крокодила мы на урок не пустим, а будем пользоваться значком, похожим на открытый рот крокодила. Где число больше, туда крокодил и откроет рот. 
 > 
 < 
3 > 1
1 < 4
Два - три дня и тема закрыта. 
Но вот вопрос а на сколько одно число больше или меньше другого в детском саду не разбирается, а в первом классе уже вроде как надо знать. 
Без проблем, скажете Вы. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. 
Ага. Но вычитать наши малыши не умеют.
Значит объяснять будем по- другому. 
Положите перед ребенком 5 картинок с кошками и 4 с собачками. Перемешайте и спросите, кого больше, кого меньше. Конечно некоторые детки посчитают и сообразят, что кошечек больше. 
А насколько больше? Как ответить на этот вопрос?
Давай поставим их парами, как вы в садике ходите. Каждой киске дадим в пару собачку. 


Одной кошечке не хватило пары, потому что кошечек больше, а собачек меньше. 
-Так скольким кошечкам не хватило пары? 
- Одной.
- Значит кошечек больше на одну, а собачек меньше на одну. 


- Чего больше? 
- Грибочков
- Чего меньше? 
- Яблок
- Двум грибочки не хватило в пару яблок. Значит грибочков на два больше, а яблок на два меньше. 

Конечно, эта тема для шестилеток не очень проста и потребуется не один день, чтобы это стало понятно и запомнилось, а вот первоклашки понимают это быстро. 
Не останавливаемся! Работаем ежедневно! Учим детей вместе! 



Предварительный просмотр:

Зеркальные буквы и цифры? Что делать? Печатать!
Леворукий ребенок- не проблема.
Дошколятам и первоклассникам в помощь.

Доброй ночи. Вдохновение посещает нас в любое время суток и надо им воспользоваться.
Итак , Ваш ребенок в 5-6 лет научился "писать" первые буквы и сразу же пишет слова на обоях, папиных документах, полях книг и вообще везде, где есть свободное пространство и пишет карандаш. Рады??? Еще бы! Молодец! Умничка! Умняш! Интерес к письму конечно же надо "подогревать" всячески. Поэтому:
1. Купите ребенку АЛЬБОМ для рисования, в котором он будет писать все, что ему нравится. А вот шестилетке уже можно купить и тетрадь в крупную клетку- такие много лет уже есть в продаже.
2. Самое время начинать ПЕЧАТАТЬ. Что это такое??? Для того, чтобы малыш запоминал буквы, надо их печатать, то есть прописывать по целой строке. Зачем, спросите Вы? Отвечаю. Раньше, когда дети приходили в школу и не знали букв, печатание очень помогало. Пока еще ребенок научится письменным элементам букв и самим буквам! А печатание позволяло с первых уроков печатать слова, делить их на слоги, ставить ударения, рисовать схемы слов и изучать гласные, согласные, мягкие, твердые итд. Это помогало ребенку быстрее научиться читать и развивать орфографическую зоркость до изучения письменности. Это практика и укрепление мелкой моторики пальцев рук, что нам тоже немаловажно.
3. Сразу покажите ребенку, как правильно держать карандаш указательным и средним пальцами правой руки. А лежать карандаш должен на первой-второй фаланге среднего пальца. Карандаш должеш "выглядывать" на 1,5-2 сантиметра. Так правильно. И локти, локти лежат на столе.
4. А если ребенок взял карандаш в левую руку? Прежде, чем перекладывать карандаш, проведите тест, чтобы понять, а вдруг Ваш малыш "ЛЕВША"? Это очень важно. Переучивать стопроцентного "левшу" не просто не надо, а бывает опасно. У меня был класс, в котором 9 (!) учеников писали левой рукой! А у мамы - 12! И ничего. очень даже умненькие все были.
ТЕСТ. Дайте ребенку в обе руки по небольшому камушку или мелкому предмету и попросите кинуть по одному. Леворукий ребенок кинет сначала левой рукой, затем переложит камушек из правой руки в левую и опять кинет левой рукой. Проверяла на сыне. Именно так и делал! Стопроцентный "левша".
5. А дальше... Диалог из раздела вопрос-ответ подсказал окончание этого поста. 
"Добрый вечер!Подскажите,пожалуйста: девочка 6,5 лет,уже неплохо читает,может писать, но очень часто (практически всегда) неправильно(в другую сторону) пишет букву Я,Р,З,Ю,Ь. Чем можно ей помочь?"
"Отличный вопрос. Это называется зеркальное зрение. Родители впадают в панику и начинают очередные "забеги" по логопедам, педагогам-дефектологам, и даже нейрохирургам (да много, куда в наше время посоветуют обратиться родителям "добрые люди". 
На самом деле, ситуацию Вы можете исправить сами. Но надо набраться терпения. 
Не пускать на самотек занятия малышки, чтобы у нее не было возможности написать неправильно. 
Каждая цифра и каждая буква начинается в определенном месте клетки или строки. Значит прежде, чем написать какую - то букву, надо ВСПОМНИТЬ, ГДЕ И ОТКУДА ОНА НАЧИНАЕТСЯ.
Так и говорите- не спеши, вспомни, откуда надо начать. Поставь точку в том месте, где начинается цифра.
Пример 1: цифра 1 начинается от середины клетки и взлетает, как ракета в правый уголок. А потом опускается на середину "пола" или нижней стороны клетки. Часто дети начинают писать цифру 1 снизу и когда доходят до верхней границы клетки, забывают, в какую сторону писать крючок.
Пример 2: часто дети путают при письме букву Я- пишут ее в другую сторону. Опять-таки потому, что неправильно начинают писать- снизу. Надо нарисовать клетку и объяснить, что палочка у буквы Я пишется ближе к правой стороне клетки. Сверху-вниз. Дальше руку надо оторвать, опять вернуться к верхней точке, где начиналась буква и приписать круглый животик и ножку . Куда ребенок пририсует эти элементы? Может и опять вправо.
Поэтому я рассказываю детям сказочку про Королеву клеточку и рисую в альбоме или тетради ребенка все, о чем говорю.
"Королева-клеточка - самая главная в тетради. У нее есть пол, потолок, левая стеночка и правая стеночка. И Королева строго следит, чтобы цифры и буквы не залезали за границы королевства. Поэтому, если палочка у буквы Я будет написана ближе к правой стеночке, то головку ей надо повернуть влево, так как справа стеночка и "пробить" ее головой невозможно. Ты можешь пробить головой стенку? Нет. Вот и буква тоже не может."
Контролировать будете недолго. Обычно дети после сказки быстро понимают и запоминают, откуда начинается буква или цифра.
А Ваша задача вовремя заметить, что ребенок поставил руку не туда и напомнить ему об этом.
Да и зеркалят дети не все буквы. Часто это Я, И, Ч, Р и цифры 1, 4, 6 иногда 2,3,7."



Предварительный просмотр:

Школа для родителей. Урок 1.  Математика. «Состав числа. Очень важно!»

       Итак, надеюсь,база знаний до школы выстроена в голове ребенка ровными рядами. Пришло первоклашке  время учить состав чисел от 2-10. Отводиться на это полгода. Что за ерунда- скажете Вы??? Однако, это не совсем ерунда. Что пустячок для взрослого, может оказаться камнем преткновения для первоклассника.

Мы считаем, что если ребенок знает, что 1+1 — это два, то и 2+3 и 3+4 — это тоже элементарно. Нет. Не для всех. И надо  это сначала понять, выучить и довести до автоматизма.А это очень непросто.

Зачем?- спросите Вы? Ведь если ребенок знает как к 3+5, то зачем это учить наизусть???

Надо. Очень надо! Оооооочень надо!!! Просто необходимо, говорю я Вам.

На основе знания состава числа вся остальная математика пойдет у ребенка легко и приятно.

А еще надо выучить состав чисел, чтобы ученик не складывал на пальцах. Пальцы- это зло, это жесть, это самое плохое, что может быть. Как правило те, кто начал считать на пальцах- так до конца школы делают математические ошибки.

Можно считать на чем угодно - монетки, конфетки, машинки, апельсинки - ТОЛЬКО НЕ ПАЛЬЦЫ!!! (Надо обязательно поднят эту тему у дошколят).

Упражнение 1. Цветные карандаши- первые помощники)

Кладем перед ребенком 1 карандаш (цвет значения не имеет).

  • Сколько карандашей?
  • Один.
  • А как сделать, чтобы было два???
  • Надо мне взять (или дать) еще один. (Говорит ребенок)
  • А почему?
  • Один и еще один вот и будет два.
  • Так как мы получили число два? (1+1=2)

(Знаки плюс и минус дети уже знают, конечно)

  • Так сколько будет 1+1?
  • Два! (Молодец!!!)

Ребенок должен понять, зачем ему это! И тут мама говорит:

  • А ну -ка, реши задачку! (Хотя, друзья, про задачки- совсем другая история. Не сейчас, не здесь, но скоро, конечнО)

На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок!

Прибежал еще один,

Может вместе посидим???

  • Сколько щенков на крыльце???
  • Два. Как узнал?
  • Потому что один и один будет два!

Молодец! Ура! Правильно! Здорово! Ты понял! Умничка! Какой ты молодец!

(И так далее, все, что Вам подскажет родительское сердце и как можно больше хвалите наших учеников. За все)

В таком же режиме изучается легко состав чисел до пяти.

А вот дальше....

Упражнение 2. Берем в руки мелкие предметы, чтобы помещались в кулачки. Например наклейки. (Моя дочь проходила состав числа на сотках. Раньше, кто помнит была такая игра)

Или маленькие заколочки,или картиночки с машинками или  итд)

  • Повторяем состав числа 4 ( говорите Вы).

У меня в двух кулачках 4 наклейки. В одном- три ( раскрываете кулачок и ребенок видит действительно три наклейки)

А СКОЛЬКО В ДРУГОМ??? (Вот этот главный вопрос, ради которого мы играем)

  • Одна! (Ура! Он молодец! Догадался!Не забудьте выразить эмоции)

Потом вы раскладываете число на два и два итд)

Так можно отрабатывать состав чисел от 2-8.

А дальше?..

Упражнение 3. «Перестрелка»

Переходим от предметов к устной автоматизации навыков. В эту игру удобно играть, изучая состав чисел 6-10.

  • Мы пришли в тир и будем стрелять по числам- сообщаете Вы своему малышу.

Стреляем по чилу 6 (7, 8, 9, 10, 5 итд)

Если я выстрелю 5 раз, то сколько выстрелов  до 6 останется сделать тебе???

  • Один
  • А если я выстрелю один?
  • Пять!
  • Я выстрелю 3 раза???
  • А ты???
  • Тоже три.
  • А если у меня четыре пули, то тебе достанется?..
  • Две.

И так далее и тому подобное!!!

Помните, я сказала, что на изучение состава числа отводится полгода!!!

В первом классе!!!! Помните???

Не допускайте следующих ошибок:

1. Не бегите выполнять эти упражнения, если Ваш ребенок дошкольник!

Он НЕ СМОЖЕТ этого всего проделать, а Вы огорчитесь. Материал выстроен от простого к сложному, а у дошкольников сейчас совсем другая задача. (См. Занятие для дошкольников)

2. Не торопитесь каждый день изучать одно число. Используйте все упражнения и пока ребенок не усвоит состав одного числа, не стоит переходить к следующему.

3. Начинайте ежедневно повторять начиная с меньшего числа и таким образом «ползите» дальше.

Внимание! На подготовке к школе и на уроках в первом классе это изучают без сомненья. Но... Представьте класс, в котором сидят 32 ребенка. Учитель задает вопрос, не все дети успели сообразить, поднять руку. Поэтому учитель спрашивает тех, кто активнее. Не гарантии, что Ваш ребенок на 100 процентов усвоит прочно материал. Тем более урок состоит не только из устной части.

Сами! Сами! Сами! Дома и по дороге в школу и из школы, играйте в перестрелку, изучайте состав чисел. Пока время еще есть.

Ну а для самостоятельной работы дома возьмите книжку «Готовимся к школе».

Бумага- отличная, плотная, можно красить даже фломастером. Заданий на странице немного, все понятно и ребенок МОЖЕТ это выполнить сам.



Предварительный просмотр:

Школа для родителей. Письмо. Урок 1. «Писать красиво очень просто!»

Это моя любимая книга! Это книга, а не прописи или тренажер. Мечтала о такой всю жизнь и когда увидела — обрадовалась, что кто-то решил реально помочь детям и родителям. Купите, покажите ребенку эту книжку, прочитайте ее, рассмотрите вместе с ним и скажите, что он тоже может так научиться писать, если будет соблюдать всего несколько правил!
1. Видеть рабочую строку и ставить буквы на нее.
2. Обводить букву или элемент только ОДИН раз.
3. Правильно сидеть! Не только в школе, но и дома.А вот это как раз самое главное. Пока ребенок запомнит, как правильно сидеть, утечет немало воды!

Следить и напоминать об этом придется постоянно:
-Положи тетрадь с наклоном. Повыше.
-Проверь, как лежат локти: правый и левый должны обязательно лежать на поверхности стола или парты на одной линии.
-Левой рукой держим тетрадь, правой-пишем. Ведем линии к верхнему краю ПАРТЫ (не тетради), затем к нижнему. Если тетрадь лежит с наклоном, то автоматически все буквы будут иметь правильный наклон. 
Если ребенок не понял, как образуется наклон букв, переходим к запасному варианту. Можно сказать, что буковкам тяжело стоять прямо и , чтобы у них не устали спинки, немножко их вытянем огурчиком и положим "отдыхать".

А еще всегда говорю ученикам- буквы должны быть пухленькие и вкусные, а не злые и колючие. Образно, конечно, но малыши меня понимают.
В книге представленной мной идеально прописаны все самые важные элементы и соединения букв. Следите, чтобы ребенок ПРАВИЛЬНО соединял буквы. В классе, да еще, когда оценки не ставятся, трудно каждому ребенку уделить стоооолько внимания, чтобы он идеально писал. Но ВОЗМОЖНО. 
Обучая детей письму за сентябрь и октябрь я обычно худею на 5-7 килограммов. Зато могу с гордостью сказать, что большинство моих учеников- обладатели красивого каллиграфического почерка! Вот так! Все просто и все очень сложно для наших дорогих первоклашек и их родителей.

Учимся дальше!



Предварительный просмотр:

Урок 8. Число и цифра 2, 3, 4, 5. Продолжение.
Упражнения и игры с числами. Цель: автоматизация знаний по теме.
1. Про число и цифру 1 читаем в навигации пункт 4 урок 1 . Аналогичная работа проходит и с остальными числами. Но...
2. Число и цифра 2. (Упражнения.)
Два очень интересное число. Цифра 2 обозначает, что предметов 2. Две чашки (Ставим перед ребенком две чашки, две куклы, две книги).
Дальше ребенок должен принести Вам два предмета. Любых. 
Затем даете малышу карточки с цифрами 1 и 2 вперемешку и просите дать Вам только цифру два. 
Давай найдем, чего у нас только два??? Начнем с себя.
Два глаза, две руки, две ноги, два уха, две брови, две губы- верхняя и нижняя.
Очень часто два прячется в одном, говорите Вы. Посмотри: голова одна, а уха - два. Носик один, а дырочки в нем две, рот один, а губы две. Поверьте, Ваш ребенок найдет то, чего даже Вы не видите. Они такие, наши детки!!!
А у других предметов два тоже прЯчется в одном. 
Лодка- одна, а весла два. Часы одни, а стрелок- две. Дверь одна, а ручки- две. А теперь попробуйте сами в обсуждениях добавить, а что нашли Вы???
И последнее, что я скажу про число два. Два по - другому можно назвать парой. Так в садике и школе ходят дети- парами. Можно парами расставить машинки и рассадить кукол.
А еще есть много предметов, которых бывает только два. Например. Варежки или перчатки. Говорят одна пара перчаток. Так как мы не носим одну рукавичку, а только две. Пара носков, брюки одни, а брючины две - пара. Вы видели когда-нибудь брюки с одной брючиной? 
У детей достаточно развито воображение, чтобы они нашли много много пар.
Так пара это сколько??? Два, должен ответить ребенок. Может не сразу, может через несколько дней, недель, месяцев, он обязательно это запомнит.
3. Число и цифра 3. Дайте ребенку три карандаша. Спросите, сколько карандашеЙ? (Три, посчитав скажет малыш)
Сложите треугольник из карандашей и расскажите, что это треугольник, у него три стороны (пусть ребенок посчитает и убедиться, что сторон - три. Три угла (покажите ребенку УГОЛ, а не точку), три вершины (покажите малышу, где вершина треугольника!)
А еще три- сказочное число. Все чудеса в сказках повторяются три раза. И вообще три предмета часто встречаются в любимых сказках.
Вспомним сказки, где есть число три. 
"Три медведя" (расскажите ребенку сказку, если он ее забыл или не знал)- три стула, три тарелки, три ложки, три чашки на столе. Три кроватки в спальне. Три медведя.
"Маша и Медведь"- три раза Маша садилась на пенек, чтобы съесть пирожок. Итд., насколько хватит Вашей памяти. 
Покажите цифру три.
Аналогичные упражнения проводим с цифрами 4 и 5. Ищите числа в сказках, предметах, выстраивайте геометрические фигуры, замкнутые и незамкнутые линии из карандашей.
Цель- запомнить визуально цифры 1-5!

Самое время выучить стихотворение:

Вот 1 (один) иль единица- очень тонкая как птица. 

А вот это цифра 2 (два), полюбуйся какова,
Выгибает двойка шею, волочится хвост за нею.

А за двойкой, посмотри, выступает цифра 3 (три).
Тройка третий из значков. Состоит из двух крючков.

За тремя идут 4 (четыре), острый локоть оттопырив. 

А потом пошла гулять по странице цифра 5 (пять):
Ручку вправо отогнула, ножку круто изогнула.

Вот теперь самое время поставить цифры в ряд так, как они стоят в натуральном ряду. Попорядку и сообщить об этом ребенку.
Вопросы:
1. Покажи 1, 2, 3, 4, 5.
Покажи 5, 4, 3, 2, 1.
Покажи 2, 5, 1, 3, 4. Называйте цифру , в показе которой ошибся ребенок несколько раз, пока он не будет показывать правильно.
Добивайтесь любыми способами, частыми ежедневными повторами запоминания цифр.
Показывайте называйте из этого ряда самое большое число, самое маленькое, число.
Можно начинать отрабатывать понятия "ЗА", "ПЕРЕД", "ПОСЛЕ", "МЕЖДУ". Расставлять числа, как Вы попросите и попорядку.
Отрабатывайте в день по одному понятию. Не мешайте все это в одну кучу. Повторяйте игры сначала, повторяйте много раз и Вы увидите, как с каждым днем ребенок отвечает все быстрее и быстрее. Это и есть автоматизация навыков счета. Логика- это логика и о ней в другой раз. Желаю радостей и успехов в достижении целей. 

А на следующую книжку обратите особое внимание.  Называется «Воспитание сказкой».       У меня она есть и я пользуюсь ею на уроках. Эта книжка о том, что в любой сказке мы найдем все школьные предметы- математику, русский, чтение, окружающий мир. В книжке есть и тексты и необыкновенные наблюдения за сказкой. Для многих мам она станет открытием и первым помощником. Есть переиздания этой книги в другом оформлении, купите, Вы не пожалеете.
Вы видите, что я редко рекомендую какую-либо литературу, но если советую- то значит это опробовано на собственных детях и учениках. (К сожалению, на внуках пока нет- стыдно, но времени не хватает).

Татьяна Белоусова



Предварительный просмотр:

Школа «Дошколят». (2-5) Урок 1. Математика. «Учимся соотносить количество предметов с цифрами»

Основной особенностью психики детей до семи лет психологи считают короткую память. Поэтому запоминание  очень похоже на дрессуру. Каждый день, взрослый со своим малышом делает один шаг вперед. Завтра повторяет этот шаг и добавляет еще один. И так действует практически до школы.  Получается, что цепочка вопросов и ответов растет каждый день. А мы не должны дать ускользнуть ей из памяти малыша.Терпения, Вам, родители!!!

          Уже в два года малыш с удовольствием учится считать, повторяя радостно за взрослым: один, два, три, четыре...

           В три-четыре года  ребенок точно научился считать количество чашек на столе, машинок на  своей парковке, конфет в вазочке (а это случилось не за один день, а у некоторых месяц или год) — мамы радуются и хвалят - ах, какой молодец!  И сразу же показывают ребеночку цифры. Причем сразу все. О, да, безусловно кое-что ребенок запомнит, а на следующий день- забыл. И так не один день, месяц,  год.

        Внимание!!! Первая ошибка - ругать ребенка, раздражаться, иронизировать. Это приведет сначала к тому, что ребенок будет расстраиваться, что не УГАДАЛ цифру, затем он будет бояться сказать цифру, чтобы мама не огорчалась и не ругалась, потом в его красивой и без сомнения умной головке поселятся первые «тараканчики»- комплексы неуспешности и закончится такое обучение тем, что Ваш малыш перестанет говорить на тему математики совсем. Он просто будет молчать. Вообще.

       Тема сегодняшнего урока « Соотнесение количества предметов с цифрами.»

( Самое главное- уберите от ребенка ту макулатуру, которую производят издательства. Насидеться за прописями, тренажерами и прочими обводилко-рисовалками малыш успеет в саду, на курсах подготовки к школе итд.)

Итак, Вам нужно несколько комплектов цифр от 1 до 5. (Лучше скачать в интернете и разрезать. Кстати цифры ребенок может раскрасить сам. Таким образом дидактический материал, сделанный Вами с малышом будет особенно дорог и мелкая моторика рук задействуется.)

Упражнение 1. Покажите малышу одну машинку и спросите, сколько машинок?  или сами скажите, что машинка одна. (Вообще, не надо ждать пока ребенок ответит, помогайте ему. Ничего страшного, если Вы напомните ему, что машинка одна) Затем покажите цифру 1. И объясните: Это цифра 1. Она обозначает , что машинка одна.

Сразу же закрепляем материал: так сколько машинок? (спрашивает взрослый) - Одна (говорит малыш)

Так какая это цифра? - Один. (Если ребенок не ответит, скажите за него и попросите его повторить  -  Цифра 1.) В течение дня возвращайтесь к этому упражнению несколько раз используя разные предметы.

Упражнение 2. Посмотрите вокруг и скажите, что вас окружает много вещей. А мы с тобой будем искать, а что у нас только ОДНО. Вместе найдите предметы и пусть малыш к каждому отнесет и положит рядом цифру 1. А если предмет высоко, помогите прикрепить цифру. (Поэтому я и сказала , что комплектов цифр необходимо несколько.) Когда будет найдено несколько предметов (6-7), обобщите знания. Подойдя к каждому предмету попросите ребенка назвать, сколько предметов и какая рядом цифра.

Упражнение 3. Положите перед малышом несколько разных цифр вперемешку. (Три единички, две двойки итд до цифры 5) Попросите найти и дать Вам (или подарить киске, мишке, или сложить в кузов машины, а может все поочереди ) все карточки с цифрой 1. Вы должны убедиться, что ребенок запомнил точно и прочно цифру1. К упражнению можно добавить игру.

Игра «Один - не один». Если Вы показываете один предмет или цифру один ребенок хлопает громко в ладошки, а если не один, то грозит пальчиком (или топает ножками). Попробуйте поменяться местами. Пусть малыш показывает предметы и цифры, а Вы говорите- один или не один.

            Знаете, чем хороши ежедневные занятия со своим малышом? Они не дадут накопиться незнаниям. Ведь во время групповых занятий взрослый не всегда может отследить, каждый ли ребенок понял материал. Особенно если детей в группе 28!

        Возвращайтесь к упражнениям постоянно в течение недели.  Расширяйте поиски предметов, выходите за пределы квартиры. В итоге ребенок откроет для себя , что  солнце и луна - одно, мама - одна, носик — один).

Конечно можно придумать еще много упражнений или вариаций моих упражнений. Но цель одна -  ребенок должен запомнить цифру 1 и соотносить  с количеством предметов.

Каждому ребенку в зависимости от возраста (2-5) понадобиться разное количество времени,чтобы понять и запомнить то, чему Вы учитесь.



Предварительный просмотр:

Урок 6. Математика для дошколят. Число и цифра 2, 3. 4, 5. "За", "перед", "между".
Добрый день. Мы углубляемся в различные упражнения. 
А как Вы будете заниматься с детьми??? Просто за много лет работы в начальной школе все лучшие упражнения находятся у меня в голове и я пользуюсь ими, пока дети не усвоят ту или иную тему.
Совет. Изучите упражнения и пользуйтесь постоянно именно этим набором, пока не доведете знания ребенка до автоматизма. (Так же и с меню. Вы даете ребенку на завтрак- кашу, на обед - суп и компот, на ужин- картошечку с курочкой. Меняются чуть -чуть блюда и мы не считаем это ужасным. Наоборот, это правильно, как и то, чему, как и когда учить детей).
И не надо думать, что ребенок отвечает, как "попугай". Особенности детской психики диктуют нам именно это. Добивайтесь того, чтобы ребенок отвечал все быстрее и быстрее на одни и те же вопросы. Так список вопросов потихонечку будет расти, а темп ответов увеличиваться. Нам этого и надо.
(Кстати, пора заучить с малышом, когда у него день рождения. Спрашивайте об этом регулярно, неожиданно, во время еды или игры или прогулки. Так же , как домашний адрес. Надеюсь, Вы это уже делаете).

Итак, малыши учатся соотносить число (количество предметов) и соответствующую цифру.
Напомню, мы договорились не форсировать события, а добиваться качественного запоминания на каждом этапе.
При соотнесении чисел 2, 3, 4, 5 мы используем те же упражнения, что и с цифрой 1 ( смотри в навигации пункт 4, урок 1)
Что интересного мы можем предложить детям при запоминании этих цифр? На самом деле литературы про игры с числами оооочень много. Но нам это не надо. Нам надо коротко и ясно. И эффективно!!! Поэтому привожу примеры из опыта работы, что детям очень нравится, то быстро и запоминается.
Прежде, чем выстраивать числа и цифры попорядку, убедитесь, что Ваш ребенок освоил понятия "ЗА", "ПЕРЕД", "МЕЖДУ". Без этого запомнить порядок чисел ребеночку непросто, а иногда невозможно.
Ищем книжку или картинку в интернете из сказки "Репка" и на ее героях осваиваем понятия и порядковый счет. Вопросы, которые Вы должны задавать детям по картинке:
1. Вспомним сказку. (Если ребенок не знает, расскажите ему сказку и сразу на картинке покажите героев.)
Далее одновременно с вопросом Вы пальцем показываете на героев. Мы же только учимся и малыш должен понять, чего от него хотят. Поэтому, первый раз показываете пальцем Вы, а в последующие дни- ребенок.
2. Кто пошел тянуть репку первый??? Второй, и так далее до Мышки.
3. Кто стоит "ЗА" Дедкой? За Бабкой? Внучкой? Жучкой? Итд попорядку, затем вразнобой.
4. Кто стоит "МЕЖДУ" репкой и бабкой, между бабкой и Жучкой, между Жучкой и Мышкой?
5. Как Вы поняли, самое трудное понятие "ПЕРЕД" мы оставили напоследок. И это неспроста. Дети постоянно забывают или не совсем понимают это слово. Для них это трудно.Объясните на картинке, что перед Мышкой пришла Кошка, до кошки еще раньше пришла Жучка, до Жучки, то есть перед ней сначала пришла Внучка, а еще раньше Бабка.
В последующие несколько дней Вы можете отрабатывать эти же понятия на игрушках:
1. Возьми три машинки. ( На следующий день четыре, позже-пять). Поставь первой- красную, после нее - зеленую, а третья будет самая большая.
2. А теперь поставь красную между зеленой и большой.
3. А сейчас поставь большую перед красной. 
Эти упражнения повторяем на карандашах, мягких игрушках, членах семьи итд.
Вы поймете, сколько надо этим заниматься, чтобы это улеглось в голове у Вашего малыша. Нельзя переходить к расстановке цифр, пока ребенок не освоил эти понятия.
Кстати, когда дети приходят в первый класс, им гораздо легче заниматься математикой, если эти понятия доведены до автоматизма. На темы : "ЗА", "ПЕРЕД", "МЕЖДУ", "ПОСЛЕ", "СЛЕВА-СПРАВА" отводится по одному уроку. Предполагается, что все это дети освоили до школы.
Продолжение следует...