Аттестационное задание

Копылова Марина Михайловна

Основная часть

 

«Рабочая программа по химии 8 класса»

  1. Пояснительная записка

 

  1. Нормативно – правовое обеспечение образовательного  процесса.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559 « О внесении изменений в порядок формирования перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
  • Постановление Правительства Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы»
  • Положение о рабочей программе учебного курса, предмета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский» приказ № 449 «09» июня 2015 года.
  • Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Пионерский. Приложение № 12 к приказу ОУ№ 658 от 10.10.2013 г.
  • ПООП ООО одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15

Данный учебный предмет имеет своей целью:

обеспечения наиболее оптимальной системы преподавания предмета с учетом конкретных образовательных условий.  Главным условием содержания рабочей программы является полное отражение требований образовательного стандарта.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Под результатами освоения основных образовательных программ теперь понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Всё это значительно меняет подход к разработке рабочих программ учителями. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью;быть способны к сотрудничеству;обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Поэтому программа должна стать своего рода инструментом в достижении учебных целей, помочь каждому обучающемуся получить возможность не только освоить определенный набор знаний, но и применить эти знания в какой-либо практической деятельности. Таким образом, рабочая программа должна быть направлена на формирование универсальных учебных действий, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. .

1.2. Цели, задачи  преподавания  учебного предмета.

    Согласно государственному образовательному стандарту целью изучения предмета «Химии» является развитие личности учащегося средствами предмета,  а именно:формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины.

   В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1)развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;

2)  сформировать важнейшие логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;

3)  воспитать убежденность в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;

уметь проектировать и реализовать выпускниками основной школы личную образовательную траекторию: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;

овладеть ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными)

 

                                    2.Общая характеристика учебного предмета

2.1. Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования с опорой на  концепцию  ФГОС второго поколения и  современных требований к выпускнику.

Особенности содержания обучения химии обусловлено спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерности химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии, поэтому в примерной программе по химии отражены основные содержательные линии: вещество, химические реакции, применение веществ и язык химии.

 

2.2. Преемственность при изучении данного предмета.

      Настоящая программа по химии для основной школы является логическим продолжением программы для основной школы (автора О.С. Габриелян) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса химии.  Основные линии развития учащихся средствами предмета «Химии» имеют своё продолжении для 9-11 классов.

2.3. Акценты в осуществлении связи обучения  по  предмету с практикой и актуальными проблемами современности.

         Свободное владение знаниями по химии – обязательное условие успешности  человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание химии на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения химии, повысить эффективность каждого урока.

  1. Особенности  построения  курса по конкретному учебно-методическому комплекту.

          Данная программа по химии  создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования» и «Требований к результатам основного общего образования», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Она ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по химии.

Направленность курса химии на формирование представлений о химии, как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий.

         Школьный курс химии в 8 классе предполагает изучение веществ их состав, строение, свойства и превращения .Причинно- следственные связи между составом, строением, свойствами, получением и применением веществ. Периодический закон Д.И. Менделеева и строение атомов. Предусмотрены практические работы. Вводные уроки по химии  дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

           Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего  отводятся часы по  повторению. В программе специально выделены часы для практических и  контрольных работ.

                3. Место учебного предмета в учебном плане

Особенности содержания курса химии является главной причиной того, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для освоения данной дисциплины школьник должен обладать запасом предварительных знаний. Химия в 8 классе на основании Примерной программы составлена из расчета 35 рабочих недель (70 часов), из которых 2 часа резервного времени.

 4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

        4.1. Описание важности учебного курса

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Она воспитывает у учащихся любовь к природе. Особенности содержания курса химии является главной причиной того, что в базисном учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для освоения данной дисциплины школьник должен обладать запасом предварительных знаний.

          4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета

Изучение химии способствует формированию гражданской идентичности,  идеалов ценностей гражданского общества, в том числе ценностей человеческой жизни, семейных ценностей, трудовой этики, патриотизма, национального согласия.

4.3. Особенности обучающихся.

          При планировании уроков необходимо учитывать особенности обучающихся, разный уровень развития умений и навыков. Для ребят, имеющих повышенную мотивацию в обучении, следует предусмотреть  индивидуальные опережающие задания, задания повышенного уровня. Для учеников с низкой учебной мотивацией  необходимо предусмотреть задания, способствующие включению в учебный процесс, повышению интереса к предмету. Наиболее привлекательными для ребят в этом возрасте являются задания с игровыми элементами, элементами творчества. Поэтому в систему уроков следует включить такие формы работы, которые помогают реализовать их потенциал: игра, турнир, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, химические сказки, викторина, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа; групповую работу.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета по ФГОС

5.1. Личностные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса

Личностные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Самоопределение

потребность в самовыражении и самореализации

 

готовность к самовыражению и самореализации

 

Смыслообразование

осваивать и использовать новые способы действий

самостоятельно применять изученные  способы действий в учебных ситуациях

Морально – этическая ориентация

развитие морального мышления и поведения

высказывать своё мнение в обсуждении конфликтных ситуаций, ситуаций морального выбора, моральных дилемм

 

5.2.Метапредметные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса

Метапредметные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

 

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

 

Познавательные

приёмам работы с текстом, приёмам исследовательской работы (наблюдения, сравнения, эксперимент), строить устные и письменные высказывания,  искать нужную информацию в разных источниках и представлять её,  создавать мини – проекты

самостоятельно проводить наблюдение, сравнение, эксперимент, строить высказывания в устной и письменной форме, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать  проекты

Регулятивные

целеполаганию

 

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

 

ИКТ- компетентность

создавать презентации в электронном виде, искать  нужную информацию в Интернете

самостоятельно создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете и преобразовывать её в  соответствии с поставленными задачами

 

5.3. Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы:

Предметными результатами изучения курса «Химии» в 8 классе  является сформированность следующих умений:

 давать определение изученных понятий, описывать демонстрационные и проводимые эксперименты химическим языком, классифицировать объекты и явления, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека, соблюдать правила техники безопасности жизнедеятельности, оказывать первую помощь и решать задания в форме ОГЭ.

         5.4.Система оценки планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 1. Ответ

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА:

оценивается отметкой «5» , если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником повышенного уровня;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику; правильно выполнил схемы, таблицы, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

2. Ответ оценивается отметкой «4», если:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником базового уровня, но имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
  • допущены один — два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
  • имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в схемах, таблицах или в графиках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ОБУЧАЩИХСЯ.

При оценке выполнения заданий отметки выставляются следующим образом:  «5» – если задания выполнены 90 – 100 %; «4» – выполнено правильно 75 – 89% заданий; «3» –правильно выполнено 50 – 74 % работы; «2» – менее 50 % заданий.

ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЩАЮЩИХСЯ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка «5» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании.

Отметка «4» ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании.

Отметка «3» ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании.

Отметка «2»ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки.

 

6. Содержание учебного предмета.

6. Содержание учебного предмета

                                          8 класс

  1. Введение (7 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
   Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

   Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д.И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

         Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

 

         Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа 1.

  1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
  2. Практическая работа2.Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описания.
  3. Практическая работа 3.Анализ почвы и воды.

Тема2.Атомы химических элементов(9ч)
         Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
         Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
         Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.         Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

         Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
          Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

         Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

         Электронные и структурные формулы.

         Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой- образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

   Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов»

   Тема3.Простые вещества (6 ч)
         Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

         Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
         Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
         Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов»,«постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема4.Соединения химических элементов (14ч)
         Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
          Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
         Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

         Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

         Аморфные и кристаллические вещества.

         Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

         Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

         Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
         Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

         Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа4.

Признаки химических реакций.
Практическая работа5 .

 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли  в растворе.

Контрольная работа №2. «Соединения химических элементов»


Тема 5.     Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

         Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
         Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
         Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
         Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
         Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

         Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

         Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

         Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
         Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
         Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия: в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;

д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода.

         Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами»


Тема6. Растворение.Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч)
         Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

          Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

         Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
         Классификация ионов и их свойства.

         Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости дляхарактеристики химических свойств кислот.

          Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

         Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

         Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

         Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

   Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
         Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

         Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа 6. Ионные уравнения.

Практическая работа 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.


Практическая работа8.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа9. Решение экспериментальных задач.

Контрольная работа №4 «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно- восстановительные реакции»

Контрольная работа №5 «Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»

7. Учебно-тематическое планирование

№ раздела

Наименование раздела

Кол-во часов

В том числе

 

 

 

К/р

П/р

Проекты

1

Ведение

7

 

3

 

2

Атомы химических элементов

9

  1

 

 

   3

Простые вещества

6

 

 

 

  4

Соединения химических элементов

14

1

    2

 

  5

Изменения, происходящие с веществами

13

1

 

 

6

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

21

2

   4

 

 

Итого:    

70

5

9

2

 

 

  8. Учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение   образовательного процесса

8.1.Учебно- методическое обеспечение

1

О.С. Габриелян

Учебник для общеобразовательных учреждений «Химия. 8 класс»

2016

М.: «Дрофа»

2

О.С. Габриелян

Настольная книга учителя. Химия. 8 класс.

2016

М.: «Дрофа»

3

М.Ю. Горковенко

Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебнику О.С. Габриеляна

2016

М.: «ВАКО»

4

М.А. Рябов

Е.Ю. Невская

Тесты по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс»

2016

М.: «Экзамен»

5

О.С. Габриелян

Н.П. Воскобойникова

Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений.

2016

М.: «Дрофа»

6

О.С. Габриелян

П.Н. Березкин

А.А. Ушакова и др.

Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс».

2016

М.: «Дрофа»

7

О.С.Габриелян

А.В. Яшукова

Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна

2018

М.: «Дрофа»

8

Л.И. Некрасова

Химия. 8 класс: карточки заданий к учебнику О.С. Габриеляна

 

М.: «Дрофа»

9

В.Г. Денисова

Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы

2019

Волгоград: «Учитель»

10

Н.В. Ширшина

Химия. 9 класс: тестовые задания для подготовки к итоговой аттестации

2018

Волгоград: «Учитель»

 

8.2 Материально-технические средства обучения
Мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, документ камера); средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет); сканер, принтер.

9. Календарно-тематическое планирование:         https://nsportal.ru/user/946773/page/rabochie-programmy

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_k_attest._zadaniyu.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ урока по теме

Содержание программного материала

Повторение

Домашнее задание

Задания, формирующие УУД

Дата

План/факт

регуля-тивные

познавательные

коммуни-кативные

личностные

Тема 1. Введение в химию (7 часов)

1

1

Вводный инструктаж по ТБ при работе в кабинете химии. Предмет химии. Вещества и их свойства. Химический элемент и формы его существования.

Физические свойства, физическое тело

§1, упр. 3, 4

Форми-рование понятия о химии и ее роли в жизни человека            

Форми-рование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов, умения работать с книгой и с периодической системой.

Форми-рование умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, умение использо-вать химический язык, умение работать с химичес-кой посудой.

Форми-рование интереса к новому предме-ту.

2

2

Превращения веществ. Некоторые исторические сведения по химии.

Физические свойства

§2, 3 с19 упр.4,5

3

3

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

Атом

§4, упр. 5

4

4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

Наименьшее общее кратное, атом, молекула

§5, упр.2, 3, 7

5

5

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Лабораторное оборудование и обращение с ним. Анализ воды».

6

6

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой»

7

7

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Анализ почвы»

Тема 2. Атомы химических элементов (9 часов)

8

1

Основные сведения о строении атомов. Изотопы

Атом. Строение ядра атома

§6,7 упр.1,3, 5

Форми-рование понятий о строении атома, химической связи и ее видах.

Формирование умения работать с книгой, умения интегрировать знания из физики в химию.

Форми-рование умения  слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащими-ся.

Форми-рование интереса к конкретному химическому элементу, поиск дополнительной информации о нем.

9

2

Строение электронных оболочек атомов химических элементов №№ 1-20.

Электрон

§8, упр.1-3

10

3

Металлические и неметаллические свойства элементов и их изменение в периодической таблице.

Период. Группа

С.53-56, упр.1

11

4

Ионная химическая связь.

§9, упр. 2

12

5

Ковалентная химическая  связь.

§10, упр.2,5

13

6

Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность (ЭО).

§11, упр. 2,3

14

7

Металлическая связь

§12, упр. 3

15

8

Систематизация и обобщение знаний по теме  «Атомы химических элементов».

Повторить основные понятия темы

16

9

Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»

Тема 3. Простые вещества (6 часов)

17

1

Простые вещества-металлы. Аллотропия.

Физические свойства

§13

Форми-рование понятия о металлах, неметаллах, количестве вещества.

Умение работать с учебником, дополнительной литературой, периодической системой.

Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его.

Овладение навыками для практи-ческой деятель-ности.

18

2

Простые вещества-неметаллы.

Физические свойства

§14, упр.3

19

3

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Относительная атомная и молекулярная массы

§15, упр.1-3

20

4

Молярный объем газов.

Количество вещества

§16, упр.1, 2

21

5

Основные и производные единицы измерения массы, количества и объема вещества.

Количество вещества, молярная масса, молярный объем, постоянная Авогадро

§15, 16 упр. 4-5, с.85

22

6

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро»

§15, 16,

с 82 упр. 4

с 85 упр. 3

Тема 4. Соединения химических элементов (14 часов)

23

1

Степень окисления. Начало номенклатуры бинарных соединений

§17, упр.1,2

Формирование понятия о степени окисления, классов соединений, чистых веществах и смесях.

Умение работать с учебником, умение сопоставлять, работать с формулами.

Умение работать  в парах, в группах, отвечать на вопросы учителя.

Умение исполь-зовать знания в быту.

24, 25

2, 3

Оксиды

§18, упр.1,3,4

26, 27

4, 5

Основания. Степень окисления и заряд иона в сравнении

§19, упр.4-6

28, 29

6, 7

Кислоты

§20, упр.3-5

30, 31

8, 9

Соли

§21, упр.3

32

10

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток

Атом. Молекула

§22

33

11

Чистые вещества и смеси. Состав смесей (массовая и объемная доли компонентов в смеси)

Физическое тело. Физические свойства

§23, 24 упр.3

34, 35

12, 13

Решение задач на смеси.

Смеси. Чистые вещества

§24, упр. 3, 5, 7

36

14

Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов»

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (13 часов)

37

1

Физические явления в химии как основа разделения смесей.

Способы разделения смесей

§25, упр. 3

Форми-рование понятий о химических реакциях, их типах; умения писать реакции и расставлять уравнение в химических реакцииях.

Умение работать с учебником, периодической системой, алгоритмом расставления коэффициентов в химических уравнениях; умение интегрировать знания из физики в химию.

        

Умение вести диалог, работать в парах, работать с учителем.

Умение интегрировать полученные знания в практической жизни.

        

38

2

Признаки и условия течения химических реакций

§26, упр. 1,2

39

3

Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций.

§27, упр. 1-3

40

4

Расчеты по химическим уравнениям

Количество вещества. Молярная масса. Молярный объем

§28, упр. 1-3

41

5

Реакции разложения. Понятие о скорости реакции и катализаторах

§29, упр. 1-2;

42

6

Реакции соединения. Понятие о цепочках превращений.

§30, упр. 1,2

43

7

Реакции замещения. Ряд активности металлов

§31, упр. 2-4

44

8

Реакции обмена. Условия их протекания до конца

§32, упр. 3-5

45, 46

9, 10

Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе

Реакции разложения, соединения, обмена, замещения

§33, упр. 1-3

47

11

Инструктаж по ТБ. Практическая работа №4 «Признаки химических реакций и их классификация»

48

12

Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

 

49

13

Инструктаж по ТБ Практическая работа № 5 «Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей»

Тема 6. Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений (21 час)

50

1

Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД

Ионная связь. Ковалентная неполярная и полярная связь.Ионы

§35-36, упр.3-5, с.203

Форми-рование понятий о растворах, электро-литической диссоциации, ионных уравне-ниях, кислотах, основа-ний, солях, оксидов, окисли-тельно-восстановительных реакциях.

Формирование умения работать с учебником, алгоритмами составления ионных уравнений и расстановки коэффициентов в окислительно-восстановитель-ных реакцииях.

Формирование умения работать индивидуально и в парах, сотрудничать с учителем, умение задавать вопросы.

Формирование умения интегрировать знания о расстворах,  кислотах, основаниях, солях и оксидах в повсед-невную жизнь.

51 -53

2-4

Кислоты в свете ТЭД

Кислота

§38, упр. 1, 3, 4

54-56

5-7

Основания в свете ТЭД,

Основание

§39, упр.1, 3,4

57, 58

8, 9

Оксиды в свете ТЭД

§40, упр. 1, 3,4

59-61

10-12

Соли в свете ТЭД

§41, упр. 1-3, 5

62, 63

13, 14

Окислительно-восстановительные реакции

§43, упр. 1, 7

64

15

Инструктаж по ТБ Практическая работа № 6 «Свойства электролитов»

65

16

Подготовка к контрольной работе по теме «Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений».

Повторить понятие об ионных реакциях

66

17

Контрольная работа №4 по теме «Теория электролитической диссоциации и свойства классов неорганических соединений»

67

18

Понятие о генетической связи между классами неорганических соединений.

§42, упр. 2-4

68

19

Решение заданий по теме "Генетическая связь между классами неорганических соединений".

69

20

Инструктаж по ТБ

Практическая работа № 7. «Экспериментальное решение задач по ТЭД»

70

21

Итоговая контрольная работа